На какие виды подразделяется пожарная охрана

Пожарная охрана: история, виды и задачи

Совершенствование пожарно – сторожевой охраны продолжил Петр I. Он создает первую противопожарную охрану, состоящую из профессионалов. Для нее начинает возводиться при Адмиралтействе первое депо. Осуществляется закупка специальных пожарных насосов из кожи, имевших медные брандспойты.

  1. Наличие штатного состава, который получал вознаграждение
  2. Осуществляются постоянные профилактические объезды по городу. Позже такие поездки получили название дежурство.
  3. Созданы водоливные трубы, которые с успехом начинают использовать при тушении возгораний
  4. Объезжие получают право определять наказание для горожан, нарушивших установленные правила противопожарной безопасности.

В 1999 г. вступает в силу закон « О ведомственной охране », который регулирует создание и деятельность этого вида противопожарной службы. Существует четкий список федеральных органов, которые наделаны правом по созданию ведомственной пожарной охраны. В 2000 г. этот перечень включал 15 ведомств.

  • подразделения муниципальной пожарной охраны, созданные для тушения пожаров в городских и сельских поселениях муниципального образования;
  • объектовые подразделения муниципальной пожарной охраны, организованные в целях осуществления профилактики пожаров и (или) их тушения.
  • организация и осуществление в поселениях муниципального образования профилактики пожаров, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
  • спасение людей и имущества;
  • участие в тушении пожаров на объектах, в городских и сельских поселениях других муниципальных образований.

пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах (территориальные подразделения федеральной противопожарной службы); (Абзац введен — Федеральный закон от 25.10.2006 № 172-ФЗ; в редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 234-ФЗ)

пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы). (Абзац введен — Федеральный закон от 22.07.2008 № 137-ФЗ; в редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 234-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее — организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее — граждане). (В редакции Федерального закона от 28.05.2022 № 100-ФЗ)

структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, — региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

организация тушения пожаров — совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ; (Абзац введен — Федеральный закон от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

Территориальные подразделения Государственной противопожарной службы, созданные ею на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, финансируются за счет средств соответствующих бюджетов. Минимальная численность указанных подразделений устанавливается из расчета одна единица личного состава Государственной противопожарной службы на каждые 650 человек населения.

При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных предприятиях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу предприятия (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.

В Государственную противопожарную службу принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав Государственной противопожарной службы.

организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности, а также нормативные документы, регламентирующие порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно — технической продукции; осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, а также должностными лицами и гражданами; вносить в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности; проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений предприятий и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений; входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей; участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов; рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно — сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение предприятий, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований; проводить на предприятиях, выполняющих проектные и проектно — изыскательские работы, выборочные проверки в части соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно — сметной документации требованиям пожарной безопасности; давать руководителям предприятий, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности; приостанавливать полностью или частично работу предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении предприятий, зданий, сооружений и других объектов;

Личный состав Государственной противопожарной службы, включая лиц призывного возраста, принятых на службу в пределах численности Государственной противопожарной службы, установленной Правительством Российской Федерации, а также слушатели и курсанты пожарно — технических учебных заведений не подлежат призыву на военную службу, снимаются с воинского учета и состоят на учете Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Лица призывного возраста, уволенные из Государственной противопожарной службы, подлежат призыву на военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)

ВИДЫ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

При выявлении нарушения требований пожарной безопасности (см. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ) , создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей в подведомственных организациях, Ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организаций (отдельных производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отд. видов работ.

В действовавшем до 2003 года законодательстве одним из вопросов местного значения являлась организация Муниципальной пожарной охраны. Новый закон отнёс к категории вопросов местного значения лишь обеспечение первичных мер ПБ в населённом пункте муниципального образования.

структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (см. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ) , осуществляющие управление и координацию деятельности Федеральной противопожарной службы;

Пожарное добровольчество, будучи формой общественной взаимопомощи, получило распространение в России во 2-й половине XIX века. К 1890 в России насчитывалось около 60 пожарных обществ, которые на I съезде (июнь 1892) были объединены в Российское пожарное общество. Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнём» от 17 апреля 1918 придал борьбе с пожарами общегосударственное значение и стал законодательным актом для всей пожарной охраны, включая Добровольную пожарную охрану [6].

