Закон о защите прав инвесторов

Федеральный закон от 5 марта 1999 г

27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 9, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа, 23 декабря 2004 г., 18 июня, 27 декабря 2005 г., 13 марта, 27 июля, 19 декабря 2006 г., 26 апреля, 6 декабря 2007 г., 28 апреля, 19 июля 2009 г., 4 октября 2010 г., 21 ноября 2011 г., 29 декабря 2012 г., 23 июля 2013 г., 3 июля 2022 г., 27 декабря 2022 г., 1 апреля 2022 г., 30 декабря 2022 г.

Настоящий закон не применяется к отношениям, связанным обращением неэмиссионных ценных бумаг, а также государственных и муниципальных ценных бумаг. Закон устанавливает ограничения на размещение, рекламу и предложение ценных бумаг на рынке при отсутствии их государственной регистрации и при непредставлении установленной информации. Также закон устанавливает значительные штрафные санкции за нарушение законодательства о ценных бумагах. Установлено, что решение о размещении посредством закрытой подписки акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, принимается только общим собранием акционеров двумя третями голосов, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом акционерного общества. Акционерное общество по требованию акционеров, голосовавших против или не принимавших участия в голосовании при решении указанного вопроса, обязано выкупить у них акции. Также установлено, что лица, подписавшие проспект эмиссии ценных бумаг, включая оценщика и аудитора, несут солидарно субсидиарную ответственность за ущерб, причиненный эмитентом инвестору вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации. Иск о возмещении ущерба по указанному основанию может быть предъявлен в суд в течение одного года со дня обнаружения нарушения, но не позднее трех лет со дня начала размещения ценных бумаг. Закон определяет информацию, которую профессиональный участник, предлагающий инвестору услуги на рынке ценных бумаг, обязан предоставить инвестору по его требованию. Установлено, что федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг обязан вести информационные базы данных, содержащие открытую и доступную для каждого заинтересованного лица информацию о санкциях, примененных им в отношении лиц, совершивших правонарушения на рынке ценных бумаг, лицах, совершивших указанные правонарушения, зарегистрированных выпусках ценных бумаг, выданных им лицензиях. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг имеет право приостановить деятельность профессионального участника на срок до 6 месяцев, если последний нарушает права и законные интересы инвесторов или создает угрозу такого нарушения. Законом установлен срок исковой давности по делам о признании выпуска ценных бумаг недействительным — один год с даты начала размещения ценных бумаг. Закон предусматривает создание федерального компенсационного фонда — некоммерческой организации, основными целями деятельности которой являются: выплаты компенсаций инвесторам — физическим лицам; представление и защита имущественных интересов обратившихся в фонд инвесторов — физических лиц; хранение имущества, предназначенного для удовлетворения имущественных прав инвесторов физических лиц, и участие в его реализации в ходе исполнительного производства. Фонд осуществляет выплаты компенсаций инвесторам физическим лицам, которые не могут получить возмещение по судебным решениям и приказам ввиду отсутствия у должника денежных средств и иного имущества. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Закон понадобился для того, чтобы защитить права и интересы инвесторов (как физических, так и юридических лиц), которые совершают инвестиции в ценные бумаги. Закон не только защищает инвестора, но и определяет порядок выплат компенсаций и прочих видов возмещения ущерба на рынке ценных бумаг.

  1. Рекламировать и предлагать широкому кругу лиц ценные бумаги тех эмитентов, которые не раскрывают информацию о себе в полном объеме.
  2. Регулирует договоры, заключаемые с инвесторами. Эти договоры не должны ограничивать права инвесторов.
  3. Публичное размещение и обращение, а также рекламу и предложение в иных формах ценных бумаг, предназначенных для профессиональных инвесторов, широкому кругу лиц. Запрет касается и ценных бумаг, которые не предусмотрены законом, а также тех, которые ценными бумагами не являются.

В России закон о защите прав инвестора был принят Государственной Думой 12 февраля 1999 года. Подписал его действующий тогда президент Борис Ельцин. Совет Федерации одобрил закон 18 февраля, а в силу он вступил 5 марта. Последнюю редакцию закон прошел уже в современной России, 3 июля 2022-го. В результате редактирования, в 2008-м и 2022-м некоторые статьи закона официально утратили силу. Изначально закон состоял из 20 статей.

Профессионального участника рынка ценных бумаг, который предлагает услуги инвестору, предоставить ему: копию лицензии на осуществлении подобной деятельности; сведения о государственной регистрации; сведения о том, кто выдал лицензию; сведения об уставном капитале, а также прочую информацию в обязательном порядке.

