Регулярные платежи за пользование недрами 2022 КБК

Новые КБК для перечисления налогов в 2022 году

Данный КБК называется «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) за расчетные периоды, начиная с 1 января 2022 года)».

Единый налог при УСН по-прежнему перечисляется с учетом объекта налогообложения: для УСН «доходы» и «доходы минус расходы» действуют разные КБК. ИП на ПСН при уплате стоимости патента учитывают уровень бюджета. А самозанятые, независимо от региона, перечисляют налог на профдоход по единому коду бюджетной классификации.

Для уплаты налога на имущество КБК определяется принадлежностью недвижимости к ЕСГ (Единой системе газоснабжения). По земельному налогу кодировки выбираются в зависимости от территориального образования, где расположен земельный участок. Транспортный налог уплачивается на единый КБК.

Коды бюджетной классификации (КБК) введены для того, чтобы упорядочить поступление денег в бюджет и их расходование. При помощи этих кодов происходит группировка бюджетных средств, в том числе налогов и страховых взносов. Например, все поступления налога на доходы физических лиц подразделяются на группы: НДФЛ, начисленный налоговыми агентами; НДФЛ, начисленный предпринимателями и прочими «частниками»; НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей с доходов нерезидентов и проч. И для каждой из названных групп предусмотрен отдельный код бюджетной классификации.

С 1 января 2022 г. уплата авансовых платежей должна производиться с указанием КБК 153 1 10 09000 01 1000 110 «Авансовые платежи в счет будущих таможенных и иных платежей (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному).

Особенности уплаты регулярных платежей за пользование недрами

  • пользователь недр открыл месторождение при геологическом изучении участка;
  • лицензия на пользование одним участком недр содержит обязательство недропользователя по ликвидации на другом участке горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.

В 2022 году курированием налогов и страховых взносов будет заниматься ФНС, плательщики должны будут подавать единую отчетность (Федеральный закон №243-ФЗ). Показатель кода бюджетной классификации, отражаемый в строке №104, заполняется по прежним правилам. В таблице показаны некоторые изменения, которые произошли в платежке в 2022 году:

Предотвратить неприятности при совершении финансовых операций поможет наша таблица КБК на 2022 год , подготовленная финансистами на основании данных Минфина РФ. Но если бухгалтер все-таки воспользуется сведениями за 2022 год, допущенную ошибку можно исправить (потребуется уточнять платеж).

№1-3 – код, указывающий адресата, для которого предназначены денежные поступления (территориальные ФНС, страховые и пенсионные фонды). Например, для оплаты КБК по НДФЛ в 2022 году ставится цифра «182», для взносов в Пенсионный фонд – «392».
№ 4 – показывают группу денежных поступлений.
№5-6 – отражает код налога. Например, для страховых взносов указывается значение «02», акцизы и страховые взносы характеризуются номером «03», оплата госпошлины – «08».
№ 7-11 – элементы, раскрывающие статью и подстатью дохода.
№ 12 и 13 – отражают уровень бюджета, в который планируется поступление денежных средств. Федеральный имеет код «01», региональный «02». Муниципальным учреждениям отведены числа «03», «04» или «05». Остальные цифры характеризуют бюджетные и страховые фонды.
№14-17 – указывают причину выполнения финансовой операции:

Невнесение разового (регулярного) платежа нарушает существенные условия лицензии. За такое нарушение право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено. Такой порядок следует из положений пункта 6 статьи 12, пункта 2 части 2 статьи 20, части 4 статьи 21 и пункта 10 части 2 статьи 22 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1.

Как бы понятно с обычными кодами КБК которые, например, выглядят так—182 1 0100 110 (это налог на прибыль для перечисления в Федеральный бюджет). А что это за КБК 00000000000000000130? Некоторые бухгалтера организаций, сталкиваются с таким КБК. Куда же перечисляются денежные суммы по этому реквизиту?

Код бюджетной классификации – так расшифровывается сокращенное определение КБК. Представляет из себя набор цифр, который указывается в реквизитах для совершения платежей на государственные счета. На его основании перечисление средств происходит автоматически, так как легко определить назначение. Содержит в себе набор установленных кодов, что гарантирует попадание денег в конкретную ячейку бюджета.

