Двойственность Главного Героя Преступления И Наказание

В «Преступлении и наказании» писатель стремился показать две стремящиеся друг к другу силы: влияние среды на личность и восприятие личностью окружающего ее пространства и общества. Последнее дает развитие личности вне зависимости от обстоятельств. В начале романа Раскольников пишет статью «О преступлении» «по поводу одной книги» (не исключено, что этой книгой была «Жизнь Юлия Цезаря»), чем оправдывает свои будущие действия. Но уже в третьей части читает с Соней вслух легенду о воскресении Лазаря, прямо проецируя его образ на себя самого. Меняется, как кажется, и отношение автора к герою. И «черновой» «наполеон» местного пошиба в романе превращается в человека, в чье перерождение верит сам автор. Достоевский даже делится с Раскольниковым некоторыми фактами своей биографии, так на каторге под подушкой осужденного героя лежит Евангелие. Эта же книга хранилась у писателя во врем его собственного заключения.

Прототипами для образа Раскольникова послужили два преступника. Один из них — француз Пьер Франсуа Ласнер, совершил убийство ради ограбления, но, как утверждал Достоевский, называл себя «мстителем, борцом с общественной несправедливостью» и оправдывал свой поступок именно этим мотивом. Второй — приказчик Герасим Чистов, убивший топором двух старух в 1865-м году. Чистов был старообрядцем, отсюда и фамилия героя — Раскольников.

Роман был закончен в 1867 году, за это время Достоевский успел написать еще и «Игрока» — темп для двух крупных произведений невероятный. И все же центральным текстом стало именно «Преступление и наказание». Со времен Михаила Бахтина принято говорить о полифоничности романов, вышедших из-под пера мастера. Множество идей и множество мнений сталкиваются в каждой его книге, и «Преступление и наказание» здесь весьма яркий пример. У каждого из героев своя правда и даже в голове Раскольникова она не одна. Решаясь на преступление, он уже отбрасывает идею первенства и старшинства, дающую «право» сильным личностям. Читая письмо Пульхерьи Александровны о скором замужестве Дуни он рассуждает так:

Бахтин считал, что «Достоевскому важно не то, чем его герой является в мире, а прежде всего то, чем является для героя мир и чем является он сам для себя самого». Это в равной мере можно отнести и к Макару Девушкину («Бедные люди»), и к Якову Голядкину («Двойник), и к поздним персонажам, таким как Раскольников и Иван Карамазов («Братья Карамазовы»).

Родион Романович Раскольников — главный герой романа «Преступление и наказание» и один из самых известных персонажей во всем творчестве Федора Достоевского. Он решился на убийство старухи-процентщицы, чтобы избавить мир от «кровопийцы» и заодно поправить свое финансовое положение. Но сразу после преступления раскаялся и сам перевел себя из группы «право имею» в «твари дрожащие».

Главным героем этого произведения является Родион Раскольников – бедный студент, бросивший учебу из-за нехватки денег и живущий в каморке, которую ему также с трудом приходится оплачивать. Бедность наталкивает его на создание теории «о тварях дрожащих и право имеющих», вследствие чего он решается ее проверить и совершает убийство.

Внутренняя противоречивость характера героя проявляется на протяжение всего произведения. Автор часто вводит внутренние монологи и различные ситуации, для детального разбора внутреннего разлада Раскольникова. Из целой, собранной картины, мы понимаем, что писатель стремится показать многогранность героя, то, что в его внутреннем мире постоянно происходит борьба между добром и злом, и что эти два понятия уживаются в нем совсем рядом. Родион убил старуху-процентщицу и беременную Лизавету из личных интересов, но отдал последние деньги вдове Мармеладова, которого он практически не знал. Он также переживал, когда его сестра хотела выйти замуж по расчету за Лужина и страдал по причине беспомощности в этой ситуации. Положительные поступки и чувства героя показывают то, что он готов помочь человеку в беде, что он переживает за то, что не имеет возможности помочь близким. Разве можно назвать такого человека исключительно злым? Или же добрым после того, как он совершил убийство? Эти поступки совершенно противоречат друг другу и этим автор подчеркивает неоднозначность Раскольникова.

Ф.М.Достоевский – один из крупных русских писателей, чьи произведения до сих пор вызывают у современников интерес и множество споров по их поводу. В своем романе «Преступление и наказание» писатель изобразил борьбу двух начал: добра и зла, раскол человеческой души между этими двумя понятиями. Даже фамилия главного героя – Раскольников, подчеркивает тему душевного разлада.

Двойственность сознания героя также проявляется в том, что несмотря на уверенность в правильности своей теории, он одновременно опровергает эту идею своими мыслями, чувствами, совестью. Страх осознания бессмысленности теории, муки совести – приводят героя к людям с повинной, несмотря нато, что даже тогда он был уверен в том, что его теория является истиной.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Чем объясняется внутренняя противоречивость Родиона Раскольникова

После совершения убийства теория сразу же начинает рассыпаться. Попытка обокрасть старуху, чтобы раздать деньги нуждающимся (своей семье, Мармеладовым) обернулась неудачей. Преступление совершено зря. Но не только это не дает покоя Родиону. Встретившись с такими персонажами как Лужин и Свидригайлов, Раскольников понимает, насколько схожи их идеи с его пониманием жизни. В своей теории он предполагал, что «право имеющие» могут избавить мир от таких персонажей, которые похожи на Лужина и Свидригайлова. Но размышляя об убийстве, терзаясь муками отчуждения от людей, страхом быть разоблаченным, он понимает, что именно эти ненавистные для него личности наиболее близки по духу к нему самому, к его идее. Попытка вознестись над остальными выражается одинаковыми чертами между Раскольниковым, Лужиным и Свидригайловым.

