Доклад Уполномоченного По Правам Несовершеннолетних За 2022 Год

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

\u0421 27 \u043e\u043a\u0442\u044f\u0431\u0440\u044f – \u0423\u043f\u043e\u043b\u043d\u043e\u043c\u043e\u0447\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043f\u0440\u0438 \u041f\u0440\u0435\u0437\u0438\u0434\u0435\u043d\u0442\u0435 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0424\u0435\u0434\u0435\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043f\u043e \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430\u043c \u0440\u0435\u0431\u0451\u043d\u043a\u0430. \r\n

\u041f\u0440\u0435\u043f\u043e\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c \u043f\u043e \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u0443 \u0433\u0438\u0442\u0430\u0440\u044b \u0432 \u0434\u0435\u0442\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u0448\u043a\u043e\u043b\u0430\u0445 \u2116 1 \u0438 \u2116 5, \u0432 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435 \u043a\u0443\u043b\u044c\u0442\u0443\u0440\u044b \u0438 \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432 \u0432 \u041f\u0435\u043d\u0437\u0435. \r\n

\u0421\u0435\u043d\u0430\u0442\u043e\u0440 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0424\u0435\u0434\u0435\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 – \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c \u043e\u0442 \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u043d\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0430 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438 \u041f\u0435\u043d\u0437\u0435\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043e\u0431\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438, \u0447\u043b\u0435\u043d \u041a\u043e\u043c\u0438\u0442\u0435\u0442\u0430 \u0421\u043e\u0432\u0435\u0442\u0430 \u0424\u0435\u0434\u0435\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u0424\u0435\u0434\u0435\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0421\u043e\u0431\u0440\u0430\u043d\u0438\u044f \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0424\u0435\u0434\u0435\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043f\u043e \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u043a\u0435, \u043f\u043e\u043b\u043d\u043e\u043c\u043e\u0447\u043d\u044b\u0439 \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c \u0421\u043e\u0432\u0435\u0442\u0430 \u0424\u0435\u0434\u0435\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043f\u043e \u0432\u0437\u0430\u0438\u043c\u043e\u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u044e \u0441 \u0423\u043f\u043e\u043b\u043d\u043e\u043c\u043e\u0447\u0435\u043d\u043d\u044b\u043c \u043f\u0440\u0438 \u041f\u0440\u0435\u0437\u0438\u0434\u0435\u043d\u0442\u0435 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0424\u0435\u0434\u0435\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043f\u043e \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430\u043c \u0440\u0435\u0431\u0451\u043d\u043a\u0430. \r\n

\u0421\u0435\u043d\u0430\u0442\u043e\u0440 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0424\u0435\u0434\u0435\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 – \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c \u043e\u0442 \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u043d\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0430 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438 \u041f\u0435\u043d\u0437\u0435\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043e\u0431\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438, \u0447\u043b\u0435\u043d \u041a\u043e\u043c\u0438\u0442\u0435\u0442\u0430 \u0421\u043e\u0432\u0435\u0442\u0430 \u0424\u0435\u0434\u0435\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u0424\u0435\u0434\u0435\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0421\u043e\u0431\u0440\u0430\u043d\u0438\u044f \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0424\u0435\u0434\u0435\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043f\u043e \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u043a\u0435, \u043f\u043e\u043b\u043d\u043e\u043c\u043e\u0447\u043d\u044b\u0439 \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c \u0421\u043e\u0432\u0435\u0442\u0430 \u0424\u0435\u0434\u0435\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043f\u043e \u0432\u0437\u0430\u0438\u043c\u043e\u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u044e \u0441 \u0423\u043f\u043e\u043b\u043d\u043e\u043c\u043e\u0447\u0435\u043d\u043d\u044b\u043c \u043f\u0440\u0438 \u041f\u0440\u0435\u0437\u0438\u0434\u0435\u043d\u0442\u0435 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0424\u0435\u0434\u0435\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043f\u043e \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430\u043c \u0440\u0435\u0431\u0451\u043d\u043a\u0430. \r\n

\u0423\u0447\u0440\u0435\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c \u0440\u0435\u0437\u0438\u0434\u0435\u043d\u0446\u0438\u0438 \u0434\u043b\u044f \u043f\u0440\u043e\u0436\u0438\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f \u043c\u043e\u043b\u043e\u0434\u044b\u0445 \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439 \u0441 \u0440\u0430\u0437\u043d\u043e\u0439 \u0444\u043e\u0440\u043c\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0432\u0430\u043b\u0438\u0434\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 – \u0430\u0440\u0442-\u043f\u043e\u043c\u0435\u0441\u0442\u044c\u044f «\u041d\u043e\u0432\u044b\u0435 \u0431\u0435\u0440\u0435\u0433\u0430». \r\n

Деятельность уполномоченного по правам ребенка в РФ

  • Право на семью. Ребенок не может быть изъят из своей семьи, за исключением случаев, когда родители нарушают его законные права.
  • Право на жизнь, здоровье и защиту.
  • Право на собственное мнение. В России дети, достигшие возраста 10 лет, могут принимать решения относительно действий органов опеки (например, с кем из родителей остаться при разводе).
  • Право на общение. Ребенок имеет право на контакт с обоими родителями, если иное не запретил суд.
  • Право на имя, фамилию и отчество.

