Порядок получения лицензии на добычу полезных ископаемых

Статья 11

Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.

Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.

Допускается предоставление лицензии на пользование недрами в отношении нескольких видов пользования недрами. Лицензия на пользование недрами для разведки месторождений полезных ископаемых отдельно не предоставляется. Разведка месторождений полезных ископаемых осуществляется на основании лицензии на пользование недрами для разведки и добычи полезных ископаемых или геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.

Предоставление участка недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия на пользование недрами удостоверяет право пользования указанным в ней участком недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах.

Не требуется получение лицензии на пользование недрами для осуществления вида пользования недрами, предусмотренного пунктом 1 части первой статьи 6 настоящего Закона, государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, находящимися в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, на основании государственного задания в соответствии с пунктом 11 части первой статьи 10.1 настоящего Закона.

Лицензия на недропользование: порядок получения и продления

Согласно российскому законодательству, недра считаются собственностью нашего государства. Их нельзя приобрести или унаследовать, получить в дар или применять в роли недвижимого залогового имущества. Но вполне возможно получить от государства особое право на проведение исследования, а также на добычу различных ресурсов, которые залегают в глубине недр. Для этого предпринимателям требуется лишь пройти процедуру оформления соответствующих документов. В этой статье узнаем, зачем нужна лицензия на недропользование, а также выясним, кто и как может ее получить.

Для того, чтобы принять участие в конкурсе либо аукционе на получение лицензии на скважину, предпринимателю требуется своевременно подать заявку, а также представить конкурсной комиссии все требуемые документы, которые указываются в сопроводительных списках к официальному объявлению о проведении данного мероприятия.

Нормативные акты предусматривают продление лицензии. При получении разрешения на вид ресурса, который попадает под компетенцию Федерального агентства придется обратиться именно в этот орган с заявкой. Если субъектом осуществляется деятельность на основании лицензии, которая выдана на общераспространенные природные запасы, то документы направляются в компетентную структуру субъекта страны.

  • Гражданин намерен начать бизнес, который будет связан с добычей, а, кроме того, исследованием различных месторождений ценных ископаемых.
  • Требуется участок, который необходим для возведения подземного сооружения, предназначенного для захоронения различных производственных отходов, а, кроме того, для хранения ресурсов и тому подобное. Зачем еще может потребоваться получение лицензии на недропользование?
  • Организация нуждается в собственном источнике водоснабжения. Подземные воды считаются таким же ресурсом, как газ или нефть. По этой причине для их добывания и применения в коммерческих целях также требуется наличие лицензии.
  • Предприниматель занимается организацией природных заповедников, научно-исследовательских полигонов, оздоровительных зон и тому подобное. Во всех этих случаях нужно обращаться в Департамент недропользования.

В том случае, если речь идет о лицензировании прав на разработку месторождения, которое обладает федеральным значением, то к оцениванию заявки подключается помимо всего прочего Правительство России. Имеется реестр лицензий на недропользование. Разрешение на эксплуатацию территории наряду со строительством подземных сооружений в целях осуществления деятельности, которая не связана с добычей ресурсов, принимается непосредственно после процедуры согласования с Госгортехнадзором.

В случае переоформления лицензии на пользование участком недр федерального значения по заявлению претендента, за исключением случая, когда претендентом представлено решение Правительства Российской Федерации о допустимости перехода к нему права пользования участком недр федерального значения, Федеральное агентство по недропользованию направляет в Федеральную антимонопольную службу запрос с приложением копий документов, указанных в подпунктах 1 — 3, 6 пункта 68 и пункте 70 Административного регламента, представленных для переоформления лицензии на пользование участком недр федерального значения, о представлении заключения для подтверждения факта того, что:

  • Копия действующей лицензии на пользование недрами со всеми приложениями к ней, зарегистрированными в установленном порядке, подлежащая переоформлению;
  • Доверенность в случае, если заявка на переоформление лицензии подписана не руководителем заявителя;
  • Выписка из реестра акционеров (для претендентов — акционерных обществ).
  • Государственная функция по осуществлению переоформления лицензий на пользование участками недр, за исключением участков недр, распоряжение которыми отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, реализуется Роснедрами и его территориальными органами в следующих случаях:

