Для Привлечения Учителей В Сельскую Местность Com Программа

Программа «Земский учитель» в 2022 году: с 10 января; подача заявок, новые условия, официальный сайт, вакансии, регионы и как получить миллион

В остальных субъектах РФ либо указывается возраст до 55 лет (как включительно, так и нет), либо он вовсе не уточняется. А в Республике Крым данный критерий обозначили несколько иначе: стать участником программы можно не позднее, чем за 5 лет до наступления пенсионного возраста.

Узнать, как попасть в программу «Земский учитель» конкретного региона с учетом всех критериев отбора, можно на федеральном официальном сайте проекта zemteacher.edu.ru в разделе «Условия участия»:

На том же официальном портале есть раздел «Банк вакансий». Чтобы найти варианты, подходящие именно вам, в соответствующих полях укажите регион, муниципалитет и населенный пункт, в который предпочтителен переезд, и школу, в которую хотелось бы трудоустроиться. Помимо этого, можно выбрать учебный предмет — один или сразу несколько — и приемлемый объем учебной нагрузки.

В статье разбираем, какие условия программы «Земский учитель» действуют на федеральном и региональном уровнях в 2022 году, как можно ознакомиться с полным списком вакансий на официальном сайте и как еще поддерживают сельских учителей.

  • педагогический стаж — продолжительность или сам факт его наличия;
  • минимальное расстояние до места планируемого переезда от текущего места проживания;
  • объем учебной нагрузки в неделю за ставку зарплаты и другие.

7 важных льгот учителям в сельской местности

Данная ситуация приводит к тому, что общий уровень образования значительно падает, ведь предметы читают неквалифицированные работники, которые не имеют требуемого образования. Так, учитель математики, окончивший ВУЗ по соответствующему направлению, может преподавать астрономию или географию. Что в конечном итоге приводит к тому, что дети, окончившие школы, которые нуждаются в кадрах, являются неконкурентоспособными в борьбе за место абитуриента в высших учебных заведениях.

Рассчитывать на государственную поддержку стоит в случае, если с момента окончания образовательного процесса прошло не более 3 лет и кандидата отсутствует свое собственное жилье. После начала трудовой деятельности статус молодого специалиста будет действовать первые 3 года.

  • уровня дохода заемщика недостаточно для расчёта по обязательствам;
  • у учителя присутствует слишком много непогашенных кредитов, и новый займ превысит максимально возможную нагрузку на бюджет;
  • заёмщик не удовлетворяет установленные требования;
  • лицо хочет купить низколиквидное помещение, которое расположено в другом регионе;
  • работодатель отказался давать положительную характеристику;
  • выбранный банк не участвует в программе;
  • гражданин не нуждается в улучшении жилищных условий.

Идею стимулирования переезда учителей в небольшие поселения предложил Президент Российской Федерации на ежегодном обращении к депутатам Госдумы еще в прошлом году. Однако из-за несоответствия законодательства и отсутствия детальной проработки, законопроект будет запущен в действие только в нынешнем. Финансироваться «Земский учитель» будет на федеральном уровне, а сама программа будет нацелена на села и небольшие муниципальные образования, населения которых не превышает 50 тысяч человек.

ВНИМАНИЕ . Важно отметить, что умышленное несоблюдение требований программы (отказ от работы или иные действия) будут иметь юридические последствия. Приобретенная недвижимость будет отозвана с дальнейшей реализацией, а к самому участнику могут быть применены штрафные санкции. Например, в виде уплаты упущенной выгоды.

Программа Земский учитель в 2022 году

Теперь более детально рассмотрим саму суть программы. Заработная плата учителя в малых городах не превышает 15 000 рублей. В таких условиях работать в селе могут только местные жители и далеко не факт, что среди них найдется учитель истории, правоведения, математики либо другого предмета школьного цикла. Приезжать и снимать жилье либо жить в предоставленном не обустроенном помещении мало кто из педагогов захочет.

  • Проверить себя на соответствие базовым требованиям.
  • Собрать четко оговоренный пакет документов для регистрации.
  • Подать требуемые бумаги в управление или министерство образования субъекта федерации, в который планируется переезд.
  • Пройти конкурс, который предусмотрен. Планируется, что на одну вакантную должность будет претендовать не менее, чем два педагога, поэтому каждому соискателю так просто получить должность не удастся.
  • Получить денежную компенсацию на карточный счет.

