Основы Гражданского И Земельного Законодательства Что Такое Предприятие

Основы гражданского и земельного законодательства

вопросов для тестовых испытаний при проведении конкурса на замещение должности руководителя и аттестации руководителя федерального государственного унитарного предприятия «Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Федеральной службы государственной статистики»

Основы гражданского и земельного законодательства
1 .Что такое предприятие?
2. Может ли предприятие в целом или его часть быть объектом купли — продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав?
3. Что входит в состав предприятия как имущественного комплекса?
4. Преимущества «единого объекта недвижимости (здания, строения, сооружении, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий, в комплексе с земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены эти здания, строения, сооружения), состоят в том, что:
5. Кто имеет исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении?
6. Какие права пользования земельным участком имеются у казенных предприятий правообладателей помещений в здании, находящемся на неделимом земельном участке, если помещения в этом здании принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения или всем лицам на праве хозяйственного ведения?
7. Какие права пользования земельным участком имеются у казенных предприятий — правообладателей помещений в здании, находящемся на неделимом земельном участке, если помещения в этом здании закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями?
Основы гражданского законодательства
8. К обязательным признакам юридического лица относятся:
9. Во всех ли случаях учредители юридического лица имеют имущественные права на его имущество?
10. Какой вид юридических лиц из перечисленных не является коммерческой организацией?
11. Верно, ли утверждение — коммерческими организациями могут быть организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и не распределяющие полученную прибыль между участниками?
12. Учредительными документами коммерческой организации могут являться:
13. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности:
14. Представительство юридического лица это:
15. В учредительных документах юридического лица должны быть, указаны:
16. Может ли быть ликвидировано вследствие несостоятельности (банкротства) федеральное государственное унитарное предприятие?
17. Является ли государственное унитарное предприятие коммерческой организацией?
18. Может ли акционерное общество выступать учредителем государственного унитарного предприятия?
19. Что такое унитарное предприятие?
20. Чем отличается унитарное предприятие от других коммерческих организаций?
21. Правоспособность унитарного предприятия является:
22. Может ли унитарное предприятие создавать филиалы и открывать представительства:
23. Казенное предприятие это:
24. Казенное предприятие вправе создать:
25. Органом управления в унитарном предприятии является:
26. Учредительными документами унитарного предприятия являются:
27. Устав казенного предприятия утверждается:
28. Федеральное государственное унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам:
29. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации, унитарного предприятия определяется:
30. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера его уставного фонда:
31. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера, установленного законом:
32. По обязательствам казенного предприятия субсидиарную ответственность несет:
33. Может ли государственное или муниципальное унитарное предприятие являться собственником имущества?
34. Без согласия собственника государственное или муниципальное унитарное предприятие, основанное па праве хозяйственного ведения, может:
35. Вправе ли собственник изъять излишнее или неиспользуемое имущество
у казенного предприятия?
36. Без согласия собственника казенное предприятие может:
37. Какой документ подтверждает право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты при отсутствии свидетельства о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество?
38. С какой периодичностью государственное унитарное предприятие должно представлять в территориальный орган Федерального органа по управлению государственным имуществом обновленные карты учета федерального имущества?
39. Какой государственный орган осуществляет предоставление информации из реестра федерального имущества по запросам государственных унитарных предприятий?
40. Кто утверждает, показатели экономической эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и контролирует их выполнение?
41. Правоспособность юридического лица возникает:
42. Унитарные предприятия могут заниматься следующими видами деятельности:
43. Должны ли быть указаны представительства и филиалы
в учредительных документах создавшего их юридического лица?
44. Имущество унитарного предприятия находится у него:
45. Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее
46. Уставный фонд предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, должен быть оплачен:
47. Устав предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утверждается:
48. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется:
49. Может ли унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создать, дочернее предприятие?
50. Право хозяйственного ведения это:
51. Имеет ли собственник право на получение прибыли от пользования имуществом, находящимся в хозяйственном ведении предприятия?
52. Когда вступают в силу федеральные конституционные законы
и федеральные законы?
53. Каковы признаки банкротства юридического лица?
54. Действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ распространяется на все юридические лица?
55. Коммандитное товарищество это:
56. Какие существуют процедуры банкротства в российском праве для должника — юридического лица?
57. Вправе ли собственник имущества унитарного предприятия предъявлять иск о возмещении убытков, причиненных унитарному предприятию, непосредственно к руководителю унитарного предприятия?
58. Может ли быть ликвидировано вследствие несостоятельности (банкротства) казенное предприятие?
Трудовое законодательство.
Кадровая политика и управление кадрами

