Белорусская организация оказывает услуги российской организации ндс

Белорусская организация оказывает услуги российской организации ндс

Вопрос: ООО — резидент Российской Федерации (далее — резидент Российской Федерации, заказчик) планирует заключить договор на выполнение работ/оказание услуг с юридическим лицом, зарегистрированным в соответствии с законодательством Республики Беларусь, которое в свою очередь применяет Упрощенную систему налогообложения с уплатой НДС (далее — резидент Республики Беларусь; исполнитель).

Одновременно сообщается, что применение косвенных налогов в торговых отношениях государств — членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), в том числе Российской Федерации и Республики Беларусь, осуществляется в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее — Протокол), являющимся приложением N 18 к указанному Договору.

Подпунктом 4 пункта 29 Протокола предусмотрен перечень услуг, местом реализации которых признается территория государства — члена ЕАЭС, налогоплательщиком которого приобретаются услуги. Положения данного подпункта применяются в том числе при передаче, предоставлении, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав.

Предметом договора является выполнение за вознаграждение работ по созданию обучающего контента, а именно: разработка интерактивного учебного онлайн-курса (это не программное обеспечение, а упрощенно-интерактивная презентация с видеороликами), указанного в приложении к договору. Подрядчик подписывает с Заказчиком Акт сдачи-приемки работ, результатом выполнения которых обозначена разработка интерактивного учебного онлайн-курса, и вместе с этим подрядчик уступает все имущественные права на контент — отчуждает заказчику исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности в полном объеме.

Таким образом, местом реализации операций по предоставлению белорусским хозяйствующим субъектом российской организации исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности признается территория Российской Федерации и, соответственно, такие операции являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

Местом реализации услуг в электронной форме, оказываемых хозяйствующим субъектом Республики Беларусь российской организации, признается территория Республики Беларусь и, соответственно, такие услуги облагаются НДС в этом государстве – члене ЕАЭС (пп. 5 п. 29 Протокола).

В случае, если российской организации хозяйствующим субъектом Республики Беларусь в электронной форме оказываются виды услуг, местом реализации которых в соответствии с пп. 4 п. 29 Протокола признается территория государства – члена ЕАЭС, в котором осуществляет деятельность покупатель услуг, такие услуги подлежат обложению НДС в России. При этом белорусская организация, оказывающая услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, и осуществляющая расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг, подлежит постановке на учет в налоговом органе на основании заявления о постановке на учет и иных документов (п. 4.6 ст. 83 НК РФ). Она же осуществляет уплату НДС в бюджет РФ.

Как платить налоги при продаже работ и услуг, если одной из сторон договора является организация из ЕАЭС

Именно поэтому вопрос о налоге на добавленную стоимость нужно решать с контрагентами из ЕАЭС заблаговременно, формируя цену контракта с учетом налогового фактора. Если же это сделать забыли, а контрагент претендует именно на сумму, указанную в договоре, можно «накинуть» НДС сверху и уплатить в бюджет за свой счет. Контролирующие органы признают такой подход правомерным (см. письма Минфина России от 12.11.014 № 03-07-08/57178 и от 05.06.13 № 03-03-06/2/20797).

По правилам ст. 146 НК РФ, налогом на добавленную стоимость облагается не любая реализация работ или услуг, а только такая, которая осуществлена на территории России. Если при обычных трансграничных операциях для определения территории выполнения работы или оказания услуги используется ст. 148 НК РФ, то в случае с ЕАЭС эта статья не применяется. Соответствующую информацию нужно искать в п. 28 и 29 Протокола, для удобства использования которой мы подготовили специальную таблицу (она размещена в конце данной статьи).

В этом перечне из всех возможных работ и услуг названы только аренда имущества, находящегося на территории РФ, и международные перевозки. Так что в 99% случаев в части налога на прибыль каких-либо дополнительных обязанностей у организации, «покупающей» услуги или работы у резидента ЕАЭС, не возникает (п. 2 ст. 309 НК РФ, письма Минфина России от 15.07.15 № 03-08-13/40642 и от 07.06.11 № 03-03-06/1/334).

По работам и услугам, которые признаются выполненными (оказанными) на территории РФ, необходимо будет заплатить НДС. Причем, такая обязанность возникает как при реализации работ или услуг, так и при их приобретении у иностранной организации. В последнем случае российская компания выступает налоговым агентом (п. 2 ст. 161 НК РФ) и обязана определить сумму НДС по расчетной ставке, т.е. «вычленить» из договорной суммы (п. 1 ст.161 НК РФ). А значит, по правилам НК РФ иностранный контрагент может получить меньшую сумму, чем указано в тексте договора.

