Концепция Идеального Государства Вольтера Статья

Концепция Идеального Государства Вольтера Статья

Сын судейского чиновника Франсуа Вольтер (1650-1722), учился в иезуитском колледже «латыни и всяким глупостям», был отцом предназначен к профессии юриста, однако предпочёл праву литературу; начал свою литературную деятельность во дворцах аристократов в качестве поэта-нахлебника; за сатирические стишки в адрес регента и его дочери попал в Бастилию (куда потом был отправлен вторично, на этот раз за чужие стихи); был избит дворянином, которого осмеял, хотел вызвать его на дуэль, но вследствие интриги обидчика снова очутился в тюрьме, был освобождён с условием выезда за границу; уехал в Англию, где прожил три года (1726-1729), изучая её политический строй, науку, философию и литературу.

Другим ведущим принципом Вольтера была убежденность в свободе вероисповедания. Всю свою жизнь он твердо протестовал против религиозного насилия и преследования. Хотя Вольтер верил в Бога, он протестовал против многих религиозных догм и постоянно утверждал, что организованная религия была в основном обманом.

Историография и источники

Третий блок работ представлен шире и связан с анализом французской и зарубежной литературы XVIII века: Л.Г. Андреев, Н.П. Козлова, Г.К. Косиков «История французской литературы» [2]; «История зарубежной литературы XVIII века» [14]; «История зарубежной литературы XVIII века» [15]; «История французской литературы» [16]. Данные работы содержат помимо общего обзора истории французской и зарубежной литературы XVIII века, также отдельные статьи, касающиеся деятельности Вольтера, его взглядов и творчества.

Так, в томе «Из «Философского словаря» [4] представлены избранные статьи из знаменитого «Философского словаря» — наиболее значительного произведения Вольтера, а также его памфлеты «Бог и люди» и «Вопросы о чудесах». В них Вольтер наносит мощный удар по феодальной аристократии и пережиткам, а также религиозному мраку средневековья.

Концепция идеального государства в трудах Вольтера

Основы идеального государства. Основополагающие цели, задачи и типы государства в учении Платона, его критика демократии. Теория общественного договора Томаса Гоббса. Права и обязанности государственной власти по Т. Гоббсу, преимущества монархии.

Исторические и экономические предпосылки создания Платоном его теории государства. Типы греческих полисов. Экономические основы «идеального» государства Платона, его устройство. Казарменный характер социализма Платона. Политические позиции Платона.

Читать курсовая по философии: Концепция идеального государства в трудах Вольтера

Труды Вольтера, за исключением короткого романа «Кандид», сегодня читаются мало. Однако в восемнадцатом веке они были очень популярны, и, следовательно, автор сыграл важную роль в изменении климата мнений, в конце концов, приведшего к Французской революции. Его влияние касалось не только Франции. Такие американцы, как Томас Джефферсон, Джеймс Медисон и Бенджамин Франклин были знакомы с работами Вольтера, и многие его идеи вошли в американскую политическую традицию.

Другим ведущим принципом Вольтера была убежденность в свободе вероисповедания. Всю свою жизнь он твердо протестовал против религиозного насилия и преследования. Хотя Вольтер верил в Бога, он протестовал против многих религиозных догм и постоянно утверждал, что организованная религия была в основном обманом.

Рекомендуем прочесть:  Долг По Налогу На Имущество 100000 Рублей Могут Ли Арестовать Имущество На 20 000 000

Концепция Идеального Государства Вольтера Статья

«Философские письма» явились, по сути дела, первым наброском программы французского Просвещения. Содержащиеся в них положения впоследствии были развиты и конкретизированы мыслителем в исторических и философских трудах, произведениях художественной литературы и в многочисленных памфлетах.

Следует также отметить, что идеи Вольтера не были одиноки. Похожий подход в проблеме религии и Бога отмечался и у других представителей Просвещения. Так, оставаясь на деистических позициях, Монтескье указывает, что Бог при сотворении мира дал обществу и природе некие законы, которые распространяются не только на природный мир, но и на мир общественный таким образом, что законы природы влияют на общество посредством климата, почвы и т.п. [31, с. 8].

