Дети -Сироты Это Кто

Статья 1

опека и попечительство — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет;

дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения — предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также бесплатное оказание медицинской помощи до завершения обучения по указанным образовательным программам;

выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица, которые помещены под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение и завершили свое пребывание в данной организации;

приемная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью);

Статья 1

лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель;

выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица, которые помещены под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение и завершили свое пребывание в данной организации;

дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

опека и попечительство — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет;

полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости, а также бесплатное оказание медицинской помощи;

  • личные: данными правами гарантируются уважение чести и достоинства, защита от злоупотреблений опекуном или попечителем, воспитание в опекунской или попечительской семье, общение с родителями и родными, выражение собственного мнения при возникающих вопросах о своих интересах, необходимые условия для проживания, воспитания, образования, развития за счёт государственных средств;
  • имущественные: эти права касаются социальных выплат, пенсий, алиментов, пособий, сохраняют права собственности на жильё, доходы, полученное в дар или по наследству имущество, внеочередное получение жилья;
  • на бесплатное образование;
  • на бесплатное медицинское обслуживание;
  • на помощь в трудоустройстве;
  • на получение жилья.

К такой категории относятся малолетние граждане до достижения ими 18 лет, родители которых не могут или не желают исполнять свои обязанности. Причинами для присвоения детям статуса оставшихся без родительского попечительства являются случаи, когда родители:

Но для этого должны быть следующие условия: ребёнок-сирота или оставшийся без попечения родителей не должен иметь социального или собственного жилья (доставшегося от родителей), у родственников также не имеется достаточных квадратов, чтобы оформить прописку, а если жильё имеется, то не соответствует санитарным и другим нормам.

  • повышенной стипендии;
  • бесплатного питания;
  • получения финансовой помощи для покупки предметов первой необходимости;
  • льготного проезда на любом виде общественного транспорта.
  • лишены прав воспитывать детей или частично ограничены в этом праве;
  • один из родителей признан полностью или частично недееспособным;
  • тяжёлое заболевание у одного или обоих родителей, из-за которого невозможно полноценное воспитание и материальное обеспечение ребёнка;
  • числятся без вести пропавшими;
  • подозреваются в совершении правонарушений;
  • находятся в местах заключения;
  • намеренно не желают воспитывать ребёнка;
  • не выполняют свои обязанности, отказываются защищать права и интересы ребёнка.

В связи с тем, что малышам, которые стали сиротами или лишились опеки родителей, предоставляется недвижимость, они нуждаются в защите жилищных прав. Каждый гражданин (в том числе и малолетний) может владеть определенными материальными ценностями, которые получены путем дарения, накопления заработанных средств. Отсюда вытекает необходимость в защите имущественных прав малолетних сирот и детей, оставшихся без попечения одного или обоих родителей.

В 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» говорится, что дети считаются осиротевшими, если родителей нет в живых. В России участились инциденты, когда мать или отец осознанно оставляют ребенка без своей опеки. Действия нерадивых родителей зачастую не обоснованы жизненными трудностями или финансовыми проблемами, которые не позволяют полноценно обеспечить малыша. Часто своего ребенка бросают и состоятельные граждане, считая родительские обязательства серьезной обузой, мешающей нормально жить.

Какие дети имеют правовой статус «оставшихся без родительской опеки»? Такой статус определяется для малолетних граждан до 18-летнего возраста, у которых родители по определенным причинам не исполняют полноценно родительские обязательства. Закон определяет следующие причины:

Будущее малышей без родительской опеки определяют органы попечительства. Благодаря государственным гарантиям, каждый малыш получает право расти и получать должное воспитание в семье, которая сможет дать ему все, чтобы он чувствовал себя любимым и нужным, не переживал за будущее. Для морального развития детей это очень весомый фактор.

