Детям О Правах И Обязанностях В Игровой Форме

Четвёртый конкурс «Права обучающихся в школе»
Вопросы задаются командам по очереди.
А) Право на получение бесплатного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
Б) Право на получение оценки своих знаний;
В) Право на обучение по индивидуальному учебному плану, на ускоренный курс обучения;
Г) Право на платное пользование книжками из библиотеки школы;
Д) Право на отдых, охрану здоровья, медицинскую помощь.
(Ответ: А, Б, В, Д)

Пятый конкурс «Обязанности обучающихся в школе»
Вопросы задаются командам по очереди.
А) Добросовестное учение, посещение уроков согласно расписанию;
Б) Бережное отношение к имуществу школы;
В) Допустимость пропуска учебных занятий;
Г) Уважение чести и достоинства других обучающихся и работников школы.
(Ответ: А, Б, Г)

Физкультминутка для всех «Да! Нет!»
Воспитатель: Давайте поиграем. Я задаю вопрос, а вы, если ответ «да» — встаёте и поднимаете руки вверх, если ответ «Нет» — приседаете, обхватывая голову руками. Ответы такие, если прочитанное мной в пользу человека – говорим «Да!». Если это противоречит закону, говорим «Нет!».
– Россия – наша страна? – Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!
– Можно ли человека обращать в рабство? – Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет!
– Защищён ли человек законом? – Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище другого человека? – Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да!
– Может ли человек владеть имуществом? – Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение? – Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да!

Обучающиеся сидят за двумя столами, разделенные по командам
(команды составлены из детей разных классов),
перед ними воспитатель.

I. Организационный момент
— Обратить внимание на гостей, поздороваться.
— Разминка, настрой на работу.
II. Основная часть
Воспитатель: Сегодня мы собрались на викторину, чтобы поговорить о правах и обязанностях, проверим ваши знания, поиграем в разные игры, связанные с этой темой. У нас две команды, которые вы сами сейчас представите.
Представление команд. Командиры представляют названия команд. Показывая эмблемы, рассказывают о них. Команда «Знайки» и команда «Выполняйки».
Воспитатель: Первым делом нам надо размяться, а поможет нам в этом разминка «Доскажи слово» (ответы хором):
Разминка «Доскажи слово».
1) Мама работала,
Папа трудился,
А я на учебе все находился.
Все, кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на … (отдых)

5) Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на … (жильё)
Воспитатель: Молодцы, правильно закончили стихи, все были активны. Можно приступать к викторине. Готовы?
Дети: Да, готовы! (хором)
Воспитатель: Во время викторины, за каждый правильный ответ, команда получает 1 балл, в конце баллы суммируются и, команда, получившая большее количество баллов, побеждает.

Квест-игра; Дети имеют права

Оборудование и материалы: ширма, куклы би-ба-бо Лиса и Заяц, карта (Приложение 1.), лист А4, белый восковой мелок или свеча, простые карандаши, бусы с контейнерами от киндер-сюрпризов, различные мелкие игрушки, пустой блистер от таблеток, емкость с крупой (горох, фасоль) или макаронами, ватман с расчерченными окошками и крышей, модели членов семьи, воздушный шарик. Шкатулка с замком, ключ к ней, тонкая веревка.

Дети рассматривают карту и решают следовать по ее маршруту, взяв с собой Зайчика. На карте 6 разноцветных кружков (движение по карте начинают в любом из двух направлений), ребята находят соответствующий карте первый круг в группе, выполняют игровое задание и двигаются дальше.

На столе лежит ватман с расчерченными окошками и крышей. Это дом. Дети запоминают, в каком окошке расположен каждый из членов семьи (бабушка, дедушка, мама, папа, брат старший, брат младший и сестра). После этого педагог убирает всех из окошек и просит расставить всех людей по своим местам.

Через различные предметы (ножки столов, стульев, ручки шкафов) протянута веревка. На одном конце веревки находится ключ, а на другом прикреплена шкатулка. Открыть ее можно только протянув через всю веревку ключ для ее замка. После выполнения задания открывают шкатулку, в которой находятся предметы одежды (носочек, майка).

Перед детьми чистый лист бумаги. Педагог говорит о том, что на этом листе засекречена очень важная информация. Кроме стаканчика с простыми карандашами рядом ничего нет. Чтоб ее узнать, надо проделать определенные действия (лист бумаги закрасить простым карандашом). На листе восковым мелком или свечой нарисована ложка.

Правильно, ребята, здесь нарушено одно из самых главных прав человека – право на свободу. Все люди должны быть равны, несмотря на национальность и цвет кожи, и поэтому люди обязаны относиться друг к другу как братья и сестры. Каждый человек обязан уважать право другого человека на свободу и его человеческое достоинство, а не превращать его в раба.

Воспитатель: Вы абсолютно правы. Каждый человек имеет право на жилище, на своё имущество и никто не имеет право отобрать его у него. И каждый человек обязан содержать своё жилище и место нахождения своего жилья (город, улицу, дом, подъезд) в чистоте и порядке.