  • 048 1 означает платеж в государственный бюджет по статье налоговые, а также неналоговые доходы;
  • 12 показывает, что речь идет о платежах за пользование природными ресурсами;
  • 01010 позволяет отнести средства к оплате загрязняющих выбросов в атмосферу;
  • 01 и последние три цифры 120 означают, что выплата по данному КБК осуществляется за НВОС;
  • четыре цифры, находящиеся между ними, могут иметь один из четырех вариантов: 1000 – если речь идет об обычной плате;
  • 2100 – в случае оплаты начисленных пеней;
  • 3000 – при перечислении штрафа, назначенного в соответствии с решениями;
  • 0000 – используется для отчетности.
  • все платежи по налогам, которые осуществляются рядовыми гражданами и предпринимателями;
  • перечисление средств, предназначенных для финансирования бюджетного дефицита;
  • оплаты за госпошлины, акцизы, пени и штрафы;
  • денежные операции, которые производятся государственными инстанциями.
  • Код бюджетной классификации 00000000000000000130
  • Что такое кбк в платежке в 2022 году
  • Учимся заполнять платёжное поручение: что такое кбк в платежке?
  • Таблица кбк на 2022 год: коды бюджетной классификации с расшифровкой
  • Как правильно заполнить поле кбк в платежке
  • Коды бюджетной классификации (кбк) на 2022 год
  • Коды бюджетной классификации 2022
  • Кбк 0000000000000130 за что это

В соответствии с п. 2 ст. 432 НК РФ, уплата обязательных медицинских и пенсионных взносов ИП «за себя» должна быть произведена в полном объеме в срок до 31 декабря года, за который производится платеж. Но в связи с тем, что 31.12.2022 выпадал на выходной день — воскресенье, то, согласно п. 7 ст. 6.1 НК РФ, крайний срок уплаты страховых взносов был перенесен на первый рабочий день 2022 года. Согласно официальному производственному календарю, первый рабочий день в 2022 году — 9 января.

  • добавили код 000 1 01 02120 01 0000 110 для НДФЛ с базы свыше 5 млн руб. Речь идет о сумме, которую уплачивают по налоговому уведомлению;
  • убрали код 000 1 07 01040 01 0000 110 для НДПИ при добыче на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ и из недр за пределами страны.

Также заметим, что к 2022 году должен быть принят закон, по которому организации и ИП смогут перечислять в бюджет единый налоговый платеж, как это уже сейчас делают физлица. При перечислении не придется указывать вид платежа, срок уплаты, принадлежность к конкретному бюджету и т. д. Также см. “Единый налоговый платеж с 2022 года: как это работает“.

Расчет регулярных платежей за пользование недрами

У нас на сайте каждый может бесплатно скачать образец интересующего договора или образца документа, база договоров пополняется регулярно. В нашей базе более 5000 договоров и документов различного характера. Если вами замечена неточность в любом договоре, либо невозможность функции “скачать” какого-либо договора, обратитесь по контактным данным. Приятного времяпровождения!

Сегодня и навсегда — загрузите документ в удобном формате! Уникальная возможность скачать любой документ в DOC и PDF абсолютно бесплатно. Многие документы в таких форматах есть только у нас. После скачивания файла нажмите «Спасибо», это помогает нам формировать рейтинг всех документов в базе.

Рекомендуем прочесть:  Дом По Дарственной А Как Приватизировать Земельный Участок

2. Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Порядок определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

Работать по УСН компании и предприниматели, занятые добычей и реализацией ископаемых, не имеют правовой возможности. Регулярные взносы не отражаются на налогооблагаемой базе при оплате налогового платежа с доходов (ст. 346 НК РФ). При расчете налогового показателя с разницы между значениями расходов и поступлений суммы за недропользование также не могут быть учтены – они отсутствуют в списке трат, признаваемых при ведении деятельности по упрощенной методике обложения налогом.

  • ищет и оценивает месторождения полезных ископаемых;
  • производит разведку полезных ископаемых;
  • изучает и оценивает пригодность участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • строит и эксплуатирует подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых;
  • разрабатывает технологии геологического изучения и добычи трудноизвлекаемых ископаемых;
  • разрабатывает технологии изучения и разведки ископаемых по совмещенной лицензии при пользовании недрами.

За геологическую информацию о недрах, полученную в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр, взимается плата. Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания определяются Правительством Российской Федерации. Плата за геологическую информацию поступает в доход федерального бюджета.

