Роль Философии В Профессиональной Деятельности Юриста

Философия права

Подобно тому, как в человеке мы различаем физическое тело и душу (дух), так и во всех культурных (т.е. человеческих) феноменах мы обнаруживаем предметную форму и духовно-идеальную сущность. В праве мы также находим предметную и духовную стороны, за которыми исторически закрепились названия «позитивное право» и «естественное право». Данные словосочетания могут показаться не совсем удачными, но они сложились исторически и закрепились, к тому же они отражают структуру данного явления.

Эта позиция достаточно четко объясняет то основополагающее место и значение, которое занимает философия права в системе юридических и других гуманитарных наук и учебных дисциплин, предметами изучения которых является право и государство, а также то внимание, которое уделяется в западных университетах преподаванию этой дисциплины уже на протяжении многих столетий.

ВВЕДЕНИЕ (о философской культуре юриста)

Сложный характер правового мышления специалиста предполагает комплексный подход к его формированию, что подразумевает тесную взаимосвязь всех изучаемых общественных, юридических и специальных дисциплин, единство теоретического осмысления научных данных и социальной практики, органической связи социальной теории с современными проблемами правоохранительной и таможенной практики.

Аксиологическая культура юриста базируется на необходимости ценностного анализа социальной и правовой реальности, ведь при выборе и реализации профессиональных целей человек ориентируется на ценности, идеалы и нормы. К безусловным достижениям человечества относятся и сущностные характеристики права: свобода, равенство и справедливость, понимание и содержание которых порой менялось и трансформировалось в истории философской и правовой мысли. Аксиологическая культура современного юриста глубоко связана с правовой этикой, что предполагает осмысление ключевых проблем философии морали. Юрист служит закону и тем самым служит обществу.

Вопрос ные функции философии

В условиях обострения социальных, политических, экологических, экономических и многих других проблем современного общества возрастает необходимость более качественной подготовки специалистов юридического профиля. Принятие новых государственных стандартов Российской Федерации в области высшего и среднего специального образования предусматривает повышение уровня профессионального образования будущих юристов. Особое значение в процессе подготовки юристов отводится изучению философии, формирующей методологическую и мировоззренческую основы их профессиональной деятельности. Ответственные решения, которые принимает сотрудник органов правопорядка относительно отдельной личности и государственных дел, зависят не только от его правовых знаний, но также от его общечеловеческих качеств, мировоззренческих установок. Формированию именно этих качеств всегда способствовало познание философии.Принцип плюрализма предоставляет каждому человеку возможности собственного выбора идейных исканий и определения собственных мировоззренческих позиций и ценностных ориентаций.

Результатом изучения философии и других гуманитарных наук должно стать умение обосновать свою мировоззренческую и гражданскую позицию, а также умение применять полученные знания при решении профессиональных задач и организации межличностных отношений.

Роль и значение философии права в системе юридического знания

Что же касается опасений по поводу относительной широты сферы философского осмысления права, то эти опасения могут быть сняты посредством четкой фиксации интересов философии права, уточнения ее предмета и метода, определения ее места в системе философских и юридических наук. При этом определение предметной сферы и статуса философии права должно осуществляться посредством сопоставления ее с теорией права, которая является наиболее близкой ей по сфере интересов дисциплиной.

Философия права как вершина теоретического изучения права. В нашей лекции понимание философии права строится в соответствии с вторым уровнем, когда она предстает в качестве завершающего звена общетеоретических знаний о праве.