Раскольников может показаться жестоким человеком, потому что он создает теорию, которая противоречит всем гуманным устоям. Герой разделяет людей на два типа: «обыкновенных», которые живут лишь для продолжения рода человеческого, и «необыкновенных», которые имеют право сказать «новое слово», а главное, пожертвовать жизнью другого ради осуществления собственных благих идей. Эта теория бесчеловечна и ужасна. Неслучайно друг Раскольникова, Разумихин комментирует ее так:

Мне не можем быть равнодушны и не сочувствовать герою Достоевского, ведь он не прошёл проверку, но благодаря грубым ошибкам можно обрести новую жизнь. В своём произведении Ф.М.Достоевский показал возможность сочетания в одном человеке подлого и благородного, гордого и любящего, и доказал, что в каждом человеке есть своя тайна и противоречивость характера.

(383 слова) Основной примем, который использует Ф. М. Достоевский в своем произведении, — психологизм. Писатель подробно описывает внутренний мир героев, показывает их чувства и эмоции в определенных ситуациях. Так, мы узнаем духовный мир, мысли, идеи Раскольникова. Как же в «Преступлении и наказании» раскрывается личность главного героя?

  1. Чем объясняется внутренняя противоречивость Родиона Раскольникова?
  2. В чем заключается внутренняя противоречивость Родиона Раскольникова?
  3. Анализ характера Раскольникова
  4. Роль Лужина и Свидригайлова в раскрытии характера Раскольникова
  5. Антиподы Раскольникова, суть их теорий, сходства и различия их теорий с теорией Раскольникова

Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Свидригайлов тоже не собирается каяться в своем проступке, хотя по его вине погибли люди. Встретившись с Раскольниковым, он видит, что они одного поля ягода, однако точной копией себя его признать не может. Родион для него стал в какой-то мере тайной, интересным объектом. Однако и тот, присматриваясь к Свидригайлову, пытается его понять, но в итоге «ничего хорошего» не находит, ведь в нем нет ни совести, ни чести.

Раскольников же всегда мрачен, замкнут от взаимодействия с людьми, нужда сделала его злым. По-своему борясь с нищетой, герой считает, что цель оправдывает средства. Если Дмитрий не делит людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», то его друг, подвергаясь постоянным сомнениям, увлекается мыслями о сверхчеловеке.

Еще Лермонтов использовал в своем творчестве двойников как особый художественный прием, который характеризуется тем, что писатель предоставляет читателю своеобразный способ оценки и понимания главного персонажа через характеры и поступки других действующих лиц, имеющих с ним сходные черты. Достоевский решает проблему двойничества в романе, продолжив лермонтовские традиции.

Писатель в своем сочинении как бы старается предостеречь героя от ошибок этого господина, иначе придется долго мучиться от угрызений совести. У него, как и у Раскольникова, существует «своего рода теория, что единичное злодейство позволительно». Только он не сомневается и не терзается от мысли, что делает что-то не так:

Антиподом главного героя в романе выступает и Соня Мармеладова, в которой Родион чувствует добрую душу. Девушка тоже совершает преступление, переступая через себя, когда начинает заниматься проституцией. Однако Соня, нарушив моральные нормы, никому ничего не доказывает, а просто спасает семью от голода. Тем не менее девушка считает себя великой грешницей и просит у Бога покаяния. Раскольников же из-за своей безумной теории лишает жизни человека, тем самым убивая в себе личность, поэтому и мучается.

Отдельные черты характера молодого человека отображаются в героинях рассказа. Описывая Авдотью Романовну Раскольникову, писатель указывает на её внешнее сходство с братом, обращает внимание на их родственные души. Девушка умна, горда и независима так же, как и её брат. Но в отличие от него эти черты характера помогают ей выбирать правильный путь в жизни, разбираться в людях и не совершать роковых ошибок.

В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» двойниками Раскольникова является целый ряд героев. Читая произведение впервые, мы не можем понять всех нюансов и тонкостей содержания. Детективный сюжет полностью захватывает наше воображение. При более внимательном рассмотрении замысла писателя возникает ряд вопросов. Кажется непонятным появление на страницах книги некоторых личностей, история и судьба которых далека от жизни главного героя. На самом деле у Достоевского нет ни одного лишнего действующего лица. Каждый из персонажей несёт свою смысловую нагрузку и служит более полному раскрытию личности главного героя. Тема двойничества в романе «Преступление и наказание» имеет очень важное значение.

Самый важный в жизни героя человек – Софья Семёновна Мармеладова. Верующая в бога, добрая Соня отличается от Раскольникова. Но есть в них и нечто общее: оба совершили преступление, нарушили закон, стали отверженными. Только Соня считает себя грешницей и жаждет принять страдание, чтобы искупить свою вину, а Родион Раскольников уверен в своей правоте. Образом Сони Ф.М. Достоевский пытался донести до читателя основную мысль произведения и окончательно развенчать бесчеловечную теорию Раскольникова.

Загадочная фигура Свидригайлова вызывает неприязненное отношение читателя. Это порочный человек, для которого не существует законов нравственности и морали. Он способен на убийство, растление малолетних детей, измену жене и другие гадкие поступки. Но его фраза: «Мы одного поля ягоды», – обращённая к Раскольникову, даёт нам понять, что у героев есть схожие черты. Родион Раскольников так же, как и загадочный господин Свидригайлов, совершает преступление. По его вине гибнут люди, а он не чувствует раскаяния. Подобное поведение роднит его с этим отрицательным персонажем. Фигура Свидригайлова полна противоречий так же, как образ главного героя. Он способен на благородные поступки: помогает осиротевшим детям Мармеладова, даёт деньги Соне Мармеладовой. Но его отвратительная сущность от этого не меняется. Знакомство с ним показывает, к каким страшным последствиям может привести отрицание заповедей христианства и безнаказанность.