Достаточно часто осиротевших детей берут на воспитание и содержание опекуны (попечители). Опеку можно установить над ребенком до 14-летия. Если ребенок достиг этого возраста, до его совершеннолетия можно оформить попечительство. В России очень часто опекунами несовершеннолетних выступают их родственники. В большинстве случаев, это бабушки и дедушки. В такой семье, где детей воспитывают родные люди, возникает меньше спорных ситуаций и проблем, которые связаны с внутренними конфликтами и поведением ребенка.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

В настоящее время отмечаются негативные тенденции в динамике сиротства, проявляющиеся в увеличении среди сирот числа детей и подростков со сложными, комплексными видами отклонений, с задержкой в развитии, трудностями в обучении и отклоняющимся поведением. Обозначилось новое явление — «скрытое» социальное сиротство. Оно распространяется в результате падения нравственных устоев общества, обесценивания института семьи, а также в результате ухудшения условий жизни значительной части семей. Как правило, дети, попадающие под понятие «скрытых» социальных сирот, проживают в условиях беспризорности и безнадзорности [2].

Среди ученых существует и такая точка зрения, что разрушение современной семьи связано с теми трансформационными процессами, охватившими Россию в начале 90-х годов прошлого столетия. События, связанные с реформами времен распада СССР, называют третьей волной сиротства, которая по численности сирот перекрыла вторую волну — сиротство после Великой Отечественной войны [3].

Сиротство в России принимает угрожающие масштабы. Особенно тревожным явлением для общества становится распространение социального сиротства. Как уже отмечалось, последствия сиротства достаточно плачевны- из интернатов выходят молодые люди, неприспособленные к самостоятельной жизни, не имеющие правильного образца поведения в жизни общества, и лишенные представления о принятых за образец семейных ценностях. Как правило, заводя семью выпускники — интернатов оставляют своих детей на попечение государства, так как не имеют представления о том, как необходимо воспитывать детей, так как сами были воспитаны чужими людьми. Для того, чтобы остановить распространение социального сиротства необходимо осуществлять ряд мероприятий по возрождению ценности семьи, по повышению морально-нравственного воспитания молодого поколения.

Как показывает реальная жизнь, воспитанники интернатов живут сегодняшним, не имеют далеко идущих планов, а если они и есть, то не заполнены реальным содержанием. Немало важным в воспитательном процессе является формирования у ребенка желаний, стремлений, надежд, для того, чтобы он научился строить планы на самостоятельное будущее. В результате того, что дети-сироты привыкли, что за них все решают преподаватели, государство у них возникает боязнь внешнего мира, недоверие к нему.

− лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, в том случае, когда они находились в возрасте до 18 лет и лишились одного или обоих родителей. Такая категория лиц имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке [1].

Какие есть льготы сиротам

Размер предоставляемого жилья зависит от установленных норм жилой площади в регионе. Например, в Самарской области норма жилого помещения на человека — 33 м². В Москве — 18 м². Соответственно, сирота получит отдельную квартиру или дом примерно такой же площади или больше.

  1. По уходу за ребенком до полутора лет — 40% от среднего заработка. В 2022 году минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком — 3277,45 Р , за вторым и последующими детьми — 6554,89 Р . Максимальный размер — 26 152,27 Р .
  2. По уходу за ребенком от полутора до трех лет — 50 Р .
  3. По уходу за ребенком до трех лет, если отец ребенка служит по призыву. Размер в 2022 году — 11 863,27 Р .
  4. Дополнительную поддержку, например, путинские выплаты. Размер — величина прожиточного минимума на ребенка в регионе.
Рекомендуем прочесть:  Клевета Статья 129 Ук Рф Судебная Рактика Пленум Вс Рф

Если ребенок находится в учреждении для детей-сирот , заявление на выплату подают сотрудники учреждения. Если под попечительством, в приемной семье или на патронатном воспитании — ребенок подает заявление самостоятельно. Сделать это нужно в течение шести месяцев со дня, когда он станет совершеннолетним.

