Постановление об авторском праве на картину

Известные стихи, картины и персонажи — как использовать в своих товарах

Предприниматель из Волгограда торговал на улице сувенирами с изображением скульптуры «Родина-мать зовёт!». Скульптура зарегистрирована как товарный знак на имя музея-заповедника «Сталинградская битва». Предприниматель не купил у музея лицензию и получил штраф 25 000 ₽. Товар конфисковали и уничтожили — дело № А12-35548/2022 .

После смерти автора исключительное право переходит к наследникам. Покупать лицензию нужно у них. А ещё через несколько десятков лет произведение становится общественным достоянием — когда больше не нужно платить авторское вознаграждение. Срок перехода в общественное достояние зависит от страны проживания автора — об этом расскажем ниже.

К примеру, образ героя русской сказки — это фольклор, он бесплатный. А рисунок этого же героя из мультика или книги — это объект авторского права, который принадлежит киностудии или художнику. Срисовывать героя с картинки из интернета опасно, лучше придумать своего. За кражу персонажа есть риск заплатить компенсацию.

Вот пример из его практики. Политическая партия развесила агитационные баннеры с портретом Че Гевары в берете со звездой и развевающимися волосами. По их мнению, они взяли общеизвестный символ свободы. Но оказалось, что у изображения есть автор — кубинский фотограф Альберто Корда. Фото называется «Героический Партизан». Черно-красный плакат по фото нарисовал ирландский художник Джим Фицпатрик. Именно это изображение Че Гевары известно в мире. Фото и плакат ещё не перешли в общественное достояние. Торговая марка на образ принадлежит дочери фотографа Корды. Печатать Че Гевару можно только по лицензии.

Творчество авторов из России переходит в общественное достояние через 70 лет после смерти. Для расчёта берут следующее 1 января после смерти автора, а если произведение создано в соавторстве — после смерти последнего автора. Если автора репрессировали, 70 лет отсчитывают с 1 января года, следующего за годом реабилитации. Если автор участвовал в Великой Отечественной войне, срок охраны произведения увеличивается до 74 лет — ст. 1281 ГК РФ.

Процесс регистрации авторского права более прост, менее затратен по времени и расходам, чем та же регистрация товарного знака или знака обслуживания (средств индивидуализации). Однако эта процедура, как и любая другая регистрационная, связана со сбором документов, написанием заявления и оплатой услуги.

  • подписанное заявление о депонировании и регистрации установленной формы;
  • экземпляр произведения, распечатанный или скопированный на листах формата А4 — с одной стороны каждого листа, с оформленным титульным листом;
  • подписанный договор для автора в двух экземплярах только при первом обращении;
  • подтверждение оплаты услуг депонирования — заполняете форму заказа и оплаты;
  • заявление на регистрацию имени и/или псевдонима — не обязательно, по вашему желанию.

Что мы имеем в виду, когда говорим об объектах авторских прав? Это литературные, музыкальные, художественные произведения — книги, сценарии, песни, картины, фильмы и т.д. Полный перечень (причем открытый) можно найти в статье 1259 Гражданского кодекса. Пункт 4 этой же статьи говорит, что для возникновения авторского права достаточно создать произведение — оформлять не обязательно (в отличие от некоторых других стран).

Авторское право — это то, что не нужно оформлять, ведь оно принадлежит вам, пока кто-то не докажет обратное. Но если вы добросовестный (реальный) создатель литературного, музыкального, художественного, кинематографического произведения, то вам стоит подумать о своевременной регистрации своего творения. Это сэкономит немало сил, если вдруг кто-то захочет оспорить ваше авторство в суде. А еще это позволит получать пассивный доход от использования кем-либо вашего творения.

Вам нужно сначала обратиться в РАО или в выбранную частную организацию с заявлением (образец можно попросить на месте или скачать в интернете). Авторское общество потребует от вас предоставить только заявление с вашим именем, псевдонимом (если есть), именами соавторов (также если есть), названием произведения и само произведение на материальном носителе с подписью автора, авторов и расшифровкой.

20 ключевых пунктов об авторском праве из обзора ВС РФ

  • Они сохраняют свою узнаваемость как часть произведения даже при использовании их отдельно от произведения;
  • Они могут быть признаны результатом творческого труда автора сами по себе, отдельно от всего произведения.

К таким частям произведений могут быть отнесены, в частности, названия произведений, его персонажи, отрывки из текста, кадры из фильма и т.д.

Аудио- и видеозаписи будут являться допустимым доказательством даже, если они получены без согласия лица, в отношении которого они сделаны, так как информация о распространении гражданином контрафактной продукции не является его личной или семейной тайной.

К авторскому праву можно отнести результат интеллектуальной деятельности в том случае, если он создан творческим трудом. Вместе с тем, «само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права».

С этого момента «не могут быть признаны нарушением прав лица, которому были выданы патент, свидетельство на товарный знак или свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара, действия иных лиц по использованию изобретения, полезной модели или промышленного образца, патент на которые признан впоследствии недействительным, по использованию товарного знака, наименования места происхождения товара, предоставление правовой охраны которому впоследствии признано недействительным».

