Дол Дал Корни С Чередованием

В корнях -мак- — -мок- пишется а в словах со значением «погрузить в жидкость», о — со значением «пропускать жидкость, мокнуть»: макать (хлеб в молоко); вымокнуть (под дождем); промокательная (бумага), промокашка.

Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на —ра-\-ла- (старославянское).

Корни Правило Примеры Исключения Раст- Ращ-/рос- Перед ст и щ пишется а, перед с пишется о.
Расти, растение, выращивать, наращение – выросший, заросли, поросль. а) Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, выросток (и производные от них, например: ростовщический).

— Однокоренные ли это слова? Почему? — Спишите, выделите корень. Подчеркните букву последнего согласного звука в корне. Решаем проблему, открываем новые знания Работа в паре. Выберите одну группу слов. Выполните задания. Снежок, снежинка, снеговик, снежный Дружок, подруга, дружный, дружить друзья.

Как-то Много лет назад Посадили странный сад . Не был он фруктовым, Был он только словом. Это слово, Слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вспоминаем то, что знаем — Прочитайте стихотворение. — О чем это стихотворение? — Почему поэт называет сад странным? — Прочитайте выделенные слова, выпишите их.

Чередование гласных О—А в корне слова

Корни с чередованием о—а можно разделить на три группы: 1) корни, в которых следует запомнить, какая гласная буква пишется в безударном положении; 2) корни, в которых выбор о или а зависит от следующей согласной буквы; 3) корни, в которых выбор о или а зависит от значения слова.

4. При подборе однокоренных слов с чередованиями следует отличать от них слова с другими значениями, имеющие в корнях близкие сочетания звуков: горетьзагар, но: гора, горный; наложитьналагать, но: ложка, лагерь; коситькасательная, но: костёр, каскад и пр.

Трудности вызывает правописание -скак-, -скоч-, в которых «а» употребляется перед «к», а согласный «ч» требует написания «о». Применяя это правило, важно определить, какая буква (к или ч) стоит в инфинитиве, от которого образовано рассматриваемое слово.

  • Корни, в которых гласная зависит от ударения:
    гар – гор (ударная «а», безударная «о»: перега́р, подгоре́ть), зар – зор (ударная «а» или «о», безударная «а»: зо́ри, за́рево, заря́), клан – клон и твар – твор (ударная «а» или «о», безударная «о»: покло́н, кла́няться, поклоне́ние; тво́рчество, творе́ние);
  • Корни, в которых гласная зависит от суффикса:
    бирА – бер, дирА – дер, тирА – тер, пирА – пер, мирА – мер, жигА – жег, стилА – стел, блистА – блест и блесн, читА – чет (если после корня -а-, то пишем «и»: забирАть – заберу, зажигАть – поджег, блистАть – блестки), касА – кос (если после корня -а-, то пишем «а»: касАться – прикосновение);
  • Корни, в которых гласная зависит от следующего за ней согласного:
    раСТ, раЩ – роС (зараСТать – нараЩивать – подроСший), скаК – скоЧ (прискаКать – прескоЧить), лаГ – лоЖ (предлаГать – предлоЖение).
    Исключения: отрасль, росток, Ростислав, ростовщик, Ростов; скачу, скачи, скачок;
  • Корни, в которых гласная зависит от смысла слова:
    равн – ровн ( «а» в словах со значением «одинаковый», «о» в словах со значением «прямой»: приравненный, уравнение – ровный, выровнять), мак – мок («а» в словах со значением «окунать, погружать во что-то», «о» в словах со значением «пропускать жидкость»: макать – промокнуть).
    Исключения: уровень, равнина, ровесник, поровну.

В корнях –клан- — -клон-, -твар- — -твор- в безударном положении пишется о, под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: поклонѝться, кла̀няться, покло̀н; творѝть, тварь, затво̀р.

  • равн — ровн
  • равн → в словах со значением «равный», «одинаковый» уравнение, поравняться, наравне
  • ровн → в словах со значением «ровный», «прямой», «гладкий» выровнять, заровнять, разровнять
  • мак — мок
  • мак → в словах со значением «погружать в жидкость» макать хлеб в мёд, обмакнуть кисть в краску
  • мок → в словах со значением «пропускать жидкость» вымокнуть под дождём, замочить бельё
  • га́р — гор (без ударение о, под ударением а)
  • зага́р — загорать, га́рь — горелка
  • зар — зо́р (без ударения а, под ударением о или а)
  • заря — зо́ри, зарница — зо́рька. Слово-исключение: зоревать.
  • клан — клон (без ударения о, под ударением о или а)
  • приклони́ть — кла́няться, склоне́ние — покло́н

А на кону всего лишь балл. Целый балл! Ответ: 34 то есть третий и четвёртый вариант. Надеемся, вы не запутались, а стали еще грамотнее. Три самых сложных правила орфографии для вас не так уж сложны? Есть время приналечь на оставшиеся. Правда, повторенье — мать ученья. Не стоит про это забывать!

