Основания для поощрения государственных служащих

Социально-правовая активность личности определяется высоким уровнем правосознания, выражающимся в отношении к предписаниям права как осознанно необходимым для общества и для себя лично, в готовности творчески использовать предоставляемые правом возможности в своей деятельности и инициативно руководствоваться ими в своем поведении. Такая активность показывает определенную степень интенсивности деятельности в социально-правовой сфере — более высокую, чем простое соблюдение и исполнение своих правовых обязанностей, превосходящую обычные требования к должному поведению. По мнению В.М. Чхиквадзе, «правовая активность не может быть сведена только к правомерному поведению как соблюдению правовых норм. Она предполагает более высокий уровень поведения. » . Н.А. Гущина подчеркивает, что социально-правовая активность как самостоятельная разновидность правомерного поведения превосходит обычные требования закона, конкретных правовых предписаний. Она выступает как более высокая степень качества правомерного поведения, осуществляемого с более высокой степенью интенсивности . Такое поведение более инициативно, активно и результативно, в связи с чем обладает высшей общественной полезностью и социальной значимостью. По поводу последней А. Малинкин отметил, что социальное действие значимо, если конкретный социум в социально-исторических, определенных времени и пространстве с учетом конкретных обстоятельств и условий, оговоренных в статусе награды, придает какому-то поступку особый положительный смысл. Социум считает его «выдающимся» в лучшем смысле, т.е. выделяющимся из ряда обычных поступков, отличным от других — также положительного свойства, но рутинных .

Таким образом, основание поощрения — исходное условие, предпосылка его существования, благодаря которой оно возникает. Это критерий, по которому определяется поощрение, его опорная часть. Заслугу и поощрение можно представить в виде причины и следствия. Причина и следствие — философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление своим действием вызывает, порождает другое. Причина не просто предшествует следствию во времени, но посредством переноса вещества, энергии, информации обусловливает его возникновение и существование . Между заслугой и поощрением имеется жесткая генетическая связь. Генетические связи «отражают то особое отношение, когда один объект выступает как основание, вызывающее к жизни другой» . Только заслуга выступает основанием для предоставления поощрения. Генетическую связь заслуг с поощрениями подметили уже давно.

Главным основанием (основание — исходное условие, предпосылка существования некоторого явления или системы явлений) к поощрению выступает наличие той или иной заслуги. Еще Плутарх писал: «Те, кто жадны на похвалу, бедны заслугами» . Правовое поощрение связано с заслуженным поведением, заслугой, которая выступает его основанием, т.е. опорной частью, фундаментом, причиной поощрения. Заслуга является условием, предпосылкой применения поощрения. Полноценное поощрение возможно лишь при наличии заслуги. Таким образом, заслуга выступает не только условием наступления поощрения, но и обоснованием существования самого института поощрения со свойственным ему механизмом воздействия.

Наиболее обстоятельно категорию заслуги исследовал А.В. Малько: «Заслуга — это добросовестный правомерный поступок, связанный со сверхисполнением субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата и выступающий основанием для применения поощрения» .

Необходимо отметить, что существенным является положение о том, что само существование заслуги немыслимо без придания ей социальной значимости путем юридического закрепления в поощрительных нормах. Поэтому очень важно закрепить в поощрительных нормах права, во-первых, четкое определение понятия «заслуга», а во-вторых, развернуто и точно описать различные модели заслуженного поведения.

Правовые основы поощрения государственных служащих

Ранее действовавшее законодательство о государственной службе и трудовое законодательство не закрепляло такого разграничения понятий, а также не выделяло награждение как особое правовое явление[20]. В прошлом награждение государственными наградами являлось одним из видов поощрения.

Награждение или поощрение гражданского служащего, эффективно, добросовестно и безупречно исполняющего свои обязанности может быть во время определенного события (юбилейный а возраст, выполнение а особо важного а задания и т. д.). Существуют следующие решения о поощрении или награждении гражданского служащего по представлению представителя нанимателя:

Таким образом, важными частями системы стимулирования государственных гражданских служащих являются награждения и поощрения, так как они показывают насколько эффективно служащий проделал свою работу. Также следует заметить, что безупречное и эффективное исполнение гражданским служащим своих обязанностей, которое впоследствии оценивается по достоинству в виде награждения или поощрения, создает почву для стремления его коллег также добросовестно выполнять возложенные на них обязанности.

В части 1 статьи 55 № 79-ФЗ «О f государственной f гражданской службе Российской Федерации» закреплены виды награждений и поощрений. Условно их разделяют на награждения и поощрения, которые применяются представителем нанимателя, и награждения и поощрения, которое применяются представителями вышестоящими государственными органами.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 года № 73 закреплено положение о Почетной грамоте Правительства Российской Федерации. Награждение данной грамотой является формой поощрения Российской Федерации за весомый вклад в проведении политики государства, а также осуществлению иных полномочий, закрепленных за Правительством РФ. Удостаиваться награждением Почетной грамотой РФ могут, как правило, граждане имеющие широкую известность, воинские части и организации. Членами Правительства Российской Федерации, руководителями иных федеральных государственных органов вносится представление о награждении Почетной грамотой в Правительство РФ. Гражданин , получивший данную грамоту одноразово премируется в размере десятикратной минимально заработной платы за счет средств организации, предприятия, возбудившей ходатайство о вознаграждении .

Поощрение государственных служащих: понятие, основания, виды

Поощрение это средство положительного воздействия через интерес, на волю служащих с целью совершения определенных дел. Поощрение – правовое явление. Оно применяется на основании норм права и в пределах допустимого ими. Только в таком случае поощрение имеет юридическую значимость, заносится в трудовую книжку.

Основанием является дисциплинарный проступок. Дисциплинарным проступком признается противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (ст. 197 Трудового кодекса Республики Беларусь). Из данного определения следует, что для дисциплинарного проступка характерно наличие следующих элементов:

Основанием для наступления такой ответственности является совершении служащим по службе противоправного виновного деяния. Т.е. неисполнения или ненадлежащего исполнения по вине госслужащего возложенных на него служебных обязанностей, превышения должностных полномочий, нарушения трудовой и исполнительской дисциплины, а равно несоблюдения установленных законодательными актами ограничений, связанных с госслужбой.

Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий, органы, руководители, правомочные применять дисциплинарные взыскания, порядок обжалования, снятия и погашения дисциплинарных взысканий определяются законодательством о труде и иными актами законодательства.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших должностные (дисциплинарные) проступки, дисциплинарных взысканий властью представителей администрации (руководителей, начальников). Дисциплинарными взысканиями, применяемыми к гражданским служащим, являются: 1) замечание; 2) выговор;

Формы и виды поощрения государственных служащих

Такое разграничение произведено впервые: ни ранее действовавшее законодательство о государственной службе, ни трудовое законодательство не выделяют награждение как особое правовое явление. Награждение, в том числе государственными наградами, считалось одним из видов поощрения. Предусматриваемые виды поощрений и награждений можно разделить на поощрения и награждения, применяемые представителем нанимателя, и поощрения и награждения.

Награждение ценным подарком — единовременное поощрение государственного служащего материального характера (вручение вещи, представляющей интерес для поощряемого). Следует сказать, что стоимость ценного подарка включается в совокупный годовой доход государственного служащего в порядке, установленном действующим налоговым законодательством.

Действующее законодательство выделяет два вида поощрений за труд: поощрения и награждения. По смыслу закона к поощрениям, как правило, относятся денежные выплаты, а награждения скорее носят моральный характер, являются выражением признания заслуг государственного служащего.

Единовременное поощрение при объявлении благодарности, награждении почетной грамотой государственного органа и иные виды поощрений государственного органа могут выплачиваться в виде премии, денежного вознаграждения в связи с юбилеями и т.п. Размер единовременного вознаграждения определяется с учетом фонда оплаты труда. Размер выплат зависит от показателей эффективности и результативности деятельности самого служащего. В таких органах фонд (соответствующая часть фонда) оплаты труда гражданских служащих должен будет формироваться на основе показателей эффективности и результативности деятельности государственного органа.

Почетная грамота Правительства Российской Федерации является поощрением за заслуги в содействии проведению социальной и экономической политики государства, эффективной деятельности федеральной исполнительной власти, развитию местного самоуправления, осуществлению мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, укреплению обороны страны и государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации. Ею награждаются гражданские служащие, своим трудом заслужившие широкую известность благодаря личному вкладу в осуществление социальной и экономической политики государства.

Поощрения государственных служащих

Законодательство предполагает следующую систему поощрений государственных служащих: установление основных форм поощрения; определение оснований для применения конкретных видов поощрения; установление лиц, наделенных правом применять поощрения; определение процедуры применения различных видов поощрения; возникновение определенных юридических прав и обязанностей, льгот и преимуществ у поощренного лица.[19]

Многообразие форм поощрения обусловлено множеством факторов, среди которых важное значение имеют материальные возможности учреждений и организаций, специфика их деятельности, состав работающих (по полу, возрасту, стажу, уровню образования, квалификации), условия труда и быта персонала и пр.

Законодательство допускает возможность применения к одному лицу или коллективу нескольких мер поощрения, в том числе материальных и моральных. В соответствии со ст. 137 КЗоТ РФ и в течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к персоналу не применяются.

Персонал, удостоенный поощрения, наделяется определенными правами. На практике администрация и профсоюзные органы могут формировать определенную систему прав и преимуществ, предоставляемых поощренным работникам, включающую право выбора отпуска в удобное для них время, повышение размеров денежного вознаграждения по итогам года и иные формы.

Статья 131 КЗоТ РФ «Поощрения за успехи в работе» устанавливает: «За образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительную и безупречную работу, новаторство в труде и за другие достижения в работе применяются следующие поощрения: объявление благодарности; выдача премии; награждение ценным подарком; награждение почетной грамотой; занесение в Книгу почета, на Доску почета.[21]

По действующему законодательству гос. служащие за успешное и добросовестное исполнение служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности, другие достижения в труде могут поощряться. Поощрение допускается в виде:

Высшей степенью отличия является звание «Герой Беларуси»: присваивается только один раз за исключительные заслуги перед государством и обществом, связанные с подвигом, совершенным во имя свободы, независимости и процветания РБ с вручением знака особого отличия – медали Героя Беларуси.

Основания для поощрения государственных служащих

5. Порядок выплаты премии муниципальным служащим за выполнение особо важных и сложных заданий
5.1. Настоящий порядок разработан в соответствии со статьёй 9 закона Удмуртской Республики от 20 марта 2008 года № 10-РЗ «О муниципальной службе в Удмуртской Республике», решением Совета депутатов муниципального образования «Старомоньинское» от 25. 11. 2008 года № 5-5-26 «Об утверждении Положения по оплате труда муниципальных служащих муниципального образования «Старомоньинское». Премирование муниципальных служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с реализацией задач и функций, возложенных на Администрацию муниципального образования «Старомоньинское» в соответствии с Уставом, а также в целях повышения эффективности служебной деятельности муниципальных служащих, уровня их ответственности и материальной заинтересованности в качестве выполняемых задач, своевременного и добросовестного исполнения должностных обязанностей, предусмотренных в муниципальных контрактах и должностных регламентах (инструкциях).

Рекомендуем прочесть:  Получить Судебные Издержки С Пенсионеров

4. Порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу муниципального служащего за особые условия муниципальной службы
4.1. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы (далее по тексту — надбавка) выплачивается в целях повышения заинтересованности муниципальных служащих в результатах своей деятельности и качества выполнения своих должностных обязанностей.

8.3. При увольнении муниципального служащего выплата материальной помощи осуществляется пропорционального полным месяцам, прошедшим с начала календарного года до даты увольнения. Материальная помощь, выплаченная за неотработанный период, удержанию не подлежит.

Муниципальным служащим вновь принятым на работу, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух должностных окладов может быть выплачена не ранее, чем через шесть месяцев со дня возникновения с ними трудовых отношений и пропорционально отработанного времени.