59. Что такое кадровая политика предприятия?
60. Какой процент, не облагаемой налогом прибыли разрешено отчислять предприятиям на подготовку и переподготовку кадров, используя эти средства на оплату образовательных услуг лицензированных учебных заведений
в соответствии с профилем своей основной деятельности, либо перечисляя их
в соответствующий внебюджетный фонд?
61. Кто назначает и выплачивает пособие по беременности и родам женщинам, уволенным с работы в связи с ликвидацией предприятия?
62. Обязан ли работодатель оплачивать своим сотрудникам, обучающимся по заочной форме в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, проезд к месту нахождения высшего учебного заведения и обратно для выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов, а также для сдачи государственных экзаменов, подготовки и защиты дипломного проекта (работы)?
63. Правомерно ли увольнение работника, подавшего заявление об увольнении с работы по собственному желанию и в пределах двух недель письменно отказавшегося от увольнения?
64. Имеет ли право работодатель перевести работника на другую постоянную работу без согласия работника?
65. В каких случаях работодатель имеет право требовать от работника, совмещающего свою должность с другой должностью, заключения письменного договора о полной материальной ответственности?
66. О предстоящем высвобождении по сокращению численности или штата работники предупреждаются работодателем:
67. Вправе ли суд при принятии решения о восстановлении работника на прежней работе в случае увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, либо незаконного перевода на другую работу обязать работодателя выплатить компенсацию не только за вынужденный прогул, но и, по требованию работника, денежную компенсацию за нанесенный моральный ущерб?
68. Допускается ли совместная служба на одном и том же государственном предприятии лиц, состоящих между собой в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому?
69. Как производится отстранение работника от работы?
70. Имеет ли право работник требовать выдачи ему на руки на определенное время трудовой книжки для ведения переговоров о работе в другой организации?
71. Может ли быть уволена по сокращению штата одинокая женщина, имеющая шестилетнего ребенка?
72. Вносится ли запись о работе по совместительству в трудовую книжку работника?
73. Может ли быть увеличен установленный предельный срок испытания при приеме на работу?
74. По результатам аттестации работник признан не соответствующим занимаемой должности. Может ли это явиться причиной расторжения трудового договора (контракта) по инициативе администрации?
75. Руководитель организации допустил работника к работе без оформления с ним соответствующих документов. Считается ли фактическое допущение
к работе работника заключением с ним трудового договора (контракта)?
76. Может ли руководитель предприятия заключать срочный трудовой договор
с работником при оформлении его на работу на период, временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы?
77. Какова минимальная продолжительность ежегодного отпуска инвалида, занятого (работающего) в организации, независимо от её организационно-правовой формы и формы собственности,
Банковское законодательство
78. Что включает в себя Банковская система Российской Федерации?
79. Какими законодательными нормативными актами осуществляется правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации?
80. Что такое кредитная организация?
81. На основе, какой формы собственности может быть образована кредитная организация?
82. В какой организационно-правовой форме может быть образована кредитная организация?
83. Что такое банк?
Основы управления предприятием, общего и стратегического менеджмента
84. Какие существуют виды налогов и сборов?
85. Как часто должны проводиться на федеральном государственном унитарном предприятии аудиторские проверки (при наличии финансовых показателей деятельности)?
86. Как представители органов государственного надзора и контроля подтверждают свое право беспрепятственно посещать предприятия и производить проверки:
87. Кто обязан возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием земли, других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды и т.д.?
88. Кем определяется состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия?
Особенности регулирования труда руководителей.
89. Отношения на основании трудового договора регулируется:
90. Трудовой договор с руководителями организаций может быть заключен:
91. Трудовые отношения руководителей государственных унитарных предприятий регулируются:
92 Может ли быть расторгнут досрочно трудовой договор с руководителем федерального государственного унитарного предприятия?
Реорганизация унитарного предприятия
93. Реорганизация унитарного предприятия (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена:
94. Унитарное предприятие считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших унитарных предприятий:
95. Может ли быть назначен внешний управляющий для осуществления реорганизации унитарного предприятия?
96. Может ли реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделении из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляться по решению уполномоченного на то государственного органа или по решению суда?
97. При реорганизации унитарного предприятии в форме присоединения к нему другого унитарного предприятия первое из них считается реорганизованным:
98. Может ли реорганизация унитарных предприятий в форме слияния, присоединения или преобразования осуществляться лишь с согласия уполномоченных государственных органов?
99. При слиянии унитарных предприятий права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему унитарному предприятию в соответствии:
100. При присоединении одного или нескольких унитарных предприятий
к другому унитарному предприятию к последнему переходят права и обязанности присоединенных унитарных предприятий в соответствии с:
101. При разделении унитарного предприятии его права и обязанности переходит к вновь созданным унитарным предприятиям в соответствии с:
102. При выделении из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного унитарного предприятия в соответствии с:
103. При преобразовании унитарного предприятия в организацию иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с:
104. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве:
105. При реорганизации унитарного предприятия передаточный акт
и разделительный баланс утверждаются:
106. Обязаны ли учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица?
Ликвидация унитарного предприятия
107. Ликвидация унитарного предприятия влечет его прекращение:
108. Унитарное предприятие может быть ликвидировано:
109. Принудительная ликвидация унитарного предприятия возможна:
110. По решению суда унитарное предприятие может быть ликвидировано:
111. Может ли суд при принятии решения о ликвидации юридического лица возложить обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами?
112. В какую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица?
113. В какую очередь производятся расчеты по выплате выходных-пособий
и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам?
114. В какую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем, капитализации соответствующих повременных платежей?
115. В какую очередь погашается задолженность по обязательным платежам
в бюджет и во внебюджетные фонды?
116. Влечет ли за собой признание юридического лица банкротом судом его ликвидацию?
117. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим свое существование:
Основы маркетинга, оценки бизнеса и недвижимости
118. Каковы основные цели маркетинга?
119. Что такое рыночная стоимость?
120. Какой из перечисленных ниже инструментов стимулирования сбыта является наиболее подходящим для того, чтобы обеспечить повторные покупки потребительского товара который приобретают регулярно?
121. При вычислении оптимального объема заказа учитываются следующие факторы:
122. Как называется метод ценообразования, при котором цену устанавливают на Х процентов выше издержек производства?
123. Дискоклуб «Вегас» выдает посетителям специальные дисконтные карты. Владелец карты при каждом пятом посещении имеет право на 25% скидку с цены входного билета. Какова цель такого нововведения?
Общие принципы и процедуры государственных закупок
124. Ссылки на торговые марки (торговые наименования, лицензии, патенты и тому подобное) могут содержаться в конкурсной документации?
125. Заказчик или организатор может вносить изменения в конкурсную документацию?
126. Заказчик конкурса вправе проводить закрытые конкурсы:
127. Заявка на участие в конкурсе — это:
128. Если заказчик проводит предварительный отбор, то к участию допускаются:
129. Федеральный Закон от 21 июля 2022 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных
и муниципальных нужд» применяется:
130. В соответствии с Законом, участнику размещения заказа отказано
в допуске к участию в конкурсе, аукционе:
131. В соответствии с Законом, победитель конкурса определяется:
132. В соответствии с Законом, участником конкурса может быть:
Отраслевая специфика предприятия
133. Виды статистических работ годового производственного плана:
134. Периодичность выполнения задач годового производственного плана по разделу «наука и инновации»:
135. Нормативно-справочную информацию систем обработки данных составляют:
136. Переписные листы на Всероссийской переписи населения 2022 года будут заполняться:
137. Будет ли осуществляться проверка достоверности заполненных переписных листов в ходе Всероссийской переписи населения 2022 года:

Рекомендуем прочесть:  Всем Пенсионерам Мвд Положена Мат Помощь?

Что такое самозахват земельного участка в гражданском кодексе

К примеру, земли сельхозназначения — это фактически одна из основ самого существования населения в России: если земля не будет использоваться в сельхозпроизводстве, не будет пищи. Впрочем, если захвату подвергаются земли другого назначения, это немногим лучше, т.
к. участок может относиться и к другой охраняемой категории. Гражданско-правовые последствия самозахвата земли Для самовольного занятия земельного участка с точки зрения гражданского законодательства характерно то, что это не порождает никаких прав для лиц, которые совершили самозахват. Это означает, что захватчики:

Если самовольное занятие земельного участка совершено в отношении части надела, то расчет стоимости, от которой зависит исчисление штрафа, производится исходя из отношения той площади, что была незаконно занята, к общему размеру участка. В целом же механизм применения административной ответственности за самозахват земли выглядит примерно так:

Основные принципы земельного законодательства

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

СССР. Общественные науки — Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия

ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Земельное законодательство — в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Рекомендуем прочесть:  Спискм Пенсионников В Строительстве

Земельное законодательство — 1) отрасль российского законодательства; 2) (для целей Земельного кодекса Российской Федерации) система законодательных актов, состоящая из названного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ; нормы… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

XIX съезд партии указал на необходимость обеспечить высокопроизводительное использование всех орошаемых и осушаемых земель, осуществить повсеместный переход на новую систему орошения с временными оросительными каналами вместо постоянных.