Создание Муниципальной пожарной охраны является правом, а не обязанностью местного самоуправления. Муниципальная пожарная охрана может создаваться лишь при наличии достаточных средств в местных бюджетах, что присуще крупным поселениям и городским округам, в которых, как правило, уже имеется Государственная противопожарная служба. Небольшие поселения зачастую являются дотационными и не в состоянии создать собственную Муниципальную пожарную охрану.

На какие виды подразделяется пожарная охрана

Из истории. Еще при Иване IV Грозном был издан приказ об обязательном наличии в каждом доме средства пожаротушения. А при Алексее Романове уже была создана специальная служба по борьбе с пожарами. Для нее был сформирован регламент: каков план караулов и порядок объезда, как оповещать население и бороться с огнем. В том же «Наказе о городском благочинье» устанавливалось наказание для тех, кто виноват в возгорании.

Основные задачи пожарной охраны, как целостной системы — это профилактические мероприятия, ликвидация возгораний, спасение населения, минимизация имущественного ущерба, спасательные действия. Ни одно из подразделений не может быть использовано в иных целях, включая нейтрализацию конфликтов любого уровня. Все задачи пожарных охран взаимосвязаны.

К этому виду относятся все средства профилактики и пожаротушения, которые созданы по частной инициативе обычных людей и предприятиями. Такие объединения формируются преимущественно в тех местах, где нет иных видов охраны. Часто частные силы организуются в зонах высокой пожароопасности, например, в лесной зоне в жаркое лето. Добровольные отряды включены в раздел законодательства, в котором рассматривается вопрос, на какие виды подразделяется пожарная охрана. Финансирование таких подразделений может быть частным или смешанным. По сути, эта служба является формой заботы населения о безопасности, которая определяется, как социально-значимые работы. Их устанавливает руководство городов, поселков, сельских поселений. Действия добровольных отрядов базируются на положениях «Гражданской обороны». Они могут создаваться на определенный срок.

  • выработка программ по предотвращению ЧС и их реализация, повышение уровня защищенности территорий, предприятий, городов и прочих объектов;
  • формирование надзора на госуровне, его координация и реализация;
  • непосредственная работа во время чрезвычайных ситуаций и выполнение спасательных действий;
  • подготовка специалистов.
Рекомендуем прочесть:  В Екатеринбурге Выплата Ветеранам Труда

Этот вид имеет внутреннюю классификацию. Пожарные силы подразделяются на федеративные службы и силы субъектов. Одним из важных направлений ГПС является контроль над противопожарной безопасностью, этим обуславливается большая численность сотрудников, которая превышает 16 тысяч. Основными задачами пожарной охраны государственного статуса преимущественно являются:

Пожарная охрана — В первые десятилетия своего существования Петербург застраивался главным образом деревянными и мазанковыми домами, что создавало постоянную угрозу пожаров. Обязанности П. о. были возложены на всех жителей города, которые по специальному… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Каждое мотоподразделение пожарной охраны состоит из трех мотоциклов модели «Honda СВ 1300» с четырехцилиндровыми четырехтактными серийными моторами водяного охлаждения мощностью в 116 лошадиных сил. Машины имеют пятиступенчатую коробку передач и конечную цепную передачу с нанесенным на их бортах обозначением «Спасение», «Насос» и «Снаряжение». Они снаряжены: комплектом электроприводного аварийноспасательного инструмента «Holmatro», в том числе ножницами и разжимами с усилием до 3 т; устройством импульсного пожаротушения «IFЕХ»; погружными насосами и оборудованием для водоподачи; комплектом пожарных рукавов. Своеобразное мотозвено состоит из трех человек. [16]

пожарная охрана — Основная часть системы пожарной безопасности, объединяющая органы управления, силы и средства, создаваемые в установленном порядке в целях защиты жизни и здоровья людей, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды от чрезвычайных… … Справочник технического переводчика