Рекомендуем прочесть:  График проведения проверок по охране труда

В зеркальном отражении главного героя, мы заметим ещё одного двойника. Это счастливый избранник Сестры Раскольникова, Пётр Петрович Лужин. Лицемерный человек, пытающийся казаться честным и благородным, на самом деле имеет подлую и лживую натуру. Какая же черта характера нашего героя выпукло изображается в этом образе? Лужин, идя к своей цели, руководствуется принципом: «Все средства хороши». Он пользуется бедственным положением Дуни, оговаривает Соню, заботясь лишь о своём благополучии. Раскольников, проверяя свою теорию, действует так же. Образ Петра Петровича Лужина помогает понять эгоистическую сущность идеи главного героя.

Совесть продолжала терзать Раскольникова и мучила его сильнее в присутствии родных, которые приехали к нему. Родион любил, даже боготворил мать и сестру. Дуня, в его понимании, может повторить судьбу Сони, если выйдет замуж по расчёту, продаст себя, чтобы помочь брату. Но ведь Раскольников, по его теории, как раз и выразил убийством старухи-процентщицы протест против бесправного, несправедливого положения людей в обществе. В то же время шло какое-то расхождение, нестыковка принципов и убеждений: если он не «тварь дрожащая», если он принадлежит к избранным, сильным личностям, то кто тогда его мать и сестра? Неужели он должен их презирать, если нужно их отнести к другому разряду, противоположному?

В финале романа Раскольников приходит к духовному воскресению не в результате отречения от идеи, а через страдания, веру и любовь. В эпилоге писатель оставляет героев на пороге новой жизни. Перед Раскольниковым открывается перспектива бесконечного духовного развития. В этом проявляется вера писателя-гуманиста в человека, вера в то, что человечество главного своего слова еще не сказало.

Однако путь к “крови по совести” довольно сложен и длителен. Преступление Раскольникова включает в себя создание арифметической теории “права на кровь”. Внутренняя трагичность и противоречивость образа заключается именно в создании этой логически почти неуязвимой теории. Сама же “великая идея” является ответом на кризисное состояние мира.
Основные положения своей бесчеловечной теории герой излагает в исповедях перед Соней и в разговорах с Порфирием Петровичем. Раскольников обосновывает свою идею ссылкой на благо всего человечества, исчисленное арифметически. Но может ли счастье всего человечества основываться на крови?

Подведем некоторые итоги. Внутренний трагизм Раскольникова связан с его отъединением от людей и с созданием бесчеловечной теории “крови по совести”. В своих поступках человек независим от социальных обстоятельств. Непрекращающаяся внутренняя борьба указывает на то, что в герое одновременно сосуществуют мученическая мечта избавить людей от страданий и эгоистическая уверенность в собственном праве “перешагнуть через иные препятствия”, чтобы “Наполеоном стать”.

В дальнейшем он понимает, что от лужиных и свидригайловых спастись нельзя, жертвы будут и дальше. Свидригайлов – это ещё один представитель «сильных», живущих по собственным законам. И тогда появляется вывод: «Надо решиться. Или отказаться от жизни совсем!» Значит, если теорию отвергнуть, то и жизнь, по мнению Раскольникова, не нужна, так как это равносильно отказу «от всякого права действовать, жить и любить».

Писатель отвергает представление о том, что преступление может быть оправдано, и он конструирует роман таким образом, чтобы убедить читателя отказаться от него. Он также считает, что персонаж в конечном счете несет ответственность за свое поведение и его последствия.

«Преступление и наказание» — это тайна. Преступление изначально решено – ты сразу знаешь, кто виновен. Без ответа остается вопрос: “Какой же мотив подтолкнул Раскольникова на убийстве и был ли он вообще?”. Он сам предлагает несколько причин, но отвергает их сам еще до того, как читатель получит шанс. Самое логичное — ему нужны были деньги и к тому же он хотел посмотреть насколько он экстраординарная и противоречивая личность.

Напряжение достигает наивысшей точки, когда Раскольников встречает детектива Порфирия Петровича. Они вступают в серьезные психологические баталии, ставки которых высоки как никогда. Эти битвы — смертельные испытания, которые не дадут вам оторваться от книги. Психология, которую исследует Достоевский, невероятна, если учесть, что она была написана до того, как была разработана современная психология. Фрейд и Юнг еще даже не были опубликованы.

Что действительно выделяется в «Преступлении и наказании», так это глубина человеческой психологии. Психологию романа «Преступлении и наказание» Достоевский извлекает из своих персонажей вместе с постоянным высоким напряжением и ритмом, который не ослабевает. Персонажи не одномерные и не разделены на хороших и плохих парней. Достоевский исследует их мотивы, желания и страхи. Он показывает их подсознательные мысли через сны и нечаянные обмолвки.

Раскольников думает, что есть преступления, совершенные с целью доказать интеллектуальную правоту. Из-за того, что некоторые люди более гениальные или одаренные чем другие, они имеют право совершать преступления для достижения своих целей. Более того, он считает себя одним из таких необыкновенных людей.

Порфирий Петрович — пристав следственных дел, который расследует убийство старухи-процентщицы. Он — главный антагонист Раскольникова, человек, разрушивший его теорию. Порфирий Петрович — талантливый следователь, который может раскрыть очень запутанные уголовные дела. К расследованию преступлений у него свой, «психологический» подход.

Лужин Пётр Петрович — деловой человек. Другие герои романа называют его мошенником, мерзавцем, клеветником. Ему 45 лет, он жених Дуни Раскольниковой. Лужин хочет, чтобы его жена была небогата и поэтому послушна ему. Он планирует добиться высокого положения в обществе благодаря уму и обаянию своей избранницы.