Конституция СССР в законодательном порядке закрепила построение социалистического общества в СССР. В ней нашли своё отражение и основы земельного строя в СССР. Земля, её недра, воды и леса в СССР являются государственной собственностью, т. е. всенародным достоянием (ст. 6). Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, т. е. навечно (ст. 8).

Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик

Основы законодательства — Союза ССР и союзных республик, 1) совокупность принципов и важнейших норм, в соответствии с которыми строится законодательство по определённой отрасли. 2) Закон, принятый Верховным Советом СССР для установления единства в правовом… … Большая советская энциклопедия

Охрана природы — система естественнонаучных, технико производственных, экономических и административно правовых мероприятий, осуществляемых в пределах данного государства или его части, а также в международном масштабе и направленных на сохранение и… … Большая советская энциклопедия

Основы Гражданского И Земельного Законодательства Что Такое Предприятие

Приобретение земельных участков в собственность на основании решения органа государственной власти или местного самоуправления, уполномоченного распоряжаться земельными ресурсами, возможно в двух формах: за плату и бесплатно.

Недействительные сделки не соответствуют закону, не имеют качеств юридического факта и не влекут желаемых правовых последствий. Они подразделяются на две разновидности — ничтожные и оспоримые, т.е. абсолютно и относительно недействительные. Оспоримой считается сделка, недействительная по решению суда, а ничтожная недействительна с самого начала ее совершения независимо от решения суда.

Глава 2

Федерации издан Указ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Одним из основных направлений деятельности является экологически безопасное

(процесс разграничения собственности на природные ресурсы на федеральную, субъектов Федерации и др. уже пошел), установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития

Некоторые проблемы взаимодействия гражданского и земельного законодательства и пути их решения

Впервые частная собственность на землю была закреплена в ст. 1 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и в ст. 2 Закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе» . Характерно, что на момент их принятия нормы этих Законов о праве собственности противоречили Конституции РСФСР 1978 г. Однако 15 декабря 1990 г. в нее были внесены изменения, но утверждать, что право частной собственности на землю после этого приобрело всеобъемлющий характер, не приходилось. Возможность предоставления земельных участков в собственность хотя и была предусмотрена ст. 12 Конституции РСФСР, но была ограничена десятилетним с момента приобретения права собственности мораторием на куплю-продажу земельных участков .

Сдерживание гражданско-правового оборота земель с помощью различных политико-правовых инструментов, в том числе публично-правовых ограничений, продолжалось и в дальнейшем. Речь идет не об изъятии либо об ограничении в обороте тех земельных участков (res extra commercium), которые действительно должны быть из него изъяты либо ограничены (ст. 27 ЗК РФ), и не о разумном применении иных публично-правовых средств при регулировании имущественных отношений с землей (целевое использование земли и т.п.). Речь идет о сознательной политике Российского государства, которая на протяжении 90-х гг. XX в. вынуждена была балансировать на грани между существовавшими в обществе полярными взглядами по поводу права частной собственности на землю. Это, в свою очередь, влияло на содержание земельного законодательства. Соответственно, имущественные отношения по поводу земли, складывающиеся в обществе, были не во всем «рыночными». Так, 27 октября 1993 г. был принят важный для внедрения частноправового регулирования земельных отношений Указ Президента РФ N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы». Согласно п. 1 Указа земельные участки и все, что прочно с ними связано, были названы недвижимостью. Совершение сделок с земельными участками подлежало регулированию гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства и норм самого Указа. Пункт 3 Указа предусматривал государственную регистрацию права собственности на земельный участок как обязательный элемент правового режима недвижимой вещи. Последняя должна была производиться местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

Нюдюрбегова Асанбубы Нюдюрбеговича по работе в Государственной Думе

б) не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (статья 15 ЗК РФ).