Чередование О/А 3.Зависит от значения слова: -ровн- Значение «РОВНЫЙ, ГЛАДКИЙ» Сровнять, выровнять -мок- Значение «МОКНУТЬ, ВПИТЫВАТЬ» промокашка Запомните: -равн- Значение «РАВНЫЙ, ОДИНАКОВЫЙ» Сравнять счет, равнялись -мак- Значение «МАКАТЬ В ЖИДКОСТЬ» Обмакнуть Равнина, ровесник, уровень, поровну

  • -лаг--лож-: перед Г пишется А (прилАгать, прилАгательное), перед Ж пишется О (прилОжение, предлОжить),
  • -кас--кос-: если за корнем следует согласная Н, то пишется ООснуться, прикОсновение), в остальных случаях пишется А(касАтельная, касАться);

Команда юристов — Русслидсюрист пишет Вам. Мы рассказываем свой опыт и знания, которого в совокупности у нас больше 43 лет, это дает возможность нам давать правильные ответы, на то, что может потребоваться в различных жизненных ситуациях и в данный момент рассмотрим — Корни Дал Дол Правило. Если в Вашем случае требуется мгновенный ответ в вашем городе или же онлайн, то, конечно, в этом случае лучше воспользоваться помощью на сайте. Или же спросить в комментариях у людей, которые ранее сталкивались с таким же вопросом.

Василий Михайлович продолжает рассматривать самые сложные правила орфографии. На очереди — безударные гласные в корне. Безударные гласные в корне. Чем сложно это кажущееся простым правило, которое многие ставят в один ряд с «жи—ши» и «чу—щу»? Это правило сложно хотя бы потому, что требует знания многих правил. Орфограмма одна, а правил много. Главная трудность — отличить их друг от друга.

Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на —ра-\-ла- (старославянское).

  • -пир-а // -пер- (запИрает — подпЕреть)
  • -дир-а //-дер- (сдИрать — дЕрёт)
  • -тир-а // -тер- (стИрать — вытЕреть)
  • -жиг-а //-жеч- (сжИгать — сжЕчь)
  • -блист-а // -блест- ( блИстать — блЕстеть)
  • -стил-а // -стел- (перестИлать — застЕлешь)
  • -чит-а //-чест- (почИтать — почЕсти)
  • -мир-а //-мер- ( замИрал — замЕреть)

Выбор вариантов написания зависит от нескольких факторов. В зор-, зар- в безударном положении (например, заря) в корне на письме обозначается буква А, а в противоположном случае (например, зори) — О. Исключением в данном случае является слово зорянка, обозначающее название птицы.

На этом же правиле основано правописание корней, в которых — а — (-я-) чередуется с —им— или — ин-, например: сажать – сж имать, примять – прим инать, начать – начинать, снять – снимать; —им— или —ин— пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс —а-. Но сочетать, сочетание.

В корнях бер-бир-, дер-дир-, мер-мир-, пер-пир-, тер-тир-, блест-блист-, жег-жиг-, стел-стил-, чет-чит- пишется и, если дальше следует суффикс— а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.

Корни с чередованием дал дол

Однокоренные слова с корневой гласной под ударением служат проверочными для тех слов, в которых ударение смещено на другие морфемы или гласные корня. Иногда для проверки достаточно изменить форму слова.
Блестит на солнце, блеснула вдалеке, соблюдать неукоснительно, блистательный успех, растворимое вещество, сжатое изложение, выращенный урожай, скакать на лошади в Ростов, расположиться на равнине, равнобедренный треугольник, расстелить и выровнять скатерть, уровнять шансы, сравнить числа, морские водоросли, стираться из памяти, обмакнуть в сметану, непромокаемое пальто.

Надеру травы, дорасти до должности, отмереть от засухи, полагается узнать, отрастить бороду, задирать нос, заложить в ломбард, хитрый ростовщик, выжигание азотом, нарастание возмущения, удачное местоположение, подпереть калитку, ростовщический процент, сложение чисел, перетирание с сахаром, подложить под спину, разрастись в саду, разлагать на части, быстро вычитал, свежий отросток.

И это ещё не всё. Корней с чередованием становится всё больше и больше. Точнее, всё время обнаруживаются неучтённые корни. Коллекция постоянно пополняется, окончательных списков исключений и слов с чередованием нет, реформировать правило никто не собирается. Крепитесь, товарищи! Это всё вам придётся выучить.

Рекомендуем прочесть:  Представления Воспитателя На Первую Категорию

Это – самый легкий вариант; для ее определения нужно подобрать такую форму слова, в которой гласная окажется под ударением. Например, «примирять», «хвастун», «зачерствевший» проверяются словами «мир», «хвастаться», «чёрствый». Иногда по слову без гласной сложно определить его значение, например «ув…дать» можно понять и как «увидать», и как «увядать».
Для их верного написания подбирается проверочное слово, где они ясно слышны под ударением (гора́ – го́рка). Непроверяемые.

И это лишь малая часть всех чередований, на которых можно голову поломать! Лав-лов, крап-кроп, ста-сто, лад-лод, вес-вис, сед-сид, щеп-щип и др. Однако некоторые правила поражают своей сложностью. Например, правописание сед-сид:. Исключения: е перед мягким: седельник, седельце, чересседельник, седельный; и перед твердым: сидушка, высидка, высидной, высидочный.

Василий Михайлович продолжает рассматривать самые сложные правила орфографии. На очереди — безударные гласные в корне. Безударные гласные в корне. Чем сложно это кажущееся простым правило, которое многие ставят в один ряд с «жи—ши» и «чу—щу»? Это правило сложно хотя бы потому, что требует знания многих правил. Орфограмма одна, а правил много. Главная трудность — отличить их друг от друга.

Задание с такой формулировкой не подразумевает, чтобы все пропущенные буквы в вариантах ответа были одинаковые. В правильном варианте ответа пропущенные гласные могут быть разные. Первое слово — словарное абсОлютный , второе — проверяемое стОлб , третье — с чередованием в корне в безударном положении пишется —А-. Первое слово — словарное кОмпания , второе — проверяемое кОпит , третье — с чередованием плОвец — слове, которое необходимо запомнить!