«Я, фоторепортёр страны Беззакония, высылаю вам фотографии (рисунки) о жизни наших жителей, прошу рассмотреть их и объяснить, какие же права человека нарушаются в нашей стране. Прошу вас выслать к нам посла, который смог бы помочь навести порядок в наших законах. С уважением к вам, житель страны Беззакония”.

Итак, приступаем к игре. Я буду показывать вам фотографии (рисунки) из страны Беззаконии, вы внимательно на них посмотрите, и команда «Права” расскажет о том, какие права человека здесь нарушены, а команда «Обязанности” расскажет о том, какие обязанности необходимо соблюдать в этом случае.

— Мы с вами, ребята, рассмотрим и обсудим все снимки, которые получили из страны Беззакония, камера всё запишет и снимет настоящий фильм, который будет называться «Права и обязанности”, (Выставляю камеру на какую-то высоту) все ваши ответы посол отвезёт в страну Беззаконию.

Детям О Правах И Обязанностях В Игровой Форме

Информационная справка: Право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу закреплено в СК РФ. Кроме того, ребенок имеет право на общение с обоими родителями и другими родственниками даже в случае расторжения брака родителей или их раздельного проживания (ст.ст.54-55 Семейного кодекса).

Информационная справка: В соответствии со ст.12 ФЗ «О полиции» обязанность по регистрации совершенных преступлений возложена на органы полиции, поэтому если у вас в школе украли деньги или сотовый телефон, Вам необходимо сообщить в ближайшее отделение полиции. Законом не ограничен возраст граждан, которые могут обратиться в полицию, поэтому вы можете это сделать самостоятельно, но учитывая , что сотовый телефон покупали родители- целесообразнее написать заявление вместе.

Занятие-игра «Права сказочных героев» для подготовительной группы с ИКТ по проекту ЮНЕСКО «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»

Поэтому я предлагаю вам, прогуляться по страницам детских сказок. Путешествуя по сказкам, мы посмотрим, всегда ли соблюдаются права героев. Где обижают сказочных героев, значит там, нарушают их права. А если герои веселы, счастливы — то их права соблюдаются. Вы согласны путешествовать со мной? (Звучит музыка “В гостях у сказки”)

11 слайд — Воспитатель зачитывает отрывок из сказки. . Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками , стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.

3 слайд — Скажите ребята, какое сейчас настроение у Красной Шапочки?

  • А что произошла с ней потом? (Ответы детей)
  • Права каких героев сказки нарушены и кем? (Ответы детей)
  • Значит, волк нарушил права Красной Шапочки и её бабушки.
  • А какое право нарушил волк? (Ответы детей)

Перед вами на экране герои сказок. Вам необходимо выбрать значок пиктограммы, который обозначает право сказочного героя, или право героя, которое было нарушено в данной сказке. Если вы правильно выбрали значок пиктограммы, то на экране вы сможете прочесть название права. А если вы выбрали значок пиктограммы неправильно, то он исчезнет с игрового поля.

Задачи:

  • способствовать формированию у детей дошкольного возраста представлений о Конвенции ООН “О правах ребенка”, познакомить в соответствующей их возрасту форме с основными правами на примере сказок;
  • способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности;
  • способствовать развитию интеллектуальных и личностных качеств детей — развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от его социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста;
  • продолжать формировать навыки работы с компьютером.

Я рада, что вы не равнодушны к просьбам, помощи к другим людям, хорошо знаете права и обязанности. А когда люди знают и выполняют их, жизнь становится веселей и добрей. И мне очень приятно, что вы захотели помочь жителям страны Беззаконии, переживали за них. Я желаю вам, чтобы в вашей стране никогда не нарушались права человека и чтобы все соблюдали свои обязанности. Растите счастливыми, добрыми, дружными. Умейте отстаивать свои права в любой ситуации, но и не забывайте свои обязанности. Не забывайте эту книгу. Она всегда вам подскажет и поможет в жизни.

Дети: В ней говорится о том, что все люди должны знать свои права и относиться друг к другу с уважением.
Воспитатель: Да, ребята у всех людей есть права и обязанности. О них написано в этой книге. Как вы думаете, у детей есть права?
Дети: Есть.
Воспитатель: Какие они, по-вашему?

— Мы с вами, ребята, рассмотрим и обсудим все снимки, которые получили из страны Беззакония, камера всё запишет и снимет настоящий фильм, который будет называться «Права и обязанности”, (Выставляю камеру на какую-то высоту) все ваши ответы посол отвезёт в страну Беззаконию.
А кто из вас, ребята, может сказать, почему мы всегда говорим: «Права и обязанности”, как будто это одно целое?
Дети:
Каждый человек имеет права и обязанности, которые он должен соблюдать. Это как одно целое.