Лебезятников Андрей Семёнович — молодой человек с мягким характером, но отличается заносчивостью и самоуверенностью. Он друг господина Лужина, тот когда-то был его опекуном. Служит Лебезятников в каком-то министерстве, увлекается модными «прогрессивными» взглядами. Он пропагандирует равенство мужчин и женщин, ратует за создание коммун, но у него плохо это получается, так как он не умён и не владеет ораторским искусством.

Мармеладов Семён Захарович — спившийся человек, ему более пятидесяти лет. У него от первого брака есть дочь Соня. Он женат на Катерине Ивановне, которую взял в жёны с тремя малолетними детьми из сострадания к ним. Из-за неудачной службы Мармеладов стал сильно пить, усугубляя несчастье своей семьи. Семён Захарович — добрый, скромный, доверчивый, но слабохарактерный человек. Он сломлен нищетой и собственным бессилием.

Катерина Ивановна — жена спившегося чиновника Семёна Захаровича Мармеладова. Ей лет тридцать, она из хорошей семьи, воспитана, образована. Мармеладов женился на ней, когда она с тремя малолетними детьми осталась вдовой, не имеющей средств к существованию. Но в браке с ним Катерина Ивановна не нашла благополучия, так как из-за неудачной службы муж спился и обеднел.

Преступление и наказание» (главные герои)

Катерина Ивановна, жена Мармеладова, ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками. Больная женщина, от нищеты и невзгод озлобившаяся, и с падчерицей вела себя, как самая что ни на есть злобная мачеха. Жестоко, и попрекала куском хлеба. А когда Соня продала свою девственность и принесла 30 целковых, Катерина Ивановна, раскаивалась перед девушкой в том, что толкнула ее на этот шаг. Катерина Ивановна не из тех, кто от пустяков падает в обморок. Когда принесли раздавленного мужа, она, несмотря на болезнь и слабость, положила ему под голову подушку, начала его раздевать и осматривать. Вела себя деловито и собранно.

Родион Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», студент. Был очень беден, должен квартирной хозяйке. Он плохо одевался и от того сильно комплексовал, испытывал неуверенность в себе. Раскольников был благородным человеком. В глубине души он осудил Мармеладова и его жену за то, что они приняли жертву Сони. «Подлец человек – ко всему привыкает. Сам он отказывается принимать самопожертвование Дуни. Он чувствует, что мать неспокойна, как бы оправдывается перед ним. Он понимает, что Дуня не любит Лужина, и не хочет, чтобы она выходила замуж за этого «Делового человека».

Петр Петрович Лужин – надворный советник. Человек он благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал. Правда, ему уже сорок пять лет, но он довольно приятной наружности и еще может нравиться женщинам, да и вообще человек он весьма солидный и приличный, немного только угрюмый и как бы высокомерный. Но за внешней маской добропорядочного человека скрываются корысть и подлость. Он совсем не любит Дуню. Но в ней его привлекает возможность получить жену-рабыню. Ради невесты и его матери Лужин не удостоился потратиться на дорогу и нормальное жилье. Он оговорил Сонечку Мармеладову, обвинив ее в воровстве, оклеветал Родиона.

Алена Ивановна – вдова коллежского регистратора, старуха-процентщица. Злая, капризная, Дает вчетверо меньше, чем стоит вещь, а процентов по пяти и даже по семи берет в месяц и т. д. Раскольников приносил в заклад ей свои вещи, и этим жил, пока мать не могла посылать ему деньги.

Авдотья Романовна, Дуня – сестра Раскольникова – девушка твердая, благоразумная, терпеливая и великодушная, хотя и с пылким сердцем. Дуня сильная духом. Тонга стойко снесла все обвинения, выдвинутые против нее. Работала горничной в доме купца Свидригайлова, который стал предлагать ей интимные отношения, но Дуня его отвергла. Дуня, как и Сонечка Мармеладова, готова принести себя в жертву ради матери и брата, и выйти замуж за Лужина. Дуня была хороша собою высокая, стройная, самоуверенная. Ее самоуверенность выражались в каждом ее жесте, тем не менее, она не была лишена мягкости и грациозности. Она была похожа на брата, и ее можно было назвать красивой. Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Лицо ее сияло свежестью и здоровьем, ротик был небольшой, и нижняя губа слегка выдавалась вперед, что придавало лицу некоторую пикантность.

Свидригайлов и Раскольников являются двойниками, потому что оба они — преступники. Свидригайлов совершает злодеяния, руководствуясь принципом «единичное зло позволительно, если главная цель хороша». Он не терзается угрызениями совести и не раскаивается Раскольников же сразу после преступления мучается и страдает. Раскольников и Свидригайлов оба совершают благодеяния, Свидригайлов помогает Соне и детям Катерины Ивановны, Раскольников отдает им последние деньги после смерти Мармеладова.

Другой двойник Раскольникова — Петр Петрович Лужин — несостоявшийся жених Дуни, эгоцентрист, человек мелочный и подлый. Он любыми способами достигает своей цели и своим примером показывает, чтобы было, если бы теория Раскольникова широко распространилась. Лужин изрек монолог о «целом кафтане», смысло которого является сосредоточение на своих потребностях, а не на благе общества.

Рекомендуем прочесть:  Может ли тсж отключить электричество если приставы уже высчитывают задолженность

Первым в повествовании появляется Разумихин. По сути, он является антиподом Раскольникова: он деятелен, оптимистичен. Раскольников же «мрачен, надменен и горд», апатичен. Объединяет этих героев их порядочность, человечность, готовность помочь (ведь одним из потивов преступления Родиона было желание помочь бедным на деньги старухи-процентщицы).

