Правовое регулирование гражданской службы субъекта рф находится

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о государственной службе

Законодательство субъектов РФ о гражданской службе довольно обширно. Соответствующие его нормы содер­жатся как в конституциях и уставах, так и в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ. К их ведению отнесены сегодня такие вопросы, как управление и финан­сирование гражданской службы субъекта РФ, гарантии для гражданских служащих субъекта РФ и их обеспечение, порядок подбора претендентов на должности гражданской службы субъекта РФ и др.

Правовое регулирование гражданской службы субъекта РФ — это разветвленная система норм, связанных с определением правовых основ организации гражданской службы субъекта РФ, правового положения гражданских служащих субъекта РФ, а также норм, регу­лирующих прохождение гражданской службы субъекта РФ.

В законотворческой практике субъектов РФ обозна­чилось два подхода к содержанию базовых законов субъ­ектов РФ о гражданской службе. В одних субъектах РФ эти законы принимаются в виде объемных комплексных документов, своеобразных кодексов, в которых консоли­дированы нормы федерального и регионального законо­дательства.

Таким образом, важной особенностью правового регули­рования государственно-служебных отношений в субъек­тах РФ является необходимость учета положений федераль­ного законодательства по вопросам государственной службы, а также установление вопросов, по которым в субъектах РФ может осуществляться собственное правовое регулирование.

Правовое регулирование гражданской службы в субъек­тах РФ осуществляется, исходя из конституционного разгра­ничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также положений федераль­ного законодательства. Так, согласно п. 4 ст. 2 Федераль­ного закона № 58-ФЗ, правовое регулирование гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Рос­сийской Федерации и субъектов РФ, а ее организация — в ведении субъекта РФ. Следовательно, при формирова­нии правовой базы на федеральном уровне определяются основные приоритеты и направления развития гражданской службы Российской Федерации, т.е. федеральное законода­тельство является основой для правотворческой деятельно­сти субъектов РФ, а на уровне субъектов РФ выделяются и конкретизируются особенности и своеобразие, исходя из сложившегося регионального опыта, традиций и право­применительной практики.

На уровне субъектов РФ вопросы государственной гражданской службы регламентируются конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также нормативными правовыми актами государственных органов субъектов РФ. В Москве гражданская служба регулируется Законом города Москвы «О государственной гражданской службе города Москвы» от 26 января 2005 г. № 3.

Конституция РФ (ст. 71) устанавливает, что федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации. Конституция в прямой форме не затрагивает вопроса о государственной службе субъектов РФ, но, относя к ведению Российской Федерации лишь федеральную службу, тем самым предрешает, что государственная служба в субъектах РФ находится в их ведении. В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ введено важное положение, дополняющее конституционную норму и укрепляющее вертикаль исполнительной власти в стране. В п. 4 ст. 2 разделяются понятие «правовое регулирование» и «организация» государственной гражданской службы. Правовое регулирование и организация федеральной гражданской службы, как и прежде, находятся в ведении федерального центра. Что касается гражданской службы субъектов РФ, то теперь ее правое регулирование находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, а её организация – в ведении субъекта РФ, т.е. в правовом отношении регионы стали всецело зависимы от центра. Конституция РФ, исходя их принципа федеративного устройства России, определила, что субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему государственных органов. Региональная государственная служба на 90 % функционирует именно в исполнительных органах и их аппаратах.

Одним из главных направлений реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации в современных условиях является формирование системы государственной службы Российской Федерации как целостного государственно-правового института.[1] Говоря о государственной службе Российской Федерации как государственно-правовом институте, следует, прежде всего, рассмотреть ее законодательную базу.

Законодательство о государственной службе образует, прежде всего, нормы права, т.е. нормативные правовые акты, регулирующие ее организацию и правовое положение государственных служащих. В настоящее время правовое регулирование отношений, связанных с гражданской службой Российской Федерации, осуществляется на двух уровнях – федеральном и региональном.