Слайд: 20
Воспитатель: Ой, какое безобразие творится в стране Беззаконии! Я как будто слышу чей–то крик и плач. О чем рассказывает нам эта фотография? О чем забыл папа мальчика?
Ответы детей команды:
«Права» — не имеет право обижать.
Воспитатель: А какие обязанности должны соблюдать родители и дети?
«Обязанность» — обязаны воспитывать своих детей.
Воспитатель: Да, вы сказали всё правильно: «Никто не имеет право обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать. Родители обязаны воспитывать своих детей, кормить, одевать их, покупать им книги и игрушки, давать образование, а дети обязаны слушать своих родителей, любить и уважать их, заботиться о них в старости”.

Рекомендуем прочесть:  После Исполнения Исполнительный Лист Не Возвращается

«Обязанность» — ребенок обязан спросить разрешение.
Воспитатель: Правильно, дети, нельзя вмешиваться в личную жизнь других людей. Входить без разрешения в чужой дом, читать чужие письма. Прежде чем взять чужую вещь, игрушку, каждый человек обязан спросить разрешения.

Буратино: Здравствуйте, ребята! Как здорово, что все вы учитесь в школе! У вас много хороших учителей! Они вас учат не только математике и русскому языку, благодаря учителям вы учитесь и дружить, и любить, и уважать старших. Я тоже хотел учиться в школе. Мой папа Карло даже подарил мне азбуку. Расскажите, на какое мое право надеялся мой папа, когда отправил меня в школу?

Золушка: Здравствуйте, друзья! Приключилась со мной страшная несправедливость. Мачеха моя заставляла работать меня и днем, и ночью! Я выполняла всю работу по дому! Когда мои сестры и мачеха отправились на бал, то мне было велено пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы под мачехиным окошком, перебрать гречку и горох. Слава Богу, помогла мне моя крестная! Хочу я, ребята, обратиться в суд на свою мачеху. Расскажите, какие мои права нарушены?

Дюймовочка: Здравствуйте, друзья! Я – Дюймовочка! Не легка моя жизнь. Однажды ночью лежала я в своей постельке, как вдруг в окно вскакивает безобразная жаба. Схватила она скорлупку, в которой я жила, вместе со мной и отнесла ее на середину реки на лист кувшинки. Жаба хотела, чтобы я стала невестой ее сына. Проснулась я, увидела, куда попала, и залилась горючими слезами: уж очень мне захотелось к маме вернуться! Расскажите, ребята, какое мое право нарушено?

4) Маугли: «Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?» (Согласно Конвенции о правах ребенка, дети любых национальностей, пола, расы имеют равные права и обеспечиваются защитой до 18 лет.)

— Однажды Антуан де Сент – Экзюпери сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова – это не только урок нам, живущим в XXI веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А продолжение этой красоты в том, что все мы — люди этой планеты. А что было бы, если бы все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? (Ответы учащихся).

Под музыку мы будем выполнять различные движения, но, отдыхая, вы должны будете внимательно слушать отрывки из песен. После физминутки вы ответите на такой вопрос: «На какие права указывает каждая из песен?». Каждый, кто правильно ответит, получит жетон и таким образом пополнит их количество для своей команды.

Дети заходят в класс под музыку «Улыбка». Им предлагается задание — выбрать себе понравившееся по цвету яблоко. На столах лежат яблоки красного и зелёного цвета. Учащиеся, которые выбрали зелёное яблоко, садятся за 1 стол, а те, которые – красное, садятся за стол №2. Вот так мы и разделились на две команды.

У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите, у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, сюда пришли замечательные дети.

Оборудование: задания в конвертах (приложения), памятка о правах и обязанностях, буклет, яблоки двух цветов: красные и зелёные, выставка книг «Права ребёнка», жетоны, ножницы, цветная бумага, медиапроектор, файлы детских песен «Моя семья», «Чему учат в школе», «Улыбка», «Большой хоровод», «Тяп-ляп», «Песенка о лете», «Буратино», «Солнечный круг», минусовка «Дорогою добра», модель земли – глобус (Документы: Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Всеобщая Декларация прав человека).

  • Обучающие: обобщить знания детей об их правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
  • Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • Воспитывающие: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

— Но о детях заботятся не только в семье. После 2 мировой войны — 24 октября 1945 года возникла Организация Объединенных Наций (ООН ), её главная задача защищать права человека во всём мире. 20 ноября 1989 года эта организация приняла очень важный документ «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция – это договор, который должен обязательно исполняться. В нём говорится, что государства, подписавшие его, взяли на себя обязательства заботиться о детях. Наша страна тоже подписалась под этим документом.