    Для переоформления лицензии на пользование участком недр федерального значения претендент, являющийся юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, с участием иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, и к которому в соответствии с частью девятой статьи 17.1 Закона Российской Федерации «О недрах» не запрещается переход права пользования участком недр федерального значения, кроме перечисленных в пунктах 68 и 69 Административного регламента, представляет также следующие документы:

    Для переоформления лицензии на пользование участком недр федерального значения претендент, являющийся юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, с участием иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, и к которому в соответствии с частью девятой статьи 17.1 Закона Российской Федерации «О недрах» запрещается переход права пользования участком недр федерального значения, кроме перечисленных в пунктах 68 и 69 Административного регламента, представляет также решение Правительства Российской Федерации о допустимости перехода права пользования участком недр федерального значения к такому претенденту.

    Получение лицензии на право пользования недрами

    Предполагается провести оценочные работы на всей площади с целью выявления промышленных запасов, пригодных для получения строительного песка отвечающего требованию ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Подсчет запасов провести по категории С1+С2 в количестве не менее 500 тыс.м 3 .

    а) для геологического изучения участков недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, по которым в государственном балансе запасов полезных ископаемых отсутствуют данные о наличии запасов твердых полезных ископаемых, запасов углеводородного сырья, термальных (теплоэнергетических) подземных вод, промышленных подземных вод, минеральных подземных вод и лечебных грязей;

    Участок расположен на землях поселений Краснотурьинского городского округа.
    Собственник земельного участка — Российская Федерация в лице Департамента леса. Арендатор земельного участка – отсутствует.
    Кадастровые номера участка на публичной карте 66:50:0529002 и 66:50:0529003.

    б) для геологического изучения участка недр, который является сопредельным по верхней и (или) нижней границе предоставленному в пользование участку недр, содержащему разведываемое и (или) разрабатываемое месторождение полезных ископаемых, (далее — нижележащий (вышележащий) горизонт разведываемого и (или) разрабатываемого месторождения полезных ископаемых), за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр;

    СКАЧАТЬ ЗАЯВКУ (ссылка ниже) на включение участка недр местного значения, содержащего общераспространенные полезные ископаемые, в Перечень участков недр местного значения, предоставляемых в пользование на территории Свердловской области (формат World).
    Заявка подается в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области.

    Порядок получения лицензии на добычу полезных ископаемых

    54. Должностное лицо структурного подразделения Роснедр (по участкам недр, отнесенным к компетенции Роснедр) или структурного подразделения территориального органа Роснедр (по участкам недр, отнесенным к компетенции территориальных органов Роснедр), ответственного за лицензирование, в течение 7 рабочих дней направляет заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении подписанные Роснедрами или его территориальным органом изменения и дополнения в лицензию на пользование недрами.

    83. Должностное лицо структурного подразделения территориального органа Роснедр, ответственного за лицензирование, после получения утвержденного протокола Комиссии по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий (по участкам недр, отнесенным к компетенции территориального органа Роснедр) в течение 10 дней готовит для принятия решения и подписания проект приказа о переоформлении лицензии на пользование участком недр.

    Д — другие виды работ, не связанных с добычей полезных ископаемых (строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости), сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов).

    В случае, если изменения и дополнения в лицензию согласовало лицо, не являющееся руководителем заявителя и отличное от уполномоченного лица, подписавшего заявку, указанную в пункте 39 настоящего Административного регламента, то к направляемым изменениям и дополнениям в лицензию прикладывается доверенность.

    3) прекращение деятельности юридического лица — пользователя недр вследствие его присоединения к другому юридическому лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии, если другое юридическое лицо будет отвечать требованиям, предъявляемым к пользователям недр, а также будет иметь квалифицированных специалистов, необходимые финансовые и технические средства для безопасного проведения работ;

    В соответствии со статьей 12_1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст.834; Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 18, ст.3067), подпунктами 5.2.8_1, 5.2.22 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.6586; 2022, N 35, ст.6307), подпунктом «г» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. N 171 «Вопросы Федерального агентства по недропользованию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст.1463)

    В квадратных скобках приведены атрибутивные поля, заполняемые в соответствии с порядком оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование недрами, предусмотренным частью семнадцатой статьи 12_1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст.834; Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 18, ст.3067) (далее — Закон Российской Федерации «О недрах»).

