Категория объекта территории по степени потенциальной опасности

ж) организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.

1. Настоящие требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее — объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

г) беспрепятственный доступ на объект (территорию) сотрудников территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

12. К потенциально опасным участкам объекта (территории) относятся территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объекта (территории), на которых используются, хранятся или эксплуатируются взрывопожароопасные и опасные химические вещества и аварии на которых, в том числе аварии, произошедшие в результате совершения террористического акта, могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями.

в) сбора, обобщения и анализа выявленных фактов скрытого наблюдения, фото- и видеосъемки объектов (территорий) неизвестными лицами, провокаций сотрудников охраны объектов (территорий) на неправомерные действия, проникновения посторонних лиц на объекты (территории), беспричинного размещения посторонними лицами перед зданиями (строениями, сооружениями) или вблизи объектов (территорий) вещей и транспортных средств;

«объект» — комплекс технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельное здание, строение и сооружение, размещенные на обособленной территории (акватории), границы которой установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, и принадлежащие на праве собственности, аренды или ином законном основании физическим и юридическим лицам, которые осуществляют деятельность на территории Российской Федерации и иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;

4. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обеспечить методическое руководство разработкой федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам.

3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной штатной численности, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных этим федеральным органам исполнительной власти федеральным законом о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.

2. Федеральным органам исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» обеспечить в 6-месячный срок со дня официального опубликования настоящего постановления подготовку и принятие в установленном порядке нормативных правовых актов в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.

«сооружение» — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Категорирование объекта

  • Объектами первой категории. На территории помещается более одной тысячи человек
  • Областями второй категории. На площади объекта может одновременно находиться 200-1000 человек
  • Местами третьей категории. Проходимость составляет порядка 50-200 человек
  • Здания четвертой категории. Имеют менее 50 посетителей в один период времени

Органы ФСТЭК РФ уполномочены на подготовку предписаний по категорированию сооружений и установлению режимных зон внутри зданий. Согласно актам, выпущенным этой федеральной службой, все общественные помещения можно подразделить на виды по критерию характера и масштаба возможного ущерба. В зависимости от потенциального вреда их делят на следующие типы:

Процесс категорирования подразумевает использование разнообразных критериев отбора. Схема классификации определяется в зависимости от типа места массового скопления людей. В числе основных постоянных параметров можно назвать прогнозируемое количество пострадавших и сумму материальной компенсации за нанесенный ущерб.

Важную роль играет размер потенциального вреда после преступных посягательств, характер и количество ценностей, сложность сохранения безопасности. Основным документом, регламентирующим процедуру категорирования помещений и территорий, является ГОСТ Р50776-95.

В федеральном законодательстве не выделено единой формы акта категорирования объекта. Некоторые ПП РФ содержат уточнения по оформлению документа в отношении мест массового скопления людей. Заинтересованные физические лица могут найти образцы и правила составления рассматриваемого акта на сайтах контролирующих государственных органов власти.

Что такое классы опасности производственных объектов

  • осуществляется хранение и уничтожение химического оружия;
  • производят специальную химию;
  • шахты угольной промышленности;
  • другие производства, где осуществляются подземные горные работы, сопряженные с риском взрыва либо внезапного выброса газа или пыли, выброса породы или горного удара, прорыва воды в выработку.
  • предприятия, осуществляющие бурение или добычу нефти, газа, газового конденсата, если возможны выбросы такой продукции с содержанием более 6% сернистого водорода;
  • сети газораспределения и газопотребления, на которых осуществляется транспортировка природного газа под давлением более 1,2 МПа или сжиженного углеводородного газа под давлением более 1,6 МПа;
  • производства, где осуществляется расплав металлов на оборудовании мощностью свыше 10000 килограммов;
  • опасные производственные объекты подземных горных работ, не отнесенные к I категории опасности, а также открытых горных работ мощностью свыше 1 миллиона кубометров в год, производства по переработке угля или других горючих сланцев.
  • I — если это угольная шахта или другая подземная добыча, где происходят внезапные события вроде выбросов пыли, газа, воды, горной породы;
  • II — если это наземное производство, где ведутся открытые горные работы, в результате которых объем разрабатываемой горной массы превышает 1 миллион кубометров в год;
  • III — если здесь обогащаются полезные ископаемые или ведутся открытые горные работы, обеспечивающие объем разработки в пределах от 100 тысяч до 1 миллиона кубометров в год;
  • IV — если это небольшое производство для ведения открытых горных работ мощностью до 100 тысяч кубометров разработки ежегодно.
  • федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ, посвященный вопросам промышленной безопасности;
  • приказ Ростехнадзора от 25 ноября 2022 года N 495, определяющий порядок ведения Единого государственного реестра;
  • федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ о техническом регулировании;
  • федеральный закон от 27.07.2010 N 225-ФЗ об обязательном страховании ответственности собственников ОПО;
  • другие нормативные документы.

