Дети-Сироты Кто Это

Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Действие Закона распространяется на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставляет им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон) дано понятие лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Приказом Минобрнауки России от 17 февраля 2015 года № 101 утвержден порядок формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Учет детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органом опеки и попечительства по месту их выявления.

Кроме того, можно использовать любой документ из которого будет понятно, что на момент исполнения 18 летнего возраста ребенок являлся сиротой, либо он находился без попечения родителей. Указанную информацию обратившийся гражданин может получить в органах опеки и попечительства муниципального образования или образовательном учреждении, где он обучается.

Постановление администрации муниципального образования об установлении опеки над малолетним либо несовершеннолетним ребенком не является документом, дающим право на предоставление бесплатной юридической помощи гражданину как лицу из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Статья 1

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения — предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также бесплатное оказание медицинской помощи до завершения обучения по указанным образовательным программам;

опека и попечительство — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет;

выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица, которые помещены под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение и завершили свое пребывание в данной организации;

Но для этого должны быть следующие условия: ребёнок-сирота или оставшийся без попечения родителей не должен иметь социального или собственного жилья (доставшегося от родителей), у родственников также не имеется достаточных квадратов, чтобы оформить прописку, а если жильё имеется, то не соответствует санитарным и другим нормам.

  • лишены прав воспитывать детей или частично ограничены в этом праве;
  • один из родителей признан полностью или частично недееспособным;
  • тяжёлое заболевание у одного или обоих родителей, из-за которого невозможно полноценное воспитание и материальное обеспечение ребёнка;
  • числятся без вести пропавшими;
  • подозреваются в совершении правонарушений;
  • находятся в местах заключения;
  • намеренно не желают воспитывать ребёнка;
  • не выполняют свои обязанности, отказываются защищать права и интересы ребёнка.

При таких условиях вопросами устройства малышей в приёмные или патронажные семьи, в специальные учреждения приходится заниматься государственным социальным службам, которые выявляют несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, ведут их учёт и контролируют дальнейшую жизнь, питание и развитие отданных на воспитание другим людям детей.

  • личные: данными правами гарантируются уважение чести и достоинства, защита от злоупотреблений опекуном или попечителем, воспитание в опекунской или попечительской семье, общение с родителями и родными, выражение собственного мнения при возникающих вопросах о своих интересах, необходимые условия для проживания, воспитания, образования, развития за счёт государственных средств;
  • имущественные: эти права касаются социальных выплат, пенсий, алиментов, пособий, сохраняют права собственности на жильё, доходы, полученное в дар или по наследству имущество, внеочередное получение жилья;
  • на бесплатное образование;
  • на бесплатное медицинское обслуживание;
  • на помощь в трудоустройстве;
  • на получение жилья.
  • повышенной стипендии;
  • бесплатного питания;
  • получения финансовой помощи для покупки предметов первой необходимости;
  • льготного проезда на любом виде общественного транспорта.

Если ученик ВУЗа или проф.учреждения не закончил обучение, но ему исполнилось 23 года, за ним остается право на финансовую поддержку со стороны государства и никто не имеет права его отменить. Вплоть до последнего курса обучения осиротевшие (лишенные родительского попечения) студенты имеют право на денежную поддержку государства.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, беззащитны перед социумом. Для государства защита этой категории представляет высокую ценность. Государство несет обязательства по материальному обеспечению, контролирует процесс воспитания таких деток, обеспечивает защиту их прав до момента совершеннолетия. Материальная помощь от государства устанавливается на уровне прожиточного минимума — для полноценного поддержания жизнедеятельности ребенка.

Для детей, которые лишились родителей, государством предусмотрена помощь в виде льгот. Так, малолетним, родители которых умерли, выплачивается пенсия по смерти кормильца. Размер материальной помощи зависит от трудового стажа умершего. Если трудового стажа достаточно, дети будут получать трудовую пенсию, если не достаточно — социальную. Платежи осуществляются осиротевшему наследнику до момента наступления совершеннолетия. Если ребенок учится на очном отделении, пенсия ему выплачивается до 23-х лет.

Какие дети имеют правовой статус «оставшихся без родительской опеки»? Такой статус определяется для малолетних граждан до 18-летнего возраста, у которых родители по определенным причинам не исполняют полноценно родительские обязательства. Закон определяет следующие причины:

  • систематические медосмотры;
  • процедуры для оздоровления;
  • диспансеризацию;
  • путевки в оздоровительные лагеря;
  • санатории или курорты (по медпоказаниям).