  • Допускается свободное цитирование любого произведения, в том числе фотографического, «если это произведение было правомерно обнародовано и если цитирование осуществлено в целях и в объеме, указанных в данной норме»;
  • Под периодическим печатным изданием (подпункт 3 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ) понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. К этому же относится и воспроизведение статей в сетевом издании или в иной, указанной в абз.3 ст. 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», форме периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием), не являющейся периодическим печатным изданием.

1. В изъятие из положений статей 37 — 41 настоящего Закона допускаются без согласия исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания и без выплаты вознаграждения использование исполнения, постановки, передачи в эфир, передачи по кабелю и их записей, а также воспроизведение фонограмм:

4. Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (автор романа, положенного в основу сценария, и другие), так и созданных в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), пользуются авторским правом каждый на свое произведение.

2. Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежат исключительные права на использование таких изданий. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания.

1. Авторский договор должен предусматривать: способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

1. Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Авторские права художника

Право доступа – это право автора произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики и т.п.) требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. То есть художник, который остался обладателем исключительного права на свою картину, но продал ее оригинал, вправе потребовать у собственника оригинала доступа к картине для того, чтобы просто полюбоваться ею или воспроизвести. При этом, однако, художнику придется самому отправляться к обладателю оригинала или в то место, где находится картина, т.к. ст.1292 ГК РФ запрещает требовать доставки произведения от собственника оригинала к автору.

Да, такие организации существуют. Основная цель таких организаций – это отслеживание фактов использования произведений, сбор с пользователей вознаграждений, причитающихся авторам, и перенаправление этих вознаграждений авторам за вычетом своего процента «за услуги».

  • Исключительное имущественное право. Оно возникает изначально у автора, но потом может принадлежать и другим лицам, если произойдет отчуждение исключительного права, например, по соответствующему договору.
  • Право авторства. Это личное неимущественное право признаваться автором произведения. Оно возникает у автора и может принадлежать только автору. Это право неотчуждаемо и отказ от него ничтожен.
  • Право на имя. Это тоже личное неимущественное право. Заключается в праве использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или вообще без указания имени. Это право тоже неотчуждаемо и отказ от него ничтожен.
  • Право на неприкосновенность произведения. Это тоже личное неимущественное право автора, предусматривающее, что не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.
  • Право на обнародование произведения. Оно заключается в праве осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа и т.п.
  • Право на отзыв. Означает, что автор имеет право до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании.
  • Право доступа. Предусматривает возможность автора картины воспроизводить ее, даже если оригинал продан.
  • Право следования. Предусматривает право автора на получение роялти от перепродажи экземпляра картины.

Это зависит от того, что написано в договоре, заключенном между художником и заказчиком. При изготовлении картины на заказ стороны должны заключить договор авторского заказа. Статья 1291 ГК РФ предусматривает, что при продаже автором оригинала картины, в том числе при отчуждении оригинала по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное. То есть если в договоре с заказчиком у Вас ничего не написано про права на картину, то исключительное право останется за художником. Если же Вы с заказчиком договорились об отчуждении ему исключительного права, то это нужно зафиксировать в договоре авторского заказа.

Авторские права возникают в момент создания произведения. Согласно ст.1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. То есть произведение охраняется сразу, как только вышло из-под кисти (как например, без всяких формальностей охраняется жизнь ребенка только что родившегося, но не имеющего еще никаких документов). Таким образом, никакой регистрации авторских прав художника не требуется и вообще законом не предусмотрено.

Рекомендуем прочесть:  Налоговая городищенский район пензенская область

Права авторов

Если автор выбирает псевдоним или публикует произведение анонимно, его интересы обычно представляет издатель. Даже в этом случае права у автора все равно есть. Нельзя брать текст, иллюстрации, музыку и свободно использовать, если автор отказался указывать настоящее имя. У любого текста есть автор или правообладатель, даже если что-то опубликовано анонимно.

Есть исключения, когда использовать произведение можно без согласия автора или правообладателя. Например, разрешено цитировать в небольшом объеме или использовать в просветительских целях. Когда на уроках показывают картины известных художников, это не нарушает ничьих прав. При публикации обзорной статьи о видах архитектурных стилей с фотографиями — тоже.

  1. Исключительная — все права на использование произведения передаются одному человеку или компании. Автор утрачивает всякие имущественные права на произведение.
  2. Неисключительная — права на использование произведения передаются разным людям, с каждым могут оговариваться возможные варианты использования. Автор сохраняет имущественные права на произведение.
  3. Свободная — автор разрешает использовать произведение абсолютно всем.

Рядом с копирайтом можно указать правила использования произведения — дать ссылку на условия лицензии. Можно воспользоваться типовой формой Creative Commons, CC. Она предлагает разные варианты использования, которые обозначаются латинскими буквами. Например, лицензия СС BY-NC разрешает копирование и распространение с упоминанием автора и только в некоммерческих целях.

