Порядок претензионной работы по 44 фз

Инструкция по оформлению претензии на неустойку по 44-ФЗ

От виновника требуют выплату штрафа за ненадлежащее исполнение или просрочку исполнения обязательств (ч. 1 ст. 330 ГК РФ). Получила ли пострадавшая сторона реальный убыток — не важно. Нарушитель все равно объявляется должником, и на него налагается обязанность по уплате неустойки (Постановление Президиума ВАС РФ №4051/97 от 21.10.1997 по делу №224/8). Письменная претензия на пени за просрочку поставки товара по 44-ФЗ направляется при несоблюдении сроков и условий госконтракта со стороны поставщика, при обнаружении недостатков при приемке ТРУ или при нарушении заказчиком сроков оплаты. Кроме этого стороны вправе использовать:

  • наименование письма — претензия, требование;
  • официальные названия и адреса сторон;
  • реквизиты государственного или муниципального контракта;
  • основные условия госконтракта;
  • причины, по которым организована претензионная работа;
  • неисполненные обязательства;
  • начисленная неустойка на момент предъявления претензии и период, за который она рассчитана.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 708 Гражданского кодекса РФ, информируем вас о необходимости в срок, установленный Контрактом для ответа на претензию, добровольно перечислить сумму претензии 2302 (две тысячи триста два) рубля 63 копейки по следующим реквизитам:

На основании того, что Заказчик является добросовестным контрагентом, своевременно и надлежащим образом исполнял возложенные на себя обязательства по Контракту, то, согласно положениям норм действующего законодательства Российской Федерации, Заказчик вправе претендовать на сумму возмещения неустойки в размере 2302 (две тысячи триста два) рубля 63 копейки.

В каждом государственном или муниципальном контракте прописывается претензионная работа по 44-ФЗ — обязательное требование ФКС. Распространяется он на обе стороны. Если такого пункта нет, заказчику грозит административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, а иногда и уголовная ответственность. Если поставщик или заказчик не выполнили условия госконтракта, пострадавшая сторона вправе подать исковое заявление по ст. 317.1 ГК РФ.

Одновременно с претензией заявителю следует направить пакет документов. Постановление № 18 указывает на то, что в некоторых случаях отсутствие этих документов не критично. В частности, если такие документы уже имеются у ответчика или если из предоставленных сведений ясны существо и размер требований.

  • предъявляется встречный иск;
  • истец изменяет иск в порядке, установленном ст. 49 АПК РФ;
  • сторона взыскивает неустойку. Имеется в виду следующая ситуация: у компании А имеется долг перед компанией Б. Компания Б направила должнику претензию по основному долгу, о неустойках в тексте речи не шло. Не получив денег, компания Б обратилась в суд и в иске, помимо взыскания долга, заявила о неустойке. Фактически, по неустойке досудебный порядок урегулирования не соблюден, это требование примут и рассмотрят. Другая ситуация, если суд уже рассмотрел требование по основному долгу и вынес решение, а только после этого истец заявил о неустойке — в этом случае на неустойку требуется отдельная претензия;
  • если истец подал иск к ненадлежащему ответчику, а суд заменил его на надлежащего. При этом, если надлежащий ответчик, вступив в процесс, докажет, что готов уладить спор в досудебном порядке, суд вправе оставить истца без компенсации судебных издержек независимо от исхода судебного дела;
  • имеет место правопреемство истца или ответчика. То есть претензию направил правопредшественник истца, правопреемник не обязан дублировать ее. Это касается и стороны ответчика, если претензию получил правопредшественник должника, правопреемник не вправе ссылаться на то, что на его имя претензия не поступала;
  • досудебное требование не обязано подавать третье лицо, заявляющее собственные требования, вступая в процесс;
  • досудебные требования не обязаны направлять прокурор, государственные и муниципальные органы, выступающие в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан.
  • сторона вправе направить документ на адрес филиала контрагента, если изложенные требования связаны с его деятельностью;
  • если договор этого не требует, сторона вправе не направлять документ ценным письмом с описью вложения;
  • сторона вправе направить документ по электронной почте, через мессенджер или социальную сеть при условии, что такой порядок обмена информацией принят между сторонами или закреплен в договоре.