Задать вопрос

Федеральный закон 116-ФЗ в части 3 статьи 2 указывает, сколько классов опасности производственных объектов выделяется законодательством. В общей сложности их выделяют 4, среди которых первый представляет собой группу с наиболее высоким уровнем угрозы, а четвертый — с наиболее низким. В свою очередь, как отмечается в данном разделе этого нормативно-правового акта, уровень опасности каждого конкретного предприятия определяется на основании степени вероятности возникновения аварии на производстве. Кроме этого, при определении класса опасности учитывается вероятное влияние такого негативного события на жизненно важные интересы отдельных граждан и общества в целом.

До недавних пор жаркие дискуссии вызывал вопрос применения значений критериев, указанных в Классификации ЧС, особенно, в части размера материального ущерба. Например, для присвоения объекту ТЭК низкой категории опасности достаточно было, чтобы материальный ущерб при совершении незаконного акта на объекте попадал в диапазон от 100 тысяч до 5 миллионов рублей. При этом территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (зона ЧС) не должна была выходить за пределы одного муниципального образования (ЧС муниципального характера).

Для этого обратимся к нормативно-правовой базе. Согласно пункту 3 Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 459), категорирование объектов осуществляется на основании критериев, которые определяются исходя из значений следующих показателей:

Согласно данной классификации чрезвычайные ситуации могут иметь локальный, муниципальный, межмуниципальный, региональный, межрегиональный и федеральный характер. Каждому из перечисленных видов соответствует своя зона ЧС, количество погибших и (или) получивших ущерб здоровью людей, а также размер материального ущерба.

О том, какое ЧС соответствует той или иной категории опасности объекта ТЭК, нам говорит пункт 4 Положения об исходных данных, согласно которому к низкой категории опасности относится объект, на котором в результате совершения акта незаконного вмешательства возникает ЧС муниципального характера.

Рекомендуем прочесть:  Для чего нужна нейтральная передача на механике

Внесение изменений в Классификацию ЧС способствовало тому, что субъекты ТЭК в расчетах показателей социально-экономических последствий (коими и являются критерии категорирования) совершения на объектах актов незаконного вмешательства начали предоставлять более объективные данные и, тем самым, привело к сокращению количества случаев занижения субъектами ТЭК категории опасности объекта.

В настоящее время все больше собственников объектов ТЭК приводят документы (акт категорирования, акт обследования и паспорт безопасности) в соответствии с действующим законодательство. Это вызвано разными факторами, в том числе такими как проверки надзорных органов с дальнейшими требованиями о приведении в соответствие системы инженерно-технического оснащения и физической защиты объекта ТЭК, что за собой влечет финансовые затраты.

Перечнь потенциально опасных объектов ТЭК должен формироваться исходя из требований пункта 12 статьи 2 и пункта 4 статьи 5 Федерального закона № 256, « О безопасности объектов ТЭК» а также пункта 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 05 Мая 2012 г. N 459 «Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно — энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования»). в Перечень объектов ТЭК как потенциально опасные объекты должны войти :

Одним из способов приведения в соответствии с действующим законодательством документов (акт категорирования, акт обследования и паспорт безопасности) является повторное обследование объекта и принятие по нему комиссионного решения подлежит ли объект категорированию, соответствует ли ранее присвоенная категория объекту ТЭК.