Идею стимулирования переезда педагогов и учителей младших классов в населенные пункты с численностью жителей менее 50 тысяч человек предложил Президент РФ Владимир Путин во время выступления в рамках ежегодного традиционного обращения к депутатам Государственной Думы РФ 20 февраля 2022 года. Первые конкретные поручения для конкретизации предложения в рамках законопроекта РФ Путин дал Правительству уже через неделю после выступления. Суть поручения следующая:

  • компенсация стоимости переезда (проезд на транспорте, перевозка мебели и т.д.);
  • выплата заработной платы за период переезда;
  • получение дополнительных подъемных ежемесячно до 3 лет с момента трудоустройства. Сумма определяется каждым регионом самостоятельно;
  • получение льготной ипотеки вместо стимулирующей выплаты;
  • компенсация средств на приобретение учебников;
  • 50% скидка на проезд по населенному пункту и в пригородном транспорте.

Обратите внимание, родители могут оформить в регионах социальный контракт и получать выплаты от 15000 рублей ежемесячно в январе и феврале 2022 года. Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!

  1. Быть гражданином РФ в возрасте до 35 лет.
  2. Устроиться на работу после получения образования в течении 3-х месяцев (каждый регион устанавливает свои сроки, но обычно срок такой).
  3. Образование должно быть получено в образовательном учреждении, получившем государственную аккредитацию.
  4. Работать строго по специальности в сельском населенном пункте не меньше 3 лет (срок может меняться в зависимости от региона).
  5. Жить в селе постоянно.
  6. Обладать собственными сбережениями, способными покрыть порядка 30% от цены дома или квартиры в соответствующем населенном пункте.
  7. Семья или одинокий гражданин должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Озвученная сумма (30%) относительно невелика, поскольку цены на недвижимость в сельской местности существенно ниже.

Так, программа «Молодой специалист на селе» в 2022 году предусматривала стоимость жилья в среднем на уровне 2 145 000 рублей. При этом, если в сельскую местность перебиралась семейная пара, оба супруга в которой являлись участниками социального проекта, то лимит увеличивался.

  • приобретение жилья на вторичном рынке недвижимости (денежные средства поступают на счет продавцу);
  • строительства дома по договору подряда (денежные средства поступают подрядчику на основании договора подряда);
  • участие в долевом строительстве жилья (денежные средства поступают застройщику, на основании договора о долевом строительстве жилья);
  • самостоятельное возведение жилого дома (денежные средства поступают продавцу строительных материалов по договору купли-продажи).
  • Работник должен иметь диплом в соответствующей сфере или быть студентом последнего курса (некоторые выпускники вузов ищут место занятости уже в период написания дипломной работы для детальной проработки практической части). С момента окончания учебного заведения должно пройти не более 3-5 лет, в зависимости от требований региональной программы.
  • Специалисту должно быть не более 35 лет (при этом его профильное образование может оказаться не первым).
  • У молодого сотрудника должна быть справка об отсутствии собственного жилья, которую можно оформить в муниципальной администрации,
  • Он должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилье или быть признан не имеющим жилья в конкретно взятой сельской местности.

С 2015 года на федеральном уровне в селах РФ реализуется программа «Земский доктор», рассчитанная на работников системы здравоохранения. Проект же «Молодой специалист на селе» часто называют программой для сельских учителей.

Причины отказа молодежи искать себе место занятости в селе вполне очевидны: низкий уровень жизни, небольшие зарплаты, отсутствие благоустроенного жилья. В связи с этим в сельской местности разворачиваются федеральные и региональные программы, состоящие в выплате субсидий молодым кадрам, обеспечении их достойным жильем и т.д.

Платят в Вологодской области больше, чем в Кировской. Многие учителя, которые участвуют в программе, берут дополнительную нагрузку: совмещают ставки, чтобы получать больше. В сельских школах большой дефицит кадров, и земский учитель может стать еще, например, замом по воспитательной работе или педагогом-психологом.

К сожалению, случилась проблема с жильем: мне обещали служебную квартиру, но сейчас мы снимаем за свои деньги трешку. Оказалось, что большие муниципальные квартиры в непригодном состоянии, а в однокомнатную мы не можем заехать по закону, потому что мы многодетная семья и не проходим нормы по метражу на человека. И администрация школы, и администрация поселения об этой проблеме знают, мы вместе пытаемся найти варианты, ищем какое-то решение.

Первый этап: прием документов, регистрация претендентов. Этот этап проходит примерно с 10 января по 15 апреля ежегодно. Каждый регион вправе устанавливать свои сроки. Отслеживать информацию нужно в начале года на сайте регионального департамента образования или на сайте «Земский учитель». В начале года там появляется перечень вакантных должностей с указанием срока приема документов.

Подать заявку и участвовать в конкурсе по программе «Земский учитель» несложно. Учитель может подавать заявки в несколько регионов — хоть сразу во все. Я подавала в четыре области, которые поближе к дому. У меня шестеро детей, и хотя старшие уже студенты и живут в других городах, далеко ехать мне не хотелось. В двух регионах я победила. Я заранее посмотрела на школы в интернете, потом лично съездила в оба региона. Выбрала Вологодскую область и сейчас работаю учителем начальных классов в школе поселка Чебсара Шекснинского района Вологодской области.