Разобрав основную информацию по деятельности уполномоченного по правам ребенка, нужно обратить внимание на действующего детского омбудсмена. Это Анна Юрьевна Кузнецова, российский общественный деятель и правозащитник. Свою должность она получила в сентябре 2022 года, заменив Павла Астахова.

Деятельность уполномоченного по права ребенка в РФ может реализовываться лишь глубоко нравственным и очень грамотным человеком. Но одной лишь морали недостаточно. К детскому омбудсмену предъявляется ряд требований, прописанных в законодательстве. Вот что здесь следует выделить:

Юридический статус региональных омбудсменов только недавно стал равноценным. Каждый представитель относился к системе исполнительной власти, а назначался на должность главой местной администрации. В 2011 году произошли изменения. Каждый уполномоченный по правам детей получил парламентский статус. Благодаря этому повысилась и результативность их работы.

Деятельность уполномоченного по правам ребенка не является единственной в рассматриваемой сфере. Омбудсмен — это лишь глава системы, в данном случае ювенальной. Он управляет широкой структурой, связанной с материнством, детством, защитой прав несовершеннолетних и т. д.

27 сентября 2022 года на встрече с «пятеркой» списка ЕР Владимир Путин заявил, что Анна Юрьевна Кузнецова возглавит комиссию «Единой России» по защите материнства, детства и поддержке семьи, а также будет напрямую непосредственно координировать это направление в самой Государственной думе.

В сентябре 2022 года, после скандальной отставки Павла Астахова, его место заняла Анна Кузнецова. Указом президента России в январе 2022 года она была переназначена на должность Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка сроком еще на пять лет. Это означает, что защитником детства от лица государства Анна Кузнецова будет до 2024 года.

Детский омбудсмен Анна Кузнецова освобождена от должности. Соответствующий указ издал президент России. В тексте документа говорится, что увольнение Кузнецовой связано с её избранием в депутаты Государственной Думы восьмого созыва. На должность детского омбудсмена она была назначена в 2022 году.

Несмотря на то, что институт уполномоченных при президенте РФ не может принимать или инициировать принятие нормативных и законотворческих актов, многие предложения Анны Кузнецовой уже воплотились в законы, защищающие материнство и детство. Это и понятно: будучи мамой семерых детей, омбудсмен прекрасно понимает все потребности российских семей, их нужды и чаяния.

Президент России Владимир Путин уволил с должности детского омбудсмена Анну Кузнецову. Кроме этого, Путин освободил с поста советника президента Владимира Васильева. Такая информация следует из соответствующих указов главы российского государства на официальном портале правовой информации.

В марте 2022 года Минпросвещения России включило в учебную программу курс «Семьеведение». Введение в школьную программу предмета, посвященного обучению семейным ценностям, обсуждалась несколько лет, а в 2022 году его разработкой занялась Российская академия образования при поддержке детского омбудсмена Анны Кузнецовой. Предложенный Уполномоченным курс будут преподавать в рамках существующих гуманитарных предметов.

В основу предложений по реформированию опеки легли результаты проведенного по инициативе Анны Кузнецовой мониторинга деятельности органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Актуальность темы подтверждается статистикой. Если в 2022 году количество обращений в аппарат детского омбудсмена, связанных с действиями опеки, увеличилось на 23 процента, то в 2022 году – более чем на 40 процентов. Проверки выявили ряд системных проблем. Про необходимость реформирования органов опеки Анна Кузнецова говорила на встрече с президентом России в 2022 году. В итоге президент поручил правительству рассмотреть вопрос об определении единого ведомства по выработке и реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, а также рассмотреть вопрос о совершенствовании деятельности органов опеки и попечительства.

Запомнилась Анна Кузнецова и другими предложениями, направленными на повышение безопасности подростков. С 2022 года она неоднократно поднимала вопрос о необходимости внесения изменений в законодательство для исключения высадки из общественного транспорта детей-безбилетников. Теперь этот запрет действует повсеместно. В июле 2022 года по инициативе уполномоченного по правам ребенка в России утверждены правила, которые спасут детей от выпадения из окон. На эту проблему Анна Кузнецова обращала внимание неоднократно и на самых различных площадках, а в августе 2022 года она предложила внести ряд изменения в действующее законодательство. В 2022 году по инициативе уполномоченного был организован мониторинг служб медиации и примирения в образовательных организациях, в ходе которого были выявлены пробелы в законодательстве, регламентирующем их деятельность. В итоге Минюст подготовил проект федерального закона по медиации.

Результат деятельности Анны Кузнецовой в должности детского омбудсмена можно проиллюстрировать цифрами. Так, за последние пять лет (с 2022 по 2022 год) численность детского населения страны увеличилась на 3,7 процента, почти на 27 процентов увеличилось количество многодетных семей и примерно на 26 процентов возросла численность детей в них. Количество домов ребенка уменьшилось на 15,5 процента и на 28 процентов снизилась численность детей в них.