Защита прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг

Следует отметить, что согласно вступившим в законную силу 13 апреля 2009 г. поправкам в Кодекс РФ об административных правонарушениях ужесточена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб., на юридических лиц — от 500 тыс. до 700 тыс. руб. Установлена ответственность за непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. руб., на должностных лиц — от 20 тыс. до 30 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до одного года, на юридических лиц — от 500 тыс. до 700 тыс. руб.;

Судебная практика довольна противоречива. Например, по одинаковым исковым требованиям заинтересованных лиц о признании ничтожной сделки — сделки по передачи имущества в качестве оплаты уставного капитала акционерного общества в соответствии с гл. 2 Закона об акционерных обществах Курский областной суд считает, что данный спор является экономическим и относится к подведомственности арбитражного суда (определение Курского арбитражного суда от 10 июня 2008 г. по делу N 33-1019-2008). Арбитражный суд Курской области в связи с отсутствием статуса индивидуального предпринимателя, акционера, учредителя (участника) у заявителя считает, что данный спор относится к подведомственности судов общей юрисдикции (определение Курского арбитражного суда о прекращении производства от 2 марта 2009 г. по делу А35-8971/2008);

Раскрытие информации на рынке ценных бумаг предоставляет инвестору возможность принимать взвешенные, обоснованные, продуманные и ответственные решения, обеспечивая переток финансовых и иных ресурсов в наиболее эффективные и прибыльные на данный момент отрасли экономики и предприятия. Раскрытие информации является основной нормой, направленной на защиту прав инвесторов, поскольку инвестор получает возможность объективно оценивать инвестиционную привлекательность отдельной взятой компании.

Защита прав инвесторов осуществляется на основании жалобы и заявления, подлежащих рассмотрению ФСФР России, в срок, не превышающий двух недель со дня подачи жалобы или заявления. В случае выявления нарушений ФСФР России выдает предписания об устранении нарушений, которые являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.

В случае нарушения прав и законных интересов инвесторов профессиональным участником рынка ценных бумаг, кроме ФСФР России, можно обратиться в саморегулируемые организации при условии членства данного профессионального участника в данной саморегулируемой организации. Информация о членстве в той или иной саморегулируемой организации является открытой и должна предоставляться по любому требованию заинтересованного лица. Например, при нарушении прав инвесторов (нарушение сроков, порядка проведения операций и предоставления информации), связанных с ведением реестра владельцев именных ценных бумаг, можно обращаться в ПАРТАД (профессиональную ассоциацию регистраторов, трансфер-агентов, депозитариев).

1 . Саморегулируемые организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с правилами и стандартами их деятельности осуществляют контроль за исполнением своими участниками (членами) законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

ценах, по которым эти ценные бумаги покупались и продавались этим профессиональным участником в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, либо сведения о том, что такие операции не проводились.

1. Общественные объединения инвесторов — физических лиц федерального, межрегионального и регионального уровней вправе осуществлять защиту прав и законных интересов инвесторов — физических лиц в формах и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

1. Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.

8. Инвестор вправе в связи с приобретением или отчуждением ценных бумаг потребовать у профессионального участника или эмитента предоставить информацию в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами и несет риск последствий непредъявления такого требования.

Действующая редакция ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05-03-99 46-ФЗ (ред от 29-12-2012 с изменениями вступившими в силу с 02-01-2013) О ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ИНВЕСТОРОВ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

Независимый оценщик и аудитор, подписавшие проспект эмиссии ценных бумаг, несут солидарно с иными лицами, подписавшими проспект эмиссии ценных бумаг, субсидиарную с эмитентом ответственность за ущерб, причиненный инвестору эмитентом вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации и подтвержденной ими.

В случае выявления в ходе указанных публичных слушаний фактов правонарушений на рынке ценных бумаг соответствующие предложения направляются в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, правоохранительные и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией для решения вопросов о привлечении к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Для осуществления надзора за деятельностью фонда создается попечительский совет фонда, состоящий из представителей Федерального Собрания Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, иных федеральных органов исполнительной власти, саморегулируемых организаций, общественных объединений инвесторов — физических лиц.

2. Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

4. Решение о размещении посредством закрытой подписки акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, принимается только общим собранием акционеров двумя третями голосов, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом акционерного общества.

Защита прав инвесторов

Они могут быть представлены коммерческими и некоммерческими организациями, а также государственными органами и органами МСУ. Правовой статус определяется в зависимости от вида вложенных активов и рынком, на котором происходит осуществление инвестиций.

Однако направление чаще всего связано с достижением экономических целей и прерогатив. Из этого следует определение юридического статуса инвестора. Это субъект инвестиционной деятельности, который предпринимает вложение собственных, взятых в заём или иных активов в качестве инвестиций, с целью обеспечения их целевого использования.

Конституция РФ говорит, что права и обязанности одинаковы для всех. Исключение составляют случаи, которые определены федеральными законами или договорами Российской Федерации (ч.3 ст.62).

