Почему Юристу Ееобзодимо Ищучение Философии Права?

Курс лекций

Первые философско-правовые представления основывались на мифах о «золотом веке», когда боги жили среди людей, создали для них правила общежития и сами вершили суд. Каждая из цивилизаций, существовавших в Древнем мире, создавала собственные версии мифов: в Древнем Вавилоне порядок между людьми поддерживал бог Шамаш, в Египте — богиня Ма-ат, в Греции — богиня Фемида. Однако все они подразумевали непосредственное вмешательство богов как реальных лиц в жизнь людей.

Философско-правовой либерализм – провозглашает в качестве оснований права либеральные ценности, прежде всего свободу как альтернативу жесткой предопределенности, зависимости от необходимости (на этой позиции стояли почти все просветители 18-20 вв., от Ж.-Ж. Руссо до Б.Н. Чичерина).

Дисциплина «Философия права» ассистент кафедры теории и истории государства и права Соловьёв Павел Витальевич

5 право — система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений; право — система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений; Закон Республики Беларусь от N 361-З «О нормативных правовых актах» 1. Понятие философии права

11 В настоящее время в белорусском Парламенте идет работа над проектом закона о внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно- процессуальный кодекс, которые помимо прочего предусматривает введение досудебного соглашения о сотрудничестве с подозреваемым (обвиняемым). Досудебное соглашение о сотрудничестве – это соглашение, заключаемое в письменном виде между подозреваемым (обвиняемым) и прокурором, в котором определяются обязательства по оказанию содействия следствию и условия наступления ответственности подозреваемого (обвиняемого) при выполнении им указанных обязательств. Ранее уголовное законодательство Беларуси не знало никаких сделок между правосудием и подозреваемым. Более того, если бы кто-то сказал, что собирается договариваться, это был бы уже намек на коррупционную составляющую. Но потребность в таком институте была и остается

Обоснование свободы, права и правовой свободы в критической философии И

Особое место в общем контексте возросшего в последние десятилетия интереса к политической и правовой теории И. Канта заняли вызвавшие широкий резонанс публикации X. Арендт . Здесь нет необходимости и возможности обсуждать в деталях предложенный X. Арендт вариант интерпретации политической философии И. Канта, выполненный к тому же не на материале трудов И. Канта, непосредственно посвященных этой тематике, а ставший результатом осуществленной X. Арендт транспортировки на политико-правовую проблематику положений «Критики способности суждения» и в первую очередь (как это ни странно) «Критики эстетической способности суждения» (более обстоятельно интерпретация политической философии И. Канта X. Арендт и некоторыми другими современными политологами проанализирована Л.В. Сморгуновым) . Методологическая правомерность подобной процедуры в отношении системы философии И. Канта представляется спорной и вряд ли адекватной X. Арендт его собственной мысли, а полученные ею результаты (при всей их актуальности в контексте современных дискуссий в политической и правовой философии) вряд ли можно без оговорок отнести к жанру историко-философских исследований, а потому для историков философии они представляют незначительный интерес. В контексте данной работы нет необходимости продолжать обсуждение отношения современной правовой и политической мысли к философии права И. Канта. Это самостоятельная и уже не только историко-философская тема , тем более, есть основания согласиться с выводом Дж. Грея, что варианты нынешнего возрождения идей кантовского правового и политического либерализма зачастую обходится без всякой опоры на метафизические основания этики и философии права у самого И. Канта и даже без ссылок на них (показательно, что и сам Дж. Ролз, чья теория справедливости, по общему мнению и по признанию его самого, находится в непосредственной зависимости от кантовской философии права, редко непосредственно ссылался на его работы по этой тематике, особенно на главную из них: «Метафизические начала учения о праве»).