Несмотря на то, что институт уполномоченных при президенте РФ не может принимать или инициировать принятие нормативных и законотворческих актов, многие предложения Анны Кузнецовой уже воплотились в законы, защищающие материнство и детство. Это и понятно, будучи мамой семерых детей, омбудсмен прекрасно понимает все потребности российских семей, их нужды и чаяния.

«Стоимость разная, и дети как бы сыты. Но на здоровье детей такая подмена не очень хорошо сказывается, тем более что это нарушение закона. Вместе с Генеральной прокуратурой мы провели масштабные проверки по образовательным организациям, и сейчас постепенно устраняют нарушения, которые были выявлены», — подчеркнула она.

«Здесь, в этом докладе о работе за год, – и конкретные детские истории, наша борьба и предложения, те вопросы, которые ещё не удалось решить. Надо сказать, что год, конечно, был непростым. Приходилось ориентироваться в новых обстоятельствах и, конечно, наращивать ресурсы, которые у нас были. Потому что снова выросло число обращений в аппарат уполномоченного – на 7,3%. На 36% выросло число обращений от несовершеннолетних», — сообщила Кузнецова в ходе встречи с президентом, при этом подчеркнув, что по некоторым обращениям, сотрудники аппарата выезжали немедленно, рассматривали их непосредственно на местах.

Со своей стороны Путин отметил, что вопрос питания в школах — тонкий, требующий постоянного внимания со стороны санитарных врачей. «Тем не менее доступ родительских комитетов к организации питания, к его качеству вполне обоснован. И это нужно довести до конца», — сказал президент.

«Сейчас по-разному работают, но в основном сейчас налаживается работа, методические рекомендации есть, Совет отцов при уполномоченном по правам ребёнка вместе с другими родительскими организациями в регионах, с уполномоченными по правам ребёнка создали такие комиссии, которые работают и приносят обратную связь», — рассказала Кузнецова.

«А также у нас выросло число многодетных семей, выросло число детей в них, и сейчас почти одна пятая детей в России воспитывается в многодетных семьях. На 4% снизилось число сирот, это тоже положительная динамика», — сказала Кузнецова. Она также подчеркнула, что впервые за многие годы на 9,1% снизилось число преступлений в отношении несовершеннолетних.

Несмотря на заметный рост числа детей с редкими болезнями, решать проблемы оказания им необходимой медицинской помощи, обеспечения их лекарственными препаратами зачастую приходится в «ручном режиме», подчеркнула Анна Кузнецова. Также в докладе отмечаются обращения родителей по вопросам качества оказания паллиативной помощи в регионах, и проблемы с медпомощью в детских домах-интернатах для детей с нарушениями.

В докладе предложено принять ряд мер, необходимость которых следует из анализа накопленных в течение года данных. Среди привлекших внимание инициатив, предложенных детским уполномоченным – сокращение финансирования для клиник, производящих аборты и ограничение продажи абортивных препаратов в аптеках; отмена срока давности за преступления против половой неприкосновенности детей и создание общедоступного реестра сведений об осужденных за такие преступления; введение штрафов за нецелевое использование маткапитала и возможности его возврата в Пенсионный фонд.

Рекомендуем прочесть:  Кбк Или Кд

В числе основных тем, по которым граждане обращались за помощью к детскому уполномоченному – право детей на судебную защиту и юридическую помощь; право на жилище; право жить и воспитываться в семье; право на образование и на защиту здоровья. В докладе приводятся примеры наиболее распространенных правонарушений в отношении несовершеннолетних.

«Особую обеспокоенность вызывает рост на 87,9 % обращений граждан в сфере охраны здоровья несовершеннолетних, – говорится в докладе. – Законные представители жаловались на то, что дети вовремя не получали необходимые им препараты, включая незарегистрированные на территории РФ лекарства, на замену оригинальных лекарств дженериками, трудности прохождения медико-социальной экспертизы, качество предоставления медицинской помощи в регионе, в том числе медицинское сопровождение детей с орфанными заболеваниями».

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

27 сентября 2022 года на встрече с «пятеркой» списка ЕР Владимир Путин заявил, что Анна Юрьевна Кузнецова возглавит комиссию «Единой России» по защите материнства, детства и поддержке семьи, а также будет напрямую непосредственно координировать это направление в самой Государственной думе.

Тогда же «Лаборатория Касперского» предложила объединить российские IT- компании в Альянс по защите детей в информационном пространстве, а Роскомнадзор объявил о создании комиссии по защите детей от деструктивного и опасного контента и комиссии по защите персональных данных.

Детский омбудсмен позиционирует себя жестким и последовательным борцом с педофилией. В сентябре она обратилась в прокуратуру РФ с просьбой проверить на предмет детской порнографии организованную в Москве выставку Джока Стерджеса «Без смущения», где были представлены фотографии обнаженных подростков. Итогом стало закрытие и демонтаж выставки. В декабре 2022 года выступила с инициативой создания реестра педофилов, чтобы не допустить их на работу в учебные заведения. А в начале сентября 2022 года выступила за пожизненное наказание педофилов. Это заявление прозвучало после страшного убийства двух девочек в Кузбассе. Кузнецова напомнила, что еще с 2022 года в Госдуме на рассмотрении находится законопроект, предусматривающий пожизненное наказание для педофилов и другие меры, защищающие детей.