1.1. Положение «О порядке стимулирования труда, выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременного поощрения и материальной помощи муниципальным служащим муниципального образования «Старомоньинское» (далее по тексту — Положение) определяет порядок материального стимулирования, установления надбавок, доплат и иных выплат к должностным окладам муниципальных служащих Администрации муниципального образования «Старомоньинское» (далее по тексту — муниципальные служащие).
2. Основания для поощрения и виды поощрений муниципальных служащих
2.1. Поощрение муниципального служащего — публичное признание трудовых заслуг, оказание почета в форме установленных законодательством Российской Федерации, законодательством Удмуртской Республики и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования «Малопургинский район», мер поощрения, льгот и преимуществ.

Награждение нагрудным знаком производится соответствующим министерством на основании специального нормативного правового акта. В качестве примера можно привести Приказ Минюста РФ от 28 августа 2002 г. N 234 «Об учреждении нагрудного знака «Почетный работник юстиции России».

Часть 1 статьи 55 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» предусматривает виды поощрений и награждений. Их можно разделить на поощрения и награждения, применяемые представителем нанимателя, и поощрения и награждения, применяемые вышестоящими государственными органами.

Такое разграничение произведено впервые: ни ранее действовавшее законодательство о государственной службе, ни трудовое законодательство не выделяют награждение как особое правовое явление. Награждение в том числе государственными наградами считалось одним из видов поощрения. Надо отметить, что отказ от обобщающего термина, который охватывал бы все действия нанимателя по поводу безупречной и эффективной службы гражданского служащего, представляется не совсем удачным, тем более что законодатель употребляет и другие понятия, например «объявление благодарности», «присвоение почетного звания». Кроме того, не всегда поощрение можно свести к денежной выплате (имущественному приобретению). Например, среди поощрений Правительства Российской Федерации надо назвать Почетную грамоту Правительства Российской Федерации.

Актуальность рассмотрения темы «Поощрения государственных гражданских служащих» состоит в том, что роль государственного аппарата в выполнении задач и функций государства в современных и будущих политических и экономических условиях является исключительно важной. Огромное значение государственной службы определяется тем, что среди вопросов, решаемых государством, стержневым является вопрос о кадрах, в первую очередь руководителей. Именно государственный аппарат призван претворять в жизнь реформы, новые идеи и законоположения, а ведь очевидно, что основная масса недостатков связана с неумением, а порой и неприятием реформаторских программ со стороны некоторой части «аппаратчиков». Эффективное использование добротного кадрового потенциала государства – приоритетная общенациональная задача. Различные политики приходят и уходят, а машина государственного управления должна при всех обстоятельствах работать безупречно. Правильное понимание сущности государственной службы и ее реформирование на современном этапе должны обеспечить четкую, эффективную и законную деятельность государственного аппарата. При этом большую роль играет система поощрений государственных гражданских служащих.

Под безупречностью, в первую очередь подразумевается, что данный гражданский служащий не имеет дисциплинарных взысканий. Безупречная служба предполагает неукоснительное исполнение гражданским служащим возложенных на него обязанностей и должностного регламента.

13. Распоряжение Администрации Санкт-Петербурга от 11.07.2002 № 1141-ра «О видах и порядке применения поощрении государственных служащих Санкт-Петербурга в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербург. Вестник Администрации Санкт-Петербурга, № 8, 29.08.2002.

В правовой системе России существует комплекс поощрительных норм, образующих межотраслевой правовой институт. Преобладают в рассматриваемом правовом институте нормы административного права[5] . Ими закрепляется большое число видов поощрения, разнообразные основания поощрения и широкий круг субъектов, которые могут быть поощрены, а также процедуры поощрения.

Стимулы – это средства, побуждающие людей к деятельности, активизирующие их возможности. С помощью стимулов публичная власть осуществляет целенаправленное воздействие на интересы граждан, формирует их заинтересованность в совершении определенных поступков. Стимулирование, побуждение к действию производится путем воздействия на потребности и интересы людей, а, следовательно, на их волю и поведение.

В соответствии с указанным Приказом нагрудным знаком награждаются работники органов и учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, внесшие весомый вклад в реализацию государственной политики в сфере юстиции, нормотворческую деятельность, укрепление законности и правопорядка. Одним из условий награждения является стаж службы в органах юстиции не менее 10 лет.

Если поощрение урегулировано правом, оно реализуется в форме правоприменения. Поощрительные правовые нормы закрепляют, как правило, право субъектов власти поощрять и крайне редко – субъективное право гражданина, служащего, организации на поощрение. В этой сфере деятельности администрация наделена широкими дискреционными полномочиями (свободой усмотрения).

Open Library — открытая библиотека учебной информации

За достигнутые успехи в труде, высокие показатели в служебной деятельности, заслуги в государственном строительстве, заслуги в развитии законодательства, парламентаризма, местного самоуправления, укреплении демократии, в обеспечении прав и свобод граждан к госслужащим бывают применены соответственно следующие виды поощрений: объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком и другие, предусмотренные правилами внутреннего трудового распорядка; объявление Благодарности Президента Республики Беларусь; награждение Почетной грамотой Совета Министров; Почетной грамотой Национального собрания Республики Беларусь.

Административную ответственность государственные служащие несут на общих основаниях, (ᴛ.ᴇ. как всœе граждане) за совершение административного проступка независимо от применения к ним мер дисциплинарного взыскания. Государственные служащие, являющиеся должностными лицами, подлежат административной ответственности за правонарушения, связанные с нарушением общеобязательных правил, положений, соблюдение, обеспечение которых входит в их служебные обязанности. К ним применяется лишь два вида административных взысканий: предупреждение и штраф.

Действенная система стимулирования эффективной служебной деятельности, надлежащего исполнения должностных обязанностей сочетается с установлением строгой юридической ответственности государственных служащих за недобросовестное отношение к службе, нарушения законности, служебной и исполнительской дисциплины, прав и свобод граждан. Учитывая зависимость отхарактера правонарушений, совершенных госслужащими, они могут привлекаться к четырем видам юридической ответственности: дисциплинарной, административной, уголовной и материальной. Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, определœение которого впервые дается в ст.197 Трудового кодекса.

