Главная задача экологической экспертизы заключается в

Институт экологической экспертизы (ЭЭ) – особый механизм в системе принятия решений в области управления природопользованием в РФ. Уникальность процедуры ЭЭ заключается в том, что, будучи «размещенной» в структуре органа государственного управления, ЭЭ представляет собой по существу некий симбиоз науки и бюрократии.

Когда в конце 80-х годов зашла речь о коренной перестройке дела охраны природы в стране, прошлый опыт подсказывал целесообразность создания всеобъемлющей по стране сети природоохранных органов. В каждом природоохранном комитете на уровне республики в составе бывшего СССР, области, края и т.д. было создано экспертное подразделение. Таким образом, сразу был снят вопрос о ведомственной принадлежности ГЭЭ. Было ясно – она проходит по ведомству «Охраны природы». Федеральный Закон РФ «Об экологической экспертизе» [2] (23.11.95г.) полностью закрепил права Минприроды России (ныне Министерство природных ресурсов РФ).

При создании государственной экологической экспертизы в 1988 г. использовался прошлый опыт государственной экспертизы систем Госплана СССР и Госстроя СССР, как по форме, так и по содержанию. Так же как в экспертных подразделениях этих ведомств, объектами экологической экспертизы стали, например, материалы, обосновывающие принятие решений о социально-экономическом развитии (предплановая, предпроектная, проектная и другая документация). Формой деятельности экологической экспертизы как были, так и остаются экспертные комиссии (группы) специалистов (в большинстве своем из научной среды, проектных организаций, министерств и ведомств), а содержанием этой новой экспертной деятельности – рассмотрение каждым специалистом того или иного раздела обосновывающей документации в соответствии с его компетенцией. Из чужой практики перешел и предмет экспертизы — качество обосновывающей документации, которое определяется по тому, насколько полно учтены в ней требования нормативных документов.

«Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ним социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы» [2, ст.1].

«Настоящий закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает в этой части реализацию конституционного права субъектов РФ на совместное с РФ ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности».

Основные цели, задачи и принципы экологической экспертизы

Задачами законодательства об экологической экспертизе являются регулирование общественных отношений в области экологической экспертизы для обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, защиты экологических прав и законных интересов граждан и государства. Целями экологической экспертизы являются предотвращение отрицательного влияния антропогенной деятельности на состояние окружающей природной среды и здоровье людей, а также оценка степени экологической безопасности хозяйственной деятельности и экологической ситуации на отдельные территории и объекты.

Закон «Об охране окружающей природной среды» содержит специальный раздел, посвящённый экологической экспертизе. В нём определены объекты и субъекты экологической экспертизы, основные виды и требования по выполнению её выводов и т.д. Проведение экологической экспертизы, согласно ст. 26 Закона, является обязательным в процессе законотворческой, инвестиционной, управленческой, хозяйственной и другой деятельности, которая влияет или может повлиять на состояние окружающей природной среды. Условия и порядок проведения экологической экспертизы определяется специальным законодательством. Специальным законодательным актом, принятым в развитие природоохранного закона, в настоящее время является Закон «Об экологической экспертизе» [1] . Таким образом, общественные отношения в области экологической экспертизы регулируются Законами «Об охране окружающей природной среды», «Об экологической экспертизе» и другими актами законодательства, принятыми в их развитие.

В ст. 8 Закона содержатся общие требования, предъявляемые к проведению экологической экспертизы. Так, к документации на объекты экологической экспертизы прилагаются обоснования по обеспечению экологической безопасности запланированной или осуществляемой деятельности с комплексной эколого-экономической оценкой существующего или предполагаемого воздействия на состояние окружающей природной среды, оценкой экологического риска и с альтернативными прогнозными вариантами снижения такого воздействия. Лица, которые передают документацию на объекты экологической экспертизы, в случае необходимости организуют и финансируют проведение дополнительных исследований, поисковых и экспертных работ, обеспечивают гласность и учитывают общественное мнение относительно запланированной или осуществляемой деятельности, гарантируют достоверность предварительной оценки воздействия на окружающую природную среду, которая отображается в Заявлении об экологических последствиях соответствующей деятельности.