  • -лаг--лож-: перед Г пишется А (прилАгать, прилАгательное), перед Ж пишется О (прилОжение, предлОжить),
  • -кас--кос-: если за корнем следует согласная Н, то пишется ООснуться, прикОсновение), в остальных случаях пишется А(касАтельная, касАться);

Чередование О/А 3.Зависит от значения слова: -ровн- Значение «РОВНЫЙ, ГЛАДКИЙ» Сровнять, выровнять -мок- Значение «МОКНУТЬ, ВПИТЫВАТЬ» промокашка Запомните: -равн- Значение «РАВНЫЙ, ОДИНАКОВЫЙ» Сравнять счет, равнялись -мак- Значение «МАКАТЬ В ЖИДКОСТЬ» Обмакнуть Равнина, ровесник, уровень, поровну

А на кону всего лишь балл. Целый балл! Ответ: 34 то есть третий и четвёртый вариант. Надеемся, вы не запутались, а стали еще грамотнее. Три самых сложных правила орфографии для вас не так уж сложны? Есть время приналечь на оставшиеся. Правда, повторенье — мать ученья. Не стоит про это забывать!

Не путайте

Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (маловероятно, что вы употребите где-либо эти слова, но они могут встретиться на экзамене), утварь, зоревать, пловец, пловчиха. В разных пособиях по-разному пишут название птички: «зорянка» и «зарянка». По последним данным это слово всё-таки не является исключением.

Одна и та же морфема (например, корень или приставка) может иметь варианты с разными буквами. Такое явление получило название чередование. Чередоваться могут как гласные, так и согласные буквы. В корне очень часто чередуются Е и Ё, Г и Ж, К и Ч: шёл — шедший, бег, бежать, скакал — скачок. Подробнее о чередовании рекомендуем почитать статью Елены Колесниковой.

Здесь мы имеем самую немотивированную часть правила. Существует множество омонимичных или созвучных пар слов, имеющих похожие корни с разным значением и с разными буквами: флаг развевается, ребёнок развивается, залезать на дерево, зализать рану и т.д. Но почему-то только две пары таких слов названы корнями с чередующейся гласной. Если у корней разные значения (пусть даже в чём-то близкие), значит, корни разные. А раз корни разные, при чём тут чередование? Но приведём эти правила в формулировке Розенталя.

  • Идти – прийти.
  • Долина – равнина.
  • Худший – лучший.
  • Шествовать – шефствовать.
  • Обаяние – обоняние.
  • Эскалатор – Экскаватор.
  • Хвастливый – хвостатый.
  • Макать – вымокнуть.
  • Расцвести – рассвести,
  • Расцвет – рассвет.

» Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождём, промокнуть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.»

Корень С Чередованием Дал Дол

  • сжигатьсжечь, выжигатьвыжечь и т. п.;
  • постилатьпостелю, расстилатьрасстелю и т. п.;
  • раздиратьраздеру, удиратьудеру и т. п.;
  • отпиратьотпереть, запиратьзапереть и т. п.;
  • стиратьстереть, растиратьрастереть и т. п.;
  • умиратьумереть, помиратьпомереть, замиратьзамереть и т. п.;
  • избиратьизберу, прибиратьприберу и т. п.;
  • вычитатьвычесть, прочитатьпрочесть и т. п.;
  • сидетьсесть;
  • блистатьблестеть
    1. Внимательно прочитайте задание. Вам необходимо выбрать те вариантыответов, в которых во ВСЕХ словах будет пропущена определенная гласная (в зависимости от вашего задания: проверяемая, непроверяемая или чередующаяся);
    2. Теперь, когда вы знаете, что требуется найти, просмотрите все варианты и проанализируйте их;
    3. Для своего же удобства не забудьте выделить во всех словах корни. Помните, чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать однокоренные слова с таким же значением;
    4. Запомните:
      а) В слове может быть несколько безударных гласных, притом одну из них можно проверить, а другую — нет;

    Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
    1) сж..гать, орб..тальный, пол..мический
    2) вызв..лить, напом..нание, предст..вительный
    3) экз..меновать, асф..льтированный, изд..вать
    4) разг..реться, укл..ниться, за́р..сли
    5) выб..рающий, з..рница, выл..жить

    Вопрос (задание 9): корни чет/чит
    Сайт «Могу писать» уже отмечал, что «процесс описания всех корней с чередующимися гласными ещё не завершён» (https://mogu-pisat.ru/spravochnik/?wiki_name=Чередова..).
    «Богатую историю» становления этого орфографического правила рассматривает Н. Сорокина в статье «К истокам правописания безударных гласных в корне». Касаясь корня чет / чит, автор замечает, что этот корень «древний», он засвидетельствован уже в своде орфографических правил 1956 г. (вычитать — вычесть, прочитать — прочесть и т. п.). При этом Н. Сорокина делает оговорку: «важно отметить, что корни в словах: сочетание, считать, почитать и читать омонимичны».