Концепция идеального государства в трудах Вольтера

Религия и католическая церковь были не единственными элементами современного Вольтеру феодального общества, которое он подвергал суровой критике. Идейная борьба во Франции XVIII в. служит классическим примером того, как в противоборстве с феодальным мировоззрением формировалась новая идеология буржуазного общества. В ходе этой борьбы наиболее отчётливо проявились общие закономерности и тенденции, определявшие развитие политической мысли в эпоху ранних буржуазных революций.

Творчеству знаменитого французского просветителя — Вольтеру, как и в целом проблеме французского Просвещения посвящены многочисленные исследования, как отечественных, так и зарубежных историков, искусствоведов, философов.

Проект Общества будущего в видении Вольтера

Вполне естественно, Вольтер никогда не верил, будто титулованные французские аристократы были умнее или лучше его самого, и слушатели философа узнали, что так называемое «божественное право королей» — большая глупость. Хотя сам Вольтер был далек от современной демократии (он предпочитал сильную, но просвещенную монархию), основная масса его идей явно противоречила любой форме иерархического правления. Следовательно, неудивительно, что большинство последователей Вольтера пришли к принятию демократии. Его политические и религиозные идеи являлись, таким образом, главным течением во французском Просвещении, и существенная их часть была позаимствована для французской революции 1789 года.

Деятели второго этапа французских просветителей — Дидро, Гельвеций, Гольбах и др. — были в своем большинстве материалисты. Центральным событием этого этапа можно считать выпуск «Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» в 1751-1780 годах. Эта работа давала людям некоторое общее представление об окружающем мире, на основе которого уже должна была формироваться самостоятельная способность суждения у каждого человека, делающая его суверенной личностью.

Социальные идеи Вольтера

В своей сатирической поэме «Орлеанская девственница» он высмеивает рыцарей и придворных, но в поэме «Битва при Фонтенуа» (1745) Вольтер славит старое французское дворянство, в таких пьесах, как «Право сеньора» и особенно «Нанина», — рисует с увлечением помещиков либерального уклона, даже готовых жениться на крестьянке. Вольтер долго не мог примириться с вторжением на сцену лиц недворянского положения, «обыкновенных людей» (фр. hommes du commun), ибо это значило «обесценить трагедию» (avilir le cothurne).

Рекомендуем прочесть:  График проведения проверок по охране труда

Вольтер, как и Руссо, иногда склонялся к защите идеи «первобытного состояния» в таких пьесах, как «Скифы» или «Законы Миноса», но его «первобытное общество» (скифов и сидонцев) не имеет ничего общего с нарисованным Руссо раем мелких собственников-хуторян, а воплощает собою общество врагов политического деспотизма и религиозной нетерпимости.

Основная идея Вольтера и его философские и политические взгляды

Художественная литература являлась для автора не самоцелью, а средством. При помощи нее он пропагандировал свои идеи, протестуя против церковников и самодержавия, проповедуя веротерпимость и гражданскую свободу.

Это объясняется тем, что вера не способна раскрыть его бытие. Она построена на суевериях и множестве противоречивых вещей. Единственной правдой в данном аспекте является поклонение Богу и его заповедям. По мнению Вольтера, атеизм, как и теизм, противоречит деизму своей абсурдностью.

Право в учении Вольтера

Как и многие другие мыслители своего времени, Вольтер пользовался для критики существующего строя учением о естественном праве. Естественные законы, с его точки зрения, — это законы разума, законы, которые даёт человечеству природа.

Дух критицизма, заставляющий внимательно взвешивать каждое мнение, представление и верование из наследия прошлого проникает повсюду и встречается также в трудах по юридической и политической философии, внушая реформаторские проекты. Нужно отметить, что эти проекты иногда разрабатывались самими монархами, многим из которых хотелось прослыть «просвещенными», оставаясь при этом абсолютными властителями. Временами такие проекты, наоборот, были направлены против абсолютистского государства; во Франции политико-юридическое течение Просвещения вылилось в революцию, одним из первых шагов которой стала типичная для естественного права Декларация прав человека и гражданина.