У каждого автора есть права — личные и имущественные. Если человек создал произведение, он может требовать, чтобы автором считали именно его, а за использование произведения платили деньги. Исключительное право разрешает автору использовать произведение в своих целях, в том числе коммерческих, но запрещает это остальным людям. Исключительное право можно купить по договору или унаследовать.

Что такое авторские права

С развитием цифровизации появляются новые сложности в вопросах правообладания. Например, аккаунты в социальных сетях формально не относятся к какому-либо виду имущества, но они могут содержать результаты интеллектуальной деятельности: фото, видео, литературные произведения.

Даже если на снимке изображены не вы, а пляж, пальмы и море, вы имеете право требовать удаления фотографии, сделанной вами. Если источник не идёт вам навстречу, то вы можете получить компенсацию через суд. Также мы рассказывали, как защитить от кражи свой сайт и бизнес-идею. Если владелец сайта обнаружил, что его сайт скопировали, он может обратиться в суд за защитой своей интеллектуальной собственности.

Правообладатели впервые получили возможность в судебном порядке блокировать пиратское видео в интернете. Годом позже механизм распространили на музыку, книги и софт. В мае 2015 года ввели вечную блокировку сайтов, где нелегальные копии размещались не менее двух раз.

«Владелец популярной игры Angry Birds подал в суд на маркетплейс Wildberries, обвинив компанию в нарушении авторских прав из-за продажи товаров с изображением «сердитых птиц». В ретейлере считают, что отвечать за это должны сами продавцы, а не посредник. Суд уже обязал Роскомнадзор ограничить доступ к ссылкам».

Договоры коммерческой концессии или лицензионные договоры могут устанавливать условие о предоставлении доступа к аккаунту как к объекту авторских прав — к такому выводу пришёл Суд по интеллектуальным правам. Но это касается бизнес-аккаунтов. С аккаунтами блогеров дела обстоят сложнее: хотя они и используются для получения дохода, но по своему содержанию являются личными.

«Красный октябрь» требовал компенсации более 310 миллионов рублей (. ) от «Славянки» за нарушение исключительных прав на товарный знак. По мнению «Красного октября», «Славянка» выпускала шоколад «Алина», дизайн которой «схож до степени смешения с этикеткой шоколада „Аленка“». Представитель «Красного октября» даже представил суду исследование ВЦИОМ, которое установило, что шоколад «Аленка» и «Алина» воспринимаются «как товары линейки одного производителя».

Автором произведения науки, литературы и искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано (ст. 1257 ГК РФ). Но что значит эта красивая формулировка «творческим трудом»? У каждого автора, который пишет, фотографирует, рисует, придумывает сценарий, по сути, происходит умственный процесс. Он сначала придумывает идею, а затем ее воплощает. Умственные процессы преобладают над физическими, поэтому это творческий труд. Если же человек помогает автору, например, материально или оказывает содействие в съемке, то это считается техническим трудом, и в этом случае на соавторство претендовать нельзя. А вот если подкинуть идеи, дополнить или придумать что-то новое, то пожалуйста — вы соавтор.

Статья 1253.1 ГК РФ предусматривает ответственность информационного посредника (каковым является хостинг-провайдер) за нарушение интеллектуальных прав. Есть и исключения, когда информационный посредник не будет нести ответственности. Перечислю: п. 2 ст. 1253.1: Информационный посредник, осуществляющий передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате этой передачи, при одновременном соблюдении следующих условий:

2) он в случае получения в письменной форме заявления правообладателя о нарушении интеллектуальных прав с указанием страницы сайта и (или) сетевого адреса в сети «Интернет», на которых размещен такой материал, своевременно принял необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав. Перечень необходимых и достаточных мер и порядок их осуществления могут быть установлены законом.

Примечание: если в пятнадцатидневный срок иск не подается, то меры по предварительному обеспечению подлежат отмене. И да, не злоупотребляйте своим правом подачи в суд заявления о предварительных обеспечительных мерах без дальнейшей подачи искового заявления. Это наказуемо, п. 9 ст. 144.1 ГПК предусматривает за это ответственность. Ответчик может потребовать от вас возмещение убытков.

Как защитить авторские права на фотографии в 2022 году: практическое руководство от юриста

Никогда раньше фотосъемка не была такой простой и увлекательной. Почувствовать себя настоящим фотографом вполне может не только обладатель фотокамеры, но даже обычного смартфона. Но и угроза незаконного использования фотоснимков тоже не была ранее такой значительной. Интернет стал площадкой, где не принято спрашивать разрешения у владельцев контента на его использование.

Если суд посчитает, что фотографии незаконно использовались в коммерческих целях, перевозились, перепродавались, наказание может оказаться еще более суровым. Ответчика могут привлечь к принудительным работам до двух лет, а могут и посадить — тоже на два года.

Вы можете фотографировать ради удовольствия или заниматься этим профессионально. Независимо от цели создания фотоснимков, каждый сделанный кадр, по закону, признается произведением в области искусства. А значит, каждая фотография является объектом авторских прав — целой отрасли современного права, которое рассматривает вопросы создания произведений, их использования и ответственности третьих лиц, которые применяют чужие произведения незаконно.