Запомнилась Анна Кузнецова и другими предложениями, направленными на повышение безопасности подростков. С 2022 года она неоднократно поднимала вопрос о необходимости внесения изменений в законодательство для исключения высадки из общественного транспорта детей-безбилетников. Теперь этот запрет действует повсеместно.

Спустя два месяца после ее назначения Анна Кузнецова и Лига безопасного интернета провели конференцию «Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Тогда же, на первом же заседании Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка, Анна Кузнецова объявила о формировании в рамках совета рабочей группы по информационной безопасности детей. В 2022 году правительство РФ наделило Росмолодежь полномочиями по мониторингу сети Интернет на предмет наличия информации, представляющей угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних. В 2022 году был расширен перечень информации, подлежащей блокировке (ст. 15.1 ФЗ 149), а в 2022 году на социальные сети возложена обязанность по мониторингу сети Интернет на предмет наличия запрещенной для детей информации (ст. 10.6 ФЗ 149).

Эксперты прокомментировали Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2022 г

Согласно докладу по вопросам соблюдения прав участников уголовного процесса в связи с пандемией в адрес уполномоченного поступило 306 обращений. Самая большая группа обращений касалась объективности, полноты и сроков предварительного расследования (125 обращений). По вопросам объективности, полноты и сроков проведения доследственных проверок, а также обоснованности избрания и продления меры пресечения в виде заключения под стражу на горячую линию Уполномоченного поступило 110 обращений. Указывается, что по вопросам законности, обоснованности и справедливости приговоров по уголовным делам на горячую линию поступило 48 обращений.

«Удивительно, что Уполномоченному неизвестно о том, что по состоянию на 2022 г. внесение любых изменений в КоАП было приостановлено ввиду разработки нового КоАП, – указал адвокат. – В действующем КоАП не предусмотрена ни процедура рассмотрения административных дел, ни толком порядок их обжалования. В частности, невозможно обжаловать решение должностного лица, если пропущен 10-дневный срок обжалования. При том размере административных штрафов, который сейчас предусматривает КоАП, такое формальное отношение к процессу является форменным издевательством».

По мнению Андрея Коновалова, данная проблема носит поистине массовый характер и вряд ли в России найдется хоть один практикующий юрист, который с ней никогда не сталкивался. «Нельзя не учитывать и то, что подобные действия могут свидетельствовать о нарушении судьей Кодекса судейской этики, а то и вовсе говорить о вынесении заведомо неправосудного решения», – посчитал он.

«Ситуация с домашним насилием может измениться только в результате введения государством нулевой толерантности к этому явлению, когда каждый подтвержденный факт насилия будет заканчиваться арестом или более суровым видом наказания. Однако такого предложения доклад не содержит – только констатацию факта», – подчеркнул Антон Лебедев.

Тем не менее, указал юрист, как минимум одна из обозначенных проблем была упомянута сугубо декларативно. Речь идет о жалобах участников уголовного процесса, связанных с отсутствием в приговорах мотивов, по которым отвергаются представленные ими доказательства, а также о немотивированном отказе суда в приобщении к делу материалов, поддерживающих доводы в пользу невиновности обвиняемого.

— Создание целостной системы нравственной, социальной, психологической и правовой поддержки каждого ребёнка в решении школьных проблем.
— Обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних на получение основного общего образования и законных интересов других участников образовательной деятельности.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Основные направления деятельности уполномоченного по правам в школе:
1. Совершенствовать систему правового и психологического сопровождения образовательной деятельности в школе.
2. Активизировать деятельность ученического и родительского сообщества.
3. Продолжить просветительскую деятельность среди всех участников образовательной деятельности.

Основные права несовершеннолетних детей в России

Декларация прав ребёнка содержит ещё многие пункты относительно защиты детей и их жизни. В ней упоминается о защите сиротства, правах детей-инвалидов, защите от сексуального насилия, жестокого обращения. Ещё Декларация прав ребёнка содержит следующие гарантии:

Образование – важнейшее условие, от которого зависит не только карьера, но и благосостояние каждого гражданина. Поэтому в гражданском кодексе РФ говорится, что каждый ребёнок может бесплатно обучаться в школе. Причем государство законодательно регулирует так систему образования, чтобы она помогла каждому ученику:

Материальная и моральная обеспеченность, атмосфера любви в семейном кругу, ответственность родителей – всё это обеспечивает счастливое детство каждого малыша. Самое важное право несовершеннолетних детей – всегда оставаться с матерью и только в исключительных случаях допускается разлука с нею. Общество и органы публичной власти обязаны заботиться о соблюдении прав детей-сирот, у которых нет семьи и средств на существование.

