Кто такие стряпчие в дореформенном судопроизводстве

Стряпчий — это

Интересным фактом является то, что изучаемый термин состоит в близком родстве с существительным «стряпуха», обозначающем женщину, которая готовит пищу, кухарку, и существительным «стряпня» (готовка, кушанье). Это родство объясняется тем, что указанные существительные также происходят от глагола «стряпать», который со временем приобрел значение «готовить пищу».

  1. Во-первых, на Руси в период с 16 до начала 18 века существовали должностные лица, которые выполняли всевозможные обязанности по хозяйству при царском дворе.
  2. Во-вторых, в 18 – первой половине 19 века в Российском государстве так называли чиновников по судебным делам.

Стряпчий – это слово является историзмом, то есть термином, который обозначает предметы или явления, ушедшие из современной жизни. А значит, сегодня в повседневной речи оно почти не употребляется. По этой причине его толкование нередко вызывает затруднение. Тому, кто интересуется значением «стряпчего», будет небезынтересным знакомство с информацией, изложенной в данном обзоре.

Они служили в качестве дворцовых экономов (стряпчий с ключом), городовых, полковых воевод, из них формировали отдельные военные роты. Люди, которых так называли, должны были приносить особую присягу, во время которой они, в частности, давали клятву в том, что не будут класть в царскую стряпню (платья, полотенца, другие вещи) ни зелья, ни лихого коренья.

Начиная с восемнадцатого века изучаемый термин приобретает уже другое значение, хотя по-прежнему имеет отношение к чиновникам. Согласно учреждению о губерниях, с 1775 по 1864 год стряпчий – это наименование некоторых судебных чиновников. К примеру, так назывался помощник прокурора, занимавшийся уголовными делами.

Контрольная работа по; Гражданскому праву

Во-вторых, из данной обязанности государства вытекает ряд других обязанностей по созданию дополнительных государственных гарантий в сфере оказания и получения квалифицированной юридической помощи. Безусловно, данная норма должна еще получить свое развитие в принимаемых нормативных правовых актах по вопросам юридической помощи, создания гарантий и условий ее оказания и получения на территории Российской Федерации.

Проблема поиска стандарта качества юридической помощи — это проблема еще более сложная, чем вопрос о бесплатной юридической помощи. Она соотносима с поисками критериев качества правосудия, качества законодательных актов. В настоящий момент существует плюрализм правопонимания 1 , отсутствует официальное определение приоритетных методов толкования нормативно-правовых предписаний, при этом имеется огромный массив законодательных актов, часто противоречивых, излишне детализированных или, напротив, пробельных. Судебная практика также изменчива и противоречива. В такой ситуации даже судьи Конституционного Суда РФ имеют право на особое мнение. Выбор правовой позиции, отличной от мнения большинства, который привел к неудовлетворительному для стороны решению, — ситуация не равнозначная недобросовестному оказанию юридической помощи. Но для большинства граждан это не очевидно.

Государственная канцелярия одновременно с выработкой проекта судоустройства составила и временные правила о присяжных поверенных. Правила эти состояли из четырех статей и заключались в следующем. Лица, окончившие высшее учебное заведение, даже не по юридическому факультету, но прослужившие по судебному ведомству не менее 3 лет на таких должностях, на которых могли приобрести практические сведения о производстве и решении судебных дел, принимаются в число присяжных поверенных в течение первых 6 лет. Точно так же могли быть приняты лица, окончившие высшее учебное заведение по юридическому факультету. Третью группу составляли те, которые, хотя и не окончили высшего учебного заведения, но занимали по ведомству Министерства юстиции должности не ниже 7-го класса, а также секретари Сената. Наконец, в четвертую группу входили присяжные стряпчие при коммерческих судах.

Об основании коллегии адвокатов учредители обязаны уведомить совет адвокатской палаты. Уведомление должно содержать сведения об учредителях и о месте нахождения коллегии, порядке осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и коллегией. К уведомлению обязательно прилагаются нотариально заверенные копии учредительного договора и устава.

Нововведением является разрешение разместить адвокатский кабинет в любом жилом помещении, оформленном в собственность адвоката либо членов его семьи, в том числе и не используемом для постоянного проживания. Кабинет может находиться и в помещении, занимаемом адвокатом и членами его семьи по договору найма, при условии получения согласия наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с адвокатом.

  • Из дворян. Набирались из московского дворянства и «жильцов»- особого дворянского разряда в Москве и составляли основу «стольников с платьем».
  • Из житья – то есть из иногородних дворян, а также из польско-литовской шляхты, перешедшей на русскую службу.