Незаконным признается копирование не только фотографии целиком, но и ее части, даже небольшого элемента. И по закону об авторских правах на фотографии, это правило действует в течение всей жизни фотографа и еще 50 лет после его смерти. А если автор обнаружит, что его работа в своих целях использована третьими лицами, он может привлечь их к ответственности — гражданской и даже уголовной.

Что делать, если вы внезапно нашли свое фото на сайте или в чужом блоге? Что грозит нарушителю, который без разрешения использует чужие фотоснимки? И как защитить свои фотографии авторским правом? На эти вопросы журналисту ФАН ответила юрист Евгения Галкина.

  • В силу некомпетентности некоторых сотрудников РАО полностью полагаться на эту организацию в плане защиты Ваших авторских прав не приходится.
  • Даже при чрезмерно большом штате экспертного совета проконтролировать все публикации СМИ и полиграфии они не смогут.
  • На данный момент РАО не имеет каталог зарегистрированных произведений живописи.
  • При возникновении судебных споров и в случае отсутствия на руках оспариваемого произведения живописи Вам прежде придется доказать свое авторство.
  • Расценки, указанные на сайте организации не могут не радовать.
  • Финансовый интерес организации за предоставление услуг составляет все те же 15%.
  • Не плохой задел на будущее, но пока сложно представить механизм, с помощью которого организация планирует осуществлять контроль за правом следования.

Основным предметом деятельности УПРАВИС является управление на коллективной основе правом следования в отношении произведений изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений.
Подробнее о праве следования можно почитать здесь

Каждый, кто пытается активно осваивать интернет пространство с целью продвижения своего творчества рано или поздно сталкивается с проблемой посягательства на свое авторское право или, проще говоря, плагиатом. Для духовно ранимой творческой натуры встреча с плагиатом может стать не только болезненной, но и роковой.

Думаю, сумма 500 рублей (единовременный вступительный взнос) в РАО не слишком высокая плата за грамотную юридическую поддержку и возможность доказать клиенту Вашу заинтересованность в продвижении своего творчества на арт-рынке и формировании устойчивой инвестиционной стоимости Ваших картин. Есть смысл передать полномочия на управление авторскими правами только на территории РФ.
С другой стороны в случае с композиторами и литераторами их сотрудничество с РАО вполне разумно и практично. Любое музыкальное и литературное произведение, в отличие от живописи, будучи опубликовано в средствах массовой информации становится общедоступным в полном объеме. Картина, опубликованная в печати или в интернете, не несет полную информацию для копирования. Для того что бы получить исходный материал потенциальному заказчику придется связаться с автором и художнику неизбежно придется вступать в договорные и финансовые отношения. В этом случае роль РАО как посредника частично утрачивается и теряет смысл. На данный момент не имеет никакого смысла заключать договорные отношения с РАО на представление своих авторских прав на территории других стран, в случае если Вы планируете продвигать свое творчество и на международном рынке.

  • заказать съёмку фотографу, заключите договор авторского заказа;
  • купить готовую фотографию только для публикации, заключите договор о купле-продаже;
  • купить готовую фотографию для публикации, редактирования и продажи, чтобы фотограф больше никому не смог её продать, заключите договор о передаче исключительных прав.

Авторское право охраняет все произведения искусства и их изображения. Если вы собираетесь заработать на фотографиях известного памятника, заключите договор об использовании произведения со скульптором. Иначе вы нарушаете авторское право — скульптор может подать на вас в суд и наверняка выиграет дело.

  • такие произведения нельзя использовать для заработка: опубликовать на сайте для рекламы товара или продавать одежду с принтом взятого без спроса изображения (п. 1 ст. 1276 ГК РФ);
  • интернет — это не «место, открытое для свободного посещения» (решение Верховного Суда). Такие места — городские парки, музеи, метро, улицы города.
Рекомендуем прочесть:  Какие права есть у отца

Договориться с фотографом использовать фотографию бесплатно. Часто фотографы, особенно начинающие, не против, чтобы их снимки публиковали со ссылкой на автора. Им — реклама, вам — решение проблемы. Попробуйте договориться с автором на словах. Но учтите: в этом случае у предпринимателя нет юридических гарантий. Если фотограф вдруг подаст в суд, он наверняка выиграет дело.

Создатель имеет право быть автором своего произведения и подписывать его своим именем. Эти права бессрочные, их нельзя передать или продать. Даже если автор передал исключительное право на своё произведение или оно стало общественным достоянием, право авторства сохраняется.

Как защитить авторские права на фотографии в 2022 году: практическое руководство от юриста

Что делать, если вы внезапно нашли свое фото на сайте или в чужом блоге? Что грозит нарушителю, который без разрешения использует чужие фотоснимки? И как защитить свои фотографии авторским правом? На эти вопросы журналисту ФАН ответила юрист Евгения Галкина.