Каждый гражданин РФ с рождения имеет право получить фамилию, имя и отчество. Они могут быть даны как родителями, так и усыновителями. Если у отца и матери фамилии разные, какую из них будет носить их сын или дочь – решают по взаимному согласию. Если родители не смогли договориться, имя и фамилию ребёнку даёт орган опеки и попечительства.

Ребёнком считается лицо, не достигшее совершеннолетия (восемнадцатилетнего возраста). Но существуют и исключения. Первый случай – если 16-летний подросток с согласия родителей (попечителя, усыновителя) устраивается на работу, подписав контракт или трудовой договор, занимается волонтёрством.

Анна Кузнецова направила Президенту ежегодный доклад Уполномоченного по правам ребёнка

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 27 декабря 2022 года № 501‑ФЗ «Об уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации» Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Анна Кузнецова представила главе государства доклад о результатах своей деятельности в 2022 году, включающий оценку соблюдения прав и законных интересов детей в Российской Федерации, а также предложения о совершенствовании их правового положения.

Особое внимание Уполномоченный обращает на значительный рост жалоб по вопросам охраны здоровья несовершеннолетних – почти на 88%. Большинство связаны с проблемами своевременного лекарственного обеспечения, трудностями при прохождении медико‑социальной экспертизы, качеством предоставления медицинской помощи в регионах.

Обращения поступали из всех регионов страны. Наибольшее количество зафиксировано из Москвы – 20,5%, Московской области – 9,1%, Краснодарского края – 5,0%, Приморского края – 2,8%, Санкт‑Петербурга – 2,8%, Ростовской области – 2,2%, Свердловской области – 2,2%, Красноярского края – 1,6%, Республики Башкортостан – 1,6 %, Челябинской области – 1,5 %.

Среди прочего по результатам проведённых проверок оказано содействие более чем одной тысяче воспитанников детских домов‑интернатов. Осуществлена защита прав и законных интересов свыше 120 российских детей, возвращённых при личном участии Уполномоченного из Республики Ирак и Сирийской Арабской Республики.

В докладе также представлены рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, направленные на совершенствование государственной политики в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства в Российской Федерации.

  • наличие семьи. Воспитание производится в собственной семье, за исключением случаев противоречия интересам несовершеннолетнего и ущемлению его прав;
  • возможность общения с родственниками, если этот момент не ограничен или не исключен судебным решением. В остальных случаях препятствие общению считается нарушением прав и свобод;
  • право на жизнь, а также защиту здоровья и различных гарантий;
  • возможность участвовать в своей жизни и иметь собственное мнение. Так как ребенок является личностью, то его мнение должно быть учтено. Например, при возрасте 10 лет он имеет право участвовать в принятии решения по деятельности органов опеки, в частности при лишении или ограничении прав родителей;
  • наличие фамилии, имени и отчества.
  • контроль за исполнением и полноценным соблюдением любых нормативных актов и законов, которые касаются несовершеннолетних. В данном случае не имеет значение происхождение акта, который может являться отечественным или принятым на международном уровне;
  • содействие восстановительному процессу при нарушении прав;
  • контроль за деятельностью местных органов, работающих в сфере устранения нарушений. Дополнительно им могут выдаваться рекомендации;
  • обобщение и анализ практики с привлечением специалистов или учреждений;
  • оказание помощи родителям, чей отпрыск оказался в сложной ситуации;
  • обеспечение взаимодействия различных инстанций;
  • просвещение родителей и их детей об их правовых возможностях, а также о комплексе обязательств по защите прав;
  • обеспечение охраны лиц младше 18 лет от различных правонарушений в их сторону, в том числе любых насильственных форм обращения.
Рекомендуем прочесть:  Кто Отвечает За Долги Несовершеннолетнего

Уполномоченное лицо вправе защищать весь набор гарантий, которые регламентированы законодательством в отношении граждан младше 18 лет. С момента рождения в РФ каждый человек получает определенный набор гарантий и обязательств. Несовершеннолетние, то есть лица до 18 лет, имеют расширенный набор гарантий, так как считаются уязвимой социальной группой, которая нуждается в усиленной защите. Законодательством прописано несколько основных возможностей, которые им выдаются при рождении сверх обычных гарантий остальным гражданам. Основными законодательными актами являются Конституция РФ, а также специальная Декларация. Дополнительно разработаны федеральные нормативные акты, которые позволяют обеспечить таких граждан необходимой защитой.