Рекомендуем прочесть:  Образец Договора Дарения Земли И Гаража На Нем

Сельские школы в основном выглядят так: типовые советские здания, детей с каждым годом становится все меньше, но школы в соседних деревнях объединяют, и учеников возят автобусами. За 18 часов в неделю зарплата будет около 15 000 Р . В богатых регионах зарплата выше. Например, средняя зарплата учителя в Тюменской области составляет 26 205 Р .

Миллион за переезд в село

В 2022 году учителей обрадовали тем, что за трудоустройство в сельской местности будут давать по миллиону рублей. Программу запустили, но она оказалась не такой уж привлекательной. Оказалось, что за деньги придется побороться, и никаких гарантий трудоустройства нет. Мы попытались разобраться в условиях программы и рассказать о ней своим читателям.

Но главное, чего нельзя понять по сайту с вакансиями – какими будут зарплаты на новом месте работы. Как говорят люди, знакомые с системой образования, на одну ставку в сельской школе можно зарабатывать лишь 12-15 тысяч рублей в месяц. Это достаточно быстро нивелирует выгоду участника программы от полученного им миллиона.

  • миллиона рублей достаточно на покупку жилья в небольшом селе, но если это город на 40 тысяч человек, там за эти деньги что-то купить будет проблематично;
  • деньги придут только после октября, а учителю нужно будет куда-то приехать и где-то жить несколько месяцев;
  • все транспортные расходы (а для отдаленных сел они будут высокими) никто не компенсирует;
  • приезд нового учителя, который к тому же получит за это крупную выплату, может вызвать недовольство у коллег – а с ними предстоит работать еще как минимум 5 лет;
  • на кадровую проблему это не повлияет никак – чтобы устроиться на работу в школу, учителю придется уволиться из прежней школы, и общее число педагогов не изменится.

Проблема сельских школ, скорее, в другом: зарплаты несоизмеримо более низкие по сравнению с городскими, а в малокомплектных школах один учитель может работать с двукратной нагрузкой в 36 часов в неделю. В этом случае обычно принимают на работу еще одного учителя, но против уже администрация: если увеличится число учителей, средняя зарплата снизится. А это уже путь к невыполнению «Майских указов» (будто они выполнялись до этого).

Соответственно, все это предстоит собрать, отсканировать и отправить региональному оператору программы. На сайте говорится, что все это можно сделать в электронном виде – но, как всегда, есть риск, что придется делать заверенные нотариально копии и отправлять их по обычной почте.

По данным Министерства просвещения РФ более 40% педагогов приближаются по к пенсионному порогу либо перешли этот рубеж. В категории до 30-летнего возраста – менее шести процентов от общего количества специалистов данной категории. По мнению специалистов в сельскую местность не желают переезжать молодые люди. В Пермском крае, например, несколько лет действует аналогичная программа поддержки регионального уровня. Практика доказала, что к перемене места жительства большую готовность проявляют учителя старше 40 лет.

Единственный утвержденный нормативный документ по состоянию на осень 2022 г. – Постановление Правительства РФ № 1430 «О внесении изменений в программу «Развитие образования» от 09.11. 2022. Уточняющая информация приведена в тематическом письме Министерства просвещения № 135-13/08 от 27.09.2022. Сведения, представленные ниже, базируются на опубликованных материалах.

Последняя дата для принятия решения о переезде – 15 июня в период после получения положительного решения. Бездействие воспринимается, как отказ. При отсутствии возражений претендент подписывает трехсторонний договор. Комиссия публикует итоговый список победителей. До 1 декабря деньги переводят на счет учителя в банке.

Победа в конкурсе «Земский учитель» дает право на получение финансовой помощи от государства. После опубликования результатов конкурса нужно подписать договор с общеобразовательной организацией и органом соответствующего местного самоуправления. Перечисление на счет учителя выполняется до декабря этого же года. Расходовать средства можно по собственному усмотрению. Целевое назначение по данной программе не предусмотрено.

В отделенных регионах ситуация с кадровым составом отличается худшими показателями. Кроме инфраструктурных недостатков следует отметить неблагоприятные погодные условия. Чтобы повысить привлекательность переезда, на Дальнем Востоке предполагается двукратное увеличение господдержки – до 2 млн р.

Педагоги по всей стране изучают условия программы «Земский учитель»

«Когда я увидела список вакантных мест, меня очень удивило, что в одной из школ хутора Карла Маркса нет учителя математики уже 10 лет. Я просто подумала, а как же дети учатся математики там, поэтому выбрала эту школу», — рассказывает учитель математики Светлана Петрова.

