Зачем Юристу Философия

Зачем юристу философия

— Мне казалось, большая часть юридических вопросов решается либо в действующих законах, либо в юридической практике? То есть юристу скорее нужно знать, где найти ответ, чем пытаться формулировать его самостоятельно.

— Теория права и государства, история политико-правовых учений, история политической мысли России, философия права. Один из ключевых вопросов в каждой из этих дисциплин – вопрос о природе, сущности права, механизме его действия. История правовой мысли России и зарубежья дает материал для рассуждений – концепции ведущих мыслителей, которые до нас ставили этот вопрос и по-разному пытались на него ответить. И уже на этой основе в теории и философии права данный вопрос изучается в ракурсе современного права.

Зачем мне как будущему юристу философия

Философия права в системе философии и юриспруденции Философия права Философия права — ( или правовая философия ) раздел и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства,… … Википедия Философия проекта Юрист Онлайн Если Вы попали на эту страницу — значит Вам действительно интересен проект Юрист Онлайн и Вы хотите узнать о нем побольше.

Эта профессия не простая .Она требует огромного усердия, трудолюбия, для того чтобы постичь её азы. Для начинающего юриста нужно уметь прислушиваться к опыту старших, опытных профессионалов, учиться быть справедливым в рамках закона.

Зачем нужна философия юристу эссе

В понятии права в научно-абстрактном (сжатом и концентрированном) виде содержится определенная теория, теоретико-правовой смысл и содержание определенной концепции (и типа) философии права или юриспруденции. И уже на этой основе в теории и философии права данный вопрос изучается в ракурсе современного права. Указанная организация и спонсировала выпуск словаря, наряду с поддержкой Сената г.

Во-вторых, понимание того, зачем нужна философия, дает нам возможность понять прошедшие эпохи. Поскольку исторические события, имеющие место в то или иное время, были во многом охарактеризованы именно с философских позиций. Что очень облегчает нам сегодня их понимание.

Нужна ли философия современному юристу

Философия — особая форма познания человеком мира, удовлетворяющая потребность человека в едином постижении природы, общества и духа, поиске начала начал, причины причин… Философия удовлетворяет потребность человека в целостном охвате закономерностей мироздания, в едином постижении природы, общества и человека. Поиск ответов на вечные вопросы заложен в самой природе человека. Быть может, это главный результат эволюции человека. Другие живые существа не философствуют. Это — чисто человеческая привилегия. За время своего существования философия прошла огромный исторический путь: возникали, развивались, сменяли друг друга школы и направления, расширялись и уточнялись области философского освоения действительности, углублялось понимание человеком самого себя и окружающего мира, развивались способы познания действительности. Однако во всех учениях есть нечто общее: философия — особый способ осмысления человеком мира и самого себя. Философское знание выражается в предельно широких понятиях-категориях: бытие, материя, сознание, пространство, время, общее — особенное — единичное, причина — следствие и др.; во всеобщих, универсальных законах мира, точнее трех миров: природного, социального и духовного, взятых в совокупности и в отдельности. В рамках философии исследуется природа познания, отношение знания к реальности, условия его достоверности и истинности, особенности существования в системе культуры и коммуникаций. Однако в процессе обучения студенты часто забывают об общности и целостности мира, ибо им предлагают как можно раньше определиться со специализацией, т. е. тем сегментом профессиональной деятельности, которым они ограничат всю свою дальнейшую жизнь. Специализация происходит в соответствии с выполнением учебных планов, в которых по «полочкам» и «ящичкам» раскладываются «предметы», «дисциплины», последовательно изучаемые на различных курсах. Студент привыкает к делению на дисциплины как к естественному и начальному ходу вещей, начисто забывая, что сама-то природа (как естественная, так и социальная и человеческая) знать ничего не знает о нашем делении на «удельные княжества». Природа живет по законам единого и гармоничного целого, к реализации которых стремится и человеческое общество, и отдельная личность. Но можно ли без философии осмыслить эту целостность мира? Философия как наука о предельном знании занимает особое место в структуре современной науки и культуры. Наряду с дифференциацией наук существует противоположная тенденция — интеграция, в соответствии с которой членение научного знания по ведомственно-дисциплинарному принципу не оправдывает себя. На его место приходит проблемный принцип членения научных исследований, при котором для решения проблемы привлекается целый комплекс дисциплин и направлений исследований. И в этом комплексе дисциплин философия занимает главенствующее место. Во-первых, потому, что она вырабатывает проблемы, идеи, которые питают науку: хаос (еще Эпикур задавался вопросом, откуда взялся хаос), космос, ноосфера… Философия всегда актуальна. Философские проблемы буквально окружают нас. Достаточно открыть утреннюю газету, чтобы убедиться в этом. Во-вторых, потому, что помогает решать частнонаучные проблемы. В науке, естествознании есть решенные проблемы, к которым ученые не возвращаются. Есть проблемы долгосрочные (проблема тканевой совместимости, злокачественных опухолей, новых источников энергии и др.), которые будут разрешены окончательно со временем. Если же частнонаучная проблема не решается, то она переводится на философский уровень. Возникают философские проблемы частной науки — это такие теоретические частнонаучные проблемы, решение которых требует философской интерпретации. Как вспоминал один из создателей науки XX в. — геохимии — и учения о биосфере В. И. Вернадский, он впервые на лекциях Д. И. Менделеева осмысливал химию не как науку об абстрактных химических элементах и их сочетаниях, а как способ познания жизни Земли и Космоса, структуры и динамики Мироздания . ——————————— См.: Менделеев Д. И. К познанию России. М.: Айрис-пресс, 2002. С. 20.