  • бездействие или неправомерные действия лиц и органов федерального, регионального значения. Например, игнорирование необходимости предоставления жилья лицам, которые являются сиротами;
  • необходимость оспаривания судебных решений. С такой просьбой могут обращаться любые законные представители;
  • оспаривание решения суда при уголовном или гражданском деле;
  • дальнейшее обжалование судебных постановлений после подачи апелляции.
  • гражданство РФ;
  • 30 лет — минимальный возраст;
  • высшее образование юридического типа. Дополнительно есть требования по обязательному знанию семейного законодательства, а также всех международных норм;
  • наличие педагогического опыта работы более 5 лет. Это позволяет понимать сферу и более грамотно подходить к своей работе;
  • наличие беспорочного прошлого. Получается, что любой безнравственный поступок является основанием для отказа в должности;
  • желательная беспартийность, так как деятельность должна быть сосредоточена в обеспечении прав ребенка, а не интересов определенной группы лиц;
  • отсутствие других должностей, включая те, что имеются в представительстве органов или регионов;
  • все дополнительные требования соответствующие стандартным для гражданского служащего.
  1. Избирается законодательным аппаратом власти или с его одобрения, получает парламентский статус и действует на основании региональных законов.
  2. Назначается главами администрации и интегрируется в систему исполнительной власти.
  3. Задачи детского омбудсмена возлагаются на депутата законодательного собрания или регионального уполномоченного по правам человека.
  4. Деятельность уполномоченного организуется на благотворительных началах.

Детский омбудсмен лично принимает граждан, а также посещает места, откуда поступила жалоба и проводит другие виды проверок, чтобы найти или опровергнуть описанное в заявлении. Но жалоба будет рассмотрена не всегда, а только если она не была принята ранее другими компетентными инстанциями.

  • контролирование законности действий властей, детских учреждений, граждан по отношению к детям;
  • оказание помощи ребенку, ущемленному в своих правах;
  • устранение угрожающих факторов легитимным интересам ребенка;
  • информирование граждан, в том числе несовершеннолетних, о наличии у детей прав, закрепленных в Конвенции, и возможностях их защиты.

Особенность института уполномоченного по правам ребенка состоит в том, что прибегать к его помощи могут все граждане без возрастных ограничений. Это дает ребенку шанс самостоятельно сообщить об ущемлении своих прав, что исключено при обращении к уполномоченному по правам человека.

Должность уполномоченного по правам ребенка стала появляться в субъектах РФ с 1998 года после ратификации Конвенции ООН. Указ Президента от 2009 г. постановил создать должность Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ и рекомендовал создавать соответствующий институт в регионах.

Уполномоченным направлено обращение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с просьбой провести проверку обоснованности возбуждения уголовного дела. Прокуратура сообщила, что руководителям КМРО «ЦПЗ» предъявлено обвинение в совершении преступлений в составе организованной группы по ч. 1 ст. 239 УК РФ. Законность задержания и избрания обвиняемым меры пресечения подтверждена решениями суда первой инстанции и постановлениями Новосибирского областного суда от 7 октября 2022 г. Следственный комитет Российской Федерации проинформировал об отсутствии нарушений уголовно-процессуального законодательства при производстве предварительного следствия по данному уголовному делу. В настоящее время расследование не завершено, вопрос остается на контроле Уполномоченного (№ Р-213* от 20.05.2022) .

Стоит добавить, что в феврале-марте 2022 года было отправлено два больших коллективных обращения к Уполномоченному от жителей Общины Виссариона и поддерживающих их жителей других стран и городов (прочитать подробности можно здесь и здесь). Непосредственно перед публикацией доклада в Москве состоялась встреча представителя Общины Ивана Пантюхина с комиссией аппарата Уполномоченного, на которой были переданы многочисленные документы и свидетельства о нарушениях со стороны следственных органов. Комиссией принят ряд решений. Скорее всего данные по последним обращениями и встрече в докладе за 2022 год могли не быть учтены.

О пределенное общественное звучание получило привлечение к уголовной ответственности руководителей Курагинской местной религиозной организации Церковь Последнего Завета (далее — КМРО «ЦПЗ»), зарегистрированной в Минюсте России и насчитывающей около 4 тыс. сторонников. При этом в СМИ сообщалось о якобы религиозной подоплеке дела. К Уполномоченному также поступали обращения по указанному вопросу, данные обстоятельства послужили основанием для подготовки ходатайств в правоохранительные органы о проведении более глубокой проверки перед судебным разбирательством. В настоящее время дело расследуется следственными органами, а окончательное решение остается за судом.

Также доступен полный текст доклада Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае Марка Денисова «О проблемах реализации конституционных прав и свобод граждан на территории Красноярского края в 2022 году». Основная часть раздела 4.3 “О проблемах реализации права граждан на свободу совести и некоторых иных прав” посвящена ситуации вокруг курагинской местной религиозной организации Церковь Последнего Завета.

Уполномоченный По Правам Ребенка В Рф Список Литературы 2022

\u041d\u0430\u0433\u0440\u0430\u0434\u044b \u0437\u0430 \u0434\u0435\u043b\u0430 \u043c\u0438\u043b\u043e\u0441\u0435\u0440\u0434\u0438\u044f: \u043c\u0435\u0434\u0430\u043b\u044c \u0420\u0443\u0441\u0441\u043a\u043e\u0439 \u041f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u043e\u0439 \u0426\u0435\u0440\u043a\u0432\u0438 \»\u0417\u0430 \u0431\u043b\u0430\u0433\u0438\u0435 \u0434\u0435\u043b\u0430\», \u043e\u0440\u0434\u0435\u043d \u043f\u0440\u0435\u043f\u043e\u0434\u043e\u0431\u043d\u043e\u0433\u043e \u0421\u0435\u0440\u0433\u0438\u044f \u0420\u0430\u0434\u043e\u043d\u0435\u0436\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e.