Под поощрением принято понимать применение государством, государственным органом, государственной организацией, их структурными подразделœениями и должностными лицами законодательно установленных форм положительной оценки и одобрения достигнутых успехов в государственной службе, свидетельствующих о публичном признании служебной деятельности. Поощрения госслужащих направлены на стимулирование их служебной деятельности, повышение исполнительской дисциплины, эффективности государственного управления.

Уголовная ответственность государственных служащих наступает за совершение ими преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Беларусь, при исполнении служебных обязанностей (к примеру, за нарушение равноправия граждан, законодательства о труде, о выборах, референдуме или отзыве депутата͵ воспрепятствование законной деятельности общественных объединœений, получение незаконного вознаграждения служащим государственного аппарата). Уголовный кодекс в гл.35 «Преступления против интересов службы» особо выделяет следующие составы должностных преступлений: злоупотребление властью или служебными полномочиями, бездействие должностного лица, превышение власти или служебных полномочий, служебный подлог, служебная халатность, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, посредничество во взяточничестве.

Поощрения и ответственность государственных служащих

Чтобы государственные служащие могли соблюдать требования служебной (воинской) дисциплины при прохождении государственной гражданской, военной или правоохранительной службы, им должны быть созданы необходимые для этого условия. Представители нанимателя и другие должностные лица должны строго соблюдать установленный порядок поощрения, награждения и ответственности государственных служащих.

Материальная ответственность наступает при наличии: прямого действительного ущерба; непосредственной причинной связи между противоправными действиями и наступившими вредными последствиями (ущербом); вины правонарушителя в причинении ущерба; если противоправные действия (бездействие) допущены им при исполнении должностных (служебных) обязанностей. Этот вид юридической ответственности наступает либо в административном порядке, либо по суду.

Государственные служащие за совершение административных правонарушений несут административную ответственность на общих основаниях, наравне с остальными гражданами. Однако имеются некоторые особенности, касающиеся государственных служащих, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине.

Законом определен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. Так, за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. До применения взыскания представитель нанимателя должен потребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа служащего дать объяснение составляется соответствующий акт. Отказ служащего не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Трудовым кодексом РФ урегулирован порядок определения размера причиненного ущерба, а также его взыскания с виновных лиц. Взыскание суммы ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению представителя нанимателя, но не позднее одного месяца со дня окончательного установления представителем нанимателя причиненного ущерба. Если месячный срок истек или служащий не согласен добровольно возместить ущерб, а сумма ущерба, подлежащего взысканию с виновного лица, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке.