Особые требования действующим законодательством предъявляются к гласности экологической экспертизы. Так, согласно ст. 10 Закона, заказчики экологической экспертизы объектов, которые в процессе осуществления их строительства или эксплуатации могут отрицательно воздействовать на состояние окружающей природной среды, обязаны объявить через средства массовой информации о проведении экологической экспертизы в специальном Заявлении об экологических последствиях своей деятельности. Эколого-экспертные органы или формирования после завершения экологической экспертизы сообщают о её выводы через средства массовой информации.

Основными принципами экологической экспертизы, в соответствии со ст. 6 Закона, являются: гарантирование безопасного для жизни и здоровья людей окружающей природной среды; сбалансированность экологических, экономических, медико-биологических и социальных интересов и учет общественного мнения; научная обоснованность, независимость, объективность, комплексность, вариантность, превентивность и гласность; экологическая безопасность, территориально-отраслевая и экономическая целесообразность реализации объектов экологической экспертизы, запланированной ли осуществляемой деятельности; государственное регулирование и законность.

ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, НАЗНАЧЕНИЕ

Принцип обязательности в государственной ЭЭ имеет два значения: во-первых, как обязательность ее проведения в отношении тех проектов, программ, сооружений, материалов и т. д., которые способны оказать негативное влияние на окружающую среду и здоровье человека. Закон предусматривает открытие финансирования и осуществление самих работ по всем проектам и программам только после положительного заключения государственной ЭЭ во-вторых, как обязательность выполнения тех выводов, которые содержатся в заключении экспертизы.

Независимость и вневедомственностъ ЭЭ призваны обеспечивать свободу волеизъявления эколого-экспертной комиссии. Она должна руководствоваться только фактами, научными принципами их обоснования и действующими законами. Экологическая экспертиза (надведомственная, ведомственная, общественная, научная и т. п.) во всех случаях должна отстаивать принципы охраны окружающей среды, нор­мативы качества окружающей природной среды, а не интересы, позиции отдельного ведомства, даже если проводится ведом­ственная ЭЭ.

Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества.

Принцип научной обоснованности означает, что все выводы ЭЭ должны быть научно аргументированы, базироваться на принципах охраны окружающей природной среды и прежде всего на научно обоснованном сочетании эколо­гических и экономических интересов, обеспечивающем приори­тет охраны жизни и здоровья человека, реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружаю­щую среду.

Широкая гласность в существовании и функционировании объекта или предполагаемом его появлении, назначении по данному поводу государственной ЭЭ вытекает из обязанности государственных органов охраны ок­ружающей природной среды об обеспечении населения необхо­димой и своевременной экологической информацией.

Главная задача экологической экспертизы заключается в

Закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе» определяет экологическую экспертизу (ЭЭ) как установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы. При этом в российском законодательстве существует и правовое определение более частного понятия государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) — государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, которая проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду. Комментарий к данному закону определяет экологическую экспертизу как организационно-правовую форму предупредительного контроля и самостоятельный вид управленческой деятельности. А эколого-правовой словарь, прилагаемый к комментарию, добавляет к определению «предварительную проверку соответствия хозяйственных проектов, предпроектной документации, программ, изделий, материалов, сырья, продукции, стандартов и иных веществ, решений требованиям экологической безопасности и охраны окружающей среды (ОС)». В сопоставлении с западной терминологией предлагается рассматривать ГЭЭ, как стадию экологической оценки.

Рекомендуем прочесть:  Договор Купли Продажи Авто За 2022 Год В Простой Письменной Форме

Экологическая экспертиза исполняет роль предупредительного экологического контроля, а также инструмента поддержания экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности. Ее проведение обеспечивает соблюдение и охрану конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, служит источником разнообразной экологически значимой информации, средством доказывания при разрешении споров.

Анализ правовой природы рассматриваемых процедур позволяет дать им следующую характеристику. Оценка воздействия на окружающую среду — это обязанность заказчика обосновывающей документации, выполнение которой служит одной из гарантий права на благоприятную окружающую среду.

Государственная экологическая экспертиза является важнейшей функцией управления в сфере охраны окружающей среды, которую осуществляют органы Минприроды России, а общественная экологическая экспертиза — неотъемлемым элементом экологической правоспособности гражданина и общественных экологических организаций как юридических лиц.

Более подробно определены цели в приказе Госкомэкологии: «Под оценкой воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду понимается процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий».