В отличие от операций по реализации товаров, для которых и в НК РФ, и в Договоре о ЕАЭС, и в Протоколе сделаны специальные оговорки для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, реализация работ и услуг каких-либо особенностей для «спецрежимников» не несет. Так, по договорам, где российская организация или ИП выступает в роли «продавца» работы или услуги, у плательщиков УСН не возникает обязанности по исчислению и уплате НДС по данным операциям. Причем, данное правило применятся вне зависимости от того на чьей территории, согласно правилам Протокола, будет оказываться услуга или выполняться работа.

Экспорт услуг в; Беларусь

  • Соглашение между Правительством РФ, Правительством Беларуси и Правительством Казахстана 25.01.2008 “О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе”.
  • Протокол 11.12.2009 “О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе”.
  • Протокол 11.12.2009 “Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов”.

Услуги — это деятельность без материально выраженного результата, который потребляется в процессе самой деятельности. К услугам относится и передача патентов, торговых марок, лицензий, авторских прав. Примеры услуг: аренда помещений, техники и оборудования, консультирование, бухгалтерские и юридические услуги.

  • договор на оказание услуг между российским исполнителем и белорусским заказчиком;
  • документы, подтверждающие оказание услуг (справки, счета-фактур, акты приемки-сдачи);
  • другие документы, которые предполагает законодательство Беларуси или России.

Важно! Если российская компания оказывает несколько видов услуг, и одни услуги — вспомогательные по отношению к другим, то место оказания вспомогательных услуг равно месту оказания основных услуг. Например, российская фирма сдает в аренду здание на территории Беларуси и нанимает персонал для работы в этом здании.

  • услуги или работы связаны с недвижимостью на территории Беларуси (аренда);
  • услуги или работы связаны с транспортом или движимым имуществом на территории Беларуси (техобслуживание, ремонт оборудования или автотранспорта);
  • услуги в сфере образования, культуры и искусства, туризма, спорта и отдыха оказаны на территории Беларуси (обучение сотрудников белорусской компании в Минске);
  • белорусский налогоплательщик работает на территории Беларуси и приобретает у российского партнера любые консультации, получает помощь юриста, аудитора, бухгалтера, инженера, дизайнера, рекламиста, маркетолога, заказывает научные исследования, а также услуги по подбору сотрудников, если они работают по месту деятельности белорусского покупателя.

Вместе с тем следует отметить, что в случае, если российской организации хозяйствующим субъектом Республики Беларусь в электронной форме оказываются виды услуг, местом реализации которых в соответствии с подпунктом 4 пункта 29 Протокола признается территория государства — члена ЕАЭС, в котором осуществляет деятельность покупатель услуг, такие услуги подлежат налогообложению НДС в РФ.

На основании положений пунктов 1 и 28 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, являющимся приложением к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, взимание НДС при выполнении работ, оказании услуг производится в соответствии с налоговым законодательством государства — члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ (услуг).

Учитывая изложенное, хозяйствующие субъекты Республики Беларусь, оказывающие российской организации услуги в сети Интернет, местом реализации которых признается территория РФ, подлежат постановке на учет в российском налоговом органе и за реализованные услуги в электронной форме осуществляют уплату НДС в бюджет РФ самостоятельно.

Если партнером российской организации или ИП является налогоплательщик государств — членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия), то место реализации услуг (работ) нужно определить в соответствии с Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Протокол), поскольку международные договоры имеют приоритет перед нормами НК РФ (ст.7 НК РФ).

Исключения, по-прежнему составляют электронные услуги, указанные в п.1 ст.174.2 НК РФ, по которым иностранные организации, оказывающие электронные услуги обязаны сами платить НДС в наш российский бюджет, зарегистрировавшись на сайте Федеральной налоговой службы (на них мы остановимся отдельно) (п.2 ст.161 НК РФ).

Место реализации многих услуг (работ) определяется «по покупателю», т. е. местом их реализации является территория РФ, если покупатель — российский налогоплательщик. Так, российская организация или ИП станет налоговым агентом по НДС, если приобретает у иностранной компании услуги по передаче, и предоставлению патентов и лицензий, консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, кроме электронных услуг из п.1 ст.174.2 НК РФ (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола).