Права инвесторов, которые осуществляют портфельные инвестиции, находят определение в ценных бумагах, пребывающих в их владении. Примером может послужить тот факт, что обыкновенная акция способна удостоверить имущественные права, в частности на получение доходов в форме дивидендов, а также на квоту в случае ликвидации, а также ряд неимущественных прав в форме участия в управлении, а также на получение информационных сведений относительно текущих дел общества.

Рекомендуем прочесть:  Зеркальные номера на авто сколько стоит

Форма защиты предполагает собой совокупность комплекса действий в части осуществления согласованных мероприятий, призванных осуществить защиту субъективных прав, и определяемый законом спектр действий компетентных органов относительно установки фактических обстоятельств, с целью применения законодательства о рынке ценных бумаг, формированию наилучшей линии защиты права, а также рассмотрения возникшей спорной ситуации по существу.

Федеральный закон от N 46-ФЗ (ред

1. На рынке ценных бумаг запрещаются публичное размещение и публичное обращение, реклама и предложение в любой иной форме неограниченному кругу лиц ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, ценных бумаг, публичное размещение и (или) публичное обращение которых запрещено или не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, но при этом не являющихся ценными бумагами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги (далее — инвесторы), а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам — физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг (далее — профессиональные участники) на рынке ценных бумаг.

осуществлять контроль за соблюдением условий хранения и реализации имущества должников, предназначенного для удовлетворения имущественных требований инвесторов — физических лиц в связи с противоправными действиями на рынке ценных бумаг, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

1. При рассмотрении в суде споров по искам или заявлениям о защите прав и законных интересов инвесторов Банк России вправе вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на него обязанностей и для защиты прав инвесторов — физических лиц и интересов государства.

ценах, по которым эти ценные бумаги покупались и продавались этим профессиональным участником в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, либо сведения о том, что такие операции не проводились.

5. Профессиональный участник в любом случае обязан уведомить инвестора о его праве получить информацию, указанную в настоящей статье. При этом профессиональный участник, предоставляя услуги инвесторам — физическим лицам, обязан проинформировать последних о правах и гарантиях, предоставляемых им в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Эмиссия облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг некоммерческими организациями допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при наличии обеспечения, определенного указанными нормативными актами, или без обеспечения в случае, если отсутствие обеспечения допускается федеральными законами.

сведения о кредитных рейтингах, присвоенных кредитным рейтинговым агентством или иностранным кредитным рейтинговым агентством, осуществляющим в соответствии со своим личным законом рейтинговую деятельность, этим ценным бумагам, эмитенту этих ценных бумаг (в случае присвоения кредитного рейтинга этим ценным бумагам, кредитного рейтинга эмитенту этих ценных бумаг), а также сведения об их подтверждении, пересмотре или отзыве.

1. На рынке ценных бумаг запрещаются публичное размещение и публичное обращение, реклама и предложение в любой иной форме неограниченному кругу лиц ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, ценных бумаг, публичное размещение и (или) публичное обращение которых запрещено или не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, но при этом не являющихся ценными бумагами в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 16 мая 2009 года Федеральным законом от 28 апреля 2009 года N 74-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

1. Запрещается рекламировать и (или) предлагать неограниченному кругу лиц ценные бумаги эмитентов, не раскрывающих информацию в объеме и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для эмитентов, публично размещающих ценные бумаги.

Защита прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг

Создание системы защиты прав владельцев ценных бумаг и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг является одним из способов государственного регулирования рынка ценных бумаг, предусмотренных ФЗ «О рынке ценных бумаг». Цели Закона о защите прав инвесторов:

Защита прав инвесторов, понимаемая прежде всего как защита частной, государственной и иных видов собственности, должна развиваться по нескольким направлениям с учетом особенностей отдельных групп инвесторов, их подготовленности и социальной значимости. Соответственно и государственная политика в области защиты прав инвесторов осуществляется дифференцированно по следующим группам инвесторов: население; коллективные инвесторы; коммерческие банки; страховые компании; государство; иностранные инвесторы (нерезиденты);
другие инвесторы.

— привлечения в установленном порядке к административной и уголовной ответственности лиц, создавших (создающих) юридические лица, действующие (действовавшие) на финансовом и/или фондовом рынках по привлечению средств инвесторов без цели исполнения объявляемых обязательств.

Во-первых, это обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов как юридических, так и физических лиц на рынке ценных бумаг. Во-вторых, обеспечение возмещения ущерба инвесторам — физическим лицам, причиненного им противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг.

Таким образом, все названные меры призваны повысить уровень защиты прав и законных интересов вкладчиков и акционеров, что, в свою очередь, должно способствовать решению проблемы развития финансового и фондового рынков Российской Федерации, привлечению на эти рынки большего числа отечественных и иностранных инвесторов.

