Соглашение по правилам происхождения вто

1. Для целей частей I — IV настоящего Соглашения под правилами происхождения понимается совокупность законов, нормативных актов и решений административных органов для общего применения, используемых любым членом для определения страны происхождения товаров, при условии, что такие правила происхождения не связаны предоставлением на договорной или автономной основе тарифных преференций, выходящих за пределы применения пункта 1 статьи I ГАТТ 1994 .

2. Правила происхождения, упомянутые в пункте 1, включают все правила происхождения, используемые при применении инструментов торговой политики, которые не связаны с предоставлением преференций, таких, как режим наибольшего благоприятствования согласно статьям I, II, III, XI и XIII ГАТТ 1994; антидемпинговые и компенсационные пошлины согласно статье VI ГАТТ 1994; защитные меры согласно статье XIX ГАТТ 1994; требования к маркировке в отношении происхождения согласно статье IX ГАТТ 1994; и любые дискриминационные количественные ограничения или тарифные квоты. Они также включают правила происхождения товаров, используемые в целях осуществления правительственных закупок и в целях статистики внешней торговли*(1).

Соглашения ВТО

Все члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

Соглашение может придать дополнительный импульс росту мировой экономики за счет обеспечения прозрачности и упрощения таможенных процедур, что позволит снизить временные и финансовые издержки при осуществлении внешнеторговых операций, особенно для организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Министерство экономического развитияРоссийской Федерации

Основополагающими принципами ГАТТ/ВТО являются: торговля без дискриминации, т.е. взаимное пре­доставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количест­венных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Структура и функции. Между сессиями Министерских конференций по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный Совет, состоящий из представителей всех участников организации. Кроме того, Генсовет адми­нистрирует деятельность Органа по разрешению споров и Органа по обзору торговой политики.

Третья Министерская конференция состоялась в конце 1999г. в Сиэтле (США) и была посвящена обсуждению имплементации странами-членами организации соглашений Уругвайского раунда, а также формата нового раунда МТП. Планировалось начать переговоры, прежде всего, по «встроенной повестке» (сельское хозяйство, торговля услугами) и подготовить реко­мендации по перспективам деятельности ВТО с учетом решений предыдущих Конференций. В частности, возможному включению для обсуждения новых сфер, в т.ч. «сингапурской повестки» (конкуренция, инвестиции, транспарентность в правительственных закупках, упрощение торговых процедур) и т.д.

Формально в Сиэтле не удалось достичь поставленных целей, т.к. не были выработаны конкретная повестка раунда и формат его проведения. Это было обусловлено наличием серьезных противоречий по принци­пиальным проблемам в целом и по новым сферам между развитыми государствами и развивающимися странами. В итоге было принято решение продолжить обсуждение данных проблем в Женеве под эгидой Генерального Совета ВТО. В рамках соответствующих Комитетов ВТО весной 2000 г. началось обсуждение только проблематики “встроенной повестки”, а впоследствии началось рассмотрение предложений стран-членов по формату дальнейшей эволюции других Соглашений ВТО и новых сфер деятельности организации.

27-31 июля 2004 г. состоялось специальное заседание Генсовета, где после интенсивных консультаций консенсусом было одобрено Решение (Программа работы Раунда Дохи), дающее необходимый импульс для продолжения Дохийского раунда. В приложениях к Решению были прописаны лишь некоторые элементы рамочных модальностей по сельскохозяйственному досье, доступу на рынки промышленных товаров, услугам, а также упрощению торговых и таможенных процедур (один из «сингапурских вопросов»). Документ предусматривал также продолжение работы по другим актуальным вопросам раунда: правилам ВТО, торговле и экологии, ТРИПС. Из повестки очередной сессии были исключены вопросы, связанные с правовым регулированием инвестиций, политики в области конкуренции, обеспечения прозрачности осуществления правительственных закупок.

1. Каждый член в течение 90 дней после даты вступления для него в силу Соглашения о ВТО сообщает Секретариату свои правила происхождения, судебные решения и административные правила общего применения, относящиеся к правилам происхождения, которые действуют на эту дату. Если по недосмотру какое-либо правило происхождения не было сообщено, то соответствующий член должен сообщить о нем немедленно, как только этот факт станет известен. Списки полученной информации, с которой можно ознакомиться в Секретариате, должны быть направлены Секретариатом всем членам.