2. Формы поощрения государственныхслужащих
Поощрениегосударственного служащего является формой общественного признания его заслуг,оказания ему почета, имеющего большое моральное значение и влекущегоопределенные правовые, в том числе материальные, преимущества.
Основаниямидля поощрения и награждения являются:
· безупречная иэффективная служба;
· продолжительнаябезупречная служба.
Закон, как правило, соединяет материальное иморальное поощрение гражданского служащего.
За безупречную и эффективную гражданскую службуприменяются следующие виды поощрения и награждения:
1) объявление благодарности с выплатойединовременного поощрения;
2) награждение почетной грамотой государственногооргана с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;
3) иные виды поощрения и награждениягосударственного органа;
4) выплата единовременного поощрения в связи свыходом на государственную пенсию за выслугу лет;
5) поощрение Правительства Российской Федерации;
6) поощрение Президента Российской Федерации;
7) присвоение почетных званий Российской Федерации;
8) награждение знаками отличия Российской Федерации;
9) награждение орденами и медалями РоссийскойФедерации (п. 1 ст. 55 ФЗ)[9].
Безупречнаяслужба предполагает неукоснительное исполнение гражданским служащим возложенныхна него обязанностей
В буквальном смысле слово«безупречный» означает «ничем не опороченный» (Словарь русского языка С.И.Ожегова). Поэтому государственную службу можно назвать безупречной, если наслужащего не налагались дисциплинарные взыскания.
Эффективностьгосударственной службы оценивается по специально разработанным показателям. Этипоказатели эффективности и результативности профессиональной служебнойдеятельности государственного служащего представляют собой критерии оценкиисполнения замещаемой государственным служащим должности.
Закон выделяет два вида поощрений за труд:собственно поощрения и награждения. По смыслу закона к поощрениям, как правило,относятся денежные выплаты, а награждения скорее носят моральный характер,являются выражением признания заслуг государственного служащего.
Такоеразграничение произведено впервые: ни ранее действовавшее законодательство огосударственной службе, ни трудовое законодательство не выделяют награждениекак особое правовое явление. Награждение, в том числе государственныминаградами, считалось одним из видов поощрения. Надо отметить, что отказ отобобщающего термина, который охватывал бы все действия нанимателя по поводубезупречной и эффективной службы гражданского служащего, представляется несовсем удачным, тем более что законодатель употребляет и другие понятия,например «объявление благодарности», «присвоение почетного звания». Кроме того,не всегда поощрение можно свести к денежной выплате (имущественномуприобретению). Например, среди поощрений Правительства Российской Федерациинадо назвать Почетную грамоту Правительства Российской Федерации[10].
Такжепредусматриваются виды поощрений и награждений. Их можно разделить на поощренияи награждения, применяемые представителем нанимателя, и поощрения инаграждения, применяемые вышестоящими государственными органами.
Высшейформой поощрения является награждение государственными наградами РоссийскойФедерации. Эта форма поощрения применяется специально уполномоченнымигосударственными органами за особые заслуги[11].
Объявлениеблагодарности – вид поощрения государственного служащего, официальное выражениеоценки его труда, деятельности.
Так, порядок объявления благодарности губернатораСанкт-Петербурга определен распоряжением Администрации Санкт-Петербурга «Обустановлении вида поощрения «Благодарность губернатора Санкт-Петербурга»[12].
Благодарностьявляется видом поощрения граждан Российской Федерации, а также гражданиностранных государств, внесших значительный вклад в социально-экономическое икультурное развитие страны или субъекта Российской Федерации, за заслуги вхозяйственной, научно-исследовательской, общественной и благотворительнойдеятельности, направленной на улучшение условий жизни петербуржцев, достиженияв подготовке квалифицированных кадров, многолетнюю безупречную работу и иныезаслуги.
Любыевиды поощрений, предусмотренные данным ФЗ, предполагают одновременную выплатуденежного поощрения.
Единовременное поощрение при объявленииблагодарности, награждении почетной грамотой государственного органа и иныевиды поощрений государственного органа могут выплачиваться в виде премии,денежного вознаграждения в связи с юбилеями и т.п. Порядок их выплатыопределяется решением представителя нанимателя. Размер единовременного вознагражденияопределяется с учетом фонда оплаты труда. Размер выплат зависит от показателейэффективности и результативности деятельности самого служащего. В таких органахфонд (соответствующая часть фонда) оплаты труда гражданских служащих долженбудет формироваться на основе показателей эффективности и результативностидеятельности государственного органа.
Внастоящее время в субъектах Российской Федерации приняты и действуютзаконодательные акты, определяющие состав фондов оплаты труда государственныхслужащих различных органов власти соответствующих субъектов[13].Так, в частности, ч. 5 ст. 1 Закона Саратовской области от 30 декабря 2002 г. № 125-ЗСО «О денежном содержании и материальном стимулировании лиц, замещающихгосударственные должности государственной службы Саратовской области» устанавливает,что при утверждении фондов оплаты труда органов государственной власти областии других государственных органов области на соответствующий финансовый годпредусматриваются средства на выплату:
· должностныхокладов;
· надбавок заособые условия государственной службы — в размере до четырнадцати должностных окладов;
· надбавок заквалификационный разряд, выслугу лет, ученую степень, почетное звание, работусо сведениями, составляющими государственную тайну, — в фактическиустановленном размере;
· премий – вразмере трех должностных окладов с учетом установленных надбавок;
· материальнойпомощи – в размере двух должностных окладов с учетом установленных надбавок.
Ежемесячноеденежное поощрение впервые было введено для отдельных категорий федеральныхгосударственных служащих в 2002 г. Размеры поощрения устанавливаются указамиПрезидента Российской Федерации для каждого вида федеральных государственныхорганов. Для гражданских служащих субъектов Российской Федерации размеры ипорядок выплаты ежемесячного денежного поощрения устанавливаются нормативнымиправовыми актами соответствующего субъекта.
Самыераспространенные материальные поощрения – премии и ценные подарки. Существуетогромное разнообразие премий (в том числе государственные, правительственные,губернаторские, производственные).
Награждение ценным подарком – единовременноепоощрение государственного служащего материального характера (вручение вещи,представляющей интерес для поощряемого). Ценным подарком может быть почти любойпредмет материального мира, имеющий ценность. Следует сказать, что стоимостьценного подарка включается в совокупный годовой доход государственногослужащего в порядке и на условиях, установленных действующим налоговымзаконодательством.
ФЗ предусмотренавыплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсиюза выслугу лет. Условия назначения пенсии за выслугу лет предусмотреныФедеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РоссийскойФедерации»[14]. Размер такого поощренияранее был установлен Положением о федеральной государственной службе,утвержденным Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2267, и составлял 10 должностных окладов. Однако в настоящее время указанное Положениеутратило силу и применяться не должно.
Припоощрениях Президента или Правительства РФ, а также награжденияхгосударственными наградами выплачивается единовременное поощрение в порядке ина условиях, установленных законодательством Российской Федерации.
Почетнаяграмота Правительства Российской Федерации является поощрением за заслуги всодействии проведению социальной и экономической политики государства,эффективной деятельности федеральной исполнительной власти, развитию местногосамоуправления, осуществлению мер по обеспечению законности, прав и свободграждан, укреплению обороны страны и государственной безопасности, реализациивнешней политики Российской Федерации. Ею награждаются гражданские служащие,своим трудом заслужившие широкую известность благодаря личному вкладу восуществление социальной и экономической политики государства.
Представлениео награждении Почетной грамотой вносится в Правительство РФ федеральнымиорганами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации (Положение о Почетной грамоте Правительства РоссийскойФедерации)[15].
Почетныезвания присваиваются гражданским служащим за высокое профессиональноемастерство и многолетний добросовестный труд на основании Указа Президента РФ «Обустановлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений опочетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской
Федерации»[16].
ЭтимУказом предусмотрены, например, такие почетные звания, как «Заслуженныйработник дипломатической службы Российской Федерации», «Заслуженный экономистРоссийской Федерации», «Заслуженный юрист Российской Федерации».
Почетныезвания присваиваются гражданским служащим, проработавшим по специальности 15 иболее лет. Почетные звания являются одним из видов государственных наград.
Правоприсваивать почетные звания Российской Федерации предоставлено Президенту РФ(п. «б» ст. 89 Конституции РФ).
Награждениенагрудным знаком производится соответствующим министерством на основанииспециального нормативного правового акта. В качестве примера можно привестиПриказ Минюста РФ «Об учреждении нагрудного знака «Почетный работник юстицииРоссии»[17].
Всоответствии с указанным Приказом нагрудным знаком награждаются работникиорганов и учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, внесшие весомыйвклад в реализацию государственной политики в сфере юстиции, нормотворческуюдеятельность, укрепление законности и правопорядка. Одним из условийнаграждения является стаж службы в органах юстиции не менее 10 лет.
Представленияк награждению нагрудным знаком «Почетный работник юстиции России» вносятсятерриториальными органами и федеральными управлениями Минюста Министру юстицииРоссийской Федерации в соответствии с требованиями Приказа Министерства юстицииРоссийской Федерации от 29.04.2002 г. № 120 «О ведомственных наградахМинистерства юстиции Российской Федерации» и оформляются по специальноутвержденной форме.
Награждениенагрудным знаком «Почетный работник юстиции России» оформляется приказом,который подписывает Министр юстиции Российской Федерации либо лицо, егозамещающее.
Нагрудныйзнак «Почетный работник юстиции России» вручает награжденному Министр юстицииРоссийской Федерации, его заместители, а также по поручению Министра членыколлегии Минюста России и руководители, представившие работника к награждению.
Нагрудныйзнак вручается в обстановке торжественности и гласности.
Вместес нагрудным знаком «Почетный работник юстиции России» награжденному вручаетсяудостоверение, которое подписывается Министром юстиции Российской Федерации илилицом, исполняющим его обязанности.
РаботникамМинистерства юстиции Российской Федерации, награжденным нагрудным знаком «Почетныйработник юстиции России», вручается единовременное денежное вознаграждение вразмере 1,5 должностного оклада.
Награждениезнаком отличия, орденом или медалью – государственными наградами РоссийскойФедерации – является высшей формой признания заслуг гражданского служащегоперед государством.
Государственныенаграды учреждаются Президентом Российской Федерации. Он же издает указы онаграждении и вручает государственные награды.
Представлениек государственной награде осуществляется представителем нанимателя гражданскогослужащего.
Государственныенаграды вручаются в обстановке торжественности и широкой гласности не позднее 2месяцев со дня вступления в силу указа Президента РФ о награждении.
Лицам,удостоенным государственных наград, вместе с государственной наградойвручаются:
ГероюРоссийской Федерации – грамота Героя Российской Федерации, книжка ГерояРоссийской Федерации, проездной билет и книжка талонов на право получениябесплатного проездного билета;
другимнагражденным – удостоверение к государственной награде.
Крометого, лица, удостоенные государственных наград, пользуются льготами ипреимуществами в порядке и случаях, установленных законодательством РоссийскойФедерации.
Поощренияи награждения государственного органа применяются к гражданскому служащему наосновании приказа (распоряжения) представителя нанимателя. Иные виды поощренийоформляются соответствующим нормативно-правовым актом Российской Федерации(актом Президента или Правительства РФ). Награждение государственными наградамиосуществляется на основании соответствующего указа Президента РФ.
Сведенияо поощрениях заносятся в трудовую книжку, а также в личную карточкугосударственного (муниципального). Инструкция по заполнению трудовых книжекбыла утверждена Постановлением Минтруда РФ[18].
Порядоки условия выплаты единовременного поощрения государственным гражданскимслужащим субъекта Российской Федерации устанавливаются соответствующимнормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации.
Далее рассмотрим виды поощрений, которые установленыдля государственных служащих Санкт-Петербурга в исполнительных органахгосударственной власти Санкт-Петербурга.
ВРаспоряжении Администрации Санкт-Петербурга «О видах и порядке примененияпоощрении государственных служащих Санкт-Петербурга в исполнительных органахгосударственной власти Санкт-Петербурга» установлено, что поощрениегосударственных служащих Санкт-Петербурга в исполнительных органахгосударственной власти Санкт-Петербурга – это особая форма оценки и публичногопризнания их заслуг в работе, исполнении ими обязанностей на соответствующейдолжности государственной службы Санкт-Петербурга, важнейшее средствоморального и материального стимулирования их служебной деятельности[19].
Согласно данному нормативному правовому акту, зауспешное и добросовестное исполнение государственными служащими своихдолжностных обязанностей, выполнение заданий особой важности и сложностиустанавливаются следующие виды поощрений:
1.Объявление благодарности.
2.Премирование.
3.Награждение ценным подарком.
4.Представление к наградам, почетным званиям Санкт-Петербурга.
5.Представление к государственным наградам Российской Федерации.
6.Иные виды поощрений, предусмотренные федеральными законами, законамиСанкт-Петербурга.
Припоощрении государственных служащих допускается объединение нескольких видовпоощрений (ст. 2).
Поощрениеили награждение как форму общественного признания заслуг государственного служащего,оказание ему почета необходимо отличать от должностного роста на конкурснойоснове, право на который гражданский служащий имеет согласно п. 10 части 1 ст.14 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Рекомендуем прочесть:  Как написать претензию о взыскании долга