    • -гар-;-гор- под ударением пишется А, без ударения – О (исключений нет);пример: загар, загореть.
    • -зар-;-зор- под ударением – О, без ударения – А, исключения: ЗОРЕВАТЬ, ЗОРЯНКА; пример: заря, зори (ударение на о).
    • -кас-;-кос- В корне пишется -О-, если после корня – суффикс Н, -А – во всех остальных случаях; пример: касание, коснуться.
    • -клан-;-клон- Без ударения пишется -О-, под ударением – как слышится; пример: поклон, кланяться. (исключений нет).
    • -лаг-;-лож- -А- в корне пишется перед Г, -О- перед Ж; пример: прилагательное, приложение.(исключений нет).
    • -мак-;-мок- – А-пишется в корне со значением погружения в жидкость, О – пропускать, впитывать жидкость; пример: обмакнул, промокашка (исключений нет).
    • -плав-;-плов- Во всех случаях пишется А, кроме исключений: пловец, пловчиха; пример: выплавлять, поплавок.
    • -равн-;-ровн- Буква -А- пишется в корне со значением “равный”, “одинаковый”, О – со значением “ровный”, “гладкий”, исключение: равнина; пример: заровнять, уравнение.
    • -скак-;-скоч- Буква -А- в корне пишется перед К, буква -О- перед Ч; пример: скакать, выскочить; исключение: скачок, личные формы глагола “скакать”- скачу и т.д.
    • -твар-;-твор- О пишется в корне – без ударения, под ударением – как слышится; исключение: утварь; пример: творить, творчество.
    • -раст-;-ращ-;-рос- Буква -А- пишется в корне перед СТ, Щ; О – пишется перед С; исключения: отрасль, росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, подросток; пример: выращивать, растить, вырос.
    • -бир-;-бер-; примеры: собирать-соберу; исключений нет.
    • -дир-;-дер-; сдирать-раздеру;
    • -мир-;-мер-; замирать-умереть;
    • -пир-;-пер-; запирать-подпереть;
    • -тир-;-тер-; растирать-вытереть;
    • -жиг-;-жег-; сжигать-сжёг;
    • -блист-;-блест-; блистать-блестеть;
    • -стил-;-стел-; расстилать-застелить.

    Корни с чередующимися гласными

    • -лаг--лож-: перед Г пишется А (прилАгать, прилАгательное), перед Ж пишется О (прилОжение, предлОжить),
    • -кас--кос-: если за корнем следует согласная Н, то пишется ООснуться, прикОсновение), в остальных случаях пишется А(касАтельная, касАться);
    • -клан- -клон-: без ударения пишется О (преклОнение, поклОниться), под ударением — что слышится (клАняться, поклОн);
    • -твар- -твор-: без ударения пишется О (твОрить, твОрение), под ударением — что слышится (твОрчество, твАрь).

    -бер- -бир-, -дер- -дир-, -мер- -мир-, -пер- -пир-, -тер- -тир-, -блест- -блист-, -жег- -жиг-, -стел- -стил-, -чет- -чит-: перед суффиксом —А— пишется И (собИрАть, зажИгАть, настИлАтъ), в остальных случаях пишется Е (блЕстеть, зажЕчь).

    • от значения:
    • -мак--мок: -мак- используется в значении «погружать в жидкость, делать мокрым» (макАть хлеб в молоко), -мок- в значении «пропускать жидкость» (ботинки промОкают);
    • -равн--ровн: -равн- используется в значении «равный, одинаковый, наравне» (поравняться), -ровн- в значении «ровный, прямой, гладкий» (уровень, заровнять);
    • -плав--плов--плыв-:О пишется только в словах плОвец и плОвчиха, Ы− только в слове плЫвуны, во всех остальных случаях пишется А (плАвучесть, поплАвок).
    Рекомендуем прочесть:  Комалект Документов Для Художественного Совета Дома Культуры

    1. В корне гар-гор- под ударением пишется а, без ударения — о; зага́р, уга́р — загоре́лый, угоре́ть.
    Исключения: вы́гарки, и́згарь, при́гарь (специальные и диалектные слова).

    В корнях некоторых глаголов при образовании видовых пар наблюдается чередование как безударного, так и ударного о: уговори́ть — угова́ривать, затро́нуть — затра́гивать, зарабо́тать — зараба́тывать (см. § 1, примеч. 2).

    Выбор вариантов написания зависит от нескольких факторов. В зор-, зар- в безударном положении (например, заря) в корне на письме обозначается буква А, а в противоположном случае (например, зори) — О. Исключением в данном случае является слово зорянка, обозначающее название птицы.

    В состав этого слова входит весьма распространённое в словосложениях благо (хороший, приятный; польза, добро): благоговеть (благо + говеть) — выражать учтивость; поститься (Он благоговел перед ним); благоденствие (благо + денствие (от день); буквально «хорошие дни»; благополучие (благо + полука — судьба, случай; ср.: злополучный); благословить (благо + словить (от слова) — буквально «доброе слово, напутствие»; благоприятный (благо + приятный) — принимаемый, угодный.

    -бер- — -бир-, -дер- — -дир-, -мер- — -мир-, -пер- — -пир-, -тер- — -тир-, -блест- — -блист-, -жег- — -жиг-, -стел- — -стил-, -чет- — -чит-: перед суффиксом —А— пишется И (собИрАть, зажИгАть, настИлАтъ), в остальных случаях пишется Е (блЕстеть, зажЕчь).

    • авангард
    • авантюра
    • адвокат
    • альманах
    • ананас
    • аннотация
    • аномалия
    • апартаменты
    • аплодисменты
    • апелляция
    • алгоритм
    • акварель
    • аромат
    • абордаж
    • багаж
    • бойкот
    • бечева
    • бетон
    • бизнесмен
    • богатство
    • балкон
    • барьер
    • бокал
    • бадминтон
    • вакансия
    • ватрушка
    • ветеринар
    • винегрет
    • вермишель
    • велосипед
    • вестибюль
    • ветчина
    • воробей
    • вернисаж
    • габариты
    • гарнизон
    • горизонт
    • гармония
    • гараж
    • декларация
    • дефицит
    • диапазон
    • иждивенец
    • интеллигентный
    • инцидент
    • имитация
    • инициатива
    • кавычки
    • карнавал
    • катастрофа
    • компромисс
    • компания
    • кастрюля и др.

