44 ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями 2022 закон

Так, в случае обжалования закупки с ценой контракта свыше 20 млн. руб. участник закупки обязан иметь опыт хотя бы одного исполненного контракта не менее 20 % от НМЦК по закупке, на которую подается жалоба. Изменения исключат обжалование закупок так называемыми «профессиональными жалобщиками», а также участниками закупок, в которых они участвовать не имеют права.

Порядок проведения указанных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) излагается единообразно, что способствует исключению ситуаций, влекущих возникновение споров в правоприменении, вызванных наличием в Законе № 44-ФЗ различных положений, регулирующих схожие правоотношения, при проведении различных способов. Сокращаются сроки выполнения процедур при проведении указанных 3 способов.

Кроме того, при проведении открытых конкурентных способов законопроект исключает необходимость дополнительного составления заказчиком документации о закупке, предусматривая включение всей информации о проводимой закупке исключительно в извещение об осуществлении закупки.

6.Увеличивается количество участников закупки, с которыми осуществляется заключение контракта. В случае уклонения участника закупки от заключения контракта, заказчик направит контракт для заключения участнику, заявке которого присвоен следующий порядковый номер (каждому следующему до заключения контракта), что увеличит возможность заключить контракт без повторной закупки (ч. 11 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Так, с 01.01.2022 вступают в силу новые положения Закона о контрактной системе в редакции ФЗ от 02.07.2022 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающие комплексную оптимизацию контрактной системы в сфере закупок, упрощение и сокращение сроков проводимых конкурентных процедур.

Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.

Таким образом, способ закупки «запрос предложений» перестанет существовать
с 2022 года. Такие «подвиды» способов закупок, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, также не будут применяться с учетом новой редакции 44-ФЗ. Эти изменения внесены Законом № 360-ФЗ.

Произойдет увеличение доли (процента) закупок, которые проводятся среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций с 15% до 25% от совокупного объема закупок. В дальнейшем запланирована еще большая доля закупок среди СМП и СОНКО (44-ФЗ) и среди МСП в соответствии с 223-ФЗ.

Право на субсидии имеют коммерческие организации, 100% акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, а также государственные корпорации (компании), публично-правовые компании в случаях, предусмотренных п. 8 и 8.1 ст. 78 и пп. 3 и 3.1 п. 1 ст. 78.3 Бюджетного кодекса РФ.

Включает пакет следующих оптимизационных изменений: сокращение количества способов закупок, унификация сроков проведения закупок по отдельным этапам, упразднение документации закупки, новые процедурные особенности проведения закупочных процедур, изменения в части предоставления обеспечения участником закупки, новые требования
к участникам, изменения в части заключения контракта, нововведения при обжаловании действий (бездействия) заказчика, оператора электронной площадки и др.

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках)

Отдельное внимание уделяется планированию закупок, оценке их обоснованности. Заказчики обязаны составлять планы закупок (на срок действия акта о соответствующем бюджете) и ежегодные планы-графики закупок. Вводится нормирование — установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе их предельной цены. Это должно исключить необоснованное приобретение предметов роскоши и товаров (услуг) категории «люкс». Предусмотрено обязательное общественное обсуждение закупок на сумму более 1 млрд руб.

Прописаны методы определения начальной (максимальной) цены контракта. Для борьбы с демпингом вводится обязанность участников конкурсов и аукционов предоставлять повышенное обеспечение, если предложенная ими цена опускается ниже стартовой на 25%. Предусмотрен предквалификационный отбор при проведении конкурса на поставку товаров (работ, услуг) высокосложного, инновационного или специализированного характера.

Возможно заключение контрактов жизненного цикла (на закупку товара и его последующие обслуживание, эксплуатацию, ремонт и утилизацию). Вводится банковское сопровождение контрактов. Расчеты в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, будут отражаться на счетах, открытых в нем.

Закон устанавливает следующие способы размещения заказов. Помимо электронных и закрытых аукционов могут применяться различные виды конкурсов, а также запрос котировок (предложений) и закупки у единственного поставщика. Сохранена возможность заключить контракт с единственным поставщиком, если конкурентные процедуры размещения заказа не состоялись (но при определенных ограничениях).