    Лицензия на недропользование: порядок получения и продления

    В том случае, если полезные ископаемые, которые расположены на территории земельного участка, запланировано использовать в хозяйственных целях, которые не являются коммерческими, то его владелец или арендаторы могут осуществлять это без оформления лицензии.

    Лицензию на недропользование выдает Министерство экологии и природных ресурсов. Также за этот вопрос несет ответственность Департамент недропользования. Как правило, в рамках организации конкурса по выдаче лицензий принимают участие также и представители со стороны исполнительной власти областей и регионов.

    • Информация о заявителе, которая должна включать в себя место основной деятельности организации наряду с хозяйственными взаимоотношениями с производственными, а также с финансовыми партнерами и тому подобное.
    • Сведения о владельцах организации-заявителя, а, кроме того о составе ее руководства, принимающего участие на аукционе.
    • Финансовые возможности организации-заявителя, которые должны подтверждать ее способность к выполнению намеченного плана работ.
    • Научно-техническая база предприятия, а также сведения о возможностях подрядчиков в том случае, если их будут привлекать для реализации указанного проекта.
    • Сведения, которые будут отражать информацию о предыдущих проектах. Обязательной составляющей является список государств, в которых организация занималась коммерческой производственной деятельностью в течение пяти последних лет.
    • Проект использования недр, который был разработан организацией-заявителем. Проект должен включать в себя конкретные и четкие предложения по его реализации.
    Рекомендуем прочесть:  Какие льготы имеет пенсионер ветеран труда труда

    Какие требования предъявляют предпринимателям, и в какие органы следует обращаться? Лицензию на недропользование выдают, как правило, в конкурсном либо аукционном режиме. Вне конкурса данный документ могут выдать предпринимателю в исключительных ситуациях на основании решения со стороны специальной комиссии, которая была создана федеральным органом по управлению природными недрами. В состав данной комиссии помимо всего прочего должны также быть включены и представители исполнительной власти региона страны.

    Согласно российскому законодательству, недра считаются собственностью нашего государства. Их нельзя приобрести или унаследовать, получить в дар или применять в роли недвижимого залогового имущества. Но вполне возможно получить от государства особое право на проведение исследования, а также на добычу различных ресурсов, которые залегают в глубине недр. Для этого предпринимателям требуется лишь пройти процедуру оформления соответствующих документов. В этой статье узнаем, зачем нужна лицензия на недропользование, а также выясним, кто и как может ее получить.

    Углеводородное сырье, основные виды твердых полезных ископаемых, подземные воды

    Участки недр местного значения
    Законом РФ «О недрах» к участкам недр местного значения отнесены:
    1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые;
    2) участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    3) участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

    Организационное обеспечение лицензирования пользования недрами по участкам недр местного значения относится к компетенции субъекта Российской Федерации. В Пермском крае, уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим данные полномочия, является Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.

    Порядок предоставления права пользования участками недр местного значения с целью краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, право пользования которым досрочно прекращено
    В случае если в интересах рационального использования и охраны недр приостановление добычи общераспространенных полезных ископаемых нецелесообразно или невозможно, уполномоченный орган, досрочно прекративший право пользования соответствующим участком недр местного значения, до принятия в установленном порядке решения о новом пользователе недр может предоставить право краткосрочного (до одного года) пользования таким участком недр местного значения юридическому лицу (оператору) с оформлением соответствующей лицензии.
    Уполномоченный орган в течение 30 дней со дня поступления заявки рассматривает представленные заявителем материалы, принимает решение о предоставлении заявителю права пользования участком недр местного значения или об отказе в удовлетворении заявки.
    Уполномоченный орган в течение 30 дней со дня принятия решения о предоставлении права пользования участком недр местного значения оформляет, регистрирует в порядке, установленном уполномоченным органом, и выдает лицензию заявителю.
    Порядок предоставления права пользования участком недр местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых

    Лицензирование осуществляется в соответствии с Законом РФ»О недрах», Законом Пермского края от 9 ноября 2012 г. № 114-ПК «О порядке предоставления в пользование участков недр местного значения на территории Пермского края».