В годы Великой Отечественной Войны пожарная охрана стала своеобразным щитом, обороняющим от огня военные объекты, критически важные объекты, населенные пункты. В первые месяцы войны основную тяжесть борьбы с пожарами, возникавшими при налетах вражеской авиации, пришлось выдерживать городским профессиональным пожарным командам. Многие огнеборцы сражались с врагом в партизанских отрядах.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара (РТП) — прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами. Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил. Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Виды пожарной охраны

Муниципальная пожарная охрана формируется в любой местности, где решит разместить такое учреждение орган местного самоуправления. Разрешается создание данной организации только в пределах четких границ одного муниципального образования. Сотрудники занимаются решением вопросов обеспечения безопасности. Основные виды пожарной охраны помогают сократить число вызовов, если работают регулярно.

Отдельно выделяются виды связи в пожарной охране, ключевыми фигурами в которых являются руководитель тушения пожара и исполнительная бригада. Между ними поддерживается связь благодаря работе пожарных подразделений. Через них сотрудники передают важную информацию и отсылают запросы. Подобным способом держат связь не только главные фигуранты мероприятия тушения пожара, но и начальники боевых участков, которые могут по запросу предоставить автомобили, оборудованные противопожарными установками.

Добровольная пожарная охрана представляет собой скооперированные силы, которые желают приносить помощь людям посредством участия в обеспечении мер защиты живых существ. При этом они осуществляют виды и задачи пожарной охраны при тушении возгораний и спасении жертв. Инициативу для создания такой организации может выдвигать как гражданин, так и любое юридическое лицо.

Данный вид пожарной охраны предусматривает свободное принятие участия гражданами без специального образования в обеспечении мер безопасности людей, жилых объектов и территорий от огня. Работая в такой организации, каждый человек знает, что он выполняет социально значимые работы, помогает людям справиться с проблемами. Порядок принятия участия в добровольной пожарной охране устанавливается государственными или муниципальными органами местного самоуправления. В дальнейшем они курируют и регулируют деятельность объединения.

Разрешается разделять деятельность объединения на предупреждение, проведение различных мероприятий, помогающих не допустить возникновение пожара, и способность участвовать в тушении пожаров. Организации часто разделяются по нише, которую они для себя выбрали. Также иногда предприятия совмещают оба вида деятельности. Добровольная пожарная охрана чаще всего функционирует там, где нет остальных разновидностей подобных организаций, или где объединения подобного рода не справляются с количеством работы.

На какие виды подразделяется пожарная охрана

Государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

На заметку! В структуру ГПС входят несколько НИИ и бюро, где производятся исследования и изыскания по противопожарной безопасности, головное учреждение – ВНИИПО. Та же в Госслужбу входят средние и высшие учебные заведения, которые находятся в Москве, Урале, Санкт-Петербурге, Воронеже, Иваново. Так же в систему ГПС входят более 9 десятков испытательных лабораторий.
В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (где предусмотрен данный вид государственной службы).

Обязаны ли организации выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны? Какой из документов регулирует в области пожарной безопасности отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями?

В документе говорилось, что караульный состав должен получать вознаграждение, объезжать город с целью профилактики, наказывать тех, кто нарушил закон. Создание службы стало оправданным, подобные подразделения начали появляться по всему Российскому Государству.

Какая проверка органов ГПН назначается при осложнении обстановки с пожарами на обслуживаемой территории? Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой.

Понятие, виды и основные задачи пожарной охраны

Порядок привлечения сил и средств пожарной охраны муниципальных образований объявляется приказом начальника органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации.

§ уточняется порядок взаимодействия со структурными подразделениями органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий в пределах охраняемой территории, со структурными подразделениями МВД (ГУВД, УВД), воинскими подразделениями, службами жизнеобеспечения города (района, объекта);

Личный состав дежурной смены во время несения дежурной службы находится в расположении подразделения. Начальник дежурной смены имеет право разрешать личному составу отлучаться из подразделения только для выполнения поручений, связанных с несением дежурной службы.