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

− домашние сироты. У таких детей есть родители, которые не уделяют должного внимания воспитанию ребенка. В подобных ситуациях ребенок бывает, как правило, либо предоставлен сам себе, либо находится в антагонистических отношениях с родителями, чем обуславливается его социально-опасное положение;

На сегодняшний день получается успешно социализироваться лишь у 10 % выпускников интернатных учреждений. По данным статистики, из 15 тыс. выпускников в течение года, 5 тыс. попадают на скамью подсудимых, 3 тыс. становятся бомжами, а 1,5 тыс. кончают жизнь самоубийством. К сожалению, это происходит по причине того, что ребенка не смогли подготовить к реальной жизни, привить ему определенные социальные нормы и ценности, выходящие за рамки учреждения для детей — сирот.

− последствия социального характера. В первую очередь сюда следует отнести социальный статус ребенка-сироты. Дети, оставшиеся без попечения родителей, состоят на полном иждивении у государства, они привыкают к постоянному покровительству взрослых. На выходе из специализированного учреждения, где они воспитывались они часто бывают не способны к самостоятельной жизни, нести за нее ответственность.

Образование в интернатных учреждениях является малоэффективным и носит посредственный характер. В результате чего многие дети получают его в неполной мере, их кругозор недостаточно широк. Отсутствие строгой дисциплины, недостаточное стимулирование к стремлению лучшего в учреждениях, где содержатся дети, делают невозможным их дальнейшее интеллектуальное развитие. Воспитанники не видят потребности в получении высшего образования, что значительно сужает спектр их возможностей трудоустройства.

Беспризорность, безнадзорность являются «социальными болезнями» наравне с социальным сиротством. Беспризорные дети — дети, лишившиеся государственного или родительского попечения, развивающего воспитания и обучения, а также постоянного места проживания, соответствующего необходимым санитарным требованиям. Причинами беспризорности являются отсутствие связи с государственными организациями попечения, нарушение и утеря контактов с семьей(ее нет; ребенок убежал из семьи; семья оказывает негативное влияние на ребенка), отсутствие педагогического воспитания и обучения. Таким образом, наблюдается разрыв таких социальных связей: ребенок государство, ребенок — семья, ребенок — педагог.

Какие есть льготы сиротам

  1. Родителей лишили или ограничили в правах.
  2. Суд признал родителей отсутствующими, недееспособными или объявил умершими.
  3. Родители отбывают наказание в местах лишения свободы или находятся под стражей из-за подозрения или обвинения в преступлении.
  4. Родители уклоняются от воспитания или от защиты прав и интересов детей.
  5. Родители отказываются взять детей из образовательных, медицинских и других организаций, которые оказывают социальные услуги.
  6. Если единственный родитель или оба родителя неизвестны.

В Санкт-Петербурге сиротам компенсируют стоимость ЖКУ в размере 100%. Компенсацию начислят за всю площадь, если в квартире зарегистрирован только сирота, и в пределах специальных норм, если в квартире зарегистрирован кто-то еще. В последнем случае для расчета компенсации власти используют социальную норму площади жилья и нормативы потребления коммунальных услуг.

  1. Заявление о назначении пособия — заполняется на месте.
  2. Копия решения суда об усыновлении или выписка из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства), в том числе по договору о приемной семье.
  3. Справка об инвалидности — при усыновлении ребенка-инвалида.
  4. Подтверждающие родственные отношения детей документы — при усыновлении братьев или сестер, например свидетельства об их рождении, справка из загса или решение суда.
  5. Копии документов, которые подтвердят, что родителей нет или они по каким-то причинам не могут воспитывать детей сами.
  1. Заявление о приеме — заполняется на месте.
  2. Паспорт.
  3. Аттестат о среднем общем образовании или диплом о среднем профессиональном образовании.
  4. Документ, подтверждающий статус сироты, ребенка, оставшегося без попечительства родителей, или из их числа. Например, свидетельство о смерти или решение суда о лишении родительских прав.
  5. 2 фотографии.

В Москве сироты, оставшиеся без попечения родителей дети и лица из их числа могут поменять за счет государства бесплатно кухонную плиту, сантехнику и сделать другой ремонт, чтобы подготовить квартиру к заселению. Но это касается только собственников или нанимателей квартир по договору социального найма.

Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Рекомендуем прочесть:  Зарплата Родителей В Приемной Семье В Московской Области

3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.

В случае достижения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимися по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, возраста 23 лет за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные в отношении указанных лиц, до завершения обучения по таким образовательным программам.

выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица, которые помещены под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение и завершили свое пребывание в данной организации; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

Размер и порядок выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также иных выплат детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, устанавливаются федеральным органом государственной власти, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации.