В отношении учения И. Канта о правовой свободе ситуация оказывается еще менее определенной и еще более сложной. Главная проблема в том, что само признание существования правовой свободы в философии И. Канта в качестве особой самостоятельной формы, или вида, свободы до сих пор констатируется и даже обсуждается крайне редко (например, Э. Кассирер в указанной выше монографии, при обсуждении проблематики свободы и правовой теории И. Канта о правовой свободе даже не упоминал). Даже в наиболее обстоятельных монографиях, специально или в большей своей части посвященных исследованию проблематики свободы у И. Канта, тема автономной правовой свободы, как правило, вовсе отсутствует, или же, и то нечасто, лишь упоминается.

Глава 1

Аксиологическая функция связана с оценочным исследованием сущего и должного, правомерного и неправомерного, законного и незаконного. В этом отношении философия права выступает и как мировоззрение, и как методология, и как технология.

С другой стороны, она конечно же вырабатывает и собственные понятия, необходимые не только в юриспруденции, но и в сфере философии права — например: правомерное и неправомерное поведение, преступление, законность, законодательство, правосудие, обязанность, вина и др.

Философия права в системе наук, ее основные вопросы и функции

ными видеть право не только с позиции своей дисциплины, но и 25 с позиции философии и социологии.
Основные вопросы философии права. Как уже отмечалось, философию права как самостоятельную исследовательскую дисциплину конституирует (т.е. устанавливает, определяет) ее основной вопрос, от решения которого зависит решение всех других ее вопросов. Конечно, на определение этого основного вопроса непосредственное влияние оказывает мировоззренческая позиция исследователя, поэтому неудивительно, что у каждого исследователя может быть свой подход к определению основного вопроса философии права. Так, теоретик права Г. Кленнер, позиция которого основывается на теории марксизма, определяет основной вопрос права как «отношение юридического к материальному, и, в частности, к экономическим условиям жизни общества»1. Придерживающийся же объективно-идеалистической точки зрения фон Валендорф видит основной вопрос философии права в «отборе» истинных ценностей и создании на их основе системы ценностей в виде конкретного правопорядка, назначение которого — поддержание социального мира. «Право — логика ценностей», — подчеркивает он[X] [XI]. Другой западный исследователь А. Брижемен полагает, что все вопросы философии права сводятся к одному основному: «каким должно быть право в свете социальной справедливости?»[XII]. Русский же философ И. Ильин центральным для философии права считает вопрос об обосновании права (естественного и позитивного)[XIII]. По мнению авторов учебника, одно из самых простых и глубоких определений основного вопроса дает видный немецкий философ права А. Кауфман: «Основным вопросом философии права, как и всей правовой науки, является вопрос: что есть право. Это значит: какие сущностные формы, какие онтологические структуры, какие основные законы бытия мы называем правом? От ответа на этот вопрос зависит решение многих других важнейших правовых проблем»[XIV].
Исходя из нашего видения сущности и задач философии права, основной вопрос: «что есть право?» будет выглядеть как вопрос о смысле права. Поскольку философия должна не просто декларировать какие-либо идеи, но и аргументировать их, то и основная задача философии права должна заключаться в обосновании права и определении его смысла. Вопрос «что есть право (каков его смысл)?» является основным для философии права потому, что от ответа на него непосредственно зависит решение всех других важнейших правовых проблем, в том числе в сфере правотворчества и правоприменения. Этот вопрос является философским, поскольку соотносит право с человеческим бытием.