Муниципальная пожарная охрана создаётся органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организация деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок её взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

Порядок привлечения сил и средств пожарной охраны муниципальных образований к тушению пожаров и проведению АСР в пределах субъекта Российского Федерации, на территории которого они постоянно расположены (республиканский, краевой, областной уровень), определяется структурными подразделениями органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляющих управление и координацию деятельности ГПС в пределах субъекта Российской Федерации, согласовывается с органами местного самоуправления и утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

На заметку! Как правило, на взрывоопасных предприятиях создаются собственные гарнизоны. Нужны они и на объектах, удаленных от цивилизационной инфраструктуры и дислокации частей пожарных. При обнаружении нарушений эта служба вправе остановить работу предприятия, отдельного цеха, конкретного оборудования или запретить выполнение некоторых работ.

Совершенствование пожарно – сторожевой охраны продолжил Петр I. Он создает первую противопожарную охрану, состоящую из профессионалов. Для нее начинает возводиться при Адмиралтействе первое депо. Осуществляется закупка специальных пожарных насосов из кожи, имевших медные брандспойты.

Из истории. Еще при Иване IV Грозном был издан приказ об обязательном наличии в каждом доме средства пожаротушения. А при Алексее Романове уже была создана специальная служба по борьбе с пожарами. Для нее был сформирован регламент: каков план караулов и порядок объезда, как оповещать население и бороться с огнем. В том же «Наказе о городском благочинье» устанавливалось наказание для тех, кто виноват в возгорании.

Одна из главных функций госорганов — ответственность за противопожарную безопасность имущества, природных ресурсов, людей и самих территорий, поэтому регулирование в этой области есть его прямая обязанность. В 1994 году издан закон на основе Конституции РФ. Сегодня все нормативы, виды пожарной охраны, круг проблем, организация и прочие профильные вопросы регулируются 69-ФЗ. Противопожарная безопасность – это комплекс мероприятий, которые обеспечивают общую защищенность от пожаров: от конкретного объекта до страны в целом. Один из них – это пожарная охрана, которая состоит их многочисленных частей, управляющих органов, конструкторских и других функциональных подразделений.

Рекомендуем прочесть:  До Каких Лет Родители Несут Ответственность За Своих Детей

В Российской Федерации деятельность по тушению пожаров требует наличия лицензии. Частная пожарная охрана вправе заниматься уставной деятельностью с момента получения лицензии на осуществление деятельности по предупреждению и тушению пожаров до истечения срока её действия. Нормативы численности и технической оснащённости Частной пожарной охраны устанавливаются её собственником самостоятельно [4].

Муниципальная пожарная охрана создается, реорганизуется и ликвидируется органами местного самоуправления на территории муниципальных образований с обязательным информированием подразделения ГПС, в районе выезда которого находится соответствующее муниципальное образование о создании, реорганизации и ликвидации подразделения добровольной пожарной охраны.

Они создаются в целях содействия деятельности Государственной противопожарной службы по обеспечению пожарной безопасности, организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности, пропаганды пожарно-технических знаний, конкурсов на противопожарную тематику (художественные, литературные и иные), в целях осуществления материально-технического обеспечения пожарной охраны создаются муниципальные, ведомственные и добровольные пожарные охраны.

Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются положениями федеральных органов исполнительной власти, согласованными с Государственной противопожарной службой.

— структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, — региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

Одним из основных элементов Федеральной противопожарной службы является Государственный пожарный надзор в Российской Федерации. Он осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Пожарная охрана

На уровень государственных задач вопросы пожарной охраны были поставлены после установления Советской власти. 17 апреля 1918 г. был подписан декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». В декрете отмечалась необходимость правильного и планомерного проведения противопожарных мероприятий, обращалось внимание на важность развития пожарной профилактики, издания правил и инструкций, разработки пожарной техники и др. Декретом предусматривались также мероприятия по подготовке специалистов пожарного дела, открытию пожарно-технических училищ, школ и курсов, изданию специальных журналов и брошюр, устройству выставок. Была определена главная задача пожарной охраны — предупреждение пожаров.