На федеральном уровне источниками права по данным вопросам являются: Конституция РФ; Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ; Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и некоторые другие федеральные законы;

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

— гл. 6 «Основания и последствия прекращения служебного контракта» (ст. 33—41:«Общие основания прекращения служебного контракта, осво­бождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы», «Расторжение служебного контракта по согла­шению сторон», «Расторжение срочного служебного контракта», «Растор­жение служебного контракта по инициативе гражданского служащего», • Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нани­мателя», «Информирование выборного профсоюзного органа при растор­жении служебного контракта», «Прекращение и приостановление слу­жебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон»,

В результате принятия этого закона в целом была реализована осново­полагающая идея Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 15 авгу­ста 2001 г., о публично-правовом характере государственной службы, об определении ее как института, призванного обеспечивать регули­рование отношений между гражданами и государственными органами, а не только исполнение полномочий последних. Идея о публично-право­вом статусе государственного служащего означает, что государственная служба относится к предмету публичного права, а государственный слу­жащий перестает быть обычным наемным работником с особенностями правового статуса.

— гл.15 «Государственный надзор и контроль за соблюдением законо­дательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 67—68:«Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации», «Ответ­ственность за нарушение законодательства Российской Федерации о госу­дарственной гражданской службе Российской Федерации»);

— гл.17 «Вступление в силу настоящего Федерального закона» (ст. 71—74:«Вступление в силу настоящего Федерального закона», «При­знание утратившими силу отдельных законодательных актов», «Приме­нение законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», «Применение законов и иных нормативных правовых актов о государственной службе в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона»).

Однако государственным служащим может быть лишь гражданин, способный по состоянию здоровья и своим деловым качествам профес­сионально обеспечивать выполнение функций, возложенных на соответ­ствующий государственный орган. Претенденту необходимо иметь образо­вание и подготовку, соответствующие содержанию и объему полномочий по должности. При этом принцип равнодоступности к государственной службе реализуется посредством участия граждан в конкурсе на замеще­ние вакантной должности государственной службы.

Основы государственной службы и кадровой политики

Стабилизация социально-экономического положения регионов России, обеспечение их дальнейшего развития обусловливают необходимость совершенствования государственной службы субъектов РФ как механизма государственно-регионального управления. Именно в деятельности государственных служащих субъектов РФ воплощены задачи и функции государственного управления на региональном уровне, кроется секрет его эффективности и неудач.

Конституция РФ устанавливает, что в ведении Российской Федерации находится «федеральная государственная служба» (ст. 71, п. «т»). В совместном ведении РФ и субъектов РФ находится установление «общих принципов организации системы органов государственной власти» (ст. 72, п. «н»). Сказанное означает, что государственная служба субъектов РФ не относится ни к ведению РФ, ни к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Логическое тал кован не норм Конституции РФ приводит к выводу, что она находится в ведении субъектов РФ.

Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ — это разветвленная система правовых норм. В рамках федерального и регионального законодательства о государственной службе нашли отражение нормы, связанные с правовым регулированием в трех сферах:

В акте говорится, что в системе государственной службы России на федеральном уровне вопросы правового регулирования и организации государственной службы находятся в ведении центра — Российской Федерации. На уровне субъектов РФ вопросы правового регулирования государственной службы находятся в совместном ведении центра и субъекта РФ, а вопросы организации государственной службы — в ведении субъекта РФ.

Рекомендуем прочесть:  Год ввода в эксплуатацию здания это

Важно то, что законодатель разграничил понятия «правовое регулирование» и «организация» государственной службы. Этим было сказано, что правовая база государственной службы в регионах не должна противоречить общероссийскому законодательству о государственной службе, так как раньше эти противоречия были. Вопросы организации региональной государственной службы — ее организационной структуры, названия, штатного расписания, денежного содержания чиновников, дополнительных социальных гарантий — это прерогатива местных властей. Таким способом было упрочено единство системы государственной службы России как федеративного государства.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ

В настоящее время в Московской области принят пакет нормативных правовых актов по вопросам государственной гражданской службы. К их числу необходимо отнести, прежде всего, законы Московской области, среди которых главенствующее положение занимает Устав Московской области от 11 декабря 1996 года № 55/96-ОЗ (в ред. Закона МО от 24 декабря 2007 г. № 31/2007-ОЗ. Ст. 31 Устава посвящена регулированию отношений на государственной гражданской службе Московской области, в ней содержатся определения понятий государственной гражданской службы (ч. 1) и государственного гражданского служащего (ч. 2). В ч. 3 ст. 31 установлена система принципов государственной гражданской службы Московской области.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 8 Закона Московской области «О государственной гражданской службе Московской области» гражданским служащим Московской области присваиваются классные чины гражданской службы Московской области в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