Вольтер отношение к государству

Исключитель¬но важная роль отводилась процессу политического, морально¬го и эстетического воспитания индивида, привития ему потреб¬ностей в добре, истине, красоте, а также качеств истинного человека и гражданина.Отмеченные моменты присутствовали в Просвещении Франции, Италии, Германии, Англии, России и Польши, коло¬ний Северной Америки и других стран, хотя и в разных фор¬мах, пропорциях, отражая национальные и общественно-исто¬рические особенности соответствующих государств, взаимодей¬ствуя с иными идеологическими факторами.

Вольтеру хотелось верить в то, что институты абсолютистского государства себя не изжили и могут сами преодолеть собственные социально-экономические, правовые и идеологические устои, как только страной начнет управлять высокоученый нравственный самодержец. Разумеется такая точка зрения была наивной, даже сам Вольтер, вероятно, понимал невозможность такого облагороженного абсолютизма.

Реферат — Философские взгляды Вольтера

Сочетание идей буржуазного преобразования общества и сохранения монархического правления в мировоззрении Вольтера. Разумный монарх и справедливые законы, основанные на рационализме и без религиозных предрассудков, как основа идеального государства.

Рекомендуем прочесть:  Декларация С Продажи Долевой Собственности С Детьми Квартиры Пример

Вольтер, Монтескье как основоположники французского Просвещения. Картина природы и познание. Метафизичность в мировоззрении французских Просветителей. Роль творчества Вольтера в развитии философии. Гельвеций как представитель французского атеизма XVIII в.

Антропосоциальные идеи Вольтера

Наполнение же этой власти новым, по сути дела буржуазно-либеральным содержанием должно было быть обеспечено, согласно Вольтеру, превращением философов в авторитетных наставников и советчиков государей. Именно философы призваны были вырабатывать принципы государственного управления, а роль «просвещенного, государя» сводилась Вольтером к добросовестной реализации последних. Философам, таким образом, отводилась роль законодателей власти, а государям — исполнителей. Нетрудно видеть, что в представлении Вольтера «просвещенный государь» переставал быть абсолютным властелином общества, носителем неограниченной власти, монархом в собственном смысле этого слова.

Величайшая безнравственность иудаизма и христианства заключается, согласно Вольтеру, в насаждении ненависти к иноверцам и утверждении жесточайшего насилия по отношению к ним, а также к еретикам в собственных рядах. Он отмечал, что в полном противоречии с моралью иудаистская и христианская церкви объявляли «святыми» даже самых безнравственных и прямотаки преступных правителей, лишь бы последние выполняли бесчеловечные предписания церковных иерархов. Церквам, духовенству Вольтер, таким образом, категорически отказывал в претензии быть учителями нравственности, а «священным книгам»-. в моральной назидательности, доказывая, что фактически они играют противоположную роль. Легко заметить, что критика Вольтером клерикальных истолкований нравственности одновременно представляет собой отрицание краеугольных установок феодально-абсолютистской морали.

Основные идеи Вольтера

Он считал Бога как основателя окружающего мира, который является связующим началом для всего сущего, но в то же время был глубоко убежден, что никакая практика и теория не смогут косвенно доказать ни его наличие, ни его отсутствие

Вольтер видел, что необходимость в признании существования Господа Бога с моральной и эстетической точки зрения нужна для того, чтобы, в первую очередь, поддержать в обществе порядок, держать людей в повиновении и жестких рамках нравственности под угрозой божьего наказания

Вольтер о государстве и праве

Намеченная Вольтером программа ликвидации крепостного права предусматривала освобождение крепостных, принадлежащих церкви и государству. Что же касается помещичьих крестьян, то их следовало, по мнению Вольтера, освобождать лишь с согласия владельца и притом за выкуп. В этой части учения, как ни в какой другой, проявилось стремление мыслителя учесть интересы дворянства.

Грядущие преобразования в обществе философ связывал с развитием знаний и подъемом культуры, которые, по его мнению, приведут к тому, что правителями будет осознана необходимость реформ. Стремясь направить государей на путь истины, он предпринял поездку к Фридриху Прусскому и вступил в переписку с Екатериной II.