Для обеспечения прозрачности закупок создается единая общедоступная информационная система. В ней размещаются планы закупок, данные об их реализации, реестры заключенных контрактов и недобросовестных поставщиков, библиотека типовых контрактов, каталоги товаров (работ, услуг), результаты мониторинга и аудита закупок и многое другое.

по строке 1001 — суммы оплаты в соответствующем финансовом году по контрактам (договорам), заключенным до начала очередного финансового года, при этом в графах 7 — 9 указываются суммы оплаты по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон N 44-ФЗ), а в графах 10 — 12 — по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Федеральный закон N 223-ФЗ);

В целях организации работы по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд Министерства экономического развития Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приказываю:

— отсутствие организации в реестре недобросовестных поставщиков по результатам оказания услуг в рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

7.9. В соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при оценке соответствия поставляемого товара требованиям государственного контракта получателем может проводиться экспертиза. Экспертиза может проводиться получателем своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций. При привлечении экспертных организаций (экспертов) получатель уведомляет поставщика о дате и месте проведения экспертизы, а также об экспертной организации (эксперте), осуществляющей экспертизу. По факту необходимости проведения экспертизы или привлечения экспертной организации (эксперта) получатель информирует Генеральную прокуратуру Российской Федерации о предполагаемой дате проведения экспертизы и ее стоимости.

Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрены случаи, при которых заказчик вправе указывать торговые наименования лекарственных средств при осуществлении закупки лекарственных средств, а именно в случае закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе (осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний).

С 1 сентября из обязательного аукционного перечня исключаются строительные закупки. С указанной даты заказчики смогут проводить их как с помощью аукциона, так и посредством конкурса. Поправки об особенностях проведения строительного конкурса опубликованы.

Получается, что с 1 июля 2022 вступили в силу два изменения в 44-ФЗ: новые правила ведения реестра недобросовестных поставщиков и правила работы с планами-графиками на 2022 год. Но еще в этом месяце была важная судебная практика и интересные проекты изменений.

  1. Формируем на ЭП первоначальное предложение о поставке продукции. Указываем такую информацию:
    • наименование объекта заказа;
    • основные параметры товара;
    • товарный знак — при наличии;
    • страну изготовления и документ, подтверждающий эти сведения в рамках применения национального режима;
    • цену одной единицы;
    • максимальное количество поставки;
    • срок предварительного предложения (действует 1 месяц);
    • регистрационные данные участника;
    • декларацию о соответствии требованиям ФКС и подтвердительную документацию;
    • решение об одобрении крупной сделки.

Прописали специальные правила для сроков вступления в силу новых правил одностороннего отказа от исполнения контракта и переходные положения. Новые нормы появятся в законе с 01.01.2022, но порядок одностороннего отказа от контракта, который заключен по итогам электронной процедуры, в рамках ч. 12.1 44-ФЗ в новой редакции, заработает только с 01.07.2022.

Размещаем подготовленное извещение. Оператор ЭП проводит предварительный отбор пяти предложений с самой низкой стоимостью единицы товара. На это отводится 1 час. Если двух предварительных предложений участников не хватает, оператор ЭП отправит уведомление в ЕИС, а заказчику не придет ценовая информация от других поставщиков.

5) государственный заказчик — государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки;

Рекомендуем прочесть:  Виза в германию консульство в москве

7) привлечением избирательными комиссиями, комиссиями референдума граждан к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с обеспечением полномочий избирательных комиссий, комиссий референдума в период подготовки и проведения выборов, референдума, по гражданско-правовым договорам, заключаемым с физическими лицами, в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

4) назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации или в административном судопроизводстве в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации;

9) закупкой товаров, работ, услуг Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, в том числе при возложении на них полномочий окружной избирательной комиссии, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти;

4) участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее — офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;

Изменения в законе 44-ФЗ с 1 января 2022 года (ч

С 1 января 2022 года вводится правило о том, что участник вправе отозвать заявку с момента размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до момента размещения проекта контракта, заключаемого с таким участником закупки. Этого не удастся сделать в случае, если заявка была отклонена при проведении электронных процедур.