  1. Родителей лишили или ограничили в правах.
  2. Суд признал родителей отсутствующими, недееспособными или объявил умершими.
  3. Родители отбывают наказание в местах лишения свободы или находятся под стражей из-за подозрения или обвинения в преступлении.
  4. Родители уклоняются от воспитания или от защиты прав и интересов детей.
  5. Родители отказываются взять детей из образовательных, медицинских и других организаций, которые оказывают социальные услуги.
  6. Если единственный родитель или оба родителя неизвестны.

В Москве сироты, оставшиеся без попечения родителей дети и лица из их числа могут поменять за счет государства бесплатно кухонную плиту, сантехнику и сделать другой ремонт, чтобы подготовить квартиру к заселению. Но это касается только собственников или нанимателей квартир по договору социального найма.

Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Действие Закона распространяется на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставляет им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон) дано понятие лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Кроме того, можно использовать любой документ из которого будет понятно, что на момент исполнения 18 летнего возраста ребенок являлся сиротой, либо он находился без попечения родителей. Указанную информацию обратившийся гражданин может получить в органах опеки и попечительства муниципального образования или образовательном учреждении, где он обучается.

Приказом Минобрнауки России от 17 февраля 2015 года № 101 утвержден порядок формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Учет детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органом опеки и попечительства по месту их выявления.

Постановление администрации муниципального образования об установлении опеки над малолетним либо несовершеннолетним ребенком не является документом, дающим право на предоставление бесплатной юридической помощи гражданину как лицу из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Усыновление – это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью. Важным обстоятельством для воспитания и развития ребенка является то, что в случае усыновления ребенок обретает именно семью, а не какую-либо ее замену.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, имевшие к моменту достижения ими возраста 18 лет статус детей-сирот или статус детей, оставшихся без попечения родителей, либо основания для его приобретения и впоследствии не утратившие эти основания. (Ст.1 Закона Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря2005 г. № 73-З с изменениями и дополнениями).

В настоящее время широко используются в обыденной речи и теоретических исследованиях два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь (статья 116) защита прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, а также на иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь.

Приоритетной формой устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью является усыновление. Усыновление – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью усыновителей. Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Дела об установлении усыновления рассматриваются судом с участием органов опеки и попечительства. Усыновление ребенка подлежит регистрации в органах ЗАГС. Тайна усыновления охраняется законом.

Выявление и устройство детей оставшихся без попечения родителей

  • оформление матерью в роддоме письменного согласия на усыновления;
  • в документах ребенка отсутствуют сведения о родителях;
  • суд признал, что последние 6 месяцев родители не живут с детьми без уважительных причин;
  • родители признаны недееспособными (ограниченно дееспособными);
  • мать или отец признаны безвестно отсутствующими;
  • несовершеннолетний признан подкинутым или брошенным;
  • родители отбывают наказание в местах лишения свободы;
  • мать и отец проходят принудительную госпитализацию в психиатрическом стационаре;
  • родители умерли или признаны умершими;
  • мать и отец находятся в розыске и их местонахождения не установлено;
  • суд отменил решение об усыновлении;
  • отдел опеки вынес постановление об отобрании несовершеннолетнего у родителей.

Как показывает практика, квартира не выдается немедленно, по достижению совершеннолетия. В РФ существует очередь на обеспечение жильем сирот. Поэтому лицу, из числа детей-сирот, придется подождать от 5 до 7 лет. Квартира выдается по договору социального найма. Через 5 лет ее можно приватизировать.

  1. Сбор документов об отсутствии жилья в собственности (по достижению ребенком 14 лет).
  2. Направление заявления о постановки на учет в орган местного самоуправления.
  3. Получение приказа о постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье.
  4. Подача заявления о выдаче жилья (по достижению 18 лет).
  5. Постановка на очередь.