    Раньше задание №9 было простым, и оно нравилось многим учащимся. Однако после внесения некоторых изменений в структуру экзамена оно стало намного сложнее и запутаннее. Из-за того, что в задании №9 и в последующих заданиях теперь требуется выбрать несколько вариантов ответа (от 2 до 4), выпускники стали совершать гораздо больше ошибок, чем раньше. Но это не повод для переживаний! Давайте разберемся в этой теме вместе и научимся правильно ее решать. Готовы? Тогда начинаем!

    • Примерять (мера) — примирять (мир);
    • Старожил (старый) — сторожил (сторож);
    • Обвевать (веять) — обвивать (вить);
    • Частота (часто) — чистота (чистый);
    • Залезать (залез) — зализать (лижет);
    • Оземь (земли) — озимь (зимы);
    • Долина (дол) — вдалеке (даль).

    на­чать — на­чи­нать; при­нять — при­ни­мать, по­нять — по­ни­мать, снять — сни­мать, сжать — сжи­мать. При этом пра­во­пи­са­ние им, ин, как видно из при­ме­ров, свя­за­но с по­сле­ду­ю­щим суф­фик­сом а. Это пары гла­го­лов со­вер­шен­но­го и не­со­вер­шен­но­го вида, как и гла­го­лы из преды­ду­щей таб­ли­цы». По­это­му слово ПО­НЯ­ТЫЙ — это слово с че­ре­ду­ю­щим­ся кор­нем.

    1. Нужно определить к какой группе корней относятся все слова, а далее доказать самому себе, почему вы так решили. Для этого нужно обратиться к теории;
    2. Важно: все не так просто, как кажется. Дело в том, что, например, у чередующихся корней ГАР-ГОР, КЛАН-КЛОН, ЗАР-ЗОР, МАК-МОК и КАС-КОС есть ОМОНИМИЧНЫЕ корни, поэтому, если вы выделили в слове корень ГАР, это еще не значит, что в слове есть чередование;
    3. Выбрав правильные варианты ответов, запишите их в бланк ответов.

    Тема «Правописание безударных гласных» — одна из основных в курсе школьной орфографии. Программа построена так, что на протяжении всех лет обучения этой теме уделяется большое внимание. Но, тем не менее, это задание вызывает у учащихся определенные трудности, которые приводят к ошибкам. Самая главная трудность вызвана тем, что в разных вариантах в этом задании разное количество ответов (от 2 до 4).

    • Проверяемые. Для их верного написания подбирается проверочное слово, где они ясно слышны под ударением (гора́ – го́рка).
    • Непроверяемые. Здесь поможет либо заучивание, либо орфографический словарь. Иногда подспорьем служит знание этимологии слова, но справочная литература в данном случае надежнее (палиса́дник).
    • Выбираемые. Их правописание определяется правилами, как, например, при выборе между и – ы после приставки (искать – подыскать – поискать).
    • Чередующиеся. Именно чередование гласных в корне слова рассматриваются в данной статье.
    1. Внимательно прочитайте задание. Вам необходимо выбрать те вариантыответов, в которых во ВСЕХ словах будет пропущена определенная гласная (в зависимости от вашего задания: проверяемая, непроверяемая или чередующаяся);
    2. Теперь, когда вы знаете, что требуется найти, просмотрите все варианты и проанализируйте их;
    3. Для своего же удобства не забудьте выделить во всех словах корни. Помните, чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать однокоренные слова с таким же значением;
    4. Запомните:
      а) В слове может быть несколько безударных гласных, притом одну из них можно проверить, а другую — нет;

    Вопрос (задание 9): корни чет/чит
    Сайт «Могу писать» уже отмечал, что «процесс описания всех корней с чередующимися гласными ещё не завершён» (https://mogu-pisat.ru/spravochnik/?wiki_name=Чередова..).
    «Богатую историю» становления этого орфографического правила рассматривает Н. Сорокина в статье «К истокам правописания безударных гласных в корне». Касаясь корня чет / чит, автор замечает, что этот корень «древний», он засвидетельствован уже в своде орфографических правил 1956 г. (вычитать — вычесть, прочитать — прочесть и т. п.). При этом Н. Сорокина делает оговорку: «важно отметить, что корни в словах: сочетание, считать, почитать и читать омонимичны».

