Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля действует с 1 января 2022 года

Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля в Российской Федерации

Институт налогового мониторинга не является чем-то революционным в налоговом законодательстве. Он активно проводится, например, в Германии, Австрии. Российская Федерация использовала опыт Нидерландов в этой сфере. В Нидерландах пилотный проект налогового мониторинга был запущен еще в 2005 г., его участниками стали 20 компаний, являющихся крупнейшими налогоплательщиками.

На наш взгляд, возможно два пути решения этой проблемы: либо исключить из НК возможность несогласия с мотивированным мнением (направленным налогоплательщику после взаимосогласительной процедуры), либо ввести некий аналог апелляции, предусмотренной в процессе (например, повторную взаимосогласительную процедуру с участием независимых экспертов).

С ними были подписаны соглашения о надзоре, где закреплялись обязательства сторон. Например, по соглашению компания была обязана обратиться в налоговую службу в случае налогового риска, а налоговый инспектор — прояснить ситуацию по этому поводу в течение определенного времени. Таким образом, организация-налогоплательщик получает от налоговой службы определенность относительно своего положения. Она может оперативно получить информацию о масштабах своей финансовой ответственности, при этом у налогового органа нет необходимости проводить проверки деятельности такой организации за прошлые периоды.

Приказ ФНС России от 7 мая 2015 г. N ММВ-7-15/184@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним» (вместе с Требованиями к регламенту информационного взаимодействия, Требованиями к составлению мотивированного мнения налогового органа) (зарегистрировано в Минюсте России 21 мая 2015 г. N 37353) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

Таким образом, институт налогового мониторинга еще недостаточно урегулирован, потребуется издание со стороны ФНС новых приказов, писем, более подробно разъясняющих отдельные стадии налогового мониторинга. Например, согласно НК РФ налоговый мониторинг завершается 1 октября года, следующего за тем периодом, в который он проводился. Чем будет выражаться такое завершение? Возможен вариант, когда налоговый орган направляет уведомление организации о завершении налогового мониторинга. В таком случае следует разработать форму этого уведомления, требования к его содержанию, возможно, и сроки направления.

Главным позитивным последствием проведения налогового мониторинга без нарушений является запрет на проведение налоговых проверок за период мониторинга. Однако из этого общего правила законом предусмотрен ряд исключений, который добавляет немалую «ложку дегтя».

Пока редакция Налогового кодекса предусматривает только два возможных решения, которые может принять налоговая служба по итогам рассмотрения спорного мотивированного мнения: оно может быть изменено или оставлено в первоначальном виде. Возможность ФНС России вынести новое мнение Налоговым кодексом РФ не предусмотрена. При этом в НК РФ не раскрывается, как именно может быть изменено мотивированное мнение нижестоящей инспекции: только ли в пользу позиции налогоплательщика или изменения могут коснуться лишь корректировки (усиления) позиции налогового органа.

Федеральный закон от 04.11.2014 № 348-ФЗ дополнил НК РФ новым разделом V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга», вступившим в силу с 1 января 2015 г. (Исключение сделано для консолидированных групп налогоплательщиков. К ним новые правила будут применяться только с 1 января 2022 г.)

2. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Однако и для таких компаний мониторинг может оказаться невыгодным, если в своих действиях (прежде всего, в мотивированных мнениях) инспекции сохранят текущий ярко выраженный фискальный ориентир, игнорирующий главную цель налогового контроля — проверку правильности расчета налоговых обязательств.

  • провести налоговый мониторинг. В этом случае организации отправят уведомление по форме, указанной в приложении №5 к Приказу ФНС России № ММВ-7-15/323@ от 21.04.2022;
  • отказать в проведении мониторинга — организация получит уведомление по форме в приложении №6 к Приказу № ММВ-7-15/323@.

На 2022 год приём заявлений на налоговый мониторинг уже завершён. Чтобы стать участником мониторинга с 2022 года, можно подать заявление до 1 июля 2022 года. Чтобы привлечь к мониторингу больше организаций, требования планируют снизить, соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Госдуме.

  • регламент информационного взаимодействия. Форма регламента по Приказу ФНС России от 21.04.2022 №ММВ-7-15/323@;
  • информацию о физических или юридических лицах, чья доля участия в организации превышает 25%;
  • действующую учётную политику организации для целей налогообложения;
  • информацию об организации внутреннего контроля в компании. Она должна соответствовать требованиям, установленным Приказом ФНС России от 16.06.2022 №ММВ-7-15/509@.