Достоевский вводит в роман «Преступление и наказание» двойников Раскольникова, чтобы более глубоко раскрыть образ главного героя и показать несостоятельность его теории. Всего в романе шесть двойников: Разумихин, Лужин, Свидригайлов, Лебезятников, Порфирий Петрович и Соня.

Лебезятников — это жалкая карикатура на прогрессивную молодежь. Он искаженно понимает все теории и проповедует их в таком виде. Сам по себе, Лебезятников «малый с мягким сердцем», он разоблачает Лужина, тогда тот подсунул Соне сто рублей. Это роднит Раскольникова и Лебезятникова.

Следователь по делу Раскольникова – один из талантливых профессионалов сыскного дела. Он подходит к делу по-своему: разбирает преступление со всех сторон, по деталям и незаметным чертам. Следователь чувствует преступника нутром. Не имея улик, добивается признания и раскрытия дела. В мужчине много различных качеств: он прозорлив, хитер, внимателен, аккуратен. Порфирий благороден и спокоен, он не применяет незаконных мер, но находит преступника, вычисляет его незаметным для других деталям. Порфирий вызывает преступника на разговор, чтобы понять, что привело юношу к такому шагу, как он решился на убийство двух женщин.

Софья Семеновна – возлюбленная главного героя Родиона Раскольникова. Девушка – дочь обнищавшего чиновника, не способного прокормить свою семью. Падчерица вынуждена встать на путь продажных девушек, зарабатывающих своих телом. Соня не способна вырваться из круга бедности и нищеты. У нее нет средств, чтобы уйти от отца. Автор показывает не только причины выбора «непристойной работы». Он помогает понять, как девушка чистая душой, кроткая характером, робкая по нраву способна поддержать тех, кто, как и она, попадает под гнет общества. Убийца Родион видит в ней свое будущее, а она становится для него смыслом жизни.

Краткие характеристики и описания героев романа «Преступление и наказание» — это целая галерея образов: людей разных сословий, характеров, достоинств и недостатков. Все они настолько реальны, что после прочтения, кажется, с ними знаком лично, несмотря на то, что прошли эпохи.

Друг главного героя – Дмитрий Вразумихин. Персонаж вызывает симпатию с первых строк. Автор как будто специально показывает, как можно сохранить душу и сердце в тяжелых обстоятельствах. Дмитрий – добр, трудолюбив, благороден. Студент влюбляется в сестру Родиона, он добивается ее руки и становится мужем, спасая девушку от брака с Лужиным, человеком с деньгами, но без чувств.

Алена Ивановна – старая жестокая женщина, наживающаяся на людском горе. Пользуясь необходимостью в деньгах, старуха берет вещи под заклад. Денег дает мало, проценты берет большие. Оценивает сдаваемые ей предметы жестоко, назначает стоимость, которая несоизмерима с настоящей, но найти другой сбыт невозможно, поэтому к ней идут бедные и те, кому негде достать денег. Женщина злая и сварливая, не вызывает никаких чувств кроме неприязни, но, по теории Раскольникова, убийство ее делает Родиона великим. Сомнения у читателя вызывает такой подход. Нет в образе злобной старухи даже намека на положительные качества, но убийство ее противозаконно.

Сонечка Мармеладова — самый важный человек в жизни Раскольникова. Она верит в Бога, отличается благородством и добротой. С Раскольниковым ее сближает факт совершения преступления, в результате которого оба они становятся отверженными для общества. Соня стремится к раскаянию и искуплению вины, в то время как Раскольников убежден в своей правоте. Это их отличает. Благодаря образу Сони Мармеладовой писатель раскрывает суть произведения, показывая бессмысленность и бесчеловечность теории главного героя.

Родион Раскольников – молодой человек, бывший студент, совершивший преступление. К этому приводить его бесчеловечная идея, о делении людей на два типа: «твари дрожащие» и «право имеющие». Но вначале своего пути Раскольников и не подозревал, что есть люди, которые уже живут по его теории. Таких людей мы называем двойниками Раскольникова.

Данный персонаж являет собой образ порочного человека, безнравственного и аморального. С первых строчек он вызывает у читателя особую неприязнь к своей персоне. Однажды в разговоре с Раскольниковым он произносит такую фразу: «Мы одного поля ягоды», что указывает на непосредственную схожесть этих персонажей. Подобно Свидригайлову главный герой совершает злодеяние и не чувствует при этом раскаяния. Так же как и Раскольников, Свидригайлов характеризуется противоречивым характером. Несмотря на все свои пороки, этот человек способен на благородные поступки. И все же гнилая сущность Свидригайлова никуда не девается, она служит примером того, к чему может прийти человек, отрицающий законы нравственности и морали.

Избранник сестры Раскольникова отличается безнравственностью и жутким лицемерием: под маской благородства он всячески старается скрыть свою лживую и подлую натуру. В чем же состоит двойничество Лужина и Раскольникова? Их объединяет общий подход к достижению цели – «Все средства хороши». И тот, и другой, по своей сути, являются эгоистами.

Пётр Петрович Лужин – надворный советник, солидный и богатый человек лет сорока пяти, бывший жених Дуни Раскольниковой. Когда Родион мешает его планам. Лужин «снимает маску», от его солидности не остаётся и следа, зато выходят наружу злость, жадность и бездушие. Для достижения собственных целей он перешагивает через все преграды, считая, что ему всё позволено. Единственный бог Петра Лужина – это деньги. Только их он бережёт, к ним стремится и их считает ценностью. На примере Лужина Раскольников видит всю бесчеловечность самоутверждения за счёт бед других людей.