(k) вся информация конфиденциального характера или предоставленная конфиденциально в целях применения правил происхождения рассматривается соответствующими органами власти как строго конфиденциальная, при этом они не должны ее раскрывать без специального разрешения лица или правительства, предоставившего такую информацию, кроме как в той мере, в которой ее раскрытие может потребоваться в рамках судебной процедуры.

(с) правила происхождения, которые они применяют при импорте и экспорте, не должны быть более строгими, чем правила происхождения, которые они применяют для определения того, произведен ли товар в данной стране или нет, и не должны приводить к дискриминации между другими членами, независимо от национальной принадлежности производителей данного товара;

(h) любое административное действие, которое они предпринимают в отношении определения происхождения, может быть в самые короткие сроки обжаловано судебными, арбитражными или административными органами или в соответствии с процедурами, независимыми от органов власти, которые вынесли определение, что может повлечь за собой изменение или отмену этого определения;

(h) по запросу экспортера, импортера или любого лица, имеющего основательные мотивы, решение об определении страны происхождения товара сообщается в возможно короткие сроки, но не позднее 150 дней после поступления запроса на такое решение об определении страны происхождения товара, при условии, что все необходимые сведения о товаре были сообщены. Запросы на такие решения должны приниматься до начала торговли данным товаром, и в дальнейшем могут приниматься в любое время. Такие оценки должны оставаться в силе в течение трех лет, при условии, что факты и условия, включая правила происхождения, на основе которых они были сделаны, остаются сравнимыми. При условии заблаговременного информирования заинтересованных сторон, такие решения не будут больше действительны, если в ходе рассмотрения, предусмотренного подпунктом (j), принимается решение, противоречащее этому решению. Такие оценки должны быть общедоступны, при условии соблюдения положений подпункта (k);

Иными словами, основная цель Соглашения ВТО по правилам происхождения не достигнута, и страны-члены ВТО практически свободны в своих действиях в отношении использования содержательной стороны правил происхождения при условии их применения на недискриминационной основе. В отсутствие консенсуса в отношении дальнейшей работы в соответствии с мандатом, содержащимся в Соглашении, деятельность Комитета ВТО по правилам происхождения по существу свелась к рутинному обмену информацией о правилах происхождения, применяемых его членами.

В отношении товаров, происходящих из третьих стран, которые не имеют соглашений о свободной торговле с ЕАЭС и на которые распространяется режим наибольшего благоприятствования, на единой таможенной территории государств-членов Евразийского экономического союза применяются Правила определения страны происхождения товаров, установленные Соглашением между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 г. В Приложении к данному Соглашению указано, в частности, что страной происхождения товаров является та страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке.

В течение переходного периода, то есть до вступления в силу новых гармонизированных правил происхождения, страны имеют право применять различные системы определения происхождения товаров при условии, что используемые в них соответствующие критерии будут четко сформулированы. В частности:

По второму методу страна происхождения определяется на основе изменения кода тарифной классификации. Для взимания таможенных пошлин и сбора торговой статистики страны-члены ВТО используют товарные номенклатуры, основанные на так называемой Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС). Эта система была разработана в 1988 году в рамках Совета таможенного сотрудничества, позже преобразованного во Всемирную таможенную организацию. Гармонизированная система состоит из 97 глав, внутри каждой из которых товары классифицированы в соответствии со степенью их обработки, от сырьевых товаров и полуфабрикатов и заканчивая готовыми изделиями. При использовании данного метода страной происхождения товара считается та страна, в которой в результате обработки происходит изменение кода тарифной классификации товара по Гармонизированной системе.

Наконец, в качестве метода может быть использован установленный перечень производственных и технологических операций. Такие операции, хотя и не ведут в результате переработки товара к изменению его стоимости соответственно правилу адвалорной доли или его классификационного кода, однако признаются достаточными для определения страны происхождения (например, проведение работ по обогащению исходного сырья и его размельчению). Кроме того, для определения происхождения странами могут использоваться и комбинации всех трех методов.