«Этот проект очень важен, и он действительно поможет переломить отношение, ситуацию и в школах, где долго фактически не было учителей. Именно туда в первую очередь придут так необходимые нам педагоги. Для нас актуально, чтобы современные квалифицированные учителя приехали на село, получили поддержку федерального и краевого бюджета и стали работать с нашими детьми», — отмечает министр образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Елена Воробьева.

По условиям программы, переехавший в село учитель получает подъемные — один миллион рублей. Деньги можно потратить на что угодно. Главное условие — в селе нужно отработать пять лет. В станице Новониколаевской школа большая даже по городским меркам — три этажа, два спортзала. Не хватает только учителей.

Это одна из немногих школ в Краснодарском крае, где есть своя учебная мастерская. И пусть оборудование и станки не новые — токарный, сверлильный, фрезерный — но все в рабочем состоянии. Нет только учителя труда, который мог бы вести этот предмет. Преподаватель уволился два года назад.

Помимо сел и станиц программа «Земский учитель» распространяется и на города с населением не больше 50 тысяч человек. Так, учителей готовы приять школы на Черноморском побережье. Нехватка ощущается в Геленджике, Новороссийске, Адлерском и Лазаревском районах.

Программа «Молодой специалист на селе» в 2022 году

Помимо социальной поддержки, наиболее важной привилегией молодых профессионалов является приобретение жилья на выгодных условиях. Воспользоваться программой можно в течение 3 лет после окончания обучения по специальности. Однако данный срок может быть продлен при наличии следующих условий:

Существует большое количество разных социальных доплат молодым специалистам. Так, граждане могут претендовать на получение 50-процентной компенсации на транспортные расходы, на установленный период.

Помимо этого, в рамках исполнения распоряжения президента России с 2022 года будет введена дополнительная программа под названием «Земской учитель». Ее суть заключается в единовременной выплате, молодым специалистам, переехавшим в сельскую местность для постоянного проживания и работы учителем. Размер выплаты будет составлять 1 миллион рублей. Допускается переезд в рабочие поселки или поселки городского типа (общее количество населения не более 50 тысяч человек).

  • выданный диплом должен соответствовать государственному образцу;
  • трудоустройство в деревне должно быть оформлено не позднее, чем в течение года после окончания обучения по специальности;
  • наличие стажа работы или практики не является обязательным. При его наличии является небольшим преимуществом.
  • паспорта всех членов семьи, которым исполнилось 14 лет;
  • диплом, соответствующий государственному стандарту, подтверждающий получение высшего или среднего образования;
  • подтверждение официального трудоустройства (трудовая книжка или договор с работодателем);
  • выписка о семейном статусе гражданина;
  • заключение специальной комиссии, подтверждающей факт того, что гражданин нуждается в жилье;
  • документальное подтверждение необходимой суммы для оплаты 30 процентов от стоимости приобретаемой жилой площади.

Для выполнения школьной программы чрезмерно увеличивается нагрузка на персонал. Некоторые школьные учителя дают более 30 уроков за одну неделю. Достаточно часто применяется практика совмещения нескольких предметов. Подобные условия препятствуют получению качественного образования. Отсутствие времени для самоподготовки негативным образом влияет на квалификацию преподавательского состава.

  • уполномоченное подразделение муниципалитета высылает уведомление о необходимости возврата;
  • срок выполнения законного требования – не более 30-ти календарных дней;
  • при нарушении этого правила организуется взыскание компенсации в судебном порядке.

Последняя дата для принятия решения о переезде – 15 июня в период после получения положительного решения. Бездействие воспринимается, как отказ. При отсутствии возражений претендент подписывает трехсторонний договор. Комиссия публикует итоговый список победителей. До 1 декабря деньги переводят на счет учителя в банке.

В связи с введением режима самоизоляции и-за пандемии COVID-19 в большинстве регионов РФ было принято решение о продлении сроков приема документов для участия в программе “Земский учитель”. Так, например, в Новосибирской области срок подачи документов на участие и их рассмотрение будет следующим в 2022 году:

  • первая (высшая) категория по квалификационному стандарту для занимаемой должности;
  • наличие достаточных навыков для качественного преподавания нескольких предметов;
  • ученая степень, особые достижения в профильной (смежной) области;
  • непрерывный (особо длительный >10 лет) стаж трудовой деятельности.

Участниками программы могут стать учителя возрастом от 18 до 55 лет. Однако возрастные ограничения в различных регионах разнятся, те села, которые не так остро нуждаются в преподавателях, выдвигают параметр до 35-40, а города, где ситуация критическая, принимают на работу специалистов до 55 лет. Приоритет же при найме отдается молодым специалистам.