Рекомендуем прочесть:  Могут ли судебные приставы конфисковать одежду

Не лучше ли современному юристу воспользоваться хорошо разработанной философской методологией, чем тратить силы и время на пустые новации? Хорошо известно, что философия усиливает творческий потенциал специалиста, профессионала, способствует развитию его творческих возможностей — способность человека к обобщениям самого высокого порядка, к диалектической гибкости мышления, развивает интуицию, образное мышление. Для любого творческого процесса и решения сложных задач необходимы воображение, интуиция, гибкость мышления, фантазия. Если посмотреть биографии ученых, которые внесли существенный вклад в науку, то все они (будь то физики, химики, биологи, юристы) увлекались философией (некоторые становились профессионалами и в философии, например такие юристы, как И. Ильин, П. Сорокин и другие). Именно философия развивает и воспитывает такие драгоценные для исследователя качества, как целостное восприятие действительности, ассоциативное, гибкое, объемное (а не линейное) мышление, которые служат надежной гарантией против рассудочного окостенения и «склероза» мысли» . Философия помогает формировать культуру мышления, искусство принятия решений на основе внутреннего убеждения, которые так необходимы любому специалисту, особенно юристу . Ученый, специалист, оторванный от культуры и философии, не способен рождать новые идеи. ——————————— Волков Г. Три лика культуры. М.: Молодая гвардия, 1986. С. 22. О внутреннем убеждении как синтезе логики и интуиции, знаний и эмоций хорошо писали юристы. Например, о внутреннем убеждении у следователя, которое должно опираться на совокупность всесторонне, полно и объективно рассмотренных доказательств и сопровождаться уверенностью, отсутствием сомнений в принятых решениях и выполненных действиях. См.: Ратинов А. Р. Судебная психология для следователя. М., 1981; Гранат Н. Л., Ратинов А. Р. Решение следственных задач. М., 1978; Карпец И. Эмоции и закон. Сыск. Записки начальника уголовного розыска. М., 1994; и др.