Претензионная работа по 44-ФЗ и 223-ФЗ — это способ урегулировать в досудебном порядке разногласия, связанные с исполнением контрактов и договоров. 22.06.2022 пленум Верховного Суда издал постановление 18, в котором разъяснил особенности и правила для сторон конфликта. Эти разъяснения касаются и заказчиков, и поставщиков.

Претензионный порядок урегулирования стороны вправе заменить примирительными процедурами, если пришли к согласию по этому вопросу. Более того, Верховный Суд пояснил, что примирительные процедуры по 44-ФЗ и 223-ФЗ допустимы, даже если стороны не оговаривают это в первоначальном соглашении.

Каждое нарушение условий контракта необходимо задокументировать и обязательно уведомить нарушителя, пригласить его на составление акта. Для этого нужно оформить в свободной форме письмо-вызов исполнителя по адресу либо на объект заказчика, указать в нём суть нарушения и направить по электронной почте/факсу/по почте с подтверждением доставки / вручить представителю под роспись.

Некоторые заказчики разрабатывают и утверждают регламент по осуществлению претензионной работы, где детально описывают алгоритм передачи материалов из закупочного подразделения в юридическое, сроки, порядок направления претензии и ответа на неё, сроки направления исковых заявлений, порядок участия в судебных заседаниях, ведения реестров, журналов и т.д.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС С 1 января 2022 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru. Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС: Заказать регистрацию в ЕИС

  • информацию по действующему контракту: номер, дату заключения
  • данные о сторонах контракта: наименование каждой стороны, юридический и почтовый адрес
  • нарушенные обязательства
  • мера ответственности и её основание
  • размер денежного требования заказчика по условиям контракта (с приложением детального расчёта)
  • реквизиты счёта в банке для перечисления денежных средств
  • чёткие сроки на добровольное исполнение денежного требования или направления возражения по указанным в претензии требованиям
  • требование о расторжении контракта по соглашению сторон (при необходимости) или иные условия исходя из нарушения условий контракта
  • документы, подтверждающие факт нарушения

На этом этапе максимально фиксируются все нарушения. Подтверждающие документы оформляются по требованиям законодательства РФ и действующего контракта. Если контрагент не собирается устранять недостатки либо не выходит на связь, заказчик переходит к подготовке претензии.

Эти обстоятельства оговорены в статье 523 ГК. Если требуется совершить отказ, исполнителю нужно направлять не претензию, но соответствующее решение. Отправляется оно в течение 3 суток после принятия решения. В эти же 3 дня нужно разместить его в единой информационной системе.

Вопрос: Заказчик направил поставщику претензию с требованием об уплате неустойки. Поставщик с претензией не согласился, неустойку не уплатил. Несмотря на это, заказчик не обратился в суд с иском о взыскании начисленной неустойки. Что грозит ответственному лицу заказчика за такое бездействие?
Посмотреть ответ

  • О сторонах контракта: название, адрес.
  • Номер и дата контракта.
  • Причины предъявления претензии.
  • Доказательства нарушений при исполнении договора.
  • Основание для наложения ответственности на поставщика.
  • Требование заказчика. К примеру, это может быть устранение правонарушения, выплата неустойки.
  • Сроки, в которые можно будет добровольно исполнить поставленные требования.

Требование заказчика может быть денежным. В таком случае в претензии должен содержаться расчет. К документу прилагаются бумаги, на базе которых предъявляются требования. Если точно понятно, что у исполнителя есть документы (к примеру, контракт), высылать их дополнительно не требуется.

ФЗ №44 – это закон «О контрактной системе в области закупок для государственных нужд» от 5 апреля 2013 года. На основании этого закона взыскиваются штрафы и пени с поставщиков, которые не справились со своими обязанностями. На основании ФЗ №44 заказчик может восстановиться в своих правах.

Нюансы ведения претензионной работы по ФЗ-44

Особого срока ответа на претензию в законе 44-ФЗ также нет. Ранее АПК РФ предусматривал общий срок рассмотрения претензий ― 30 дней, хотя допускалось установление в договоре другого срока. Сегодня это применимо только к спорам, касающимся неосновательного обогащения.