Школьные учебные заведения сел, поселков, станиц и маленьких городов имеют один объединяющий фактор, который звучит, как острая нехватка квалифицированных учителей. Так, по статистическим данным, учителя в каждой второй сельской школе работают на полторы или две ставки. Однако не только заработная плата вынуждает их это делать, но и полное отсутствие преподавателей того или иного предмета.

«Земский учитель» — мотивация для переезда учителей в села. Так, работники школ, которые добровольно покинут города ради преподавания в небольших поселениях, получат выплату в размере 1 млн. рублей. Для Дальневосточного федерального округа выплата составляет 2 млн. рублей. Госпомощь будет выплачиваться непосредственно учителю, а не через образовательное учреждение или региональное управление.

Заработная плата учителей сельской местности не превышает 15 тысяч рублей, соответственно занимать должность могут лишь те, кто непосредственно живет в этом месте. Так как за такую зарплату не купишь жилье, а тем более не переедешь из города в небольшой поселок. Ко всему этому среди местного населения сложно собрать полный штат высококвалифицированных учителей разных направлений: математики, биологии, физики, истории и т.д. Благодаря чему многим учителям приходится вычитывать по тридцать уроков в неделю и вести совмещенные занятия. Ко всему прочему, средний возраст кадров превышает отметку 50 лет, что отпугивает молодых потенциальных учителей, которые хотят преподавать в современной среде. Таким образом, сдерживающими факторами для переезда учителей в села являются:

Идею стимулирования переезда учителей в небольшие поселения предложил Президент Российской Федерации на ежегодном обращении к депутатам Госдумы еще в прошлом году. Однако из-за несоответствия законодательства и отсутствия детальной проработки, законопроект будет запущен в действие только в нынешнем. Финансироваться «Земский учитель» будет на федеральном уровне, а сама программа будет нацелена на села и небольшие муниципальные образования, населения которых не превышает 50 тысяч человек.

Реализация программы подробно обсуждалась на встрече Михаила Мишустина с учителями средних школ Алтайского края, которая прошла в Барнауле 2 марта 2022 года. Педагоги, в частности, интересовались, планируется ли продление этой программы в будущем. Глава Правительства заверил, что она будет продолжена.

Программа «Земский учитель» стартовала в 2022 году по инициативе Президента России Владимира Путина. Её цель – привлечь новых педагогов в сельскую местность. По условиям программы, учителя, переехавшие работать в посёлки или города с населением до 50 тысяч человек, получают единовременную компенсационную выплату – 1 млн рублей. Если населённый пункт находится на территории Дальневосточного федерального округа, то компенсация составляет 2 млн рублей. Чтобы принять участие в программе, нужно заключить трудовой договор с местной школой, обязуясь отработать в ней не менее пяти лет. Перечень вакансий размещён на официальном сайте программы https://zemteacher.apkpro.ru. Здесь же можно подать заявку на участие.

Программа «Земский учитель» будет продолжена. В федеральном бюджете на неё предусмотрено финансирование до конца 2023 года. Председатель Правительства Михаил Мишустин своим постановлением скорректировал правила предоставления субсидий, выделяемых на этот проект.

Деньги на выплаты учителям выделяются из федерального бюджета. Субсидии предоставляются на основании соглашения между Минпросвещения и руководством региона, договора о предоставлении выплаты, а также трудового договора, заключённого с образовательной организацией. Новым постановлением упрощается схема оценки эффективности использования средств господдержки. Если раньше было необходимо высчитывать определённую процентную долю учителей, получивших выплаты, то теперь будет достаточно указать их фактическое количество в каждом финансовом году.

Социальная программа; Земский учитель

Дополнительные условия устанавливаются регионами. Так, в Пермском крае получить субсидию вправе лишь педагоги в возрасте до 55 лет. Препятствием к подаче заявления становится получение жилищных сертификатов или иных средств поддержки из бюджета субъекта РФ. Исключением признан лишь материнский капитал. При этом подать заявление разрешается только на одну вакантную должность. Ознакомиться с правилами в отдельных регионах можно на официальном сайте.

Региональный оператор оценивает комплектность приложений к обращению, достоверность представленной информации, выполнение формальных требований. Одновременно проводится проверка на ограничения (подача заявки лишь на одну вакантную должность). Далее документы направляются в конкурсную комиссию для отбора кандидата. Победителю предлагают выехать в выбранное образовательное учреждение, а затем заключают трудовой договор.

Первым шагом к единовременной компенсации станет регистрация на сайте программы. Создание аккаунта занимает не более 3 минут. Пользователю сети необходимо указать свои фамилию, имя, отчество, год рождения и уровень образования. Далее появится возможность направлять заявки на открытые вакансии в любом из регионов страны.

Обеспечение педагогов благоустроенными квартирами и домами по месту работы не является главной целью программы. Основной задачей признается повышение престижности профессии преподавателя и качества образования в небольших городах. Жесткого требования о покупке жилья нет ни в правительственных постановлениях, ни в региональных актах.