Россия присоединилась к ВТО в 2012 году после почти 20-летних переговоров. Все эти годы экономисты и аналитики вели дискуссию о том, к чему приведёт вступление страны в ВТО. Противники этой идеи считали, что импортные товары вытеснят с рынка отечественные и российские компании пострадают.

В 1929 году случился экономический кризис, затронувший многие страны; они пытались исправить положение, ограничивая иностранный импорт с помощью высоких таможенных пошлин. Однако возрастающая роль международной торговли уже требовала её регулирования на международном уровне. В 1947 году было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое показало себя эффективной системой. В 1995 году на его основе создали ВТО.

  • Её деятельность помогает богатым странам и ухудшает положение развивающихся стран (потому что происходит неэквивалентный обмен товарами: страны, что торгуют сырьём, которое имеет меньшую добавленную стоимость, проигрывают, покупая готовые к употреблению товары со сравнительно большей добавленной стоимостью).
  • Усиливает позиции транснациональных корпораций и не поддерживает местных бизнесменов.
  • Не уделяет достаточного внимания экологии в погоне за ростом ВВП.
  • Решения принимаются непрозрачно и недемократично.
  • Членство в ВТО угрожает суверенитету участников.
  • предоставить друг другу режим наибольшего благоприятствования (любая льгота или привилегия, предоставленная другому государству, распространяется и на все страны — члены ВТО);
  • предоставить национальный режим товарам и услугам (требования и правила к товарам и услугам другой страны — члена ВТО должны быть те же, что и к отечественным);
  • не использовать ограничения;
  • сделать свою торговую политику прозрачной.
Рекомендуем прочесть:  Какие доходы подлежат зачислению в бюджет

Так, зампред ЦК КПРФ Владимир Кашин говорил: «Мы считаем, что наша страна понесёт от этого огромные потери, будут потрачены триллионы рублей. И это при захвате наших рынков, при разорении нашего агропромышленного комплекса. Потеря страхового рынка, рынка ценных бумаг, банковского сектора приведёт к захвату нашего рынка транснациональными корпорациями».

Сотрудничество со Всемирной торговой организацией (ВТО)

Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии конференции проходят не реже одного раза в два года, на которых обсуждаются и принимаются решения по принципиальным вопросам, связанным с пакетом соглашений Уругвайского раунда.

В свою очередь, присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. (Хотя, например, Китай не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме). В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами Рабочей группы (РГ) по присоединению России к ВТО.

  • заполнение заявок и сами процедуры, включая возобновление лицензии, должны быть максимально простыми;
  • заявки не должны отклоняться по причине незначительных ошибок при заполнении документов, если эти ошибки не искажают основные содержащиеся в нем данные;
  • преднамеренные неточности, имеющие целью исказить данные, или большие погрешности не должны наказываться строго, а ограничиваться вынесением предупреждения;
  • в выдаче лицензии не должно быть отказано по причине незначительного несоответствия в данных о цене, количестве или весе товара, указанных в лицензии, если изменения данных вызваны осложнениями в торговле, потери веса при погрузке или доставке.

Правила определение страны происхождения, применяемые в РФ в рамках таможенного регулирования в системе ВТО

Необходимо отметить, что в Соглашении проводится разница между правилами происхождения, применяемыми для непреференциальных режимов (например, антидемпинговые и компенсационные пошлины, количественные ограничения, тарифные квоты и другие меры, предусмотренные ГАТТ-1994) и правилами происхождения, связанными с предоставлением на договорной или автономной основе тарифных преференций

В отношении последних, Приложением II к Соглашению принята совместная декларация о том, что в случае применения тарифных преференций, правила определения страны происхождения товаров также должны основываться на правилах и принципах, предусмотренных для непреференциальных режимов.

Пример 2. Получение решения о стране происхождения товаров, действующего в течение 3 лет. В соответствии с частью 5 статьи 111 Закона о таможенном регулировании таким решением является предварительное решение о стране происхождения товаров, которое принимается уполномоченным таможенным органом не позднее 90 календарных дней со дня регистрации запроса в таможенном органе (на 2 месяца меньше предельного срока, рекомендованного в Соглашении ВТО).