В органах государственной власти и государственных органах Московской области по состоянию на 1 января 2007г. учреждено 9370 должностей гражданской службы. По сравнению с 2005г. количество должностей гражданской службы в 2006г. увеличилось на 5,6 %. Численность гражданских служащих Московской области на тот же период составляет 8634 человека, и по отношению к численности населения Московской области остается на уровне 2005 года — 1,3 гражданских служащих на 1 тысячу человек населения Московской области. Средний возраст гражданских служащих — 43 года. Численность гражданских служащих, имеющих высшее профессиональное образование, составляет 85,5% Отчет о работе Управления государственной и муниципальной службы Московской области за 2006 год..

Источниками правового регулирования построения и функционирования государственной службы являются, прежде всего, Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В течение 1992-2002 годов в России сложились конституционные основы государственной службы как механизма государственного управления, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления. Однако в этот период не была решена главная задача: не была создана комплексная нормативная правовая база, которая в полной мере обеспечивала бы реализацию Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципов и норм международного права. Поэтому потребовался новый этап административной реформы, важнейшей составной частью которой стало дальнейшее реформирование государственной службы, как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации.

Глава 1

Внешние отношения охватывают связи государственного аппарата и государственных служащих с гражданами и институтами гражданского общества, между государственными органами и органами местного самоуправления, предприятиями и учреждениями. В основном это является предметом административного права.

Нормативно-правовое регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется на двух уровнях — федеральном и субъектном. При этом следует исходить из того, что п. 4 ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет следующее разграничение функций и полномочий по правовому регулированию служебных отношений: «правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находится в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация — в ведении субъекта Российской Федерации».

Помимо законов, отношения на государственной гражданской службе Московской области регулируются подзаконными актами: постановлениями Московской областной Думы и актами Губернатора и органов исполнительной власти Московской области, к примеру, Постановление Московской областной Думы от 27 июня 2007г. № 11/12-П «О Положении о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Московской области в аппарате Московской областной Думы», Постановление Губернатора Московской области от 31 июля 1997 г. № 197-ПГ «Об утверждении Положения и структуры Управления государственной и муниципальной службы Московской области» и другие.

Базовым актом, регулирующим отношения на государственной гражданской службе Московской области является Закон Московской области № 39/2005-ОЗ «О государственной гражданской службе Московской области» от 11 февраля 2005 г. (ред. от 29 марта 2008 г.). В нем в соответствии с нормами Федерального закона № 79-ФЗ урегулированы такие вопросы, как должности государственной гражданской службы Московской области; реестр должностей государственной гражданской службы Московской области, и реестр государственных гражданских служащих Московской области, классные чины гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы Московской области, высшей и главной групп, квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности гражданских служащих Московской области, социальные гарантии гражданским служащим, вопросы формирования кадрового резерва, управления государственной гражданской службой Московской области.

Во-первых, реализацию Конституции и законов Российской Федерации, законодательства субъектов Федерации, обеспечение национальной безопасности с учетом интересов регионов, а также государственного суверенитета, экономической самостоятельности, духовно-нравственной самобытности народов. Такие функции эффективно может выполнять лишь высокопрофессиональный, стабильный, рационально выстроенный и организационно продуманный и вместе с тем в экономическом и правовом отношении обеспеченный аппарат государственных органов.

Государственная служба субъектов РФ регулирует гражданские отношения Конституцией РФ, Федеральным законом от 27 мая 2003 № 58-ФЗ «О системе госслужбы РФ», указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, конституциями (уставами) субъектов РФ и прочими документами.

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона № 58 «О системе госслужбы РФ» установлено, что правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а ее организация – в ведении субъекта РФ.

В определении остаточной компетенции главную роль играют Конституция Российской Федерации и ее субъектов. Равноправие и равный объем компетенции субъектов РФ прописан в ч. 1 ст. 5 Конституции России. Однако, из-за неравномерности договорных процессов объемы остаточной компетенции оказываются разными.