Следующим шагом становится обращение за выплатой. Заявление подается региональному оператору вместе с трудовым контрактом. Сроки устанавливаются нормативными актами субъектов РФ. Например, в Камчатском крае зачисление средств на счет преподавателя производится не позднее 1 декабря.

Кстати, по поручению Алексея Островского в Смоленской области появится новая премия губернатора, предназначающаяся именно для сельских учителей. Награда будет носить имя уроженца Ершичского района Василия Фёдоровича Алёшина, чей педагогический стаж превышает полвека. Долгое время он возглавлял Шумячскую среднюю школу и многое сделал для развития образования в целом. За это Василий Алёшин удостоен многочисленных наград.

В начале этого года о старте программы «Земский учитель» объявил президент России Владимир Путин, выступая с ежегодным посланием Федеральному собранию. Теперь единовременную выплату в размере миллиона рублей будут получать педагоги, которые переезжают работать в сёла и малые города с численностью населения до 50 тысяч человек. Для получения этой меры поддержки необходимо проработать в школе не менее пяти лет.

Молодой преподаватель говорит: её также привлекла более высокая, чем в городе у учителей-новичков, заработная плата и возможность в будущем участвовать в программе «Земский учитель». Карина признаётся: первый год работать в школе непросто, главное – перенести адаптацию и найти с детьми общий язык.

Миллион за работу на селе. С 2022 года в России запустят программу «Земский учитель» – аналог уже существующего и успешно показавшего себя проекта «Земский доктор». Педагоги, переехавшие на работу в школы в глубинке, получат финансовую поддержку от государства. По данным регионального департамента по образованию и науке, к началу 2022/2022 учебного года почти 70 сельских школ разместили объявления о поиске сотрудников. По мнению специалистов, новая программа поможет привлечь специалистов в небольшие населённые пункты.

Возместить средства, потраченные на ЖКХ, предлагают и вышедшим на пенсию учителям. Речь идёт о педагогах, которые проработали в сельских населённых пунктах, посёлках городского типа и рабочих посёлках не менее 10 лет и проживают в них. Напомним, соответствующий закон был внесён в областную Думу губернатором Алексеем Островским в 2022 году и поддержан депутатами. Действует он как минимум до 2022 года – на период принятого бюджета региона.

Для участия в программе «Земский учитель» подано почти 30 тысяч заявок

В частности, по программе «Земский учитель» в Амурской области осталось всего три вакансии. На вакансию учителя начальных классов школы села Марково Благовещенского района претендует 21 кандидат. В настоящее время в Амурской области подано более 900 заявок учителей, в то время как в 2022 году по программе открыты 47 вакансий. Трудоустройством интересуются не только жители области, но и Краснодарского и Алтайского краёв, Санкт-Петербурга и других регионов.

Курганская область. На участие в программе подали заявки более 50 педагогов из Курганской, Тюменской, Челябинской, Свердловской, Московской, Воронежской, Томской, Новосибирской, Ростовской областей, а также Республики Татарстан, Алтайского края, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

В настоящее время субъекты Российской Федерации продолжают приём заявок на участие в программе. Рекомендуемый срок приёма – до 15 апреля, окончательно дату каждый регион определяет самостоятельно. В информационной системе «Земский учитель» подано 29 472 заявки. Интерес учительского сообщества к программе очень высок, многие выбирают вакансии в образовательных организациях в других регионах.

Цель программы «Земский учитель» – обеспечение повышения качества общего образования, совершенствование методов обучения и воспитания путём внедрения новых образовательных технологий, обеспечивающих повышение мотивации детей к обучению и вовлечённости в образовательный процесс.

«Сложившаяся непростая эпидемиологическая ситуация не влияет на продолжение работы Министерства просвещения по реализации такой важной программы, как «Земский учитель». Мы стремимся к тому, чтобы каждый ребёнок, где бы он ни жил, получил качественное образование и мог развить свои таланты. Во многом это зависит от учителей, которые будут помогать ему получать знания, развивать кругозор. Поэтому так важно, чтобы увлечённые высококвалифицированные учителя работали и в небольших школах в удалённых деревнях и посёлках. Уверен, что эта программа позволит детям в труднодоступных районах наравне с учениками больших городов учиться интересно и получить безупречное образование», – отметил Министр просвещения Сергей Кравцов.

Домик в деревне

Идея программы — привлечение на село учителей и в малые города, где их катастрофически не хватает. Согласно исследованию Общероссийского народного фронта 2022 года количество учителей, сообщивших, что в их школах нет педагогов-предметников, за год увеличилось с 48 до 51%. Экспертами ОНФ было опрошено 3000 человек из 83 регионов страны. При этом, по данным Министерства образования, из 42000 российских школ почти 26% — сельские.