Целью категорирования объектов должна быть «дифференциация требований к системе антитеррористической и против криминальной защиты объектов ТЭК, обеспечивающей минимально необходимые и достаточные уровни защищённости объектов в соответствии с их категориями потенциальной опасности, с учетом критериев оценки возможного ущерба интересам личности, общества и государства, который может быть нанесен преступными действиями в случае невыполнения требований, предъявляемых к системе антитеррористической и против криминальной защиты объекта (включая полное отсутствие системы) и/или нарушения условий ее эксплуатации».
Категория опасности объекта — комплексная оценка состояния объекта, учитывающая его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения общества и государства, степень потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства, а также тяжесть возможных последствий в результате акта незаконного вмешательства для населения, окружающей среды и в целом для государства;

Для проведения категорирования объектов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует перечень объектов, подлежащих категорированию. Перечень объектов, подлежащих категорированию, рассматривается на заседании антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

  • потенциально опасные объекты 1 категории опасности (особо высокий уровень опасности) ‒ объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации федерального характера;
  • потенциально опасные объекты 2 категории опасности (чрезвычайно высокий уровень опасности) ‒ объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межрегионального характера;
  • потенциально опасные объекты 3 категории опасности (высокий уровень опасности) ‒ объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации регионального характера;
  • потенциально опасные объекты 4 категории опасности (повышенный уровень опасности) ‒ объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межмуниципального характера;
  • потенциально опасные объекты 5 категории опасности (средний уровень опасности) ‒ объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера;
  • потенциально опасные объекты 6 категории опасности (низкий уровень опасности) ‒ объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации не выше локального характера.

в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

Согласно п. 8 ст. 4 Федерального закона РФ № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.

б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2022 № 1226 «Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам» потенциально опасные объекты подразделяются по степени опасности в зависимости от масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций на шесть категорий:

Категория объекта территории по степени потенциальной опасности

9. Для проведения категорирования объекта (территории) создается решением руководителя (собственника) органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее — комиссия), в состав которой включаются представители органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

При наличии разногласий между членами комиссии по вопросам категорирования объекта (территории) решение принимается в ходе согласительного совещания большинством голосов членов комиссии с решающим голосом председателя комиссии. Неурегулированные разногласия включаются в акт обследования объекта (территории) с указанием особых мнений членов комиссии.

Общий вывод о достаточности антитеррористической защищенности объекта (территории) делается в случае, если установленные требования по физической охране, оборудованию средствами инженерной защиты и инженерно-техническими средствами охраны объекта (территории) выполнены в соответствии с его категорией.

10. В ходе работы комиссии на каждом объекте (территории) независимо от его категории выделяются потенциально опасные участки, совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями, и (или) критические элементы, совершение террористического акта на которых приведет к прекращению нормального функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем, а также осуществляются анализ уязвимости объекта (территории) в целом и оценка эффективности существующей системы антитеррористической защищенности объекта (территории).

12. Результаты работы комиссии в 10-дневный срок со дня окончания обследования объекта (территории) оформляются актом обследования объекта (территории), который составляется в произвольной форме, содержит сведения, подтверждающие принятие комиссией решения о присвоении объекту (территории) соответствующей категории, выводы об эффективности существующей антитеррористической защищенности объекта (территории), а также рекомендации и перечень мер по приведению антитеррористической защищенности объекта (территории) в соответствие с настоящими требованиями.