  1. Бондаренко О. А. Права ребенка в Российской Федерации : конституционно- правовой аспект // Юристъ — правоведъ. — 2010. — N 1
  2. Конвенция ООН « О правах ребенка» от 20 ноября 1989 года/ Конвенция ООН о правах ребенка — извлечения. // Семейный Кодекс РФ с краткими комментариями. М., 1996. (с учетом поправок , внесенных законами РФ р поправок к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6 , от 30.12.2008 № 7)

Дидактический альбом «Большие права маленького ребёнка» позволяет не только активно включить воспитанников в продуктивную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает педагогу донести до воспитанников трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование альбома необходимо при обучении детей дошкольного возраста на данном этапе жизни.

Ребенок сам приклеивает транспорт на определенное место. По дорожке проводит пальчиком и смотрит, куда привез его этот транспорт. Спросите ребенка, сможет ли он доехать до острова в море на машине и так далее. Куда бы он хотел отправиться в путешествие. Куда он уже ездил со своими родителями.

Государства — участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Игра Путешествие по стране Правознайке

Цель: познакомить с декларацией прав человека; дать представление о правах ребёнка; формировать представления о правах и обязанностях школьника; дать возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путём обсуждения.

У каждого человека есть право на жизнь, свободу, поиски счастья. Одновременно у каждого есть и обязанности. Каждый человек должен быть честным по отношению к другим людям, всегда помогать им, никого не обижать. Даже самые маленькие дети имеют определенные обязанности. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей. Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду – в школе, на улице, в общественных местах, на природе. А теперь давайте вспомним какие же обязанности есть у школьников.

Мы сегодня очень хорошо пообщались: узнали права и обязанности, поговорили о хороших поступках и плохих. Главное вы должны помнить, что вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми.

Интеллектуально-развлекательная игра для младших школьников «Я — ребенок

Этот документ должны знать всё дети мира: Конвенция потому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают — из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый. Знает ли свои права ребенок? Об этом и подумало Мировое сообщество, принимая Конвенцию о правах ребенка. Она начинает действовать, когда человек делает первый вздох — вступает в жизнь.
Вспомним историю, как раньше обстояли дела с правами ребенка? В древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы. Во Франции в старину детей, которые были в тягость, родители продавали нищим. В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось много приютов для младенцев, которых бедные родители подбрасывали «добрым людям».
В Конвенции о правах ребенка записано «… Ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе». Эта охрана и забота возлагается на родителей ребенка. Семья – маленькое государство, где действуют свои порядки и обычаи.
К сожалению, нередко случается так, что ребенок остается без родителей по той или иной причине, следовательно, нарушается одно из правил Конвенции – право на семью.

КОНКУРС № 5 Эскиз обложки (коллаж)
Составьте эскиз обложки важного документа, с которым вы сегодня познакомились. Для этого вспомните, какой организацией он был принят? Когда? Как называется документ? Когда команды приготовят свои эскизы, на слайде демонстрируется обложка Конвенции о правах ребенка.

В лютый мороз ребенка не пустили в школу из– за того, что он был один не в форме, предусмотренной в школе. Поэтому он пошел гулять по городу, так как у него дома никого не было. Вечером он все рассказал маме, и она пошла к директору, на что директор ответил, что их школа предусматривает специальную форму, а если не нравится, — переходите в другую школу.

4. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Нарушает ли он права ребёнка? Какие? (Статью 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию».)

Учительница заявила своим ученикам, что ей надоели письменные работы, ответы на которые, как она считает, они списывают. И поэтому сказала, что она будет вызывать учеников на перемене и опрашивать их. Когда один из учеников сказал, что так нельзя, так как перемена – это личное время учеников, учительница ответила: «А зачем она вам в школе? Вы здесь для того, чтобы учиться».

Совет: не заставляйте ваших детей подолгу сидеть за столом, перебирая игровые карточки. Сохраняйте их двигательную активность. Включайте в игровой процесс физминутки и логоритмические упражнения, соответствующие теме.

Игра «Юный правовед» является обучающей и разработана в помощь воспитателям ДОУ и родителям для организации совместной деятельности по изучению детьми правовых основ. Имеет большой педагогический потенциал. Вариативность игры способствует охвату детей разных возрастов и с разным уровнем знаний.

  • Дети учатся взаимодействовать в коллективе.
  • Получают информацию о правах и обязанностях, учатся их различать.
  • Имеют возможность демонстрировать свою компетентность.
  • Учатся ставить цель и добиваться результата.
  • Яркие красочные карточки, чёткие, графичные и понятные схематичные композиции, правильный шрифт без лишних элементов — всё это позволяет детям легко ориентироваться по ходу игры, запоминать и сопоставлять разные формы подачи информации.

Предлагаемая игра помогает дошкольникам изучать и закреплять правовые основы, воспитывает уважительное отношение к правам человека, формирует у ребёнка чувство собственного достоинства, а также правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, развивает его эмоционально-личностные качества.

В современном обществе огромную роль играет правовое образование граждан. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. С самых первых шагов, которые ребёнок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знания норм права должны оказывать ему помощь. Наша задача — дать детям эти знания в очень корректной, увлекательной, адекватной их возрасту форме.