  1. Обеспечение местом в детский сад вне очереди.
  2. Бесплатное питание в детском саду и школе.
  3. Прохождение подготовительных курсов при поступлении в ВУЗ на бесплатной основе.
  4. Бесплатное обучение в СУЗ.
  5. Выплата ежегодного пособия на учебную литературу.
  6. Выплата компенсации на одежду и мягкий инвентарь при окончании учебного заведения.
  7. Выплата единовременного пособия при окончании учебного заведения – 500 р.
  8. Право на бесплатный проезд в период обучения.

Считается, что усыновление является самой приоритетной формой семейного устройства. Главное его отличие от других форм – это установление по решению суда. Другие варианты передачи детей в семьи граждан реализуются на основании решения органа местного самоуправления.

  1. В течение 3 дней с момента получения сигнала специалисты обязаны посетить место проживания ребенка.
  2. В случае подтверждения информации, несовершеннолетний должен быть помещен в безопасное место (в семью родственников, центр реабилитации, центр семейного устройства).
  3. В течение 3 дней информация о ребенке передается в региональный банк данных.
  4. В течение 30 дней специалисты принимают меры по семейному устройству несовершеннолетнего.
  5. Если по истечение месяца отсутствует семья, готовая принять ребенка в семью, то он передается под надзор в центр содействия семейному устройству.
  1. Получение сигнала от граждан, сотрудников медицинских или образовательных организаций.
  2. Проведение проверки в течение 3 дней с момента получения сигнала.
  3. Проведение обследования жилья, где проживает ребенок.
  4. Составление акта обследования.
  5. В случае подтверждения сведений, присвоение статуса.
  6. Направление информации о ребенке в региональный банк данных.
  7. В течение 30 дней, специалисты отдела опеки должны принять меры для семейного устройства выявленного ребенка.
  • оформление матерью в роддоме письменного согласия на усыновления;
  • в документах ребенка отсутствуют сведения о родителях;
  • суд признал, что последние 6 месяцев родители не живут с детьми без уважительных причин;
  • родители признаны недееспособными (ограниченно дееспособными);
  • мать или отец признаны безвестно отсутствующими;
  • несовершеннолетний признан подкинутым или брошенным;
  • родители отбывают наказание в местах лишения свободы;
  • мать и отец проходят принудительную госпитализацию в психиатрическом стационаре;
  • родители умерли или признаны умершими;
  • мать и отец находятся в розыске и их местонахождения не установлено;
  • суд отменил решение об усыновлении;
  • отдел опеки вынес постановление об отобрании несовершеннолетнего у родителей.

Понятие «сирота»

В настоящее время широко используются в обыденной речи и теоретических исследованиях два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство.

Одна из главных задач любого общества и государства – осуществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права ребенка зафиксированы как в международных документах (Конвенция ООН о правах ребенка и др.), ратифицированных РБ, так и в белорусских законодательных актах. Так, в Кодексе о браке и семье РБ в качестве приоритетных и самостоятельных выделяются следующие права ребенка: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на свою защиту, право на имя, отчество и фамилию.

Сирота – ребенок, находящийся временно или постоянно вне семейного окружения, а также ребенок, который в силу своих интересов не может оставаться в таком окружении, имеет право на защиту и помощь со стороны государства. В отечественном законодательстве выделяются категории «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей».

Приоритетной формой устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью является усыновление. Усыновление – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью усыновителей. Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Дела об установлении усыновления рассматриваются судом с участием органов опеки и попечительства. Усыновление ребенка подлежит регистрации в органах ЗАГС. Тайна усыновления охраняется законом.

Усыновление – это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью. Важным обстоятельством для воспитания и развития ребенка является то, что в случае усыновления ребенок обретает именно семью, а не какую-либо ее замену.

Дети-сироты: типы сиротства, особенности социализации и социально-психологические последствия сиротства

После этого были введены термины «полусирота» или «сирота-одиночка» – потеря одного из родителей, а также «полная сирота» или «двойная сирота» – потеря обоих родителей. С тех пор ЮНИСЕФ и глобальные партнёры определяют сироту как ребёнка в возрасте до 18 лет, потерявшего одного или обоих родителей из-за смерти.

Дети, потерявшие родителей в возрасте до десяти лет, имели меньше шансов окончить среднюю школу, чем дети, осиротевшие несколькими годами позже. В обеих группах (дети-сироты до и после 10 лет) процент окончания средней школы был значительно ниже по сравнению с детьми из полных семей.

  • спустя годы только 50% из них могли без проблем говорить о том, что произошло;
  • 18% не смогли подобрать слов;
  • 76% заявили, что потеря одного или обоих родителей привела к нарушению семейных отношений;
  • 63% заявили, что это имело негативные последствия для их эмоциональной жизни;
  • 52% отметили трудности в образовании и карьере.
  • дети, которые потеряли связь со своими семьями и живут в убежищах;
  • дети, поддерживающие связь со своими семьями и живущие на улице днём и ночью из-за бедности, эксплуатации и жестокого обращения в семье;
  • дети, выросшие в семьях, бросившие их по многим причинам и живущие на улице.