Считается, что усыновление является самой приоритетной формой семейного устройства. Главное его отличие от других форм – это установление по решению суда. Другие варианты передачи детей в семьи граждан реализуются на основании решения органа местного самоуправления.

  1. В течение 3 дней с момента получения сигнала специалисты обязаны посетить место проживания ребенка.
  2. В случае подтверждения информации, несовершеннолетний должен быть помещен в безопасное место (в семью родственников, центр реабилитации, центр семейного устройства).
  3. В течение 3 дней информация о ребенке передается в региональный банк данных.
  4. В течение 30 дней специалисты принимают меры по семейному устройству несовершеннолетнего.
  5. Если по истечение месяца отсутствует семья, готовая принять ребенка в семью, то он передается под надзор в центр содействия семейному устройству.

Несмотря на предпринимаемые усилия по развитию приоритетных форм устройства детей-сирот в семью (под опеку, попечительство, на усыновление, в приемные и патронатные семьи), отмечается постоянное увеличение численности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и воспитанников в них. В настоящее время только в системе Минобразования РФ функционирует более 1700 подобных образовательных учреждений (детские дома, детские дома-школы, детские дома семейного типа, школы-интернаты для детей-сирот, школы-интернаты для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья). К сожалению, реальность такова, что традиционные детские дома еще долго будут наиболее распространенной формой воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2001 г. было открыто 1347 детских домов (в 1995 г. — 820).

Из года в год растет число родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие. Если в 1995 г. было удовлетворено 19 846 исков по делам о лишении родительских прав, то в 2005 г. — 48 222 иска. Соответственно растет численность детей, родители которых были лишены родительских прав (1995 г. — 31 403 чел.; 2005 г. — 56 350 чел.). В последние годы отмечается также рост внебрачной рождаемости детей. На 1 января 2006 г. вне зарегистрированного брака родилось 339,3 тыс. детей, или 27,9% от общего числа родившихся (1995 г. — 288,3 тыс., или 21,14%). Стабильно высокое число разводов, не компенсируемых последующим вступлением в брак, способствует увеличению числа неполных семей. Из-за распада семей по причине развода более 2 млн. детей и подростков до 18 лет в 1999-2005 гг. остались без одного из родителей. Существующая тенденция свидетельствует о последовательно развивающихся изменениях в самом институте семьи. В то же время в стране отсутствует эффективная система социальной и психологической поддержки семьи.

Попечительство — это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Понятие, близкое к опеке. Опека — это «форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных» Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых:

Последствия социального сиротства заключаются в отчуждении, разрыве связей между миром детей и миром взрослых. Его дефицит уважения к ребенку, его личности, индивидуальности, игнорирование прав на индивидуальное свободное развитие. Это низкий духовный уровень образования личности при возросшей социальной требовательности к духовности человека, в связи с обострением социально-экономических и политических проблем в обществе. Это незащищенность детей от деструктивных влияний среды, общества, родителей и, как следствие, деформация личности ребенка, неуверенность в себе, дезориентация, дезадаптация и десоциализация.

Согласно закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опека и попечительство — норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. В дальнейшем, употребляя слово «сирота», мы будем иметь в виду и ребенка, оставшегося без родителей, и социального сироту.

В 2022 году должно быть обеспечено жильем 1029 детей-сирот, из которых право на его получение у 575 возникло еще в 2022 году и ранее. На эти цели государственным бюджетом предусмотрено 1млр 300 млн. руб. Однако в настоящее время приобретено только 114 квартир, освоено около 300 млн. руб. Также в проекте госбюджета на 2022 год пока предусмотрено 637 млн. вместо 1 млрд 250 млн. руб., а жильем необходимо обеспечить 787 детей-сирот (у 323 возникает право в 2022 году). В этой связи мы также написали отрицательной заключение на проект госбюджета, настаиваем, чтобы органы государственной власти выполняли требования Федерального закона.