С 1 января 2022 года существенно сокращаются сроки оплаты по исполненным контрактам. В настоящее время заказчик обязан произвести оплату поставщику в течение 30 дней с даты подписания акта приемки. С 2022 года этот срок уменьшается до 15 рабочих дней. Кроме того, в новой редакции закона установлено, что с 2023 года срок оплаты сократится до 10 рабочих дней.

Если поставщик уже внес обеспечение банковской гарантией, то новую гарантию получать не требуется, достаточно внести изменения в действующую гарантию. Если исполнитель подал новую гарантию, то заказчик отказывается от прав по старой. Если же обеспечение внесли деньгами, то поставщик вносит дополнительное обеспечение на этот же счет. В случае снижения цены заказчик частично возвращает денежное обеспечение поставщику. Если стороны изменили срок исполнения, то необходимо скорректировать и сроки возврата обеспечения.

С 1 января 2022 года в законе 44-ФЗ появляются дополнительные основания для отклонения заявки участника. Они связаны с усилением мер по защите отечественных товаропроизводителей. Устанавливается, что оператор электронной площадки отклоняет заявку в случаях:

С 1 января 2022 года в законе 44-ФЗ установлены новые сроки отмены закупочных процедур. Отменить электронную процедуру (открытую или закрытую) можно не позднее, чем за 1 рабочий день до даты окончания подачи заявок. В закрытых конкурсах или аукционах отменить закупку можно не позднее, чем за 5 дней до даты окончания подачи заявок.

Центр развития конкурентной политики и государственного заказа

1. Сокращен перечень конкурентных способов проведения закупок
Запрос предложений по Закону N 44-ФЗ больше не проводится.
Перечень конкурентных способов закупки теперь выглядит так (ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ):
— конкурс — электронный, закрытый, закрытый электронный;
— аукцион — электронный, закрытый, закрытый электронный;
— электронный запрос котировок.

8. Изменен порядок одностороннего отказа от исполнения контракта
В частности, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта нужно передать контрагенту лично под расписку или направить заказным письмом по адресу,
указанному в контракте, с соблюдением требований законодательства РФ о гостайне. До 1 июля 2022 г. заказчик, принявший такое решение в отношении контракта,
заключенного по результатам электронных закупок (в том числе закрытых и электронных закупок у единственного поставщика), должен также разметить его в ЕИС
не позднее дня его вручения (направления) по правилам, действовавшим до 1 января 2022 г. (ч. 12.2, 20.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. п. 3, 4 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2022 N 360-ФЗ).

6. Расширен перечень лиц, которые могут выдавать гарантии для обеспечения заявок, исполнения контракта и гарантийных обязательств
В качестве такого обеспечения принимается независимая гарантия (ч. 4 ст. 44, ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Требования к ней установлены в ст. 45 Закона N 44-ФЗ. Ее могут выдавать, в частности:
— банки, включенные в специальный перечень;
— госкорпорация развития «ВЭБ.РФ».

9. Устанавливается единое требование к сроку хранения документов по закупкам в рамках Закона N 44-ФЗ
Информация и документы, предусмотренные Законом N 44-ФЗ, хранятся не менее 6 лет с момента начала закупки, если (ч. 15 ст. 4 Закона N 44-ФЗ):
— заказчик подготовил их не в ЕИС и (или) не на электронной (специализированной) площадке и не размещал информацию и документы в них;
— заказчик получил их при определении (обосновании) НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальных цен единиц товара, работы, услуги, начальной суммы цен таких единиц, максимального значения цены контракта. Это не относится к информации и документам, включаемым в контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в силу ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

7. Введено электронное оформление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги
Документ о приемке оформляется в электронном виде через ЕИС. Такой порядок распространяется почти на все электронные закупки (ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).

  • до 01.01.2023 путем указания номера реестровой записи из реестра контрактов (реестра договоров) о контракте (договоре), заключенном (без учета правопреемства) по цене не менее 20 % от начальной (максимальной) цены контракта закупки, на положения которой подается жалоба;
  • после 01.01.2023 путем указания номера реестровой записи из реестра контрактов (реестра договоров) о контракте (договоре), стоимость и срок исполненных обязательств по которому составляет не менее 20 % от начальной (максимальной) цены контракта закупки, на положения которой подается жалоба (с учетом правопреемства).