Статья 1

осуществлять контроль за соблюдением условий хранения и реализации имущества должников, предназначенного для удовлетворения имущественных требований инвесторов — физических лиц в связи с противоправными действиями на рынке ценных бумаг, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

2. Общественные объединения инвесторов — физических лиц вправе: обращаться в суд с заявлениями о защите прав и законных интересов инвесторов — физических лиц, понесших ущерб на рынке ценных бумаг, в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации;

8. Инвестор вправе в связи с приобретением или отчуждением ценных бумаг потребовать у профессионального участника или эмитента предоставить информацию в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами и несет риск последствий непредъявления такого требования.

сведения о ценах этих ценных бумаг на организованных торгах в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, если эти ценные бумаги включены в котировальный список биржи, либо сведения об отсутствии этих ценных бумаг в котировальных списках бирж;

В случае выявления нарушения прав и законных интересов инвесторов профессиональным участником или в случае, если совершаемые профессиональным участником действия создают угрозу правам и законным интересам инвесторов, Банк России вправе своим предписанием запретить или ограничить проведение профессиональным участником отдельных операций на рынке ценных бумаг на срок до шести месяцев.

4 8. Инвестор вправе в связи с приобретением или отчуждением ценных бумаг потребовать у профессионального участника или эмитента предоставить информацию в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами и несет риск последствий непредъявления такого требования. Статья 7. Срок рассмотрения жалоб и заявлений инвесторов Банком России Жалобы и заявления инвесторов подлежат рассмотрению Банком России в срок, не превышающий двух недель со дня подачи жалобы или заявления. Статья 8. Информирование инвесторов Банком России В целях информирования инвесторов и предупреждения их о совершенных и возможных правонарушениях на рынке ценных бумаг Банк России на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещает информацию: об аннулировании или о приостановлении действия лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; о саморегулируемых организациях профессиональных участников (далее — саморегулируемые организации); об административных взысканиях, наложенных Банком России; о судебных решениях, вынесенных по искам Банка России. Статья 9. Информирование инвесторов о выпусках эмиссионных ценных бумаг и лицензировании деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг Информация, содержащаяся в реестре эмиссионных ценных бумаг и в реестре профессиональных участников рынка ценных бумаг, должна быть открытой и доступной для любого заинтересованного лица. Статья 10. Публичные слушания по вопросам исполнения и совершенствования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах 1. Банк России, налоговые и правоохранительные органы вправе проводить публичные слушания по вопросам исполнения и совершенствования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах. Указанные слушания проводятся по инициативе Банка России, налоговых и правоохранительных органов, саморегулируемых организаций профессиональных участников. 2. Решение о проведении публичных слушаний по вопросам исполнения и совершенствования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, об их темах, о дате проведения и составе участников принимается руководителями Банка России, налоговых и правоохранительных органов или их заместителями. На указанных публичных слушаниях принимаются рекомендации, которые могут быть учтены в деятельности Банка России, налоговых и правоохранительных органов, а также при подготовке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации. Рекомендации принимаются большинством участников публичных слушаний. Рекомендации и материалы проведенных слушаний подлежат опубликованию. В случае выявления в ходе указанных публичных слушаний фактов правонарушений на рынке ценных бумаг соответствующие предложения направляются в Банк России, правоохранительные и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией для решения вопросов о привлечении к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. 3. Регламент проведения публичных слушаний по вопросам исполнения и совершенствования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах утверждается Банком России или федеральным органом, принявшим решение о проведении указанных публичных слушаний. Статья 11. Предписания Банка России

1 Федеральный закон от 5 марта 1999 г. 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (в редакции, актуальной с 1 сентября 2013 г., с изменениями и дополнениями, внесенными в текст, согласно Федеральным законам: от г. 150-ФЗ, от г. 194-ФЗ, от г. 196-ФЗ, от г. 162-ФЗ, от г. 176-ФЗ, от г. 186-ФЗ, от г. 122-ФЗ, от г. 173-ФЗ, от г. 61-ФЗ, от г. 194-ФЗ, от г. 189-ФЗ, от г. 138-ФЗ, от г. 238-ФЗ, от г. 63-ФЗ, от г. 334-ФЗ, от г. 74-ФЗ, от г. 205-ФЗ, от г. 264-ФЗ, от г. 327-ФЗ, от г. 282-ФЗ, от г. 251-ФЗ) Принят Государственной Думой 12 февраля 1999 года Одобрен Советом Федерации 18 февраля 1999 года Статья 1. Цели настоящего Федерального закона Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги (далее — инвесторы), а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам — физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг (далее — профессиональные участники) на рынке ценных бумаг. Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона 1. Настоящим Федеральным законом устанавливаются: условия предоставления профессиональными участниками услуг инвесторам, не являющимся профессиональными участниками; дополнительные требования к профессиональным участникам, предоставляющим услуги инвесторам на рынке ценных бумаг; дополнительные условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов на рынке ценных бумаг; дополнительные меры по защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и ответственность эмитентов и иных лиц за нарушение этих прав и интересов. 2. Настоящий Федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с привлечением денежных средств во вклады банками и иными кредитными организациями, страховыми компаниями и негосударственными пенсионными фондами, обращением депозитных и сберегательных сертификатов кредитных организаций, чеков, векселей и иных ценных бумаг, не являющихся в соответствии с законодательством Российской Федерации эмиссионными ценными бумагами, а также с обращением облигаций Центрального банка Российской Федерации (далее — Банк России), государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг муниципальных образований. Статья 3. Законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг Отношения, связанные с защитой прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, регулируются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Рекомендуем прочесть:  Субсидия Многодетным Семьям На Уголь