б) для федеральных государственных унитарных предприятий ежегодно утверждают федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях или сферах управления в составе программ деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий (постановление Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 года N 228);

Что такое самозахват земельного участка в гражданском кодексе

На момент проверки ЗАО «Концерн «АйсРоос» каких-либо правоустанавливающих документов на указанные земельные участки не представило; актом выездной проверки от 25.06.2022 установлено, что площадь земельного участка, прилегающего к арендованному земельному участку с западной и северо-западной стороны, составляет 13 950 кв. м. Общая площадь земельного участка по фактическим границам составляет 33 950 кв.
м, что подтверждается фотографиями, топографической съемкой, чертежами земельного участка, заключением филиала

Если при самовольном захвате земли нарушаются требования к целевому использованию земли, виновное лицо также будет обязано возместить правообладателю все расходы, и подлежит привлечению к административной ответственности. В таких случаях целесообразно обратиться к земельным инспекторам службы Госземнадзора, которые могут составлять протоколы о нецелевом использовании земли и самовольном ее захвате.
Специальные правила установлены для привлечения захватчиков земли к административной ответственности. Статья 7.1 КоАП РФ предусматривает не только санкционные меры за самовольное занятие надела или его части, но и за эксплуатацию земли без надлежащих разрешительных документов.
Под такие случаи подпадают даже законные арендаторы, не обратившиеся своевременно за продление срока арендного договора.

Основы Гражданского И Земельного Законодательства Что Такое Предприятие

Права владения и использования собственник может полностью передать другому лицу (например, в случае аренды), а право распоряжения может передать частично (например, при передаче в хозяйственное ведение, оперативное управление и

Другой случай, это когда государство наделяет предприятие правом хозяйственного ведения. Такое предприятие называется государственным унитарным. Оно владеет и пользуется имуществом, а распоряжение имуществом ограничено: только с согласия собственника.

Земельное законодательство и Концепция развития гражданского законодательства

5 Журнал российского права пользования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком; при регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель. Представляется, что законодателю не следует уходить от выверенной и оправдавшей себя в теории и на практике формулы ч. 3 ст. 129 ГК РФ (почерпнутой из западноевропейского законодательства), согласно которой земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Эта формула основывается на ч. 1 ст. 9, ч. 2 и 3 ст. 36 Конституции РФ и получает последующее отражение в ст. 209 ГК РФ, ч. 3 ст. 3 и др. ЗК РФ, ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса РФ, ч. 2 ст. 4 Водного кодекса РФ и в других федеральных природоресурсных законах. Актами Конституционного Суда РФ определено, что конституционное положение о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, означает их принадлежность всем народам, проживающим в пределах ее государственных границ, и иное означало бы ущемление суверенитета Российской Федерации над своей территорией. Неоднократно предпринимались рядом депутатов усилия по отмене ч. 3 ст. 3 ЗК РФ, которая опосредует приведенные нормы Конституции РФ и ГК РФ и согласно которой имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Однако и юридическое сообщество, и Федеральное Собрание РФ не склонны к изменению этой основополагающей для понимания соотношения земельного и гражданского законодательства нормы. Согласно общепринятым принципам права, в случае разночтений между нормами законов нормы специального закона должны иметь приоритетное значение по отношению к общему закону. Обоснованно можно считать гражданское законодательство, устанавливающее общие правила осуществления имущественных отношений, более общим законом (по вопросам имущественного оборота!) по отношению к законам о природных ресурсах и объектах, имущественный оборот которых должен осуществляться по общим правилам ГК РФ с изъятиями, установленными специальными законами об этих природных ресурсах и объектах. Специальными законами, имеющими приоритетный характер, по отношению к общему закону ГК РФ являются законы об акционерных обществах, о кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и др. Специальными законами можно считать Земельный, Водный, Лесной кодексы РФ и другие природоресурсные законы. Обсуждению соотношения гражданского и земельного права и законодательства как формально равноценных отраслей российского права и законодательства, как общего и специального методов и направлений регулирования имущественных

Рекомендуем прочесть:  Как оформить адресную помощь через госуслуги в Ростовской области?