Предмет ведения, определяемый нормами ФЗ от 06 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных, представительных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ», регулируется, как сфера общественных отношений, Конституцией РФ и находится в компетенции органа госвласти РФ или властвующего органа субъекта РФ.

  1. Ведение Федерации осуществляется только исполнением федеральных законов.
  2. В совместном ведении, выделенный орган государственной власти или субъекты РФ могут применять свое законодательное регулирование, если подобного не существует на федеральном уровне. При появлении такового, все законы субъекта должны быть отменены, либо приравнены к федеральному.
  3. Субъекты Федерации наделены правом осуществлять собственное законодательное регулирование по предметам ведения отсутствующим в Конституции. В этом случае часть полномочий федеральной исполнительной власти возлагается на исполнительную власть субъекта РФ, при условиях не противоречащим главным законам страны.

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин гражданских служащих Московской области, ежемесячных и иных дополнительных выплат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также порядок формирования фонда оплаты труда гражданских служащих Московской области устанавливаются Законом Московской области «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Московской области и должности государственной гражданской службы Московской области» от 2 октября 2003 года № 116/2003-ОЗ.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего Московской области (далее — должностной регламент). Так, к примеру, в Московской областной Думе Решением от 27 апреля 2005 года № 17/138 утверждены «Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственных гражданских служащих Московской области в Московской областной Думе». Помимо общих положений, закрепленных в Законе «О государственной гражданской службе Московской области», в Постановлении Губернатора Московской области от 29 апреля 2005 г. № 65-ПГ «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам государственного гражданского служащего Московской области, замещающего высшую должность государственной гражданской службы Московской области категории «Руководители»» более подробно раскрываются требования, касающиеся уровня знаний и навыков отдельных категорий должностей гражданской службы, а именно категории «руководители».

Рекомендуем прочесть:  Получить Судебные Издержки С Пенсионеров

Кроме оклада месячного денежного содержания гражданского служащего областным Законом о государственной гражданской службе предусмотрены ежемесячные и иные дополнительные выплаты: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы Московской области; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 3) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, в пределах установленного фонда оплаты труда и в порядке, установленном представителем нанимателя; 4) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата к отпуску в размере одного должностного оклада и материальная помощь в размере двух должностных окладов.

Управление осуществляет координацию деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на гражданскую службу Московской области, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения гражданской службы Московской области, ведения Реестра гражданских служащих Московской области, использования кадрового резерва для замещения должностей гражданской службы Московской области, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих Московской области, а также осуществляет вневедомственный контроль за соблюдением в государственных органах законодательства о гражданской службе.

3. Предоставление жилого помещения, в том числе, и после выхода на пенсию, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, в порядке и на условиях, установленных Законом Московской области «Об улучшении жилищных условий государственных гражданских служащих Московской области» от 5 октября 2006 г. № 168/2006-ОЗ.

Согласно ст. 3 ФЗ «О системе…», основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются: федерализм; законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина; равный доступ граждан к государственной службе; единство правовых и организационных основ государственной службы; взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы; открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю; профессионализм и компетентность государственных служащих; защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Государственная служба вместе с муниципальной службой образуют публичную службу. Муниципальной службой называется профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должности муниципальной службы, замещаемой путём заключения трудового договора (контракта).

Социальное значение института государственной службы раскрывается через определение значения органа государства, поскольку именно в государственных органах осуществляется этот вид социально-полезной деятельности. По точному замечанию А.В. Оболонского в книге «Человек и государственное управление», «влияние государственного аппарата на общественную жизнь значительно больше, чем его удельный вес в социальной структуре».

равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

Правовой институт государственной службы – это совокупность норм, регулирующих порядок возникновения и прекращения государственно-служебных отношений, порядок прохождения службы, права и обязанности, поощрения и ответственность служащих. По своей природе институт службы является комплексным, состоящим из норм различных отраслей права – административного, трудового, пенсионного, финансового, муниципального и т.д.

Правовое регулирование гражданской службы субъекта рф находится

Должности в государственном аппарате подразделяются на государственные должности и должности государственной службы. Государственные должностиустанавливаются в Конституции РФ, федеральных законах, конституциях (уставах) субъектов РФ, законах субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государства и его органов.Должности государственной гражданской службыустанавливаются штатным расписанием государственных органов в соответствии с реестрами должностей государственной гражданской службы для обеспечения исполнения полномочий государственных органов, лиц, замещающих государственные должности.

— руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений;

Научное определение должности состоит в том, что часть организационной структурыоргана, обособленную и закрепленную в официальных документах,с соответствующей частью компетенции органа, предоставленной лицу – служащему в целях ее практического осуществления.

Правовой институт государственной службы – это совокупность норм, регулирующих порядок возникновения и прекращения государственно-служебных отношений, порядок прохождения службы, права и обязанности, поощрения и ответственность служащих. По своей природе институт службы является комплексным, состоящим из норм различных отраслей права – административного, трудового, пенсионного, финансового, муниципального и т.д.

Гражданам, проходящим федеральную государственную службу, в соответствии с группой замещаемой должности, присваиваются классные чины 2 , дипломатические ранги, воинские и специальные звания. Для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, устанавливаются классные чины. Служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

За гражданским служащим, достигшим возраста 53 лет для женщин и 58 лет для мужчин, уволенным с гражданской службы при ликвидации или реорганизации государственного органа либо сокращении должности государственной службы и имеющим право на установление доплаты к пенсии, сохраняются государственные гарантии, в том числе и для членов семьи, в зависимости от категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, до начисления пенсии в период наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, но не более чем на пять месяцев со дня увольнения с гражданской службы.

Новый Закон «О государственной гражданской службе города Москвы» принят Московской городской Думой в соответствии с федеральными законами «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Закон регулирует вопросы организации государственной гражданской службы города Москвы и отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу города Москвы, ее прохождением и прекращением.

Напомним: государственная гражданская служба субъекта Федерации — это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Федерации.

Следует иметь в виду, что классные чины государственной гражданской службы субъекта Федерации устанавливаются и присваиваются нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Федерации с соблюдением общих условий присвоения, сохранения классных чинов, предусмотренных Законом о системе государственной службы Российской Федерации.

Новым законом города Москвы признан утратившим силу Закон города Москвы «О государственной службе города Москвы» и вместо прежнего деления должностей государственной службы на категории «Б» и «В» установлена новая классификация должностей гражданской службы города Москвы.

Должности гражданской службы Московской области в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и на основании ст. 6 Закона Московской области о государственной гражданской службе № 39/2005-ОЗ подразделяются на категории и группы.

Государственная служба как правовой институт представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих становление, организацию и функционирование объединения государственных служащих, их поведение и деятельность по реализации Конституции и законов Российской Федерации, а также правовой статус государственных служащих.

Конституционное право играет принципиально важную роль в правовом регулировании государственной службы: во-первых, нормы конституционного права, устанавливающие основные принципы политического устройства государства, систему органов государственной власти, предметы ведения и полномочия Федерации и ее субъектов, определяют исходные параметры формирования и функционирования государственной службы; во-вторых, нормы конституционного права, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной власти и в процессе ее реализации, являются предметом деятельности государственной службы.

Рекомендуем прочесть:  Какие Условия Труда Считаются Безопасными Согласно Закону При Беременности

Порядок присвоения и сохранения классных чинов государственным гражданским служащим Московской области урегулирован Законом Московской области «О классных чинах государственной гражданской службы Московской области» от 12 мая 2005 г. № 120/2005-ОЗ. На основании проведенного анализа законодательства Московской области о классных чинах автор сделал следующие выводы:

Статья 5 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает систему нормативных правовых актов, из которых складывается весь массив законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации, включая в их число такие акты как:

Для того, чтобы установленные и закрепленные в положениях нормативно-правовых актов цели и задачи, возложенные на соответствующие государственные должности были исполнены и реализованы нужно, чтобы были подготовлены и реально действовали те принципы и критерии, которые позволяют отнести конкретные государственные должности в определенные категории и группы[5]. Должности государственной гражданской службы подразделяются на: младшие, старшие, ведущие, главные и высшие. В частности, это относится к таким видам государственной службы как: государственная гражданская служба, служба в правоохранительных и служба в других государственных органах.