Зачем юристу нужна философия? Сочинение

Для любого учения о праве и государстве определяющее значение имеет лежащий в его основе тип понимания (и понятия) права. Это обусловлено научно-познавательным статусом и значением понятия права (и соответствующего понятия государства) в рамках любой последовательной, систематически обоснованной, развитой и организованной правовой теории.
Понятие права — это познанное единство правовой сущности и явления. В понятии права в научно-абстрактном (сжатом и концентрированном) виде содержится определенная теория, теоретико-правовой смысл и содержание определенной концепции (и типа) философии права или юриспруденции.

При всем многообразии прошлых и современных учений философов и юристов о праве и государстве можно выделить три основных типа (типологически однородные группы, подхода, направления) понимания (и понятия) права и государства — три типа правопонимания и соответствующего понимания (понятия) государства: легистский (позитивистский) , естественно-правовой (юснатуралистический) и либертарно-юридический.
Или короче—
Философия в данном контексте — это понятийно-правовой метод юридизации изучаемой действительности в качестве правовой действительности, метод производства и организации знания о праве как принципе формального равенства и внешних формах его проявления.

Предмет, метод и необходимость философии права

Аналогичные ситуации нередко возникали в те годы, когда в западногерманских судах рассматривались дела доносчиков и военных преступников., Обвиняемые часто утверждали, что они не виновны, так как поступали в соответствии с законами того времени. Но суды заявляли, что те законы недействительны, так как противоречат фундаментальным принципам морали или правам человека. В постановлениях некоторых судов говорилось, что законы нацистской Германии противоречат высшему закону и поэтому не являются законами.

Может возникнуть вопрос: а зачем вообще нужна философия права? Для чего изучать ее в вузе будущим юристам? Может быть, ее проблематика интересна только специалистам-теоретикам и не нужна тем, кто собирается стать «практическими работниками», специалистами в области хозяйственного, международного, уголовного права? Ответ на этот вопрос примерно таков, каков ответ на вопрос: а зачем нужна философия? Философия, то есть представление о мире и человеке, о ценностях, о том, что важно в жизни, как следует жить есть у каждого человека, даже у того, кто считает, что философия не нужна. Поэтому у человека нет выбора между философией и отсутствием философии. Выбор есть только между «плохой» философией и «хорошей».

Место и роль философии в жизни человека, общества, деятельности юриста

Кроме этого, философия исследует структуру, способы обоснования и развития научного знания, средства и методы научного познания. В реализации данных задач философия опирается как на различные философские концепции познания, так и на результаты, достижения естественных, гуманитарных и технических наук, на основе которых она осуществляет свои логико-методологические обобщения.

Философское мировоззрение и методологическая культура мышления позволяют юристу раскрывать противоречия с большей эффективностью и достигать поставленных целей с наименьшими затратами. Особенно это необходимо при получении выводного знания, истинность которого не обеспечивается общественной практикой. В такие ситуации практически всегда попадают юристы, и им очень часто приходится искать истину через целеполагание без четких граничных условий.

Зачем нужна философия юристу эссе

Главной целью юриста является соблюдение законодательных норм, ответственность за судьбу человека, который может быть несправедливо осуждён . Как следствие этого вся жизнь человека может быть испорчена несправедливым приговором.

Студент обязан предложить решение проблем при рассмотрении возражений, которые оппоненты ставят перед аргументом, указать на слабые места, на которые опирается противоположное мнение, предложить компромисс или решение.

Зачем юристу философия

Кроме того, живя здесь и сейчас, мы как само собой разумеющееся воспринимаем вещи, являющиеся плодом тысячелетних обобщений (а обобщение — категория философии), как бы видим вершину айсберга (извините за штамп), большая часть которого скрыта в толщие времён.

Читайте также: Философия — школа жизни начинается с детских вопросов Оптимизм и философия Возвращение к философии 50 лет практической философии Также смотрите: Философы и их учения Международный день философии проводится в третий четверг ноября с 2002 года по регламенту ЮНЕСКО. Смысл праздника заключается в том, чтобы приобщить людей к философскому наследию человечества, открыть сферу обыденного мышления для новых идей.