В период получения профессионального образования сироты находятся на полном государственном обеспечении, т.е. получают ежемесячно средства на питание, одежду, постельные принадлежности (от 5 до 7 тыс. руб. ежемесячно), а также получают государственную социальную стипендию, ежегодное пособие на учебную литературу в размере 3 — месячной стипендии. Гособеспечение и стипендия сохраняются за сиротами в период академического отпуска по медицинским показаниям.

Рекомендуем прочесть:  Когда Будет Реновация Девятиэтажек В Тушино

Сирота — это человек, временно или постоянно лишённый семейного окружения. За этим сухим определением судьбы многих людей. Эта тема не может оставить равнодушным ни одного здравомыслящего и духовного человека. Не по своей воле дети становятся сиротами. И от того, насколько порядочно и справедливо к их судьбе относятся общество и государство зависит их дальнейшая судьба и их позитивное или негативное влияние на общество.

Таких детей на учете Минтрусоцразвития республики в настоящее время состоит 2000 человек. Из-за того, что государство длительное время, фактически до 2005 года вообще не финансировало расходы на приобретение жилья детям-сиротам, в настоящее время в данной очереди состоит 335 человек старше 23 лет. За 10 лет квартиры получили 3872 лица данной категории.

Основные права детей-сирот регламентируются Федеральным законом№ 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, который называется«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Законом РС(Я) от 15.12.2012 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

  1. Свидетельство о рождении (паспорт) ребенка и его СНИЛС.
  2. Удостоверение сироты.
  3. Паспорт опекуна (попечителя), если он представляет интересы несовершеннолетнего, а также постановление о присвоении этого статуса.
  4. Реквизиты банковского счета для перечисления пособия.
  • в Москве действуют дополнительные ежемесячные выплаты на детей из данной категории, кроме того сироты освобождены от необходимости оплаты коммунальных услуг;
  • в Санкт-Петербурге таким детям также выделяется дополнительная материальная помощь из средств регионального бюджета;
  • в Новосибирске в рамках поддержки указанной категории граждан используется разовая выплата в размере 60000 рублей на проведение ремонта жилья.

Основной выплатой, которая полагается детям, лишившимся родителей, является пенсия по потере кормильца, которая начисляется с момента, как ребенок был определен к категории «сирота» и до достижения такими детьми восемнадцатилетнего возраста. Выплата социальной пенсии продлевается при условии, что лицом осуществляется образовательная деятельность в высших, либо средне-профессиональных учебных заведениях.

Важно! Все дети, признанные сиротами, имеют право на получение единовременной денежной выплаты в размере 24000 рублей по достижению ими совершеннолетия, независимо от того, находились ли они в специализированном учреждении для детей-сирот или же проживали в приемной семье.

Получение индивидуального жилья ребенком-сиротой имеет свои особенности. За сиротой закрепляется жилье, в котором он проживал вместе с родителями. Он имеет право находиться в нем с попечителем, проживать, получать льготы, компенсирующие затраты по коммунальным услугам.

Такие жестокие реалии современной российской жизни, как экономический кризис, безработица, обнищание широких слоев населения, проживание за чертой бедности, повсеместное ослабление семейных устоев, утрата старшими и младшим поколениями моральных ценностей, пьянство и алкоголизм, наркомания, распространение среди детей и взрослых психических заболеваний, бесспорно, сформировали благоприятную почву для многих негативных социальных явлений и социального сиротства в частности.

Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальное сиротство — явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). В обязанности родителей входит: воспитывать детей, готовить их к общественно полезному труду, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех учреждениях и т.д.

Сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие различных социальных факторов. К ним могут быть отнесены: лишение родительских прав обоих родителей либо единственного родителя, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях и в установленном законом порядке дали согласие на их усыновление (удочерение).

Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей.

