Общая характеристика профессионального стандарта педагог

«Дистанционные образовательные технологии», «электронное обучение» — эти понятия уже давно употребляются как синонимы, когда речь идет о получении образования на расстоянии. Несмотря на то, что электронное обучение использовалось во многих образовательных организациях как при получении как высшего, так и общего образования (в основном, при обучении на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий).

— обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, имеющих поведенческие проблемы. Конечно, применение электронного обучения имеет огромные преимущества по сравнению с традиционным способами обучения, а именно:

1) Экономическая эффективность. Затраты на проведение электронных курсов гораздо ниже по сравнению с традиционными курсами за счет отсутствия транспортных расходов, оплаты стоимости проживания в другом городе, расходов на саму организацию курсов (аренда помещений для проведения курсов, заработная плата обслуживающего персонала, расходы на методического обеспечение курсов, раздаточный материал), особенно если в курсах принимает большое количество слушателей.

• Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.

На основании стандарта реализуется Основная образовательная программа (ООП), которая определяет цели, задачи, планируемые результаты, конкретное содержание и организацию образовательного процесса. Основным механизмом реализации ООП является учебный план. Обязательная часть Основной образовательной программы определяет содержание образования общенациональной значимости и составляет 2/3 от общего объема Основной образовательной программы, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, составляет 1/3.

При разработке необходимо принимать во внимание особое значение таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи выпускниками. Профессиональный стандарт педагога должен отражать структуру деятельности преподавателя. В соответствии с современными реалиями, он наполняется различными компетенциями, способными помочь преподавателю при решении возникающих проблем. Стандарт предъявляет определенные требования и к личности педагога.

Зачем необходим профессиональный педагогический стандарт педагога? В первую очередь, как выше было сказано, преподаватель получает результативный метод внедрения в жизнь преподавательской программы, учитывающий постоянно изменяющиеся условия жизни. Кроме этого, стандарт профессиональной деятельности педагога – это:

  1. Инструмент улучшения качества процесса и выхода отечественной преподавательской системы на международный уровень.
  2. Объективный критерий квалификации специалиста.
  3. Средство отбора кадров в образовательные учреждения.
  4. Основание для составления трудового договора, закрепляющего взаимодействие специалиста и учебного заведения.
  1. Не превращаться в средство жесткой регламентации работы специалиста.
  2. Соответствовать структуре деятельности преподавателя.
  3. Избавить специалиста от необходимости выполнять функции, отвлекающие его от исполнения прямых обязанностей.
  4. Побуждать стремление искать нестандартные решения.
  5. Соответствовать международным регламентам и нормам.
  6. Согласовываться с предписаниями профильных ведомств и министерств, от которых зависит начисление пенсий, исчисление стажа и пр.

Сегодняшние реалии требуют учитывать различный уровень квалификации специалистов. Принимая их во внимание, можно разработать оптимальный профессиональный стандарт. Педагог не может резко отбросить все свои умения и знания, накопленный опыт и изменить свои подходы к процессу передачи знаний школьникам. Такой переход должен осуществляться постепенно и поэтапно. Кроме этого, отличаются не только квалификационные уровни преподавателей, но и условия, в которых они работают. Это также необходимо учитывать, разрабатывая профессиональный стандарт. Педагог может работать в городской или сельской школе; состав школьников в классе может быть моно- либо полиэтническим. Немаловажное значение имеет и специфика программ, реализующихся в учреждении. В этой связи необходимо введение регионального и школьного компонентов в профессиональный стандарт. Педагог не может быть скован конкретными едиными схемами. Наполнение школьного и регионального компонентов требует комплексного подхода администраторов, преподавателей, родителей, экспертного совета. Они должны обсуждаться, приниматься и утверждаться на основе консенсуса. Стремление к достижению компромисса вкладывается в сам процесс разработки, апробации и последующей реализации. Отправной точкой является широкое обсуждение проекта. Завершается процесс установлением конечных сроков, в которые должен быть введен в действие профессиональный стандарт. Педагог в результате получает эффективный инструмент реализации преподавательской стратегии в современном мире.

1 профессиональный стандарт педагога дает возможность оценить все сферы деятельности учителя. Тем не менее важным требованием является объективность. Невозможно оценить качество работы педагога, не установив обратную связь с получателем образовательных услуг. Таким образом, к участию в данном процессе должны быть привлечены ученики, а также их родители.

  • работает как инструмент адаптации образовательной стратегии к современным тенденциям, а также ее реализация в текущих условиях;
  • повышение качества отечественного образования с целью доведения его до международных стандартов;
  • механизм объективной оценки уровня квалификации и личностных качеств каждого педагога;
  • установление четких критериев отбора персонала в учебные заведения разного уровня;
  • выступает в качестве основы для формирования текста трудового договора, в котором в полной мере будут отражены права и обязанности претендента на должность педагога.