3 сведения об органе, выдавшем лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (его наименование, адрес и телефоны); сведения об уставном капитале, о размере собственных средств профессионального участника и его резервном фонде. 3. Профессиональный участник при приобретении у него ценных бумаг инвестором либо при приобретении им ценных бумаг по поручению инвестора обязан по требованию инвестора помимо информации, состав которой определен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставить следующую информацию: сведения о государственной регистрации выпуска этих ценных бумаг и государственный регистрационный номер этого выпуска, а в случае совершения сделки с ценными бумагами, выпуск которых не подлежит государственной регистрации в соответствии с требованиями федеральных законов, — идентификационный номер выпуска таких ценных бумаг; сведения, содержащиеся в решении о выпуске этих ценных бумаг и проспекте их эмиссии; сведения о ценах этих ценных бумаг на организованных торгах в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, если эти ценные бумаги включены в котировальный список биржи, либо сведения об отсутствии этих ценных бумаг в котировальных списках бирж; сведения о ценах, по которым эти ценные бумаги покупались и продавались этим профессиональным участником в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, либо сведения о том, что такие операции не проводились; сведения об оценке этих ценных бумаг рейтинговым агентством, признанным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 4. Профессиональный участник при отчуждении ценных бумаг инвестором обязан по требованию инвестора помимо информации, состав которой определен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставить информацию о: ценах этих ценных бумаг на организованных торгах в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, если эти ценные бумаги включены в котировальный список биржи, либо сведения об отсутствии этих ценных бумаг в котировальных списках бирж; ценах, по которым эти ценные бумаги покупались и продавались этим профессиональным участником в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, либо сведения о том, что такие операции не проводились. 5. Профессиональный участник в любом случае обязан уведомить инвестора о его праве получить информацию, указанную в настоящей статье. При этом профессиональный участник, предоставляя услуги инвесторам — физическим лицам, обязан проинформировать последних о правах и гарантиях, предоставляемых им в соответствии с настоящим Федеральным законом. 6. Профессиональный участник вправе потребовать от инвестора за предоставленную ему в письменной форме информацию, указанную в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, плату в размере, не превышающем затрат на ее копирование. Контроль за обоснованностью размеров платы за предоставление информации, взимаемой профессиональными участниками или эмитентами, возлагается на Банк России. 7. Нарушение требований, установленных настоящей статьей, в том числе предоставление недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации, является основанием для изменения или расторжения договора между инвестором и профессиональным участником (эмитентом) по требованию инвестора в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

7 создавать собственные компенсационные и иные фонды в целях обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов — физических лиц; объединяться в ассоциации и союзы. Статья 19. Программа выплаты компенсаций инвесторам — физическим лицам 1. В целях реализации Государственной программы защиты прав инвесторов в части выплаты компенсаций инвесторам — физическим лицам создается федеральный компенсационный фонд как некоммерческая организация (далее — фонд), основными целями деятельности которого являются: выплаты компенсаций инвесторам — физическим лицам; формирование информационных баз данных и ведение реестра инвесторов — физических лиц, имеющих право на получение указанных компенсаций; представление и защита имущественных интересов обратившихся в фонд инвесторов — физических лиц в суде и в ходе исполнительного производства, предъявление исков о защите прав и законных интересов неопределенного круга инвесторов — физических лиц; хранение имущества, предназначенного для удовлетворения имущественных прав инвесторов — физических лиц, и участие в его реализации или обеспечение контроля в целях надлежащего хранения и реализации указанного имущества в ходе исполнительного производства. Управление денежными средствами и иным имуществом, предназначенными для выплат компенсаций инвесторам — физическим лицам, а также хранение указанного имущества осуществляются в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Устав фонда утверждается Правительством Российской Федерации. Для осуществления надзора за деятельностью фонда создается попечительский совет фонда, состоящий из представителей Федерального Собрания Российской Федерации, Банка России, федеральных органов исполнительной власти, саморегулируемых организаций, общественных объединений инвесторов — физических лиц. Фонд ежегодно отчитывается о своей деятельности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отчет о деятельности фонда публикуется в печатном органе Банка России. 2. Фонд осуществляет выплаты компенсаций инвесторам — физическим лицам, которые не могут получить возмещение по судебным решениям и приказам ввиду отсутствия у должника денежных средств и иного имущества. Право на получение компенсаций имеют инвесторы — физические лица в связи с причинением им ущерба профессиональным участником рынка ценных бумаг, имеющим лицензию на осуществление соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации. Фонд не осуществляет выплаты компенсаций физическим лицам, являющимся владельцами ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов. Источниками формирования средств фонда являются источники, предусмотренные уставом фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 20. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. 2. Статья 8 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. 3. Статья 17 настоящего Федерального закона действует до вступления в силу соответствующих изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг».