Общество исключает ребёнка из системы социальных институтов, а ребёнок дистанцируется от культурных ценностей и законов. В условиях социальной изоляции сложно передать социокультурный опыт ребёнку. Этот опыт остаётся невосполнимым дефицитом даже во взрослом возрасте.

Льготы для детей оставшихся без попечения родителей после 18 лет

Лица, уже прошедшие полный цикл общего среднего либо основной цикл общего образования, вправе обучаться на подготовительных курсах для дальнейшего поступления в организации среднего, высшего профобразования. Причем безвозмездно. Они попадают на полное гособеспечение до окончания ими такого образовательного заведения.

Размер пенсии зависит от трудового стажа того из родителей, которого лишен ребенок по причине смерти (либо иным причинам). В ситуациях, когда умершие отец или мать трудового стажа не имели, государством назначается фиксированная социальная ежемесячная выплата, размер которой не менее 12000 рублей.

Помимо положенной социальной пенсии государство предоставляет гарантии на получение бесплатного образования за счет средств бюджета с выплатой повышенной стипендии на весь срок обучения. Основанием для этого является Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, в котором излагаются все возможные виды социальных гарантий, положенных детям сиротам.

  • ввиду отсутствия родителей по объективным или субъективным обстоятельствам;
  • из-за аннулирования, ограничения семейных прав;
  • установления недееспособности родителей;
  • в иных ситуациях, когда закон признает ребенка находящимся без родительского внимания.

По любому установленному факту ребенок признается сиротой и над ним оформляется опекунство близкого родственника, прочего лица по достижении ребенком 14 лет. Далее взрослым предоставляется право попечительства над несовершеннолетними подростками вплоть до исполнения 18 лет. Читайте также статью: → «Порядок оформления пособия по безработице сиротам».

Статья Понятие сиротства и социального сиротства

Согласно закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опека и попечительство — норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. В дальнейшем, употребляя слово «сирота», мы будем иметь в виду и ребенка, оставшегося без родителей, и социального сироту.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Вторая причина связана с принудительным изъятием ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов ребенка. В основном, это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособны и т. п. Лишение родителей родительских прав — это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.

Из года в год растет число родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие. Если в 1995 г. было удовлетворено 19 846 исков по делам о лишении родительских прав, то в 2005 г. — 48 222 иска. Соответственно растет численность детей, родители которых были лишены родительских прав (1995 г. — 31 403 чел.; 2005 г. — 56 350 чел.). В последние годы отмечается также рост внебрачной рождаемости детей. На 1 января 2006 г. вне зарегистрированного брака родилось 339,3 тыс. детей, или 27,9% от общего числа родившихся (1995 г. — 288,3 тыс., или 21,14%). Стабильно высокое число разводов, не компенсируемых последующим вступлением в брак, способствует увеличению числа неполных семей. Из-за распада семей по причине развода более 2 млн. детей и подростков до 18 лет в 1999-2005 гг. остались без одного из родителей. Существующая тенденция свидетельствует о последовательно развивающихся изменениях в самом институте семьи. В то же время в стране отсутствует эффективная система социальной и психологической поддержки семьи.

Рекомендуем прочесть:  Действует Ли Социальная Карта Москвича В Домодедово

Но стоит обратить внимание, что в последние годы возникло так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространялось под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением их нравственных устоев. Следствием чего стало изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей.

Дети-Сироты Кто Это

Следствием неисполнения своих обязательств социальным государством, причём, не только в Якутии, в целом по России, является следующая страшная статистика: 30 процентов выпускников детских домов не имеют определённого места жительства, 20 – совершают преступления, 10 – заканчивают жизнь суицидом. Конечно, тут влияет целый ряд факторов, однако одни из основных — это и отсутствие постинтернатного сопровождения, недостаточность социальных служб, работников органов опеки, но прежде всего это непредоставление жилья.

Между тем, судебная практика в республике не учитывает данные положения. Так, решением Якутского и Верховного суда республики было отказано в постановке на учет нуждающихся выпускнику коррекционной школы для детей-сирот М., который с рождения страдает серьезным заболеванием, и которого ни работники спецшколы, ни органы опеки до 18 лет не поставили на учет, а после 18 он сам в силу заболевания не мог собрать необходимые документы.

По закону, жилье должно предоставляться детям сиротам по достижении ими 18 лет, и только при наличии отдельного заявления – в более поздние сроки, например, после возвращения из армии, окончания ССУза или ВУЗа. Учитывая, что новое жилье строится два-три года, лучше такие заявления писать заранее.