Общее правило упрощенно можно выразить так: место реализации определяется по месту регистрации продавца (п.2 ст.148 НК РФ, пп.5 п.29 Протокола). Но в Протоколе и статье 148 НК РФ приведены исключения из этого правила. Если вы не нашли услуги (работы), которые оказывают иностранные партнеры в этих «исключениях», то местом реализации территория РФ не является, а значит, при «импорте» услуг в Россию российский покупатель не налоговый агент по НДС.

Рекомендуем прочесть:  Выплаты при увольнении на пенсию сотрудникам мвд

А также, если иностранная организация, состоит на учете в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений на территории Российской Федерации (за исключением осуществления реализации товаров (работ, услуг) через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации).

НДС при покупке услуг у иностранной организации

Индивидуальные предприниматели, применяющие любую из систем налогообложения, в т. ч. патентную систему, приобретающие услуги у контрагента из другой страны, принимают на себя обязанность налогового агента по НДС и сдают налоговую декларацию в установленном порядке.

Под местом реализации понимается территория государства, где работы фактически завершены. Таким местом признается российская территория, если оказание услуг завершено на территории РФ. Исключение — сдача в аренду движимого и недвижимого имущества, агентские, бухгалтерские, консультационные и некоторые другие услуги, перечисленные в п. 1 ст. 148 НК РФ, для которых местом реализации является местонахождение покупателя или имущества.

Пример. Перевозчик из Германии занимается грузоперевозками товаров по российской территории. В соответствии со ст. 161 и ст. 148 Налогового кодекса, иностранная фирма не является плательщиком НДС, если не имеет филиалов и представительств в России, и услуги оказаны на территории РФ. В нашем примере оба эти условия выполнены. В сентябре 2022 года стоимость доставки составила 1500 евро, что по курсу ЦБ на день оплаты (15 сентября) составляет 126 495 руб. Налог на добавленную стоимость в сумме 21 082,50 руб. оплачен платежным поручением от 15.09.2022. Поставщику перечислено за минусом налога 105 412,50 руб. (1250 евро).

Следующий вопрос: как рассчитать НДС, если российская организация оказывает услуги иностранной организации на территории РФ. В этом случае следует обратиться к ст. 149 НК, содержащей перечень товаров, работ и услуг, освобожденных от налогообложения, и сопоставить условия.

Если агент не отразил данные об операции по импорту в декларации, но отправил отчет вовремя, то санкции за неподачу декларации не применяются. Камеральная проверка выявляет операции, подлежащие налогообложению, о чем в адрес агента направляется требование, в котором содержится предписание предоставить уточненную декларацию либо пояснения.

В ст. 72 предусмотрено, что взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве — члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг. Порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг осуществляется согласно Приложению № 18 к Договору о ЕАЭС.

Уплаченную в бюджет сумму НДС заказчик имеет право принять к вычету в том же налоговом периоде при наличии правильно оформленного счета-фактуры и документов, подтверждающих уплату НДС, при условии, что приобретенные услуги используются в облагаемых НДС операциях (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ, Письмо Минфина России от 23.10.2013 № 03-07-11/44418).

Исходя из условий вашего вопроса у вас заключен договор на оказание рекламных услуг с контрагентом Республики Казахстан.
В соответствии с п.п. 4 п. 29 Приложения № 18 если налогоплательщиком государства-члена ЕАЭС приобретаются рекламные услуги, то местом реализации услуг признается территория государства-члена ЕАЭС. Следовательно, в вашем случае вы, как налогоплательщик государства -члена ЕАЭС (России), приобретаете рекламные услуги у другого налогоплательщика государства-члена ЕАЭС (Казахстан). Значит местом их оказания признается территория РФ.

Подведем итог.
Так как вы уплатили аванс, то получается, что иностранный контрагент уже получил доход. За этот налоговый периоде, в котором перечислен аванс поставщику, вы должны составит счет-фактуру в одном экземпляре, зарегистрировать ее в книге продаж и сдать декларацию по НДС, где в заполнить раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента
При оказании вам рекламных услуг и предоставления Поставщиком акта вы заполняете соответствующие строки в разделе 2 декларации (показываете выполненные работ и восстанавливаете НДС с перечисленной предоплаты) и сумму НДС, исчисленную в качестве налогового агента, также отражаете в разделе 3 декларации «Налоговые вычеты» по строке 180. То есть, у вас получится НДС и к уплате, и к возмещению. Следует отметить, что при перечислении НДС в качестве налогового агента вам следует в платежном поручении правильно указать статус «2». Если указать статус «1», то этот НДС поступит в счет «обычного» НДС и будет считаться, что НДС в качестве налогового агента вы не уплатили.