  • Сбор и анализ необходимой информации;
  • Взаимодействие с членами МВК по вопросам организации категорирования;
  • Разработка проекта акта обследования и категорирования объекта;
  • Непосредственное участие в работе МВК по категорированию;
  • Подписание акта обследования и категорирования всеми членами МВК;
  • адрес объекта (территории);
  • вид (сфера) деятельности объекта (организации);
  • площадь зданий (строений, сооружений);
  • площадь территории;
  • наличие уведомления о включении в перечень (реестр) (при наличии);
  • сведения о ранее присвоенной категории (при наличии);
  • сведения о ранее разработанном паспорте безопасности (при наличии);

В соответствии с действующим законодательством обязанность за организацию процедуры категорирования объекта (территории) возлагается на правообладателя объекта. Правообладатель – юридическое (физическое) лицо, которое владеет объектом на праве собственности или ином законном основании (договор аренды, договор оперативного управления и пр.).
Процедура категорирования проводится в составе межведомственной комиссии (МВК). Обязанность по координации работы МВК также возлагается на правообладателя.
Состав комиссии зависит от нормативно-правового акта (НПА) в соответствии с которым проводится процедура. Как правило комиссия состоит из следующих членов:

Обращаясь в компанию РосБезопасность – Вы обращаетесь в команду профессионалов, которые отчетливо понимают, что не существует идентичных друг другу объектов и поэтому определение стоимости осуществляется индивидуально для каждого объекта (территории). Основными показателями, которые учитываются при формировании стоимости являются:

Категорирование объекта по антитеррористической защищенности – это процедура отнесения объекта (территории) к определенной категории с учетом степени угрозы совершения на нем террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности объекта (территории), учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта (ТА).
Категория объекта (территории) – это условный индекс, характеризующий объект (территорию) по степени его потенциальной опасности при возникновении на объекте (территории) чрезвычайной ситуации в результате совершения ТА с учетом важности объекта (территории) для обеспечения интересов общества и безопасности государства.
В зависимости от присвоенной объекту (территории) категории определяется систем мер направленных на предотвращение совершения ТА и/или минимизацию его последствий. Чем выше категория объекта, тем более «масштабные» требования предъявляются к обеспечению уровня его антитеррористической защищенности.
В соответствии с законодательством для участия в категорировании объекта (территории) по антитеррористической защищенности правообладатель имеет право привлечь специализированную организацию.

Рекомендуем прочесть:  Дом Рф Валютная Ипотека

Категория объекта территории по степени потенциальной опасности

б) на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, подлежащие охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в части их оборудования инженерно-техническими средствами охраны, порядка контроля за оборудованием и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств;

е) определяет необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования.

4. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

1. Настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (далее — объект (территория).

15. В отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).

  • объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) менее 3 террористических актов;
  • объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек;
  • объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет от 5 до 50 млн. рублей.

Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, и возможном материальном ущербе, прогнозный показатель которого принимается равным балансовой стоимости объекта (территории).

Степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) определяется на основании данных об обстановке в районе расположения объекта (территории), данных о возможных угрозах совершения террористического акта, а также на основании количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных за последние 12 месяцев террористических актах на территории того субъекта Российской Федерации, на которой располагается объект (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе совершения / о совершении террористического акта).

  • с учетом потенциальной опасности и степени угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях);
  • значимости объектов (территорий) для инфраструктуры и жизнеобеспечения;
  • возможных последствий совершения террористического акта.
  • объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) более 3 террористических актов;
  • объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 500 человек;
  • объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет более 50 млн. рублей.

как случайная величина с некоторым законом распределения. Время преодоления рубежа защиты является функцией от способа его преодоления нарушителями, оснащения нарушителей и от характеристик физических барьеров на рубеже. Последние зависят от типа каждого из барьеров рубежа или конструкции из нескольких барьеров, а также технических средств охраны на рубеже.

После проведения категорирования объектов и выявления уязвимостей следует провести количественную оценку уязвимостей. Единой методики для проведения такой оценки пока не существует. На каждом предприятии имеются свои методики, представляющие, как правило, конфиденциальные документы.

Под категорированием объекта понимается комплексная оценки его состояния, учитывающая экономическую или другую значимость (оборонную, культурную и др.) в зависимости от характера и концентрации сосредоточенных ценностей, последствий от возможных преступных посягательств на них, сложности обеспечения требуемой безопасности.