  1. После выявления нарушений заказчик извещает об этом другую сторону контракта и просит ее направить представителя для составления акта о выявленных недостатках.
  2. По прибытии представителя другой стороны составляется двусторонний акт, в котором фиксируются недостатки исполнения.

Предъявление претензии после исполнения контракта допускается в пределах сроков исковой давности, за некоторым исключением. Пример: по недостаткам товара это возможно в пределах гарантийного срока или, если он не установлен, в течение 2 лет с момента его передачи (п. 2 ст. 477 ГК РФ).

Срок направления претензии по контракту в законе 44-ФЗ не установлен. Но очевидно, что эффективность защиты интересов заказчика будет выше, если претензию направить как можно скорее после выявления факта нарушения обязательств поставщиком. В ведомственных нормативных актах по разным регионам фигурируют рекомендательные сроки от 10 до 30 дней.

Особенность в том, что уведомление еще не означает прекращение договора. У поставщика есть 10 дней на устранение нарушений. Если он их устранит, заказчик обязан отозвать свое решение. Правило не применяется, если нарушение совершено повторно. Если нарушения не устранены, то по истечении 10 дней с даты уведомления о принятом решении контракт прекращает действие.

Проведение претензионной работы по 44-ФЗ

Как ведется претензионная работа, в федеральном законе № 44-ФЗ четко не регламентировано. Необходимо ориентироваться на иные нормативные акты. В таком случае появляется реальный шанс защитить права и законные интересы своей компании. Такого рода действия ориентированы на предупреждение споров по вопросам хозяйственной деятельности, ликвидацию порождающих их причин. Все это делается до подачи иска в суд.

Рекомендуем прочесть:  Получить Социальную Путёвку В Санаторий Пенсионеру Район Алексеевский Москва

Нужно уделить внимание вопросу подготовки требований. Следует максимально конкретизировать, чего именно хочет заказчик. При этом основываться требования должны лишь на допущенных нарушениях. Заказчику требуется указать и меру ответственности, которая может быть применена в отношении поставщика. Стоит обозначить закон, на который опирается подающая претензию сторона.

Начать претензионную работу можно когда угодно. Закон № 44-ФЗ не содержит конкретных указаний на этот счет. Тут следует смотреть на имеющуюся практику по обозначенному вопросу. Скорость предъявления претензии часто определяет итог. Начинать проведение такой работы желательно в течение 10—30 дней.

Чтобы отказаться от исполнения контрактных обязательств, следует иметь уважительную причину. Одной из них являются обстоятельства, в числе которых получение ТРУ ненадлежащего качества, неоднократное нарушение регламентированных сроков поставки, неполное исполнение договорных условий. Полный перечень приведен в статье 523 Гражданского кодекса РФ.

В ряде ситуаций условие об извещении второй стороны контрактных обязательств о выявленных дефектах регламентировано на законодательном уровне. Это прописано в тексте статей 513 и 720 Гражданского кодекса РФ. Даже если подобного условия нет в законодательных и нормативных актах, желательно выполнить описанные действия.

Претензия подрядчику о нарушении сроков выполнения работ по 44-ФЗ

В ситуации, когда условиями контракта определена конкретная дата выполнения обязательств, направление претензии дает возможность потребовать от виновной стороны выплату неустойки. При этом срок может устанавливаться и касательно конкретной даты доставки приобретенного товара, и касательно выполнения определенного действия или изготовления продукта.

  • выявления несоответствия качественных характеристик предоставленного товара (услуги) тем характеристикам, которые прописаны в договоре;
  • нарушения сроков оплаты или поставки продукции;
  • одностороннего прекращения действия договора при условии, что контрагент допустил серьезные нарушения своих обязательств;
  • невыполнения других условий договора.

Претензия подрядчику о нарушении сроков выполнения работ по 44-ФЗ (образец) и о некачественно оказанных услугах немного отличаются. В ситуации, когда нарушения связаны с недобросовестным выполнением подрядчиком работ, в документе целесообразно отразить перечень расхождений относительно пунктов, содержащихся в техническом задании. Далее должно идти требование исправить недочеты за счет подрядчика. На это необходимо выделить определенный (реальный) период. Его длительность определяется исходя из характера исправлений и видов работ.