Проверка деятельности на соответствие требованиям, которые содержит профессиональный стандарт педагога дошкольного, школьного или профессионального образования может проводиться с привлечением комиссии. Она должна состоять из наиболее авторитетных и опытных сотрудников того или иного учебного заведения. При этом частота и объем проверки в отношении одного и того же специалиста определяется в индивидуальном порядке. Главное, чтобы это было вызвано желанием повысить качество образования, а не личными мотивами.

Массу ограничений накладывает на деятельность учителя профессиональный стандарт. Педагог как ключевая фигура в системе образования должен быть гибкой и творческой личностью. В связи с этим противники стандартизации считают, что подобные нормативные документы загонят учителя в строгие рамки, которые ограничат возможность индивидуального подхода к методике преподавания. Тем не менее данное решение было принято.

Массу требований выдвигает профессиональный стандарт педагога. Дополнительного образования порой бывает недостаточно, чтобы привести специалиста в соответствии с указанными нормами, ведь важно не только передавать знания, но также воспитывать учеников. В связи с этим учитель должен:

Область применения профессионального стандарта педагога

Стремление к достижению консенсуса в обществе по вопросу введения профессионального стандарта педагога заложено в процесс его разработки, апробации и внедрения, начиная с широкого обсуждения проекта документа, заканчивая определением окончательных сроков его введения.

· Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения (по аналогии со стандартом предприятия), в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т.п.).

· Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.

· Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.

Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.От педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

Рекомендуем прочесть:  Как сдать экзамен в гаи самому

Характеристика и структура профессионального стандарта педагога

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога? В первую очередь, стандарт – это повышение качества образования, объективный измеритель квалификации педагога, средство отбора педагогических кадров в учреждения образования. А также для обеспечения необходимой подготовки педагога для получения высоких результатов его труда и осведомленности педагога о предъявляемых к нему требований.

Характеристика и структура профессионального стандарта педагога: обобщенные трудовые функции педагога; трудовые функции педагога; трудовые действия педагога; трудовые умения педагога; трудовые знания педагога”.

Современный мир диктует свои условия и правила. Каждый человек, каждая профессия должна соответствовать определенным стандартам и условиям. На пути к усовершенствованию системы образования, этот вопрос в полной мере затронул педагогов. В 2013 году рабочая группа под председательством Е. А. Ямбурга разработала первую версию соответствующего профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – «Педагог», который был утверждён Приказом № 544н Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, который, согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, обязателен к применению с 1 января 2022 года. [3]

Раздел ll. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности). Содержит в себе информацию об обобщенных трудовых и трудовых функций, в которых отражено наименование, код и уровень квалификации.

Документ структурирован по принципу трудовых функций педагога, начиная от воспитателей дошкольных учреждений и заканчивая учителями среднего звена. Основное внимание уделяется трем самым важным сферам, в которых должны быть компетентны все педагоги:

Содержание профессионального стандарта педагога

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.

Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества. В связи с этим к документу прилагаются рекомендации по процедуре внедрения профессионального стандарта учителя.

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.

• Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.

• Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории (мегаполисы, районы с преобладанием сельского населения, моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд педагога).

• Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения (по аналогии со стандартом предприятия), в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т.п.).

• Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.

Воспитатель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации

Настоящий профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2022 года — см. пункт 2 настоящего приказа.

2. Установить, что профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.

Учитель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации;

К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем

Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования

Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью

Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной

Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения

_______________
Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 года N 18638).

Рекомендуем прочесть:  Можно Ли Отменить Оплату Бск За Метро

Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Постановка целей и задач педагогической деятельности осуществляется субъектом деятельности на основе осознания ее мотивов. Мотивы деятельности – это побудительные причины действий и поступков. В качестве ведущих мотивов педагогической деятельности могут выступать: 1) удовольствие от самой деятельности, значимость для личности непосредственного её результата, 2) «мотивирующая» сила вознаграждения за деятельность, 3) принуждающее внешнее давление на личность педагога. Последние два мотива являются внешними по отношению к личности учителя и могут негативно отразиться на результатах его деятельности.

Педагог является представителем культуры своей эпохи, поэтому содержание его деятельности исторически изменялось. Сам термин «педагог» зародился во времена античности. В переводе с греческого языка педагог означает «ведущий ребенка», от сочетания слов «пайд» — ребенок и «аго» — вести[1]. Так называли человека, который сопровождал ребенка в школу в Древней Греции. Как правило, это был раб, не пригодный для более серьезных поручений. Постепенно в обществе складывалось отношение к педагогу как наставнику, который ведет ребенка по жизни, передает накопленный опыт, заботится о духовном росте подрастающего поколения.