Нужна ли философия современному юристу

В-третьих, философия не подменяет другие науки, но опирается на научные достижения при решении своих вечных вопросов. Вечность проблем философии не означает их принципиальной нерешаемости. Они решаются исходя из уровня развития общества и науки, а также в зависимости от мировоззрения и способностей самих философов. Хотя в целом решения должны быть научными, т. е. доказываться, опираться на научные достижения своего времени и быть обязательными для каждого разумного человека. Сегодня наиболее острые и сложные проблемы, требующие своего разрешения, находятся на стыке наук: развитие глобального энергетического кризиса; разрешение экологического кризиса и обострение проблемы ресурсов, глобального изменения климата; рост народонаселения и интенсивное освоение новых регионов и наукоемких технологий производства; снижение общего уровня иммунитета людей и создание систем искусственного его восстановления; социальные проблемы эвтаназии, абортов, клонирования, гиборгизации (замены естественных органов человека искусственными); освоение планет Солнечной системы и использование космических технологий в земных условиях; развитие и совершенствование искусственного интеллекта, широкое его применение во всех системах производства и жизнеобеспечения людей и др. При исследовании проблем управления обществом, природно-промышленным комплексом и человеком переплетаются самым неожиданным образом такие науки и направления, как технология и эстетика, социология и физиология, биология и приборостроение, физика и психология, лингвистика и математика и др. Новые проблемы, возникающие в естественных и социально-гуманитарных науках, свидетельствуют о развитии новых форм жизнедеятельности человека, общества и государства, порождают новые типы правоотношений между ними и соответственно новые виды правонарушений и преступлений. Но может ли современный юрист разобраться в этих проблемах без философского их осмысления? Философия дает образцы методов познания, используемые на самом высоком теоретическом уровне, методы умозрительного синтезирования, тем самым выполняя методологическую функцию. Конечно, чтобы решать частнонаучные проблемы, нужна специальная подготовка и соответствующие частнонаучные средства исследования. Для того чтобы решать философские проблемы науки, нужно владеть философскими средствами и опираться на историю философской разработки проблемы, на обширные философские знания. В философии вырабатываются всеобщие методы познания окружающей действительности, систематизируются общенаучные и частные методы познания. Незнание современными специалистами, аспирантами и докторантами хорошо разработанных в философии методов познания (например, диалектики, системного метода) заставляет их изобретать новые методы (типа триалектики, которая якобы заменяет «дуалистическое» учение диалектики на троичную триалектику ). ——————————— Триалектика — наука о началах бытия и творения Жизни в согласии с Символом Святой Троицы и геометрофизическим обоснованием принципов триединства. См.: Академия тринитаризма // http://www. trinitas. ru/rus/004/a0407001.htm.

Рекомендуем прочесть:  Дается Ли Льготы Пенсионерам Которые Привозят В Баллонах Газ