С 01.01.2022 вступает в силу часть 2.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, устанавливающая обязательные требования о наличии опыта исполнения контракта (договора) без учета отраслевой специфики в соответствии с Законом № 44-ФЗ (Законом № 223-ФЗ) в отношении закупок с начальной (максимальной) ценой контракта 20 млн руб. и более. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.

С 01.01.2022 вступают в силу существенные изменения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в редакции Федерального закона от 02.07.2022 № 360-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ), направленные на оптимизацию и автоматизацию закупочного процесса. Ключевые нововведения.

В соответствии со статьей 42 Закона № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки будет состоять из структурированной информации (предусмотренной частью 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ) и прилагаемых документов (предусмотренных частью 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, при формировании извещения об осуществлении закупки необходимо будет заполнить структурированную информацию, а также приложить необходимые документы. При этом в соответствии с частью 4 статьи 5 Закона № 44-ФЗ приоритет будет иметь структурированная информация, сформированная с использованием ЕИС.

При этом подача жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля при проведении закупки, в которой установлено требование в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, возможна исключительно участниками закупки, подтвердившими соответствующий опыт с учетом следующего:

Памятка: все изменения в госзакупках по 44-ФЗ в 2022 году

  1. С 01.10.2022 заказчики проводят больше закупок у субъектов МСП. Если заказчик включил товар, работу или услугу в локальный перечень для СМСП, то он проводит торги только среди представителей малого бизнеса, когда НМЦД не превышает 800 млн руб.
  2. С 01.10.2022 установили новые требования к протоколам конкурентных закупок и ежемесячным отчетам по 223-ФЗ.

Устанавливайте специальный срок оплаты, если особый порядок выплат предусмотрен не в контрактном законодательстве. Заработала новая редакция ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ. В общем случае период оплаты не превышает 30 дней. А если закупка проходит с ограничениями для СМП и СОНКО, то срок не превышает 15 рабочих дней (ст. 30 44-ФЗ).

  • заказчик отправляет победителю проект контракта в течение 3 рабочих дней;
  • победитель подписывает контракт и отправляет заказчику в срок, указанный в извещении;
  • заказчик подписывает контракт в течение 3 рабочих дней, но не раньше 10 дней после подписания итогового протокола.

По особым правилам вступают в силу положения об одностороннем отказе. Текст 44-ФЗ обновляют с 01.01.2022, но порядок одностороннего отказа от контракта по результатам электронной процедуры вступит в силу с 01.07.2022 (ч. 12.1 44-ФЗ). До 1 июля 2022 г. все решения об одностороннем отказе принимаются и направляются поставщику по правилам, которые действуют для бумажных процедур, а в ЕИС размещаются по правилам, которые действуют для информационной системы. Если заказчик не получил подтверждения о вручении заказного письма поставщику или же появилась информация об отсутствии поставщика по адресу отправки, то датой уведомления является день после 15 дней с даты размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС.

Рекомендуем прочесть:  Ограниченный Возрост Детей Имеющих Правона Льготные Путевки В Санатории В Системе Мвд

С 31.03.2022 вступило в силу постановление Правительства РФ № 310 от 20.03.2022. Обновилась форма плана-графика закупок для нужд заказчика, который работает на территории иностранного государства. Дополнительно постановление отправило в прошлое положения о ведении плана закупок и формировании отчета об исполнении контракта для таких заказчиков.

Комитет ставропольского края по государственным закупкам

Если по результатам рассмотрения первых частей заявок допущена только одна заявка, необходимо придерживаться специального порядка:
1) не позднее 1 часа с момента получения протокола оценки первых частей заявок оператор направит вторую и третью части заявки;
2) не позднее двух рабочих дней после получения всех частей заявки, но не позднее даты подведения итогов комиссия рассматривает заявку и подписывает итоговый протокол на площадке;
3) оператор в течение 1 часа размещает протокол в ЕИС;
4) оценивать заявку по критериям оценки не нужно;
5) участник закупки может направить запрос о разъяснении итогового протокола;
6) если комиссия допустила заявку, то контракт заключается с едпоставщиком по пункту 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Заказчики проводили закупки за границей по правилам Закона № 44-ФЗ, но с учетом особенностей. Не было обязанности применять правила закрытых процедур, а закупки не размещали в ЕИС. Иностранными законами можно было руководствоваться только при обеспечении контракта. При этом, если заказчик не устанавливал обеспечение, нужно было готовить отчет с причинами. Не было уточнения, что заказчик вправе не применять статью 14 Закона № 44-ФЗ. Закупки не попадали только под контроль по части 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ
(ч. 3 ст. 111.1 Закона № 44-ФЗ)