Мир героев «Преступления и наказания»

Исключение составляет лишь Порфирий Петрович. Кроме Зосимова, он единственный из всех героев романа связан прочным жизненным положением: службой, прямым непосредственным делом и казенной квартирой. Но примечательно, что в самых искренних своих высказываниях, раскрывающих скрытую сторону его натуры, Порфирий Петрович несколько раз называет себя «оконченным человеком», «конченым», «закоченелым». И это не просто слова. На фоне других действующих лиц Порфирий в самом деле как будто накрыт панцирем. Если жизнь других со всех сторон открыта случайностям (и чаще всего неприятным, драматическим), то жизнь Порфирия Петровича ограждена от разного рода случайностей каменной стеной, а значит, говоря словами автора, «покончена».

Жизнь на грани срыва отличает многих героев произведения. Прочность и душевная стойкость присуща не многим. Эмоциональный настрой почти всех персонажей – отрицательный. Не случайно критики назвали «Преступление и наказание» романом «мести и печали». На протяжении пяти частей произведения нагнетаются негативные эмоции и реакции героев, и только в шестой они разрешаются и в некоторой степени устраняются. И центром конфликта является, конечно же, Раскольников – классический образец типа «озлобленных героев» Достоевского.

За городом, незадолго до страшного сна-воспоминания, Раскольников вновь бессознательно включается в жизнь, типичную для бедного студента. «Раз он остановился и пересчитал деньги: оказалось около тридцати копеек. “Двадцать городовому, три Настасье за письмо, – значит Мармеладовым дал вчера копеек сорок семь али пятьдесят”, – подумал он, для чего-то рассчитывая, но скоро забыл даже, для чего и деньги вытащил из кармана». Вновь открывается парадокс как следствие «расколотой» души героя: решимость «на такое дело» должна исключать подобные пустяки. Но убежать от «пустяков» Раскольникову не удается, так же как не удается убежать от самого себя, от противоречий своей души. Нелогичные поступки героя обнажают существо живой, не подвластной теории, натуры молодого человека.

Вот герой идет к старухе-процентщице с ясно осознанной целью – совершить «пробу». По сравнению с решением, которое Раскольников осуществит завтра, ничтожны и последняя дорогая вещь, за бесценок покупаемая старухой, и предстоящий денежный разговор. Нужно другое: хорошо запомнить расположение комнат, тщательно подсмотреть, какой ключ от комода, а какой от укладки, куда прячет деньги старуха. Но Раскольников не выдерживает. Старушонка-процентщица втягивает его в сети своих денежных комбинаций, спутывает логику «пробы». На глазах читателей Раскольников, забыв о цели визита, вступает в спор с Аленой Ивановной и только потом одергивает себя, «вспомнив, что он еще и за другим пришел».

Почти все поступки главного героя противоречивы, в них проявляет себя противоречивая натура Раскольникова. Противоречия его натуры проявляются и в мотивации преступления. Но мотивировки поведения героя в романе постоянно раздваиваются, ибо сам герой, попавший в плен к бесчеловечной идее, лишается цельности. В нем живут и действуют два человека одновременно: одно раскольниковское «я» контролируется сознанием героя, а другое «я» в то же самое время совершает безотчетные душевные движения и поступки. Не случайно друг Раскольникова Разумихин говорит, что у Родиона «два противоположных характера поочередно сменяются».

Характеристика главных героев «Преступление и наказание»

– отец Сони. Это добрый мужчина, которого сломали жизненные трудности, в результате чего он становится пьяницей, а затем трагично умирает. Автор называет героя только по фамилии, так как Мармеладов – маленький человек, один из самых ярких представителей этого типа в русской литературе. Значение этого образа в произведении довольно велико. Именно после встречи Раскольникова с Мармеладовым, главный герой убеждается в несправедливости мира, в несправедливости деления людей на бедных и богатых.

Герои «Преступления и наказания» переживают настоящую драму. Одним из них является Раскольников, с которым читатель знакомится уже на первых страницах романа. Это молодой человек привлекательной внешности, высокого роста и худощавый. У него прекрасные темные глаза и тёмно-русые волосы. Сам автор говорит о своем персонаже, что он «замечательно хорош собой».

Но роман получился в результате соединения двух черновых работ Достоевского. Федор Михайлович решил объединить свои небольшие черновики описания жизни одного из каторжан со своим незавершенным рассказом «Пьяненькие». Так и получилась история жизни бедного студента Родиона Раскольникова, который убивает ради блага своей семьи старуху-процентщицу. Каждому образованному человеку необходимо хотя бы кратко знать историю создания и сюжет романа «Преступление и наказание», характеристику героев.

В центре романа оказалась сложная и противоречивая жизнь большого города, где драматически складываются судьбы главных героев. Сразу после того, как роман был закончен, произведение публикуется в 1866 году в журнале «Русский вестник». Современники по-разному отреагировали на «Преступление и наказание», главный герой которого — бедный студент — совершает убийство. Уже в 1899 году состоялась театральная постановка романа, а впоследствии он неоднократно был экранизирован.

К главным героям можно отнести и старуху-процентщицу. Жестокая и алчная, она наживается на людском горе. Понимая, что людям нужны деньги, чтобы выжить, она готова брать у них любые вещи, но вот только денег за них дает совсем мало. И чем тяжелее положение человека, тем меньше денег дает Алена Ивановна.

В чем вина и беда Раскольникова? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)Главный герой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – бывший студент юридического факультета Родион Раскольников – личность противоречивая, не поддающаяся однозначной оценке. Кем можно назвать этого человека, совершившего убийство двух беззащитных женщин? В чем заключаются его вина и беда? Из-за крайней бедности оказавшись на самом “дне” Петербурга, Родион узнал “оборотную сторону жизни” этого царственного […].