Другие философы считают, что есть две философии — научная философия и созерцательная (как поток сознания любомудрствующего философа, ученого). Научная философия опирается, как мы говорили, на научные достижения той или иной эпохи, является плодом коллективного, многовекового труда ученых; она дает не готовые решения, а решения, которые опираются на достигнутый уровень знаний, на понимание вечных проблем каждым отдельным субъектом познания. Немецкий философ Э. Гуссерль призывал представителей миросозерцательной философии отказаться от притязаний считать ее наукой и в то же время не «тормозить прогресс научной философии». Вспомним притчу о слепых, которых подвели к слону, и каждый из них, потрогав часть слона, сказал: слон — это змея (хвост), это столб (нога) и т. п. Философия — это сложное явление: это и любовь к мудрости, и наука, и искусство, и умонастроение, и образ жизни. Сложность феномена философии требует творческого подхода к ее преподаванию. Во-первых, рассмотрение специфики философских проблем и феномена «философская проблема науки» говорит о том, что философское знание по своему характеру неодинаково: имеется фундаментальный тип знания, направленный на разработку всеобщих принципов, форм и методов познания, и прикладное философское знание, главной задачей которого является помощь частным наукам и совершенствование практической деятельности людей. Во-вторых, чтобы рассуждать не на уровне обыденного сознания, а на научно-философском, мыслить самостоятельно, аргументированно, творчески, необходимо по крайней мере подняться до философских обобщений, научиться применять категориальный аппарат философии (этому студентов надо учить). В-третьих, если философ-преподаватель может дать готовые решения на те или иные вечные проблемы, исходя из современных научных знаний, то надо их дать студенту (с учетом того, что истина всегда конкретна) — именно в этом задача образования. В-четвертых, не со всякими студентами можно «мудрствовать». Среди студентов есть достаточно начитанные, с хорошей речью, ориентированные на расширение культурно-мировоззренческого кругозора, с потребностью к самопознанию; есть поверхностно образованные любители «блеснуть» или поставить преподавателя в затруднительное положение репликой или вопросом; есть малообразованные, но стремящиеся к совершенствованию; есть неуверенные «молчуны», но обучаемые; есть и малообразованные циники, и студент-прагматик, конформист, и такие, которые пришли получить «корочку». Поэтому и преподавать философию следует по-разному. Для одних (большинства) — как учебную дисциплину, других привлекать к самостоятельной работе в кружках, на конференциях, для третьих вводить авторские, проблемные курсы. Преобразования в образовательной системе Российского государства должны осуществляться с учетом мировых тенденций. Но, как показывают опросы руководителей и соответствующих организаций, занятых трудоустройством молодых специалистов, большинство требований к специалистам связаны с интеллектуальными и личностными качествами последних. От претендента на то или иное рабочее место требуется, чтобы он мог видеть проблемы и решать их, правильно оценивать информацию, мог проанализировать причины и следствия возникающих проблемных ситуаций и находить нестандартные решения. Он должен быть коммуникативным и способным к пониманию чужих проблем, адаптивным к новым ситуациям и т. д. Но именно этому, как мы показали, учит философия. Значительное внимание обращается на способность человека изменять свои умения, что позволяет менять профессию или переходить от одной сферы деятельности к другой. Предполагается, что в «информационном обществе», «обществе знаний», в предполагаемом обществе «цивилизованного рынка» человек 3 — 4 раза меняет карьеру, 5 — 6 раз — виды профессиональной деятельности. Но если в течение одной жизни 3 — 4 раза получать базовое специальное образование, то на это уйдет треть активной жизни человека. Поэтому необходимо готовить специалиста достаточно широкого профиля (чтобы знал много об одном и немного обо всем), способного к самообразованию, самовоспитанию. Студенческие годы — важнейший этап жизни человека, специалиста, в которые он приобретает основополагающие знания, жизненные навыки и умения. Под общекультурным развитием личности студента в процессе его социализации понимается не просто знакомство с основами гуманитарных наук, культурой и искусством, а раскрытие человеческого содержания этих наук, их нравственно-эмоциональных аспектов, способствующих выработке потребности в широкой эрудиции, оригинальности мышления, знаниях из многих других отраслей науки и культуры. Итак, ценность философии при подготовке профессионалов-специалистов — не в ее непосредственной практической ценности. Она опосредована наукой и культурой эпохи. Но если установка на узкую специализацию будет продолжаться, то это значит, что в будущей России к власти могут прийти некомпетентные, малообразованные люди, но уверенные, что за деньги все можно купить и продать. Общество понесет в этом случае большие экономические, социально-психологические и нравственные потери. Сегодня, в эпоху небывалого преобладания материального над идеальным, потребительства над созиданием, должно быть усилено внимание к идейно-мировоззренческой и духовно-нравственной составляющей личности специалиста. Национальную, объединяющую идею нельзя придумать, найти, экспортировать, навязать. Она складывается как резюме, итог, квинтэссенция исторического развития того или иного народа, общества. Как сказал И. Ильин, «возраст национальной идеи есть возраст самой России. Россия восприняла свое национальное задание тысячу лет назад от христианства: осуществлять свою национальную земную культуру, проникнутую духом любви и созерцания, свободы и предметности. Русский ученый призван насыщать свое наблюдение и свою мысль живым созерцанием, — и в естествознании, и в высшей математике, и в истории, и в юриспруденции, и в экономике, и в филологии, и в медицине. Рассудочная наука… бессильна подняться к созерцанию целого… Русское право и правоведение должны оберегать себя от западного формализма, от самодовлеющей юридической догматики, от правовой беспринципности, от релятивизма и сервилизма… России необходим новый государственный строй, в котором свобода раскрыла бы ожесточенные и утомленные сердца, чтобы сердца по-новому прикрепились бы к родине и по-новому обратились к национальной власти с уважением и доверием…» . ——————————— Ильин И. О русской идее // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: Статьи 1948 — 1954 годов. В 2 т. Т. 1. М.: МП «Рарог», 1992. С. 330 — 331.