Хотела бы добавить по вопросу предъявления вам иностранным контрагентом «своего казахстанского НДС». Ваш поставщик не должен начислять НДС. Предъявляя вам «свой» НДС он нарушает положения п. 2 ст. 72 раздела «Налоги и налогообложение» Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

Местом реализации услуг в электронной форме, оказываемых хозяйствующим субъектом Республики Беларусь российской организации, признается территория Республики Беларусь и, соответственно, такие услуги облагаются НДС в этом государстве – члене ЕАЭС (пп. 5 п. 29 Протокола).

В случае, если российской организации хозяйствующим субъектом Республики Беларусь в электронной форме оказываются виды услуг, местом реализации которых в соответствии с пп. 4 п. 29 Протокола признается территория государства – члена ЕАЭС, в котором осуществляет деятельность покупатель услуг, такие услуги подлежат обложению НДС в России. При этом белорусская организация, оказывающая услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, и осуществляющая расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг, подлежит постановке на учет в налоговом органе на основании заявления о постановке на учет и иных документов (п. 4.6 ст. 83 НК РФ). Она же осуществляет уплату НДС в бюджет РФ.

Электронные услуги: НДС при приобретении у иностранцев в 2022 году

Если иностранная компания оказывает российской организации не только услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, но и иные услуги (например, консультационные), местом реализации которых на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ признается территория Российской Федерации, то в части таких услуг обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет также возлагается на иностранную организацию (письмо Минфина России от 15.03.2022 № 03-07-08/17231).

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 171 НК РФ суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении электронных услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, у иностранной организации, состоящей на учете в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ, принимаются к налоговому вычету при наличии документов на перечисление иностранной организации оплаты, включающей сумму налога, т. е. только после оплаты электронной услуги иностранному партнеру.

Налогоплательщику, приобретающему с 01.01.2022 у иностранных лиц, состоящих на учете в налоговых органах РФ в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ, услуги, местом реализации которых признается территория РФ, необходимо проверить корректность указания сведений об иностранном лице, у которого осуществляется приобретение таких услуг.

Поскольку российская организация приобретает на территории РФ услуги (например, консультационные) у иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ, и при этом не исполняет обязанности налогового агента по НДС, то необходимо для данного договора проверить отсутствие флага для значений Организация приобретает электронные услуги у иностранного контрагента и Организация выступает в качестве налогового агента по уплате НДС.

Дебет 91.02 Кредит 52
— на сумму переоценки валютных остатков на счете;
Дебет 60.22 Кредит 52
— на сумму перечисленной предоплаты в размере 60,00 EUR, которая в пересчете на рубли составляет 4 501,84 руб. (60,00 EUR х 75,0306, где 75,0306 — курс ЦБ РФ на дату предварительной оплаты (25.01.2022)).

Как облагаются НДС электронные услуги иностранных компаний

Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, местом реализации которых признаётся территория РФ, подлежит постановке на учёт в налоговом органе на основании пункта 4.6 статьи 83 НК РФ[7]. Об этом также говорится в Письме Минфина России от 28.03.2022 № 03-07-08/21484[8]. Постановка на учёт иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, местом реализации которых признаётся территория РФ, и осуществляющей расчёты непосредственно с покупателями этих услуг, производится налоговым органом на основании заявления о постановке на учёт.

Налогоплательщиками НДС признаются, в частности, иностранные организации (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ)[1]. Реализация работ, услуг на территории РФ, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ)[2]. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен статьёй 148 НК РФ[3].

В пункте 1 статьи 174.2 НК РФ[4] перечислены услуги, оказываемые в электронной форме. К ним относятся интернет-услуги, предоставление прав на использование программ для ЭВМ, баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.

Ранее Минфином России неоднократно давались разъяснения, в которых при решении вопроса о применении НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме рекомендовано руководствоваться указанным Письмом ФНС России № СД-4-3/7937@, размещённым на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» (письма Минфина России от 17.07.2022 № 03-07-08/53049, от 13.06.2022 № 03-07-08/43050[14]).