Раскольников и его “двойники” в романе Ф. Достоевского “Преступление и наказание”На страницах романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” перед нами раскрывается широкая панорама Петербурга середины XIX ст. Среди персонажей этой книги много лиц, которые лишь несколько минут привлекают наше внимание, а есть люди с резко очерченными характерами, с собственными взглядами и убеждениями, которые по-разному влияют на главного героя и без которых роман просто не […].

Рекомендуем прочесть:  Какие документы нужны для справки о судимости

ЛУЖИН И СВИДРИГАЙЛОВ КАК ДВОЙНИКИ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ”КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ЛУЖИН И СВИДРИГАЙЛОВ КАК ДВОЙНИКИ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” широко использован прием антитезы, на нем строится система персонажей. Каждый из героев, окружающих Раскольникова, в той или иной степени раскрывает определенную черту главного героя. Между Раскольниковым и другими персонажами […].

Свидригайлов одинаково равнодушен к добру и злу, потому что он уже давно преступил ту черту, за которой находится человеческая нравственность и мораль. Герой сознательно отделил себя от всего человечества, обрек на опустошительное одиночество, безумие, смерть.
Свидригайлов выполняет в романе очень важную функцию – он, примером собственной жизни, показывает Раскольникову результаты его теории. Совершив убийство, Родион ступил на путь деградации, умерщвления души, превращения в ходячего мертвеца.
Соня Мармеладова – еще один двойник-нравственный антипод Раскольникова. Этих героев объединяет то, что оба они изгои, оба очень одиноки. Раскольников чувствует это, говоря Соне: “Мы вместе прокляты, вместе и “пойдем”.

Причины преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)План I. Преступление, совершенное Родионом Раскольниковым. II. Мотивы преступления Раскольникова. 1. Характеристика главного героя. 2. Идея защитить “униженных и оскорбленных”. 3. Теория “сильной личности”. III. Наказание Раскольникова. В центре романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” характер героя шестидесятых годов XIX века, разночинца, бедного студента Раскольникова. Он совершает преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру, безобидную, […].

Двойничество в романе «Преступление и наказание»

Рядом с Раскольниковым оказывается добрая и заботливая Соня, Свидригайлов же остаётся в одиночестве, поскольку Дуня Раскольникова отвергает его любовь. Значимо, что Аркадий Иванович и Соня живут в Петербурге в одном доме (доме портного Капернаумова). Миссия Сони – спасти Раскольникова от духовной гибели, а предназначение Свидригайлова, напротив, преграждать Родиону Романовичу путь не только к раскаянию, но даже к официальной явке с повинной. Раскольников придёт в полицию и сообщит о совершённом преступлении только тогда, когда Свидригайлова уже не будет в живых.

В отличие от Катерины Ивановны и Раскольникова, в Соне нет гордыни и высокомерия. Ни единым словом девушка не упрекает мачеху, заставившую её пойти по «жёлтому билету» («Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила»), не осуждает спившегося отца, которому «тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, всё, что было».

Однако Лужин – «пробный» двойник Раскольникова, поскольку подлая, трусливая сущность Петра Петровича связана только с предварительной «пробой» преступления, задуманного новоявленным Наполеоном. Раскольников чувствует, что строй его души сложнее души Наполеона, Родион, как он сам признаётся, заранее знал, что после преступления не выдержит душевных мук. Раскольников, борясь с Петром Петровичем и прогоняя его, словно борется с Лужиным в своей душе.

Мотив двойничества присутствует уже в ранних произведениях писателя («Бедные люди», «Двойник»), но особое отражение он получает в романе «Преступление и наказание». Причина двойственности героев Достоевского заключается в проявлениях сложных отношений между чувством собственной недостаточности, малой ценности и желаниями, стремлением ощутить собственную значимость. Герои ищут твёрдого положения в обществе, но никак не могут обрести гармонию с ним. Вследствие этого и появляется угнетающий сознание двойник, в котором воплощаются эгоистические представления героя.

Не случайно этот герой носит и фамилию Лужин. Теория Раскольникова, как в грязной луже, отражается в умопостроениях Петра Петровича. Лужин не раз (особенно в эпизоде поминок) попадает «в лужу», на протяжении романа героя трижды выгоняют, но он «лужёный», тёртый, поэтому легко выходит сухим из воды. Так, во время поминок пробираясь сквозь рассерженную толпу, Лужин, уже уличённый Лебезятниковым, а затем и Раскольниковым в совершении подлого поступка, говорит: «Позвольте, господа, позвольте, не теснитесь, дайте пройти! И сделайте одолжение, не угрожайте, уверяю вас, что ничего не будет, ничего не сделаете, не робкого десятка-с, а напротив, вы же, господа, ответите, что насилием прикрыли уголовное дело. В суде не так слепы и не поверят двум отъявленным безбожникам, обвиняющим меня». Образ Лужина – ключ к пониманию многих событий середины XIX века. В романе «Преступление и наказание» Достоевский показал, во что превратились мечты Чернышевского о «новых людях».

Авдотья Романовна, Дуня – сестра Раскольникова – девушка твердая, благоразумная, терпеливая и великодушная, хотя и с пылким сердцем. Дуня сильная духом. Тонга стойко снесла все обвинения, выдвинутые против нее. Работала горничной в доме купца Свидригайлова, который стал предлагать ей интимные отношения, но Дуня его отвергла. Дуня, как и Сонечка Мармеладова, готова принести себя в жертву ради матери и брата, и выйти замуж за Лужина. Дуня была хороша собою высокая, стройная, самоуверенная. Ее самоуверенность выражались в каждом ее жесте, тем не менее, она не была лишена мягкости и грациозности. Она была похожа на брата, и ее можно было назвать красивой. Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Лицо ее сияло свежестью и здоровьем, ротик был небольшой, и нижняя губа слегка выдавалась вперед, что придавало лицу некоторую пикантность.