Рекомендуем прочесть:  Как насчитывают декретные в 2022 году

Значение философского знания для юриста

Ритуал существует внутри мифологическог Рациональная модель праваПраво служит средством достижения целей, которые человек ставит перед собой.
В юридической литературе большее внимание уделяется именно этой модели права, поскольку ее исследование дает политическо Ценность праваСовременная юридическая литература не испытывает недостатка в утверждениях о необходимости ценностного отношения к праву, без чего невозможно становление гражданского общества и уважения к личности Тема 13.
Право в человеческом измерении1.

[attention]ФИЛОСОФИЯ Методические указания по написанию реферата Новосибирск 2022 УДК: 1 (07) ББК: 87, я 7 Ф 561 Кафедра философии Рецензент: канд. [/attention]
филос. наук, доцент, доцент кафедры философии НГАУ М.Б. Софиенко. Составитель: канд. филос. наук, доцент, доцент кафедры философии НГАУ А.В.
[info]Колесникова. Философия. Методические указания по написанию реферата для студентов юридического факультета НГАУ / Новосибирский гос. [/info]
аграрный ун-т.

Роль философии в формировании ценностных ориентиров прокурора

Таким образом, для сотрудника прокуратуры, который хочет заниматься своей деятельностью сознательно и целенаправленно, который хочет понять суть и смысл своей деятельности как деятельности сугубо социальной, философское знание является профессионально необходимым.Исходя из природы и сущности философского знания, можно сформулировать основные задачи философии по подготовке сотрудников прокуратуры.

Сформировать у обучаемых глубокое внутреннее убеждение в самоценности и уникальности человеческой личности. Разрушить порочную, по самой своей сути, идею, что человек есть лишь средство достижения каких-либо чуждых ему целей (пусть самых «благородных» или «целесообразных», как уверяют те или иные «учителя жизни»). Для решения этой задачи философия имеет огромный гуманистический потенциал.

Роль философии в практической деятельности специалиста

Основными методологическими принципами, вытекающими из теории философии, выступают принципы развития, познаваемости мира, всеобщей связи и взаимодействия, объективности познания, единства теории и практики, логического и конкретно-исторического. Названные и другие принципы обусловлены действием и проявлением философских законов и категорий. Они также носят предельно общий характер, а потому применимы ко всем областям жизнедеятельности человека.

Функции философии. Роль философии в практической деятельности человека проявляется в ее социаль­ных функциях – магистральных направлениях ее воздействия на созна­ние и поведение человека и общества при решении многообразных практических задач.

Значение философии права в подготовке будущих юристов

Эта позиция достаточно четко объясняет то основополагаю­щее место и значение, которое занимает философия права в сис­теме юридических и других гуманитарных наук и учебных дис­циплин, предметами изучения которых является право и госу­дарство, а также то внимание, которое уделяется в западных университетах преподаванию этой дисциплины уже на протяже­нии многих столетий.

всего, потребностями их будущей специальности. Изучение фило- /5 софии права в значительной мере способствует фундаментализа- ции образования будущих юристов, их развитию в качестве само­стоятельно мыслящих, политически незаангажированных граждан. Можно присоединиться к позиции известного британского философа права Г. Харриса, который считает, что философия права «. не является частью подготовки юриста как юриста, ее существование, я думаю, связано с более важной задачей — подго­товки юриста как гражданина и гражданина как критика права» [7] .