Экологическая экспертиза, цели и задачи

Экологическая экспертиза производится для устранения отрицательного влияния различных процессов на состояние окружающей среды, здоровье человека и для оценки степени экологической безопасности деятельности и экологической ситуации на отдельных объектах и территориях.

  • определение степени безопасности деятельности и экологического риска;
  • организация научной комплексной обоснованной оценки объектов;
  • установление соответствия объектов требованиям законодательства (экологического), правил и норм;
  • оценка влияния деятельности каких-либо объектов экспертизы на окружающую среду, а также качество природных ресурсов.
  • обеспечение безопасности для здоровья и жизни людей окружающей среды;
  • сбалансированность интересов (экологических, медико-биологических, экономических, социальных), а также учет общественного мнения;
  • научная обоснованность, объективность, комплексность, независимость, вариантность, гласность;
  • экологическая безопасность, целесообразность объектов экспертизы.

Государственную экспертизу организовывают и проводят уполномоченные государственные органы. Право на проведение экологической экспертизы принадлежит Государственному комитету по охране окружающей среды, а также его территориальным органам. Государственная экспертиза может проводиться на федеральном уровне и на уровне субъектов.

Заключение, которая даёт экологическая экспертиза, является юридическим документом, а специалисты, ведущие исследование во время экспертизы, несут ответственность за свои представленные выводы. Повторная экспертиза может проводиться только в том случае, если объективно доказана допущенная серьезная ошибка.

! Функции экологической экспертизы заключаются в обеспечении экологической безопасности развития общества, его производительных сил, прежде всего самого человека, его жизни и здоровья, а также окружающей его среды, без должного качества которой невозможно нормальное существование ни индивидуума, ни общества.

! Экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Современное общество выработало ряд специальных мер, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. К ним относятся наблюдение за состоянием окружающей среды, ведение государственных кадастров и реестров природных объектов, оценка воздействия на окружающую среду, экологическое нормирование, экологическая экспертиза, паспортизация, сертификация, аудит и другие.

3.Экологическая экспертиза является механизмом предупредительного экологического контроля, поскольку предотвращает появление хозяйственных и иных объектов, негативно влияющих на состояние природы, и связанных с этим неблагоприятных социальных, экономических и иных последствий.

Цель экологической экспертизы состоит в определении экологической обоснованности как намечаемых, так и уже принятых решений (с целью их корректировки или отмены), если их реализация может повлечь за собой или уже оказывает негативное воздействие на здоровье населения, качество окружающей среды со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Понятие об экологической экспертизе, ее цель и задачи

Современное общество выработало ряд специальных мер, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. К ним относятся наблюдение за состоянием окружающей среды, ведение государственных кадастров и реестров природных объектов, оценка воздействия на окружающую среду, экологическое нормирование, экологическая экспертиза, паспортизация, сертификация, аудит и другие.

Экологическая экспертиза является одним из важнейших механизмов управления природопользованием и охраны окружающей среды в России, причем этот механизм носит превентивный, то есть предупредительный характер, что безусловно повышает статус экологической экспертизы среди других форм и методов управления природопользованием и охраны окружающей среды. Эффективность механизма экологической экспертизы достаточно высока, так как предупредить негативное воздействие на окружающую среду значительно легче, чем исправить последствия этого влияния.

Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Порядок организации и проведения экологической экспертизы определен ФЗ РФ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ.

Функции экологической экспертизы заключаются в обеспечении экологической безопасности развития общества, его производительных сил, прежде всего самого человека, его жизни и здоровья, а также окружающей его среды, без должного качества которой невозможно нормальное существование ни индивидуума, ни общества.

Цель экологической экспертизы – определение экологической обоснованности как намечаемых, так и уже принятых решений, если их реализация может повлечь за собой или уже оказывает негативное воздействие на здоровье населения, качество окружающей среды.

Суть предупредительного значения выражается в том, что экспертиза совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества .

В настоящее время понятие экологической экспертизы претерпело существенные изменения: экологическая экспертиза это установление соответствия документов или документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям, установленным техническим регламентам и законодательству в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В соответствии со ст. 65 Закона «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза представляет собой определение соответствия хозяйственной и иной деятельности нормативам качества окружающей среды и экологическим требованиям, допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных отрицательных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними последствий.

Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Рекомендуем прочесть:  Кража Материальная И Кража Интеллектуальная Что Несет Больший Вред Реферат

Различают 2 вида экологической экспертизы: государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Проведение первой обязательно для всех строительных объектов и проводится экспертной комиссией (экспертная комиссия), которая формируется государственным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы. Вторая организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями).