  • Перечень требований и их обоснование. В обязательном порядке указываются реквизиты контракта и ссылки на те пункты, которые были нарушены.
  • Период, установленный для исправления недочетов.
  • В случае, когда неисполнение стороной своих обязательств влечет наложение на нее штрафа или неустойки, необходимо предоставить расчет суммы, которая заявлена к выплате.
  • Реквизиты обеих сторон.

Сделать это можно и посредством почтового отправления. Письмо должно быть заказным и содержать опись вложения. Такой способ позволяет наблюдать за передвижением документа при помощи сайта Почты России. Отправитель получит точную информацию, в какой день подрядчику вручат претензию. Кроме того, он будет уверен, что письмо попало в нужные руки.

Порядок претензионной работы по 44 фз

4.3. Не позднее 2 рабочих дней с момента выявления и документирования факта неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) направлять в министерство информацию согласно приложению N 2 к настоящему приказу с приложением копий документов, касающихся исполнения контракта.

1.2. Методические рекомендации разработаны на основании положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и иных норм права, содержащихся в других нормативных правовых актах.

истец — заинтересованное лицо, обратившееся в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок;

безопасность товара (работы, услуги) — безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги);

— досудебное урегулирование споров, возникших по вине контрагента в ходе исполнения контракта, — проведение досудебных действий заказчиком по понуждению контрагента к надлежащему исполнению обязательств, возникших из положений контракта, путем направления претензии (требования);

Эксперты предложили перевести претензионную работу в сфере закупок в электронную форму

Эксперт пришел к выводу, что для заказчика претензионная работа требует временных и кадровых ресурсов. Однако досудебное урегулирование ведет к сохранению контракта, получению товаров, работ и услуг, согласно условиям договора. А расторжение контракта приведет к его потере, и заказчику необходимо будет объявлять новую закупку. По его мнению, для поставщика применение претензионной работы до расторжения договора – возможность не только исполнить контракт, несмотря на нарушения, но и получить прибыль. В данном случае для поставщика минусом могут быть дополнительные расходы в виде неустойки и штрафов (ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). При расторжении контракта по соглашению сторон ему не возвращается обеспечение в виде банковской гарантии (решение Управления ФАС по Кемеровской области № 593/3-2015), а также он портит себе деловую репутацию.

Начальник Управления корпоративных реформ и закупок Аналитического центра при Правительстве РФ Павел Тихомиров проанализировал объемы претензионной работы за 2022-2022 годы. Он сообщил, что контракты стоимостью до 3 млн руб. преимущественно расторгаются. По его словам, претензионная работала велась по ним только в 2% случаях. При этом эксперт отметил, что по контрактам, где сумма составляла от 3 млн до 100 млн руб., чаще применялась претензионная работа, нежели расторжение. Эксперт предположил, что если бы претензионная работа применялась чаще, то возможно количество расторгнутых контрактов было бы меньше. Статистику по расторгнутым контрактам, где была применена претензионная работа можно представить в виде следующей таблицы:

В ходе дискуссии Павел Тихомиров обратил внимание на то, что по контрактам, где разница между плановой и фактической датой их выполнения не превышает пять рабочих дней, ведется претензионная работа только в 2% случаев, так как нарушение срока исполнения не считается существенным. Эксперт представил данные, согласно которым в 2022 году из 3,5 млн заключенных контрактов в год 375 тыс. выполнены с нарушениями срока исполнения, но претензионная работа не проводилась, она была только в 7,5 тыс. случаях. При этом в 2022 году претензионная работа проводилась чаще, из 3,6 млн заключенных контрактов в год с нарушениями срока исполнения были 244 тыс., при этом претензионная работа проводилась по 9,8 тыс. контрактам. Проанализировав работу поставщиков, эксперты отметили интересные факты, во-первых, претензионная работа не ведется по небольшим по сумме контрактам, во-вторых, реже расторгается контракт в случае нарушения сроков выполнения по крупным закупкам, в-третьих, досудебное урегулирование осуществляется только в 5% случаев.

Павел Тихомиров уточнил, что претензионная работа ведется чаще всего в отношении контрактов, предусматривающих поставку и применение инструментов в медицинских целях, предоставление услуг по инженерно-техническому проектированию и строительные работы, земляные и иные. Он отметил, что несмотря на то, что досудебный порядок урегулирования споров применяется редко, тем не менее положительная тенденция имеется.

