Единое Независимо От Проживания На Территории Республики В Составе Рф
Проблема единого гражданства в РФ
В силу изменившихся экономико-политических условий в регионах РФ и согласно заключенным договорам между РФ и ее субъектами (Татарстан, Башкортостан), видимо, допустимо формирование своего гражданства в республиках, и не имеет значения, как оно будет строиться — в виде единого гражданства, двухуровневого или трехуровневого, двойного или тройного гражданства при условии, если в субъектах Федерации для всех граждан (как граждан РФ, так и граждан субъектов Федерации) будут обеспечены одинаковые социально-экономические и политико-правовые условия.
Со дня становления РФ (1918-1922 гг.) и до распада СССР (1922-1991 гг.) в РФ было единое гражданство.Существовавшее утверждение о том, что в СССР было тройное гражданство (гражданство СССР, гражданство РСФСР (союзных республик) и гражданство автономных республик) на практике не имело существенного значения, так как, в частности, от имени РСФСР (в том числе и ее автономных республик) во всех сферах жизни (внутри страны и за рубежом), как правило, выступал СССР со своим единым гражданством (как известно, в ООН от имени своих граждан выступали также Белоруссия и Украина). В целом же можно признать, что возможности определения своего гражданства в РФ и ее субъектах впервые закладывались в Федеративном договоре (1992 г.), ибо бывшие автономные республики признаны самостоятельными субъектами РФ, а некоторые из них после оглашения своих Деклараций о суверенитете ставили вопрос о целесообразности становления их членами Содружества Независимых Государств (Республика Башкортостан) и даже субъектами международного права (Республика Татарстан). Между тем те субъекты РФ, которые уравнивали себя в правовом положении с РФ в целом, четко не уяснили отличительных особенностей Российской Федерации, которые выражались в многонациональном характере государственного суверенитета и единстве ее государственной власти. Ведь Российская Федерация представляла интересы всех субъектов РФ в международных отношениях и в деятельности Содружества Независимых Государств.
Единство и равенство гражданства и федерализм
Следует определиться и с некоторыми вопросами относительно выхода из гражданства. Ясно то, что прекращение гражданства РФ есть одновременно и прекращение гражданства республики в составе РФ — об этом сказано в ст. 22 Закона о гражданстве. Но выход из гражданства данной республики не есть обязательно и выход из гражданства РФ. Поэтому для оформления выхода из гражданства РФ надо обращаться в федеральные органы. Выход же из гражданства республики -при сохранении гражданства РФ — полностью относится к ее компетенции.
В вопросах гражданства не имеет значения «стаж», т. е. исключено установление льгот и преимуществ, обусловленных длительностью (пожизненностью) состояния в российском гражданстве. Становясь российским гражданином, человек с первого дня имеет такой же объем прав и обязанностей, как и другие граждане РФ.
Современное территориальное устройство России
Для приведения в соответствие нормативно-правовых документов субъектов Федерации Конституции России, законам и другим государственным правовым актам была проведена большая работа Полномочными представителями Президента РФ в Федеральных округах.
В 1990-х гг. в российской политической практике серьезно нарушались основы федеративного устройства. Так, например, из конституции двадцати одной республики девятнадцать содержали положения, прямо противоречащие Конституции РФ. Основные законы Татарстана, Башкортостана, Якутии (Саха), Тувы, Ингушетии устанавливали конфедеративный тип связей между республиками и центром. В конституции Республики Татарстан констатировалось, что она — суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией на основе договора о взаимном делегировании полномочий.
Повторение раздела «Гражданин и право» 1 Тестирование 2 Работа с определениями
12 Определите понятие 8.Терпимое отношение к проявлениям инакомыслия в любой сфере социальных взаимодействий 9.Совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом 10.Политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся во взаимных правах и обязанностях
4 3 11. Верны ли следующие суждения: а. Правительство РФ – высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему власти на всей территории России б. Правительство РФ – центральный орган власти, определяющий направления развития в экономической, социальной и культурной сферах жизни российского общества 12. Верны ли следующие суждения: а. Гражданство России предоставляется по праву рождения б. Гражданство России предоставляется в результате приема в него 13. Верны ли следующие суждения: а. В Конституции РФ закреплен приоритет обязанностей над правами б. В Конституции РФ закреплен приоритет прав над обязанностями 14. Верны ли следующие суждения: а. Конституция РФ разделяет функции обеих палат парламента России б. Конституция РФ именует парламент России Государственной Думой 15. Нормы семейного права применяются в случае а. жестокого обращения с ребенком б. усыновления ребенка в. получения наследства г. злостного отказа от уплаты алиментов
Доклад: Единое гражданство РФ
В-третьих, в период государственного и конституционного строительства в субъектах РФ сложилось «двойное гражданство», например в Башкортостане, а также гражданство ассоциированного члена РФ, как в Республике Татарстан.
Спорность определения гражданства субъектов РФ вытекает из Федеративного договора и п. 4 ст. 5 Конституции РФ, согласно которым все субъекты РФ равноправны в своих взаимоотношениях с федеральными органами. Значит, следует уточнить определение гражданства во всех трех типах субъектов РФ. Но это вряд ли возможно: во-первых, они (субъекты) имеют разные правовые статусы, и их равноправие достигается по линии взаимоотношений с федеральными органами государственной власти; во-вторых, все граждане субъектов Федерации являются гражданами РФ.
ЕДИНОЕ ГРАЖДАНСТВО
ЕДИНОЕ ГРАЖДАНСТВО — применительно к гражданству РФ положение, согласно которому все лица, имеющие гражданство РФ, независимо от оснований его приобретения, имеют одинаковый конституционно правовой статус. обладают в равной мере едиными для них правами, свободами,… … Энциклопедия юриста
ГРАЖДАНСТВО — устойчивая принадлежность человека к определенному государству, правовая связь человека и государства. Связь эта двусторонняя. С одной стороны, государство гарантирует своим гражданам определенные права и свободы, защищает их самих и их… … Юридическая энциклопедия
Право» Часть 1 (А)
(1) Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме в 1993 году, сформировала новую систему государственной власти. (2) Конституция РФ, по мнению специалистов, выполнила основную задачу — способствовала стабилизации положения в российском обществе. (3) Между тем, некоторые эксперты считают, что в нынешней Конституции РФ есть декларативные элементы: государство авансом названо правовым, слабо обозначен механизм защиты прав человека и гражданина. (4) Однако могущественна не сама конституция, а конституционная система, состоящая из отношения общества к Основному закону и из образцов поведения и институтов, взращенных вокруг конституции.
«По Конституции РФ Президент России призван обеспечить единство государственной власти, согласованность ее отраслей, устойчивость (1). Президент РФ является (2) Конституции, прав, свобод человека и гражданина. Законодательная инициатива позволяет ему приводить текущее законодательство в соответствие с действующими положениями Конституции РФ, обладая правом (3) на стадии подписания федеральных законов. Президент издает (4), направленные на защиту правового положения граждан. Он решает вопросы (5) и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ; осуществляет (6)».
Совет 1: Какие республики входят в состав РФ
Девять краев (впервые этот термин появился в обиходе россиян в 30-х годах 19 века) – Алтайский со столицей в Барнауле; Камчатский (Петропавловск-Камчатский); Хабаровский край со столицей в Хабаровске; Краснодарский край и Краснодар; Красноярский край и Красноярск; Пермский край со столицей в Перми; Приморский край и Владивосток; Ставропольский край со столицей в Ставрополе и Забайкальский край (Чита).
Из которых 22 республики – Адыгея со столицей в Майкопе; Алтай и Горно-Алтайск; Башкортостан и Уфа; Бурятия и Улан-Удэ, Дагестан и Махачкала; Ингушетия и Магас; Кабардино-Балкарская Республика со столицей в Нальчике; Калмыкия и Элиста; Карачаево-Черкессия и Черкесск; Карелия и Петрозаводск; Коми и Сыктывкар; Республика Марий-Эл со столицей в Йошкар-Оле; Мордовия и Саранск; Саха (Якутия) со столицей в Якутске; Северная Осетия-Алания и Владикавказ; Татарстан со столицей в Казани; Тыва и Кызыл; Удмуртская Республика и Ижевск; Хакасия и Абакан; Чеченская Республика и город Грозный; Чувашская Республика со столицей в Чебоксарах, а также недавно присоединенная Республика Крым с Симферополем.
Единое Независимо От Проживания На Территории Республики В Составе Рф
- получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;
- обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;
- создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;
- сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;
- следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;
- создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;
- устанавливать на основании законодательства и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств.
Федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сфере образования и культуры. Участие или неучастие в деятельности национально-культурной автономии не может служить основанием для ограничения прав граждан РФ, равно как и национальная принадлежность не может служить основанием для ограничения их участия или неучастия в деятельности национально-культурной автономии.
12 июня 1990 года Россия стала независимой
Россия была не первой республикой, заявившей о своей независимости, раньше нее суверенитет объявили Латвия, Литва и Эстония. Все остальные сделали это позже, в 1991 году, причем выбора как такового у них уже не было. Огромное пространство от Калининграда до Сахалина стало де-юре суверенной державой, и чтобы налаживать с ним отношения, требовались определенные юридические основания. Поэтому самое первое название праздника было вполне логичным — День независимости, и им пользовались в период 1992-2001 гг. Нет, в официальных протокольных документах он именовался длиннее — «День принятия Декларации о государственном суверенитете РФ», но смысл все же таков. И вот что интересно, никто особенно не задавался вопросом о том, от кого же освободилась Россия. Вот Индия – понятно, от британских колонизаторов. С США тоже все ясно, от них же. Алжир получил свободу от Франции. Каждая страна, в борьбе обретшая свое право на независимую внешнюю и внутреннюю политику, отмечает день, в который оно было оформлено документально, то есть в виде какой-то декларации. С этим в России все в порядке, бумага есть. Но от чьего гнета освободились?
Сегодня, спустя четверть века, можно констатировать, что суверенитет принес реальное улучшение жизни только двум странам, образовавшимся после распада СССР – России и Казахстану. Речь, конечно, идет о сугубо материальной стороне, в данном аспекте рассуждения о небывалом подъеме национального самосознания и слезах гордости, текущих по небритым щекам бедняков при виде государственного флага и звуках гимна, неуместны, особенно когда эти эмоции так и брызжут в нищей воюющей стране. Так вот, реальные доходы россиян действительно стали выше, чем в других бывших республиках СССР, что доказывают хотя бы потоки мигрантов, в том числе трудовых. Это как в электротехнике, — разница потенциалов вызывает движение заряженных частиц. Но к этому преимуществу путь был долгим и тернистым.
Федеративный договор (Москва, 31 марта 1992 г
3. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами регулируются Основами законодательства Российской Федерации и законодательством республик в составе Российской Федерации. По взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации определяется статус федеральных природных ресурсов.
о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;
Статья 6 Конституции РФ
Закон о гражданстве 2002 г. установил новое правило, согласно которому ребенок, родившийся на территории России от состоящих в браке родителей, имеющих различное гражданство, приобретает гражданство РФ по рождению без необходимости согласия родителей. Ребенок же, родившийся в таком браке за границей, приобретает гражданство РФ в порядке приема по заявлению родителей (ст. 14).
После принятия Закона о гражданстве 2002 г. в процессе проводимого в стране обмена паспортов СССР образца 1974 г. на новые российские паспорта обнаружилось, что более 1 млн человек, приехавших в Россию после распада Советского Союза и до принятия Закона о гражданстве 2002 г., оказались в сложнейшей жизненной ситуации. Эти люди приехали в Россию, жили и работали, участвовали в ее политической жизни. Многие из них служили в российской армии. Однако, не приобретя после переезда в Россию российского гражданства, они оказались лицами без гражданства. Сложившаяся ситуация нуждалась в принятии ряда мер по ее разрешению, включая и внесение соответствующих корректив в новый Закон о гражданстве, которые также способствовали проведению нашей страной эффективной иммиграционной политики. Такие коррективы были внесены Федеральным законом от 11.11.2003 N 151-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации».
Федеративное устройство Российской Федерации
В настоящее время республики, автономную область и автономные округа по-прежнему отличают особенности национального состава населения, быта и культуры. Именно поэтому республики, где данные особенности выражены наиболее рельефно, наделяются некоторыми специфическими правами. Вместе с тем независимо от государственно-правовой формы все члены Российской Федерации объединены одним понятием – «субъект Российской Федерации»; они равноправны в этом качестве (ч. 1 ст. 5), а также равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5).
Субъекты Федерации отличаются и по ряду других признаков — уровню развития экономики в целом, наличию и развитию отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, историческому прошлому, национальной культуре всего или части населения. Однако, как следует из Конституции, эти и другие особенности не влияют на конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
Российская Федерация в Содружестве Независимых Государств
В области экономического и социально-культурного строительства в совместное ведение Российской Федерации и краев, областей, городов федерального значения входят вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экономической безопасности; особо охраняемые природные территории; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
– вхождение автономного округа в состав края, области означает такое состояние, при котором автономный округ, будучи равноправным субъектом РФ, одновременно составляет часть другого субъекта. Это состояние определяет особенности статуса как автономного округа, так и края, области, в состав которых он входит и предопределяет обязанность органов государственной власти обоих равноправных субъектов обеспечивать сохранение территориальной целостности и единства в интересах населения края, области;
26 Июл 2019 jurist7sib 174