То есть если компания заявилась в 2022 году и в течение 2022 года является участником мониторинга, то чтобы в 2022 году мониторинга не было, нужно подать заявление об отказе до 1 декабря 2022 года. Если заявления не будет, мониторинг продлится в 2022 и 2023 годах.

Если организация нарушает регламент взаимодействия, не предоставляет документы или даёт недостоверные сведения, мониторинг могут прекратить досрочно. Инспекция ФНС письменно сообщит об этом организации в течение 10 рабочих дней после возникновения обстоятельств, но не позднее 1 сентября следующего за контрольным года.

Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля

Если вы подали заявление о проведении налогового мониторинга, а потом решили отказаться от такой формы налогового контроля, то сообщите об этом в инспекцию письменно. Важно успеть это сделать до того, как проверяющие примут свое решение о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ). Если решение уже принято и оно положительное, то отказаться от него не удастся.

Суть заключается в том, что организация добровольно в режиме реального времени, то есть в онлайн-режиме, предоставляет инспекторам доступ к своим первичным документам, налоговым регистрам, данным бухгалтерского и налогового учета, а также к другой информации. Это позволит контролировать правильность расчета налогов без выездных и камеральных проверок. И организация сможет своевременно исправлять допущенные ошибки, получив письменные рекомендации инспекции.

В ходе налогового мониторинга инспекция высказывает свое мнение по вопросам правильности расчета и уплаты налогов и сборов. Свою позицию представители инспекции письменно оформляют в виде мотивированного мнения. Его подписывает руководитель инспекции или его заместитель. Форма и требования к мотивированному мнению утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

  • если организация представила налоговую декларацию (расчет) позже 1 июля года, следующего за годом мониторинга;
  • если организация представила декларацию по НДС (акцизам), в которой заявлено право на возмещение налога;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если организация подала уточненную декларацию (расчет), в которой отразила уменьшение суммы налога к уплате в бюджет или увеличение суммы полученного убытка.

Иногда инспекторы вправе представить мотивированное мнение на один месяц позже. Так они могут поступить, если понадобятся дополнительные документы (информация) по вопросу организации. О продлении срока вас уведомят в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Рекомендуем прочесть:  Льгота Студентам Колледжей На Ржд В Феврале

Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля

При несогласии организации с мотивированным мнением она имеет право в течение месяца со дня его получения представить в налоговый орган разногласия. После чего, налоговый орган, полученные разногласия направляет вместе со всеми имеющимися у него материалами в ФНС РФ для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры, которая должна проводиться совместно с организацией и налоговой инспекцией, которая отвечает за налоговый мониторинг. В течении месяца ФНС РФ обязана направить в организацию окончательное решение.

  • освобождение от камеральных и выездных налоговых проверок (за исключением отдельных случаев, предусмотренных законодательством о налогах и сборах) и, соответственно, затрат, связанных с их администрированием;
  • сокращение срока проведения налоговой проверки до года и 9 месяцев при глубине налоговой проверки в один календарный год;
  • снижение объема контрольных мероприятий и количества проверяемых первичных документов;
  • возможность получения мотивированных мнений по сложным вопросам;
  • информационный обмен с налоговым органом в режиме реального времени;
  • признание компании добросовестным и надежным налогоплательщиком;
  • добровольное участие.

[1]

Такому налоговогому контролю дали название — налоговый мониторинг. Закон, согласно его положениям, вступил в силу с 1 января 2015 года, а небольшое количество его положений, которое касалось консолидированных групп налогоплательщиков, вступили в силу с 1 января 2022 года. И на сегодняшний день у налогоплательщика есть выбор: либо оперативно и систематически предоставлять налоговым органам в электронном виде документы и информацию, которые предназначаются для начисления налогов и сборов для проведения процедуры обычного налогового контроля, либо разрешить открытый доступ фискальному органу ко всем своим электронным ресурсам для применения предварительного налогового контроля.

Таким образом, мониторинг предполагает постоянный контроль, значительную подготовительную работу, но сводит на нет потери при выездных проверках, так как выявление ошибок, спорные ситуации — это обычная практика при проведении проверок. Существенные суммы не только доначисленных налогов, но и накопившихся за несколько лет пени, а также начисленные штрафы ждут организацию в том случае, если она не сможет доказать свою позицию в судебном порядке или согласится с тем, что была допущена ошибка. При мониторинге налогоплательщику сразу будет ясна позиция налогового органа, есть процедура согласования, поэтому можно точно определить размер налоговых платежей и минимизировать дополнительные потери. Тем более что выездные проверки через три года применяющим мониторинг налогоплательщикам не грозят.