Первая ситуация: жалоба принята Уполномоченным к рассмотрению, когда заявителем уже было обжаловано решение конкретного органа, однако решение обжалующего органа не удовлетворило заявителя. Но здесь важно, чтобы был соблюден срок для подачи жалобы омбудсмену: она принимается к рассмотрению, если подана не позднее года со дня нарушения прав заявителя или со дня, когда заявителю стало известно о таком нарушении.

Собственное видение ситуации Уполномоченный излагает путем подготовки докладов о своей деятельности на ежегодной основе, доводит их до сведения должностных лиц и широкой общественности. Указанная возможность – мощнейший рычаг воздействия на мнение общества[4]. Что касается рассмотрения дел, связанных с нарушением прав ребенка, то значительная их часть поступает по почте в виде заявлений и жалоб, поданных гражданами на решения или действия (бездействие) государственных властных структур.

  • контролирование законности действий властей, детских учреждений, граждан по отношению к детям;
  • оказание помощи ребенку, ущемленному в своих правах;
  • устранение угрожающих факторов легитимным интересам ребенка;
  • информирование граждан, в том числе несовершеннолетних, о наличии у детей прав, закрепленных в Конвенции, и возможностях их защиты.

67.400.3 Женская правовая энциклопедия: все о законодательно закрепленных трудовых, гражданских, жилищных, семейных, родительских, образовательных и других возможностях прекрасного пола. ─ М.: Библиотечка РГ, 2008. ─ 182 с. ─ (Библиотечка «Российской газеты» ; вып. 10). Аб.

Сколько зарабатывают на защите прав: рейтинг доходов омбудсменов

Наиболее обеспеченными среди омбудсменов закономерно оказались уполномоченные по правам предпринимателей. Почти во всех регионах именно у них оказались наиболее высокие доходы среди всех коллег. Уполномоченный по правам предпринимателей Челябинской области Александр Гончаров показал самый высокий результат среди всех омбудсменов: заработал за год 16,5 миллионов рублей, а его коллега из Тюменской области Лариса Невидайло – 16,1 миллиона. Исключением стали лишь уполномоченные в ХМАО-Югре (уполномоченный по правам человека Александр Сидоров заработал за 2014 год 7,5 миллионов рублей, из них 2 млн 910 тыс. рублей – чистая зарплата. Уполномоченный по правам предпринимателей в регионе Ольга Белоножкина получила зарплату в 2,8 миллиона рублей и ЯНАО (детский омбудсмен Виталий Орешкин обогнал своего коллегу на 290 тысяч рублей).

На втором месте по доходам оказались уполномоченные по правам детей, уступив своим коллегам в среднем менее 10 % в уровне доходов. Если сравнивать уже упомянутых омбудсменов ХМАО-Югры, то при заявленных 2,8 миллионах у Ольги Белоножкиной, у ее коллеги Татьяны Моховиковой, защищающей права детей – 2,6 миллиона. В Свердловской области разрыв еще меньше: доход в 2,01 миллиона у уполномоченного по правам детей Игоря Морокова против 2,07 миллиона у уполномоченного по правам предпринимателей Елены Артюх.

Рекомендуем прочесть:  Изменения в устав в 2022 году

Наконец, наименее обеспеченными, с одним большим исключением, оказались уполномоченные по защите прав человека – во всех регионах, за исключением ХМАО, они показали наименьший доход за год. Рекордсменом, который выбивается из общей статистики, оказался представитель ЯНАО Анатолий Сак – он заработал за год 9,8 миллиона рублей (это на полмиллиона меньше уполномоченного по правам ребенка в регионе и на 300 тысяч меньше, чем у защитника прав предпринимателей). Татьяна Мерзлякова, работая на посту уполномоченного, задекларировала наименьшую сумму в 1,9 миллиона рублей (включает в себя заработную плату и дополнительные доходы). Доход уполномоченного по правам человека в Курганской области Геннадия Порохина в 1,1 миллиона был получен им на прежнем месте работы в статусе советника губернатора.

Если сравнить по регионам, то наиболее обеспеченными оказались омбудсмены ЯНАО: в среднем они зарабатывают по 10 миллионов рублей в год – у большинства их коллег из других субъектов УрФО, включая соседний ХМАО, эта цифра не превышает 2,5 миллионов рублей. Исключением из этого правила стали лишь уполномоченные по правам предпринимателей Челябинской и Тюменской областей, заработавшие за год по 16 миллионов рублей. Но, как правило, подобные высокие показатели объясняются наличием дополнительных доходов либо от частной предпринимательской деятельности, либо от продажи собственности.

Примечательно, что сами институты возникали в обратном порядке: сначала в большинстве регионов появились аппараты уполномоченных по правам человека, затем появились «детские» омбудсмены, правами же предпринимателей занялись в последнюю очередь и относительно недавно.