Ведущим является взрослый, участниками — дети. Каждому участнику игры раздаются карточки-схемы или текстовые карточки (ориентир на знания, умения и навыки ребёнка). Взрослый поочерёдно предлагает детям сюжетные карточки. Ребёнок должен соотнести сюжет карточки с информацией, находящейся в секторах карточек-схем или текстовых карточек. Ребёнок берёт себе карточку и вставляет её в кармашек в том случае, если сюжет совпадает с информацией в одном из секторов. (В процессе узнавания сюжета ведущий может включать различные методические приёмы: ролевые инсценировки, упражнения на развитие эмоциональной сферы, составление сюжетных мини-рассказов и диалогов, логоритмические и игровые упражнения.)

Правовое воспитание в ДОУ – формируем у детей гражданскую позицию

  1. «Попроси вежливо» (право на владение имуществом и его неприкосновенность). Ребёнку предлагается попросить у товарища на время его игрушку. Сделать это нужно вежливо, взамен можно предложить поиграть со своей вещью.
  2. «Сказка наизнанку» (любой человек имеет право на своё личное мнение). Это настольный либо кукольный театр по мотивам знакомой сказки. Дошкольники могут придумать свой вариант с изменёнными характерами персонажей и разыграть его. Сюжеты могут быть самыми неожиданными. Например, колобок будет злым, хочет отравить лесных жителей, а лиса, наоборот, доброй, стремится спасти их. Или добрый волк и сердитая Красная Шапочка.
  3. «Сказка идёт по кругу» (право иметь своё мнение и свободно выражать свои мысли). Дошкольники все вместе придумывают сказку: один её начинает, а остальные пооочерёдно сочиняют продолжение.
  4. Воспитатель предлагает закрыть глаза и вообразить себя, например, маленькой букашечкой. Дети должны прочувствовать беззащитность этого существа, рассказать о своих ощущениях и о том, как нужно вести себя окружающим, чтобы насекомое было уверено в своей безопасности. Таким образом, ребята закрепляют понимание права на жизнь и её неприкосновенность.
  5. «Детский сад мой мечты». Педагог даёт ребятам задание — придумать свой детский сад, в котором бы отсутствовали привычные правила (занятия, режим дня и пр.) и придумать свой, рассказать, что там будут делать дети. Выслушав несколько рассказов, воспитатель подводит малышей к выводам, чем может закончиться такое поведение и почему в любом обществе должен соблюдаться порядок.

Важные нравственные качества воспитывает игра «Спасатели»: ребята уясняют ценность человеческой жизни и то, что каждый человек имеет право на помощь и спасение в трудной ситуации. Правовому воспитанию способствует и моделирование сценок из семейной жизни («Семья», «Дочки-матери»): дошкольники понимают, что каждый имеет определённые обязанности по дому, а взрослые несут ответственность за своих детей.

Поскольку правовые понятия довольно сложны для дошкольников, то задача педагога — максимально заинтересовать детей познавательной деятельностью. Здесь очень важна увлекательная мотивация. Например, воспитатель приглашает ребят отправиться в необыкновенную Страну имён. Каждый ребёнок сможет превратиться в вагончик — для этого нужно назвать своё имя.

  1. Дать детям представление о собственных правах и обязанностях.
  2. Учить их оценивать своё поведение и поступки других людей согласно правовых норм.
  3. Учить разрешать конфликты нормативными способами с учётом позиций и потребностей окружающих людей.
  4. Воспитывать в детях такие личностные качества, как активность и инициативность, самостоятельность и вежливость, уважение к другим людям.
  5. Развивать в ребятах интерес к себе, собственному внутреннему миру, в дальнейшем это трансформируется в потребность к самосовершенствованию.
  6. Знакомство с основными правовыми документами, которые координируют отношения между людьми (включая международные).

Универсальным средством создания правового пространства в ДОУ является игра. Она помогает познать дошкольнику окружающий социальный мир, овладеть навыками правового общения и поведения, наработать свой личный опыт. Игры данной тематики могут быть различных видов: словесные, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, игры на воображение, подвижные, игры-драматизации, игры-путешествия (например, по глобусу).