Заказчик обязан осуществлять контроль в сфере закупок за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (ч. 1 ст. 101 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее – Закон № 44-ФЗ). В случае нарушения исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком к ним могут быть применены меры ответственности (п. 3 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). При этом обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств включается в контракт (ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Кроме того, ведение претензионной работы является обязательным условием для судебного урегулирования гражданско-правового спора о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, который будет рассматривать арбитражный суд (ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса). Эффективность проведения претензионной работы в сфере закупок за 2022-2022 годы в качестве досудебного способа урегулирования спора эксперты обсудили в ходе круглого стола, который прошел в Аналитическом центре при Правительстве РФ.подробно судебную практику по этим делам.

Взыскание пеней и штрафов по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

  • наименование заказчика и поставщика;
  • реквизиты контракта, его сумму и предмет поставки;
  • отсылку к определенному пункту контракта, который содержит дату, являющуюся крайним сроком поставки;
  • описание факта нарушения (пример — поставка не произведена);
  • информацию о сроке задержки исполнения обязательств;
  • отсылку к пункту договора, в котором указана ответственность поставщика в случае задержки поставки;
  • размер неустойки на дату составления претензии;
  • требование об уплате;
  • приложение — расчет.

Шаг 1. Проводим расчет пени за просрочку платежа по договору согласно положениям госконтракта. Пеня начисляется в размере одной трехсотой ставки рефинансирования. Штраф предусмотрен за каждое нарушение. Размер суммы, которая подлежит уплате, определяем в соответствии с условиями договора на основе Правил определения размера штрафа, которые утверждены ПП №1042 от 30.08.2022.

Также списание неустойки предусмотрено на основании положений постановления №783 от 04.07.2022 и внесенных в него изменений (постановление №591 от 25.05.2022). Действие постановления распространено на контракты, которые заключены в 2015, 2022, 2022 годах и исполнены в полном объеме.

  • В случае, когда исполнению договора помешало распространение коронавирусной инфекции или размер пеней и штрафов составляет не более 5% от цены договора, задолженность списывают в полном объеме.
  • Если размер пеней и штрафов составляет не более 20% от цены договора, списывают половину задолженности. Обязательное условие: вторая часть долга выплачена поставщиком до 1 января 2022 г.
Рекомендуем прочесть:  Описание Юридических Профессий Для Детей

Если товар поставлен позже срока, который установлен договором, соответствующие отметки делаем в документах, которые подтверждают факт поставки. Недопоставку фиксируем актом о расхождении по количеству и делаем отметку в других закрывающих документах. Если поставка не производилась, составляем акт о нарушении сроков.

Претензионная работа со стороны заказчика: 5 ключевых этапов и типовые ошибки

Взыскание штрафных санкций – это не право, а обязанность заказчика согласно условиям контракта. Заказчик руководствуется при осуществлении претензионно-исковой работы нормами Гражданского кодекса РФ, Закона № 44-ФЗ, Арбитражного процессуального кодекса РФ, иными НПА, которые устанавливают отдельные требования, исходя из специфики предмета контракта.

Претензионно-искровая работа по договорам в рамках Закона № 223-ФЗ осуществляется по аналогии, но с учетом норм законодательства. Например, если ответчиков несколько (если закупка проведена с выбором нескольких победителей), то и претензия направляется каждому отдельно. В любом случае заказчик должен пройти этап досудебного урегулирования спора. Отметим, что уведомление со стороны заказчика о намерении обратиться в суд не является исполнением претензионного порядка.

В случае систематического неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств по контракту заказчик может осуществить расторжение, как по соглашению сторон, так и в судебном порядке, или в одностороннем (если это предусмотрено контрактом и законодательством).

Часть заказчиков разрабатывают и утверждают регламент по осуществлению претензионной работы, где детализировано прописывают весь алгоритм передачи материалов от закупочного подразделения в юридическое, все сроки, порядок направления претензии, ответа на претензию, сроки подачи исковых заявлений, участие в судебных заседаниях, ведение реестров/журналов и т.д.