    Основаниями возникновения права пользования участками недр местного значения являются:
    1) принятое в соответствии с законодательством Пермского края решение уполномоченного органа о:
    предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный уполномоченным органом, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых;
    предоставлении права пользования участком недр местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный уполномоченным органом, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр местного значения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом;
    предоставлении права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр местного значения для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр местного значения, право пользования которым досрочно прекращено;
    предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный уполномоченным органом, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых;
    предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи;
    2) переход права пользования участками недр местного значения в соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования;
    3) государственный контракт на выполнение работ по геологическому изучению недр, заключенный уполномоченным органом в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    Решение о предоставлении права пользования участком недр местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, принимается уполномоченным органом при наличии:
    документов, подтверждающих наличие в собственности (пользовании) заявителя земельного участка, или предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника (владельца) на предоставление заявителю земельного участка, необходимого для строительства и эксплуатации подземного сооружения;
    заключения экспертизы геологической информации, экологической, санитарно-эпидемиологической экспертиз, экспертизы промышленной безопасности о возможности строительства и эксплуатации объекта.
    В случае наличия указанных документов у заявителя он вправе предоставить их в уполномоченный орган.
    Заявка рассматривается уполномоченным органом, о результатах рассмотрения заявитель извещается в письменной форме в течение 30 дней со дня поступления заявки.
    Уполномоченный орган в течение 60 дней со дня официального извещения о приеме заявки проводит необходимые согласования и принимает решение о предоставлении права пользования участком недр местного значения, в случае отрицательного заключения согласующих органов заявитель извещается в письменной форме.
    Уполномоченный орган в течение 30 дней со дня принятия решения о предоставлении права пользования участком недр местного значения оформляет, регистрирует в порядке, установленном уполномоченным органом, и выдает лицензию заявителю.
    Порядок предоставления права пользования участками недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод
    Решение о предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод за счет средств пользователя недр или за счет государственных средств принимается уполномоченным органом.
    В случае наличия указанных документов у заявителя он вправе представить их в уполномоченный орган.
    Заявка на получение права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод за счет средств пользователей недр рассматривается уполномоченным органом, о результатах рассмотрения заявитель извещается в письменной форме в течение 30 дней со дня поступления заявки.

    Однако в силу пункта 5 Постановления № 35, если при рассмотрении спора, связанного с расторжением договора, по которому одна из сторон передала в собственность другой стороне какое-либо имущество, судом установлено нарушение эквивалентности встречных предоставлений вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей одной из сторон, сторона, передавшая имущество, вправе требовать возврата переданного другой стороне в той мере, в какой это нарушает согласованную сторонами эквивалентность встречных предоставлений.

    Стоит оговориться, что подобные положения закона, несмотря на их ясность и недвусмысленность, могут не найти поддержку со стороны суда. Для него предвидимое нарушение не всегда имеет значение, а бездействия заказчика по удержанию товара правомерны только тогда, когда подрядчик уже нарушил права заказчика по оплате добытого полезного ископаемого. В целях устранения будущих разногласий следует включать в текст договора прямое условие, согласно которому заказчик, при возникновении обстоятельств, очевидно свидетельствующих о неисполнении подрядчиком встречной обязанности по оплате, вправе потребовать от подрядчика представить доказательства своей платежеспособности или обеспечение обязательства. В случае нарушения подрядчиком данной обязанности (лучше установить разумный срок) – в одностороннем порядке заявить о прекращении обязательства по передаче товара.

    Одной из распространенных и грубых ошибок, с которой зачастую сталкиваются компании в сфере недропользования, является заключение договора подряда, предусматривающего возникновение права собственности на добытое полезное ископаемое «сразу» у подрядчика. Вместе с тем стороны даже не подозревают, что подписывают ничтожное соглашение, которое не только противоречит императивным предписаниям закона, но и посягает на публично-правовые интересы. Кроме того, такая сделка является смешанной, и при недостаточной индивидуализации объекта договора подрядчик может лишиться и оплаты, и возможности взыскать неосновательное обогащение. При этом недропользователь вправе не передавать добытое полезное ископаемое подрядчику, который является неплатежеспособным.