Ваш психолог

Ход занятия
-Дети, кому из вас нравится слушать стихи? (Ответы детей). Некоторые из вас берут в библиотеке книги, в которых напечатаны стихи, и читают их с удовольствием, другие – откладывают эти книги в сторону. Сегодня в разговоре с вами о ваших правах и обязанностях я возьму в помощники себе именно стихи, к которым многие относятся равнодушно. И на нашем занятии вы сегодня услышите хорошие стихи, а также познакомитесь с вашими правами и обязанностями. Послушаем отрывок из стихотворения
С.Михалкова «Разговор с сыном» и подумаем, почему раньше, много лет назад не все дети могли учиться.
… А раньше, много лет назад,
Страною правил царь.
И были не у всех ребят
Тетради и букварь.
Учились дети богачей:
Сынки купцов, дворян.
Немного в школу шло детей
Рабочих и крестьян.
— Почему? (Ответы детей).
Теперь все дети имеют право на образование, и образование у нас бесплатное.
— А сейчас я вам прочту другое стихотворение, а вы подумайте, о каком праве здесь говорится:
Аптека.
Заходи быстрей в аптеку
Там дежурят день и ночь,
Чтобы встретить человека
И всегда ему помочь.
Входишь – чисто и светло,
Всюду мрамор и стекло.
За стеклом лежат в порядке
Банки, капли, порошки.
— О каком праве идет речь? (Ответы детей).
Да, это право на жизнь и охрану здоровья. В законе РБ «О правах ребенка» предусмотрены не только охрана здоровья ребенка, но и неприкосновенность личности, защита от физического и психического насилия. Никто не имеет права жестоко обращаться с ребенком, оскорблять его, заниматься непосильным трудом, а также попрошайничать, играть в азартные игры, пить алкогольные напитки. Государство следит за тем, чтобы все окружающие, в том числе родители, родственники, а также знакомые и незнакомые люди не причиняли вред детям.
В законе РБ «О правах ребенка» указаны и права и обязанности ребенка. Не бывает прав без обязанностей. Если ребенок хочет, чтобы его права уважали, то он должен соблюдать этот Закон и все другие, считаться с Государством и обществом, слушать родителей и быть к ним внимательным, беречь природу, а также все, что создано руками человека.
Береги вещи
Вещи сами не растут
Вещи сделать – нужен труд
Карандаш, тетрадь, перо,
Парты, доски, стол, окно,
Книжку, сумку береги:
Не ломай, не мни, не рви!
— О какой обязанности идет речь? (Ответы детей).
Стихотворение «Улица» также напоминает вам о ваших обязанностях.

Кто больше вспомнит
Детям предлагается назвать сказки, басни, стихи и др. произведения, где есть покушение на права героев. («Колобок» — у героя хотят отнять жизнь заяц, лиса и волк; «Терем-теремок» — медведь отнимает дом у других животных; «Волк и ягненок» — волк покушается на жизнь ягненка).

Кривое зеркало
Учитель читает текст, где дается описание типичной ситуации взаимоотношений и общения, которая возникает постоянно в классе. В читаемом тексте сделаны пропуски имен. Ученики должны предложить сами имена сверстников. При организации игры надо соблюдать осторожность, чтобы не обидеть детей.

Цель: — продолжать знакомить детей с их правами и обязанностями;
— довести до сознания детей, что их человеческие права всегда сопряжены с обязанностями;
— воспитывать такие нравственные понятия, как уважение личности, чувство собственного достоинства, чувство ответственности, развивать интерес у детей к чтению стихотворений.

— Как поэт назвал бросившего бумагу? Почему нельзя так поступать? А теперь отгадайте загадку:
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвостик колечком (Собака).
— В ответ на заботу о нас, как мы должны относиться к ним? (Ответы детей).
Ромашка
На лугу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке –
Белый с желтеньким глазком.
Я цветок сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит: «Не тронь!»
— Ребята, берегите природу! Приумножайте ее богатства.
В конце занятия ребята еще раз перечисляют свои права и обязанности.

Ведущий: Воспитатели нашего детского сада профессионалы своего дела, могут дать ответы на любые вопросы родителей. Да и родители, я думаю, научились уже чему-то у наших педагогов и сейчас попробуют сами разрешить несколько конфликтных ситуаций.

  • Организовать совместную деятельность родителей;
  • Способствовать контакту между педагогами и родителями;
  • Совершенствовать навыки педагогов профессионально и корректно отвечать на вопросы родителей;
  • Развивать коммуникативность, навыки диалогического общения.
  • Как научить ребенка выразительно рассказывать стихотворение?
  • Мой ребенок боится собак и кошек. Что делать?
  • Как ребенка пяти лет приучить к самостоятельности?
  • Ребенок боится посещения врача. Что делать?
  • Мой ребенок не реагирует на замечания. Что вы посоветуете?
  • Ребенок все время играет, не хочет заниматься. А ему еже пять лет, пора готовиться к школе. Как его заставить?
  1. Это права, с которыми дети постоянно встречаются в жизни: право на имя, право на любовь и ласку, право на игру, право на уважительное к себе отношение, на защиту от жестоких наказаний и т.д.
  2. Права, которые наиболее часто нарушаются: право детей на выражение своего мнения, своих взглядов, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия и т.д.
  3. Права, знание которых может способствовать развитию интереса к социальным явлениям: право на образование, на жилище и семью, на полноценное питание и т.д.

Инструкция. Представьте, что вы — аэронавты, путешествующие на воздушном шаре. Набрав высоту, шар вдруг начинает стремительно падать вниз. В качестве балласта в корзине находятся «мешки» с названиями прав ребенка. Нужно оставить только три из них, чтобы шар вновь набрал высоту.