«Преступление и наказание» — это остросоциальное и психологическое произведение, в котором Достоевский показывает возможные причины преступления, состояние героя перед подготовкой к нему, и потом, после совершения злодеяния. В нем показан также путь героя к раскаянию. Роман многоплановый, в нем показаны сложные судьбы других героев. В произведении показано существование беднейших слоев городского сообщества, процесс его расслоения.

Пульхерия Александровна Раскольникова — Мать Родиона. Женщина набожная, добрая. По мере сил поддерживала сына деньгами в его учебе. Пульхерии Александровне было 43 года, в лице сохранялись следы былой привлекательности. Женщина казалась моложе своих лет. Она сохраняла ясность духа, истый жар сердца и свежесть впечатлений. Пульхерия Александровна была робка и уступчива, но до определенных пределов.

Софья Семеновна, родная дочь Мармеладова – безответная и голосок у ней такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое. Устав от попреков мачехи, решилась продавать себя. Это была девушка очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом.

Катерина Ивановна, жена Мармеладова, ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками. Больная женщина, от нищеты и невзгод озлобившаяся, и с падчерицей вела себя, как самая что ни на есть злобная мачеха. Жестоко, и попрекала куском хлеба. А когда Соня продала свою девственность и принесла 30 целковых, Катерина Ивановна, раскаивалась перед девушкой в том, что толкнула ее на этот шаг. Катерина Ивановна не из тех, кто от пустяков падает в обморок. Когда принесли раздавленного мужа, она, несмотря на болезнь и слабость, положила ему под голову подушку, начала его раздевать и осматривать. Вела себя деловито и собранно.

Свидригайлов и Раскольников являются двойниками, потому что оба они — преступники. Свидригайлов совершает злодеяния, руководствуясь принципом «единичное зло позволительно, если главная цель хороша». Он не терзается угрызениями совести и не раскаивается Раскольников же сразу после преступления мучается и страдает. Раскольников и Свидригайлов оба совершают благодеяния, Свидригайлов помогает Соне и детям Катерины Ивановны, Раскольников отдает им последние деньги после смерти Мармеладова.

Первым в повествовании появляется Разумихин. По сути, он является антиподом Раскольникова: он деятелен, оптимистичен. Раскольников же «мрачен, надменен и горд», апатичен. Объединяет этих героев их порядочность, человечность, готовность помочь (ведь одним из потивов преступления Родиона было желание помочь бедным на деньги старухи-процентщицы).

Достоевский вводит в роман «Преступление и наказание» двойников Раскольникова, чтобы более глубоко раскрыть образ главного героя и показать несостоятельность его теории. Всего в романе шесть двойников: Разумихин, Лужин, Свидригайлов, Лебезятников, Порфирий Петрович и Соня.

Другой двойник Раскольникова — Петр Петрович Лужин — несостоявшийся жених Дуни, эгоцентрист, человек мелочный и подлый. Он любыми способами достигает своей цели и своим примером показывает, чтобы было, если бы теория Раскольникова широко распространилась. Лужин изрек монолог о «целом кафтане», смысло которого является сосредоточение на своих потребностях, а не на благе общества.

Лебезятников — это жалкая карикатура на прогрессивную молодежь. Он искаженно понимает все теории и проповедует их в таком виде. Сам по себе, Лебезятников «малый с мягким сердцем», он разоблачает Лужина, тогда тот подсунул Соне сто рублей. Это роднит Раскольникова и Лебезятникова.

Пытаясь определить, к какой категории относится он сам, Раскольников задумывает совершить преступление. Его выбор падает на Алену Ивановну, которая живет за счет несчастий других людей, она берет драгоценные вещи в заклад. Подслушанный случайно разговор военного и студента озвучил его собственные мысли, так давно им вынашиваемые. Простая арифметика: спасение ста жизней хороших людей ценой одной никому не нужной вредной старушонки. Разговор в трактире, письмо матери о замужестве сестры, знакомство с Мармеладовым убедили героя в правильности его теории. Не особенно готовясь, он идет к старухе якобы отдать вещь в заклад, на самом деле, чтобы убить ее. Случайной жертвой стала блаженная сестра Алены Ивановы Лизавета, которая вернулась домой раньше времени.

Раскольников сознается и идет на каторгу. Соня отправляется вслед за ним. Их вернула к жизни любовь: «сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». На каторге Раскольников видит сон, в котором проявляются результаты его теории. Все люди начинают жить так, как им хочется, они считают себя умными и правыми и в то же время уничтожают друг друга. Этот сон убедил героя в ошибочности его теории. С этого началось воскрешение Раскольникова.

Литеровед предлагает вашему вниманию сочинение на тему «Личность Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», в котором кратко перечисляются черты характера героя, его взаимоотношения с другими персонажами, мировоззрение и суть теории, приведшей на каторгу.

«Преступление и наказание» признан лучшим философско-психологическим романом мировой литературы. Он создавался, когда в обществе пошатнулись нравственные ориентиры, основанные на идее Христа. Достоевский был против насилия. Своим романом он показал несостоятельность революционных идей. Революционеры призывали «к топорам», с помощью которых будет достигнуто всеобщее счастье. На примере главного героя Достоевский доказывает, что нельзя достичь счастья через насилие.

С первых страниц романа читатель понимает, что герой беден, но не смирился со своим положением. Он постоянно думает о каком-то деле. Постепенно через разные эпизоды Достоевский подводит к тому, что задумал Раскольников. Оказывается, он намеревается убить старуху-процентщицу. Причем, нажива здесь играет не главную роль. Герой называет это убийство пробой. Он хочет проверить, способен ли он на убийство. Проба является проверкой его теории, которая родилась под влиянием трудов Ницше. Отзывчивый, добрый человек по натуре, он хочет в этом убедиться странным, жестоким способом.