    В школьных учебниках (когда речь идет о корнях чет/чит) традиционно приводятся примеры вычитать — вычесть (+ исключения: сочетать, сочетание). Об омонимии корней чет/чит школьные учебники «умалчивают».
    Поэтому даже сильные выпускники далеко не всегда готовы «признать» (задание 9 КИМ ЕГЭ) в качестве слов с чередующейся гласной в корне такие слова, как почитать (родителей), почитание, почитатель, почитательница, предпочитать, почести, зачитаться, читалка, читательский, вычитка, причитать, запричитать.
    Имеющиеся справочники (наш любимый Д.Э. Розенталь об этом, к сожалению, молчит) ситуацию тоже не «разруливают». Некоторые авторы, признавая омонимию корней чет/чит (что похвально), вводят понятие «постоянный корень», создавая еще большую путаницу в головах выпускников. Ср., например, пояснение в одном из справочников (автор: Н.П. Киреева Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 1. Лекции по орфографии):
    «Корень ЧИТ/ЧЕТ имеет три значения:
    Во-первых, это чередующийся корень ЧИТ/ЧЕТ, зависящий от наличия суффикса А, со значением «работать с письменными знаками»: читать — прочесть, вычитать — вычесть, вычет.
    Во-вторых, это чередующийся корень ЧИТ/ЧЕТ, зависящий от наличия суффикса А, со значением «уважать»: почитать — почести.
    И наконец, существует постоянный корень ЧЕТ со значением «пара»: чета, сочетать, сочетание».
    Согласно Н.П. Киреевой, в словах чета, сочетать, сочетание нет «чередующегося корня».
    Некоторые авторы идут еще дальше (цитирую) «В словах сочетать, сочетание и в других однокоренных им словах безударная гласная в корне является проверяемой: ее можно проверить ударным положением в слове «чёт», которое в древнерусском языке обозначало «два», «пара» (в современном русском языке сохранилось слово «чета» в значении «пара»: супружеская чета)» (см. подробнее: И. В. Родина РУССКОЕ ПИСЬМО НА ОСНОВЕ ГРАММАТИКИ / Уч. пос. УрФУ. 2011).

    Правила чередования букв Е и И в корнях слов

    «Все это, прерывая рыданиями, рассказала Николаю Герасимовичу Мадлен и не могла утешиться, несмотря на то, что Савин старался убедить ее, что его обвинение в России — недоразумение, что он не думал поджигать свой дом, что он только был в ночь пожара в своем имении». (Гейнце Н.Э. Герой конца века)

    «Среди выродившихся субъектов человеческой породы замечателен был бы экземпляр, настолько сохранивший в себе первоначальный тип человечества, что никакими силами нельзя стереть и уничтожить его». (Добролюбов Н.А. Благонамеренность и деятельность)

    «Достаточно указать на тот факт, что наш вкус находит дисгармонию в сочетаниях зеленого и голубого цветов, а природа опровергает наши художественные настроения на каждом шагу, сочетая синеву неба с зеленью леса и травы почти в музыкальную мелодию, особенно на севере, где природа так бедна красками». (Мамин-Сибиряк Д.Н. Дикое счастье)

    «Ручной чижик, серенький с желтым, летал по комнате, точно душа дома; садился на цветы, щипал листья, качаясь на тоненькой ветке, трепеща крыльями; испуганный осою, которая, сердито жужжа, билась о стекло, влетал в клетку и пил воду, высоко задирая смешной носишко. (Горький Максим. Жизнь Клима Самгина)

    «Старики и старухи, мирно доживавшие свой век в подвальных этажах барского дома, все разом выползли на барский двор, сновали взад и вперед, от амбара к кладовой, от кладовой к погребу, гремели ключами, отпирали, запирали, что-то вынимали, несли». (Салтыков-Щедрин М.Е. Благонамеренные речи)

    Чередование гласных и согласных в корне (200 примеров)

    • изб и р а́ ть — изб е рёшь;
    • отп и р а́ ть — отп е ре́ть;
    • сд и р а́ ть — сд е ру́, сд е рёт;
    • раст и р а́ ть — раст е ре́ть;
    • обж и г а́ ть — обж ё гший;
    • заст и л а́ ть — заст е ли́ть;
    • забл и ст а́ ть — забл е сте́ть;
    • выч и т а́ ние — вы́ч е ты.
    • вью­га — вьюж­ный;
    • бакла­га — баклаж­ка;
    • ков­ри­га — ков­риж­ка;
    • бума­га — бумаж­ка;
    • серь­га — сереж­ка;
    • лачу­га — лачуж­ка;
    • пичу­га — пичуж­ка;
    • застег­нуть — застёж­ка;
    • рас­тя­ги­вать — врас­тяж­ку;
    • Волга — волж­ский;
    • варяг — варяж­ский;
    • Норвегия — нор­веж­ский, нор­ве­жец, нор­ве­жен­ка.
    • гор е ть, гор е лка, загор е ть, загор е лый, загор е вший­ся, загор а ть, угор е ть, угор е лый, под­гор е ть, под­гор е лый, под­гор е вший, погор е лец, сгор е ть, несгор а емый, выгор а ть, выгор е ть, выгор а ние,воз­гор а ть, воз­гор а ние, пере­гор е ть;
    • заг а р, уг а р, уг а рный.
    • поклон е ние, поклон и ться, поклон и сь, поклон я ться, склон е ние;
    • кл а нять­ся, укл о н, покл о н, Покл о нная гора;
    • твор и ть, твор е ние, твор е ц, сотвор и ть, сотвор е ние;
    • тв а рь, тлетв о рный, затв о р, притв о р.
    • б//бл: влю­бить — влюб­лен­ность, губить — губ­лю, дро­бить — дроб­ле­ние, при­ба­вить — при­бав­ле­ние;
    • п//пл: сыпать — сып­лю, насы­пать — насып­лен­ный, высы­пать — высып­лю;
    • м//мл: кор­мить — корм­лю, корм­ле­ние, выкор­мить — выкорм­лен­ный;
    • в//вл: уди­вить — удив­ле­ние, выло­вить — вылов­лен­ный, нало­вить — налов­лю;
    • ф//фл: раз­гра­фить — раз­граф­лять, раз­граф­лю, раз­граф­лен­ный.
    Рекомендуем прочесть:  Выписка из лицевого счета для детского сада

    Дол Дал Корни С Чередованием

    Эта информация, конечно, носит справочный характер и помогает понять причины явления. Однако вас волнует, естественно, другая проблема: как правильно писать слова, в которых встречается чередование звуков. Причём основные трудности касаются безударных гласных.