– Соглашение государств-членов ТС от 25.01.2008 «О единых правилах определения страны происхождения товаров» (далее – Соглашение от 25.01.2008). Данный документ вступил в силу с 1 июля 2010 года. Документ утрачивает силу с даты вступления, в силу решения Евразийской экономической комиссии, устанавливающего правила определения происхождения товаров. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014). Данный документ вступает в силу с 1 января 2015 года. Договор ратифицирован Федеральным законом от 03.10.2014 N 279-ФЗ;

Пример 1. Соглашение от 25.01.2008 предлагает последовательное сочетание критериев достаточной переработки. Так, за основу взято изменение классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ТС (далее – ТН ВЭД ТС) любого из первых четырех знаков (уровень товарной позиции), за исключением случаев когда:

Пятая Министерская конференция состоялась 10-14 сентября 2003 г. в г.Канкун (Мексика). На ней предполагалось подвести промежуточные итоги МТП и определить формат их дальнейшего продолжения. Однако из-за наличия глубоких разногласий между различными группами государств, прежде всего по проблемам сельского хозяйства и т.н. “сингапурским вопросам” (правила конкуренции, инвестирование, транспарентность в правительственных закупках , упрощение торговли) конференция закончилась практически безрезультатно. Неудача конференции в Канкуне нарушила первоначально установленные сроки окончания переговоров Доха раунда – 1 января 2005 г. В июле 2004 г. в Женеве между членами ВТО было достигнуто рамочное соглашение о продолжении переговоров Доха раунда, в частности, было зафиксировано общее согласие относительно ликвидации экспортных субсидий в сельском хозяйстве.

Первая конференция состоялась в декабре 1996 г. в Сингапуре, на которой, в частности, было принято Соглашение по либерализации торговли в области информационных технологий (ИТА). Вторая – в мае 1998 г. в Женеве, где подводились основные итоги пятидесятилетней деятельности ГАТТ/ВТО и было принято решение о подготовке к новому раунду многосторонних торговых переговоров .

В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. (Хотя, например, Китай не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме). В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.

В итоге было принято решение продолжить обсуждение данных проблем в Женеве под эгидой Генерального совета ВТО, который должен был представить свои предложения по проведению нового раунда. В рамках соответствующих Комитетов ВТО весной 2000 г. началось обсуждение некоторых вопросов «встроенной повестки» Уругвайского раунда. В 2000-2001гг. проходило также рассмотрение предложений стран-членов относительно эволюции некоторых Соглашений ВТО, а также о других сферах деятельности организации. С учётом остающихся противоречий между различными группами государств и отдельными странами-членами ВТО, работа строилась на поиске компромиссных решений.

11. Customs unions and constituents of free-trade areas shall report periodically to the Council for Trade in Goods, as envisaged by the CONTRACTING PARTIES to GATT 1947 in their instruction to the GATT 1947 Council concerning reports on regional agreements (BISD 18S/38), on the operation of the relevant agreement. Any significant changes and/or developments in the agreements should be reported as they occur.

1. In order to ensure transparency of the legal rights and obligations deriving from paragraph 1(b) of Article II, the nature and level of any «other duties or charges» levied on bound tariff items, as referred to in that provision, shall be recorded in the Schedules of concessions annexed to GATT 1994 against the tariff item to which they apply. It is understood that such recording does not change the legal character of «other duties or charges».

5. Если член считает, что он является основным заинтересованным или существенно заинтересованным поставщиком на основании положений пункта 4, он направляет претензии в письменной форме, с соответствующими доказательствами, члену, намеревающемуся изменить или отозвать уступку, и одновременно информирует об этом Секретариат. В таких случаях применяется пункт 4 вышеупомянутых «Процедур переговоров по статье XXVIII».

(c) A Member whose measures are covered by this exemption shall annually submit a detailed statistical notification consisting of a five-year moving average of actual and expected deliveries of relevant vessels as well as additional information on the use, sale, lease or repair of relevant vessels covered by this exemption.