Ввиду сложности самой структуры права решение основного вопроса философии права может быть осуществлено через решение ряда основных задач, или главных вопросов философии
права: об основании справедливости и ее критериях (задача, в рамках которой право соотносится с моралью) — этот вопрос является центральным в философии права, в более традиционном виде он выглядит как вопрос об обосновании «естественного права»; о нормативной (обязывающей) силе права, или вопрос о том, почему человек должен подчиняться праву (задача, в рамках которой определяется соотношение права и власти); о природе и функциях позитивного права (задача, в рамках которой выясняется характер правовых норм), тесно связанный с решением предыдущих двух вопросов, — он обеспечивает оправдание позитивному праву.
Решение этих основных задач или главных вопросов философии нрава позволяет обеспечивать легитимацию и ограничение права, т.е. обосновывать необходимость права для человека и определять границы, за которые оно не может заходить.
Функции философии права. Как и любой другой философской дисциплине философии права присущ ряд функций. Среди них важнейшими являются: мировоззренческая, методологическая, отражательно-информационная, аксиологическая, воспитательная.
Мировоззренческая функция философии права заключается в формировании у человека общего взгляда на мир права, правовую реальность, т.е. на существование и развитие права как од-
ного из способов человеческого бытия; она определенным обра- 27 зом решает вопросы о сущности и месте права в мире, его ценности и значимости в жизни человека и общества в целом или, другими словами, формирует правовое мировоззрение человека.
Методологическая функция философии права находит свое отражение в формировании определенных моделей познания права, способствующих развитию юридических исследований.
С этой целью философия права разрабатывает методы и категории, при помощи которых и проводятся конкретные правовые исследования. Результирующим выражением методологической функции права является оформление имеющегося знания о праве в виде способа его осмысления как содержательно-смысловой конструкции, обосновывающей его основные идеи.
Отражательно информационная функция обеспечивает адекватное отражение права как специфического объекта, выявление его существенных элементов, структурных связей, закономерностей. Это отражение синтезируется в картине правовой реальности или «образе права».
Аксиологическая функция философии права заключается в разработке представлений о правовых ценностях, таких как свобода, равенство, справедливость, а также представлений о правовом идеале и интерпретации с позиций этого идеала правовой действительности, критика ее структуры и состояний.
Воспитательная функция философии права реализуется в процессе формирования правосознания и правового мышления, через разработку собственно правовых установок, в том числе такого важного качества культурной личности, как ориентация на справедливость и уважение к праву.
ВЫВОДЫ Философское осмысление права задача особой теоретической дисциплины — философии права, предметом которой является выяснение смысла права, а также обоснование понимания этого смысла, а ее основы- ми категориями — идея, смысл, цель права, справедливость, свобода, равенство, признание, автономия личности, права человека и др. Философия нрава имеет сложную структуру, в которую входят: онтология права, гносеология права, аксиология права, феноменология права, правовая антропология, прикладная философия права и др. По своему статусу философия права представляет собой комплексную, смежную дисциплину, находящуюся на стыке философии и юриспру-