В производственной сфере педагогическая деятельность реализуется в форме наставничества, которое рассматривается современными компаниями как ключевой метод развития персонала. Наставничество представляет собой индивидуальное или коллективное шефство опытных рабочих над отдельными начинающими рабочими или их группами, основанное на передаче наставниками накопленного ранее опыта. Наставничество позволяет решать задачи воспитания, профессиональной подготовки и адаптации молодых сотрудников в организации, способствует формированию культуры труда и корпоративных ценностей.

Одним из важнейших видов человеческой деятельности является профессиональная деятельность педагога. Она имеет высокую социальную значимость, так как обеспечивает передачу накопленного человечеством опыта, способствует приобщению детей к ценностям человеческой культуры. Труд педагога почетен и востребован. Именно от его усилий, во многом, зависит будущее страны.

Педагогов, которые работают в образовательных организациях и выполняют обязанности по обучению и воспитанию обучающихся, а также организуют их деятельность называют педагогическими работниками. Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» закреплен особый статус педагогических работников, который определят не только их обязанности и степень ответственности, но и правовые гарантии и льготы. Педагогические работники могут работать в должности учителя, преподавателя, педагог-организатора, воспитателя, тьютора, вожатого и др.

Профессиональный стандарт педагога

Как показала практика, первый раздел не вызывает особых сложностей для понимания и постепенной адаптации педагогических работников к сформулированным требованиям. Два оставшихся не столько более сложны, сколько тяжелы для реализации. Фактически они расширяют компетенцию педагогического работника до уровня универсального специалиста, имеющего навыки учителя, психолога, дефектолога, детского терапевта. Это такой своеобразный «школьный врач», который знает, как справиться с проблемными детьми, как найти подход к каждому ученику, как донести до него требуемую информацию, как определить его потенциальные возможности и т. д. Здесь нужно напомнить, что сегодня в школах активно сокращаются узкие специалисты (дефектологи и психологи), а проводится данная работа в рамках «оптимизации штатного расписания сотрудников образовательных учреждений и изыскания средств на увеличение размера оплаты их труда».

· Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку. Кто такой современный учитель? Думаю ответ кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ: люди уникальные, умные, успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал; честные, человечные, чуткие, с чувством юмора; искренние, индивидуальности; тактичные, толерантные, терпеливые; естественные, единомышленники; любящие детей, любящие свою работу. И очень мягкие как мягкий знак и само слово!

17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.

Педагог — ключевая фигура реформирования образования. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся к педагогу.

Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования“ (зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 г. N 18638). (вернуться к тексту)

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену; методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету; методику воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; средства обучения и их дидактические возможности; основы научной организации труда; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Эта группировка включает:
– основное общее школьное образование, являющееся базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования, связанное с обязательным посещением занятий в общеобразовательных учреждениях (школе, школе-интернате, лицее, гимназии и др.)
– основное общее школьное образование, получаемое одновременно с начальным профессиональным образованием (средние музыкальные, хореографические, художественные школы, школы искусств и т.п.)

Их обязанности включают:
– разработку, изменение и обеспечение выполненияучебных программ по различным предметам в соответствии с учебным планом играфиком учебного процесса;
– чтение лекций, проведение уроков ипрактических занятий по одному или нескольким предметам с целью образовательнойили профессиональной подготовки, включая частные занятия; – использование разнообразных, эффективных форм,приемов и методов обучения, проведение индивидуальных занятий с обучающимися,организацию и контроль их самостоятельной работы;
– проведение зачетов и экзаменов с целью оценкистепени освоения обучающимися учебных программ;
– формирование у обучающихся профессиональныхумений и навыков, соблюдение требований безопасности труда в учебном процессе иво время прохождения производственной практики;
– участие в организации образовательныхпроцессов, деятельности методических объединений и других формах методическойработы;
– осуществление программ обучения взрослогонаселения;
– поддержание связи с родителями обучающихся илилицами, их заменяющими;
– организацию внешкольной деятельности учащихся,в частности, работы художественных, дискуссионных клубов, оказание имсодействия;
– составление отчетов и другой документации,связанной с их педагогической работой;
– выполнение родственных по содержаниюобязанностей;
– руководство другими работниками.

Рекомендуем прочесть:  Досрочная Пенсия Из Центра Занятости

2. Установить, что профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.