    Однако тот факт, что подрядчик в течение определенного времени добывал уголь, а недропользователь принимал его по соответствующему акту, свидетельствует о потребительской ценности актива. Даже если договор подряда признают недействительным в указанной части, недропользователю придется исполнить ликвидационную обязанность – оплатить выполненные работы [5]. До этого момента сбереженное заказчиком полезное ископаемое будет расцениваться судами как неосновательное обогащение [6].

    Согласно пункту 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 июня 2014 года № 35 «О последствиях расторжения договора» (далее – «Постановление № 35») по смыслу п. 2 статьи 453 ГК при расторжении договора прекращается обязанность должника совершать в будущем действия, которые являются предметом договора (например, отгружать товары по договору поставки, выполнять работы по договору подряда и т.п.). Условия договора, которые в силу своей природы предполагают их применение и после расторжения договора либо имеют целью регулирование отношений сторон в период после расторжения, сохраняют свое действие и после расторжения договора.

    Приказ Минприроды России от N 1092 Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, для геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод или для геологического изучения участков недр в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, осуществляемых по совмещенной лицензии

    2. В соответствии с пунктом 3 статьи 10.1 Закона Российской Федерации «О недрах» право пользования участками недр для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, или для геологического изучения участков недр в целях поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, их разведки и добычи на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, осуществляемых по совмещенной лицензии, возникает на основании решения комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр (далее — Комиссия). Комиссия создается приказом Федерального агентства по недропользованию, который устанавливает ее состав, распределение полномочий и порядок работы.

    Рекомендуем прочесть:  Проверка запрета на въезд в РФ иностранным гражданам таджикистана в 2022 году

    11) копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц), заверенная в случае представления ее заявителем печатью заявителя (при наличии) и подписью уполномоченного лица;

    Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган, в который в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка была направлена заявка, в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации заявки, проверяет содержание представленной заявки на предмет соответствия описи входящих в ее состав документов и сведений.

    В случае представления заявки и прилагаемых к ней документов и сведений с использованием Личного кабинета недропользователя заявка и прилагаемые к ней документы и сведения, сопровождаемые описью, оформленной в электронном виде, представляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2022, N 24, ст. 3755).

    перечень технических средств и оборудования заявителя, а также технических средств и оборудования юридических и физических лиц, привлекаемых для проведения работ на участке недр (в случае, если проведение отдельных видов работ на участке недр планируется осуществлять с привлечением юридических или физических лиц), с приложением выписки из реестра бухгалтерского учета заявителя и (или) юридических лиц, привлекаемых для проведения работ на участке недр, подтверждающих наличие технических средств и оборудования, необходимых для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр;

    Об утверждении Порядка предоставления недр в пользование, а также пользования недрами, оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр

    9.5. Основанием для предоставления лицензии на пользование участком недр в целях, указанных в пункте 9.3 настоящего раздела, является решение министерства, принятое по результатам аукциона, за исключением предоставления лицензии субъекту предпринимательской деятельности для разведки и добычи техногенного сырья для производства строительных материалов на открытом им месторождении, при установлении факта его открытия в установленном порядке.

    12.6. Лицензия подписывается уполномоченным должностным лицом министерства и подлежит государственной регистрации в государственном реестре участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами (в части участков недр) на территории Ростовской области (далее – Государственный реестр).

    4.5. Решение министерства о предоставлении права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр местного значения для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр местного значения, право пользования которым досрочно прекращено, принимается в порядке, установленном правовыми актами министерства.

    участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее – питьевое водоснабжение) или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 куб. метров в сутки, а также для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.

    4.7. Решение министерства о проведении аукционов или предоставлении права пользования участками недр без проведения аукционов в отношении участков недр, включенных в утвержденные перечни участков недр местного значения, принимается по результатам рассмотрения заявлений субъектов предпринимательской деятельности, которые регистрируются в министерстве в течение 1 рабочего дня. Форма заявления, перечень прилагаемых документов и порядок их рассмотрения устанавливаются правовыми актами министерства.

    8. Разработать и утвердить Положение о порядке осуществления добычи ОПИ для собственных производственных и технологических нужд пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта, предусмотрев проведение экспертизы проектов на работы по геологическому изучению и разработку месторождений ОПИ, а также Государственной экспертизы запасов ОПИ, расположенных в границах выделенных горных отводов.