    А теперь обратимся к корню -кас-кос-, слов с этим корнем немного, гласные а-о в них всегда безударные. Некоторые слова не имеют приставок: касательная, касание, касаться – коснуться. Их нужно отличать от похожих слов с проверяемыми гласными: коса, сенокос, косьба, косарь, косогор, косичка, косуля (олень), косой взгляд, косить.

    Чередующиеся гласные в корне слова

    1. Плоская равнина, предполагаемые события, промокательная бумага, обгоревшая свеча, соприкасаться с трудностями, блестящие украшения, замирающие шаги, растительный покров, испытывать расположение, включить зажигание, известные пловцы, занимающаяся заря, пробирались в зарослях, загорелый пловец.
    2. Разжигать костёр, запирать замок, опереться на палку, собираться на площади, буйная растительность, замереть на месте, снимать мерку, концерт для избирателей, прилагается комплект, газовая горелка, рыбьи плавники, наклониться к земле, сплавляют лес, любоваться зарницей, касание сетки, предполагаемые обстоятельства.
    3. Неприкосновенный запас, пробираться сквозь чащу, претворять в жизнь, отпереть замок, непромокаемый плащ, предлагать встретиться, выскочил из зарослей, Ростислав из Ростова, маленький росточек, ранняя заря, ярко блестит, собираться у разгоревшегося костра, макал сухарь в молоко, обжигающее прикосновение.
    4. Заросло камышами, выплавка чугуна, юные пловчихи, сложение и вычитание, наклонились к воде, почти соприкасались, изложение в тетради, возлагать надежды, блистательный успех, загоревшие тела пловцов, примерять платье, отложить на завтра, растворить в воде, умирать от жажды, косить траву, загорать на солнце, умереть от голода, зеленеет росток, ростовщический процент.

    8. Сотв_рение мира, к_саться темы, внезапное оз_рение, жук-пл_вунец, благотв_рительная акция, соприк_саться рукавами, возг_рание на крыше, покл_нение идолу, лучшие пл_вцы, от з_ри до з_ри, безотл_гательное решение, вл_жение средств, зар_внять поверхность, ск_чи быстрее, подск_чить от неожиданности, выр_щенный в неволе, уп_раться локтями, проб_рается к своим, соч_тать браком, несчастные пог_рельцы, разг_рается вдали, укл_ниться от сражения.

    1. Во второй группе имеются в виду корни -БИР-/-БЕР-, -ПИР-/-ПЕР-, -МИР/-МЕР-, -ДИР-/-ДЕР-, которые обычно хорошо помнят. Особо обратите внимание на корни -СТИЛ-/СТЕЛ-, -БЛИСТ-/-БЛЕСТ-, ЖИГ/ЖЕГ, -ЧИТ-/-ЧЕТ-, а также корни с чередованием -Я-/-ИМ-(-ИН-) типа проклинать, понимать, где -И- пишется перед -А- (ср. проклясть, понять).
    2. Исключения для этих правил немногочисленны: скачок, скачу; утварь; сочетать, сочетание; полог; росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль; равнина. Стоит запомнить также два слова с корнем -ПЛОВ- : пловец и пловчиха. В остальных случаях пишется — ПЛАВ-.
    3. Для корня -МАК- важно, что мы можем сказать обмакнуть перо в чернила, макать кисть в краску, то есть «погрузить что-то во что-то» (количество глаголов с -МАК- невелико).
    4. Слова с корнем -МОК- (-МОЧ-) не могут быть употреблены в этой конструкции: нельзя вымокнуть что-то во что-то, но можно вымокнуть под дождем, промочить ноги. Правило распространяется на производные: промокашка, непромокаемый, потому что нельзя «промокать что-то во что-то».
    • 5. В данной отрасли производства, коснуться вопроса, услышать зарянку, играть в зарницу, догорающая свеча, коленопреклонённый рыцарь, творить чудеса, снизошло озарение, уравнять положение, сравнить предложения, полог над кроватью, выстиранное бельё, всполохи зарницы, выросший на воле, вымок до нитки, озаривший луч, отворить дверь, разнообразная утварь, росли в оранжерее.
    • 6. Возрастные изменения, замирать от восторга, несгораемый шкаф, протереть стеллаж, претворять в жизнь замыслы, преклоняться перед талантом, притвориться больным, плавучая гостиница, зажигать фонари, совершить скачок, зоревать на улице, плодородная равнина, наклоняться вперед, расположиться на ночлег, блестеть на солнце, разросшаяся мокрица, промокательная бумага.
    • 7. Прорастающее зерно, уровень жизни, загорались огоньки, сжигать в печке, на бескрайних равнинах, сиреневая заря, сравнение двух величин, пригорело на сковороде, прикоснуться к цветку, прикосновение снежинки, замирает от страха, коснулось верхушек, разгоралась всё ярче, склоняется к западу, стереть воспоминания, клонилось к горизонту, домашняя утварь, плавучий домик.
    • 8. Сотворение мира, касаться темы, внезапное озарение, жук-плавунец, благотворительная акция, соприкасаться рукавами, возгорание на крыше, поклонение идолу, лучшие пловцы, от зари до зари, безотлагательное решение, вложение средств, заровнять поверхность, скачи быстрее, подскочить от неожиданности, выращенный в неволе, упираться локтями, пробирается к своим, сочетать браком, несчастные погорельцы, разгорается вдали, уклониться от сражения.