Правовое регулирование ответственности сторон по контрактам, заключаемым по итогам закупочных процедур, отражено в Постановлении Правительства РФ от 30 августа 2022г. № 1042, а также Типовых контрактах (которые с 01.01.2022 будут отменены). Закреплены 2 основные формы ответственности: штраф, пеня.

Стоит отметить, что одностороннее расторжение — это крайняя, вынужденная, мера. К ней, в отличие от расторжения контракта по обоюдному согласию, прибегают не часто. Потому как одностороннее расторжение контракта по 44-ФЗ несет для обеих сторон весомые последствия. Заказчик не получает необходимый товар (работу, услугу), а поставщик рискует оказаться в РНП.

ВНИМАНИЕ. Поставщикам не следует расторгать госконтракт по своей инициативе только лишь из-за того, что его условия стали невыгодными. Финансовые кризисы, изменение курса валют, повышение цен на товары суды не считают обстоятельствами, которые нельзя предвидеть. Если поставщик решит пожаловаться на условия контракта после того, как приступит к его исполнению, то шансов выиграть суд у него практически не будет. А значит, его признают уклоняющимся от исполнения контракта и включат в реестр недобросовестных поставщиков.

Расторгнуть госконтракт в одностороннем порядке можно в тех случаях, когда заказчик или поставщик не соблюдают его условия. Эта процедура, в отличие от расторжения контракта по соглашению сторон, жестко регламентирована Федеральным законом № 44-ФЗ и положениями Гражданского кодекса. Кто и когда ее может применять и какие риски она несет для заказчиков и поставщиков?

  • указал неверные сведения о себе или товаре;
  • поставил некачественный товар или товар, который не отвечает оговоренным в контракте характеристикам;
  • нарушает сроки поставки товаров;
  • не приступает к работам или выполняет их слишком медленно (например, не успеет закончить ремонт школы к началу учебного года).

Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке, можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Порядок претензионной работы по 44 фз

недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям, предусмотренным действующим законодательством, или условиям контракта (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых поставщик (подрядчик, исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении контракта, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

4.3. Не позднее 2 рабочих дней с момента выявления и документирования факта неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) направлять в министерство информацию согласно приложению N 2 к настоящему приказу с приложением копий документов, касающихся исполнения контракта.

обеспечение исполнения контракта — банковская гарантия, выданная банком и соответствующая требованиям статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ, или внесение денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

1.2. Методические рекомендации разработаны на основании положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и иных норм права, содержащихся в других нормативных правовых актах.

истец — заинтересованное лицо, обратившееся в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок;

Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с указанным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2022 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Нарушен срок выполнения работы по государственному (муниципальному) контракту

Также при обосновании вины подрядчика (исполнителя) в нарушении срока выполнения работы (оказания услуги) арбитражные суды нередко ссылаются на положения пункта 1 статьи 719 ГК РФ: подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда (непредставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328 Гражданского кодекса РФ). Арбитражные суды исходят из того, что поскольку подрядчик не уведомил заказчика в порядке статьи 719 Гражданского кодекса РФ о невозможности выполнения работы или ее приостановлении в связи с наличием указанных обстоятельств, то он не вправе на них ссылаться в обоснование отсутствия своей вины в нарушении срока выполнения работы (оказания услуги).

2. Получив 06.03.2012 от заказчика эскизы гербовых бланков, подрядчик должен был изготовить макет в течение 3-х рабочих дней — 12 марта (рабочие дни — 7, 11 и 12 марта). Данное обязательство подрядчик выполнил в срок. Поэтому взыскание с подрядчика неустойки и штрафа на дату 12.03.2012 являются необоснованным.

1. Отменяя принятые по делу судебные решения Президиум ВАС РФ указал следующее: установив факт нарушения подрядчиком срока исполнения обязательства, суды не дали правовой оценки поведению государственного заказчика (кредитора) и допущенной с его стороны просрочки исполнения. Если после выяснения всех указанных обстоятельств будет установлено, что подрядчик все-таки допустил просрочку исполнения после окончания периода просрочки кредитора, то с учетом вины последнего подлежит рассмотрению вопрос о соразмерном снижении ответственности подрядчика».