1. Понятие поощрениягосударственного служащего
Правовое поощрение – это форма и мера юридическогоодобрения добровольного, заслуженного поведения, в результате чего субъектвознаграждается, для него наступают благоприятные последствия[3].
Действующими правовыми актами закрепляются:
— виды правовых поощрений;
— основания их применения;
— полномочия субъектов власти поощрять;
— порядок поощрения (поощрительное производство).
В последнее десятилетие появилась тенденция красширению сферы действия таких норм, которые не принуждают, а побуждаютсубъектов[4].
Правовое поощрение – это метод деятельностипубличной исполнительной власти, регулирования ею общественных отношенийпосредством стимулирования социальной активности граждан и организаций.Развитая система правовых норм о поощрении и их активное использование(правоприменение) – один из показателей социальной зрелости общества исуществующих в нем организаций.
В правовой системе России существует комплекспоощрительных норм, образующих межотраслевой правовой институт. Преобладают врассматриваемом правовом институте нормы административного права[5].Ими закрепляется большое число видов поощрения, разнообразные основанияпоощрения и широкий круг субъектов, которые могут быть поощрены, а также процедурыпоощрения.
Поощрительные административно-правовые нормысодержатся во многих источниках. Среди них можно выделить две группы:
1. Источники, специальной темой которых являетсяпоощрительная деятельность субъектов исполнительной власти: Положение оПочетной грамоте Правительства РФ, утвержденное Правительством 31 мая 1995 г., и многие иные акты центральных федеральных органов государственной власти и органовгосударственной власти субъектов Федерации;
2. Акты, в которых наряду со многими другимивключены одна или несколько поощрительных норм. Это ФЗ РФ «О государственнойгражданской службе Российской Федерации»[6], «О милиции»[7],Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации[8]и многие другие дисциплинарные уставы, КоАП РФ.
Какметод деятельности исполнительной власти поощрение характеризуется следующимиособенностями:
1)фактическим основанием для него является заслуга, деяния, положительнооцениваемые субъектами власти;
2)оно связано с оценкой уже совершенных деяний;
3)оно персонифицировано, применяется в отношении отдельных индивидуальных иликоллективных субъектов;
4)оно состоит в моральном одобрении, наделении правами, льготами, материальнымиценностями и иными благами;
5)оно косвенно, через интересы, эмоции, сознание воздействует на волю поощряемых,стимулируя, побуждая их. Поощрение связано с существующей у подавляющегобольшинства людей потребностью в оценке их дел, в признании их заслуг и простово внимательном отношении к тому, чем они занимаются.
Потребностьв поощрении и его роль тем выше, чем более творческим является труд, чем большеусилий вкладывает лицо в общественно полезное дело.
Еслипоощрение урегулировано правом, оно реализуется в форме правоприменения.Поощрительные правовые нормы закрепляют, как правило, право субъектов властипоощрять и крайне редко – субъективное право гражданина, служащего, организациина поощрение. В этой сфере деятельности администрация наделена широкимидискреционными полномочиями (свободой усмотрения).
Основныепринципы поощрительной деятельности: обоснованность, оперативность, гласность,разнообразие – вытекают из общих принципов функционирования публичнойисполнительной власти. Их соблюдение обеспечивает эффективность этойразновидности властвования.
Обоснованностьозначает, во-первых, наличие заслуги, во-вторых, соответствие ее награде. Явнаянесоразмерность меры поощрения ее фактическому основанию у поощряемого иокружающих может вызвать не радость, а огорчение и даже чувствонесправедливости. Принцип соответствия нарушается и тогда, когда за небольшиезаслуги даются большие премии (чины, награды).
Гласностьпоощрительной деятельности важна и для того, кто отличился, и для окружающих.Она повышает авторитет поощренного, улучшает отношение к нему окружающих. А сдругой стороны, положительно влияет на многих из тех, кто узнал, кого и за чтопоощрили.
Принципразнообразия обусловлен огромным множеством и разнообразием заслуживающихпоощрения действий. Соответственно, и реагировать на них администрация должнапо-разному, используя большой арсенал поощрительных мер. Кроме того, эти действиямогут быть неоднократными и даже многократными. Многократное поощрение одногосубъекта права не должно быть однообразным. Стимулирующая роль неоднократныхблагодарностей, премий и т.д. в силу особенностей человеческой психикипостепенно снижается.
Поощрениелучше воздействует на поощренного и окружающих, если оно производитсяоперативно, своевременно.
Публичнаяадминистрация не является монополистом в поощрительной деятельности. Поощряютвсе типы администраций, в том числе и частная. Поощряют также Президент РФ,главы субъектов РФ, представительные (законодательные) государственные имуниципальные органы, суды. Так, награждение государственными наградами РФ,присвоение почетных званий и государственных премий РФ производится ПрезидентомРФ. В подобных случаях государственная администрация начинает поощрительноепроизводство, оформляет необходимые материалы и ставит перед главойгосударства, главами субъектов РФ, представительными органами, судами вопросы опоощрении конкретных субъектов права. Например, о присвоении почетного звания,досрочном освобождении от отбывания наказания, замене его более мягким.