Вы можете фотографировать ради удовольствия или заниматься этим профессионально. Независимо от цели создания фотоснимков, каждый сделанный кадр, по закону, признается произведением в области искусства. А значит, каждая фотография является объектом авторских прав — целой отрасли современного права, которое рассматривает вопросы создания произведений, их использования и ответственности третьих лиц, которые применяют чужие произведения незаконно.

При обращении в суд фотоснимки, которые стали предметом спора, необходимо пометить значком копирайта и распечатать. Суду также следует представить другие доказательства, например, исходные файлы в формате RAW, применяемом профессиональными фотографами, а также распечатанные и заверенные нотариусом копии страниц сайта или периодического издания, где были незаконно опубликованы материалы.

Незаконным признается копирование не только фотографии целиком, но и ее части, даже небольшого элемента. И по закону об авторских правах на фотографии, это правило действует в течение всей жизни фотографа и еще 50 лет после его смерти. А если автор обнаружит, что его работа в своих целях использована третьими лицами, он может привлечь их к ответственности — гражданской и даже уголовной.

Если суд посчитает, что фотографии незаконно использовались в коммерческих целях, перевозились, перепродавались, наказание может оказаться еще более суровым. Ответчика могут привлечь к принудительным работам до двух лет, а могут и посадить — тоже на два года.

Объекты авторского права и смежного права

1. Прежде всего, следует отметить, что произведение является благом нематериальным, поскольку результатом творческой деятельности может быть только совокупность идей, мыслей и образов, а не материальные объекты. Поэтому следует отличать само произведение, имеющее нематериальную сущность, от формы его воплощения, а иначе — от материального носителя. П. 5 ст. 6 прямо указывает на то, что авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Однако следует отметить, что иногда само произведение и его материальный носитель являются одним целым. Примером тому является картина. Но все равно, право собственности (вещное право) распространяется на полномочия по владению, пользованию и распоряжению самой картиной (единичным экземпляром), а авторское право защищает от ее использования в форме воспроизведения, заимствования, распространения, публичного показа и других формах без разрешения правообладателя.

4. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме. То есть, произведение должно быть доступно для восприятия людьми, а не существовать в виде замысла, идеи в воображении автора.

Многие объективно новые творческие результаты могут быть достигнуты, получены разными лицами, работающими параллельно, независимо друг от друга. Авторское право не охраняет те творческие результаты, которые могут создаваться параллельно. Этот вывод следует из того обстоятельства, что понятия приоритета в авторском праве нет, т.е. правообладатель не определяется исходя из первенства во времени и более ранней даты представления произведения какому-либо органу или структуре. Также лица, создавшие результат при независимой друг от друга работе не признаются соавторами, поскольку соавторство — это совместное участие. Отсюда следует вывод: авторское право охраняет лишь те творческие результаты, которые являются уникальными, неповторяющимися при параллельном творчестве, т.е. оригинальными. Фактически, это означает, следующее: если будет доказано, что все-таки результат (объект) получен при параллельной работе разными лицами, а не заимствован, то он не является объектом авторского права и ему не предоставляется авторско-правовая охрана.

Все вышесказанное не означает, что авторское право полностью изолировано от других институтов интеллектуальной собственности. Иногда встречаются случаи, когда на один и тот же объект распространяются как нормы авторского права, так и нормы других институтов. В этих случаях необходимо учитывать как правовой режим произведения, так и правовой режим других объектов.

Данная черта тесно связана со вторым признаком. Ведь не смотря на то, что художественные достоинства произведения могут быть не высоки, оно должно быть оригинальным. Поэтому при определении того, является ли результат творческой деятельности объектом авторского права, следует установить, может ли он быть достигнут разными лицами при параллельном творчестве. Этот принцип очень важен, поскольку независимость от достоинств означает, что объектами авторского права являются небольшие рисунки, логотипы, высказывания, а также часть произведения (включая его название), если может использоваться самостоятельно (см. п. 3 ст. 6). И иногда трудно определить, распространяется ли на какое-либо творческое решение нормы авторского права. Например, есть название произведения или строчка. Конечно, невозможно представить, чтобы запрет налагался на использование любого названия произведения (т.е. слова или словосочетания) практически в любой форме и любым способом без разрешения автора. Чтобы быть объектом авторского права, название должно отражать творческую самобытность автора, являться оригинальным и неповторяющимся. Это, в принципе, относится ко всем произведениям, их элементам.

Нет, в этом случае права заказчика нарушены не будут. Работодатель, приобретая исключительное право, может обнародовать служебное произведение (проект), а это значит, что проект могут увидеть многие, не только заказчик (ч. 4 ст.1295 ГК РФ). Заказчик получил изготовленный по данному проекту материальный объект, оплатил его, если работа сделана качественно, то оснований для претензий нет. «Служебное произведение», проект – это своего рода замысел, идея, исключительное право на которые принадлежит работодателю (фирме), а авторское право – дизайнеру. «Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование» (абз. 2 ч. 1 ст. 1288 ГК РФ).