Пункт 30 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ содержал исчерпывающий перечень ТРУ:
1) бюллетени;
2) открепительные удостоверения;
3) специальные знаки и марки;
4) информационные материалы, которые размещают в помещениях избирательных комиссий, комиссии референдума или помещениях для голосования;
5) услуги доставки избирательной документации, других документов и отправлений, которые нужны для выборов и референдумов.
Поставщика определяло Правительство по предложениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов и ЦИК
(п. 30 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

3) Контракт на срок не менее одного года. При этом предметом закупки являются НИОКР и технологические работы. Цена равна или превышает предельный размер Правительства. Возникли обстоятельства, которые не зависят от сторон и препятствуют исполнению. Чтобы изменить контракт, нужно обоснование. Изменять объем и цену можно в пределах 30 процентов
(подп. «б» п. 33 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Существенные условия контракта можно менять, даже если такое право не прописано в документации и контракте. Добавили право менять объем и вид работ. Можно однократно поменять срок по контрактам жизненного цикла и контрактам на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Менять стоимость можно только в пределах доведенных ЛБО. Пункт 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ утратил силу
(подп. «а», «б» п. 33 ст. 5 Закона № 360-ФЗ)

Комитет ставропольского края по государственным закупкам

На 2022 год пересмотрите комплектацию документов о закупке. Нужно подготовить самостоятельные файлы каждого приложения к извещению. Эти приложения следующие: описание объекта закупки, обоснование НМЦК, проект контракта, требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке, порядок рассмотрения и оценки заявок в конкурсе, доптребования к участникам закупок (ч. 2 ст. 42 Закона 44-ФЗ). При размещении извещения в ЕИС отдельно будете добавлять каждый файл в свой раздел. На рисунке видите, как прикрепить отдельные документы в раздел «Прилагаемые файлы к извещению в ЕИС».

В задании 2 определите, нужна ли для закупки предквалификация, и если да, то какая. Напомним, что выбрать нужно между двумя видами предквалификаций: новой обязательной и предквалификацией по постановлению № 99. Распределите закупки по трем столбцам: перетащите закупки в пунктирное поле вверху. После — раскройте комментарий эксперта.

В Законе № 44-ФЗ раньше не было прописано никаких сроков хранения закупочных документов. Обычно использовали Закон об архивном деле и стандартные требования делопроизводства в каждом учреждении заказчика. С нового года документы по закупкам обязали хранить не менее 6 лет (ч. 15 ст. 4 Закона № 44-ФЗ). Это обозначает, что все документы, связанные с закупками в печатной форме, вы обязаны хранить и предъявлять контролерам при проверках. А контролеры смогут их запросить. Если данные из ЕИС будут противоречить данным на бумажном носителе, приоритет будет в пользу информации в ЕИС (ч. 12 ст. 4 Закона № 44-ФЗ). То есть все приложенные файлы к извещению должны полностью совпадать со структурированной информацией в ЕИС. Проверьте себя в задании 4. Нажмите на карточки с названиями документов, которые вы будете хранить в течение 6 лет. Выберите десять из них и нажмите кнопку проверить. При правильном выборе карточки поменяют цвет на зеленый, при неверном станут красными. После раскройте комментарий эксперта с дополнением к ответу.

С нового года членов закупочной комиссии должно быть не менее трех человек. Ранее нужно было не менее пяти. С одной стороны, для заказчика это положительное изменение, ведь можно задействовать меньше человек в закупочном процессе. Но с другой стороны, возрастает риск ошибок из-за роста нагрузок и сокращения сроков закупочных этапов.