Рекомендуем прочесть:  Производство Бетона Вредность

Роль философии в осуществлении юридической деятельности

Эссе — вид творческой работы, который пишут по любому предмету. Мы уже рассказывали, как писать эссе по , , , , и даже по . Теперь поделимся информацией о том, как получить высокую оценку за эссе по социально-гуманитарным наукам.Чтобы не пропустить ни одного полезного совета по учебе или работе.

Теория общественного договора является одной из множества концепций происхождения государства. Суть данной теории заключается в том, что люди договорились принять соглашение о превращении своего «естественного состояния» в «состояние гражданское». Идеи данной концепции появились в учениях раннего.

Философия о правовой культуре юриста как личности

Сущность правового государства — это единство всех его признаков: приоритета прав человека, построения государственной и общественной жизни на принципах права, свободы и справедливости, разделения властей, взаимной ответственности индивида и государства.

Правовая культура личности это часть общей правовой культуры и означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем, как о социальной ценности, и главное – активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка.

Значение философии права в формировании профессионального правосознания

Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Правосознание играет важную роль и при решении компетентными органами конкретных юридических дел в процессе применения правовых норм. В настоящее время без наличия соответствующей нормы права правосознание не может быть основанием при принятии решений по юридическим делам, и тем более когда речь идет о привлечении к уголовной ответственности, то есть оно не используется в качестве источника права.

Значение философии права

Право не имеет своей собственной истории и логики развития, принципиально отличной от истории общества и логики развития мира. Философский подход требует выхода за рамки определений права как совокупности юридических норм или разновидности норм управления, фиксирующих лишь форму организации и функции права. Необходимо поэтому философское осмысление сущности права, его субстанциальной основы. Философский анализ права как исторической формы управления делами общества позволяет раскрыть право как целостное, всестороннее явление, одна из сторон которого сориентирована на социальное нормативное поведение личности, включение ее в существующие структуры. Такая направленность права делает его социальной силой, объединяющей людей в общество.

Задача философии права – философское обоснование права, раскрытие его природы, сущности с помощью категорий и принципов диалектической логики. Это прежде всего принцип конкретности, принцип иерархии организованных систем (мир – общество – право), где доминирующей тенденцией является управление высшими уровнями низшими. Формой реализации этих принципов является диалектико-логическое воспроизведение процесса становления права, его основных закономерностей, этапов, что осуществляется за счет использования принципов единства исторического и логического, восхождения от абстрактного объекта к конкретному предмету познания.

Тема 6

Трудовая и профессиональная деятельность занимает существенное место в человеческой жизнедеятельности. Деятельность сопровождается субъективным отражением человеком объективной реальности, а возникшее отражение (в форме образов) регулирует действия и деятельность в целом. Чем более полно, глубоко и адекватно субъект отражает окружающее, чем более адекватны его субъективные образы условиям объективной реальности, тем большими возможностями в выполнении деятельности он обладает.

В условиях новой технической и информационной реальности многие виды деятельности связанны с процессами приема и переработки информации. Опираясь на идеи С.Л. Рубинштейна о сущностной специфике способа бытия человека в мире, современные исследователи рассматривают профессиональную деятельность как систему отношений человека с миром, реальным и воображаемым.

Знание философии для работника правоохранительных органов РФ

В качестве учебной дисциплины философия участвует в формировании цельного мировоззрения специалистов МВД. Значение философии определяется ее функциями – мировоззренческой, аксиологической, логикогноссологической, интегративной, которые формируют духовный мир сотрудников правоохранительных органов. Профессиональная подготовка юриста нуждается в понимании природы человека и смысла его существования, соотношения биологического и социального, сознательного и бессознательного в человеке. Философская подготовка специалиста в области юриспруденции в системе правоохранительных органов включает изучение многообразия цивилизаций и государственных образований, роли культурных программ в жизнедеятельности людей, особенностей базисных ценностей.

Специалист правоохранительных органов должен иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, многообразии форм человеческого знания; о сущности сознания, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности; понимать роль науки в развитии цивилизации; быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания; знать условия формирования личности.