Рекомендуем прочесть:  Ламинат Подлежит Возврату

Введение
Жизнь человека предполагает удовлетворение различныхматериальных и духовных потребностей. Без потребностей человек не имел быстимула к действию[1].
Стимулы – это средства, побуждающие людей кдеятельности, активизирующие их возможности. С помощью стимулов публичнаявласть осуществляет целенаправленное воздействие на интересы граждан, формируетих заинтересованность в совершении определенных поступков. Стимулирование,побуждение к действию производится путем воздействия на потребности и интересылюдей, а, следовательно, на их волю и поведение.
Искусно реализуя свои правовые и фактическиевозможности, субъект власти обеспечивает адекватный перевод стимулов в мотивыповедения подвластных. Стимулирование предполагает использование «кнута ипряника», различных поощрительных и принудительных мер, материальных иморальных факторов. Его важнейший и эффективный вид – поощрение[2].
Поощрение – способ воздействия, который через интерес,сознание направляет волю людей на совершение определенных, полезных, с точкизрения поощряющего, действий. Поощрительное воздействие возбуждает также интереск получению материального, морального или иного одобрения.
В настоящее время существует большое числоюридических норм, регулирующих вопросы поощрения. В их числе нормыконституционного, административного, трудового, уголовного,исполнительно-трудового и других отраслей права.
В данной работе мы рассмотрим понятие поощрениягосударственного служащего , а также формы поощрения государственныхслужащих.
Основная часть

Список литературы
Нормативные правовые акты:
1.Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237,25.12.1993.
3. ФЗот 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении вРоссийской Федерации» (ред. от 22.08.2004, с изм. от 11.05.2006). СЗ РФ,17.12.2001, № 51, ст. 4831.
4. ФЗот 27.05.2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»(ред. от 11.11.2003) // СЗ РФ, 02.06.2003, № 22, ст. 2063.
5. ФЗот 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»(ред. от 02.02.2006) // СЗ РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3215.
6. Закон РФ от18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» (ред. от 27.07.2006). Ведомости СНД и ВС РСФСР,18.04.1991, № 16, ст. 503.
7. УказПрезидента РФ от 02.03.1994 № 442 «О государственных наградах РоссийскойФедерации» (ред. от 28.06.2005). Собрание актов Президента и Правительства РФ,07.03.1994, № 10, ст. 775.
8. УказПрезидента РФ от 30.12.1995г. № 1341 «Об установлении почетных званийРоссийской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описаниянагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации». СЗ РФ, 1996, № 2,ст. 64.
9. Положение о Почетной грамотеПравительства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от31.05.1995г. № 547. СЗ РФ, 1995, № 24, ст. 2276.
10. Приказ Минюста РФ от 28.08.2002г. №234 «Об учреждении нагрудного знака «Почетный работник юстиции России».Бюллетень Минюста РФ, № 10, 2002.
11. ПостановлениеМинтруда РФ от 10.10.2003 г. № 69. Российская газета, № 235, 19.11.2003.
12. РаспоряжениеАдминистрации Санкт-Петербурга от 10.06.2002 № 949-ра «Об установлении видапоощрения «Благодарность губернатора Санкт-Петербурга». Вестник АдминистрацииСанкт-Петербурга, № 7, 29.07.2002.
13. РаспоряжениеАдминистрации Санкт-Петербурга от 11.07.2002 № 1141-ра «О видах и порядкеприменения поощрении государственных служащих Санкт-Петербурга в исполнительныхорганах государственной власти Санкт-Петербург. Вестник АдминистрацииСанкт-Петербурга, № 8, 29.08.2002.
14. Дисциплинарныйустав Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от14.12.1993 № 2140 (ред. от 30.06.2002). М., Военное издательство, 1994.
Литература:
1. Бахрах Д.Н.Поощрение в деятельности публичной администрации / Журнал российского права,2006, № 7.
2. Граждан В.Д. Государственнаягражданская служба: Учебное пособие. М., 2005
3. ГущинаН.А. Поощрительные нормы российского права. СПб., 2003.
4. Комментарийк ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Постатейный)/ Под ред. А.Ф. Ноздрачева. М., 2005.
5. МалькоА.В. Теория государства и права. М., 1997.
6. ПетровГ.М. Поощрение в государственном управлении. Ярославль, 1993.
7. ПлехановГ.В. Избранные философские произведения. М., 1956.