При этом предложений от регионов немало. Открыв сайт программы «Земский учитель» можно обнаружить предложения о работе учителем русского языка на родине советского лидера Михаила Горбачева в Ставропольском крае или преподавателя английского языка в Ленинградской области.

Программа «Земский учитель» появилась как продолжение еще одной подобной программы «Земский доктор», которая реализуется в России с 2012 года в рамках национального проекта «Здравоохранение». Согласно программе молодой врач, желающий отработать в сельской местности, может получить «подъемные средства» в размере 1 миллиона рублей. Программой, чем-то похожей на советский институт распределения, с начала ее действия воспользовались более 25 тысяч врачей-специалистов, говорил ТАСС директор Центра социальной экономики Руслан Древаль. «Очевидно, что программа заинтересовала молодых специалистов. Это неплохой результат», — отмечал он.

Премьер-министр России Михаил Мишустин встречаясь с учителями, работающими по программе «Земский учитель» пообещал, что она сохраниться и дальше. Однако говорить о хорошо работающей программе, по которой учителя приезжают работать в сельские школы, пока рано, так как ей пока лишь год. Не слишком много желающих воспользовалось программой «Земский доктор», так как условия на селе тяжелы и желающих идти по стопам земского врача Антона Чехова не так много.

Результативной Милкус считает другую программу «Учитель для России», которая действует в стране с 2015 года. Программа направляет сильных педагогов, которых специально «прокачивают», два года отработать учителями в региональных школах, чтобы обеспечить «равенство образовательных возможностей»: «Эта программа более результативна, прошедшие подготовку учителя могут быть ядром управленческой команды школы и изменить обстановку в школе, увлечь коллег, сплотить коллектив, который будет в большей степени заинтересован повысить качество обучения ребят».

Ради миллиона в глубинку: как живут земские учителя

Михаил Иванющенко: Данная программа предназначена для успешных учителей, которые на своих местах чего-то добивались. Естественно, под лежачий камень вода не течет. Поэтому нужно быть активным. Нужно понимать, что, переехав в другой регион, вы начинаете все сначала. Готовы ли вы к этому?

Я нахожусь здесь год, меня все устраивает, отношение области. А на местах – будем решать. Уже есть определенные успехи, я себя зарекомендовал, потому что не зря 20 лет стажа. Конечно, с коллегами общаемся, обсуждаем некоторые вопросы. В общем всех все устраивает.

Михаил Иванющенко: Программа была новая для России. Была возможность подать заявления в несколько регионов. Я подавал в четыре региона: в Московскую, Воронежскую, Ростовскую области и республику Адыгея. Но в Московской области была более серьезная конкуренция. Туда тяжело было попасть.

А еще в сентябре министр образования Воронежской области пообщался с нами по Zoom, а буквально через неделю на День учителя нас встречал губернатор на «Открытом круглом столе», где мы познакомились. Он нас поблагодарил за то, что мы являемся участниками этой программы именно в Воронежской области. Ну и пообещал помочь, чем сможет. Это произвело приятное впечатление.

Михаил Иванющенко: Годы уже берут свое. Я выехал из Иркутской области не за хорошей жизнью, а из-за того, что меня что-то не устраивало. И первое, что меня не устраивало, – это материально-техническая база. У меня стаж более 20 лет. А здесь меня более-менее все устраивает. Все есть.

Учитель на миллион

В начале этого года о старте программы «Земский учитель» объявил президент России Владимир Путин, выступая с ежегодным посланием Федеральному собранию. Теперь единовременную выплату в размере миллиона рублей будут получать педагоги, которые переезжают работать в сёла и малые города с численностью населения до 50 тысяч человек. Для получения этой меры поддержки необходимо проработать в школе не менее пяти лет.

По данным о вакансиях в образовательных организациях на 2022/2022 учебный год, размещённым на сайте профильного департамента, учителя требуются в 20 муниципалитетах региона. Педагогов приглашают на работу более 150 школ, половина из которых – сельские. Чаще всего объявления касаются учителей иностранных языков, математики и физики, русского языка и литературы, химии и биологии, есть несколько вакансий для физруков и преподавателей музыки.

– Главный плюс сельской школы – небольшое количество детей в классах, что позволяет найти подход к каждому ученику. Благодаря этому у ребят формируется познавательный интерес и развивается устойчивая мотивация к обучению. В сельской местности удобно выстроено взаимодействие школы с семьёй обучающихся, родители учеников активно участвуют в школьной жизни. Это помогает как во внеурочной, так и в общешкольной деятельности, – отмечает Карина и объясняет: – Моё решение пойти работать в небольшую школу во многом было обусловлено и тем, что я сама училась в сельской школе, которая мне всегда была ближе и понятнее, нежели школа городская. К тому же работа в сельской местности находит поддержку в государственной социальной политике и даёт право участия в программе «Земский учитель», анонсированной президентом в феврале.