Рекомендуем прочесть:  Ветеран Труда Фсин

Ранее иностранные компании, как и российские, пользовались льготой, предусмотренной в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ[16], — услуги по предоставлению иностранной организацией прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть «Интернет» на основании лицензионного договора освобождались от обложения НДС.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг. Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о ЕАЭС). В соответствии с пп. 5 п. 29 разд. IV Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства-члена, если иное не предусмотрено пп. 1 — 4 п. 29 Протокола.

Российская организация, применяющая УСН, заключила договор транспортной экспедиции с белорусским перевозчиком (не имеющем представительства в РФ) в отношении грузов, транспортируемых из Польши в город Москву. Обязана ли российская организация при оказании таких услуг исчислять и уплачивать НДС как налоговый агент?

Поскольку пп. 1 — 4 п. 29 Протокола не предусмотрено определение места реализации услуг по перевозке, соответственно, при оказании таких услуг налогоплательщиком Республики Белоруссия местом их реализации признается территория Республики Белоруссии и у российской организации не возникает обязанности налогового агента по НДС.

местом нахождения банка, в котором открыт счет, используемый физическим лицом (в том числе индивидуальным предпринимателем) для оплаты услуг, или оператора электронных денежных средств, через которого осуществляется физическим лицом (в том числе индивидуальным предпринимателем) оплата услуг, является территория Республики Беларусь;

В таком случае работает общее правило пункта 1 статьи 114 НК: при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь (далее в настоящей главе — иностранные организации, не состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь), обязанность по исчислению и уплате в бюджет налога на добавленную стоимость возлагается на состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации ииндивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права.

То есть, когда электронные услуги оказываются иностранной организацией белорусской организации или физическому лицу при посредничестве белорусской организации, «работают» правила статьи 114 НК во всех их вариантах и НДС уплачивается белорусской организацией.

В частности, при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме физическим лицам (в том числе индивидуальным предпринимателям), приобретающим услуги в электронной форме в Республике Беларусь, при посредничестве состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь белорусских организаций, индивидуальных предпринимателей, постоянных представительств иностранных организаций, участвующих в расчетах непосредственно с такими физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями) за указанные услуги на основании договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги, исчисление и уплата налога на добавленную стоимость производятся указанными посредниками в порядке, установленном пунктом 3 статьи 114 настоящего Кодекса.

— предоставление прав на использование программного обеспечения (включая компьютерные игры), баз данных, их обновлений и дополнительных функциональных возможностей через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, а также электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра и (или) прослушивания через сеть Интернет;

Импорт услуг: бухучет и налоги

Моментом фактической реализации по приобретенным у иностранной организации услугам признается день перечисления оплаты, включая авансовый платеж либо день иного прекращения обязательств покупателем (заказчиком) услуг. По договорам комиссии, поручения или иным аналогичным гражданско-правовым договорам момент фактической реализации определяется как день оказания услуг .

— посреднических услуг (кроме предоставления услуг по бронированию перевозок пассажиров в международных перевозках, мест проживания, агентских услуг по бронированию, оформлению и (или) реализации таких перевозок, подбору маршрута перевозки пассажиров в международных перевозках);

При приобретении услуг у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Беларуси через постоянное представительство и не состоящих в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь (далее — нерезиденты), у заказчика этих услуг может возникать обязанность по уплате НДС. Это зависит от того, признается ли Республика Беларусь местом реализации данных услуг .

Приобретая услуги у иностранных организаций (нерезидентов Республики Беларусь), нужно учитывать особенности импортных операций. В частности, у белорусского заказчика может возникнуть необходимость исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (далее — НДС) и налога на доходы (прибыль) иностранных организаций.

Например, при получении образования в дистанционной форме на основании договора с резидентом страны ЕАЭС место реализации определяется по месту оказания услуг (по месту деятельности учреждения образования). А в сделках с резидентами иных государств — по месту деятельности (нахождения) покупателя (заказчика) .

Россия – Беларусь – Казахстан: НДС по работам и услугам

Документами, подтверждающими место реализации работ (услуг), являются (Пункт 2 ст. 3 Протокола о работах (услугах)):
— договор на выполнение работ, оказание услуг;
— документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг.
Вид документа зависит от того, какие выполнялись работы (оказывались услуги). Как правило, это акты приема-сдачи, счета, счета-фактуры (Перечень документов, подтверждающих выполнение работ, предоставление услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых сделок, утв. МВЭС России 01.07.1997 N 10-83/2508, ГТК России 09.07.1997 N 01-23/13044, ВЭК России 03.07.1997 N 07-26/3628).
В Протоколе о работах (услугах) упомянуты также иные документы, предусмотренные национальным законодательством государств — членов ТС. Однако НК РФ никаких дополнительных документов не требует (Пункт 4 ст. 148 НК РФ).
Теперь разберемся с НДС-обязанностями российских исполнителей и заказчиков. Они зависят от того, какая страна является местом реализации работ (услуг).