Рекомендуем прочесть:  Банковская Гарантия На Оплату Товара

ствует только одна философия права, хотя она и питается из двух разных источников. Первый источник философии права — это общефилософские разработки правовых проблем. Второй же ее источник связан с опытом решения практических проблем права. Таким образом, философия права — это единая исследовательская и учебная дисциплина, которая определяется своим основным вопросом, лишь в соотнесении с которым те или иные проблемы имеют к ней отношение. Она требует особых качеств от исследователя, работающего в этой области: сочетания фундаментальной философской подготовки и знания основных проблем политико-правовой теории и практики.
Конечно, каждый исследователь вместе с определенным профессиональным интересом вносит свое специфическое видение в предмет этой дисциплины, однако именно наличие различных позиций, их постоянный взаимообмен и взаимообогащение, сосуществование на основе дополнительности позволяют сохранить равновесие вокруг общей задачи — рефлексии оснований права.
Для более конкретного определения дисциплинарного статуса философии права целесообразно рассмотреть подходы к этому вопросу представителей различных философских направлений.
В системе Гегеля философия права не просто часть одного из фундаментальных разделов философии, а охватывает всю социально-философскую проблематику. В других философских системах, например, у С. Франка она — раздел социальной философии, который носит название социальной этики. Что же касается социальной философии марксизма (исторического материализма), в рамках которой рассматривалась проблематика права, то его последователями она исследовалась лишь в аспекте выявления социальных функций права. Поэтому философия права как самостоятельная дисциплина в рамках социально-философского учения о сущем и необходимом, где проблематика должного не затрагивалась, не могла сформироваться.
Аналитическая философская традиция (позитивизм) рассматривает философию права как составную часть политической философии, отказывая ей в статусе самостоятельной дисциплины. В современной западной философии проблематика философии права чаще всего рассматривается в рамках философской антропологии. Даже социальная и моральная философия, в тесной связи с которыми рассматриваются проблемы философии права, претерпели значительную антропологическую трансфер-
мацию под влиянием таких философских направлений, как экзи- 23 стенциализм, феноменология, герменевтика, философская антропология, психоанализ и др.
Следовательно, достаточно сложно указать какой-либо един- ственный философский раздел, частью которого была бы филосо- фия права. В то же время совершенно очевидно, что она наиболее тесно связана с социальной, политической, моральной и антропологической философиями, каждая из которых делает акцент на одном из факторов формирования и исследования права: социальном, морально-ценностном, политическом, антропологическом.
Так, политическая философия рассматривает вопрос: что такое власть и как соотносятся власть и право. Социальная философия: что такое общество и как соотносятся общество и право. Моральная философия: что такое мораль и как соотносятся мораль и право. Антропологическая философия: что такое человек и как соотносятся человек и право. Философия же права ставит общий вопрос: что такое право и в чем его смысл. Поэтому ее, несомненно, интересуют вопросы и о том, как связано право с такими феноменами, как власть, общество, мораль и человек.
Структура философии права. По своей структуре философия права близка к структуре общей философии. В ней могут быть выделены следующие основные разделы: онтология права, в котором исследуются проблемы природы права и его оснований, бытия права и форм его существования, связи права с социальным бытием и его местом в обществе; антропология права, в котором рассматриваются антропологические основы права, понятие «правовой человек», права человека как выражение личностной ценности права, а также проблемы статуса института прав человека в современном обществе, права человека в конкретном социуме, соотношение личности и права и т.д.; гносеология права, в котором исследуются особенности процесса познания в сфере права, основные этапы, уровни и методы познания в праве, проблема истины в праве, а также правовая практика как критерий правовой истины; аксиология права, в котором исследуется ценность как определяющая характеристика человеческого бытия, способ бытия ценностей, анализируются основные правовые ценности (справедливость, свобода, равенство, права человека и т.д.), их «иерархия» и способы реализации в условиях современной правовой реальности. К сфере интересов правовой аксиологии также
2^ иногда относят вопросы соотношения права с иными формами ценностного сознания: моралью, политикой, религией, а также вопрос о правовом идеале и правовом мировоззрении; в структуре философии права можно выделить и приклад ной раздел, в котором рассматриваются философские проблемы конституционного права (правовая государственность, разделение властей, конституционная юрисдикция), гражданского нрава (договор и уравнивание убытков и выгод, собственность), процессуального и уголовного права и др.

Рекомендуем прочесть:  Комигазстрой Комигазпром Корпоративная Пенсия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

14 Подготовка к зачету/экзамену Итого — Зачет * в том числе в активной и интерактивной формах 2* 2* — — *Формы текущего контроля: О -опрос (устный, письменный) КО — контрольный опрос (по разделам дисциплины) КЗ -контрольное задание (устное, письменное) Д -обсуждение основных теорий (понятий, положений) ПС -разбор практических (проблемных) ситуаций 5.3. Содержание дисциплины Тема 1. Философия права: объект, предмет, функции Сущность философии права, ее предметное поле и отличие от теории государства и права, политологии, социологии и других общественных и гуманитарных наук. Философия права как часть социальной философии. Типы философских концепций права: естественное право, позитивное право, гуманистическое право. Значение философии права для профессиональной деятельности специалиста. Основные категории философии права и методы познания правовой реальности. Актуальные философско правовые проблемы современности. Тема 2. Философско-правовые взгляды Древнего мира, Средневековья и эпохи Возрождения Предпосылки возникновения правовых воззрений в родовом строе. Правовая мысль Древней Индии. Идея мирового закона. Философско-правовая мысль Древнего Китая. Основные философско-правовые идеи даосийцев, конфуцианцев и легистов. Закон, порядок и справедливость как основные проблемы философии права античности. Идея общественного договора Протагора. Правовой рационализм Сократа, гедонизм Эпикура и фатализм стоиков. Основы философии естественного права: 14