Экологическая экспертиза, ее цели и задачи

Основой экспертизы является независимый характер, она должна осуществляться специалистами при активном учас­тии лиц или граждан, не имеющих никакого соприкоснове­ния с организациями-проектантами, заказчиками и испол­нителями. Основополагающим критерием при этом являет­ся степень риска нанесения ущерба окружающей природ­ной среде.

В соответствии с Федеральным законом «Об экологиче­ской экспертизе» в РФ осуществляются государственная эко­логическая экспертиза и общественная экологическая экс­пертиза. Проведение государственной экологической экспер­тизы в случаях, установленных законом, является обязатель­ным. Федеральный закон закрепляет перечень объектов, под­лежащих обязательной государственной экспертизе.

Государственная экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия намечаемой хозяйственной или иной деятельности экологическим требованиям и опре­деления допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблаго­приятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, эконо­мических и иных последствий реализации объекта экологи­ческой экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза организуетется и проводится по инициативе граждан и общественных opганизаций, а также по инициативе органов местного самоуправления. Правом проведения общественной экологическ экспертизы обладают общественные организации, основным направлением деятельности которых в соответствии с уставами является охрана окружающей природной среды том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленом законодательством РФ. Такого вида экспертиза можетпроводиться только до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней. Общественная экологическая экспертиза не может проводиться в отношении объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую закон тайну.

Аттестация на экологичность должна войти в разряд обще­человеческих ценностей. Все технологии, товары, инженер­ные разработки, не выдерживающие аттестации на экологич­ность, должны быть сняты с дальнейшего производства и за­менены экологически чистыми или безопасными аналогами.

Цели ЭЭ в общем виде принципиально совпадают и заключаются на основании закона «Об экологической экспертизе» в предупреждении возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта ЭЭ, а также в обеспечении реализации конституционных прав граждан России на информацию, благоприятную природную среду и экологическую безопасность.[2]

Экологическая экспертиза исполняет роль предупредительного экологического контроля, а также инструмента поддержания экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности. Ее проведение обеспечивает соблюдение и охрану конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, служит источником разнообразной экологически значимой информации, средством доказывания при разрешении споров.

Закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе» определяет экологическую экспертизу (ЭЭ) как установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы. При этом в российском законодательстве существует и правовое определение более частного понятия государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) — государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, которая проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду. Комментарий к данному закону определяет экологическую экспертизу как организационно-правовую форму предупредительного контроля и самостоятельный вид управленческой деятельности. А эколого-правовой словарь, прилагаемый к комментарию, добавляет к определению «предварительную проверку соответствия хозяйственных проектов, предпроектной документации, программ, изделий, материалов, сырья, продукции, стандартов и иных веществ, решений требованиям экологической безопасности и охраны окружающей среды (ОС)». В сопоставлении с западной терминологией предлагается рассматривать ГЭЭ, как стадию экологической оценки.

Более подробно определены цели в приказе Госкомэкологии: «Под оценкой воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду понимается процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий».

Экологическая экспертиза является одним из жизненно важных способов выявления влияния любых аспектов человеческой деятельности на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает тем самым реализацию конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.[1]

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Экологическая экспертиза признана дать оценку влияния сооружаемого объекта на экологические ниши живых организмов, находящихся в зоне воздействия объекта, на совокупность экологических факторов и их изменение в результате воздействия объекта. В результате экспертизы должны быть также получены оценки изменения ландшафтов, структуры экологических систем, изменения популяций живых организмов, оценки возможных глобальных последствий. [18]

Экологическая экспертиза носит предупредительный характер, а повседневный контроль за качеством природной среды и за выполнением природоохранных норм осуществляется в виде текущего санитарного надзора и наблюдения за качеством атмосферного воздуха, воды водоемов, состояния почвы. Эту большую и чрезвычайно важную работу выполняет санитарно-эпидемиологическая служба через систему санитарно-эпидемиологических станций, расположенных в населенных пунктах. На предприятиях эта работа возложена на лаборатории по охране природной среды Кроме того, существует разветвленная сеть специальных ведомственных контрольных лабораторий. [23]