Проблема авторских прав в сфере дизайна (как и в целом в сфере искусства) актуальна в условиях рынка, многие молодые дарования смело идут учиться в лучшие вузы страны, следуя своему призванию и стремлению украсить жизнь вокруг. Но, занятые в основном творчеством, молодые специалисты мало задумываются над тем, как авторское право возникает, и как грамотно распорядиться своим талантом. Новые изменения в законодательстве, прежде всего, введение в действие4 части ГК РФ с 1 января 2008 г. об интеллектуальной собственности в большей степени защищают права автора.

Итак, если работодатель в процессе собеседования остановил свой выбор на Вашей кандидатуре, то готовьтесь — будет и испытательный срок, и сверхсложные задания – никто ведь не будет платить за посредственную работу, да еще в такой сфере. Казалось бы, просто – автор тот, кто изготовил дизайнерский проект. Это так, авторские права неотчуждаемы, то есть, кто бы ни приобрел проект, он не может называться автором, но и отказ от авторских прав ничтожен (абз. 2 ч. 2 ст. 1228 ГК).

3. Если для одного заказчика разработали проект, а потом другой клиент, увидев фото на сайте, просит себе такой же дизайн сделать? В этом случае изготовление такого же дизайна для другого клиента будет нарушением прав первого?

Так вот, когда авторские права принадлежат автору – создателю произведения, а на основании трудового договора исключительное право – работодателю, то именно работодатель имеет право распоряжаться проектом, то есть получать за него плату, а дизайнер в этом случае получает заслуженное вознаграждение. Причем независимо от того, использовал ли работодатель произведение или сохранил его в тайне, автор имеет право на вознаграждение (абз. 3 ч. 2 ст. 1295 ГК РФ), и это условие обязательно должно быть закреплено в трудовом договоре.

2. НП «УПРАВИС». Аналогичным способом защиты своих прав на произведение может быть внесение картины в официальную базу НП «УПРАВИС» — еще одной организации, аккредитованной постановлением Правительства Российской Федерации по управлению правами на коллективной основе. Некоммерческое партнерство «УПРАВИС» создавалось специалистами в сфере искусства в целях защиты финансовых интересов художников и их законных наследников.

1. Достаточно простым и надежным вариантом фиксации права на картину является нотариальное хранение предмета интеллектуальной деятельности и удостоверение времени предъявления, от этого зависит вопрос о приоритете создания, что может иметь важные юридические последствия при возникшей необходимости доказывания авторства. Следует заметить, что нотариальное заверение обычно стоит недешево.

1. «АРТРЕЕСТР» — единый реестр авторов и сертифицированных произведений искусства, созданный и зарегистрированный в соответствии с действующим законодательством РФ. Вся фиксирующаяся информация о правообладателях и авторах произведений искусства хранится в специальной базе данных и отражается на Интернет ресурсе. «АРТРЕЕСТР» обеспечивает необходимую идентификацию зарегистрированных произведений изобразительного искусства и их авторов. Каждый автор получает специальный сертификат, соответствующую запись в реестре. Членство в реестре, кроме правовой защиты произведений, сопровождается рядом преимуществ в виде содействия в получении дохода за счет продажи, экспонирования или тиражирования картины.

— Любое несогласованное с художником-автором картины воспроизведение в самой картины или ее части в любых печатных изданиях, рекламных материалах, сети Интернет.
— Несогласованное с автором использование уникального персонажа картины, создание новых произведений с его участием.
— Несогласованное изготовление и продажа копий картины, репродукций, печать изображения на предметах одежды (например, на футболках).
— Трансляции изображения в электронных СМИ в виде заставки, части рекламы и др.
— Плагиат – случаи, когда иное лицо осуществляет попытку выдать чужое произведение искусства за свое.

  • Наличие нескольких тарифных планов, позволяющих минимизировать расходы на официальную регистрацию права для начинающих художников.
  • Членство в реестре предоставляет прекрасную возможность для художников представить свои творческие работы как на российском, так и на мировом художественных рынках. Для реализации этих возможностей «АРТРЕЕСТР» в 2012 году заключил необходимое партнерское соглашение с «Всемирным реестром произведений искусства» — GLOBAL FAR и является эксклюзивным представителем этой организации в Российской Федерации и странах СНГ. Впрочем, во время изучения информации о GLOBAL FAR я выяснил, что этой организации уже не существует.
  • «АРТРЕЕСТР» предоставляет возможность общения художников с потенциальными покупателями без посредников и выплаты комиссионных за продажу картины, обязательных для большинства иных подобных Интернет ресурсов.
Рекомендуем прочесть:  Коррупция В Фнс России

Часто задаваемые вопросы: авторское право

Если Вы желаете предоставить лицензию такому пользователю, как вещательная организация, издательство или культурно-развлекательное учреждение (т.е. бар, ночной клуб), Вам может быть целесообразно вступить в организацию коллективного управления (ОКУ). ОКУ контролируют использование произведений от имени их создателей или издателей, заключают лицензионные договоры и занимаются сбором роялти. Их услуги особенно часто используются для музыкальных и литературных произведений, когда одно и то же произведение может иметь большое количество пользователей и владельцу прав или пользователю может быть сложно оформить специальное разрешение на каждое отдельное использование или проконтролировать его соблюдение.