Впервые стряпчие упоминаются в XVI в. в качестве придворной должности при Иване Грозном. Однако, во время его правления данная должность была уже официально зарегистрирована в придворных «табелях», что заставляет предположить, что зарождение и оформление её восходит к гораздо более ранним временам – к эпохе возникновения Московского государства.
При царском дворе существовало, как минимум, две категории стряпчих: «с ключом» и «с платьем».

В те времена при царском дворе стряпнёй именовались вовсе не кулинарные блюда, как может подумать непосвящённый человек. Стряпня – это некие предметы повседневного царского обихода. Сюда относились кресла, зонты, полотенца, подушки для сиденья и так далее.

Кроме того, при дворе имелось порядка полусотни стряпчих низшего звена – «стряпчих с платьем». Согласно сведениям историка Татищева, эта категория придворных чиновников выполняла обязанности европейских камер-юнкеров, то есть находилась при монархе, выполняя его мелкие поручения, доставляя царские депеши, следя за исполнением царских указаний придворными слугами.

А в следующую судебную реформу, во время царствования Николая I, в ведение стряпчих были переданы и адвокатские обязанности. Окончательно исчезла должность стряпчих после Октябрьской революции, вместе с падением монархии и всех управленческих институтов Империи.

СТРЯПЧИЙ — СТРЯПЧИЙ, 1) в 16 17 вв. дворцовый слуга; придворный чин, следующий ниже за стольником. Ведал Хлебным, Конюшенным и др. дворами. 2) В России в 1775 1864 название некоторых судебных чиновников. 3) С 1832 присяжный С., ходатай по частным делам в… … Русская история

СТРЯПЧИЙ — СТРЯПЧИЙ, его, муж. В дореволюционной России: название нек рых должностных лиц (напр. с 16 до 18 в. лица, нёсшего хозяйственные обязанности при дворе, в 19 в. чиновника по судебному надзору). Присяжный с. (ходатай по делам). Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова

В Московском государстве в XVI — XVIII веках дворцовый слуга; придворный чин, следующий ниже за стольником. Стряпчий — царский чиновник при хлебном, конюшенном и пр. дворах. Должность стряпчего была ликвидирована при Петре I, а затем восстановлена судебной реформой 1775 года. Также чин придворного, в обязанности которого входило следить за платьем царя и подавать его при облачении государя. Стряпчие выполняли различные поручения царя, служили городовыми и полковыми воеводами, стряпчий с ключом исполнял должность дворцового эконома.

Стряпчий с ключом — более высокий чин, чем стряпчий с платьем, выше чем комнатный стольник. Равнялся думному дворянину. Стряпчий с ключом был товарищем постельничего. Стряпчий с ключом должен был неотлучно находиться при царе. В 1703 году сохранялось два стряпчих с ключом. После этого их должности были заменены на камергера.

В России в 1775—1864 годах — название некоторых судебных чиновников, например помощника прокурора по уголовным делам. Особой компетенцией стряпчих была правовая защита казённых интересов (удельных имений и пр.), с начала XIX века — надзор за местами заключения. С 1832 года — присяжный стряпчий, ходатай по частным делам в коммерческих судах. По судебной реформе 1864 года сохранилась только эта роль стряпчих.

Присяжная адвокатура представляла собой корпорацию лиц свободной профессии — так называемое сословие присяжных поверенных, объединенных внутренним самоуправлением в виде выборных органов, Совета присяжных поверенных и внешним надзором высших судебных мест. Помимо защиты по уголовным делам, в том числе по назначению суда, представительства сторон в гражданском процессе, на них возлагалось оказание юридической помощи населению, включая бесплатные консультации для бедных.

После внесения в список стряпчий приносил присягу и получал право заниматься ходатайством по делам. Он в любое время мог быть исключен из списка присяжных стряпчих по усмотрению суда без какого-либо объяснения. К 50-м годам 19 века назрела необходимость судебной реформы и создания института адвокатуры. Особенно остро вопрос о судебной реформе встал после 1861 года в связи с отменой крепостного права. В октябре 1861 года в соответствии с царским указом началась разработка основных положений о судоустройстве и судопроизводстве.

Судебные Уставы 20 ноября 1864 года были утверждены императором Александром II, и российская адвокатура получила право на существование. Введение Судебных уставов открыло начало «Золотого века» российской адвокатуры. Выступления известных адвокатов привлекали в залы судебных заседаний все больше и больше слушателей.

Организационной структурой присяжных поверенных являлось общее собрание и Совет, избираемый общим собранием. Первым образовался 2 мая 1866 года Петербургский Совет, 16 сентября 1866 года образовался Московский Совет присяжных поверенных. Третий Совет присяжных поверенных был создан в Харькове 6 мая 1874 года Советы присяжных поверенных были наделены широкими полномочиями. Они ведали приемом новых адвокатов и контролировали всю деятельность сословия присяжных поверенных, следили за соблюдением законов, правил и обязанностей, распределяли участие в судебных делах, рассматривали жалобы на адвокатов, наказывали провинившихся.