В методе порядковых шкал в качестве показателя уязвимости объекта используют степень уязвимости: очень высокая, высокая, средняя, ниже средней, низкая или вероятность успешного воздействия нарушителя Рв Обратным показателем в этом случае является показатель эффективности защиты Ро. Эти показатели связаны соотношением Pо = 1 — Рв .

К высшей категории А относят особо важные объекты, на которых возможный ущерб в случае реализации основных угроз безопасности максимален по характеру и масштабам. Последствия такого ущерба выходят за пределы территории объектов и не могут быть локализованы в пространстве и во времени за счет принятия немедленных ликвидационных мер. Характер ущерба заключается в создании угрозы для жизни и здоровья персонала и населения, а также в негативном воздействии на природную среду.

Потенциально опасные объекты

Внимание: В России действует 45 000 таких предприятий, которые несут скрытую угрозу для экологии и жизни всех существ. Тревога возрастает из-за таких факторов, как серьезный износ производственных фондов, низкий уровень технологической дисциплины среди сотрудников и руководителей.

Прогнозирование — обязательный этап при выдаче лицензий, разрешительных документов на строительство или вывода из эксплуатации зданий. Любой вердикт по поводу функционирования объекта должно делаться выверено, на основании подробной информации. Сбор сведений и разработка схем осуществляется на разных уровнях — от местного до федерального.

Чтобы минимизировать ущерб и защитить население от последствий не несчастных случаев, члены комиссий занимаются прогнозированием таких инцидентов. Это сложное многоэтапное дело, сопряженное с расчетами, моделированием, выявлением наиболее рискованных зон. При прогнозировании рассматривают разные сценарии развития событий. Это помогает предотвратить трагедию или снизить риски негативных факторов для жителей города.

Внимание к производству, представляющему угрозу для людей и экологической обстановки, не случайно. Авария может повлечь необратимые последствия, которые приведут к трагедиям и расходам. Неблагополучный исход может давать о себе знать и после ликвидации, как это было с Чернобыльской АС.

  • Вероятно-статистический метод основан на многолетних наблюдениях за природой, явления которой могут привести к сбоям в работе или даже катастрофам.
  • Вероятностно-детерминированный способ строится на понимании цикличности природных явлений. На основе этой информации можно сделать вывод о скорости разрушений и обветшаний зданий. Данный прогноз позволяет рассчитать срок службы зданий, сооружений и конструкций.
  • По детерминированно-вероятностным признакам — технология для краткосрочных прогнозов (вплоть до нескольких часов). Способ используется для обнаружения угрожающего природного или техногенного процесса по первым его предвестникам.
  1. Глобальность проявляется масштабными территориями, которые чаще всего выходят за границы отдельного государства. По этой причине устранение проявлений экологического экстремизма – это задача всего мирового сообщества.
  2. Тесное взаимодействие с другими проявлениями экстремистской направленности. Нередко экологический экстремизм является лишь инструментом для достижения цели других экстремистских форм.

Наиболее многочисленными среди радиационно опасных объектов являются ядерные реакторы, классифицируемые по нескольким признакам: по назначению, по энергетическому спектру, по виду замедлителя, по теплоносителю, по конструктивному исполнению, по обогащению топлива, по агрегатному состоянию топлива. Наибольшую опасность представляют энергетические реакторы, которые обладают огромными мощностями. Менее опасными являются графитовые реакторы. К объектам, представляющим радиационную опасность, следует отнести также предприятия по добыче урана, ядерно-топливные производства, хранилища радиоактивных материалов, а также транспорт, использующий ядерную энергию в качестве движущей силы.

  • 1 класс – объекты, аварийные ситуации на которых могут вызвать чрезвычайные ситуации федерального или трансграничного масштаба;
  • 2 класс – объекты, аварийные ситуации на которых могут вызвать чрезвычайные ситуации регионального масштаба;
  • 3 класс – объекты, аварийные ситуации на которых могут вызвать чрезвычайные ситуации территориального масштаба;
  • 4 класс – объекты, аварийные ситуации на которых могут вызвать чрезвычайные ситуации местного масштаба;
  • 5 класс – объекты, аварийные ситуации на которых могут вызвать чрезвычайные ситуации локального масштаба.
Рекомендуем прочесть:  Практика За Сбитого Пешеходавозмещение Морального

К пожаровзрывоопасным объектам относятся объекты, на которых используются легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ — ред.), горючие газы и пыль. Показателями их опасности являются температура вспышки и самовоспламенения, а также нижние концентрационные пределы распространения пламени.