Рекомендуем прочесть:  Недвижимость Продана Ровно За 1000000 Рублей Подлежит Ли Она Налогообложению

Философия и право

Человечество вошло в третье тысячелетие обременено множеством проблем острыми среди них является международный терроризм, многочисленные региональные и межэтнические конфликты, экологическая, сырьевая, продовольственная проблемы распространение наркомании и СПИДа, вместе с другими глобальными проблемами поставили человечество на грань выживания. В этой ситуации вопрос мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в жизни общества, ответственности за свои дела и поступки становятся определяющими В становлении же мировоззренческой культуры человека философия играет главную роль Именно философия помогает человеку решать и проблемы его бытия, смысла существования, обосновывает приоритетные ценности в жизни общества, определяет приемлемые пути и способы достижения этих ценностей.

В свою очередь на судьбы мира, человеческой цивилизации в целом в XXI веке могут существенно повлиять результаты социальной и политической трансформации стран (в том числе Украины), осуществляющих нелегкий переход д от тоталитаризма к демократии. В процессе посттоталитарной трансформации сейчас находится четвертая часть территории планеты, которой принадлежит гигантский человеческий, промышленный, культурный и военный потенциал, который может быть использован как в пользу, так и во вред человечеству. Это также требует всестороннего философского осмысления, глубокого философского анализа свое время Гегель писал: «Философия лиц либо нужна в те периоды, когда происходит переворот в политической жизни общества, потому что мысль всегда предшествует деятельности и превращает ее «Все это свидетельствует о том, что потребность современного человека в философского знаниях возрастает, а ее философская культура становится важнейшей составляющей общей культуры, формирование которой в современных условиях приобретает особое значение..

Зачем Юристу Философия

Таким образом, можно установить, что философия человеку нужна для определения его места в жизни, для успешного роста, как личности, так и части социума. Поскольку знания, которые черпаются из этой науке, выгодно отличают индивида от всех остальных.

Перебрасывают вину на Вас? Согласны выплатить неполную сумму? Всячески оттягивают выплату? Или просто навязывают Вам ненужные услуги? Наши юристы сделают все возможное, чтобы отстоять Ваши права и Вы получили свое по закону.

Нужна ли философия современному юристу

Поэтому студенты должны понимать, что сегодня только в некоторых университетах все еще пытаются сформировать вкус и потребность к философии. Мне очень нравится, как об этом пишет Эвальд Ильенков: мы ведь заботимся о гигиене тела, занимаемся физкультурой – и так же нужно заботиться и о гигиене ума, о своем умственном здоровье. Ум должен быть все время в тонусе, ведь, как и мышцы, он тоже дряхлеет при отсутствии постоянной деятельности и активной работы.