Мотивированное решение также может быть составлено по запросу организации (п. п. 2, 4 и 5 ст. 105.30 НК РФ). При проведении налогового мониторинга инспекция вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию) и пояснения, связанные с правильностью исчисления и удержания, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов (п. 3 ст. 105.29 НК РФ).

С 1 января 2022 года помимо, крупных налогоплательщиков, субъектами правоотношений по применению налогового мониторинга становятся консолидированные группы налогоплательщиков.7 Данное право на применение налогового мониторинга в отношении КГН установлено в письме ФНС России от 04.08.2015 N ЕД-4- 15/13591.8 В письме отмечается, что положения Федерального закона № 348-ФЗ также применяются в отношении участников КГН. Вместе с тем, данные положения не применяются к организациям, входящим в состав КГН, в части доходов, которые не учитываются при исчислении консолидированной налоговой базы по налогу на прибыль и по другим налогам.9

Если вы подали заявление о проведении налогового мониторинга, а потом решили отказаться от такой формы налогового контроля, то сообщите об этом в инспекцию письменно. Важно успеть это сделать до того, как проверяющие примут свое решение о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ). Если решение уже принято и оно положительное, то отказаться от него не удастся.

Всем ли организациям доступен мониторинг? К сожалению, нет. Провести его могут только в крупных организациях с большими объемами налоговых платежей (п. 3 ст. 105.26 НК РФ). О том, какие именно установлены ограничения, см. Условия, при которых возможен налоговый мониторинг .

Если вы согласились с выводами и предложениями инспекции, то сообщите ей об этом. Для этого в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения направьте в инспекцию уведомление. К нему приложите документы, подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

До 2022 года форма контроля в виде налогового мониторинга была доступна только крупным налогоплательщикам, годовой доход и совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на конец года которых превышает 3 млрд. рублей, а налоговые отчисления за год составляют не менее 300 млн. рублей, Так, первыми участниками налогового мониторинга, добровольно подавшими заявление до 1 июля 2015 года, стали такие крупные организации, как: ПАО «МТС», ПАО «Мегафон», ООО «Заполярнефть», ПАО «Интер РАО ЕЭС», ООО «Эйч-эс-би-си Банк» и ООО «Юнилевер Русь» и др.

Изменения с 2022 года

С 1 января 2022 года пособия будут выплачиваться напрямую из ФСС, как и раньше, но теперь гражданам не придется подавать для этого каких-либо заявлений и документов. Сведения о размере заработной платы, уходе в отпуск по беременности и родам будут поступать в ФСС от работодателя, а о факте рождения ребенка – из информационной системы ЗАГС. Сведения об электронных листках нетрудоспособности напрямую загружаются в единую информационную систему ФСС медицинскими учреждениями.

Нововведение защитит людей от попадания в «долговую ловушку», поможет сохранить свои средства. Это решение обосновано сложившейся ситуацией на рынке потребительского кредитования: 30% граждан, имеющих кредит, отдают более 80% своего дохода, и в итоге попадают в финансовую зависимость.

Работодатель, у которого среднесписочная численность за предыдущий год была более 25 человек, должен размещать свои вакансии на портале Минтруда – «Работа в России». Если работодатель реорганизован или вновь создан, то для расчета используют текущую численность сотрудников.

  • полную стоимость потребкредита (займа) в процентах годовых должны указывать с точностью до третьего знака после запятой;
  • при расчетах полной стоимости потребкредита (займа) в процентах годовых округление – не менее чем до третьего знака после запятой.

Согласно изменения в Закон о кредитных историях, квалифицированные бюро кредитных историй, которые агрегируют информацию о долговой нагрузке граждан, должны с 2022 года указывать индивидуальный рейтинг заемщиков. Это числовое значение кредитоспособности, подсчитанное по методике Банка России.

По оценкам ФНС, порядка 7000 компаний подходят под новые критерии уже сегодня. Это дает возможность всё большему числу предприятий вступать в ряды тех, кто оперативно решает вопросы с ФНС, отказывается от операторов ТКС и предоставляет доступ к своим системам регулятору напрямую.