    10.Надеру травы, дорасти до должности, отмереть от засухи, полагается узнать, отрастить бороду, задирать нос, заложить в ломбард, хитрый ростовщик, выжигание азотом, нарастание возмущения, удачное местоположение, подпереть калитку, ростовщический процент, сложение чисел, перетирание с сахаром, подложить под спину, разрастись в саду, разлагать на части, быстро вычитал, свежий отросток.

    Корни с чередующимися гласными

    • -лаг--лож-: перед Г пишется А (прилАгать, прилАгательное), перед Ж пишется О (прилОжение, предлОжить),
    • -кас--кос-: если за корнем следует согласная Н, то пишется ООснуться, прикОсновение), в остальных случаях пишется А(касАтельная, касАться);

    -бер- -бир-, -дер- -дир-, -мер- -мир-, -пер- -пир-, -тер- -тир-, -блест- -блист-, -жег- -жиг-, -стел- -стил-, -чет- -чит-: перед суффиксом —А— пишется И (собИрАть, зажИгАть, настИлАтъ), в остальных случаях пишется Е (блЕстеть, зажЕчь).

    • -клан- -клон-: без ударения пишется О (преклОнение, поклОниться), под ударением — что слышится (клАняться, поклОн);
    • -твар- -твор-: без ударения пишется О (твОрить, твОрение), под ударением — что слышится (твОрчество, твАрь).
    • от значения:
    • -мак--мок: -мак- используется в значении «погружать в жидкость, делать мокрым» (макАть хлеб в молоко), -мок- в значении «пропускать жидкость» (ботинки промОкают);
    • -равн--ровн: -равн- используется в значении «равный, одинаковый, наравне» (поравняться), -ровн- в значении «ровный, прямой, гладкий» (уровень, заровнять);
    • -плав--плов--плыв-:О пишется только в словах плОвец и плОвчиха, Ы− только в слове плЫвуны, во всех остальных случаях пишется А (плАвучесть, поплАвок).

    Задание 9 ЕГЭ по русскому языку

    Раньше задание №9 было простым, и оно нравилось многим учащимся. Однако после внесения некоторых изменений в структуру экзамена оно стало намного сложнее и запутаннее. Из-за того, что в задании №9 и в последующих заданиях теперь требуется выбрать несколько вариантов ответа (от 2 до 4), выпускники стали совершать гораздо больше ошибок, чем раньше. Но это не повод для переживаний! Давайте разберемся в этой теме вместе и научимся правильно ее решать. Готовы? Тогда начинаем!

    1. Нужно определить к какой группе корней относятся все слова, а далее доказать самому себе, почему вы так решили. Для этого нужно обратиться к теории;
    2. Важно: все не так просто, как кажется. Дело в том, что, например, у чередующихся корней ГАР-ГОР, КЛАН-КЛОН, ЗАР-ЗОР, МАК-МОК и КАС-КОС есть ОМОНИМИЧНЫЕ корни, поэтому, если вы выделили в слове корень ГАР, это еще не значит, что в слове есть чередование;
    3. Выбрав правильные варианты ответов, запишите их в бланк ответов.

    Кореньэто главная часть слова, которая служит для образования новых слов. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными. Например: игра, игровой, игрушка, поиграть (в данном случае у всех слов один и тот же корень — игр).

    • авангард
    • авантюра
    • адвокат
    • альманах
    • ананас
    • аннотация
    • аномалия
    • апартаменты
    • аплодисменты
    • апелляция
    • алгоритм
    • акварель
    • аромат
    • абордаж
    • багаж
    • бойкот
    • бечева
    • бетон
    • бизнесмен
    • богатство
    • балкон
    • барьер
    • бокал
    • бадминтон
    • вакансия
    • ватрушка
    • ветеринар
    • винегрет
    • вермишель
    • велосипед
    • вестибюль
    • ветчина
    • воробей
    • вернисаж
    • габариты
    • гарнизон
    • горизонт
    • гармония
    • гараж
    • декларация
    • дефицит
    • диапазон
    • иждивенец
    • интеллигентный
    • инцидент
    • имитация
    • инициатива
    • кавычки
    • карнавал
    • катастрофа
    • компромисс
    • компания
    • кастрюля и др.
    • Примерять (мера) — примирять (мир);
    • Старожил (старый) — сторожил (сторож);
    • Обвевать (веять) — обвивать (вить);
    • Частота (часто) — чистота (чистый);
    • Залезать (залез) — зализать (лижет);
    • Оземь (земли) — озимь (зимы);
    • Долина (дол) — вдалеке (даль).

    Подберите и запишите слова с чередующимися согласными и гласными в корне. Составьте с глаголами 4 словосочетания.
    Образец. Прекратить − прекращу (т//щ).
    Сидеть, стерегу, дощечка, стремиться, вертеть, посетить, любить, купить, дорога, ухо, облако, печёт, воскликнуть.

    Сидеть — сижу (д//ж),
    стерегу — стережёт (г//ж),
    дощечка — доска (щ//с),
    стремиться — стремление (м//мл),
    вертеть — верчу (т//ч),
    посетить — посещение (т//щ),
    любить — люблю (б//бл),
    купить — куплю (п//пл),
    дорога — придорожный (г//ж),
    ухо — уши (х//ш),
    облако — заоблачный (к//ч),
    печёт — пеку (ч//к),
    воскликнуть — восклицательный (к//ц).
    Куплю пенал, стережёт дом, посетил музей, пеку хлеб.