В России основной мерой борьбы с причинами пожаров были: категорический запрет пользования огнем в летний сухой период и строжайшее наказание виновников. Пожарную повинность в городах несли сами жители. Москвичей обязывали (по одному человеку с десяти дворов) проводить обход в ночное время, имея при себе рогатины, бердыши, топоры и водоливные трубы. В конце 15 века в Москве для защиты кремлёвских строений от пожаров предпринималась попытка снести все деревянные строения, расположенные вблизи Кремля. При постройке Петербурга Петр I требовал сооружать в домах огнестойкие крыши, печи устанавливать на несгораемом фундаменте. В некоторых городах и военных крепостях вводились специальные воинские команды для тушения пожаров.

Завершающим этапом формирования пожарной охраны страны явилось постановление ВЦИК и СНК (Совет Народных Комиссаров) СССР от 7 апреля 1936 г. о Государственном пожарном надзоре, определяющее его функции и права. С 1966 г. руководство работой пожарной охраной осуществляется МВД СССР, в состав которого входят аппараты Государственного пожарного надзора, организующие работу по профилактике пожаров на строящихся и эксплуатируемых зданиях и сооружениях, а также подразделения военизированной и профессиональной пожарной охраны, на которые возложено тушение возникающих пожаров в городах, на промышленных и др. объектах народного хозяйства.

Почти целое столетие не менялись формы борьбы с пожарами. Только в начале 19 века жителей Петербурга и Москвы освободили от пожарной повинности и были созданы первые профессиональные пожарные команды. Тогда же в Москве и Петербурге закончилась постройка водопроводов, были сооружены пожарные депо и издана первая книга по пожарному делу. В 1832 г. вышел Строительный устав, представлявший собой свод обязательных правил по планировке и застройке населённых мест, в котором впервые нашли отражение и некоторые меры по пожарной безопасности зданий. В 1860 — 70-х гг. расходы по содержанию пожарных команд снова были переложены на городское самоуправление. Представители городской власти вкладывали недостаточно средств в развитие водоснабжения, в строительство дорог, на содержание пожарной охраны. В 1892 г. в России было 590 постоянных пожарных команд и около 2500 добровольных.

Вместе с развитием техники продолжались поиски наиболее целесообразных форм управления пожарной охраной. В конце 1918 г. руководство пожарным и страховым делом было возложено на Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ). В 1920 г. пожарная охрана была отделена от страхового дела и передана в Главное управление коммунального хозяйства НКВД РСФСР, при котором был создан Центральный пожарный отдел. В 1926 — 1927 гг. завершилась организация аппарата Государственного пожарного надзора. В 1934 г. в составе НКВД СССР организовано Главного управление пожарной охраны. Для охраны пожароопасных и особо важных промышленных объектов и крупных административных центров создана военизированная пожарная охрана НКВД.

Понятие, виды и основные задачи пожарной охраны

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Нормативное правовое регулирование вопросов пожарной безопасности, а также организации деятельности пожарной охраны осуществляется законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, которое основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – ФЗ), принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты.

Частная пожарная охрана создаётся в населённых пунктах и организациях. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Нормативы численности и технической оснащённости частной пожарной охраны устанавливаются её собственником самостоятельно. Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключённых договоров.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населённых пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Для приёма сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер – 01.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара – прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Муниципальная пожарная охрана создаётся органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организация деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок её взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

Профессия пожарного будет актуальна всегда. Хотя технические возможности по тушению пожаров совершенствуются, а ученые разрабатывают роботов и автоматизированные системы для решения опасных задач, опытного пожарного, контролирующего технику, снижающего панику и оказывающего первую помощь пострадавшим, заменить невозможно.

Что касается военного билета, на официальном сайте МЧС РФ указано, что его наличие не является обязательным для трудоустройства. Однако в случае непредставления такого документа будет проведена проверка причин его отсутствия. На практике предпочтение отдается претендентам, прошедшим службу в армии.

Согласно Приказу МЧС России № 452 от 20.10.2022, утвердившего Устав подразделений пожарной охраны, служба разделяется на гарнизонную и караульную. И если гарнизонная служба призвана обеспечить постоянную готовность личного состава подразделения к тушению пожаров, то караульная предназначена для обеспечения готовности дежурной смены. Перед обычными пожарными большинство задач ставиться именно в рамках караульной службы.