В прошлом по законодательству ряда стран владельцы авторского права для получения охраны были обязаны соблюсти определенные формальности. Одна из этих формальностей заключалась в том, что требовалось указать, что охрана авторского права испрошена, например путем проставления знака ©. В настоящее время лишь небольшое число стран по-прежнему предъявляет формальные требования к предоставлению охраны авторского права, и поэтому использование таких символов более не является юридическим требованием. Тем не менее многие владельцы прав по-прежнему проставляют знак ©, чтобы подчеркнуть, что их произведения охраняются авторским правом и все их права защищены, чем данный режим отличается от менее ограничительного режима лицензий.

С точки зрения авторского права компьютерное и иное программное обеспечение приравнивается к литературным произведениям. Поэтому оно автоматически пользуется охраной без какой-либо регистрации. В некоторых странах процедура добровольной регистрации программного обеспечения может отличаться от процедуры регистрации других видов произведений.

Распространенным заблуждением является то, что произведения, опубликованные в Интернете, в том числе в социальных сетях, относятся к общественному достоянию, и поэтому они могут широко использоваться всеми без получения разрешений от владельцев прав. Все произведения, охраняемые авторскими или смежными правами – от музыкальных произведений до мультимедийных продуктов, газетных статей и аудиовизуальных произведений, – срок охраны которых не истек, подлежат охране, независимо от того, были ли они опубликованы на бумаге или в цифровом формате. Для использования произведения, как правило, требуется разрешение владельца прав.

Имущественные права ограничены во времени, и их срок зависит от законодательства страны. В странах-участницах Бернской конвенции срок охраны должен составлять не менее 50 лет после смерти автора произведения. Однако страны могут устанавливать и более длительные сроки охраны. Для получения более подробной информации вы можете обратиться в свое национальное ведомство ИС или посетить веб-сайт WIPO Lex для ознакомления с национальным законодательством.

  • заказать съёмку фотографу, заключите договор авторского заказа;
  • купить готовую фотографию только для публикации, заключите договор о купле-продаже;
  • купить готовую фотографию для публикации, редактирования и продажи, чтобы фотограф больше никому не смог её продать, заключите договор о передаче исключительных прав.

В Ростове-на-Дону предпринимательница продавала магнитики с изображениями известных в городе скульптур «Тачанка» и «Ростовчанка». Их автор — один и тот же человек. Первую скульптуру он создал в 1977 году, вторую — в 1984 году. Предпринимательница не договорилась с автором об использовании фотографий с его работами.

Создатель имеет право быть автором своего произведения и подписывать его своим именем. Эти права бессрочные, их нельзя передать или продать. Даже если автор передал исключительное право на своё произведение или оно стало общественным достоянием, право авторства сохраняется.

Если сомневаетесь, узнайте в местной администрации, охраняется ли памятник авторским правом. За это отвечают отделы по архитектуре, культуре или туризму — в разных городах по-разному. Если произведение защищено авторским правом, договоритесь со скульптором или архитектором: на словах или заключите с ним договор.

Скачать на фотостоках в интернете. Такие фотографии не отличаются оригинальностью, зато их можно получить бесплатно или за символическую плату — 1,5–5 $. Не все фотографии на фотостоках можно использовать для бизнеса. Внимательно читайте условия использования каждой фотографии. 40 бесплатных фотостоков.

Творчество искусственного интеллекта – наименее проработанная проблема, отмечает Янковский. «Если нейросеть, натренированная на работах Ван Гога, обрабатывает фотографию так, что та становится похожей на полотно Ван Гога, кому принадлежат права на результат? Автору нейросети, автору фотографии?» – спрашивает он.

Янковский рассказывает, как это работает. Например, зритель в кинотеатре снимает на телефон фильм. Получается копия, но не файла, а произведения. Но загрузить эту «экранку» на YouTube, даже отключив публичный доступ к ней, не получится – сервис уже снял «отпечаток» с фильма, который смотрел пользователь, и теперь любые копии этого фильма идентифицируются. Другой пример – нейросети, которые определяют, что изображено на фотографии (собака, кошка, кружка и т. д.). По сути, ContentID – это нейросеть, определяющая, что изображено на видео и нарушает ли оно авторские права.

«ContentID – хорошая идея для борьбы с незаконным использованием контента. Но реализация пока не дает гарантированного результата», – считает Валерия Брусникина, заместитель гендиректора n’RIS. Существует, по ее словам, много способов злоупотреблений и обхода, которыми умело пользуются недобросовестные пользователи. К тому же ContentID работает пока с ограниченными типами объектов и исключительно на YouTube.

Искусственный интеллект, по словам директора по правовым инициативам ФРИИ Александры Орехович, – это программа для ЭВМ и постоянно пополняемая база данных. Российское законодательство однозначного ответа на вопрос, является ли то, что создано искусственным интеллектом, результатом творчества, не дает, говорит она. Нейросети не создают объект интеллектуальных прав, ведь они если и совершают акт творчества, то в отдельности от их создателя, считает старший юрист юридической практики КПМГ в России и СНГ Филипп Дубовик.