Основания для поощрения государственных служащих

Представления к награждению нагрудным знаком «Почетный работник юстиции России» вносятся территориальными органами и федеральными управлениями Минюста Министру юстиции Российской Федерации в соответствии с требованиями Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. N 120 «О ведомственных наградах Министерства юстиции Российской Федерации» и оформляются по специально утвержденной форме.

Пункт 6 ч. 1 статьи 55 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» предусматривает такую форму оценки служебной деятельности гражданского служащего, как поощрение Президента РФ. Ввиду того что виды награждений, решения о которых принимаются Президентом РФ, охвачены Положением о государственных наградах Российской Федерации, в данном случае неясно, о какой форме поощрения идет речь. Возможно, данный вопрос получит свое дальнейшее развитие в ходе практической реализации Закона.

Порядок и условия применения поощрений и награждений определяются представителем нанимателя. Решение о поощрении или награждении гражданского служащего принимается представителем нанимателя и оформляется правовым актом государственного органа (приказом, распоряжением и т.п.).

Порядок возбуждения ходатайств о награждении государственными наградами гражданских служащих федеральных государственных органов, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы МЧС России, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ, судей, работников органов прокуратуры РФ, а также гражданского персонала Вооруженных Сил РФ определяется соответствующими федеральными государственными органами.

Благодарность и почетная грамота государственного органа являются ведомственными знаками отличия в труде. Легального определения понятия «ведомственный знак отличия в труде» не существует. Однако для государственных органов характерна деятельность по утверждению ведомственных знаков отличия. В частности, можно выделить следующие акты:

В-четвертых, признак обеспеченности правомерного поведения государственного служащего при помощи стимулов и ограничений. Когда исследуют понятие правонарушения, то в качестве его признака называют наказуемость. А на обеспеченность при помощи стимулов и ограничений можно указать в качестве прямой противоположности наказуемости. Конечно, наказание присутствует и здесь в качестве одной из мер обеспечения государственных служащих, но существует как психологическая угроза, действуя на информационном уровне. Оно реально в случае правомерного поведения не применяется. Для обеспечения правомерного поведения государственных служащих в действующем законодательстве должны разумно сочетаться стимулы и ограничения. К ограничениям относятся запреты, обязанности государственных служащих, а также правовое средство в виде наказания, сформулированное в санкции правовой нормы и действующее на информационном уровне. К стимулам относятся не только поощрения, но и различные льготы и гарантии, существующие для государственных служащих.

В ФЗ РФ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [24] отмечается, что за «добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, а также за успешное выполнение задач повышенной сложности к сотруднику федеральной противопожарной службы применяются следующие меры поощрения» (ст. 47).

Рассматриваемым законом дается определение государственного гражданского служащего субъекта РФ. «Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета».

В юридической литературе различают два вида оснований поощрения государственных служащих: нормативное и фактическое. Нормативное основание закреплено в различных нормативных актах, предусматривающее поощрительные меры государственных служащих. Указанные нормативные акты можно подразделить на три группы. Во-первых, федеральные законы и указы Президента РФ. Во-вторых, подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. В-третьих, законы и подзаконные нормативные правовые акты субъектов федерации.

Как уже указывалось отдельный блок составляют нормативные правовые акты субъектов федерации. Так в Самарской области действует Закон «Самарской области о наградах в Самарской области» [32] . Аналогичные нормативные правовые акты приняты в каждом субъекте Российской Федерации.

Поощрение, награждение и ответственность государственных служащих

За заслуги перед государством государственный служащий может быть представлен к награждению государственными наградами РФ. Указом Президента от 7 сентября 2010 г. № 1099 утверждено Положение о государственных наградах Российской Федерации. В нем содержатся правила, касающиеся всех граждан: основания награждения, его виды, порядок возбуждения ходатайства о награждении, вручения наград, их ношения, статуты орденов, по­ложения о медалях, знаке отличия.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. До приме­нения взыскания представитель нанимателя должен потребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа служащего дать объяснение составляется соответствующий акт. Отказ служащего не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Виды дисциплинарных взысканий на государственной гражданской службе: замечание; вы­говор; предупреждение о неполном должностном соответствии; осво­бождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным законодательством.

Поощрение является важным средством воспитания государственных служащих и укрепления служебной (воинской) дисциплины. Оно применяется к государственным служащим за безупречную и эффективную службу, добросовестное исполнение должностных обязанностей, успешное выполнение заданий особой важности и сложности. Поощрения и награждения различаются по видам государственной службы.

Перед применением дисциплинарного взыскания обязательно проводится служебная проверка для установления всех обстоятельств проступка. Объективно и всесторонне должны быть уста­новлены: 1) факт совершения дисциплинарного проступка; 2) вина служащего; 3) причины и условия, способствовавшие совершению проступка, мотивы совершения; 4) характер и размер вреда, причи­не иного в результате дисциплинарного проступка; 5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданским служащим о проведении служебной проверки в случае, когда она проводилась в связи с таким заявлением.