— В нашей работе много сложностей. Если сравнивать сотрудников ФПС (федеральной противопожарной службы) и нас, работников ППС (противопожарная служба субъекта), то разница между нами огромная. Это и зарплата и льготы. Например, у пожарных ФПС зарплата выше, чем, допустим, у меня, хотя я являюсь начальником караула. Льготный выход на пенсию у сотрудников ФПС есть, у нас, работников ППС, нет. Хотя все требования нормативных актов МЧС России мы также выполняем, проходим те же аттестации: на руководство тушения пожара, спасателя, допуск к работе в средствах индивидуальной защиты органов дыхания. Руководители управлений проводят в частях и отрядах специальную оценку условий труда. Иногда по ее результатам могут снять у всех работников класс опасности либо снизить его, что может отразиться на выплатах. до минимума, хотя в законах написано, хотя по закону таких проверок не требуется. Иногда на доход могут повлиять и другие факторы. Например, после индексации должностных окладов зарплата у многих категорий работников стала даже ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Дело в том, что увеличив должностной оклад, срезали многие надбавки, в частности ежемесячную премию.

  • при заступлении на дежурство принимать пожарный инвентарь и спасательное оборудование;
  • выполнять свои служебные обязанности добросовестно;
  • четко и без промедлений исполнять приказы руководства;
  • совершенствоваться в профессиональном плане;
  • обеспечивать сохранность имущества подразделения;
  • хранить государственную и служебную тайну;
  • соблюдать дисциплину;
  • следовать установленному порядку ношения формы;
  • знакомиться с оперативной обстановкой в районе.
Рекомендуем прочесть:  Сколько Дней Может Инвалид Третей Группы Брать За Свой Счет По Тк

На какие виды подразделяется пожарная охрана

  • разработка и реализация программ, позволяющих предотвращать ЧС. Повышение уровня безопасности на предприятиях в городах и других объектах;
  • формирование, координация, выполнение Государственного надзора;
  • проведение спасательных операций во время ЧС;
  • подготовка профессиональных и опытных кадров.

Участие в тушении пожаров и выполнении аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, взаимодействие с подразделениями Государственной противопожарной службы и других видов ПО регламентируются специальными инструкциями и указаниями, соглашениями и договорами [1].

ДОБРОВОЛЬНАЯ ПОЖАРНАЯ ОХРАНА – социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц — общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ [3].

В ГПС, в свою очередь, входят федеральная противопожарная служба, которая являются частью системы МЧС России, и противопожарная служба субъектов Российской Федерации. Последняя в состав чрезвычайного ведомства не входит. Пожарные подразделения этой службы формируются по решению органов государственной власти в регионах и финансируются, соответственно, также за счет бюджета субъектов РФ.

  • вывод граждан с опасной зоны по задымленным путям, по которым самостоятельно уйти они не могут;
  • вынос на носилках либо на себе тех, кто не может передвигаться;
  • спуск по пожарным лестницам (стационарным, автоматическим или ручным), когда выходы отрезал огонь.

Частная защита от воспламенений может функционировать как в отдельных населенных пунктах, так и локально на заводах или в магазинах. Частное охранное предприятие «Ягуар» предоставляет услуги по осуществлению профилактики пожаров, спасении людей и имущества в случае возникновения возгорания и оказании первой помощи пострадавшим.

Информация о данных разновидностях занесена в официальные документы и функционирование каждого из них является законным при условии соблюдения всех предписаний и норм. Ища ответ на вопрос, существование какого вида пожарной охраны не предусмотрено законодательством, в некоторых источниках можно наткнуться на упоминание межведомственной вариации, однако документального подтверждения этому нет.

  • Государственная – работает на федеральном и региональном уровнях и финансируется из бюджета.
  • Муниципальная – это подразделение предыдущего варианта, право на создание которого имеют органы местного самоуправления.
  • Ведомственная – создается автономно за деньги организаций с целью обеспечения их безопасности.
  • Добровольная – это совокупность средств для тушения пожаров, собранных самостоятельно жителями города или района.
  • Частная – наиболее распространена в наши дни. Такие службы обеспечивают наибольшую надежность, именно их рекомендуют людям, которые пытаются выяснить, какой вид пожарной охраны является основным.