В силу несовершенства системы учёта, высокой динамики роста численности детей, утративших попечение родителей, точно указать количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране вряд ли возможно. По некоторым подсчётам, оно составляет от 500 до 700 тысяч, из них 95% социальные сироты, т.е. родители их живы, но лишены родительских прав либо сами отказались от ребенка. Причинами отказа от детей и помещения их в государственные учреждения являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих родителей. Лишь небольшая часть детей была оставлена родителями из-за обнаружения у новорожденного того или иного физического дефекта, с диагнозом известных форм умственной отсталости с неблагоприятным прогнозом, или с незначительными врожденными пороками развития. Есть и категория матерей, о которых необходимо говорить особо — это матери — подростки, пытающиеся любыми способами избавиться от нежелательной беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья будущего ребенка препаратов. В результате появляются на свет дети, которые не нужны своим родителям и воспитываются в учреждениях для сирот. Впоследствии после достижения совершеннолетия такие дети выходят из интернатных учреждений во «взрослую» жизнь со статусом «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и с рядом нерешенных проблем «за спиной».

Выявление и устройство детей оставшихся без попечения родителей

С момента вынесения решения суда об усыновлении ребенок и его новая семья наделяются правами и обязанностями кровной семьи. В связи с этим семья не получает дополнительное финансирование (по сравнению с другими формами устройства). Усыновители должен самостоятельно обеспечивать усыновленного.

  1. Сбор документов об отсутствии жилья в собственности (по достижению ребенком 14 лет).
  2. Направление заявления о постановки на учет в орган местного самоуправления.
  3. Получение приказа о постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье.
  4. Подача заявления о выдаче жилья (по достижению 18 лет).
  5. Постановка на очередь.
  • умерли или признаны умершими;
  • лишены или ограничены в правах;
  • имеют заболевание, препятствующее исполнению родительских обязанностей (туберкулез);
  • более 6 месяцев не проживают с ребенком без уважительных причин;
  • оставили их в роддоме, больнице, приюте;
  • подвергли их жизнь угрозе, и дети были отобраны по ст. 77 СК РФ.

Несовершеннолетние имеют право на санаторно-курортное лечение. Причем оплачивается не только путевка, но и доставка до места отдыха и обратно. В случае самостоятельного приобретения путевки, стоимость и проезд может быть компенсирован по заявлению замещающего родителя.

  1. Получение сигнала от граждан, сотрудников медицинских или образовательных организаций.
  2. Проведение проверки в течение 3 дней с момента получения сигнала.
  3. Проведение обследования жилья, где проживает ребенок.
  4. Составление акта обследования.
  5. В случае подтверждения сведений, присвоение статуса.
  6. Направление информации о ребенке в региональный банк данных.
  7. В течение 30 дней, специалисты отдела опеки должны принять меры для семейного устройства выявленного ребенка.

Понятие «сирота»

Сирота – ребенок, находящийся временно или постоянно вне семейного окружения, а также ребенок, который в силу своих интересов не может оставаться в таком окружении, имеет право на защиту и помощь со стороны государства. В отечественном законодательстве выделяются категории «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей».

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, имевшие к моменту достижения ими возраста 18 лет статус детей-сирот или статус детей, оставшихся без попечения родителей, либо основания для его приобретения и впоследствии не утратившие эти основания. (Ст.1 Закона Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря2005 г. № 73-З с изменениями и дополнениями).

Приоритетной формой устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью является усыновление. Усыновление – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью усыновителей. Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Дела об установлении усыновления рассматриваются судом с участием органов опеки и попечительства. Усыновление ребенка подлежит регистрации в органах ЗАГС. Тайна усыновления охраняется законом.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь (статья 116) защита прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, а также на иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь.

К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными (ограниченно дееспособными), нахождением их в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в местах лишения свободы, нахождением под стражей, подозрением и обвинением в совершении преступлений, уклонением от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях.