Рекомендуем прочесть:  Минимум Балов Чтобы Попасть В Арртек

Государственный заказчик — правительство Тульской области, 22.03.2012 заключило в электронной форме государственный контракт с ООО Русмедиаиздат» (в дальнейшем — подрядчик) на изготовление гербовых бланков в соответствии с техническим заданием. Срок исполнения контракта — 10 рабочих дней с момента его подписания. При этом госзаказчик обязался в течение одного рабочего дня после подписания госконтракта передать подрядчику эскизы гербовых бланков. В свою очередь, подрядчик обязан в течение 3-х рабочих дней с момента получения эскизов передать заказчику контрольные макеты гербовых бланков. Заказчик обязан в течении 2-х рабочих дней с момента получения контрольных макетов гербовых бланков согласовать эти макеты или мотивированно отказаться от их согласования.

4. Отдельного внимания заслуживает вывод Президиума ВАС РФ о том, что включение в государственный контракт условия, предусматривающего датой окончания оказания услуг является дата утверждения государственным заказчиком акта сдачи-приемки услуг без претензий (п.3.3) делает возможность отсрочки оплаты работы по сути бессрочной, ставит оплату в зависимость исключительно от усмотрения государственного заказчика и превращает возмездный договор в безвозмездный, что противоречит природе договора подряда. Признание противоречащего закону условия государственного контракта недействительным не требует соблюдения досудебного порядка.

Подготовка претензий по спорам о закупках в соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ

  1. передачу информации о возникшем нарушении обязательств;
  2. предложение решения проблемы;
  3. доведение до сведения адресата информации о наступлении возможных неблагоприятных последствий в случае невыполнения требований, изложенных в претензии.

Отдельной целью направления претензии можно считать соблюдение досудебного порядка урегулирования, который является обязательным по ряду категорий споров. Так, в соответствии с частью 5 статьи 4 АПК РФ, соблюдение претензионного порядка урегулирования спора является обязательным:

Юридическая фирма «BRACE» имеет большой практический опыт в сфере разрешения споров на досудебном и судебном уровне в сфере государственных и корпоративных закупок и оказывает юридическое сопровождение торгов. Наши специалисты готовы помочь Вам в подготовке и направлении претензии, а также организации претензионной работы.

В процессе исполнения контракта / договора как у заказчика, так и у поставщика (подрядчика, исполнителя) может возникнуть повод для обращения к контрагенту с претензией. Претензия подготавливается и направляется, когда сторонам не удается решить проблему путем переговоров, вследствие чего возникает необходимость письменного обращения к руководителю организации-участника закупки.

Прилагаемые к претензии документы обычно представляются в виде копий, заверенных руководителем или иным лицом, действующим на основании доверенности. Могут также прилагаться оригиналы документов или выписки из них. Претензия подписывается уполномоченным лицом и направляется адресату способом, указанным в договоре / контракте, а если такой способ не указан – любым способом, позволяющим зафиксировать факт ее направления и получения. Копия претензии и документ, подтверждающий факт ее направления и/или вручения, служат в суде доказательствами соблюдения истцом претензионного порядка разрешения спора.

Однако, лучше в таком деле довериться квалифицированному адвокату, который специализируется по арбитражным спорам. Невзирая, что споров по строительным вопросам великое множество, я их делю на несколько групп. И по каждой из них уже сложилась стойкая практика. Имея представление какого рода доказательства интересны судье, вполне можно судить о перспективе тог или иного дела. Если нужно, нужные доказательства можно и собрать.

Когда заказчик не желает оплачивать сделанную работу в оговоренное по договору время, уговаривает подождать еще какое-то время, обещает привлечь к другой работе, невзирая на хорошие отношения, лучше не терять время. Можно взывать к его совести, однако жизненный опыт говорит, что такой способ является неэффективным.

Когда подобное становится ясно, у подрядчика есть выбор – простить задолженность или же стать на защиту своих интересов и пытаться истребовать задолженность через суд. Имеются, конечно, такие способы как обращение к сомнительным личностям явно криминальной направленности, но это отдельная история.

Первое, когда такая претензия будет вручена заказчику, он должен как-то отреагировать на нее. Следовательно, у подрядчика будут обещания в письменном виде о сроках, в которые должник обязуется совершить оплату. От такого документа отказаться будет гораздо сложнее, чем от слов.