Все зависит от того, где проходило обучение (Подпункт 3 п. 1 ст. 3 Протокола о работах (услугах)):
(если) представители фирмы-изготовителя обучали ваших работников в России — местом реализации услуг будет наша страна. А значит, у вас возникнут обязанности агента по НДС (Пункты 1, 2 ст. 161 НК РФ);
(если) белорусы проводили обучение у себя на родине — местом реализации услуг будет Беларусь. И, следовательно, российским НДС услуги по обучению облагаться не будут (Пункт 1 ст. 146 НК РФ).

Наша транспортно-экспедиционная компания заключила договоры с белорусскими фирмами на перевозку автотранспортом товаров, экспортируемых в Республику Беларусь и импортируемых с территории этой страны. Будет ли Россия местом реализации наших услуг? Если да, то какую ставку НДС мы должны применять?

Наша организация оказывает услуги по ремонту грузовых автомобилей белорусским компаниям. В ходе ремонта мы используем запчасти, продаваемые клиентам с наценкой. Деятельность по ремонту переведена на уплату ЕНВД, а с реализации запчастей мы платим налоги по ОСНО. Как облагаются НДС оказанные белорусам ремонтные услуги? И какую ставку НДС нам нужно указывать в ТОРГ-12 на проданные им запчасти (которые устанавливаются на автомобили в нашем сервисе на территории России)?

Принимать к вычету НДС, предъявленный белорусским перевозчиком, вы не вправе. Ведь это налог, начисленный по законодательству Республики Беларусь (Подпункт 5 п. 1 ст. 3 Протокола о работах (услугах); п. 2 ст. 171 НК РФ).
Этот НДС нельзя учесть и в «прибыльных» расходах как начисленные налоги (Пункт 1 ст. 264 НК РФ). Что же касается учета иностранного налога в составе прочих расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, то ФНС никаких препятствий для этого не видит (Письмо ФНС России от 01.09.2011 N ЕД-20-3/1087). Ведь, по мнению налоговиков, иностранный НДС — это обоснованные и документально подтвержденные затраты (Пункт 1 ст. 252 НК РФ). Однако в Минфине считают, что иностранный НДС включать в прочие расходы нельзя (Письма Минфина России от 28.02.2011 N 03-03-06/1/112, от 12.11.2010 N 03-03-06/1/708, от 28.04.2010 N 03-03-06/1/303, от 19.03.2010 N 03-03-06/1/154).

НДС при импорте услуг из стран ТС

Что касается суммы НДС, предъявленные иностранным исполнителем (в том числе резидентом государства — члена ЕАЭС) за оказанные услуги, местом реализации которых территория РФ не признается, к вычету не принимаются, поскольку нормами Налогового кодекса РФ вычет таких сумм налога не предусмотрен.

Подведем итог.
Так как вы уплатили аванс, то получается, что иностранный контрагент уже получил доход. За этот налоговый периоде, в котором перечислен аванс поставщику, вы должны составит счет-фактуру в одном экземпляре, зарегистрировать ее в книге продаж и сдать декларацию по НДС, где в заполнить раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента
При оказании вам рекламных услуг и предоставления Поставщиком акта вы заполняете соответствующие строки в разделе 2 декларации (показываете выполненные работ и восстанавливаете НДС с перечисленной предоплаты) и сумму НДС, исчисленную в качестве налогового агента, также отражаете в разделе 3 декларации «Налоговые вычеты» по строке 180. То есть, у вас получится НДС и к уплате, и к возмещению. Следует отметить, что при перечислении НДС в качестве налогового агента вам следует в платежном поручении правильно указать статус «2». Если указать статус «1», то этот НДС поступит в счет «обычного» НДС и будет считаться, что НДС в качестве налогового агента вы не уплатили.

Рекомендуем прочесть:  Как должен выглядеть договор купли продажи автомобиля

В случае когда в договоре, заключенном с иностранным исполнителем, указана стоимость услуг без учета НДС, подлежащего удержанию в соответствии с российским законодательством, организации (заказчику) следует самостоятельно определить налоговую базу — увеличить стоимость услуг на сумму НДС(Письма Минфина России от 05.06.2013 № 03-03-06/2/20797, от 04.02.2010 № 03-07-08/32).