    Подчеркивая принципиальную важность нормативного правового регулирования порядка выдачи лицензий на пользование участками недр для добычи общераспространенных полезных ископаемых при строительстве линейных объектов и расширении полномочий субъектов Российской Федерации, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:

    Проведя с участием членов Совета Федерации, представителей Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, представителей горнодобывающих (нефтегазодобывающих) компаний, научно-исследовательских учреждений и общественных организаций обсуждение проблем нормативного правового регулирования порядка выдачи лицензий на пользование недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых при строительстве линейных объектов, участники «круглого стола» отмечают следующее.

    10. Рассмотреть возможность сокращения сроков экспертизы проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых применительно к общераспространенным полезным ископаемым.

    11. Определить конкретный перечень линейных объектов и других объектов, для строительства которых требуются большие объемы ОПИ, на которые целесообразно распространить упрощенный порядок предоставления лицензии на разведку и добычу ОПИ без проведения аукционов.

    5. Заявитель вправе подать заявку и прилагаемые к ней документы и сведения в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган лично, почтовым отправлением или с использованием Портала недропользователей и геологических организаций «Личный кабинет недропользователя» на официальном сайте Федерального агентства по недропользованию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — Личный кабинет недропользователя).

    реквизиты заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (далее — государственная экспертиза запасов), содержащего выводы о достоверности и правильности оценки количества и качества запасов подземных вод в недрах, подготовленности месторождений или их участков к разведке и добыче;

    5) предложения заявителя по условиям пользования недрами, включая предложения по проведению работ по геологическому изучению в целях поисков и оценки подземных вод, разведке и добыче подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, с указанием видов, объемов, сроков проведения работ;

    наименование и организационно-правовая форма, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации, идентификационный номер налогоплательщика, адрес места нахождения, телефон, факс и адрес электронной почты (при наличии) — для юридического лица;

    9. Комиссия в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня поступления заявки и прилагаемых к ней документов и сведений в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка, осуществляет проверку заявки на наличие (отсутствие) оснований для отказа, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, а также рассматривает представленные материалы на предмет их соответствия основным задачам и условиям проведения работ по разведке и добыче подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, по геологическому изучению участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод или геологическому изучению участков недр в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, осуществляемых по совмещенной лицензии.

    Вопросы и ответы

    Согласно ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Данное положение распространяется также и на недвижимое имущество, в том числе скважины, с учетом положений ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации о государственной регистрации недвижимости.

    Обращаем Ваше внимание, что при ликвидации эксплуатационных скважин следует внести соответствующие изменения в условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии. Кроме того, в этом случае вносятся изменения
    в действующий проект водозабора, которые затем подлежат согласованию
    с комиссией, создаваемой федеральным органом управления государственнымфондом недр либо одним из его территориальных органов (в зависимости от разграничения полномочий), а в отношении участков недр местного значения – с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

    Предприятие планирует ликвидировать разведочно-эксплуатационную скважину. Скважина числится в составе действующего водозабора, но в эксплуатацию не вводилась из-за низких гидрогеологических параметров, находится длительное время (24 года) на консервации, расположена в зоне санитарной охраны третьего пояса действующего водозабора. Просим разъяснить, необходимо ли составлять проект на ликвидационный тампонаж разведочно- эксплуатационной скважины, проводить согласование проекта или экспертизу, и где?

    Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора.

    Ответ: Согласно ст. 26 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон «О недрах») предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.

    Постановка на учет в качестве плательщика НДПИ

    При каких обстоятельствах возникает основание для постановки организации или индивидуального предпринимателя на учет в качестве плательщика НДПИ? Каким образом осуществляется данная процедура? Подлежит ли организация (предприниматель) постановке на учет в качестве плательщика НДПИ, если пользование недрами не связано с добычей полезных ископаемых, являющихся объектом обложения указанным налогом? Должен ли пользователь недр представлять налоговую декларацию по НДПИ в налоговый орган, в котором он поставлен на учет в качестве плательщика данного налога? (В рамках этой статьи не затрагивается вопрос о постановке на учет налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции).