3 ОЧУВО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА Направление подготовки: «Юриспруденция» Магистерская программа: «Правоохранительные органы» Квалификация (степень) выпускника: магистр Объекты профессиональной деятельности: общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка Форма обучения: очная, заочная Москва

Тема 1

Под методологией подразумевают систему методов, применяемых для исследования той или иной реальности, а также науку об этих методах. Метод –путь, способ достижения определенной цели, в данном случае способ получения нового знания об этой реальности.

Философский подход,когда под методологией права имеют в виду
применение основных принципов и категорий философии к праву. Такими
категориями являются диалектика или гносеологические категории. Но та­
кой подход не признает существования новой дисциплины на стыке философии и правоведения.

МИЭП: Правовое регулирование заключения брака в Семейном кодексе РФ

Создает с помощью норм семейного права препятствие на пути создания заведомо неполноценной семьи, а прекращение семейных отношений супругов путем развода, подчиняется определенным правилам, предназначенными для охраны интересов каждого из супругов, несовершеннолетних детей, государства.

Методы исследования представлены комплексом специальных методов познания правовых явлений, к числу которых можно отнести диалектический метод, формально-логические методы – анализа, синтеза, а также специальные методы – историко-правовой и сравнительно-правовой.

Почему Юристу Ееобзодимо Ищучение Философии Права?

Точка
Друзья!
Сегодня дата рассмотрения кассационной жалобы, поданной Мегафоном, на вынесенное решение Ленинским судом г. Владимира по нашему делу. В начале заседания юрист ОАО «Мегафон» ходатайствовала об отзыве иска и на этом основании — отмене вынесенного решения. Суд удовлетворил это ходатайство. Нет иска — нет решения.

Рекомендуем прочесть:  Повысятся ли льготы чернобыльцам 1 апреля 2022 года

Всем интересны подробности, но пока их нет, т.к. суд огласил только резолютивную часть решения. Готовое решение суда будет позже. Выложу в открытый доступ после процедуры обжалования его Мегафоном. Отвечу на любые вопросы, объясню доводы и все, что будет вас интересовать.

Почему Юристу Ееобзодимо Ищучение Философии Права

АУДИТОРИЯ: Самостоятельно мыслящие юристы независимо от специализации, а также неюристы — «физики», «лирики» и «ботаники», философы и филологи. А равно — преподаватели, студенты и широкий круг читателей, которых еще на научили мыслить «правильно» и которые хотели бы включить свой «правый мозг»

Великий индиец Р. Тагор говорит об открытых дверях, китайский реформатор Дэн Сяо Пин призывает держать открытыми и окна, несмотря на то, что «В открытое окно вместе со свежим воздухом всегда залетят несколько мух».

О либертарно-юридической теории

Основной же сферой работы ученого правоведа является теория, т.е. сравнение догматических выводов с конкурентными догматическими конструкциями иных правопорядков (обнаруживаемых в истории, в других странах, либо даже выдуманных) и выявление их сильных и слабых черт в правовой системе. Здесь, например, ученый юрист показывает, что существуют системы и без ограничения виндикации, и с иными условиями такого ограничения, и с иными догматическими конструкциями ограничения; показывает, как то или иное решение взаимодействует с иными нормами правовой системы. Здесь уже возможен вывод о несовершенстве законодательства, но основаннй не на ценностных соображениях, а на противоречиях в самой правовой системе.