В 1775 году Екатерина II подписала Указ «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», по которому стряпчие являлись помощниками прокурора и защитниками казенных интересов. Каких-либо требований о виде образовательного или нравственного ценза к поверенным не предъявлялось. Не существовало и их внутренней организации. Впервые термин «адвокат» появился в 1715 году в «Кратком изображении процессов или судебных тяжеб», введенном при Петре I, где имелась глава «Об адвокатах и полномочных».

Российская адвокатура: от стряпчества к неотъемлемому институту демократического государства

Следующий Судебник, 1550 года, в ст. 13 закреплял не только право сторон иметь поверенных (стряпчих и поручников), но и устанавливал определенные правила для проведения поединка.То есть Судебники 1497 и 1550 года, а так же Соборное Уложение 1649 года, институт наемных поверенных упоминают уже как существующий (ст. 36 Судебника 1497 г.; ст. 13 Судебника 1550 г.; гл. 10, ст. 108 Уложения 1649 г.). Вместе с тем, законодательной регламентации представительства (стряпчества) не было и состав этих лиц был весьма разнообразен.Тем не менее, анализируя законодательные акты, можно сделать вывод, что до Судебной реформы 1864 года, адвокатура существовала в следующих формах: Адвокатура в Западном крае (вторая половина 18 в. — первая половина 19 в.).

Партия начала вводить в состав коллегий коммунистов, пытаясь установить, таким образом, контроль за деятельностью корпорации изнутри. Но многие принятые в адвокатуру коммунисты были адвокатами только на бумаге и вступали в коллегию только для того, чтобы занять руководящие посты.

С конца 1927 года комиссариатами юстиции стало поощряться образование в коллегиях защитников трудовых коллективов, но насильственные попытки коллективизировать адвокатуру не привели к успеху, и в конце 1934 года был подготовлен проект нового закона об адвокатуре (который так и не был принят), в котором наряду с коллективной формой организации корпорации разрешалась и частная практика (проект был опубликован в журнале «За социалистическую законность» (1935 год, № 1).

  • общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов
  • президиум коллегии адвокатов
  • ревизионную комиссию.

В декабре 1970 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР издали совместное постановление «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве» (18). Адвокатура несла значительную нагрузку в правовом обслуживании предприятий, учреждений, совхозов и колхозов, в которых отсутствовала юридическая служба.Конституция СССР, принятая в 1977 году, включала статью, в которой говорилось об адвокатуре (ст. 161), а 30 ноября 1979 года принимается Закон СССР «Об адвокатуре».

Адвокатура была организована и действовала на основе польских конституций 1726 и 1764 г.г. и литовском Статуте.Но введение адвокатуры в Западном крае не привело к желаемому результату — адвокаты не пользовались уважением у населения.Так, периодическая печать придерживалась такого мнения — «Трудно встретить сословие более несимпатичное в западной России, чем адвокаты» — писалось в «Киевлянине»(3).

Присяжная адвокатура представляла собой корпорацию лиц свободной профессии — так называемое сословие присяжных поверенных, объединенных внутренним самоуправлением в виде выборных органов, Совета присяжных поверенных и внешним надзором высших судебных мест. Помимо защиты по уголовным делам, в том числе по назначению суда, представительства сторон в гражданском процессе, на них возлагалось оказание юридической помощи населению, включая бесплатные консультации для бедных.

Организационной структурой присяжных поверенных являлось общее собрание и Совет, избираемый общим собранием. Первым образовался 2 мая 1866 года Петербургский Совет, 16 сентября 1866 года образовался Московский Совет присяжных поверенных. Третий Совет присяжных поверенных был создан в Харькове 6 мая 1874 года Советы присяжных поверенных были наделены широкими полномочиями. Они ведали приемом новых адвокатов и контролировали всю деятельность сословия присяжных поверенных, следили за соблюдением законов, правил и обязанностей, распределяли участие в судебных делах, рассматривали жалобы на адвокатов, наказывали провинившихся.

Судебные Уставы 20 ноября 1864 года были утверждены императором Александром II, и российская адвокатура получила право на существование. Введение Судебных уставов открыло начало «Золотого века» российской адвокатуры. Выступления известных адвокатов привлекали в залы судебных заседаний все больше и больше слушателей.

Псковская судебная грамота 1467 года предусматривала право иметь поверенных только женщинам, детям, монахам и монахиням, дряхлым старикам и глухим. В ней имеются сведения об ограничениях в работе поверенных, запрет на ведение более одного дела в день. В литературных источниках 14-17 веков отсутствуют сведения о наличии организации профессиональных поверенных. Только к середине 18 века появляется сословие профессиональных поверенных, так называемых стряпчих.