Например, в аукционной документации ГО «город Якутск» не указал требования к общему количеству квартир в одном многоквартирном доме (не более 25%), как того требует ФЗ № 159. Вследствие чего до настоящего времени не проведены конкурсы на приобретение 448 квартир для детей-сирот г. Якутска.

Также не согласны с судебной практикой, которая отказывает в установлении юридического факта отсутствия родительского попечения детям сиротам, в отношении которых работники центров либо опекуны не выходили в суд по поводу лишения родительских прав, что впоследствии повлекло невозможность встать на учет нуждающихся в жилье. Если лица, обязанные обращаться в суд по поводу лишения прав родителей до достижения ребенка 18 лет этого не сделали, а ему такое право не предоставлено, то как после 18 лет доказать, что фактически ребеноквоспитывался в детдоме либо у опекуна и был лишен родительского попечения? Только путем установления юридического факта, так же как, например, факт совместного проживания. Ведь после совершеннолетия, когда ребенок становится дееспособным и может сам в суд обратиться, уже нельзя лишить родителей прав. Следует полагать, что подобные судебные решения не основаны на нормах права.

Нижегородская региональная общественная организация; Детский проект

Основными задачами приюта являются обеспечение временного проживания, социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства, а также способствование устранению кризисной ситуации в родной семье и возвращение в нее ребенка, в случае невозможности — определение ребенка в замещающую семью.

  • Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида создается для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.
  • Коррекционное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе.
  • Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе. В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте. В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения для близи), форма и течение патологического процесса. Также могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии. Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4) для продолжения лечения зрения.
  • Коррекционное учреждение V вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.
  • Коррекционное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей), для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.
  • Коррекционное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности. Дети обучаются по программе общеобразовательной школы, но в щадящем режиме — в малочисленных классах, с дополнительными занятиями логопеда, дефектолога, других специалистов. По окончании школы дети получают аттестат о среднем образовании.
  • Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Дети обучаются по упрощенной программе, включающей в себя примерно программу начальной школы, с особым акцентом на трудовое и физическое воспитание, развитие навыков самообслуживания. Выпускники получают не аттестат, а справку об обучении в школе VIII вида. Выпускники таких школ могут поступать на ограниченное число специальностей — маляр-штукатур, озеленитель, и некоторые другие. Статья об учениках коррекционных школ.

Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

Приемная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя) Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. На содержание ребенка выплачиваются ежемесячные денежные средства, установленные законодательством РФ, приемным родителям — заработная плата. Размер оплаты труда приемных родителей, в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливается законами субъектов РФ. Приемные родители ведут учет расходов денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются в орган опеки и попечительства. (Статьи 151-155 Семейного кодекса; Положение о приемной семье, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.02.2005 № 49)

Дети, передаваемые под патронат, продолжают числиться воспитанниками интернатного учреждения. Патронат часто используется как переходная форма к опеке или усыновлению, после получения ребёнком соответствующего статуса. На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу. Патронатному воспитателю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Администрацией учреждения осуществляется постоянный контроль и отчетность за расходованием денежных средств, выделенных для воспитания и содержания детей. Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных регионах.

Льготы и выплаты сиротам после 18 лет

  1. назначается опекун или попечитель (первый из названных – если ребенок младше 14 лет, второй – если возраст подопечного от 14 до 18 лет) из числа близких родственников;
  2. направляют в специализированное учреждение –детский дом для последующего проживания с вероятностью поиска новой семьи.
  1. Полностью бесплатный проезд на общественном транспорте по городу, на пригородных направлениях, при необходимости сюда включаются и сельские маршруты.
  2. Полное обеспечение канцелярскими предметами, учебниками и при необходимости другими книгами – предоставляется в размере трех стипендий, следовательно, сумма меняется в зависимости от ВУЗ а и региона.
  3. Полное обеспечение обувью, одеждой по сезону и всем необходимым.
  4. Полностью бесплатные медицинские услуги.

Для таких детей установлена 100% скидка, а вот с особами из числа детей-сирот от 18 до 23 лет получается несколько другая картина. Так как эти люди могут иметь собственный доход (стипендия, заработная плата и т.д.), то скидка на оплату услуг ЖКХ предоставляются отдельными регионами (Москва, Ростовская область) и не являются обязательными на уровне государства.

На практике этот процесс часто затягивается, так как вопрос решается местными администрациями, которые ссылаются на отсутствие свободной муниципальной собственности. Кроме того сам процесс закупки квартир не всегда происходим быстро, потому что жильё покупается через специальный аукцион.