Если заказчик по каким-то причинам не желает подписывать акт о выполнении работ, я, в одной из своих предыдущих статей, описывал алгоритм действий на такой случай. Получается, когда заказчику нечем обосновать отказ подписывать акты выполненных работ, целесообразно в одностороннем порядке оформить акт, по которому будет считаться, что работа была сдана.

Приемка результатов исполнения контракта

На основании ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе» для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами; к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с законодательством о закупках.

Частью 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ установлено, что учреждение физической культуры и спорта обязано привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Исключение составляют случаи:

Отметим, что сторонние эксперты должны соответствовать определенным в ст. 41 Закона № 44-ФЗ требованиям. Например, если для экспертизы необходимы проведение исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, законодательством установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций производится из числа лиц, соответствующих указанным требованиям.

К сведению: мы рекомендуем создавать приемочную комиссию в исключительных случаях, а большинство приемок поручить отдельным работникам. Это связано с тем, что документ о приемке должны подписать все члены комиссии. А обеспечить присутствие всех может быть затруднительно.

Обратите внимание: приемка результата исполнения контракта или его отдельного этапа в случае несоответствия товара, работы или услуги, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ).

Сроки подачи претензии необходимо соблюсти. Рекламация должна содержать данные, подтверждающие плохое качество товара. Это могут быть документы: квитанции или чеки, техпаспорт на изделия продолжительного пользования, гарантийный талон на выполненный ремонт, результаты экспертизы и т.д.

  • дата оформления контракта (при покупке продукции, изделий);
  • основные обязательства участников сделки;
  • нарушенные обязательства;
  • требования стороны сделки о возврате денег;
  • сроки выполнения обязательств;
  • мероприятия, которые планирует провести заявитель.
  • написано на листе А4 вручную или напечатано;
  • по тексту нет исправлений и недочетов;
  • указана информация по существу составления претензии;
  • письмо основано на фактах, перед отправкой стоит проверить ссылки на нормативные акты;
  • документ оформляется в 2-х экземплярах, один для юрлица другой для контрагента.

Рекламация – документ, в котором содержится претензия контрагенту из-за некачественного исполнения или неисполнения условий договора, заключенного между участниками сделки. В основном претензия контрагенту предъявляется, если не были исполнены обязанности: не осуществлена поставка товара, не оказана услуга, увеличена стоимость продукции, несмотря на контракт и .д. Чтобы потребовать исполнить свои обязательства, необходимо понять, как написать претензию контрагенту и предъявить ее.

  • информация о получателе;
  • данные об адресате;
  • наименование документа – претензия по контракту поставки товара;
  • суть письма – срыв сроков доставки продукции – со ссылкой на пункты договора;
  • подпись руководителя или юриста, печать компании.

Евраев отметил также, что эти поправки должны затронуть не только госзакупки (регламентируются законом «О контрактной системе», 44-ФЗ), но и закупки госкомпаний (закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», 223-ФЗ). Сейчас «претензионная» информация по 223-ФЗ размещается на сайтах территориальных управлений ФАС или сайте центрального аппарата службы.

Перевод претензионной работы в электронную форму в Единую информационную систему (ЕИС) в сфере закупок может быть осуществлен в 2022 году, заявил замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Михаил Евраев в ходе онлайн-трансляции по ответам на вопросы участников рынка закупок к ФАС.

По словам Евраева, соответствующие поправки о переводе всей претензионной работы (начиная с подачи жалоб) в электронную форму в ЕИС планируется принять в 2022 году. Однако заработать соответствующий функционал этой системы сможет, по его оценке, только в следующем году, поскольку Федеральному казначейству придется внести значительные изменения в ЕИС.

«Сейчас у нас некоторые процедуры уже автоматизированы, но по факту значительная часть процесса закупок остается бумажной, — говорила в октябре прошлого года в интервью «Интерфаксу» руководитель департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина Татьяна Демидова. — Те же контракты формируются в виде текстового файла, обмен, например, претензионными документами, документами об исполнении контракта, обжаловании действий заказчика также происходит в бумажной форме. Все процессы, которые есть в рамках 44-ФЗ, надо полностью автоматизировать«.