Оптимизационный закон вступает в силу с января 2022 года, но все закупки на будущий год нужно спланировать уже сейчас с учетом новых правил. Когда чиновники комментируют эти правила, они чаще всего разъясняют, что станет меньше способов закупки, а сроки всех этапов закупки сократятся. На самом деле есть целый пласт изменений, разбросанных по всему закону, о которых пока мало кто говорит. Например, вместо документации придется подготовить новый состав закупочных документов. А единственного поставщика услуг нужно будет проверить на соответствие единым требованиям.

ФАС: изменения в закон о контрактной системе с 1 января 2022 года будут способствовать развитию добросовестной конкуренции

Самое основное изменение – сокращение числа способов закупки с 11 до 3 самых распространенных (конкурс, аукцион и запрос котировок). Из закона будут исключены способы закупок, невостребованные на практике и имеющие сложное описание. Так, двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием и запросы предложений зачастую носят избыточный характер и дублируют процедуру проведения открытого конкурса.

В рамках XVI Всероссийской практической конференции-семинара «Государственные и муниципальные закупки 2022» Ольга Горбачева также рассказала о новых требованиях к электронным процедурам. С 2022 года закупки на маркетплейсах и в электронных магазинах на сумму до 600 тысяч рублей перестанут регламентироваться 6 главой 44-ФЗ, в связи с чем ФАС России не будет рассматривать жалобы на такие закупки.

** договоры, заключаемые в порядке Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

44‑ФЗ «для чайников»: как проводятся госзакупки

  • отсутствие налоговой задолженности, неснятой судимости по экономическим преступлениям;
  • поставщик не должен быть аффилирован с заказчиком или являться оффшорной компанией;
  • поставщик не должен находиться в процессе банкротства или ликвидации.

До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику.

Основные действующие лица в системе госзакупок — это заказчики и поставщики (подрядчики). Заказчиками являются государственные и муниципальные бюджетные учреждения. Поставщиками же могут быть любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

ВНИМАНИЕ. Закон № 44-ФЗ не регулирует:

  • закупки услуг у международных финансовых организаций;
  • закупки услуг по государственной защите;
  • закупки драгметаллов и камней для пополнения Государственного фонда;
  • закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде;
  • закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • вопросы взимания платы за участие в закупках.

Закон № 44-ФЗ определяет правила проведения только тех закупок, которые осуществляют государственные органы власти или муниципальные учреждения за счет бюджетных средств. Закупки бюджетных учреждений, субъектов естественных монополий, компаний с участием государства за счет собственных средств регулирует другой федеральный закон — от 18.07.11 № 223-ФЗ.

Как только заказчик выбирает исполнителя, они заключают контракт. Структура документа обязательно должна включать сроки оплаты, приёмки и оформления результатов приёмки. В контракте указываются дополнительные параметры, как, например, условия об ответственности заказчика и исполнителя.

Рекомендуем прочесть:  Мировой Судья Отменил Судебный Приказ И Предложил Взыскателю Предъявить Исковое Производство

Определение исполнителя заказа выполняется в соответствии с типом госзакупки, при этом всегда выбор падает на самое выгодное предложение. Это может быть конкурс, аукцион, запрос котировок или запрос предложений. Отбор может проходить в один или несколько этапов, что также определяет заказчик.

Участников закупок можно разделить на две группы: заказчики и поставщики. К первым относятся государственные и муниципальные организации (школы, фонды, больницы и т.д.), именно они выставляют заказы на товары и услуги. Ко вторым относятся поставщики, которые выполняют заказы (индивидуальные предприниматели и юридические лица).

Один из основных инструментов в закупочной деятельности — это электронная подпись. Её применение обязательно для регистрации на ЕИС и ведения закупочной деятельности на площадках. При этом электронная подпись обязательно должна быть квалифицированной, такую ЭП выдают только аккредитованные удостоверяющие центры.

К участникам косвенно можно отнести операторов электронных торговых площадок (ЭТП), где происходит закупочная деятельность. Кроме того, косвенно в закупках участвуют и федеральные органы власти: Минфин, ФАС, Рособоронзаказ, Росатом и Роскосмос. Вся сфера закупок регулируется этими органами власти.