В частности, в ст. 71 Договора пределен принцип недискриминации в рамках единого экономического пространства. Так, государства-члены при осуществлении взаимной торговли взимают налоги в государстве-члене, на территории которого реализуются товары других государств-членов. Это не менее благоприятно, чем налогообложение, применяемое этим государством-членом при тех же обстоятельствах в отношении аналогичных товаров, происходящих с его территории. Кроме того, в данной статье предусмотрено, что государства-члены определяют направления, формы и порядок осуществления сближения законодательства в отношении налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю, чтобы не нарушить условия конкуренции и не препятствовать свободному перемещению товаров, работ и услуг на национальном уровне или на уровне ЕАЭС, включая:
— гармонизацию (сближение) ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам;
— дальнейшее совершенствование системы взимания налога на добавленную стоимость во взаимной торговле, в том числе с применением информационных технологий.

Как я уже указала ранее, местом реализации рекламных услуг признается территория того государства -члена ЕАЭС, налогоплательщик которого приобретает данные услуги. Услуги в данному случае приобретаются российским налогоплательщиком, соответственно такие услуги облагаются НДС в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если бы вы в свою очередь окажете казахстанскому контрагенту рекламные услуги, то тогда получается, что налогоплательщик страны Казахстан приобретает рекламные услуги и местом оказания услуг будет признаваться территория его государства и налогообложение НДС должно производиться в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Вы в таком случае не должны будете ему предъявить наш, российский, НДС, но при выплате вам дохода казахстанский контрагент должен будет удержать из него свой 12% — й НДС и уплатить его в свой бюджет.

  • исчислить НДС по российским правилам и удержать его из денег, причитающихся иностранному партнеру . Если вы полностью перечислите иностранному исполнителю сумму, указанную в контракте (в случае если в нем не предусмотрено удержание агентского НДС), вам все равно надо будет исчислить НДС по ставке 18% и перечислить его в российский бюджет. Причем сделать это придется за счет собственных средств ;
  • составить счет-фактуру ;
  • уплатить налог в бюджет РФ одновременно с перечислением денег иностранному партнеру .

Рассмотрим такую ситуацию: российская компания приобретает у контрагента из страны Таможенного союза работы или услуги. Она получила счет-фактуру, оформленный по правилам страны контрагента. В нем указана стоимость работ/услуг, ставка иностранного НДС и его сумма. Имеются и все первичные документы, подтверждающие выполнение работ или оказание услуг (договор, акт и т.п.).

Иногда иностранный НДС встречается среди расходов командированных работников. К примеру, при оплате услуг гостиницы или при покупке билетов в зарубежной командировке. Такой иностранный налог, даже если он выделен отдельной строкой в чеке или счете, можно учесть в составе расходов на командировку .

Местом реализации рекламных услуг признается Россия. Поэтому при оплате этих услуг казахстанскому контрагенту в российский бюджет должен быть уплачен НДС, исчисленный российским заказчиком как налоговым агентом. Этот НДС не был предусмотрен контрактом. В то же время казахстанский НДС в контракте указан неправомерно.

Пункты 28, 29 Приложения N 18 к Договору о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее — Приложение N 18).
Подпункт 1 п. 29 Приложения N 18.
Подпункт 2 п. 29 Приложения N 18.
Подпункт 3 п. 29 Приложения N 18.
Подпункт 4 п. 29 Приложения N 18.
Подпункт 5 п. 29 Приложения N 18.
Пункт 33 Приложения N 18.

При этом обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет РФ налога на прибыль с доходов иностранной организации, полученных от источников в РФ, на основании требований ст. 310 НК РФ возлагаются на российскую организацию, выплачивающую такие доходы.

В случае если контрактом с иностранным лицом, реализующим указанные услуги, не предусмотрена сумма НДС, подлежащая уплате в российский бюджет, российскому налогоплательщику следует самостоятельно определить налоговую базу для целей уплаты налога, то есть увеличить стоимость приобретаемых услуг на сумму налога и уплатить налог в бюджет за счет собственных средств (письма Минфина России от 04.02.2010 N 03-07-08/32, от 13.11.2008 N 03-07-08/254, от 12.04.2007 N 03-07-08/75, письмо ФНС России от 31.10.2007 N ШТ-6-03/844@). При этом сумма НДС, исчисленная и уплаченная в бюджет в данном случае, по существу является суммой налога, удержанной из возможного дохода иностранного лица.