Поэтому я не считаю, что правы либертаристы либо позитивисты. Содержание и форма едины, и хотя форма — служанка содержания, она имеет собственное присущее только ей содержательное значение, заключающееся в презумпции содержания, и именно потому уже следует согласится с тем, что закон — это высшая справедливость (как обсуждалось в одноименной теме). И только в самых исключительных случаях (обсуждаемых, например, в Декларации независимости США) допустимо отступление от него (когда презумпция опровергнута) (здесь, правда, возникает проблема умножения исключительности, которая коренится, скорее, в правовой культуре и практике, нежели в правовых формулах).

Ciao, bella Италия

Покидаем Галерею Географических Карт и через комнаты апартаментов Папы Пия V и Зал Собески, направляемся вниз по лестнице, к длиной открытой галерее. Лестница справа в конце галереи приведет нас в Станцы Рафаэля. Серия из четырех комнат, расположенная над Апартаментами Борджиа, поражает выдающимися фресками кисти Рафаэля. Эти комнаты были частью личных апартаментов Папы Юлия II (делла Ровере,1503-1513), куда Папа переехал из апартаментов Борджиа, так как не желал видеть каких-либо напоминаний о своем ненавистном предшественнике, Папе Александре VI Борджиа.

В знак уважения к своему учителю Перуджино, Рафаэль распорядился оставить нетронутым потолок, расписанный великим мастером из Умбрии в Станце Пожара. Многочисленные изменения и декоративные работы настолько затянулись, что Юлий II так и не увидел их завершения, и работа продолжалась уже при правлении Папы Льва X (Медичи,1513-1521 гг.), а полное окончание пришлось на эпоху правления Климента VII (Медичи,1523-1534 гг.).

Пятая колонна PolitRussia

С одной стороны можно согласится с доводами, что в 19-20-м веке Россия действительно владела Крымом почти все время, и он был заселен русским этносом (хотя при этом исторически это более греческая или турецкая территория, чем российская). Но тогда вызывает вопрос, зачем Россия дважды гарантировала целостность Украины и Крыма в ее границах (в Лиссабоне в 1992 и в Будапештском меморандуме 1994)? Приводят аргумент что «а где обещания США, что в случае объединения Германии НАТО расширяться не будет» — так а где этот документ, кто его видел? Если это устные договоренности, но тогда и цена им соответствующая. Отсылки к тому, что международное право не действует, наводит на две мысли: в случае с Косово (которым так любит оперировать российское руководство) не было аннексии территории, а было образованно новое государство, которое никуда не было присоединено. По крайней мере, соседние государства не водили туда дружеский контингент войск. И вторая мысль, более важная. Если международное право, точнее – миропорядок, который поддерживается (да, не очень хорошо) США и странами НАТО рухнет, то на первое место выйдет отнюдь не Россия, а более сильный в экономическом плане Китай и более активный исламский мир. И они тоже могут спросить себя – а стоит ли нам выполнять международные соглашения, или присмотреться к малозаселенной территории вблизи своих границ? Ну а до той поры, пока баланс удерживается за счет слабых окриков со стороны европейской бюрократии – да, можно похулиганить на соседних территориях. Любая мелкая агрессивная страна будет казаться сильнее большой демократии – ибо современная демократия панически боится применять насилие, идя на прямую конфронтацию. Но недостатки мирных стран отнюдь не улучшает репутацию агрессивных стран в мире.

При этом аргументация со стороны Владимира Путина выглядит просто ужасно, это можно списать только на нервозность момента в целом. Ведь когда совершаешь что-то неправомерное с точки зрения международного права, всегда нервы на пределе. Фраза о «защите УКРАИНСКИХ граждан российскими войсками, которые будут идти за спины женщин и детей» навевает на мысли о том, граждане каких еще стран нуждаются в защите российских войск? Но зачем нужна особая правдоподобность, когда есть преданность, успешно продемонстрированная Советом Федерации РФ, полностью поддержавшим решение о вводе российских войск на любую территорию мира! Если говорить в таком контексте, то ведь защита гражданам других стран от их неразумно выбранного правительства тоже ведь может понадобится когда-нибудь.