44‑ФЗ «для чайников»: как проводятся госзакупки

В торгах принимают участие потенциальные поставщики и подрядчики. Для этого они подают соответствующие заявки. Если закупка проводится «бумажным» способом, заявки подаются в запечатанных конвертах (лично или по почте). Если закупка проводится электронным способом, то заявки подаются на электронной торговой площадке, которая указана в извещении.

  • отсутствие налоговой задолженности, неснятой судимости по экономическим преступлениям;
  • поставщик не должен быть аффилирован с заказчиком или являться оффшорной компанией;
  • поставщик не должен находиться в процессе банкротства или ликвидации.

ВНИМАНИЕ. Закон № 44-ФЗ не регулирует:

  • закупки услуг у международных финансовых организаций;
  • закупки услуг по государственной защите;
  • закупки драгметаллов и камней для пополнения Государственного фонда;
  • закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде;
  • закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • вопросы взимания платы за участие в закупках.

Основные действующие лица в системе госзакупок — это заказчики и поставщики (подрядчики). Заказчиками являются государственные и муниципальные бюджетные учреждения. Поставщиками же могут быть любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.

Важные изменения в госзакупках в 2022 году

Заказчик тоже публикует извещение, сообщая тем самым о своей потребности. В течение часа с момента публикации извещения заказчика оператор ЭП анализирует имеющиеся предварительные предложения, вычленяет из них пять с минимальной ценой поставки и направляет их заказчику.

10. Минфин обновил правила, связанные с казначейским сопровождением: Приказом Минфина №334н от 30.12.2022 утверждены правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по контракту при таком сопровождении, Приказом №316н от 22.12.2022 утвержден порядок казначейского обеспечения обязательств.

  • наименование товара;
  • его параметры;
  • товарный знак — при наличии;
  • страна изготовления;
  • цена за одну единицу поставляемого товара;
  • предполагаемое количество;
  • срок действия предложения;
  • информация об участнике;
  • декларация о соответствии требованиям, предъявляемым к участникам госзакупок, и документы, подтверждающие такое соответствие;
  • решение об одобрении крупной сделки.
  • до 01.01.2022 действовала норма о том, что 44-ФЗ не распространяется на закупки при подготовке проведения общероссийского голосования. Теперь эта норма отменена;
  • статья 2 44-ФЗ дополнена частью 5, регулирующей сроки вступления в силу закона, вносящего изменения в положения 44-ФЗ, которые посвящены планированию закупок;
  • дополнены обязанности закупочной комиссии в рамках ч. 8 ст. 31. Отныне комиссии обязаны проверять данные, предоставляемые электронной площадкой, о том, привлекался ли участник к ответственности за незаконное вознаграждение от имени юрлица. Новое требование связано со вступлением в силу с января 2022 года Постановления Правительства №917 от 18.07.2022.

В январе 2022 года Правительством РФ вынесен на рассмотрение Госдумы законопроект, предполагающий серьезный пересмотр существующей системы закупок и внесение в нее множества новшеств. Как планируется реформировать закон 44-ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями, рассмотрим подробнее.

Определение исполнителя заказа выполняется в соответствии с типом госзакупки, при этом всегда выбор падает на самое выгодное предложение. Это может быть конкурс, аукцион, запрос котировок или запрос предложений. Отбор может проходить в один или несколько этапов, что также определяет заказчик.

Как только заказчик выбирает исполнителя, они заключают контракт. Структура документа обязательно должна включать сроки оплаты, приёмки и оформления результатов приёмки. В контракте указываются дополнительные параметры, как, например, условия об ответственности заказчика и исполнителя.

В госзакупках по 44-ФЗ задействовано множество процессов, лишь косвенно связанных с действиями поставщика. Простыми словами: для того чтобы начать работать с заказчиками, достаточно приобрести электронную подпись, зарегистрировать на портале ЕИС и найти подходящий заказ.

К поставщикам в системе государственных закупок законодательство выставляет определённые требования, и начинающий поставщик должен их знать. В первую очередь в качестве поставщиков могут выступать только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Их участие в закупках может быть ограничено, если:

К участникам косвенно можно отнести операторов электронных торговых площадок (ЭТП), где происходит закупочная деятельность. Кроме того, косвенно в закупках участвуют и федеральные органы власти: Минфин, ФАС, Рособоронзаказ, Росатом и Роскосмос. Вся сфера закупок регулируется этими органами власти.