2. Оценка в соответствии с пунктом 5 «a» статьи XXIV общего воздействия степени влияния пошлин и других мер регулирования торговли, применявшихся до и после образования таможенного союза, в отношении пошлин и сборов основывается на полной оценке средневзвешенных тарифных ставок и взимаемых таможенных пошлин. Эта оценка основывается на статистике импорта за предшествующий представительный период, предоставленной таможенным союзом по тарифным позициям, в стоимостном и количественном выражении, в разбивке по странам происхождения, являющимся членами ВТО. Секретариат исчисляет средневзвешенные тарифные ставки и взысканные таможенные пошлины в соответствии с методологией, использованной при оценке тарифных предложений в ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Пошлинами и сборами, которые принимаются во внимание для этой цели, являются применяемые ставки пошлин. Признается, что для полной оценки влияния других мер регулирования торговли, количественное выражение и агрегирование которых затруднительно, может потребоваться изучение отдельных мер, постановлений, круга затронутых товаров и торговых потоков.

Правила определение страны происхождения, применяемые в РФ в рамках таможенного регулирования в системе ВТО

В отношении последних, Приложением II к Соглашению принята совместная декларация о том, что в случае применения тарифных преференций, правила определения страны происхождения товаров также должны основываться на правилах и принципах, предусмотренных для непреференциальных режимов.

Пример 2. Получение решения о стране происхождения товаров, действующего в течение 3 лет. В соответствии с частью 5 статьи 111 Закона о таможенном регулировании таким решением является предварительное решение о стране происхождения товаров, которое принимается уполномоченным таможенным органом не позднее 90 календарных дней со дня регистрации запроса в таможенном органе (на 2 месяца меньше предельного срока, рекомендованного в Соглашении ВТО).

– Соглашение государств-членов ТС от 12.12.2008 «О правилах определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран» (далее – Соглашение от 12.12.2008). Документ утрачивает силу с даты вступления в силу решения Евразийской экономической комиссии, устанавливающего правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза из развивающихся или из наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза;

Пример 3. Согласно Совместной декларации по вопросу о преференциальных правилах происхождения (Приложение II к Соглашению) члены ВТО договариваются обеспечить точное указание производственных операций, определяющих преференциальное происхождение (в случае применения позитивного критерия).

Соглашением предусматривается гармонизация правил происхождения, а также обязательства государств-членов ВТО придерживаться определенных правил на переходный период (до завершения работы по гармонизации правил происхождения) и принципов, обеспечивающих выполнение будущих гармонизированных правил.

К ним относятся: основные принципы системы многостороннего регулирования и многосторонних торговых соглашений; индивидуальные обязательства стран-участниц в области торговых ограничений; основные правила применения торговых ограничений и других мер регулирования (в значительной мере это случаи исключения из основных принципов и правила применения таких исключений); механизм разрешения торговых споров, связанных с применением соглашений. Данный перечень не отражает структуру самих соглашений, однако соответствует основным, наиболее универсальным элементам, которые, как правило, в различной форме присутствуют во всех соглашениях Уругвайского раунда.

Термин «право Всемирной торговой организации (далее — ВТО)» заимствован из западной доктрины [1]. Между тем, самое общее определение права ВТО состоит в том, что оно представляет собой совокупность норм ВТО, определяющих права и обязанности членов ВТО в сфере международной торговли товарами, услугами и объектами прав интеллектуальной собственности.

Другой признак права называется формальной определенностью и предполагает закрепленные правовых норм в официальных источниках. Часто для теоретического обоснования наличия самостоятельной отрасли права прибегают именно к характеристике и обнаружению внешних форм выражения права или его источников. Большая значимость формальной стороны чисто с юридической точки зрения связана с тем, что следование духу и букве закона предостерегает от произвольных действий и толкования. В этом смысле право ВТО обладает своими собственными специальными источниками. Такие признаки права как системность, интеллектуально-волевой характер и обеспеченность механизмами принуждения непосредственно связаны с источниками права.

В юридической науке под источниками права принято понимать формы выражения правила субъектов права, которые сообщают этим правилам качество нормы. Основными формами выражения, точнее основным источником права ВТО являются следующее многосторонние торговые соглашения: Соглашением об учреждении ВТО, известное также как Марракешское соглашение. К данному соглашению приложено 4 приложения. Приложение 1А: Многосторонние соглашения по торговле товарами. К ним относятся: Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г., определяющее основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере; Соглашение по сельскому хозяйству; Соглашение по текстилю и одежде; Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер; Соглашение по техническим барьерам в торговле; Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей, Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ 1994 (таможенная оценка товаров), Соглашение по предотгрузочной инспекции, Соглашение по правилам происхождения, Соглашение по процедурам импортного лицензирования, Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ 1994, Соглашение по защитным мерам. Приложение 1В: Генеральное соглашение по торговле услугами, определяющее основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере. Приложение 1С: Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, определяющее права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности. Приложение 2: Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров, устанавливающее условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО, в связи с выполнением ими обязательств по всем соглашениям ВТО; Приложение 3: Механизм обзоров торговой политики, определяющее условия и общие параметры обзоров торговой политики членов ВТО; Приложение 4: Необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения.