5 1. Предписания Банка России являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации. 2. Предписания Банка России выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в целях прекращения и предотвращения нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции Банка России. В случае выявления нарушения прав и законных интересов инвесторов профессиональным участником или в случае, если совершаемые профессиональным участником действия создают угрозу правам и законным интересам инвесторов, Банк России вправе своим предписанием запретить или ограничить проведение профессиональным участником отдельных операций на рынке ценных бумаг на срок до шести месяцев. 3. Предписания Банка России изменяются либо отменяются Банком России в связи с вступившим в законную силу решением суда либо по инициативе Банка России. 4. Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о принудительном исполнении предписания. Статья 12. Распределение сумм штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг Статья 12 утратила силу с 1 января 2008 г. согласно Федеральному закону от 26 апреля 2007 г. 63-ФЗ. Статья 13. Срок исковой давности по делам о признании выпуска ценных бумаг недействительным Статья 13 утратила силу с 18 октября 2009 г. согласно Федеральному закону от 19 июля 2009 г ФЗ. Статья 14. Защита прав и законных интересов инвесторов Банком России в судебном порядке 1. При рассмотрении в суде споров по искам или заявлениям о защите прав и законных интересов инвесторов Банк России вправе вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на него обязанностей и для защиты прав инвесторов — физических лиц и интересов государства. 2. В целях защиты прав и законных интересов инвесторов Банк России вправе обращаться в суд с исками и заявлениями: в защиту государственных и общественных интересов и охраняемых законом интересов инвесторов; о ликвидации юридических лиц или прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии, признании сделок с ценными бумагами недействительными, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Статья 15. Защита прав и законных интересов инвесторов саморегулируемыми организациями 1. Саморегулируемые организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с правилами и стандартами их деятельности осуществляют контроль за исполнением своими участниками (членами) законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг

Документ продается с актуализацией на дату продажи!
Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»
Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам — физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг на рынке ценных бумаг.

Содержание
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг
Статья 4. Ограничения на рынке ценных бумаг в целях защиты прав и законных интересов инвесторов
Статья 5. Ограничения, связанные с эмиссией и обращением ценных бумаг
Статья 6. Предоставление информации инвестору в связи с обращением ценных бумаг
Статья 7. Срок рассмотрения жалоб и заявлений инвесторов Банком России
Статья 8. Информирование инвесторов Банком России
Статья 9. Информирование инвесторов о выпусках эмиссионных ценных бумаг и лицензировании деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг
Статья 10. Публичные слушания по вопросам исполнения и совершенствования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах
Статья 11. Предписания Банка России
Статья 12. Утратила силу
Статья 13. Утратила силу
Статья 14. Защита прав и законных интересов инвесторов Банком России в судебном порядке
Статья 15, статья 16. Утратили силу
Статья 17. Компенсационные и иные фонды саморегулируемых организаций
Статья 18. Защита прав и законных интересов инвесторов — физических лиц их общественными объединениями
Статья 19. Программа выплаты компенсаций инвесторам — физическим лицам
Статья 20. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Помощь адвоката по защите прав инвесторов

Защита прав и законных интересов федеральными исполнительным органом власти по рынку ценных бумаг осуществляется в порядке обращения в суд с иском: в защиту государственных и общественных интересов и охраняемых законом интересов инвесторов, а также о ликвидации юридических лиц или прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии, об аннулировании выпуска ценных бумаг, о признании сделок с ценными бумагами недействительными, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

Рекомендуем прочесть:  Как оформить по уходу за инвалидом

Отметим, что существенной проблемой российского рынка ценных бумаг является отсутствие необходимого числа высококвалифицированных специалистов, которые были бы в состоянии обеспечить эффективную работу субъектов рынка ценных бумаг, таких, как инвестиционные компании, фондовые биржи, внебиржевые системы торговли ценными бумагами, информационные, консультантские и аналитические организации и отделы, посреднические и эффективные брокерские структуры.