При попадании в окружающую среду, СДЯВ образуют определенную зону поражения, в которую входит не только зона непосредственного воздействия, но и территория, на которую загрязнение может перенести ветер. Территория поражения зависит от нескольких факторов: вида отравляющего вещества, объема, попавшего в окружающую среду вещества, рельефа местности, показателей ветра и другого. На степень опасности химического объекта влияет объем хранящегося на складе СДЯВ.

Установлены требования к антитеррористической защищенности объектов и территорий Минпросвещения России

Документом устанавливаются обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

Много вопросов к регламенту согласования паспортов безопасности, оснащению и применению металлобонаружителей на объектах, так называемых тревожных кнопок и т.п. Кстати, в данных Требованиях такой термин уже не используется. Теперь применено новое определение — «средства передачи тревожных сообщений». Данные изменения терминологии введены после вмешательства Ассоциации и поступления разъяснений от Росгвардии (скачать разъяснения>).

Настоящие требования не распространяются: а) на объекты (территории), подлежащие обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации; б) на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, подлежащие охране войсками Росвардии, в части их оборудования инженерно-техническими средствами охраны, порядка контроля за оборудованием и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны; в) на объекты (территории), требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства РФ.

Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.

Еще один нюанс — передача тревожных сообщений предусмотрена только в подразделения Росгвардии (подразделения вневедомственной охраны Росгвардии). А как же ЧОО? Тем более, что данные Требования дозволяют осуществлять охрану объектов третьей категории подразделениями частных охранных организаций.

в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;

3. Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности:

“Это позволит сформировать механизмы ранжирования потенциально опасных объектов по отраслям экономики и реализовать дифференцированный подход при установлении критериев отнесения объектов к указанной категории с учетом их видов и особенностей, а также возможных угроз и опасностей.

  1. Потенциально опасные объекты 1 категории опасности (особо высокий уровень опасности), аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации федерального характера;
  2. Потенциально опасные объекты 2 категории опасности (чрезвычайно высокий уровень опасности), аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межрегионального характера;
  3. Потенциально опасные объекты 3 категории опасности (высокий уровень опасности), аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации регионального характера;
  4. Потенциально опасные объекты 4 категории опасности (повышенный уровень опасности), аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межмуниципального характера;
  5. Потенциально опасные объекты 5 категории опасности (средний уровень опасности), аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера;
  6. Потенциально опасные объекты 6 категории опасности (низкий уровень опасности), аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации не выше локального характера.

В соответствии с текстами постановлений, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, МЧС России при содействии федеральных органов исполнительной власти, госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос» в течение полугода должны разработать нормативные акты в соответствии с вновь утвержденными правилами.