Например, группа инвалидности является веским основанием для увеличения размера выплат. Детям под опекой предоставляется бесплатное лечение в санаториях, дается скидка на питание в школьных столовых. Воспитанники имеют право на бесплатный проезд в транспорте, получение алиментов, а также пенсии по потере кормильца.

По данным доклада уполномоченного по правам ребёнка города Москвы, председателя Ассоциации уполномоченных по правам ребёнка субъектов Российской Федерации Алексея Голованя (Париж, 22 октября 2008 года) на 1 января 2007 года в России насчитывалось 748 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. [2] . Большая часть из этих детей живут в приемных семьях (оформлено усыновление, опека или приемная семья). В детских домах находятся около 150 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей [1] Детей-сирот среди них — 15-20 %.

Одной из важных проблем России является Социальное сиротство. С ростом рождаемости возникают другие проблемы. Из-за растущего алкоголизма отцов, распада семей и бедности многие матери ещё в роддоме отказываются от своих детей, кроме того, родителей-алкоголиков и преступников лишают родительских прав. Возникло так называемое социальное сиротство: сироты при живых родителях. Таких социальных сирот сейчас свыше 700 тыс. Из 800 тыс. детей-сирот более 80 % составляют социальные сироты. Но и у многих детей, живущих в семьях, печальная судьба. Конфликты в семьях и разводы, алкоголизм родителей, нищета вынуждают многих детей убегать из дома и скитаться по стране. Таких беспризорных детей — точной цифры никто не знает — около 1 млн. Ещё больше — до 2 млн — безнадзорных, тех, кто лишь ночует дома, но днём остаётся без надзора родителей и воспитывается улицей. В результате, в год около 330 тыс. преступлений совершается подростками, 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством . Около половины выпускников детских домов пропадают для общества: одни становятся алкоголиками, другие — преступниками. При этом государство не решает проблемы усыновления и опекунства. Бюрократия и низкая материальная поддержка семей, принявших ребёнка на воспитание, создают для них непреодолимые трудности. В таких условиях повышение рождаемости имеет сомнительную ценность.

Рекомендуем прочесть:  Должностная Инструкция Зам Генерального Директора По Юридическим Вопросам

В лексиконе северно-русских причитаний слово «сирота» относимо к любому человеку, чье социальное состояние изменяется в результате похорон. Объём значения слова «сирота» в контексте ритуала расширяется: оно именует не только детей, потерявших родителей, но каждого, понесшего личную утрату, пережившего смерть родителей, детей, жены или мужа.

Можно выделить следующие группы сирот: 1. собственно сироты: несовершеннолетние дети, чьи родители умерли; 2. «лишенцы»: дети родителей, лишенных родительских прав; 3. «отказники»: дети родителей, отказавшихся от родительских прав; 4. интернатские сироты: дети, воспитывающиеся в интернате далеко от родителей, так что родители практически не участвуют в их воспитании; 5. домашние условные сироты: ребенок живет с родителями, но им не до ребенка Можно выявить и сгруппировать в 7 блоков социальных стереотипов о детях сиротах: 1) сироты – дети с плохой биологической наследственностью и генетической предрасположенностью к различным заболеваниям, в том числе склонностью к проявлению разного рода девиаций; 2) сироты подвержены психическим отклонениям; 3) у детей-сирот плохое физическое здоровье и предрасположенность к хроническим заболеваниям; 4) склонность к проявлению асоциального поведения; 5) воспитанники детских домов плохо адаптируются к социальной среде; 6) «неблагодарность» приемного ребенка к родителям-усыновителям; 7) социальные сироты – «бедные», «несчастные, брошенные дети»

По данным доклада директора Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ А.А. Левитской на Всероссийском совещании «Инновационные подходы в деятельности органов опеки и попечительства по защите прав детей» 2011г. пребывание детей в интернатных учреждениях отрицательно сказывается на состоянии их здоровья. Уровень заболеваемости в домах ребенка увеличивается в 2 раза, отмечается нарастание количества воспитанников с отставанием в физическом и нервно-психическом развитии, происходит рост хронической заболеваемости. Зафиксирован ранний возраст начала курения и употребления алкогольных напитков детьми-сиротами (до 11 лет). У 30% детей-сирот диагностированы эмоциональные расстройства и расстройства поведения, треть отклонений приходится на гиперкинетическое расстройство поведения, которое проявляется гиперактивностью и нарушенным вниманием [1] .