  • детальных условиях контракта (что, куда, в какие сроки поставить, какую услугу оказать, какие работы выполнить и т.д.);
  • источнике финансирования (федеральный или региональный бюджет, совместное финансирование);
  • критериях выбора поставщика;
  • ограничениях или привилегиях для определенных категорий поставщиков (например: в закупке могут участвовать только субъекты малого и среднего бизнеса (МСП), она запрещена для иностранных участников и т.д.).
  • цене контракта.
  • предмет – описание предмета закупки для муниципальных или государственных нужд;
  • конечную стоимость договора, включая налоги и сборы;
  • наименование формы договора (поставки, строительного подряда, авторского заказа и т.д.);
  • формы и сроки оплаты и приёма товаров/работ/услуг;
  • права и обязанности сторон;
  • ответственность сторон.

При регистрации поставщик получает доступ к полному реестру всех госзакупок в рамках 44-ФЗ, а также к реестру недобросовестных поставщиков. Ещё раз отметим, что обучение у нас не только поможет вам побеждать в тендерах и исполнять контракты, но и убережёт от попадания в черный список. Новички нередко невольно оказываются там из-за незнания элементарных принципов работы в сфере госзакупок.

С началом аукциона допущенные участники играют на понижение, соблюдая шаг аукциона и время подачи предложений. Назвавший наименьшую цену признается победителем. После этого заказчику становятся видны вторые части заявок. Он проверяет соответствие 44-ФЗ конкретного победителя и, если всё в порядке, заключает с ним контракт. Если поставщик по формальным признакам не мог участвовать в аукционе, но все же подал заявку, его победа аннулируется, сам он отправляется в РНП, а заказчик переходит к работе с поставщиком, занявшим второе место.

  • организации дошкольного, среднего и среднего специального, высшего и дополнительного образования;
  • бюджетные медицинские учреждения;
  • налоговые органы, пенсионный и внебюджетные фонды;
  • органы государственного казначейства;
  • предприятия сферы ЖКХ и благоустройства и т.д.

44-ФЗ для чайников

С некоторой долей условности еще одной категорией участников госзакупок можно назвать операторов ЭТП (электронных торговых площадок). В их функции входит создание условий для ведения закупочной деятельности. Контроль над соблюдением требований №44-ФЗ осуществляются контролирующие органы в лице различных федеральных ведомств и фактически приравненных к ним государственных корпораций, включая ФАС, Минфин, Прокуратуру, Росатом, Роскосмос, Рособоронзаказ и других.

Одним из обязательных условий закупочных мероприятий в рамках №44-ФЗ выступает проведение в электронном формате. Законодательство жестко регламентирует перечень ЭТП, допущенных к подобным процедурам. Он размещается в свободном доступе в системе ЕИС закупки и включает на сегодня восемь торговых площадок. Использовать другие онлайн-платформы и сервисы для организации и проведения госзакупок запрещено.

Актуальная версия базового Федерального закона в области государственных закупок предоставляет преференции двум категориям поставщиков. В первую входят организации инвалидов, а также учреждения системы УИС, во вторую – хозяйствующие субъекты, отнесенные к малому предпринимательству и социально ориентированным НКО. Для каждой из категорий установлены квоты, обязательные для всех видов государственных заказчиков. Дополнительной льготой становится снижение требований по сумме обеспечения заявки.

№44-ФЗ определяет правила проведения закупок для обеспечения нужд государства и муниципалитетов. То есть любых учреждений, предприятий, органов власти, деятельность которых финансируется из бюджетов разного уровня – федерального, регионального или местного. Речь идет о таких важных для жизни как государства в целом, так и отдельного человека сферах деятельности, как:

  • планирование;
  • объявление;
  • отбор исполнителей и поставщиков в рамках конкурентных торговых процедур;
  • заключение государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ или предоставление услуг;
  • контроль над исполнением обязательств в рамках государственных контрактов;
  • общий аудит и мониторинг системы государственных закупок.