Экологическая экспертиза , являясь одной из основных форм осуществления контроля окружающей природной среды, заключается в проверке технологического процесса, отдельных его стадий, установок оборудования и др. объектов на предмет соответствия их правилам экологической защиты. [26]

Экологическая экспертиза направлена на предупреждение возможного превышения допустимого уровня вредного воздействия на окружающую среду в процессе ее эксплуатации, переработки или уничтожения. Следовательно, главная задача экологической экспертизы заключается в определении полноты и достаточности мер по обеспечению требуемого уровня экологической безопасности новой продукции при ее разработке. [17]

Экологическая экспертиза должна начинаться с определения качества природной среды, которое имело место перед началом проектирования. Если проектируемый хозяйственный объект будет находиться в пределах города, в котором Росгидромет ведет мониторинг окружающей среды, то качество ее определяется по материалам последнего, а также методом биоиндикации. В противном случае, основным методом определения качества природной среды становится биоиндикация. [25]

Понятие, цели, задачи, принципы экологической экспертизы

Непосредственными предшественниками российской системы ЭО явились правила проектирования, территориальные комплекс­ные схемы охраны природы и разрешения на отдельные виды при­родопользования, а также ведомственные и межведомственные экспертизы, не обеспечивавшие подлинную комплексность ана­лиза экологических воздействий.

Системы экологической экспертизы намечаемой деятельности сегодня используются практически всеми странами мира и многими международными организациями. Экологическая экспертиза (ЭЭ) ос­нована на простом принципе: легче выявить и предотвратить нега­тивные для окружающей среды последствия деятельности на ста­дии ее планирования, чем обнаружить и исправлять их на стадии осуществления этой деятельности.

Рекомендуем прочесть:  Детские Пособия Матерям Одиночкам В 2022 В Рязани

1) определение уровня экологической опасности намечаемой или осуществляе­мой хозяйственной и иной деятельности, которая может в настоящем или будущем прямо или косвенно оказать воз­действие на состояние окружающей среды и здоровье на­селения;

Реализация проекта, подлежащего эколо­гической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается и не подлежит финансированию. Последнее очень важно: иначе благие пожелания и призывы могут повиснуть в воздухе. Так произошло с сотнями объектов, где началось строительство до окончательного утвержде­ния проекта и получения комплексного заключения экс­пертизы. Отказ в открытии финансирования без заключе­ния экспертизы будет надежным барьером на пути люби­телей ставить общественность перед фактом — перед нача­тыми и проведенными работами. Не исключена возмож­ность постановки вопроса о взыскании затраченных средств с виновных в незаконном строительстве в случае признания его экологически вредным и небезопасным.

Основу российской системы экологической оценки призванной решать мно­гие проблемы управления охраной природы, сочетания отраслевого и территориального принципов, является экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Ей должны подвергаться все проекты хозяйственной и иной деятельности, могущей оказывать вредное воздействие на состояние окружающей среды. Они должны содержать материалы по оценке воз­действия на окружающую природную среду (ОВОС), кото­рая проводится заказчиком проекта и включает анализ, обобщение и распространение информации о таком воз­действии и необходимые меры охраны. Оценка произво­дится с учетом экологической емкости, состояния окру­жающей среды в месте планируемого размещения объекта, перспектив социально-экономического развития регио­нов, мощности и видов воздействия объекта на окружаю­щую природу, требований природоохранного законода­тельства

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Основные цели, задачи и принципы экологической экспертизы. Организационно-правовые формы экологической экспертизы. Правовое регулирование управления в области экологической экспертизы. Правовой статус экспертов и заказчиков экологической экспертизы. Условия и порядок проведения экологической экспертизы и выполнения её выводов и принятых решений.

Основными принципами экологической экспертизы, исходя из статьи 6 Закона, являются: гарантирование безопасного для жизни и здоровья людей окружающей природной среды; сбалансированность экологических, экономических, медико-биологических и социальных интересов и учет общественного мнения; научная обоснованность, независимость, объективность, комплексность, вариантность, превентивность и гласность; экологическая безопасность, территориально-отраслевая и экономическая целœесообразность реализации объектов экологической экспертизы, запланированной ли осуществляемой деятельности; государственное регулирование и законность.