У них практически полностью отсутствует мотивация. Они привыкли жить на всем готовом, привыкли к тому, что все решения принимаются за них и в довершение к этому – они не верят в себя и свои успехи. И, как следствие, большинство из них выбирают путь наименьшего сопротивления, идя по протоптанной дорожке своих старших товарищей. Они не склонны к самообразованию, так как привыкли, что все решения за них принимаются сотрудниками учреждения. Они безынициативны, им требуется «пинок» для любого действия.
Эти дети не готовы к риску и по этой причине редко бывают успешными предпринимателями. Но и наемные работники из них получаются не самые лучшие: слишком сильно у них иждивенческое отношение к жизни и людям, низкий уровень мотивации, подготовки и большие пробелы в области межличностных отношений.
Эти дети не знают жизни, они живут в своем закрытом микромире, руководствуясь теми правилами и устоями, которые царят в учреждении. Им не хватает семейного воспитания и им приходится самим формировать свои представления о мире. Они сами придумывают, каков мир вокруг них, какими ценностями живут люди и что руководит ими.

Эти дети живут на всем готовом, не имея возможности принятия малейшего решения: все от распорядка дня до личной гигиены регламентировано внутренними инструкциями и наставлениями воспитательского персонала. В результате у ребенка формируется потребительское отношение к миру, подпитываемое родительской депривацией: «Государство мне должно, ведь мамка меня бросила». Но, к сожалению, на практике государство не отвечает детским ожиданиям: выпускники крайне непросто получают «государственные» квартиры, зачастую не имеют возможности получения достойного образования, испытывают трудности с поиском работы и, как следствие, только 10% выпускников детских домов успешно социализируются, а подавляющее большинство повторяет опыт своих неблагополучных родителей – становятся алкоголиками, наркоманами, преступниками или кончают жизнь самоубийством.
По неофициальной статистике выпускники детских домов:

C другой стороны, эти дети привыкли использовать людей. Они заточены на поглощение, поиск любых возможностей для удовлетворения своих нужд. Если Вы хотите завести дружбу с сиротой, будьте готовы к бесконечным просьбам о деньгах и подарках. Заранее расставьте все точки над «i», сообщите ребенку, что Ваша цель – это дружба, а не спонсорство.

Ребенок из детского дома – это ребенок без веры. Веры в себя, веры в других людей. Галопом они идут учиться в ПТУ на те специальности, которые популярны среди их старших товарищей, не думая о том, насколько востребованы на рынке эти профессии и смогут ли они после учебы найти работу. «Как я могу рассчитывать на что-то большее, если я воспитанник детского дома?» — слышим мы от наших подопечных.

Эти дети часто не умеют дружить. Недостаток семейного воспитания сказывается на формирование остова ценностей этих детей, завязанного на «получить», а не «дать». Они не умеют доверять. Они предпочитают общаться с себе подобными, избегая «домашних» детей. Браки между «государственными» и «домашними» детьми по статистике чаще всего заканчиваются неудачей.

Идеальным вариантом является распределение малышей в семью или в детские дома, проживание в которых максимально напоминает жизнь в семейном кругу. Когда малолетнего усыновляют (удочеряют), его права приравниваются к правам родного ребенка. Кроме того, он может поменять свою фамилию на фамилию новых родителей, получить новое имя. Новая семья обязуется ухаживать за ребенком, воспитывать, защищать и обучать, как родного.

  • из-за лишения прав (вследствие алкоголизма, наркомании, наличия психических заболеваний, жестокого обращения и т.д.);
  • при отказе от детей;
  • в случае длительного нахождения на лечении;
  • при лишении свободы, отбывании наказания;
  • если их местонахождение не определено (безвестно отсутствующие).

После вынесения такого решения до исполнения 14 лет над ним устанавливается надзор в виде опеки родственника или другого лица. Несовершеннолетние граждане могут пользоваться определенными видами льгот и привилегий до и после исполнения им 18 лет.По закону, таким детям полагается пенсионное пособие до исполнения им 18 лет.

Если ученик ВУЗа или проф.учреждения не закончил обучение, но ему исполнилось 23 года, за ним остается право на финансовую поддержку со стороны государства и никто не имеет права его отменить. Вплоть до последнего курса обучения осиротевшие (лишенные родительского попечения) студенты имеют право на денежную поддержку государства.

Все несовершеннолетние, лишенные родительского попечения, подлежат семейному устройству. Однако чаще всего сделать это быстро не удается. Государственная система предусматривает различные типы специализированных учреждений, рассчитанные на определенный возраст детей, учитывающие наличие у них заболеваний или длительность пребывания.

Дети-Сироты Кто Это

Таких детей на учете Минтрусоцразвития республики в настоящее время состоит 2000 человек. Из-за того, что государство длительное время, фактически до 2005 года вообще не финансировало расходы на приобретение жилья детям-сиротам, в настоящее время в данной очереди состоит 335 человек старше 23 лет. За 10 лет квартиры получили 3872 лица данной категории.