Некоторые документы ВТО, детализируя, уточняя и дополняя статьи ГАТТ, делают их более эффективными. Соглашение ГАТТ сохранило свое главенствующее положение среди всех документов ВТО. Более того, основополагающие цели, принципы, сложившиеся в ГАТТ-1947 формы деятельности и прецедентного характера подходы распространяются в своей основе на всю новую систему ВТО, которая и формально рассматривается как фактически преемник системы ГАТТ. Поэтому, по мнению Григоряна С. А. употреблены и закономерны как термин «система ВТО» и «система ГАТТ», так и термин «система ГАТТ/ВТО» применительно в соответствующих случаях либо к раздельному пониманию феноменов ГАТТ или ВТО, либо к их совокупному пониманию во все их взаимосвязи и преемственности.

1. Для целей частей I — IV настоящего Соглашения под правилами происхождения понимается совокупность законов, нормативных актов и решений административных органов общего применения, используемых любым членом для определения происхождения товаров, при условии, что такие правила происхождения не связаны с договорными или автономными торговыми режимами, которые влекут за собой предоставление тарифных преференций, выходящих за пределы применения пункта 1 статьи I ГАТТ 1994 г.

отмечая , что 20 сентября 1986 г. министры договорились о том, что Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров должен быть направлен на «обеспечение дальнейшей либерализации и расширения мировой торговли», «усиление роли ГАТТ» и повышение способности системы ГАТТ адаптироваться к меняющимся международным экономическим условиям»;

2. Правила происхождения, упомянутые в пункте 1 , включают все правила происхождения, используемые при применении непреференциальных инструментов торговой политики, таких как режим наибольшего благоприятствования согласно статьям I , II , III , XI и XIII ГАТТ 1994 г.; антидемпинговые и компенсационные пошлины согласно

Соглашение от Соглашение о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербия, с другой стороны

Каждая Сторона обязуется предоставлять национальный режим в отношении товаров другой Стороны в соответствии со Статьей III ГАТТ 1994. С этой целью Статья III ГАТТ 1994 и пояснительные замечания к ней инкорпорируются в настоящее Соглашение и составляют его неотъемлемую часть.

5. Стороны обязуются проводить технические консультации в рамках Совместного комитета в целях выработки взаимоприемлемого решения, если какая-либо из Сторон посчитает, что другая Сторона ввела в действие меру, которая с большой степенью вероятности создаст или уже создала излишнее препятствие в торговле. Технические консультации могут проводиться любыми способами по взаимной договоренности Сторон.

1. Каждая Сторона обеспечивает в соответствии со своим законами и иными нормативными правовыми актами, что её законы и иные нормативные правовые акты общего применения, а также ее соответствующие международные соглашения, по любым вопросам, входящим в сферу действия настоящего Соглашения, своевременно публикуются, самое позднее с даты их вступления в силу, или иным образом размещаются для свободного доступа, в том числе, по возможности в электронной форме.

7. Специальные сессии также могут проводиться по запросу любой Стороны. Такие сессии по мере возможности должны проводиться в течение тридцати (30) дней с даты получения соответствующего запроса на территории запросившей Стороны, в отсутствие иной договоренности между Сторонами.

Если процедура прекращается без применения окончательной двусторонней защитной меры, Сторона, применяющая меру, в кратчайшие сроки возмещает уплаченные в результате действия любой предварительной двусторонней защитной меры пошлины. В таком случае Сторона, которая применила предварительную двустороннюю защитную меру, применяет ставку таможенной пошлины, которая применялась до введения предварительной двусторонней защитной меры, и не начинает процедуру в отношении того же товара в течение двух (2) лет после прекращения процедуры.