Аналогичная ситуация с запросом о предоставлении мотивированного мнения. Форма и формат утверждены приказом ФНС России от 11.05.2022 ЕД-7-23/477@, который зарегистрирован в Минюсте 10 августа 2022 года. Со 2 августа формат включен в справочник СФНД, а значит, и этот документ можно отправлять в электронном виде.

  • регламент информационного взаимодействия;
  • информацию об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25%;
  • учетную политику организации, действующую в 2022 году;
  • контрольные процедуры организации, осуществляемые в целях налогового мониторинга;
  • оценку уровня организации системы внутреннего контроля;
  • информацию об организации системы внутреннего контроля;
  • внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.
Рекомендуем прочесть:  Оценить Моральный Вред При Убийстве

«В этом году среди участников, которые переходят на режим налогового мониторинга, большой пул компаний — это представители среднего бизнеса. Мы видим существенное расширение представителей отраслей. Кроме того, впервые в этом году мы отменили соответствие этим критериям для участников консолидированных групп налогоплательщиков. Участники КГН могут переходить в налоговый мониторинг независимо от соответствия суммовым критериям», — отметила Марина Крашенинникова.

Внедрение системы налогового мониторинга выгодно не только тем, что освобождает бизнес от камеральных и выездных проверок. Нововведение поможет сэкономить на услугах налоговых консультантов, поскольку уже в ходе мониторинга можно будет получить мотивированное мнение от специалистов налоговой и устранить противоречия без штрафов.

Налогоплательщики бывают крупными и не очень. В отношении последних государство старается предусмотреть различные послабления, в том числе в части контроля со своей стороны. Так, в последнее время ведется много разговоров о необходимости сокращения проверочных мероприятий для субъектов малого бизнеса. А недавно активно обсуждался 3-летний мораторий на плановые проверки, введенный в отношении «малышей». Действует ли он при налоговом контроле, вы узнаете из этой статьи.

Во избежание злоупотреблений со стороны контролеров временные рамки проверок ограничены НК РФ. Общий срок камералки составляет 3 месяца, ВНП — 2 месяца. Причем момент начала течения срока для каждой проверки свой. И момент окончания фиксируется по-разному. Кроме того, в некоторых случаях проверочные сроки могут продляться или прерываться. Как это происходит, стоит знать любому налогоплательщику.

Порядок проведения налоговой проверки 2022–2022 годов — в чем его особенности и какие возможны нюансы? Изучив материалы рубрики «Проведение налоговых проверок», вы узнаете об этом все. А значит, подготовитесь к любым, даже самым неожиданным поворотам в общении с проверяющими.

При каждой проверке есть как минимум 2 стороны: проверяющий (контролер) и проверяемый. При налоговых проверках это работники инспекции и налогоплательщики (или налоговые агенты), в роли которых выступают организации, ИП, а в некоторых случаях и обычные физлица, не имеющие отношения к предпринимательству.

Предупрежден — значит вооружен. Это справедливо и в ситуации с проверкой ИФНС. Если знать о проверке заранее, можно лучше к ней подготовиться. Любой налогоплательщик многое отдал бы, чтобы узнать, есть ли он в проверочном списке. Возможно ли это в принципе? Ответ ищите в данной публикации.

Если таковые не дали результатов и факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов, сборов, страховых взносов, будет установлен, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение. Организацию уведомят (в течение 10 дней) о наличии оснований для составления мотивированного мнения в порядке, предусмотренном ст. 105.30 НК РФ (п. 2.1, введенный в ст. 105.29 НК РФ Законом № 470-ФЗ).

Мотивированное мнение по запросу организации должно быть направлено ей в течение месяца со дня получения налоговиками запроса. Вместе с тем указанный срок может быть продлен на месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения. Об этом налоговый орган сообщает организации в электронной форме в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения (п. 5 ст. 105.30 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).

Организация может направить запрос в налоговый орган о представлении ей мотивированного мнения при наличии у нее сомнений или в случае неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации (п. 2 и 4 ст. 105.30 НК РФ). К запросу могут быть приложены копии документов, подтверждающих указанную в нем информацию.