Для организаций, которые подписали соглашение о разделе продукции, размер регулярных платежей рассчитывают Роснедра. Ведомство в соглашении установит годовую сумму платежа. Организация же делит его на четыре равные части и ежеквартально перечисляет их в бюджет .

Код бюджетной классификации (КБК) – комбинация цифр, известная бухгалтерам, а также сотрудникам банковских и бюджетных учреждений. Характеризует определенную денежную операцию и является удобным способом для группировки расходов/доходов, поступаемых в бюджет. Создана на основании Бюджетного кодекса РФ.

Расчет и установление величины ставки по земельному фонду производится по участкам в отдельности. Показатель определяется структурой по управлению государственным фондом природных недр (региональным, федеральным). Ставка взноса указывается в лицензии, разрешающей использование конкретной территории недр.

Следует отметить, что налоговые инспекторы в такой ситуации не уполномочены применять меры ответственности, предусмотренные главой 16 Налогового кодекса РФ (штрафы, пени) и статьями 15.5, 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Такая позиция выражена ФНС России в письме от 11 января 2009 г. № ВЕ-20/3/2 и подтверждена в постановлении Президиума ВАС РФ от 10 февраля 2009 г. № 11295/08.

Оплата регулярного типа за использование земель отнесена к неналоговым перечислениям обязательного характера, выплачиваемым за получение возможности присутствия с разрешенными целями на определенной территории. ФНС РФ контролирует корректность и точность подсчета, размер поступления оплаты в бюджет и своевременность ее внесения.

Регулярные платежи рассчитывайте и перечисляйте в бюджет в полных рублях. Соответственно, если рассчитанный платеж будет с копейками, то сумму до 50 коп. отбрасывайте, а 50 коп. и более округляйте до полного рубля. Такой вывод следует из пункта 5.3 Порядка, утвержденного приказом МНС России от 11 февраля 2004 г. № БГ-3-21/98, и подтверждается письмом Минфина России от 27 октября 2014 г. № 03-06-05-01/54370.

Платежи за использование земли не относятся ни к категории налогов, ни акциз. Их правовая природа близка к арендным платежам, предусмотренным за использование природных ресурсов при соблюдении правил о недопущении ущерба окружающей среде. У сбора за использование недр отсутствует компенсационная функция, поскольку таковая предусмотрена платой за негативное воздействие на окружающую среду.

Примечательно, что сборам за пользование недрами присущи все признаки налога, прописанные в ст.8 НК РФ, в том числе об индивидуальной безвозмездности. Присутствуют и все основания для причисления таких платежей к правовой конструкции налогообложения, поскольку законодательством предусмотрен период и ставка для его внесения, база для начисления и объект.

Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области сообщает, что в соответствии со ст. 43 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) «О недрах» за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению, взимаются регулярные платежи за пользование недрами. К строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся также строительство искусственных сооружений и прокладка кабелей и трубопроводов под водой.

Пользователи недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в территориальные органы Федеральной налоговой службы и уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в области природных ресурсов по местонахождению участков недр расчеты регулярных платежей за пользование недрами по формам, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации. Форма расчета утверждена приказом МНС России от 11.02.2004 № БГ-3-21/98@ «Об утверждении формы расчета регулярных платежей за пользование недрами и порядка его заполнения».

Порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии определения ставок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так, постановлением Правительства РФ от 28 октября 1992 г. № 828 было утверждено Положение о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна (в ред. от 22 августа 1998 г)*. Действует также Инструкция Минфина РФ от 4 февраля 1993 г. № 8, Госналогслужбы РФ от 30 января 1993 г. № 17 и Госгортехнадзора РФ от 4 февраля 1993 г. № 01-17/41 «О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами»**.

18210501021011000110 КБК по какому налогу в 2022 году

Кроме всего не нужно путать, что уплачивается в данный момент, налог, штраф или пеня. Вот здесь может возникнуть ошибка если указать неверно всего одну цифру. То тогда на основной налог, может лечь штраф, за несвоевременную оплату и начисляться пени за каждый день просрочки.

Каждый год, приходится ожидать нововведений, не исключением стал и этот год. Прежде всего это коснется лимита доходов, для перехода на упрощенную систему. Будут введены онлайн-кассы, добавлены новые формы отчетности, и самое наверно большое изменение заключается в смене контролирующих органов.