4 вании правоприменительной практики либо (в случае необходимости) об изменении, дополнении нормативно-правовой базы решения серьезной, имеющей в течение двух веков общественное значение проблемы, каковой является землепользование в России. Как представляется, к модернизации любого важнейшего закона надо подходить не с позиций «как бы можно еще украсить его», а с позиций «без каких изменений этого закона нельзя сегодня обойтись». Можно лишь повторить известные соображения о необходимости преодоления экономических и социальных проблем, прежде всего, с помощью реализации принятых законодательных требований, и только если они себя исчерпали, вошли в безвыходное противоречие с другими требованиями, если использованы различные организационно-экономические варианты повышения их эффективности, надо приступать к взвешенному пересмотру и осторожному «перелопачиванию» законодательства. В общих интересах россиян влияние государства и судебной власти на состояние гражданских, имущественных сторон правопорядка должно усиливаться, а императивность норм, регулирующих имущественные отношения, стабильность, устойчивость и предсказуемость гражданского, имущественного оборота, осуществляемого в соответствии с принципами законности и справедливости, должны повышаться. Здесь мы также можем сослаться на мнение С. Н. Братуся, связывавшего категорию юридической ответственности с возможностями государственного, правового, судебного принуждения, которые отграничивают ее от иных социальных требований и норм. Можно приветствовать предложение Концепции обычая в качестве очередного источника гражданского права: в осуществлении оборота земельных участков, ряда Ежегодные научные чтения памяти профессора С. Н. Братуся 41 иных природных объектов обычай играет немалую роль, особенно в местностях с преобладанием населения, исповедующего мусульманство, буддизм. Применение охотничьих и рыболовных обычаев распространено на европейском российском Севере и в Сибири; право доступа населения к водным объектам общего пользования, в том числе с помощью публичных и частных сервитутов, должно гарантироваться как законом, так и традициями. На нормах обычая нередко основываются распределение земельных участков под огороды и между сособственниками, использование береговой линии водных объектов, пребывание граждан в лесах, общее водопользование, добыча общераспространенных полезных ископаемых. Значение обычая и его узаконения в условиях ослабления государственности и развития рыночных отношений неизменно повышается. Для земельного права имеет большое значение предлагаемая авторами Концепции глава «Право собственности на земельные участки и иные природные объекты» подраздела «Право собственности» нового раздела «Вещное право» ГК РФ (о многом говорит уже иерархия наименований указанных частей и подзаголовков ГК РФ). Озабоченность вызывают предложения разработчиков Концепции о переносе ст , 23, 35, 40, 42 44, 49 53, 56 и др. ЗК РФ в ГК РФ. Прежде чем обратиться к постатейному рассмотрению этих новелл, надо определиться в принципе с вопросом соотношения гражданского и земельного, иных подотраслей природоресурсного, природоохранного права. Но лучше, чем это предусматривается в ч. 1 ст. 1 ЗК РФ, сказать трудно: земля основа жизни и деятельности человека, природный объект, важнейшая составная часть природы, природный ресурс и одновременно недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю; регулирование ис-

Конституционные основы правового регулирования земельных отношений

В качестве конституционной основы правового регулирования земельных отношений выступает ст. 42 Конституции РФ, провозглашающая право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его имуществу и здоровью экологическим правонарушением. Учитывая, что земля является природным объектом, природным ресурсом (ст. 1 ЗК РФ), а также компонентом окружающей среды (ст. 1 Закона об охране окружающей среды), действие данной статьи Конституции РФ распространяется и на земельные отношения. Государство, в свою очередь, обязано гарантировать данное право, обеспечивая благоприятное экологическое качество земель, предоставление имеющейся достоверной информации о ее состоянии, возмещение причиненного экологического вреда здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением. Право граждан и юридических лиц на благоприятную окружающую среду дополняется обязанностью каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, провозглашенной ст. 58 Конституции РФ. Данное конституционное положение является основанием закрепления в земельном законодательстве обязанностей граждан и юридических лиц в области охраны земель и их рационального использования.

Конституция РФ выступает в качестве основополагающего источника практически всех отраслей права. Будучи также источником земельного права, она не охватывается понятием земельного законодательства, а является особым нормативным правовым актом, который по отношению к законодательству обладает высшей юридической силой и применяется на всей территории страны. Земельное законодательство не должно противоречить Конституции РФ. Земельные нормы и земельные правовые акты, противоречащие Конституции РФ, по решению КС РФ не подлежат применению до их приведения в соответствие с Конституцией РФ. Хотя Конституция РФ в ст. 15 и провозглашает ее прямое действие, все конституционные нормы, связанные с земельными отношениями, практически не могут применяться прямо, если они не получили своего развития в земельном законодательстве. Именно поэтому о Конституции РФ следует говорить как об основе правового регулирования земельных отношений, на которую опирается в своем развитии вся система источников земельного права.

Статья 1

4) участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

1.3. К принципам, определяющим экологические основы регулирования земельных отношений, относятся принципы: учета значения земли как основы жизни и деятельности человека; приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.