В силу п. 1.1 ст. 88 НК РФ (в редакции Закона № 470-ФЗ) при представлении в течение срока проведения налогового мониторинга налоговой декларации (расчета) или «уточненок» за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится. Исключение – случай досрочного прекращения мониторинга менее чем через 3 месяца со дня представления такой декларации (расчета). При этих обстоятельствах «камералка» проводится со дня, следующего за днем досрочного прекращения налогового мониторинга.

Обратите внимание: организация, подавшая заявление о проведении налогового мониторинга, до принятия налоговым органом соответствующего (положительного либо отрицательного) решения может отозвать его на основании письменного заявления. При таких обстоятельствах заявление не считается представленным (п. 3 ст. 105.27 НК РФ).

Налоговый мониторинг

  1. Информирование налогового органа о намерении перехода на налоговый мониторинг;
  2. Проверка готовности организации для перехода на налоговый мониторинг;
  3. Подготовка и согласование регламента информационного взаимодействия («дорожной карты» по вступлению в налоговый мониторинг);
  4. Подготовка документов для вступления в налоговый мониторинг;
  5. Представление заявления и документов в налоговый орган;
  6. Оценка налоговым органом заявления и документов организации;
  7. Принятие налоговым органом решения о проведении налогового мониторинга.
  • — описание системы внутреннего контроля организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.
  • — описание применяемых организацией подходов (методик) к выявлению и оценке рисков искажения налогового учета и налоговых деклараций (расчетов) организации и рисков несвоевременной и неполной уплаты налогов, сборов, страховых взносов.
  • — описание основных процедур внутреннего контроля, осуществляемых организацией и направленных на устранение (снижение) рисков искажения налогового учета и налоговых деклараций (расчетов) организации и рисков несвоевременной и (или) неполной уплаты налогов, сборов, страховых взносов.
  • — описание порядка документирования и подтверждения проведения процедур внутреннего контроля.
  • — описание порядка и сроков получения (формирования) организацией результатов работы системы внутреннего контроля.

    В большинстве своем она заменяет традиционные камеральные и выездные налоговые проверки на онлайн-взаимодействие на основе удаленного доступа (полного или ограниченного) к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и налоговой отчетности. Если говорить упрощенно, налоговый орган подключается к базе налогоплательщика или предоставленным налогоплательщиком данным и смотрит, как исчисляются и уплачиваются налоги практически в режиме реального времени.

    Кроме этого, планируется установить возможность соответствия лишь одному из перечисленных выше критериев. Расширению круга потенциальных участников будет способствовать также включение сумм НДФЛ и страховых взносов в совокупную сумму исчисленных налогов и страховых взносов.

    Расчеты показателей делаются по данным календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга. При этом, предусмотрено, что для перехода организация должна соответствовать всем приведенным ниже критериям единовременно.

    Рекомендуем прочесть:  Как считается общая площадь жилого дома

    Новая форма налогового контроля: Налоговый Мониторинг

    С 1 января 2015 года вводится новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг*. Изменения в первую часть Налогового кодекса РФ внесены Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ. Подробности – в нашей статье. * Положения нового раздела V.2 части первой Налогового кодекса РФ применяются в отношении участников консолидированной группы налогоплательщиков с 1 января 2022 года.

    Первая часть Налогового кодекса РФ дополнена разделом V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга».Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления, а также полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов (п. 2 ст. 105.26 Налогового кодекса РФ). Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании соответствующего решения.

    Мотивированное мнение по запросу организации должно быть ей направлено в течение одного месяца со дня получения данного запроса. Срок может быть продлен налоговым органом на один месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения.

    По инициативе налогового органа мотивированное мнение составляется в случае, если установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов. Указанное мнение может быть составлено не позднее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга.

    ФНС России инициирует проведение взаимосогласительной процедуры после получения разногласий и материалов, представленных налоговым органом в соответствии с пунктом 8 статьи 105.30 Налогового кодекса РФ. Эта процедура проводится в течение одного месяца со дня получения разногласий и материалов с участием налогового органа, которым составлено мотивированное мнение, и организации (ее представителя).

    Если налогоплательщик согласен с рекомендацией, то в течение 30 рабочих дней исполняет обязательства. При не согласии, налогоплательщик в течение 30 рабочих дней предоставляет письменные возражения. Возражения Комитет рассматривает в течение 30 рабочих дней. После рассмотрения выносит и направляет налогоплательщику решение.

    Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» 19 апреля т.г. в 15.00ч. проводит совещание по обсуждению вопроса внедрения с 2022г. горизонтального мониторинга, с участием предпринимателей и представителей Комитета государственных доходов МФ РК.