Пени по налогу на прибыль в федеральный бюджет в 2022-2022 годах необходимо перечислять с применением КБК 18210101011012100110, штрафы — с использованием кода 18210101011013000110. При перечислении штрафов и пеней за налог в региональный бюджет необходимо указать в платежном документе, соответственно, КБК 18210101012023000110 и 18210101012022100110.

Практически каждый год законодатели вносят различные изменения в законы. И не остаются в стороне изменения, которые касаются самих классифицирующих кодов. Они являются расчетным счетом каждой бюджетной организации, с помощью этого набора цифр, денежные средства быстро попадают получателю.

Заполняя очередной платежный документ, по уплате основного налога, коммерсант может использовать как один, так и второй КБК, и это будет считаться верным. Можно не сомневаться, что деньги поступят. Но, а если не хочется испытывать судьбу, то стоит проверить актуальность действующего КБК в специальном справочнике классифицирующих кодов.

  • 1-3 разряд. Код главного администратора доходов бюджета, т. е. для кого предназначены средства, например, 182 – ФНС, 392 – Пенсионный фонд.
  • 4–13 разряд. Код вида доходов бюджетов, сгруппированных по группам, подгруппам (в зависимости от наименования платежа), статьям (цели поступления), подстатьям и элементам доходов (уроню бюджета, 01–федеральный, 05 – муниципальный, 10 – бюджет поселения, 06– ПФР).
  • 14–20 разряд. Код подвидов доходов бюджета, группируется по подвидам и аналитическим группам (110 – налоговые доходы, 120 – доходы от собственности, 140 – принудительное изъятие).
  • Если код сформирован неверно, платеж зависает до выяснения его назначения. Это требует времени. Если брать в целом по стране, суммы будут не маленькие.
  • За неуплату в срок взимаются штрафы и пени по платежам, где был указан код КБК, который уже изменился. Редко кто пытается доказать свою правоту и оспаривает начисление санкций за просрочку.
Рекомендуем прочесть:  Какие льготы положены по чернобыльскому удостоверению выехавшим добровольно из зоны проживанич

Код бюджетной классификации (КБК) является агрегированным многоразрядным кодом, предназначенным для группировки доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетной системы РФ. Он применяется при осуществлении платежей в бюджет и в государственное органы. В зависимости от кода платежи зачисляются по своему целевому направлению.

  • НДФЛ на физических лиц в размере 15%, на доход, который составил более 5 млн руб. — 182 1 01 02080 01 1000 110.
  • Земельный налог на участки, расположенные в границах муниципальных округов – 182 1 06 06032 14 1000 110.
  • НДПИ при добыче прочих полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, — 182 1 07 01080 01 1000 110.
  • Налог, взимаемый в связи с применением ПСН, который зачисляется в бюджеты муниципальных округов — 182 1 05 04060 02 1000 110.

Группировка кодов подвергается изменению часто, может быть в течение одного года несколько раз. Например, в 2022 году изменения происходили 7 раз. Ответственность за правильное введение кода лежит на плательщике, поэтому ему требуется регулярно следить за правильностью введения информации в платежном поручении.

Расчет регулярных платежей за пользование недрами

Внимание! В заключение отметим, что в силу прежней редакции Закона о недрах многие недропользователи представили расчет и уплатили годовую сумму регулярного платежа уже за I квартал 2002 г. Таким экономическим субъектам мы рекомендуем представить уточненные расчеты за I и II кварталы этого года по новой форме, где следует пересчитать суммы ежеквартальных платежей за указанные периоды. На основании уточненных расчетов можно потребовать возврата излишне уплаченной суммы либо отказаться от уплаты регулярных платежей до конца 2002 г.

2.4. В верхнем поле каждой страницы, включаемой в состав расчета, индивидуальный предприниматель указывает свой идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) — 12-значный цифровой код в соответствии со Свидетельством о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации (форма N 12-2-4, утвержденная приказом МНС России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 (зарегистрирован в Минюсте России 22.11.1998 регистрационный N 1664; «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», 1999, N 1), организация указывает свой ИНН — 10-значный цифровой код и код причины постановки на учет (КПП) — 9-значный цифровой код, который присвоен организации тем налоговым органом, куда представляется расчет. При заполнении ИНН организации, который состоит из десяти знаков, в зоне из двенадцати ячеек, отведенной для записи показателя «ИНН», в первых двух ячейках следует проставить нули (00).