Таким образом, если иностранная организация осуществляет оказание услуг по разработке проектно-сметной документации исключительно вне территории РФ, то доходы, полученные ею от источника в РФ в связи с оказанием таких услуг, обложению налогом на прибыль, взимаемым у источника выплаты в РФ, не подлежат. Поэтому организация не выступает налоговым агентом по налогу на прибыль при перечислении дохода иностранной компании. Аналогичный вывод представлен в письмах Минфина России от 24.11.2010 N 03-08-05, от 19.11.2010 N 03-07-08/316, от 17.09.2010 N 03-03-06/4/88, от 12.08.2009 N 03-08-05, УФНС России по г. Москве от 14.05.2010 N 16-15/050709@, от 08.09.2010 N 16-15/094901@, от 12.10.2009 N 16-15/106524, от 22.08.2005 N 20-12/59294, от 28.02.2005 N 20-12/12453.

В рассматриваемом случае российская организация признается налоговым агентом по НДС при выплате денежных средств белорусской компании.
Доходы, полученные белорусской организацией от российской организации в результате оказания услуг за пределами территории РФ, обложению налогом на прибыль, взимаемым у источника выплаты в РФ, не подлежат.

Согласно п. 2 ст. 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией от осуществления работ (оказания услуг) на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст. 306 НК РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Белорусская компания оказывает услуги на территории России: кто выступает налоговым агентом по НДС

Согласно п. 2 ст. 72 Договора ЕАЭС взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг, и производится в порядке, предусмотренном приложением N 18 к Договору ЕАЭС, т.е. Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Астана, 29.05.2014, далее — Протокол N 18).

Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ.

Чиновники обратили внимание, что услуги, оказываемые в электронной форме, не поименованы в пп. 1-4 п. 29 Протокола N 18, поэтому место реализации этих услуг для целей исчисления НДС определяется согласно пп. 5 п. 29 Протокола N 18 по месту нахождения исполнителя услуг. Следовательно, местом реализации услуг в электронной форме, оказываемых хозяйствующими субъектами государств — членов ЕАЭС российским организациям, территория РФ не признается, такие услуги НДС в РФ не облагаются (письма Минфина России от 19.02.2022 N 03-07-13/1/10369, от 08.02.2022 N 03-07-13/1/7674).

Заметим, что услуги с таким наименованием (либо услуги техподдержки (сопровождения) программ для ЭВМ) в п. 1 ст. 174.2 НК РФ не поименованы. Соответственно, в данном случае (несмотря на то, что услуги будут оказываться через Интернет) положения ст. 174.2 НК РФ не применяются, и вышеприведенными разъяснениями Минфина России воспользоваться нельзя.

Соответственно, в целях применения НДС при определении места реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) по договорам, заключаемым между хозяйствующими субъектами государств — членов ЕАЭС следует руководствоваться п. 29 Протокола N 18 (смотрите также письмо Минфина России от 18.01.2022 N 03-07-13/1/2057).

Как облагаются НДС электронные услуги иностранных компаний

Соответственно, с учётом положений пункта 1 статьи 174.2, подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ[5] услуга в электронной форме оказывается иностранной организацией на территории РФ. Поэтому при оказании указанных услуг у иностранной организации возникает объект налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

  • предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности[19];
  • оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети «Интернет» в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путём отправляемого автоматически создаваемого сообщения)[20].

Поскольку услуги по организации продаж приложений через iTunes отнесены к услугам в электронной форме, Apple должен платить НДС с суммы комиссионного вознаграждения. Однако Apple может уплатить НДС только с продаж услуг в пользу разработчиков — физических лиц без статуса ИП. В остальных случаях компания это не делает, поскольку не имеет на территории России представительства.

Всё более широкое распространение получают услуги, оказываемые иностранными контрагентами через интернет. Такие услуги принято называть электронными. Российские компании и ИП, которые покупают электронные услуги у иностранных продавцов, не должны платить НДС. Это правило действует с 1 января 2022 года.

Ранее Минфином России неоднократно давались разъяснения, в которых при решении вопроса о применении НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме рекомендовано руководствоваться указанным Письмом ФНС России № СД-4-3/7937@, размещённым на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» (письма Минфина России от 17.07.2022 № 03-07-08/53049, от 13.06.2022 № 03-07-08/43050[14]).