    Комитет может досрочно расторгнуть соглашение. Досрочное расторжение будет, если налогоплательщик не предоставляет или предоставляет недостоверную информацию. Под недостоверной информацией понимается предоставление пояснений, не соответствующих фактической информации или предоставление поддельной документации.

    Комитет рассматривает заявление в течение 30 рабочих дней. После рассмотрения уведомляет налогоплательщика об отказе или согласии. Заключается соглашение до 31 декабря. Соглашение о горизонтальном мониторинге заключается на 3 года. Срок действия соглашения продлевается на трехлетний срок. Проводится горизонтальный мониторинг с 1 января года, следующего за годом подписания соглашения.

    Налогоплательщики, с которыми досрочно расторгнуто соглашение о горизонтальном мониторинге, могут повторно заключить соглашение через 5 лет со дня такого расторжения. Исключением будет расторжение по причине реорганизации. Под реорганизацией понимается слияние, присоединение, разделение и выделение налогоплательщика.

    Если организация нарушает регламент взаимодействия, не предоставляет документы или даёт недостоверные сведения, мониторинг могут прекратить досрочно. Инспекция ФНС письменно сообщит об этом организации в течение 10 рабочих дней после возникновения обстоятельств, но не позднее 1 сентября следующего за контрольным года.

    При положительном решении мониторинг начинается с 1 января следующего года. Если организация не захочет продолжать мониторинг в течение второго года, нужно подать в налоговую заявление об отказе не позднее 1 декабря контролируемого года. Если такого заявления не будет, мониторинг автоматически продлевается ещё на два календарных года. То есть если компания заявилась в 2022 году и в течение 2022 года является участником мониторинга, то чтобы в 2022 году мониторинга не было, нужно подать заявление об отказе до 1 декабря 2022 года. Если заявления не будет, мониторинг продлится в 2022 и 2023 годах.

    С 2022 года в России появилась новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг. До сих пор это было доступно только крупным налогоплательщикам, но с 2022 года к мониторингу могут присоединиться и некоторые представители среднего бизнеса. Рассказываем в чём заключается налоговый мониторинг, какие преимущества даёт и как стать его участником.

    • компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
    • в период действия налогового мониторинга не будут проводиться камеральные и выездные проверки. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом;
    • в процессе мониторинга организация может сразу узнать о найденных ошибках и противоречиях и урегулировать эти вопросы без штрафов;
    • если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с инспекторами и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут, если мотивированное мнение составлялось не на основании искажённых данных.
    • провести налоговый мониторинг. В этом случае организации отправят уведомление по форме, указанной в приложении №5 к Приказу ФНС России № ММВ-7-15/323@ от 21.04.2022;
    • отказать в проведении мониторинга — организация получит уведомление по форме в приложении №6 к Приказу № ММВ-7-15/323@.

    Налоговый мониторинг; новая форма налогового контроля в РФ

    Всем ли организациям доступен мониторинг? К сожалению, нет. Провести его могут только в крупных организациях с большими объемами налоговых платежей (п. 3 ст. 105.26 НК РФ). О том, какие именно установлены ограничения, см. Условия, при которых возможен налоговый мониторинг.

    Такую процедуру проведет руководитель ФНС России или его заместитель в течение одного месяца со дня получения разногласий. Процедуру будут проводить совместно с вами и с вашей налоговой инспекцией, которая отвечает за налоговый мониторинг (п. 2 ст. 105.31 НК РФ).

    После окончания налогового мониторинга инспекция в течение двух месяцев (до 1 декабря года, следующего за годом проведения налогового мониторинга) уведомит компанию о наличии или отсутствии невыполненных мотивированных мнений. При условии что такие мнения (разъяснения, указания) были ей направлены (п. 9 ст. 105.30 НК РФ).

    Возможность заранее спрогнозировать и установить налоговые риски должна была повысить уровень соответствия добросовестных налогоплательщиков требованиям налогового законодательства. А это, по мнению Минфина России, в свою очередь позволит ФНС России качественно исполнять процедуры налогового администрирования и обеспечивать стабильный уровень государственных доходов.

    1. Плательщики, которые сдают отчетность в электронном виде, должны так же электронно уведомлять инспекцию о поступлении от нее требований, высылая квитанцию о получении. Иначе налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет организации (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, письмо ФНС России от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553).