Если обратиться к вещно–правовым способам защиты, то здесь владельцу эмиссионных ценных бумаг противостоит строго определённо обязанное лицо – эмитент. Поэтому права владельцев ценных бумаг, удостоверенными такими ценными бумагами, могут быть нарушены эмитентом и должны защищаться от нарушений со стороны этого лица.

Законодательство четко регламентирует позицию инвесторов на рынке РФ. Данные отношения регулируются Федеральным законом № 46-ФЗ от 05.03.1999 г. «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», Федеральным законом № 39-ФЗ от 25.02.1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и иными нормативно-правовыми актами. Инвестиции бывают как национальными так и иностранными. Защита иностранных инвестиций регулируются Федеральным законом № 160-ФЗ от 09.07.1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Конвенцией о защите прав инвестора, заключенная в г. Москве 28.03.1997 г., а также иными нормативно-правовыми актами.

Инвестор – это физическое или юридическое лицо, которое вкладывает личные, заемные или привлеченные средства в инвестиционные проекты. Инвестор обладает правом независимо определять объемы, характер, результативность инвестиций, а также проверять целевое использование этих средств.

Закон о защите прав инвесторов

1. На рынке ценных бумаг запрещаются публичное размещение, реклама и предложение в любой иной форме неограниченному кругу лиц ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, ценных бумаг, публичное размещение которых запрещено или не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, но при этом не являющихся ценными бумагами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с принадлежащими ему ценными бумагами до их полной оплаты и регистрации отчета об итогах их выпуска запрещается.
3. Эмиссия облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг некоммерческими организациями допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при наличии обеспечения, определенного указанными нормативными актами.

Жалобы и заявления инвесторов подлежат рассмотрению федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и иными федеральными органами исполнительной власти, регулирующими рынок ценных бумаг, в срок, не превышающий двух недель со дня подачи жалобы или заявления.

1. Эмитент обязан предоставить инвестору информацию, определенную законодательством Российской Федерации.
2. Профессиональный участник, предлагающий инвестору услуги на рынке ценных бумаг, обязан по требованию инвестора предоставить ему следующие документы и информацию:
копию лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
копию документа о государственной регистрации профессионального участника в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
сведения об органе, выдавшем лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (его наименование, адрес и телефоны);
сведения об уставном капитале, о размере собственных средств профессионального участника и его резервном фонде.
3. Профессиональный участник при приобретении у него ценных бумаг инвестором либо при приобретении им ценных бумаг по поручению инвестора обязан по требованию инвестора помимо информации, состав которой определен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставить следующую информацию:
сведения о государственной регистрации выпуска этих ценных бумаг и государственный регистрационный номер этого выпуска;
сведения, содержащиеся в решении о выпуске этих ценных бумаг и проспекте их эмиссии;
сведения о ценах и котировках этих ценных бумаг на организованных рынках ценных бумаг в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, если эти ценные бумаги включены в листинг организаторов торговли, либо сведения об отсутствии этих ценных бумаг в листинге организаторов торговли;
сведения о ценах, по которым эти ценные бумаги покупались и продавались этим профессиональным участником в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, либо сведения о том, что такие операции не проводились;
сведения об оценке этих ценных бумаг рейтинговым агентством, признанным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Профессиональный участник при отчуждении ценных бумаг инвестором обязан по требованию инвестора помимо информации, состав которой определен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставить информацию о:
ценах и котировках этих ценных бумаг на организованных рынках ценных бумаг в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, если эти ценные бумаги включены в листинг организаторов торговли, либо сведения об отсутствии этих ценных бумаг в листинге организаторов торговли;
ценах, по которым эти ценные бумаги покупались и продавались этим профессиональным участником в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, либо сведения о том, что такие операции не проводились.
5. Профессиональный участник в любом случае обязан уведомить инвестора о его праве получить информацию, указанную в настоящей статье. При этом профессиональный участник, предоставляя услуги инвесторам — физическим лицам, обязан проинформировать последних о правах и гарантиях, предоставляемых им в соответствии с настоящим Федеральным законом.
6. Профессиональный участник вправе потребовать от инвестора за предоставленную ему в письменной форме информацию, указанную в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, плату в размере, не превышающем затрат на ее копирование.
Контроль за обоснованностью размеров платы за предоставление информации, взимаемой профессиональными участниками или эмитентами, возлагается на федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
7. Нарушение требований, установленных настоящей статьей, в том числе предоставление недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации, является основанием для изменения или расторжения договора между инвестором и профессиональным участником (эмитентом) по требованию инвестора в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
8. Инвестор вправе в связи с приобретением или отчуждением ценных бумаг потребовать у профессионального участника или эмитента предоставить информацию в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами и несет риск последствий непредъявления такого требования.