Это следует из пункта 6 статьи 12, пунктов 2 и 4 статьи 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1, пункта 6.7 Порядка, утвержденного приказом МНС России от 11 февраля 2004 г. № БГ-3-21/98, и подпункта 5.3.12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293.

См. Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, а также формы документов, используемых при постановке на учет, учете сведений, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденные приказом МНС РФ от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178

Согласно Постановлению N 926 при пользовании недрами в целях геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений минимальная ставка равна 30 руб. за 1 квадратный километр участка недр, максимальная ставка — 80 руб. за 1 квадратный километр участка недр.

Ставка регулярных платежей за пользование недрами

С пользователей недр взимаются платежи за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в иных целях. В справке содержится информация о видах платежей, которые должны вносить пользователи недр, сроках их внесения. Также перечислены случаи, когда плату за пользование недрами вносить не нужно. Содержание справки поможет вам разобраться в системе платежей при пользовании недрами, в сроках внесения соответствующей платы. Вовремя неуплаченный платеж может повлечь наложение штрафа в соответствии с НК РФ .

ООО «Ископаемое» занимается добычей драгоценных металлов. Деятельность ведется согласно лицензии НТ № 2657981 от 01.01.2022. Общество добывает платину в Нижнем Тагиле. Ставка установлена в размере 405 рублей за квадратный метр. Площадь объекта земли равна 240 квадратных метров.

Порядок, размеры платежей при пользовании недрами и условия взимания таких платежей при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на дату подписания соглашения.

При заключении соглашений о разделе продукции предусматривается раздел добытого минерального сырья между Российской Федерацией и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» . Пользователь недр, являющийся стороной соглашения о разделе продукции, освобождается от взимания отдельных налогов и иных обязательных платежей в части и в порядке, которые установлены Законом РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 и законодательством РФ. Взимание указанных налогов и платежей заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции. Распределение продукции, полученной государством в результате раздела произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, или ее стоимостного эквивалента между Российской Федерацией и субъектом РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, осуществляется на основе договоров, заключаемых соответствующими органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъекта РФ.

  • разведывательные и поисковые мероприятия, а также оценку месторождений полезных ископаемых на выделенной территории;
  • изучение и оценивание участков с позиции их пригодности для работ строительного характера, эксплуатацию строений, не имеющих отношения к процессу получения полезных ископаемых;
  • эксплуатацию построек типа подземных, которые не связаны с процессом получения полезных ископаемых, кроме строений малой глубины залегания (не больше 5 метров), и строительные работы.

Тема 5

Уплата недропользователями регулярных платежей за пользование недрами производится в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» с 1 января 2002 года. Пункт 1 статьи 43 устанавливает, что регулярные платежи за пользование недрами взимаются отдельно по каждому виду работ, а именно:

Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 05.09.2002 №558 утверждены и введены в действие Методические рекомендации по установлению геолого-географических критериев обоснования конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами. В Методических рекомендациях приведена формула расчета конкретных размеров ставок регулярного платежа, а также значения поправочных коэффициентов, учитывающих условия проведения геологоразведочных работ.

Рекомендуем прочесть:  Выплаты Ветеранам Труда В Москве В 2022 Году Последние Новости

Конкретный размер ставок регулярных платежей за пользование недрами устанавливается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению территориального органа управления государственным фоном недр. Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год. Сумма регулярных платежей включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в течение года равными долями. Приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 19.08.2002 №БГ-3-21/448 (зарегистрировано в Минюсте РФ 26.08.2002 №3739) утверждена форма расчета регулярных платежей за пользование недрами и порядок его заполнения. Расчеты регулярных платежей за пользование недрами недропользователи ежеквартально представляют в территориальные органы по субъектам Российской Федерации Министерства по налогам и сборам и Министерства природных ресурсов по месту нахождения участков недр.

Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади в год отдельно по каждому лицензионному участку. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №926 были утверждены минимальные и максимальные ставки регулярных платежей за пользование недрами, а также правила уплаты указанных платежей. Федеральным законом от 29.05.2002 №57-ФЗ текст Постановления (ставки и правила уплаты платежей) включен в качестве дополнения в ст.43 Закона Российской Федерации «О недрах». Ставки регулярных платежей при поисках и оценке месторождений углеводородного сырья – от 120 до 360 рублей за один квадратный километр площади участка недр, при разведке полезных ископаемых (углеводородного сырья) – от 5000 до 20000 рублей за квадратный километр.