Если запрашивающий член ВТО полагает, что он может быть не в состоянии исполнить подобный запрос в случае, если такой запрос был сделан запрашиваемым членом ВТО, или если он еще не применял эту статью, он должен оговорить этот факт в своем запросе. Исполнение такого запроса должно быть на усмотрении запрашиваемого члена ВТО.

3.3. Комитет должен разработать процедуры для совместного использования членами ВТО соответствующей информации и передового опыта в вопросах реализации международных стандартов по мере необходимости. Комитет может также предложить соответствующим международным организациям обсудить их работу по международным стандартам. В случае необходимости Комитет может определить конкретные стандарты, которые имеют особое значение для членов ВТО.

Несмотря на Общее пояснительное замечание к Приложению 1А, ничто в настоящем Соглашении не может пониматься как уменьшающее обязанности членов по ГАТТ 1994. В дополнение, ничто в настоящем Соглашении не может пониматься как уменьшающее права и обязанности членов по Соглашению по техническим барьерам в торговле и по Соглашению по применению санитарных и фитосанитарных мер.

6.5. Страна-член ВТО не подлежит разбирательству согласно Договаренности об Урегулировании Споров по данному вопросу, время от времени разваивающиеся страны-члены ВТО уведомляют Комитет о неспособности выполнить соответствующие обязательствадо тех пор, пока Комитет на первой встрече не получит рекомендации экспертной группы. На данной встрече Комитет рассматривает рекомендации экспертной группы. Для наименее развитой страны-члена ВТО разбирательства в рамках Договаренности об Урегулировании Споров не должны применяться по соответствующим обязательствам со дня уведомления об их не способности выполнить обязательства до тех пор, пока Комитет не вынесит решение по данному вопросу, или в течение 24 месяцев после вынесения решения первой встречи Комитета, или раньше.

Члены ВТО по мере практической возможности, сотрудничают на взаимно согласованных условиях с другими странами-членами ВТО, с которыми они имеют общую границу, с целью координирования процедур в местах пересечения границ для облегчения приграничной торговли. Такоесотрудничество и координациямогутвключать в себя:

Международные торговые договоры системы ВТО и их краткая характеристика

Соглашение по правилам происхождения регулирует процедуры определения страны происхождения товара в случаях применения не преференциальных инструментов торговой политики таких, как режим наибольшего благоприятствования, защитные меры, антидемпинговые и компенсационные пошлины, требования к маркировке страны происхождения, и любые дискриминационные количественные ограничения или тарифные квоты. Главные принципы:

Соглашение устанавливает следующие правила: процедуры выдачи лицензии не должны быть более обременительными, чем того требует система лицензирования; процедуры должны быть понятными и предсказуемыми; процедуры не должны необоснованно откладываться и затягиваться.

Отдельно необходимо сказать о действии принципа национального режима. В связи с самой природой услуг национальное регулирование зачастую является единственным средством защиты национального производителя услуги, поэтому режим, предоставляемый национальному производителю, может быть лучше, чем для иностранного поставщика услуг. Но эти условия являются предметом переговоров и фиксируются в списке специфических обязательств. Приложения о специфических обязательствах стран-участниц являются неотъемлемой частью Соглашения.

Для выработки экономической политики особое значение имеет выбор цели и соответствующей ей инструментов. К целям экономической политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок. Во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контролировать ее выполнение. В процессе реализации основных целей общество вынуждено решать множество разных задач, которые образуют иерархическую соподчиненность – «пирамиду целей» (схема 58).

Государственная инновационная политика — это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Либерализация мировой торговли затрудняется также тем, что развитые и развивающиеся страны сильно различаются по экономической силе. Поэтому страны «бедного Юга» постоянно (и не без оснований) подозревают страны «богатого Севера» в том, что те хотят навязать им такую систему мирохозяйственных отношений, которая более выгодна развитым, чем развивающимся странам. В свою очередь, развитые страны справедливо отмечают, что многие государства откровенно спекулируют на своей слаборазвитости, стремясь вместо осуществления экономической модернизации выпрашивать уступки и льготы в международных торговых отношениях.