о разработке дополнительных мер по обеспечению прав заключенных и осужденных в период возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний (в части увеличения разрешенного количества телефонных звонков, возможности использования электронной почты и электронных правовых баз данных для подачи ходатайств и заявлений в судебные органы, организации видео-конференц-связи с судами и родственниками);

по проведению в ноябре 2022 года совместно с Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству IV Международной научно-практической конференции «Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов», в работе которой приняли участие омбудсмены из 18 государств и представители 6 международных организаций.

5) способствовать в рамках своих полномочий расширению применения успешно апробированной в отдельных субъектах Российской Федерации (Кировская область, Ленинградская область) практики ежемесячной социальной выплаты по уходу за ребенком, не посещающим государственную или муниципальную дошкольную образовательную организацию в связи с отсутствием в таких образовательных организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, свободных мест;

о расширении перечня категорий граждан Российской Федерации, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации при переселении с территории комплекса «Байконур», и поэтапном выделении бюджетных средств на эти цели;

по участию в совершенствовании законодательства об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, связанному с разработкой и принятием Федерального закона от 24 апреля 2022 года № 131-ФЗ «О внесении изменений в статью 69 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 18 марта 2022 года № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», Федерального закона от 24 апреля 2022 года № 130-ФЗ «О внесении изменения в статью 56 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 30 декабря 2022 года № 510-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 1 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, Федерального закона от 17 февраля 2022 года № 7-ФЗ „О внесении изменения в статью 333 36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации“;

Доклад Уполномоченного По Правам Несовершеннолетних За 2022 Год

2. Уполномоченный не может быть членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

4) обращается в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в защиту прав и законных интересов детей, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту Российской Федерации, нарушают права и законные интересы детей, создают препятствия к реализации их прав и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности;

5. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, учреждения и органы, исполняющие наказания, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, обязаны предоставить Уполномоченному в течение пятнадцати дней со дня поступления запроса Уполномоченного необходимые сведения, документы и материалы. Ответ на запрос Уполномоченного направляется за подписью должностного лица, которому непосредственно был адресован запрос, либо лица, временно исполняющего его обязанности.

1. Деятельность Уполномоченного направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей, реализации и соблюдения прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

1. Уполномоченный подотчетен Президенту Российской Федерации. По окончании календарного года Уполномоченный направляет Президенту Российской Федерации доклад о результатах своей деятельности, содержащий в том числе оценку соблюдения прав и законных интересов детей в Российской Федерации, а также предложения о совершенствовании их правового положения.

Правительство Саратовской области

д) направляет в государственные органы области, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушения прав и свобод ребенка, обращения, содержащие заключения и рекомендации об устранении причин нарушений этих прав и условий, им способствующих, а также о мерах по совершенствованию правоприменительной практики или административных процедур;

2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в областную Думу Губернатором области, депутатами областной Думы, а также депутатскими фракциями и группами в областной Думе в течение 30 дней до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного либо в течение 30 дней после досрочного прекращения полномочий Уполномоченного.

а) осуществляет прием граждан, рассматривает обращения (жалобы), касающиеся нарушения прав и свобод ребенка, и обращения (жалобы) на решения или действия (бездействие) органов государственной власти области, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих права и свободы ребенка;

2. Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла при замещении должности, указанной в части 1 настоящей статьи, от двух лет до четырех лет (включительно) 55 процентов, свыше четырех лет — 75 процентов установленного законом области месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности области. В случае, если лицу, замещавшему должность, указанную в части 1 настоящей статьи, назначены две пенсии, в том числе страховая часть трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемая на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то при определении размера ежемесячной доплаты к пенсии учитывается сумма этих двух пенсий.

4. Областная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного. Данное постановление, а также биографические сведения об Уполномоченном подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации.

Депутаты обратили внимание Уполномоченного на необходимость психологического сопровождения семей, предоставление жилья детям-сиротам и их постинтернатное сопровождение, установление причин понижения рождаемости в регионе и рекомендации о необходимых мерах для исправления ситуации.

Детский омбудсмен также предложила межведомственной комиссии взять на контроль работу всех служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, исполнение и эффективную реализацию индивидуальных планов профилактической работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении. По словам Уполномоченного, важнейшим условием успешной профилактической работы является слаженный механизм межведомственного взаимодействия всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В своём выступлении детский омбудсмен особое внимание уделила профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, она озвучила ряд рекомендаций профильным департаментам и Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в НАО. В частности, Галина Гуляева предложила рассмотреть возможность организации специального учебно-реабилитационного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, в том числе на селе. Департаменту образования, культуры и спорта детский омбудсмен рекомендовала в образовательных организациях активизировать информационную работу о деятельности телефона доверия.

По мнению Галины Гуляевой , основными причинами нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних являются семейное неблагополучие, алкоголизация населения, недостаточная профилактическая работа с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении.

В 2022 году в адрес Уполномоченного поступило 300 обращений (г. Нарьян-Мар – 78%, сельские муниципалитеты – 18%, иные субъекты – 4%). Это на 34 обращения больше по сравнению с прошлым годом. Наибольшее количество обращений касается сферы образования, здравоохранения и соцобеспечения.