ПОТЕНЦИА́ЛЬНО ОПА́СНЫЕ ОБЪЕ́КТЫ, 1) объ­ек­ты, на ко­то­рых про­из­во­дят­ся, ис­поль­зу­ют­ся, пе­ре­ра­ба­ты­ва­ют­ся, хра­нят­ся, транс­пор­ти­ру­ют­ся по­жа­ров­зры­во­опас­ные, опас­ные хи­ми­че­ские, ра­дио­ак­тив­ные и био­ло­гич. ве­ще­ст­ва. П. о. о. под­раз­де­ля­ют­ся по сте­пе­ни опас­но­сти и в за­ви­си­мо­сти от мас­шта­бов воз­ни­каю­щих чрез­вы­чай­ных си­туа­ций на пять клас­сов: 1-й класс – по­тен­ци­аль­но опас­ные объ­ек­ты, ава­рии на ко­то­рых мо­гут яв­лять­ся ис­точ­ни­ка­ми воз­ник­но­ве­ния фе­де­раль­ных и/или транс­гра­нич­ных чрез­вы­чай­ных си­туа­ций; 2-й класс – по­тен­ци­аль­но опас­ные объ­ек­ты, ава­рии на ко­то­рых мо­гут яв­лять­ся ис­точ­ни­ка­ми воз­ник­но­ве­ния ре­гио­наль­ных чрез­вы­чай­ных си­туа­ций; 3-й класс – потен­ци­аль­но опас­ные объ­ек­ты, ава­рии на ко­то­рых мо­гут быть при­чи­ной воз­ник­но­ве­ния тер­ри­то­ри­аль­ных чрез­вы­чай­ных си­туа­ций; 4-й класс – по­тен­ци­аль­но опас­ные объ­ек­ты, ава­рии на ко­то­рых мо­гут стать ис­точ­ни­ка­ми воз­ник­но­ве­ния ме­ст­ных чрез­вы­чай­ных си­туа­ций; 5-й класс – по­тен­ци­аль­но опас­ные объ­ек­ты, ава­рии на ко­то­рых мо­гут при­ве­сти к воз­ник­но­ве­нию ло­каль­ных чрез­вы­чай­ных си­туа­ций.

Категория объекта территории по степени потенциальной опасности

В настоящее время существует перечень из 1131 объекта, определенных как стратегические предприятия и организации; их категории не устанавливаются. Вместе с тем Правительством Российской Федерации утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране [7] (приложение 1), а также Перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией [8].

— объект повышенной опасности — это объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, взрыво- и пожароопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу жизни и здоровью людей, а также окружающей среде.

Объективные угрозы могут быть природного (предопределяться, главным образом, возможностью стихийных бедствий) и техногенного (возможность катастроф и аварий, связанных с ограниченной надежностью техники и с не выходящими за пределы заложенных при проектировании объекта рисками) происхождения.

Категории значимости (важности) и опасности объектов формируются с учетом оценки возможного ущерба интересам личности, общества и государства при реализации в отношении объектов преступных деяний, в том числе путем воспрепятствования (нарушения) их нормальному функционированию.

Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с перечнем сведений, составляющих государственную тайну (см. ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» [9] и Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 [10]), наряду с иными, к государственной тайне относятся сведения о мерах по обеспечению защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации от террористических актов или сведения, раскрывающие меры по обеспечению антитеррористической защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации, а также результаты оценки их уязвимости.

Установление категории потенциальной опасности радиационного объекта

1.2. Методические указания предназначены для использования органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее — осуществляющими госсанэпиднадзор) и учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также другими органами, осуществляющими санитарно-эпидемиологический надзор, руководителями радиационных объектов, проектными организациями , занимающимися проектированием радиационных объектов, службами радиационной безопасности (радиационного контроля) организаций, где имеются источники ионизирующего излучения, а также органами исполнительной власти, на территории которых размещаются радиационные объекты.

6.2. При наличии на радиационном объекте нескольких источников ионизирующего излучения (установок, содержащих источники ионизирующего излучения), категория его потенциальной опасности определяется отдельно для каждого источника (установки), а радиационному объекту присваивается максимальная из определенных для имеющихся на нем источников ионизирующего излучения категорий.

Для действующих радиационных объектов категорию потенциальной опасности определяет руководитель радиационного объекта на основании требований настоящих МУ с учетом сценария максимальной радиационной аварии по согласованию с органами, осуществляющими госсанэпиднадзор.

4.6. При установлении категории радиационного объекта должны рассматриваться возможные радиационные аварии как на территории радиационного объекта, так и в местах постоянного или временного хранения относящихся к данному объекту транспортабельных установок, содержащих источники ионизирующего излучения (например, переносные дефектоскопы, передвижные медицинские рентгеновские установки и другие).

Эффективная доза потенциального облучения — максимальная средняя для критической группы населения индивидуальная доза или максимальная индивидуальная доза персонала, которая может быть получена за счет максимальной радиационной аварии на данном радиационном объекте в течение первого календарного года после нее при условии отсутствия защитных мероприятий.