Нужно отразить то обстоятельство, что Должности государственных служащих можно подразделить на следующие: государственной гражданской службы, государственной военной службы, государственной службы в правоохранительных органах и должности государственной службы в других государственных органах. Подобная категоризация должностей государственной гражданской службы представляет собой тот самый базис на основании которого происходит соответствующая подготовка и формирование необходимых регламентов[3]. Ведь именно в тексте таких регламентов содержатся сведения: о требованиях, предъявляемых к уровню квалификации, а также требованиях к той степени способностей и компетентности служащего в государственном органе, который осуществляет данную деятельность на постоянной основе, либо замещает такую должность.

В отличие от государственной гражданской службы, наряду с положениями Конституции РФ, федеральных законов, основу правового регулирования муниципальной службы составляют нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципальные правовые акты, среди них можно отдельно отметить устав муниципального образования. При этом также стоит сказать, что должности муниципальных служащих закрепляются и регламентируются в соответствии с положениями муниципальных правовых актов на основании существующего и действующего реестра должностей муниципальной службы в конкретном субъекте РФ[9]. Стоит отметить, что группы должностей муниципальной службы такие же, как и в гражданской службе. Однако при рассмотрении должностей муниципальной службы нужно сказать, что в соответствии с положениями федерального законодательства не предусмотрено их разделение на соответствующие категории, что имеет место в гражданской службе.

Следует проводить разграничение и выделять два основных вида государственной гражданской службы – федеральную службу и службу, которая относится к субъектам РФ. Стоит также отметить, что система государственной службы содержит такие сведения как виды и признаки предъявляемых к государственным служащим квалификационных требований и реестры должностей государственной службы, а также должностные регламенты.

Необходимо также отметить, что те начала, которые установлены в должностном регламенте в любом случае будут приняты во внимание при решении таких вопросов как: замещение вакантной должности, аттестации, квалификационного экзамена, и при решении других вопросов[6]. Гражданский служащий в любом случае должен осуществлять свою трудовую деятельность с намерением и реальным соответствием качества и эффективности выполняемых им обязанностей тем требованиям, которые закреплены в положениях должностного регламента[7].

Государственная служба РФ: понятие, виды, правовое регулирование

Федеральная государственная служба — профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование государственной гражданской службы

Под государственной гражданской службой субъекта Российской Федерации понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. ст. 5 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»). Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация — в ведении субъекта Российской Федерации.

Следует отметить, что определение гражданской службы как самостоятельного вида государственной службы не отличается достаточной четкостью и точностью. Хотя гражданская служба в Законе N 79-ФЗ определяется как служба Российской Федерации, тем не менее в нем речь идет лишь об обеспечении исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ и не указывается, что гражданская служба обеспечивает исполнение полномочий Российской Федерации и ее субъектов. Тем самым создается впечатление, что обеспечение этих полномочий осуществляется лишь другими видами государственной службы, предусмотренными Законом N 58-ФЗ, а именно — военной (ст. 6) и правоохранительной (ст. 7), что не соответствует ст. 2, 4, 5 данного Закона и действительности 49 .

Что касается военной и государственной гражданской службы РФ, то они осуществляются на основании отдельных Федеральных законов 45 , Закон же «О правоохранительной службе Российской Федерации» не принят до настоящего времени. Это свидетельствует о том, что административная реформа до конца не осуществлена. Именно поэтому даже у самих сотрудников органов внутренних дел возникает вполне закономерный вопрос о том, являются ли они государственными служащими 46 .

Резюмируя сказанное в данной главе дипломной работы, можно определить, что современная государственная служба РФ представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идет поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения.

Понятие государственной службы в России формировалось и развивалось исторически. Долгие годы считалось, что в рамках государственной службы регулируются такие вопросы, как установление должностей в государственных органах, правил и способов замещения должностей, подбор работников, регулирование служебной деятельности, определение сроков службы и правил увольнения. В таком смысле государственная служба охватывала все категории работников, занятых не только в государственном аппарате, но и в учреждениях и организациях как объектах управленческого воздействия. Попыткой ограничить ее содержание была трактовка государственной службы как специфического организационно-правового средства формирования и организации работы личного состава всего государственного аппарата. Сегодня государственная служба трактуется в широком смысле как выполнение служащим своих обязанностей во всех государственных организациях, а в узком смысле — как выполнение им обязанностей только в государственных органах.