    Передача налоговым органам сведений о предоставлении прав на пользование природными ресурсами – обязанность лицензирующих органов (органов, осуществляющих учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием данными ресурсами). На это им отводится 10 рабочих дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя (п. 7 ст. 85 НК РФ). Уточним: сведения подлежат передаче в налоговый орган по месту нахождения лицензирующего органа. В свою очередь, указанный налоговый орган не позднее рабочего дня, следующего за днем получения сведений, направляет их по каналам связи:

    Рекомендуем прочесть:  Где взять технический паспорт на квартиру

    1) в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в двух случаях – во-первых, если участок (участки) недр и место нахождения организации или место жительства индивидуального предпринимателя расположены на территории одного субъекта РФ, во-вторых, если участок недр расположен на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ или за пределами территории РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора);

    • на континентальном шельфе РФ (включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка);
    • в исключительной экономической зоне РФ. Такой зоной признается морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным специальным законом, международными договорами РФ и нормами международного права;
    • за пределами территории РФ на территориях под юрисдикцией РФ либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора.

    Разберемся, при каких обстоятельствах считается, что участок недр предоставлен в пользование. Порядок пользования недрами в РФ и отношения, возникающие в связи с их использованием, регулируются нормами Закона о недрах.

    В пункте 1 ст. 346 НК РФ зафиксировано: налоговая декларация по НДПИ представляется пользователем недр в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика. Данная норма, как указала ФНС, является императивной, поэтому местом представления налоговой декларации по НДПИ следует считать инспекцию ФНС по месту нахождения (жительства) налогоплательщика (Письмо от 06.06.2013 № ЕД-4-3/10408@). Из этого правила есть исключение, касающееся налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших. Таковые представляют декларацию по НДПИ в межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, в которой они поставлены на учете (абз. 4 п. 3 ст. 80 НК РФ).

    Приказ Минприроды России N 752, Роснедр N 11 от

    3) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени пользователя недр — юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени пользователя недр без доверенности (далее — руководитель пользователя недр). В случае, если от имени пользователя недр действует иное лицо, заявка должна содержать также подлинник доверенности на осуществление действий от имени пользователя недр, заверенный печатью пользователя недр (при наличии) и подписанный руководителем пользователя недр (для юридического лица) или иным уполномоченным руководителем пользователя недр лицом. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем пользователя недр, заявка должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

    1) сведения о пользователе недр, в том числе для юридического лица — полное наименование, его организационно-правовая форма, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, для индивидуального предпринимателя — фамилия, имя, отчество (при наличии), основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, а для иностранного лица — в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;

    Часть семнадцатая статьи 12.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 18, ст. 3067).

    21. Лицо, осуществляющее организационное обеспечение деятельности Комиссии в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка, готовит комплект документов по внесению изменений в лицензию на пользование недрами для рассмотрения Комиссией, который включает в себя следующие документы и сведения в отношении каждого случая внесения изменений в лицензию на пользование недрами:

    Факт уплаты пользователем недр или уполномоченным им в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом государственной пошлины за внесение изменений в лицензию на пользование недрами подтверждается уполномоченным лицом Федерального агентства по недропользованию, его территориального органа или ФГКУ «Росгеолэкспертиза» посредством использования информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

    Минэкологии РБ обеспечивает в области лицензирования недр (Закон РФ «О недрах», Закон РБ Закон РБ «О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан», Административный регламент Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан по предоставлению государственной услуги «Лицензирование пользования участками недр местного значения»): функционирование государственной системы лицензирования пользования участками недр местного значения; предоставление права пользования участками недр местного значения, включая:
    принятие решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения в установленном законодательством порядке, в том числе в случаях перехода права пользования участками недр местного значения;
    оформление, регистрацию и выдачу лицензий на пользование участками недр местного значения;
    внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр местного значения;
    принятие решений о прекращении или досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участками недр местного значения;
    принятие решений, согласованных с территориальным органом федерального органа управления государственным фондом недр, для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов (Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов, утвержденный приказом Минприроды России от 29 ноября 2004 года № 711).

    утверждение проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (Порядок утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на территории Республики Башкортостан, утвержденный Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11 июля 2012 года № 231).