Профессиональный стандарт

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ) относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в ФЗ, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется

Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности, выделяются следующие специальности: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы. В перспективе предполагается расширить сферу применения профессионального стандарта педагога, введя специальности: педагог дополнительного образования и педагог системы профессионального образования. Учитывая необходимость работы в образовательных организациях с детьми, имеющими проблемы в развитии и ограниченные возможности, планируется рассмотреть введение дополнительных специальностей: педагог-психолог, специальный педагог (дефектолог), осуществляющий свою деятельность в дошкольном учреждении общего типа и массовой школе, тьютор, оказывающий индивидуальную поддержку и сопровождение ребенка-инвалида и т.п. Таким образом, профессиональный стандарт педагога является открытым документом, который может быть дополнен и расширен.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

Педагог — ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений — все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. В соответствии с законом, сегодня любая школа вправе реализовывать программы дошкольного образования. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.

Профессиональный стандарт педагога

Ключевая роль в реформировании образования принадлежит педагогу. Главным профессиональным качеством, которое педагог должен демонстрировать своим ученикам, является умение учиться. Мобильность, готовность к переменам, способность мыслить нестандартно, а также самостоятельность и ответственность в принятии решений – это все характеристики профессионала, что можно отнести и к педагогу.

Профессиональный стандарт педагога обязателен к внедрению по нескольким причинам, одна из которых – это несоответствие современным требованиям старых квалифицированных норм. Постановлением правительства было установлено, что полный переход на новые стандарты будет завершен до 1 января 2022 года. К этому времени соответствие профессиональному стандарту будет выступать главным критерием при принятии нового сотрудника на работу.

  • наличие высшего педагогического образования;
  • безупречное знание дисциплин в рамках учебной программы, которая утверждена Министерством образования и науки РФ;
  • умение планировать проведение уроков, а также анализировать их эффективность и осуществлять последующую коррекцию;
  • знать нестандартные методы обучения, которые выходят за рамки традиционных понятий об образовательном процессе;
  • применять индивидуальный подход в работе с учениками, студентами и дошкольниками;
  • уметь объективно оценивать знания;
  • иметь соответствующие компетенции;
  • использовать формы воспитательной работы во время внеклассной деятельности и на уроках;
  • регулировать поведение учащихся и сглаживать конфликтные ситуации в коллективе;
  • стимулировать познавательную деятельность учащихся;
  • практиковать индивидуальный подход и доносить до учеников ценность и значимость знаний;
  • сотрудничать с профильными специалистами;
  • знать особенности развития учащихся в конкретном возрасте;
  • знать и владеть приемами психодиагностики;
  • использовать специфику перехода от игрового процесса к учебному (это важно для педагога, который работает в начальной школе);
  • нести ответственность за успеваемость учащихся;
  • уметь организовывать самостоятельную деятельность детей, которая будет для них залогом всестороннего развития;
  • взаимодействовать с родителями.

Все профессиональные стандарты разрабатываются и составляются профильными ведомствами и министерствами по утвержденному шаблону, который был утвержден приказом Министерства труда РФ №147н от 12 апреля 2013 года. В соответствии с данным приказом текст стандарта педагога в 2022 году структурирован следующим образом:

  1. Стандарт педагога (воспитателя, учителя), который утвержден приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года.
  2. Стандарт педагога-психолога, что утвержден приказом Минтруда РФ от 24 июля 2015 года.
  3. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования для взрослых и детей, что был утвержден приказом Минтруда РФ от 8 сентября 2015 года.
  4. Стандарт специалиста в сфере воспитания. Был утвержден приказом Минтруда РФ от 10 января 2022 года.

Профессиональный стандарт педагога

Причиной для введения министерством профессиональных стандартов послужило неудовлетворительное положение, сложившееся при определении квалификации, которую должны иметь работники в тех областях, которым государство уделяет особое внимание. Действующие до принятия профстандартов нормы имеют лишь рекомендательный характер и не всегда применяются на практике. К тому же некоторые из описаний профессий в сфере образования были утверждены более 20 лет назад и попросту не соответствуют современной ситуации.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам. При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч. 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Более того, если работник в своё время был принят на работу в полном соответствии с трудовым законодательством, смог пройти аттестацию и не имеет нареканий по выполнению своих профессиональных обязанностей, то оснований для его увольнения нет, даже в том случае, если он не в полной мере соответствует введённым нормативам.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада. Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования. Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

Воспитатель должен уметь организовывать все виды деятельности, необходимые для развития дошкольника: предметную, познавательную, игровую. Для этого воспитатель ему следует не только организовывать детей, но и обустраивать пространство и выделять время для самостоятельных свободных игр.