Использование новых технологий в культуре приводит к появлению новых видов произведений искусства, единственная форма выражения для которых – цифровая: компьютерное искусство, мультимедийный арт, видеоигры и т. д., говорит управляющий партнер Deloitte Legal в СНГ Анна Костыра. Особенность новых форматов, по ее словам, – смешение: часто работы создаются коллективами авторов и вовлекают в процесс самого зрителя.

С помощью автоматизированной системы «ВЕБДЖАСТИС» штатным сотрудником Истца была зафиксирована интернет-страница на сайте Ответчика с наличием на ней информации (текст, фотография, и т.д.) на дату 28 мая 2022 года и отсутствием каких бы то ни было ссылок на правообладателя использованной ответчиком фотографии.

Уважаемые коллеги, в данном разделе мы опубликовали ссылки на судебную практику по делам, рассмотренным судами Российской Федерации, в которых стороны использовали доказательства из Интернет, полученные и оформленные в виде Протоколов автоматизированного осмотра, при помощи Сервиса автоматической фиксации ВЕБДЖАСТИС.

  • Во всех современных цифровых фотоаппаратах существует встроенная система конвертации файлов RAW в файлы формата JPG.
  • При конвертации сам файл RAW никак не изменяется, а служит исходным материалом для создания файла JPG, пригодного для визуализации и печати. То есть конвертация файлов RAW в данном фотоаппарате происходит встроенным в камеру штатным конвертером, генерирующим «на лету» снимки форматов JPG. В данном случае исходные файлы RAW не сохраняются на карте памяти фотоаппарата, поскольку занимают дополнительный объём.
  • Согласно устному объяснению автора , для сохранения большего объема на карте памяти фотоаппарата функция сохранения файлов формата RAW была им отключена.
  • При отключении функции сохранения файлов в формате RAW подтвердить оригинальность снимка возможно представлением фотографии более высокого качества, что и было сделано Истцом.
  • При этом, фотографии в формате RAW не могут являться единственным и определяющим доказательством наличия права на спорную фотографию, ни одно доказательство не является определяющим, рассматриваются и все другие доказательства по делу в их общей совокупности

В соответствии с ч. 2 ст. 1259, ч. 1 ст. 1270, ч. 1 ст. 1229, ГК РФ п. 61 постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2022 года N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», исходя из норм главы 70 ГК РФ, а также Правил перепечатки и использования материалов сайта serovglobus.ru, истец считает, что за данное нарушение правил копирования и использования фотографии со стороны ответчика, согласно ч. 3 ст. 1252 ГК РФ, должна быть взыскана компенсации за нарушение исключительных прав правообладателя в 30000 рублей за факт неправомерного использования объекта авторского права.

Поэтому так важно вовремя зафиксировать свои авторские права на живопись и обеспечить себя серьезными доказательствами. С этой целью художники прибегают к услугам нотариуса, почты, используют депонирование. Все эти способы работают одинаково — позволяют впоследствии точно установить дату, на которую конкретному лицу произведение уже принадлежало. Если вы сделали необходимые действия до обнародования произведения, нарушитель не сможет оспорить ваши доказательства.

Художник или фотограф, работающий по контракту, трудовому договору или создающий произведения искусства в рамках своих служебных обязанностей, будучи в штате компании или организации, тоже изначально имеет все вышеперечисленные права. Но есть здесь и свои особенности. Во всех этих случаях творчество является прямой обязанностью художника, а все результаты этого творчества — служебными произведениями.

Объекты визуальных искусств защищаются авторским правом с момента их создания. Вне зависимости от типа объекта (картина, рисунок, графика и т.п.) регистрировать их в официальных органах не требуется. Но один из самых сложных вопросов авторского права заключается в том, что при разрешении споров о том, кому принадлежит произведение, суды Российской Федерации исходят из презумпции авторства. Проще говоря, автором признается владелец произведения на более раннюю дату. Приведем пример: два лица оспаривают авторство рисунка. Ответчик в качестве доказательства того, что произведение принадлежит ему, предъявляет суду заверенный нотариусом скриншот страницы сайта с этим изображением, где он указан в качестве автора, и датой 12.03.2022. Истец предъявляет аналогичный скриншот, только с датой публикации 24.11.2022. В отсутствие иных доказательств суд решит дело в пользу истца.

  • на воспроизведение (право делать копии, фотографировать и др.);
  • продажу, дарение, передачу во временное пользование;
  • демонстрацию в публичных местах;
  • импорт в целях распространения;
  • переработку;
  • реализацию на практике — например, создание театральных костюмов по эскизам художника;
  • обнародование.

Право следования (ст. 1293 ГК РФ) подразумевает, что при каждой последующей перепродаже оригинала произведения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (например, аукционным домом или художественным салоном) художник имеет право на получение определенного вознаграждения в виде процента от продажной цены. Перечисление вознаграждений осуществляется или непосредственно автору или через организации по управлению правами на коллективной основе, представляющей его интересы. Право следования неотчуждаемо, оно передается только наследникам автора.