  • надбавка в размере 25% к базовому окладу педагога;
  • выпускники вузов и организаций среднего профобразования в течение первых пяти лет могут рассчитывать на ежемесячную доплату в размере 2 тысяч рублей, обладатели диплома с отличием – в размере 3 тысяч рублей;
  • некоторые районы также предлагают компенсировать расходы по оплате коммунальных услуг – отопления и электричества, причём эта мера поддержки распространяется не только на молодых педагогов.

Молодой педагог Карина ПЕТРОСЯН окончила университет полтора года назад, а в школу пришла работать ещё на последнем курсе, совмещая уроки с парами. Сейчас девушка преподаёт историю и обществознание в Кощинской средней школе Смоленского района.

  • выпускники высших учебных заведений могут не проходить испытательный срок;
  • при трудоустройстве положена выплата в размере 3-х окладов;
  • размер зарплаты должен быть не менее 80 % доходов уже работающих сотрудников;
  • молодые специалисты также получают помощь при рождении ребенка, вступлении в брак, смерти близких родственников;
  • работодатель не имеет право уволить специалиста по собственной инициативе, если он работает менее 2-х лет. Исключения составляют потеря трудоспособности работника или закрытие предприятия.
  • Рекомендуем прочесть:  Транспортная Карта Для Инвалидов

    Государственная финансовая поддержка обычно оказывается в единовременном формате — «подъемные» на новом месте. В качестве альтернативной помощи предлагаются также и другие варианты финансирования.

  • заявление по форме, составленной местным муниципальным жилищным отделом;
  • паспорта всех совершеннолетних членов семьи, граждан РФ (копии);
  • диплом (копию) о получении профильного образования в учреждении с государственной аккредитацией;
  • свидетельства о рождении детей (копии);
  • копию трудовой книжки или трудовой договор;
  • свидетельство о заключении или расторжении брака;
  • справку о нуждаемости в получении жилья, об отсутствии жилого помещения в собственности — запрашивается в местном исполнительном и распорядительном органе;
  • справка из Росреестра об отсутствии недвижимости;
  • выписку из банка со счета, подтверждающего наличие суммы средств достаточной на погашение части стоимости жилья;
  • бумаги на строительство или покупку дома.
  • Российский врач-психотерапевт Александр Голов в одном из своих выступлений как-то заметил, что «Молодые специалисты не умеют работать, а опытные специалисты умеют не работать».

    С 2015 года в селах России реализуется федеральная программа «Земский доктор», принятая для поддержки работников системы здравоохранения. А проект «Молодой специалист на селе» больше рассчитана на учителей.

    На официальном сайте программы «Земский учитель-2022» условия, возраст, регионы и другие требования будут расшифрованы максимально подробно. В настоящее время ресурс находится в разработке. Предполагается, что школы будут размещать на этой платформе свои заявки, делая их доступными каждому учителю. В случае заинтересованности специалист сможет дистанционно отправить свою заявку в выбранную образовательную организацию и, в случае её одобрения, готовиться к переезду.

    О системе мотивации для сельских учителей заговорили в феврале 2022 года. Инициатива исходила от президента России и была озвучена в его ежегодном послании Федеральному собранию. Владимир Путин высказал озабоченность оттоком кадров из сёл и небольших городов и призвал профильное министерство разработать проект, который сделает переезд в сельскую местность интересной перспективой для педагога. Первоочередной задачей для этого является обеспечение доступным жильём.

    Рекомендуем прочесть:  Льготы За Звание Заслуженный Механизатор Республики Татарстан

    Среди всех критериев отбора участников проекта «Земский учитель» именно возраст вызвал самое активное обсуждение – верхняя планка пересматривалась несколько раз и колебалась от 35 до 50, а затем до 55 лет. В итоге было принято решение, предоставляющее равные возможности как молодым, так и опытным педагогам.

    Известно, что подать заявку на пополнение кадров может любая школа, расположенная в населённом пункте с числом жителей менее 50 тысяч человек, в любом из регионов страны. То есть речь идёт не только о деревнях, сёлах и рабочих посёлках, но и о посёлках городского типа и малых городах. При этом образовательное учреждение должно предоставить достоверную информацию об имеющемся дефиците кадров.

    В 2022 году в нашей стране действует федеральная программа «Земский учитель». Цель – решить серьёзную проблему нехватки педагогов в сельской местности. Условия программы стали окончательно ясны совсем недавно. Кому-то они показались заманчивыми, кому-то недостаточными, чтобы переломить ситуацию.