Другие философы считают, что есть две философии — научная философия и созерцательная (как поток сознания любомудрствующего философа, ученого). Научная философия опирается, как мы говорили, на научные достижения той или иной эпохи, является плодом коллективного, многовекового труда ученых; она дает не готовые решения, а решения, которые опираются на достигнутый уровень знаний, на понимание вечных проблем каждым отдельным субъектом познания. Немецкий философ Э. Гуссерль призывал представителей миросозерцательной философии отказаться от притязаний считать ее наукой и в то же время не «тормозить прогресс научной философии». Вспомним притчу о слепых, которых подвели к слону, и каждый из них, потрогав часть слона, сказал: слон — это змея (хвост), это столб (нога) и т. п. Философия — это сложное явление: это и любовь к мудрости, и наука, и искусство, и умонастроение, и образ жизни. Сложность феномена философии требует творческого подхода к ее преподаванию. Во-первых, рассмотрение специфики философских проблем и феномена «философская проблема науки» говорит о том, что философское знание по своему характеру неодинаково: имеется фундаментальный тип знания, направленный на разработку всеобщих принципов, форм и методов познания, и прикладное философское знание, главной задачей которого является помощь частным наукам и совершенствование практической деятельности людей. Во-вторых, чтобы рассуждать не на уровне обыденного сознания, а на научно-философском, мыслить самостоятельно, аргументированно, творчески, необходимо по крайней мере подняться до философских обобщений, научиться применять категориальный аппарат философии (этому студентов надо учить). В-третьих, если философ-преподаватель может дать готовые решения на те или иные вечные проблемы, исходя из современных научных знаний, то надо их дать студенту (с учетом того, что истина всегда конкретна) — именно в этом задача образования. В-четвертых, не со всякими студентами можно «мудрствовать». Среди студентов есть достаточно начитанные, с хорошей речью, ориентированные на расширение культурно-мировоззренческого кругозора, с потребностью к самопознанию; есть поверхностно образованные любители «блеснуть» или поставить преподавателя в затруднительное положение репликой или вопросом; есть малообразованные, но стремящиеся к совершенствованию; есть неуверенные «молчуны», но обучаемые; есть и малообразованные циники, и студент-прагматик, конформист, и такие, которые пришли получить «корочку». Поэтому и преподавать философию следует по-разному. Для одних (большинства) — как учебную дисциплину, других привлекать к самостоятельной работе в кружках, на конференциях, для третьих вводить авторские, проблемные курсы. Преобразования в образовательной системе Российского государства должны осуществляться с учетом мировых тенденций. Но, как показывают опросы руководителей и соответствующих организаций, занятых трудоустройством молодых специалистов, большинство требований к специалистам связаны с интеллектуальными и личностными качествами последних. От претендента на то или иное рабочее место требуется, чтобы он мог видеть проблемы и решать их, правильно оценивать информацию, мог проанализировать причины и следствия возникающих проблемных ситуаций и находить нестандартные решения. Он должен быть коммуникативным и способным к пониманию чужих проблем, адаптивным к новым ситуациям и т. д. Но именно этому, как мы показали, учит философия. Значительное внимание обращается на способность человека изменять свои умения, что позволяет менять профессию или переходить от одной сферы деятельности к другой. Предполагается, что в «информационном обществе», «обществе знаний», в предполагаемом обществе «цивилизованного рынка» человек 3 — 4 раза меняет карьеру, 5 — 6 раз — виды профессиональной деятельности. Но если в течение одной жизни 3 — 4 раза получать базовое специальное образование, то на это уйдет треть активной жизни человека. Поэтому необходимо готовить специалиста достаточно широкого профиля (чтобы знал много об одном и немного обо всем), способного к самообразованию, самовоспитанию. Студенческие годы — важнейший этап жизни человека, специалиста, в которые он приобретает основополагающие знания, жизненные навыки и умения. Под общекультурным развитием личности студента в процессе его социализации понимается не просто знакомство с основами гуманитарных наук, культурой и искусством, а раскрытие человеческого содержания этих наук, их нравственно-эмоциональных аспектов, способствующих выработке потребности в широкой эрудиции, оригинальности мышления, знаниях из многих других отраслей науки и культуры. Итак, ценность философии при подготовке профессионалов-специалистов — не в ее непосредственной практической ценности. Она опосредована наукой и культурой эпохи. Но если установка на узкую специализацию будет продолжаться, то это значит, что в будущей России к власти могут прийти некомпетентные, малообразованные люди, но уверенные, что за деньги все можно купить и продать. Общество понесет в этом случае большие экономические, социально-психологические и нравственные потери. Сегодня, в эпоху небывалого преобладания материального над идеальным, потребительства над созиданием, должно быть усилено внимание к идейно-мировоззренческой и духовно-нравственной составляющей личности специалиста. Национальную, объединяющую идею нельзя придумать, найти, экспортировать, навязать. Она складывается как резюме, итог, квинтэссенция исторического развития того или иного народа, общества. Как сказал И. Ильин, «возраст национальной идеи есть возраст самой России. Россия восприняла свое национальное задание тысячу лет назад от христианства: осуществлять свою национальную земную культуру, проникнутую духом любви и созерцания, свободы и предметности. Русский ученый призван насыщать свое наблюдение и свою мысль живым созерцанием, — и в естествознании, и в высшей математике, и в истории, и в юриспруденции, и в экономике, и в филологии, и в медицине. Рассудочная наука. бессильна подняться к созерцанию целого. Русское право и правоведение должны оберегать себя от западного формализма, от самодовлеющей юридической догматики, от правовой беспринципности, от релятивизма и сервилизма. России необходим новый государственный строй, в котором свобода раскрыла бы ожесточенные и утомленные сердца, чтобы сердца по-новому прикрепились бы к родине и по-новому обратились к национальной власти с уважением и доверием. » . ——————————— Ильин И. О русской идее // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: Статьи 1948 — 1954 годов. В 2 т. Т. 1. М.: МП «Рарог», 1992. С. 330 — 331.