    Предоставление информации об отсутствии (наличии) месторождений полезных ископаемых собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, осуществляющим для собственных нужд добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин

    После того как проведены вскрышные и подготовительные работы, а именно — подъездные пути к месторождению, дороги для транспортировки глины и вскрыши, а также подготовка площадок для складирования глины (конус), начинается процесс добычи. Экскаваторы снимают глину послойно так, чтобы ее можно было укатать на конусе, и грузят в автосамосвалы для дальнейшей транспортировки на склад. На складе ее принимает бульдозер или виброкаток после чего укатывает в конус.

    Напротив, надо выдавать лицензии тем, у кого есть техника, возможности вести нормальную разработку месторождения, специалисты соответствующего профиля и квалификации. Есть у них желание работать – пусть работают, соблюдают все существующие нормы и требования, платят соответствующие налоги.

    Песок является одним из наиболее востребованных материалов в любом строительстве, и самый распространенный способ его добычи — карьерная разработка. Для разработки песочных карьеров применяются экскаваторы, скреперы, подвесные канатные дороги и другое оборудование.

    1. Заявка, содержащая юридические и налоговые данные о заявителе и его компании, название месторождения песка или отдельного его участка, цель недропользователя, технологический и экономический прогноз добычи и потребности в песке в ближайшей перспективе.
    2. Сведения о наличии в штате предприятия необходимых специалистов и на балансе – соответствующих технических средств. Обязательно наличие маркшейдерской службы либо договор аутсорсинга со сторонними организациями, осуществляющими маркшейдерскую съемку.
    3. Информация о финансовом состоянии компании.
    4. Документы, подтверждающие право заявителя на указанный участок.

    Для погрузки грунта и добытой породы применяются фронтальные и телескопические погрузчики JCB, XCMG и других марок. Все модели, имеющиеся в парке компании «Элит Строй-ВНВ», отличаются маневренностью, высокой скоростью перемещения, большой вместимостью ковшей и неоднократно доказали свою эффективность в условиях карьерной разработки. Для транспортировки грунта и добытой породы компания «Элит Строй-ВНВ» обладает собственным парком самосвалов большой вместимости и повышенной проходимости.

    Порядок получения лицензии на добычу полезных ископаемых

    6.6. Владелец лицензии на право добычи полезных ископаемых имеет право проводить в пределах предоставленного ему горного отвода работы по геологическому изучению недр, связанных с проводимой им добычей, без дополнительной лицензии, но с согласованием условий их проведения с органами государственного санитарного, горного надзора и государственного экологического контроля.

    Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, акцизные и другие сборы и платежи, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая плату за используемые ими земельные участки. Для них может устанавливаться скидка с платежей за право пользования недрами, учитывающая истощение недр.

    11.1. Предприятия, желающие получить лицензию на право пользования недрами, должны обратиться в Геолком России или его территориальные подразделения, которые предоставляют необходимую информацию о сроках и условиях предоставления лицензий по интересующим объектам.

    15.11. При изменении условий, связанных с реализацией добываемого минерального сырья, владелец лицензии может временно приостановить работы и в установленном порядке законсервировать или ликвидировать горнодобывающее предприятие, письменно уведомив об этом Геолком России или его территориальное подразделение. Время консервации включается в общий срок действия лицензии.

    18.1. Контроль за соблюдением условий пользования недрами, определенных в лицензии, осуществляется органами государственного геологического контроля во взаимодействии с органами государственного горного надзора, природоохранными и иными контрольными органами, действующими в пределах их компетенции в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации положениями об их деятельности.

    5.2.113. порядок предоставления права пользования участками недр в соответствии с государственным заданием, предусматривающим осуществление государственного геологического изучения недр федеральным государственным учреждением, находящимся в ведении Федерального агентства по недропользованию или его территориального органа;

    «5.2.131. порядок предоставления права пользования участками недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (за исключением подземных сооружений для захоронения радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I — V классов опасности и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на участках недр местного значения), и (или) геологического изучения и оценки пригодности участка недр для строительства и эксплуатации указанных подземных сооружений;»;

    «5.3.3. выдачу заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешений на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода;»;

    «5.2.182. порядок предоставления права пользования участками недр для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведки и добычи таких полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на участке недр, выделяемом из участка недр, предоставленного тому же пользователю недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии;»;

    5.2.86. порядок ведения реестра недобросовестных участников аукционов на право пользования участками недр, в том числе порядок внесения в указанный реестр и исключения из него сведений, а также требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения указанного реестра;»;