Пожарная охрана – один из часто запрашиваемых ответственных видов деятельности. Ее суть заключается в установке определенной системы, которая реагирует на воспламенения или задымленность в помещении. Конструкция передает уведомление в главный офис, после чего на объект выезжает команда специально обученных сотрудников.

В доме или в офисе будет установлена противопожарная сигнализация, которая начнет подавать сигнал тревоги в случаи обнаружения дыма или открытого огня. До монтажа специалисты фирмы подготовят проект и согласуют его с инспекцией. На сигнал «Тревога» к вашему зданию выедет группа быстрого реагирования, в это время оператор из офиса уведомит о происшествии владельцев.

Понятие, виды и основные задачи пожарной охраны

В целях регулирования отношений в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в Российской Федерации создана система обеспечения пожарной безопасности.

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Нормативное правовое регулирование вопросов пожарной безопасности, а также организации деятельности пожарной охраны осуществляется законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, которое основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – ФЗ), принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты.

Муниципальная пожарная охрана создаётся органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организация деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок её взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара – прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.

Категории граждан, не пребывающих в запасе и проходящих службу в федеральной противопожарной службе, которым предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, устанавливаются Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении ими государственного пожарного надзора. При этом вмешательство иных должностных лиц в их деятельность не допускается.

входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;

Финансирование органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы (за исключением подразделений, создаваемых на основе договоров), пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и пожарно-технических учебных заведений осуществляется за счет средств федерального бюджета. Распределение указанных средств производит федеральный орган управления Государственной противопожарной службы. В случае необходимости могут привлекаться дополнительные средства из других источников финансирования.

Государственный пожарный надзор в лесном фонде Российской Федерации и в лесах, не входящих в лесной фонд Российской Федерации, осуществляется должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства, а на подземных объектах и при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов в организациях, ведущих взрывные работы с использованием взрывчатых материалов промышленного назначения, — федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области промышленной безопасности.

Ответ: 1) Требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки, 2) Осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности, 3) Проводить обследования и проверки территорий зданий, сооружений помещений организаций, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности.

Ответ: 1) Включать в работу электроустановки при неисправном защитном заземлении (занулении), неисправных блокирующих устройствах, нарушении оболочки, 2) Вскрывать оболочки электрооборудования при нахождении токоведущих частей под напряжением, 3) Применять плавкие некалиброванные вставки предохранителей, нагревательные элементы тепловых реле.

Ответ: 1) Освобождения от взрывопожароопасных веществ, ) Отключения от действующих коммуникаций (за исключением коммуникаций, используемых для подготовки к проведению огневых работ), 3) Предварительной очистки, промывки, пропарки, вентиляции, сорбции, флегматизации и т. п.

374. Двери кладовых для хранения горючих материалов, мастерских для переработки горючих материалов, электрощитовых, вентиляционных камер и других пожароопасных технических помещений, кладовых для хранения белья и гладильных должны иметь предел огнестойкости не менее: Ответ: 0,6 ч.

121. На объектах контроля, включенных в список особо важных и режимных объектов и список предприятий, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, в том числе содержащаяся за счет средств федерального бюджета, плановые проверки осуществляются:

Вопросы и ответы по тест ГПН

122. Периодичность плановых проверок на объектах контроля (надзора), не вошедших в список особо важных и режимных объектов, а также в населенных пунктах, устанавливается соответствующими органами ГПН с учетом результатов анализа обстановки с пожарами и пожарной опасности объектов, но не чаще:

88. Какой Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав?

Ответ: 1) Защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, 2) Охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, 3) Предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

297. К какой категории следует отнести наружную установку, в которой перерабатывается ЛВЖ с температурой вспышки 25 ºС, а величина индивидуального риска при возможном сгорании паровоздушных смесей с образованием волн давления превышает 0,000001 в год на расстоянии 30 м от наружной установки?

Ответ: 1) Правил пожарной безопасности, 2) Нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности, 3) Исходя из специфики пожарной опасности зданий и сооружений и пожарной опасности технологических процессов, технологического и производственного оборудования.