1. В целях реализации Государственной программы защиты прав инвесторов в части выплаты компенсаций инвесторам — физическим лицам создается федеральный компенсационный фонд как некоммерческая организация (далее — фонд), основными целями деятельности которого являются:
выплаты компенсаций инвесторам — физическим лицам;
формирование информационных баз данных и ведение реестра инвесторов — физических лиц, имеющих право на получение указанных компенсаций;
представление и защита имущественных интересов обратившихся в фонд инвесторов — физических лиц в суде и в ходе исполнительного производства, предъявление исков о защите прав и законных интересов неопределенного круга инвесторов — физических лиц;
хранение имущества, предназначенного для удовлетворения имущественных прав инвесторов — физических лиц, и участие в его реализации или обеспечение контроля в целях надлежащего хранения и реализации указанного имущества в ходе исполнительного производства.
Управление денежными средствами и иным имуществом, предназначенными для выплат компенсаций инвесторам — физическим лицам, а также хранение указанного имущества осуществляются в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Устав фонда утверждается Правительством Российской Федерации.
Для осуществления надзора за деятельностью фонда создается попечительский совет фонда, состоящий из представителей Федерального Собрания Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, иных федеральных органов исполнительной власти, саморегулируемых организаций, общественных объединений инвесторов — физических лиц.
Фонд ежегодно отчитывается о своей деятельности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отчет о деятельности фонда публикуется в печатном органе федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
2. Фонд осуществляет выплаты компенсаций инвесторам — физическим лицам, которые не могут получить возмещение по судебным решениям и приказам ввиду отсутствия у должника денежных средств и иного имущества.
Право на получение компенсаций имеют инвесторы — физические лица в связи с причинением им ущерба профессиональным участником, имеющим лицензию на осуществление соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Источниками формирования средств фонда являются средства федерального бюджета в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете, а также иные источники, предусмотренные уставом фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Настоящим Федеральным законом устанавливаются:
условия предоставления профессиональными участниками услуг инвесторам, не являющимся профессиональными участниками;
дополнительные требования к профессиональным участникам, предоставляющим услуги инвесторам на рынке ценных бумаг;
дополнительные условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов на рынке ценных бумаг;
дополнительные меры по защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и ответственность эмитентов и иных лиц за нарушение этих прав и интересов.
2. Настоящий Федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с привлечением денежных средств во вклады банками и иными кредитными организациями, страховыми компаниями и негосударственными пенсионными фондами, обращением депозитных и сберегательных сертификатов кредитных организаций, чеков, векселей и иных ценных бумаг, не являющихся в соответствии с законодательством Российской Федерации эмиссионными ценными бумагами, а также с обращением государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг муниципальных образований.

Руководство предприятия, как правило, владеет инсайдерской информацией. Другие сотрудники компании также владеют ею. Другие лица, с которыми компания может в процессе работы обмениваться соответствующими сведениями, тоже становятся инсайдерами. Такими лицами могут быть, например, адвокаты, финансовые консультанты, аудиторы, банкиры и пр.

2) информация, содержащаяся в подлежащих исполнению поручениях клиентов на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является иностранная валюта, в случае, когда исполнение таких поручений может оказать существенное влияние на цену иностранной валюты.

определяются государственные и иные гарантии защиты прав инвесторов, вводятсят новые составы правонарушений, за которые возможно применение различных мер юридической ответственности, в том числе административной; развиваются не только публично — правовые, но и частно — правовые способы защиты прав инвесторов; устанавливаются конкретные юридические механизмы, позволяющие обеспечить различные правовые способы защиты прав инвесторов;

3) информация, составляющая существенные условия договоров доверительного управления, связанные с совершением сделок с ценными бумагами и (или) заключением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, в случае, когда осуществление доверительного управления в соответствии с указанными условиями может оказать существенное влияние на цены соответствующих ценных бумаг.

Значительным шагом в борьбе с неправомерным использованием инсайдерской информации и манипулированием рынком стал № 241-ФЗ от 30.10.2009, который с 14.11.2009 ввел уголовную ответственность за новые составы преступлений на РЦБ. Среди введенных в УК РФ новых составов преступлений необходимо отдельно выделить ст. 185.3 УК РФ «Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг». Под это понятие подпадают действия, в результате которых повышается, понижается и поддерживается цена ценных бумаг, спрос на них или объем торгов ими. Ответственность манипуляторов по новому законодательству предусматривает штраф от 300 тыс. руб. до 6 лет лишения свободы. До введения этой статьи в Уголовный кодекс за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг была предусмотрена всего лишь декларативная административная ответственность, которая применялась редко.