В сфере политики принятие обязательств, налагаемых соглашениями со странами-участниками ВТО, приведет к неизбежному ослаблению национального суверенитета. Ограничения коснутся всех ветвей власти – исполнительной (с нее постоянно будут требовать выполнения международных обязательств, даже в ущерб национальным интересам), законодательной (придется привести нормативные акты в соответствие с требованиями ВТО), судебной (юридические споры за возможные нарушения будут рассматриваться в международных судах).

В ВТО вступили и некоторые экс-советские страны: Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Молдова, Киргизия. Важным событием стало вступление в ВТО в декабре 2001 Китая, считающегося одним из наиболее перспективных участников мировой торговли. На долю входящих в ВТО стран приходится примерно 95% мирового товарооборота – в сущности, практически весь мировой рынок без России. Еще ряд стран официально выразили желание войти в эту организацию и имеют статус государств-наблюдателей. В 2003 таких стран насчитывалось 29, включая Российскую Федерацию и некоторые другие постсоветские государства (Украина, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан и Узбекистан).

Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.

Vneshtorg Business

Цена считается ниже нормальной, если она на иностранном рынке ниже сравнимой цены на аналогичный («подобный») товар — так говорится в «антидемпинговом кодексе ВТО» (ст. 2.1., 2.6.).
Ущерб «отрасли национальной экономики» оценивается на основе того, каков объем импорта, как он растет, каковы последствия такого импорта (ст. 3.1—3.4 АК). В заявлении, как правило, указывается, насколько возрос ежемесячный импорт товара за определенный предшествующий период, как упала цена на единицу подобного товара на рынке страны-импортера, насколько уменьшилось его производство.

В отношении охраны интеллектуальной собственности любые преимущество, льгота, привилегия или иммунитет, которые предоставлены членом ВТО гражданам любой другой страны, незамедлительно и безусловно предоставляются гражданам всех других государств — членов ВТО на основе режима наиболее благоприятствуемой нации.

На стадии расследования компетентный государственный орган исследует представленные доказательства демпинга и ущерба от него и выносит решение по делу. Важно, что орган, который проводит расследование, не вправе самостоятельно принимать решение по результатам расследования (статья 5.6 АК).

В результате расследования, таким образом, должно быть решено: применять или не применять антидемпинговые меры. Наиболее распространенной антидемпинговой мерой является повышение ставки таможенной пошлины на импорт демпингового товара.
Антидемпинговая пошлина — это дополнительный таможенный (косвенный) налог, взимаемый сверх базовой ставки таможенной пошлины, если, конечно, таковая взимается.

Марракешское соглашение учреждает Всемирную торговую организацию, определяет сферу ее деятельности, закрепляет функции и структуру ВТО, утверждает принципы взаимоотношения с другими международными организациями, а также решает иные юридические и юридико-технические вопросы существования и функционирования ВТО.

Соглашение по применению статьи VI ГАТТ определяет четкие критерии того, когда импортируемый продукт является демпинговым. Определено, что товар считается демпинговым, если его экспортная цена ниже внутренней продажной цены аналогичного товара в стране-экспортере. Соглашением, однако, оговаривается, что вышеизложенный критерий может быть неточным в случаях, когда:

Данные методы не могут применяться, если объем продаж на местном рынке составляет 5% или более 5% от объема продаж данного продукта в страну – импортер, так как считается, что в данном случае возможно определить нормальную стоимость товара на внутреннем рынке страны-экспортера. Объем продаж может быть и меньше 5%, но в этом случае необходимо будет доказать, что, несмотря на такой низкий объем продаж, сравнение будет адекватным.

Соглашение по правилам происхождения регулирует процедуры определения страны происхождения товара в случаях применения непреференциальных инструментов торговой политики таких, как режим наибольшего благоприятствования, защитные меры, антидемпинговые и компенсационные пошлины, требования к маркировке страны происхождения, и любые дискриминационные количественные ограничения или тарифные квоты.

Соглашение понимает под правилами происхождения совокупность законов, нормативных актов и решений административных органов общего применения, используемых страной-членом для определения страны происхождения товара. Данное соглашение требует, чтобы страны-члены ВТО гармонизировали и сделали ясными эти правила.

Введению антидемпинговых мер предшествует расследование. Соглашение устанавливает, что антидемпинговое расследование должно быть инициировано только на основании петиции со стороны национальной промышленности. В исключительных случаях правительство может само инициировать расследование. Кроме того, действуют следующие критерии: