Конституция это свод основных законов государственных принципов

Систематизация бухгалтерии

3. Конституцию РФ отличают особые юридические свойства. Они характеризуют правовую природу Конституции и ее особое место в правовой системе. К ним относятся: а) верховенство; б) высшая юридическая сила; в) ее качество как ядра правовой системы, юридической базы законодательства; г)ее особая правовая охрана; д) особый порядок ее принятия и пересмотра, внесения в нее поправок.

Конституция как ядро правовой системы своими положениями способствует согласованности всего правового развития и систематизации права. Она – основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Поэтому Конституция представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его развитие. В ряде случаев Конституция содержит прямые указания о необходимости принятия того или иного закона (например, ч. 2 ст. 70 Конституции РФ предусматривает, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом).

Всем конституциям РСФСР как конституциям социалистического типа были присущи общие черты, признаки. Это, прежде всего, их откровенно классовый характер. Так, Конституция РСФСР 1918 г. основной задачей переходного периода называла установление диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в целях полного подавления буржуазии, уничтожение эксплуатации человека человеком и водворение социализма.

Никто непосредственно не заявлял о прекращении работ по созданию Свода законов России. Правовые предписания о подготовке Свода законов Российской Федерации в настоящее время продолжают оставаться в российском законодательстве. Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации (последняя редакция датируется 24 октября 2022 г.), утверждённое Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313, возлагает на министерство полномочие по

В ряде статей словосочетание «свод законов» используется, чтобы подчёркнуть особенности того или иного законодательного массива. Нередко свод законов сравнивается с кодексом. При этом и здесь мы нашли различия в подходах. С одной стороны, свод законов может рассматриваться как совокупность кодексов . С другой стороны, кодекс как систематизированный акт, принятие которого направлено на упорядочение действующего массива правовых норм, регулирующих сходные общественные отношения, противопоставляется своду законов как несистематизированному, хаотичному собранию правовых норм .

Понятие, сущность и структура Конституции как основного закона государства

По форме конституция может состоять из одного или нескольких нормативно-правовых актов. В большинстве государств конституции представляют собой единый документ (кодифицированные конституции), например Конституция Италии, Основной закон Германии, Конституция Российской Федерации и др. Однако в ряде стран конституции представлены совокупностью нормативно-правовых актов (некодифицированные конституции), в равной мере обладающих высшей юридической силой. Примером может служить Швеция, Конституция которой состоит из трех нормативных актов: Форма правления 1974 г., Акт о престолонаследии 1810 г., Акт о свободе печати 1974 г.

Была и другая группа ученых-юристов, которые не разделяли эти взгляды, считая, что Россия не превратилась после событий 1905-1906 гг. в конституционное государство, что принцип самодержавия как основа государственного строя России сохранился и после издания Свода основных государственных законов 1906 г. По мнению некоторых современных исследователей, ряд государственных актов 1905-1906 гг. содержал нормы конституционного характера. Положения Манифеста 17 октября 1905 г. послужили базой для принятия новой редакции Свода основных государственных законов, которые фактически стали первой российской конституцией.* Несомненно, что и Манифест 17 октября 1905 г., и Свод основных государственных законов 1906 г. были важной вехой на пути России к конституционному правовому государству. События 1917г. изменили, однако, характер и направленность процессов, происходящих в государственном строе России.

2. Конституция РСФСР 1925 года, действовавшая 12 лет. Эта Конституция была принята в связи с образованием СССР и принятием Конституции СССР в 1924 году. В этой Конституции было закреплено вхождение РСФСР в состав СССР, включение в состав РСФСР новых субъектов и отражено их право вое положение.

В заключительных и переходных положениях, как правило, устанавливается момент вступления конституции в силу, порядок вступления в силу отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.

В современном понимании конституции возникли в XVII в. как результат борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция рассматривалась в качестве основного документа государства, призванного ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности.

10 Принципы конституционного строя — основы организации государственной власти: народовластие, федерализм, верховенство права, разделения властей, государственный суверенитет, РФ – часть мирового сообщества. — основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина: признание и утверждение прав и свобод человека высшей ценностью, их защита и соблюдение – обязанность государства. — основы организации жизни гражданского общества: идеологический и политический плюрализм, светский характер государства, свобода экономической деятельности, многообразие и равноправие различных форм собственности, социальный характер государства.

7 Конституция РФ состоит из преамбулы, 2 разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя России, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.

9 Конституционный строй организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер, человек, его права и свободы, честь, достоинства признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – основной обязанностью государства.

8 Признаки — высшая юридическая сила (в РФ – прямое действие) — стабильный характер, предусматривает усложнённый порядок пересмотра — основополагающий учредительный характер (законы не могут противоречить, является базой для текущего законодательства) — закрепляет основы государственного строя и правовой статус личности

11 Действующая Конституция РФ принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г., а с 19 сентября 1994 этот праздник стал государственным. Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.

Свод законов Российской империи: Свод основных государственных законов

Основные государственные законы — законодательный акт, утвержденный 23 апреля 1906 г., подытоживший реформирование государственного строя России 1905-1906 гг. Основные законы 1906 г. закрепляли государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных, положение православной церкви и др. Можно выделить несколько причин создания Основных Законов:

1. По Основным законам 23 апреля 1906 г. никакой выработанный правительством законопроект не мог стать законом без одобрения Думы и Государственного совета. Тем самым власть российского императора утратила свой неограниченный характер. Согласно ст. 112 Основных законов, Дума имела право возвращаться к обсуждению законопроекта даже в случае отклонения его царем.

Все это стало предпосылками создания Основных законов 23 апреля 1906г. В России, после утверждения Основных Законов, установилась дуалистическая монархия. Характерным признаком такой формы в России являлось незавершенное разделение властей, порождавшее синтез элементов абсолютной и конституционной монархии, при явном преобладании первых. Основные законы Российской империи по праву многие исследователи называют неписанной Конституцией самодержавной России. Содержание Основных законов очень схоже, в схематическом плане, с содержанием конституции. Данная конституция заложила основные принципы государственного устройства и общественной жизни, которым император уже не смел пренебрегать. В качестве прототипа российской конституции 1906 г. была взята конституция Пруссии 1850 г., о чем говорили сами составители в процессе ее подготовки.

— определены права подданных (ст. 30 — 30 касаются гарантий, предоставленных человеку в случае ареста или судебного преследования; ст. 33 гарантирует неприкосновенность жилища; ст. 35 — неприкосновенность частной собственности; в ст. 34 признается право подданных не только самим выбирать свое место жительства в России, но и беспрепятственно ездить за границу;

Рекомендуем прочесть:  Выплаты При Рождении 2 Ребенка В Московской Области 2022

Характер содержания и специфика юридической силы Основных государственных законов Российской империи от 23 апреля 1906 г., порядок их пересмотра свидетельствуют, что с юридической точки зрения они сопоставимы с конституциями европейских государств преимущественного раннего этапа их конституционного развития. У российских Основных законов было много общего с французской Хартией 1814 года, конституциями германских государств первой четверти XIX века, конституцией Японии 1889 года. В России с глубокой исторической традицией монархической власти появление такой конституции не было случайным, она оказалась не только возможной, но и желательной с точки зрения реформаторов в перспективе эволюционного развития конституционного строя.

Свод Основных государственных законов Российской империи от 23 апреля 1906 г: причины и условия принятия, основные положения, значение

Основные законы 1906 г. закрепляли государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных, положение православной церкви и др.

Основные государственные законы Российской империи от 23 апреля 1906 г. содержали рудименты феодального права, в них не закреплялся принцип равенства граждан перед законом. В ходе реализации Основных законов от 23 апреля 1906 г. их положения часто нарушались монархом, правительством, а нередко и депутатским корпусом. Права и свободы, закрепленные в их нормах, не были обеспечены специальным законодательством, регулировались «временными правилами».

В России, после утверждения Основных Законов, установилась дуалистическая монархия. Характерным признаком такой формы в России являлось незавершенное разделение властей, порождавшее синтез элементов абсолютной и конституционной монархии, при явном преобладании первых.

Характер содержания и специфика юридической силы Основных государственных законов Российской империи от 23 апреля 1906 г., порядок их пересмотра свидетельствуют, что с юридической точки зрения они сопоставимы с конституциями европейских государств преимущественного раннего этапа их конституционного развития. У российских Основных законов было много общего с французской Хартией 1814 года, конституциями германских государств первой четверти XIX века, конституцией Японии 1889 года. В России с глубокой исторической традицией монархической власти появление такой конституции не было случайным, она оказалась не только возможной, но и желательной с точки зрения реформаторов в перспективе эволюционного развития конституционного строя.

1. По Основным законам 23 апреля 1906 г. никакой выработанный правительством законопроект не мог стать законом без одобрения Думы и Государственного совета. Тем самым власть российского императора утратила свой неограниченный характер. Согласно ст. 112 Основных законов, Дума имела право возвращаться к обсуждению законопроекта даже в случае отклонения его царем.

В России отмечались многочисленные попытки создания и утверждения конституций, а затем их периодическая смена. Еще в 1825 г. участники декабрьского восстания (декабристы) готовили конституционные документы о замене монархического строя демократическим. Пользовалась популярностью и идея конституционной монархии.

Под воздействием революции 1905 г. Николай II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», где «даровал» своим подданным политические и гражданские права и свободы, а также провозглашал создание нового законодательного органа – государственной думы , избираемого на основе народного представительства.

Смена многих конституций в России связана со становлением советской власти после Октябрьской революции 1917 г. В июле 1918 г. была провозглашена Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической республики (РСФСР), основанная на принципах диктатуры пролетариата, передаче власти советам рабочих и крестьянских депутатов, национализации средств производства, построении социализма. В январе 1924 г. (после создания в 1922 г. Советского Союза) была принята Конституция Союза Советских Социалистических республик, сохранившая основные черты Конституции РСФСР.

Так как конституция в принципе формирует понятия государственности, федерального и социального устройства общества, четко определяет все права граждан (человека, в принципе), она и считается основным законодательным актом нашей страны. И именно она выступает в роли «фундамента» всей правовой системы государства.

Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное — конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция — это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.

Положения данного закона определяют территориальное разделение государства, которые описаны в статье 5. Россия состоит из субъектов с различными формами государственной организации — республики, области, города федерального значения и прочие. Согласно Конституции, все они равноправны.

  • Суверенитет народа (статья 3) — этот принцип отражается в преамбуле закона, в котором народовластие отображается как законный носитель верховной власти государства.
  • Положения прав и свобод человека (статья 2). Согласно Конституции РФ, соблюдение данного принципа является наиболее приоритетной задачей государства.
  • Разделение власти (статья 10). Полномочия административного управления в России разграничены между законодательными органами (принятие законов, их разработка), исполнительными (управление делами государства) и судебными. Все данные ветви власти являются самостоятельными.

В статье будет рассмотрен вопрос: сколько глав в Конституции РФ — главном законе страны? В данном нормативном документе закреплены основы политики, экономики и социальных аспектов государства. Российская Конституция, действующая в настоящее время, была принята народным голосованием граждан — референдумом.

Далее, в 1918 году, основана I Конституция России как Советского государства. Позже также было принято несколько редакций главного закона России как союзной республики. До 93-го года в России действовала Конституция РСФСР от 1978 года, с множеством принятых поправок и редакций.

  1. Преамбула — в данной вводной части Основного закона регламентируется, что многонациональный народ России как демократического и федеративного государства, принимает все положения нормативного акта.
  2. Часть I. Собственно, это основной раздел Конституции, включающий 137 статей.
  3. Часть II — заключительные и переходные тезисы.

Основные законы 1906 г. закрепляли государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных, положение православной церкви и др.

Утверждённый 23 апреля (6 мая) 1906 г. документ состоял из вводной части и пяти глав (82 статьи): О существе верховной cамодержавной власти; О правах и обязанностях российских поданных; О законах; О Государственном cовете и Государственной думе и образе их действий; О Совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями.

Статья 126. Заключение соглашений и договоров о предоставлении государственных финансовых и (или) государственных экспортных кредитов и внесение изменений в программу предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов 1. Соглашения и

Права предполагали, что: никто не может подлежать преследованию за преступное деяние иначе как в порядке, определенном законом; никто не может быть задержан под стражей иначе как в случаях, определенных законом; никто не может быть судим и наказан иначе как за преступные деяния; жилище каждого неприкосновенно; каждый российский подданный имеет право свободно избирать место жительства и занятие; собственность неприкосновенна; российские подданные имеют право устраивать собрания в целях, не противных законам, мирно и без оружия; каждый может высказывать устно и письменно свои мысли, а равно распространять их путем печати или иными способами; российские подданные имеют право образовывать общества и союзы в целях, не противных законам; российские подданные пользуются свободой веры.

Основные государственные законы Российской империи от 23 апреля 1906 г. содержали рудименты феодального права, в них не закреплялся принцип равенства граждан перед законом. В ходе реализации Основных законов от 23 апреля 1906 г. их положения часто нарушались монархом, правительством, а нередко и депутатским корпусом. Права и свободы, закрепленные в их нормах, не были обеспечены специальным законодательством, регулировались «временными правилами».

Рекомендуем прочесть:  Правила выплаты больничных листов 2022

Конституция РФ — основной закон государства

В юридической науке и практике конституции уделяется очень большое внимание. Ею занимается целая отрасль права, которую именуют конституционным (государственным) правом. Конституция как нормативный правовой акт занимает самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства.

Функции местного самоуправления представляют собой единство содержания, компетенции, полномочий, форм и методов осуществления муниципальной деятельности, неразрывно связанных с определёнными её направлениями. Основные функции местного самоуправления вытекают из функций всего гражданского общества и его государства, конкретизируют их с учётом основных задач и целей, стоящих перед местными сообществами.

Он также отнесён к государственным органам. Пост Президента РФ учреждён в 1990 году. Статус же изменён в связи с принятием Конституции РФ 1993 года. Современная конституционная модель исходит из особого места Президента в государственном механизме и в системе политического властвования, наделяя его большими полномочиями. Являясь главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, Президент РФ тесно взаимодействует с государственными органами, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

В соответствии со ст. 99 Конституции РФ оно является постоянно действующим органом. Основная особенность законодательных органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путём формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации. Главная функция в системе разделения властей — осуществление законодательной власти. Кроме того, парламент рассматривается как выразитель интересов народа данного государства.

Все эти конституционные принципы прав и свобод определяют основные направления политики российского государства в области прав и свобод человека и гражданина и являются базисом его правового статуса. Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации механизма их защиты, что входит в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Одной из основных классификаций прав и свобод личности является их разделение в соответствии с тем, что человек и гражданин во всех сферах своей жизни стоит в центре единства и дифференциации прав, свобод и обязанностей.

Конституционные ограничения статуса субъектов российской федерации

Общероссийской дворянской организацией стал Совет объединенного дворянства (создан в 1906 г.). Организационной формой объединения предпринимателей стали всероссийские съезды и постоянно действующие совет и комитет съезда. Разнообразными, но немногочисленными были организации либералов (И. И. Петрункевич, П. Б. Струве, П. Н. Милюков и др.) В дальнейшем несколько либеральных организаций вошли в кадетскую партию.

Несмотря на то, что шведский омбудсмен является родоначальником данного института, наибольшее распространение в мире получила датская модель омбудсмена, в силу того, что датская правовая система ближе англо-американской и европейской правовой культуре. Основная функция датского омбудсмена — проведение расследования по жалобам граждан и собственной инициативе. В России при конструировании правовой модели уполномоченных идея парламентского омбудсмена не получила развития.

Повышению качества работы судов, авторитета принимаемых ими судебных актов будет служить тщательная отладка самого механизма правосудия. Такими направлениями по оптимизации работы судов общей юрисдикции должны стать:

  1. инвентаризация по всем делам, принятым ЕСПЧ;
  2. реформирование системы судебных инстанций;
  3. корректировка стандартов независимости правосудия.

Россия как государство — член Совета Европы лидирует в настоящее время сегодняшний день по количеству жалоб, поданных ее гражданами на нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) в правоприменительной практике национальных судов.

Впоследствии Кузнецов был обвинен в том, что участники пикета раздавали листовки и материалы (статью из «Новой газеты», позднее признанную клеветнической) оскорбительного характера о председателе суда. Поскольку, согласно позиции суда первой инстанции, организаторы пикета сознательно и умышленно изменили цель акции, нарушив тем самым п. 1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации шествия или пикетирования, – решением суда заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения по трем основаниям:

К специальным относятся, например, институты президентского вето (ст. 107), недоверия Правительству (ст. 117) или институты экономической конкуренции (ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 34), петиций (ст. 33), индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37), судебного обжалования решений и действий органов государственной и муниципальной власти, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46) и т.д.

Конституция Российской Федерации

  • Основы конституционного строя (ст. 1-16).
  • Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64).
  • Федеративное устройство (ст. 65-79).
  • Президент РФ (ст. 80-93).
  • Федеральное собрание (ст. 94-109). Правительство РФ (ст. 110-117).
  • Судебная власть (ст. 118-129).
  • Местное самоуправление (ст. 130-133).
  • Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137).
  • Вся жизнь государства регулируется Конституцией.
  • Конституция является основополагающим документом. Она определяет права и обязанности граждан, государственное и территориальное устройство, очерчивает деятельность государственной власти, а также устанавливает правопорядок, законность и основные принципы жизнедеятельности государства.
  • Конституция наделена высшей юридической силой. Новые нормативно-правовые акты создаются с опорой на Конституцию и не должны противоречить ей.
  • Конституция является верховным законом. Ей подчиняется вся территория государства, его население, организации, органы власти.
  • Конституция имеет прямое воздействие. Для претворения в жизнь конституционных норм не нужно утверждение каких-либо органов государственной власти или должностных лиц.
  • Конституция принимается и изменяется особым порядком. Поскольку она является главным законом страны, утвердить или изменить её можно только через сложную процедуру, отличающуюся от других законов.
  • Конституция особо защищается государством. Президент РФ и Конституционный суд РФ обеспечивают исполнение норм Конституции, поскольку они регулируют всю деятельность государственного механизма.
  • Конституция принимается народом или от его имени.
  • Конституция может выступать прямым основанием для защиты в суде.
  • Конституция определяет виды и иерархию всех остальных законов и нормативных документов.
  • Конституция стабильна и предусматривает строго установленный порядок пересмотра и принятия в неё поправок (обычно посредством референдума).
  • Всесторонность. Охват всех сфер жизни государства, общества, определение прав и свобод граждан страны.
  • Неизменность. Конституционный строй невозможно отменить или пересмотреть во время действия Конституции РФ.
  • Базовость. Существующий конституционный строй выступает основой для самой Конституции РФ и, соответственно, для всей правовой системы РФ.
  • Демократия (ст. 1). Обеспечение суверенитета народа, прав и свобод человека и гражданина.
  • Федерализм (ст. 1). Общая власть для РФ действует в союзе с субъектами РФ и органами местного самоуправления, которые также имеют свои властные полномочия.
  • Гуманизм (ст. 2). Человек и его права — наивысшая ценность, поэтому главной обязанностью государства является их соблюдение и защита.
  • Республиканская форма правления (ст. 1). Разграничение деятельности и полномочий органов власти, высшие органы власти избираются или назначаются на определённый срок.
  • Правовое государство (ст. 2). Закон стоит в основе всех действий внутри государства. Государство поддерживает соблюдение закона, прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией.
  • Равенство россиян (ст. 2). Все граждане РФ вне зависимости от места их рождения, проживания и приобретения гражданства равны перед законом и имеют одинаковые права.
  • Суверенитет народа (ст. 3, ч. 1). Народ является единственным источником власти, способным на неё влиять и осуществлять её. Осуществление власти может происходить двумя путями: непосредственно (выборы и референдумы) и опосредованно (местное самоуправление, органы государственной власти).
  • Многообразие и равноправие форм собственности (ст. 8, ч. 2). Каждая форма собственности защищается равнозначно (государственная, частная и др.).
  • Идеологическое многообразие (плюрализм) (ст. 13, ч. 3). В государстве не может быть принята одна официальная идеология, подавляющая все другие.
  • Социальность (ст. 7). Обеспечение достойной жизни населения государства путём создания достойных экономических и юридических условий. Поддержка неимущего населения.
  • Разделение властей (ст. 10). Ветви власти разграничены между друг другом, каждая имеет свои особые полномочия и не зависит от двух других.
  • Многопартийность (ст. 13, ч. 3). В связи с существованием разных идеологий возможно соседство различных политических мнений, которые ведут к определённым действиям, в том числе к созданию и деятельности партий.
  • Светскость (ст. 14). Признание равноправия всех религий. Государство не отдаёт приоритет ни одной из них и не может признать какое-либо вероучение обязательным или предпочтительным.
Рекомендуем прочесть:  Моментом Возникновения Обязанности По Общему Правилу Считается Не Момент Предъявления Соответствующих Требований, А Собственно Момент Причинения Вреда

Конституция — что это такое, зачем нужна и как работает

Конституция влияет на правовую, исполнительную и судовую ветви для защиты интересов граждан. Чтобы контролировать соответствия устанавливаемых правил, существует специальный регулирующий орган — Конституционный суд. Несколько государств переложили обязанности по контролю на Верховный суд (Египет, Сирия, Кипр).

Конституцией называют основной государственный закон, который имеет высшее юридическое значение. В таком документе определены главные правительственные цели. Это объединение законодательных норм, которое определяет высшие органы страны, порядок их создания и действия, их взаимодействие и власть, значительное отношение члена общества к правлению. В теории — это общественный договор между жителями и правительством, где изложена организация правительства и взаимосвязь сторон.

  • Конституция обладает верховенством над другими законными инструментами. Документ еще встречается под названием «писаная конституция». В случае отсутствия единой документации могут быть признаны законопроекты разных годов — «неписаные конституции».
  • Есть государства, где к главному нормативному правовому акту привязывают дополнительные положения — конституционные законы. Случается основной закон — священные писания, правилам которых не может возразить нормативный акт.
  • Высшая юридическая сила. Отношение Конституции распространяется как к общегосударственным законам, так и общегосударственным конституционным положениям. Они полностью должны отвечать ее требованиям и не противоречить им.
  • Конституция — законодательный процесс, определяющий особенности и смысл существующего в государстве права. Законодательство улучшает статут Конституции в координировании всех общественных отношений. Конституция развивает принятые положения.

В Украине Конституция есть высшим нормативно-правовой акт, который принят в 1996 году Верховной Радой. Состоит из 15 разделов, которые включают 161 статью. Документ регулирует отношения между правительством и украинским народом, а также защищает права и предоставляет обязанности для каждого гражданина страны.

В странах и народах Древнего мира были созданы учредительные законы, которые устанавливали законопроекты в полисах (общественной форме государства). В Древней Греции самыми известными законодателями были: один из семи мудрецов Солон и отчаянный борец против тирании Клисфен. Солон в своих реформах пытался примерить все сословия, установив для них общие правила. Клисфен территориально разделил Афины и в каждой части создал филы (родовые объединения). Таким образом управлять стало проще маленькими подразделениями, чем огромным государством.

Конституция России — это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного стоя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2). При этом особо подчеркивается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Первая в мире Конституция была принята в США в 1787 г. и просуществовала свыше 200 лет; вторая – во Франции в 1791 г. Характерно, что формирование первых в мире конституций было тесным образом связано с провозглашением деклараций прав человека и гражданина, которые по сути были конституционными актами.

В России отмечались многочисленные попытки создания и утверждения конституций, а затем их периодическая смена. Еще в 1825 г. участники декабрьского восстания (декабристы) готовили конституционные документы о замене монархического строя демократическим. Пользовалась популярностью и идея конституционной монархии.

Смена многих конституций в России связана со становлением советской власти после Октябрьской революции 1917 г. В июле 1918 г. была провозглашена Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической республики (РСФСР), основанная на принципах диктатуры пролетариата, передаче власти советам рабочих и крестьянских депутатов, национализации средств производства, построении социализма. В январе 1924 г. (после создания в 1922 г. Советского Союза) была принята Конституция Союза Советских Социалистических республик, сохранившая основные черты Конституции РСФСР.

Конституция это свод основных законов государственных принципов

Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2). При этом особо подчеркивается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Интересные факты
Конституция может представлять собой единый закон — как в России. В некоторых странах Конституция существует в виде системы различных правовых актов, как, например, в Великобритании или Швеции. Такие Конституции называют «неписаными». Первые правовые акты конституционного типа были приняты в Англии. К настоящему времени в Великобритании существует неписаная Конституция. Её составляют акты XIII-XXI веков.
Конституция как единый закон впервые была принята в 1787 году в США.

Указ Президента России «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» и другие акты о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации не были официально признаны противоречащими действовавшей на момент их утверждения Конституции (Основному Закону) Российской Федерации.

Поддерживаю мнение второго ученика, так как Конституция представляет собой «общественный договор», отражающий интересы, права и обязанности всех граждан и определяющий принципы общественных отношений. Конечно, грамотно составлять текст законов должны квалифицированные специалисты, но люди должны знать, в соответствии чего они будут жить, а также иметь возможность влиять на этот закон.

Она принимается законодательным органом государства, чаще всего путем референдума, где за нее голосуют все граждане станы. С точки зрения светского государства, старейшей конституцией можно назвать конституцию США. В РФ новая конституция была принята путем всенародного голосования 12 декабря 1993 года.

Передача защиты нарушенного права на судопро­изводство в разумные сроки, а также права на испол­нение в разумные сроки вступившего в законную силу судебного акта нацио­нальным внутригосударственным институтам сократит не только количество обраще­ний граждан РФ в ЕСПЧ, но и время рассмотрения подобных обращений. Кроме того, такой закон будет выполнять еще и огромную профилактическую функцию в части соблюдения судами сроков рассмотрения дел.

Обращает на себя внимание позиция членов Европейского Суда о приоритете решения дел на национальном уровне. В этой связи своевременной и востребованной выглядит разработка Верховным Судом РФ и передача в Государственную Думу РФ проекта Федерального закона «О возмещении государством вреда, причиненного нарушением права на судопроиз­водство в разумные сроки и права на исполнение в разумные сроки вступивших в законную силу судебных актов».

Проект изменений в АПК РФ предусматривает проведение судебного процесса посредством видеоконференцсвязи, причем не только для дачи показаний свидетелей, но и для получения объяснений сторон, что, конечно, предполагает коррективы в реализации принципов устности, непосредственности.

Внедрение цифровых технологий в судебный процесс сделает его более рациональным и эффективным. Например, использова­ние электронной почты для предъявления иска в суд, обмена документами между сторонами, извещения сторон, получения задания от судьи и сократит время и стои­мость обмена информацией. Применение средств видеоконференцсвязи сделает возможным заслушивание и в последующем уточнение в суде показаний свидетелей или пояснений экс­пертов независимо от того, как бы далеко они ни находились от зала судебного разбирательства.

Из приоритетных направлений дальнейшего укрепления независимости судей в России, определенных на VII Всероссийском съезде судей РФ, надлежит подчеркнуть следующие: улучшение подготовки и переподготовки судей и кандидатов в судьи; отказ от трехлетнего срока первоначаль­ного назначения судьи на должность; создание спе­циального дисциплинарного суда для рассмотрения вопросов о привлечении судей к дисциплинарной от­ветственности.
Примечания