Задачами законодательства об экологической экспертизе являются регулирование общественных отношений в области экологической экспертизы для обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, защиты экологических прав и законных интересов граждан и государства. Целями экологической экспертизы являются предотвращение отрицательного влияния антропогенной деятельности на состояние окружающей природной среды и здоровье людей, а также оценка степени экологической безопасности хозяйственной деятельности и экологической ситуации на отдельные территории и объекты.

Объектами экологической экспертизы являются проекты законодательных и других нормативно-правовых актов, предпроектные и проектные материалы, документация по внедрению новой техники и технологий, материалы, вещества и продукции, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов и отрицательному влиянию на состояние окружающей природной среды. Экологической экспертизе могут подлежать экологические ситуации, которые сложились в отдельных населœенных пунктах и регионах, а также действующие объекты и комплексы, которые оказывают значительное отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды. Воинские, оборонительные и другие объекты, информация о которые составляет государственную тайну, подлежат экологической экспертизе в соответствии Законом и иными специальными законодательными актами.

Особые требования действующим законодательством предъявляются к гласности экологической экспертизы. Так, согласно ст. 10 Закона, заказчики экологической экспертизы объектов, которые в процессе осуществления их строительства или эксплуатации могут отрицательно воздействовать на состояние окружающей природной среды, обязаны объявить через средства массовой информации о проведении экологической экспертизы в специальном Заявлении об экологических последствиях своей деятельности. Эколого-экспертные органы или формирования после завершения экологической экспертизы сообщают о её выводы через средства массовой информации.

В процессе строительства и функционирования предприятия площадь воздействия на фауну будет значительно превышать реальную площадь, занимаемую объектом. Привычная жизнь животных нарушается шумом от строительства, движением транспорта, ночным освещением, возникновением незнакомых вещей. Всё это заставляет зверей и птиц изменить место обитания, а возможно, и образ жизни.

2) предплановая документация, т.е. материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производственных сил: проекты социально-экономических, научно-технических и иных программ, проекты развития хозяйственных отраслей, проекты генеральных схем расселения и природопользования;

  1. Презумпция экологической опасности, которую может представлять планируемая человеком деятельность для природы и здоровья людей.
  2. Провести государственную экологическую экспертизу объекта обязательно до принятия решения о его реализации.
  3. Комплексный подход к оценке воздействия деятельности человека и её последствий на природу.
  4. При проведении ЭЭ обязательно учитываются требования экологической безопасности.
  5. Информация, предоставляемая на экологическую экспертизу, должна быть полной и достоверной.
  6. Эксперты при проведении экспертизы обязаны быть независимыми.
  7. Заключения ЭЭ должны быть объективны, научно обоснованны и законны.
  8. Экологическая экспертиза – процедура гласная, учитывающая общественное мнение и допускающая участие общественных организаций.
  9. За качество экспертизы, её организацию и проведение ответственны её участники и заинтересованные лица.

• проекты генеральных планов населенных пунктов, схем районной планировки, схем генеральных планов промышленных узлов, схем размещения предприятий в промышленных узлах и районах, схем обустройства п промышленной застройки, другая иередпланова и предпроектная документация

  • механическими – разрушение гумуса в процессе строительства с применением тяжёлой техники, эрозия почвы из-за неправильной распашки или ликвидации растительности, изъятие земли;
  • химические – например, загрязнение почвы продуктами деятельности предприятия промышленности. Задачей экологической экспертизы в этой сфере считается нахождение оптимального участка земли для реализации каждого конкретного проекта.

Экологическая экспертиза

К объектам экологической экспертизы относятся экологические обоснования выдаваемых лицензий на природопользование. Для оперативности и удобства установлены общие требования к содержанию лицензии. Лицензия – это документ, удостоверяющий право его владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Мониторингом окружающей среды называют регу­лярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и жи­вотного мира, позволяющие выделить их состояния и про­исходящие в них процессы под влиянием антропогенной дея­тельности.

Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы (для простых объектов – до 30 дней; объектов средней сложности – до 60 дней; сложных объектов – 120 дней), устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев.

Практика показывает, что прогнозы по созданию опти­мальных природно-технических систем, в пределах кото­рых может жить и работать человек без ущерба для свое­го здоровья, удается получить в результате тщательного изучения механизмов превращения природных геосистем в природно-технические.

Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией, содержащий обоснованные выводы о допустимости деятельности и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы. При отрицательном заключении государственной экологической экспертизы заказчик имеет право представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при устранении недостатков.