В Вилюйском центре дети недополучали овощи, фрукты, рыбу, молоко. В центре Алданского района в меню и в наличии отсутствует колбаса, сметана, творог, кофейный напиток, какао, кондитерские изделия, морепродукты. Практически ежедневно воспитанники получают овощи и молоко в объемах, заниженных почти в два раза от установленных нормативов. Такие нарушения выявлены и в остальных центрах, что свидетельствует об отсутствии контроля со стороны Роспотребнадзора и органов опеки. По результатам прокурорской проверки Минтрусоцразвития приняты меры к их устранению.

Кроме того, необходимы документы об отсутствии у ребенка жилого помещения, как в собственности, так на условиях найма, например, по месту жительства своих лишенных прав, умерших родителей, а также об отсутствии жилья у самих родителей. Потому что по закону, если у родителей имеется жилое помещение, оно сохраняется до совершеннолетия за ребенком, находящемся в детском доме либо под опекой. Жилье бабушки или иных родственников, которые стали опекунами и отдельно проживают и зарегистрированы от родителей ребёнка, не может быть закреплено за опекаемым, а также воспитанником детского дома, они пользуются им временно, только до 18-летия.

Но конечно, это малая доля от тех, кто так и не получил от государства квартиры, потому что в свое время органы опеки, руководители детских домов не принимали меры по поводу лишения родителей прав, при этом направо-налево назначали детям опекунов, направляли их в детские дома; не ставили их на учет нуждающихся.

В 2022 году должно быть обеспечено жильем 1029 детей-сирот, из которых право на его получение у 575 возникло еще в 2022 году и ранее. На эти цели государственным бюджетом предусмотрено 1млр 300 млн. руб. Однако в настоящее время приобретено только 114 квартир, освоено около 300 млн. руб. Также в проекте госбюджета на 2022 год пока предусмотрено 637 млн. вместо 1 млрд 250 млн. руб., а жильем необходимо обеспечить 787 детей-сирот (у 323 возникает право в 2022 году). В этой связи мы также написали отрицательной заключение на проект госбюджета, настаиваем, чтобы органы государственной власти выполняли требования Федерального закона.

Уважительными в данном случае будут лишь такие причины, по которым пребывание ребёнка в семье, дома в данный момент является невозможным. В этом случае возможно помещение ребенка временно в учреждение на основании заявления родителя с обоснованием причин и указания срока, на который ребенок помещается в учреждение. Такими причинами могут быть, например, недавний пожар или оное событие, приведшее в негодность дом семьи, смерть или крайне тяжёлое состояние здоровья близкого родственника и невозможность обеспечить одновременно и уход за ребёнком, и уход за таким родственником, болезнь родителя , связанная с существенным ограничением возможностей родителей и т.п. Очевидно, что данные причины не могут быть признаны уважительными в течение длительного времени. Не являются уважительными причинами, например, потеря работы родителями (особенно, если это продолжается многие месяцы, или годы), или, скажем, продажа родителями единственного жилья — данные факты отражают виновное поведение родителей и не могут быть признаны уважительными причинами. Такой ребёнок выявляется, как оставшийся без попечения родителей и его устройство осуществляется в общем порядке.

Поскольку Конституция РФ устанавливает светский характер государства, а также свободу вероисповедания [19] , передача ребенка, не исповедовавшего никакой религии (либо, исповедовавшего другую религию), в религиозную организацию (организацию, созданную при церкви, мечети, синагоге) может вызвать обоснованные вопросы у контролирующих органов и прокуратуры. Спорным, и вряд ли допустимым, будет передача младенца в религиозную организацию.

Установленный актом органа опеки и попечительства факт отсутствия решения родителями судьбы ребёнка (ребёнка «не забрали» из летнего лагеря, ребёнка, оставленного временно на попечение иного лица не забрали родители в установленный срок, ребёнок, обязанный посещать школу не был родителями определён туда и т.п.)

Отметим, что важным признаком законного представительства ребёнка является не непосредственное исполнение обязанностей, например, по воспитанию или образованию, но принятие решения об этом. Скажем, попечитель может определить, что дальнейшее воспитание 15-тилетнего парня будет происходить в Суворовском училище. Или детский дом направляет ребёнка заниматься в художественную школу; родители решают, что их ребёнка будет несколько дней в неделю забирать в свой дом бабушка и т.п. При этом передачи законного представительства не происходит.

Подытоживая, ещё раз поясним, что устройством ребёнка будет являться не физическое перемещение ребёнка из одного места в другое (даже из учреждения в семью), а передача прав и обязанностей законного представительства от одного субъекта к другому. При этом «разделение» полномочий или ответственности по законному представительству несовершеннолетнего недопустимо.