Регулярные платежи взимаются за площадь лицензионного участка за вычетом площади возвращенной части лицензионного участка. Кроме того, при уплате по ставкам, установленным за проведение работ по разведке месторождений, из площади участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого установлены и учтены Государственным балансом запасов, вычитается площадь горного отвода и (или) горных отводов, а при уплате по ставкам, установленным за проведение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, из площади участка исключаются территории открытых месторождений.

Таким образом, регулярные платежи, уплачиваемые при проведении работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, а также работ по разведке полезных ископаемых, относятся к расходам на освоение природных ресурсов. Данные расходы включаются в состав прочих расходов и учитываются в порядке, предусмотренном ст. 325 НК РФ. Считаем, что регулярные платежи за пользование недрами относятся к текущим расходам на содержание объектов, связанных с освоением природных ресурсов, которые в полном объеме включаются в состав расходов того отчетного (налогового) периода, в котором произведены (п. 3 ст. 325 НК РФ).

По мнению чиновников ФНС, пользователей недр в случае непредставления или несвоевременного представления ими расчетов регулярных платежей за пользование недрами в налоговый орган не могут привлечь и к административной ответственности по ст. 15.5 «Нарушение сроков представления налоговой декларации» и ст. 15.6 «Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» КоАП РФ. ФНС неоднократно обращалась в Минфин с просьбой рассмотреть вопрос о передаче полномочий по администрированию регулярных платежей за пользование недрами органам Минприроды. Однако пока данный вопрос остается нерешенным.

Минфин России в Письме от 14.03.2013 N 03-06-05-01/7648 подчеркнул: иного порядка расчета регулярных платежей за пользование недрами Законом о недрах не установлено. Имеется в виду, что из буквального прочтения указанной нормы следует: за каждый квартал пользователи недр вносят регулярный платеж в размере 1/4 годовой суммы. Означает ли это, что за квартал, в течение которого у пользователя недр в первый раз возникает обязанность по уплате регулярного платежа, его сумма также должна составить 1/4 годовой суммы? Однако, к примеру, вспомним, что согласно ст. 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, а в случае предоставления права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции — с даты вступления такого соглашения в силу.

В случае проведения работ по разведке месторождений полезных ископаемых сумма регулярного платежа также получается в результате умножения ставки регулярных платежей на облагаемую площадь лицензионного участка. Но здесь облагаемая площадь — это площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов.

Финансисты обратили внимание на то, что у арбитражных судов по обозначенному вопросу отсутствует единообразный подход. Сложились две позиции. Первая ориентирована на 1/4 годовой суммы. Определение размера регулярного платежа за пользование недрами только за конкретный период квартала (начиная с даты государственной регистрации лицензии) противоречит буквальному толкованию п. 4 ст. 43 Закона о недрах (Постановление ФАС СЗО от 13.10.2006 по делу N А05-5144/2006-29).

В этой связи уплата регулярных платежей за пользование недрами должна производиться недропользователем с даты государственной регистрации выданной ему лицензии на право пользование недрами и за весь период ее действия независимо от того, проводятся ли фактически соответствующие данной лицензии работы на предоставленном в пользование участке недр или нет.

  • разведывательные и поисковые мероприятия, а также оценку месторождений полезных ископаемых на выделенной территории;
  • изучение и оценивание участков с позиции их пригодности для работ строительного характера, эксплуатацию строений, не имеющих отношения к процессу получения полезных ископаемых;
  • эксплуатацию построек типа подземных, которые не связаны с процессом получения полезных ископаемых, кроме строений малой глубины залегания (не больше 5 метров), и строительные работы.

Платежи за эксплуатацию недр осуществляются в денежном выражении и подлежат направлению в бюджет (территориальный, федеральный) согласно бюджетному законодательству РФ. Согласно ФЗ № 349 (02.12.2013) доля оплаты, направляемой в бюджет субъекта государства, составляет 60%, в федеральный бюджет – 40% от взноса за недропользование.

6. Пользователи недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в территориальные органы Федеральной налоговой службы и уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в области природных ресурсов по местонахождению участков недр расчеты регулярных платежей за пользование недрами по формам, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации.»

В соответствии с положениями ст. 43 Закона «О недрах» регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, их разведку, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания, используемых по целевому назначению.