Король:
— Ребята, я думаю, что вы умеете дружить. Я предлагаю вам составить кодекс дружбы, используя пословицы, которые нужно собрать из слов. Слайд 11
Относись, к людям, так, к тебе, как ты бы, чтобы относились, хотел.
Легко, найти, сохранить, друзей, да трудно.
Друга, а найдёшь —, ищи, береги.
Друг, за друга, выиграешь, стой, бой.
Доброе, богатства, лучше, братство.
Дерево, сильно, друзьями, а человек, корнями.
Пока участники выполняют задание, звучит песня «Когда мои друзья со мной» (сл. М. Танича, муз. В. Шаинского).

Король:
— У каждого народа есть свои традиции, обычаи, культура. То, что для одних народов является нормой, у других народов вызывает смех, у третьих – негодование. Подобно различиям в культурах, существуют различия в праве, которые также способны вызвать различные эмоции у иностранцев.
— Выберите законы, которые существуют или когда-либо существовали в разных странах мира. Если ответ верный, с другой стороны будет картинка.
1. Правонарушением считается использование более двух цветов при покраске дома. Слайд 14
2. Запрещено выгуливать собаку на поводке хозяина.
3. Общественным организациям запрещено встречаться, если их члены одеты в одинаковые костюмы.
4. Домовладельцы могут быть оштрафованы в случае, если они не снимут рождественские украшения до 14 января.
5. Запрещается задерживать перелётных птиц, летящих с юга.
6. Противозаконным считается откусывать от чужого гамбургера.

Всех приветствуют король и королева королевства Закония (одеты в нарядную одежду, на плечах — мантии, расшитые словами: закон, право, кодекс, мораль, гражданин, конституция и др.).
Король:
— Здравствуйте, дорогие ребята! Приглашаем Вас совершить путешествие в наше королевство Законию. Мы наблюдали за вами и увидели, что многие ребята думают, что у них есть права, что им все кругом обязаны, а они никому ничем не обязаны. А вы как думаете?
— А нужно ли соблюдать права других людей?
Королева:
— Давным-давно, тысячи лет назад на нашей планете появились люди. Тогда и появились вопросы. Слайд 4
Что люди могут и что не могут?
Что они обязаны делать и что не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?

Король:
— Сказочные герои расскажут о ситуациях, в которые они попали, а вы, ребята, назовите, какое право было нарушено.
Василиса Прекрасная: Слайд 8
— Кощей Бессмертный похитил меня из родительского дома, запер в неприступной башне и силой хотел на мне жениться. Какие права нарушил Кощей Бессмертный? (Право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь и др.)
Буратино:
— Хитрые разбойники кот Базилио и лиса Алиса украли у меня деньги. А Карабас Барабас вообще схватил меня, отнёс в кладовую кукольного театра и повесил на гвоздь. А ещё он хотел бросить меня в огонь. Какие права были нарушены? (Право владеть имуществом и никого нельзя произвольно лишать своего имущества)
Золушка: Слайд 9
— Злая мачеха заставляет меня трудиться с утра до ночи. То — пошей платья, то приберись в доме, то перебери крупу. Ни одной свободной минутки! Какие права нарушены? (Право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня)
Красная Шапочка:
— Злой и коварный Серый Волк прикинулся совсем не злым, разузнал, как попасть в домик к бабушке и проглотил мою бабушку и меня. Какие права он нарушил? (Право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность)

Король:
— У каждой страны есть своя история. Ответьте на мои вопросы: Слайд 6
1. Назовите первое государство на территории Беларуси. (Великое Княжество Литовское)
2. Как назывался первый свод законов на территории Беларуси? (Статут Великого Княжества Литовского)
3. Когда образовалась Республика Беларусь? (1991 г.)
4. Назовите Основной закон Республики Беларусь. (Конституция Республики Беларусь)
5. Как называется документ, в котором перечислены гражданские, политические, социальные, культурные права, которыми должны быть наделены люди во всём мире? (Всеобщая Декларация прав человека, 1948 г.)

Конспект презентация к внеклассному занятию по теме; Я и мои права

Вы уже знаете, что жизнь – это не только развлечения и радости. Это и нелёгкий труд. Те люди, которые заранее готовились к встрече с жизнью, как правило, проживали её интересно. Хуже бывает тем, кто привыкает жить за спинами родителей, других людей. Все препятствия им приходится брать с боем. Сегодня мы проведём деловую игру «Я и мои права». Вы поделены на три команды. В каждой команде есть капитан. Капитан следит за порядком в команде, отвечает на задания после всеобщего обсуждения. Каждая команда в ходе игры будет получать жетоны, в случае правильного ответа. В конце занятия мы подведём итоги.

— Поскольку «Декларация о правах человека» – это международный документ, предлагаю вам встать и, взявшись за руки, изобразить земной шар. Давайте немного отдохнём и поиграем. Игра называется «Музыкальная минутка». Под музыку мы будем выполнять различные движения, но, отдыхая, вы должны будете внимательно слушать отрывки из песен. После нашей «минутки» вы ответите на такой вопрос: «На какие права указывает каждая из песен?». Каждый, кто правильно ответит, получит жетон и таким образом пополнит их количество для своей команды.

— Спасибо, ребята, что обсудили данную тему. Сейчас предлагаю вам сыграть ещё в одну игру. Называется она «Выбери нужное слово…». На правовое дерево вам нужно будет повесить правовое яблоко, на котором написано слово, которое встречалось сегодня на уроке и больше всех понравилось. Объясните, почему вы выбрали именно это слово.

А теперь подведём итог занятия. Капитаны команд, поднимите жетоны, которые заработала ваша команда. Посмотрите, нет команды, которая не получила бы жетоны. Сегодня мы узнали лишь о некоторых правах и обязанностях. В дальнейшем мы будем говорить и о других правах и обязанностях на других уроках.

Методическая разработка «Наши права и обязанности» (деловая игра)

воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, развивают умение оценивать свою работу и работу своих друзей. В процессе деловой игры, направленной на развитие правовой культуры воспитанников, стараюсь решить следующие задачи:

У нас есть 6 станций: станция «Музыкальная», станциия «Физкультурная», станция «Сказочная», станция «Угадайкино», станция «Интеллектуальная», станция «Фольклорная». На каждой станции задания вам будет давать специалист: на станции «Музыкальная» — это____, на станции «Физкультурная»-_________, на станции «Сказочная»- __________,на станции «Угадайкино»- __________, на станции «Интеллектуальная»- ______, на станции «Фольклорная»- ______.

Я считаю актуальной активизацию работы по пропаганде и разъяснению законодательства среди воспитанников, поскольку оно позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности, связанные с развитием мышления и речи, практические навыки действия в социальной сфере. Занятие в форме деловой игры, направленное на правовое воспитание личности воспитанника, оказывает огромное влияние на формирование его мировоззрения. Работа в группах, позволяет воспитанникам учиться размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически

Все приобретенные материалы помогают участникам команд выполнить коллаж на тему: «Наши права и обязанности» на последней станции «Творческая». Коллаж оформляется с помощью цветных карандашей, клея, фломастеров. Главное – оригинальность работы, красота и доступность. Данная работа заканчивается через 7 минут после окончания игрового времени.

Слабое знание воспитанниками правовых норм самым отрицательным образом сказывается на повышении преступлений, совершаемых несовершеннолетними подростками, увеличением проявлений незнания и неуважения к закону. Деловая игра «Наши права и обязанности» направлена на формирование у подростков гражданской ответственности и правового самосознания, а также расширение представления воспитанников об их правах и обязанностях. Активное применение ситуаций правовой ориентации в игре способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. Повышение правовой культуры воспитанников поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву. Путём практических действий в процессе деловой игры происходит усвоение знаний. В ходе игры осознанно создаются игровые ситуации, в ходе которых подросток должен делать выбор, принять какую – либо позицию. Таким образом, формируется опыт правового поведения.

Конспект конкурсно-игровой программы; Правовой лабиринт

Конспект конкурсно – игровой программы «Правовой лабиринт»
Автор: Вершкова Татьяна Владимировна, воспитатель МКОУ «Детский дом № 6»
Цели: 1. Формирование правовой грамотности и осознанного нравственного поведения. 2. Закрепление знаний Конвенции о правах ребёнка, Декларации прав человека. 3. Развитие умения отстаивать свои права и воспитание чувства ответственности. 4. Воспитание сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их. Форма проведения: игра- конкурс Участники: дети младшего, среднего и старшего школьного возраста Оборудование: два больших стола, стулья; техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор; карточки с заданиями, бумага, ручки, «чудесный мешочек» с мелкими игрушками, памятки, таблички с названием команд.

Ход мероприятия:
Слайд 2
Выходят чтецы.
1-й чтец: Всё лучшее, что в человеке есть: Его права и жизнь его, и честь, А жизнью пользуясь по праву, Я гордо говорю: имею право!
2-й чтец: Свободно жить под солнцем и луной, И восхищаться красотой земной; Не быть рабом и пыток не терпеть, А песню жизни вдохновенно петь;
1-й чтец: Могу я погостить за рубежом, Потом вернуться в свой любимый дом; Свободу мысли, слова я имею, Но совесть есть, грубить другим не смею.
2-й чтец: А подрасту — поможет мне держава Работу выбрать – имею право. Ну а пока я – ученик: Учу уроки, подаю дневник…. Досугу — час, А школе — всё внимание. Использую я право, На образование.

7. Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).
5 Задание: «Отгадай кроссворд». По горизонтали: 1. По Конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста. 2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ……………. деятельностью. 3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый? 4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет. По вертикали: 1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления? 2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день.