Нижегородская региональная общественная организация; Детский проект

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Безвозмездная опека – форма устройства несовершеннолетних детей (не достигших возраста 14 лет), при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) безвозмездно, исходя из принципа добровольности принятия и выполнения полномочий в отношении подопечного, являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Основными задачами приюта являются обеспечение временного проживания, социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства, а также способствование устранению кризисной ситуации в родной семье и возвращение в нее ребенка, в случае невозможности — определение ребенка в замещающую семью.

  • Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида создается для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.
  • Коррекционное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе.
  • Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе. В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте. В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения для близи), форма и течение патологического процесса. Также могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии. Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4) для продолжения лечения зрения.
  • Коррекционное учреждение V вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.
  • Коррекционное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей), для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.
  • Коррекционное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности. Дети обучаются по программе общеобразовательной школы, но в щадящем режиме — в малочисленных классах, с дополнительными занятиями логопеда, дефектолога, других специалистов. По окончании школы дети получают аттестат о среднем образовании.
  • Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Дети обучаются по упрощенной программе, включающей в себя примерно программу начальной школы, с особым акцентом на трудовое и физическое воспитание, развитие навыков самообслуживания. Выпускники получают не аттестат, а справку об обучении в школе VIII вида. Выпускники таких школ могут поступать на ограниченное число специальностей — маляр-штукатур, озеленитель, и некоторые другие. Статья об учениках коррекционных школ.
Рекомендуем прочесть:  Какие есть субсидии для молодых семей

Социальный приют для детей — специализированное государственное учреждение, предназначенное для временного проживания и социальной реабилитации безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи.

Кто такие дети оставшиеся без попечения родителей, их права и привилегии

Согласно Семейному Кодексу, перед отмеченными органами ставится задача обеспечить достойное определение ребенка на протяжении одного месяца с даты определения факта потери попечительства родителей. Если отсутствует возможность устроить в семью, органы перенаправляют информацию о нем в отдел исполнительной власти РФ, чтобы поставить на учет в банке данных о детях, которые лишились попечения родителей.

Ответственность по содержанию сирот принадлежит конкретным органам, а именно опеки и попечительства. В их задачу входить их устройство в семью или же государственную организацию характерного типа. Относительно участия властей, то они стремятся защищать их права, создать достойный уровень жизни и развития в обществе.

При наличии определенных показаний, есть возможность посещать санатории, детские лагеря и курорты.

Относительно банковского учреждения регионального типа, то это некая часть государственного банка, где содержится информация о детях без попечения родителей, которые живут на территории России, а также они не определены в семью для воспитания. Кроме этого, фиксируется и документируется вся информация, касающаяся граждан, обратившихся в банк, чтобы взять детей в собственную семью.

Любой ребенок может получить полноценное образование. Эта та гарантия, которую предоставляет именно государство. Что касается среднего образования, то его поучают совершенно бесплатно, правило касается всех, несмотря на наличие привилегий и льгот. Относительно профессионального обучения, то его обеспечивают на привилегированных условиях.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, — это те правовые конструкции, которые позволяют обеспечить постоянное или временное закрепление за ребенком лица, которое обязано отвечать за него. Формы устройства могут быть различными, а их использование зависит от совокупности многих факторов: национальных традиций, экономической ситуации, демографической ситуации и пр. Так, еще в XVIII в. в Российской империи по инициативе Екатерины II в Екатеринославском наместничестве на старост и старшин возлагалась «обязанность приискивать средства для пропитания малолетних. С этой целью одни должны были отдавать беспомощных сирот состоятельным односельчанам с тем, чтобы они кормили их, а в вознаграждение пользовались до совершеннолетия их трудами. На старосту возлагалась обязанность наблюдать, чтобы эти опекуны содержали малолетних изрядно и не изнуряли работами». Безусловно, цивилизованные правопорядки таких форм устройства детей «в семью» не знают.