Рекомендуем прочесть:  Депутаты Подлежат Административной Ответственности

Для чего юристу философия

Например, если взять простой компьютер: мы ведь с ним, особенно в наше время сталкиваемся всегда и везде, и часто не задумываемся, что сам компьютер стал возможен только благодаря развитию естественных наук, да и, по сути, естественные науки лежат в основе всего.

Вот это задача философа. Кондуров Вячеслав аспирант юридического факультета СПбГУ Ничто, кроме философии, не занимается действительно основополагающими вопросами, на которых стоит фундамент нашей культурной и общественной жизни.

Роль и значение философии права в системе юридического знания

Философия права как вершина теоретического изучения права. В нашей лекции понимание философии права строится в соответствии с вторым уровнем, когда она предстает в качестве завершающего звена общетеоретических знаний о праве.

Что же касается опасений по поводу относительной широты сферы философского осмысления права, то эти опасения могут быть сняты посредством четкой фиксации интересов философии права, уточнения ее предмета и метода, определения ее места в системе философских и юридических наук. При этом определение предметной сферы и статуса философии права должно осуществляться посредством сопоставления ее с теорией права, которая является наиболее близкой ей по сфере интересов дисциплиной.

ВВЕДЕНИЕ (о философской культуре юриста)

Аксиологическая культура юриста базируется на необходимости ценностного анализа социальной и правовой реальности, ведь при выборе и реализации профессиональных целей человек ориентируется на ценности, идеалы и нормы. К безусловным достижениям человечества относятся и сущностные характеристики права: свобода, равенство и справедливость, понимание и содержание которых порой менялось и трансформировалось в истории философской и правовой мысли. Аксиологическая культура современного юриста глубоко связана с правовой этикой, что предполагает осмысление ключевых проблем философии морали. Юрист служит закону и тем самым служит обществу.

Гносеологическая культура юриста представляет собой понимание особенностей познания социальной и правовой реальности. Методологическая культура юриста предполагает владение философскими, общенаучными и специальными методами, используемыми при решении задач правотворчества и правоприменения. Применение права – это практическая деятель­ность, направленная на реализацию права в жизни современного общества, поэтому разработка принципов и методов применения права также входит в круг методологии права и формирует методологическую культуру специалиста.

Зачем нужна философия юристу эссе

Философия нас ведет от себялюбивого «Я» к открытому для всех «Мы»». Великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский сказал: “Жизнь задыхается без цели”, так и всем нам необходимо найти жизнь в чём то большем, чем просто шаблонное существование, вот зачем современному человеку нужна философия».

Следуя условностям академической английской риторики, автор обязан на определенном этапе признать взгляд оппонентов. Студенту важно уметь рассматривать ожидаемые возражения, дабы осознанно не замалчивать доказательство своего утверждения.