Важной составляющей системы выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является деятельность органов опеки и попечительства. В соответствии с п. 1 ст. 121 СК РФ только эти органы выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут их учет, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

4. Если в течение месяца не удалось устроить ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью на территории соответствующего субъекта Федерации, то федеральный орган исполнительной власти оказывает соответствующему региональному органу содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Действующим законодательством предусмотрена специальная административная процедура выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей. Выявление и учет таких детей — задача государственного масштаба, исполнение которой позволит гарантировать каждому ребенку, оказавшемуся в трудной ситуации, предоставление необходимой и возможной помощи, а также планировать расходование бюджетных средств для обеспечения устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Правовые основы совершения действий по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, заложены в разд. VI Семейного кодекса, в Федеральном законе «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», а также в иных нормативных правовых актах.

Статья Понятие сиротства и социального сиротства

Согласно закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опека и попечительство — норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. В дальнейшем, употребляя слово «сирота», мы будем иметь в виду и ребенка, оставшегося без родителей, и социального сироту.

Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено особыми социальными условиями и процессами в обществе, характеризующими развитие России на протяжении XX века и связанными с тремя разрушительными войнами (первая мировая война, гражданская война, Великая Отечественная война), террором 20-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х — начала 90-х годов.

Попечительство — это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Понятие, близкое к опеке. Опека — это «форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных» Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых:

Несмотря на предпринимаемые усилия по развитию приоритетных форм устройства детей-сирот в семью (под опеку, попечительство, на усыновление, в приемные и патронатные семьи), отмечается постоянное увеличение численности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и воспитанников в них. В настоящее время только в системе Минобразования РФ функционирует более 1700 подобных образовательных учреждений (детские дома, детские дома-школы, детские дома семейного типа, школы-интернаты для детей-сирот, школы-интернаты для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья). К сожалению, реальность такова, что традиционные детские дома еще долго будут наиболее распространенной формой воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2001 г. было открыто 1347 детских домов (в 1995 г. — 820).

Из года в год растет число родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие. Если в 1995 г. было удовлетворено 19 846 исков по делам о лишении родительских прав, то в 2005 г. — 48 222 иска. Соответственно растет численность детей, родители которых были лишены родительских прав (1995 г. — 31 403 чел.; 2005 г. — 56 350 чел.). В последние годы отмечается также рост внебрачной рождаемости детей. На 1 января 2006 г. вне зарегистрированного брака родилось 339,3 тыс. детей, или 27,9% от общего числа родившихся (1995 г. — 288,3 тыс., или 21,14%). Стабильно высокое число разводов, не компенсируемых последующим вступлением в брак, способствует увеличению числа неполных семей. Из-за распада семей по причине развода более 2 млн. детей и подростков до 18 лет в 1999-2005 гг. остались без одного из родителей. Существующая тенденция свидетельствует о последовательно развивающихся изменениях в самом институте семьи. В то же время в стране отсутствует эффективная система социальной и психологической поддержки семьи.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечительства родителей: чем схожи и чем отличаются эти категории

  • повышенной стипендии;
  • бесплатного питания;
  • получения финансовой помощи для покупки предметов первой необходимости;
  • льготного проезда на любом виде общественного транспорта.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Порядок и сроки выплаты. Подать заявление можно в любое время после смерти кормильца. Лучше сделать это в течение 12 месяцев — только в этом случае выплатят деньги за все время с момента смерти кормильца. Пенсию назначат с месяца, в котором обратились за ней.

Все несовершеннолетние, лишенные родительского попечения, подлежат семейному устройству. Однако чаще всего сделать это быстро не удается. Государственная система предусматривает различные типы специализированных учреждений, рассчитанные на определенный возраст детей, учитывающие наличие у них заболеваний или длительность пребывания.

Порой ребёнок остаётся в одиночестве и-за преждевременной смерти самых близких для него людей. Помимо этого, большому числу детей не хватает семейного уюта и при здравствующих родителях. Такие дети составляют две категории — сироты и оставшиеся без родительского попечения.