В России правозаступничество возникло в связи с судебным представительством, которое превратилось в профессию только к 15 веку. В древнем Новгороде любая из сторон в суде владела правом иметь своего поверенного. Обязанности поверенного могли исполнять родственники, а также все правоспособные лица, за исключением тех, которые состояли на службе и были наделены властью, поскольку первоначально основной формой судебного представительства было родственное представительство. В Соборном Уложении 1649 года записано, что в роли представителей имеют право выступать дети, братья, племянники и даже дворовые люди. К этому времени появляется институт наемных поверенных.

Возникновение и развитие адвокатуры в России

Большое негодование у людей вызывал российский дореформенный суд. «При одном воспоминании о нем, — писал в 1884 г. И.С. Аксаков, — волосы встают дыбом, мороз дерет по коже. Мы имеем право так говорить. Пишущий эти строки посвятил служебной деятельности в старом суде первые лучшие годы своей молодости. Он изведал вдоль и поперек все тогдашнее правосудие, в провинции и столице, в канцеляриях и в составе суда. Это было воистину мерзость запустения на месте святом. Со всем пылом юношеского негодования ринулся он, вместе со своими товарищами по воспитанию, в неравную борьбу с судейской неправдой, и точно так же, как иногда и теперь, встревоженный этим натиском, наш кривосуд поднимал дикий вопль: «вольнодумцы, бунтовщики, революционеры!».

А вот еще один документ, относящийся непосредственно к предреформенным событиям -«Замечания членов Государственного Совета и Министерства юстиции на проект положения о присяжных поверенных». В нем констатируется, что «в обществе и между правительственными лицами распространено убеждение, очень верное и вполне основательное, что одна из причин бедственного положения нашего судопроизводства заключается в том, что лица, имеющие хождение по делам, большей частью люди очень сомнительной нравственности, не имеющие по большей части никаких сведений, — ни юридических, ни практических».

Не вдаваясь в подробности и нюансы, следует лишь отметить, что по заключению комиссионной экспертизы, сделанной вызванными из Москвы экспертами Центральной судебно-медицинской лаборатории Минобороны СССР, был получен вывод, что удар не имеет никакого отношения к смерти потерпевшего. Смерть потерпевшего наступила бы и без оказавшегося не очень сильным удара сержанта Р. Причиной смерти явилась не асфиксия, а сердечная недостаточность, вызванная неудачным приземлением погибшего при совершении парашютного прыжка и сильным ударом головой и спиной о землю. Потерпевший, как показывали все, кто совершал в этот момент прыжки, после приземления десять минут пролежал на земле. Затем по приказу подошедшего сержанта Р. он встал, нецензурно оскорбив последнего за то, что тот не понимает, как он сильно ударился, что и вызвало ответную реакцию сержанта в виде удара. И упал после этого удара потерпевший не на землю, а на помогавшего ему собирать парашют товарища.

Вот строки из доклада Комиссии по составлению законов 1820 г.: «В России те, кои носят имя стряпчих, находятся в таком неуважении, какого большая часть из них действительно заслуживает, судя по примерам, как некоторые из них исполняли принятые на себя обязанности, о чем могут засвидетельствовать самые присутственные места. Кто может с благонадежностью вверить им попечение о своих выгодах и положиться на них? Случалось, что они помогали той и другой стороне, затягивали и запутывали дела, и вместо того, чтобы мирить тяжущихся, по невежеству или с умыслом, раздражали их еще более и всегда почти бывали главнейшими виновниками ябед и несправедливых, неясных решений в низших инстанциях, которые потом столь трудно, а иногда и невозможно переделать в высшей инстанции».

На местах же вплоть до ликвидации правящей роли Коммунистической партии (начало 90-х гг. XX в.) адвокатов довольно часто привлекали и к партийной, и к общественной ответственности (путем разбирательства в подотчетных местным властям и партийным органам президиумах коллегий адвокатов, лишения адвокатского звания и проч.) за «поведение на процессах, противоречащее линии партии или советской власти».

25 декабря 1958 г. были приняты Основы законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик. Статья 12 Основ предусматривала обеспечение обвиняемому права на защиту в соответствии со ст. 111 Конституции СССР. В целях осуществления защиты на суде, а также для оказания иной юридической помощи гражданам, предприятиям, организациям, учреждениям на основании Основ законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик и Положения об адвокатуре действовали коллегии адвокатов, которые являлись добровольным объединением лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Общее руководство адвокатурой осуществляло Министерство юстиции (ст. 13 Основ).

Кроме перечисленных категорий, следует упомянуть и юрисконсультов. Юрисконсультами до 1864 г., как правило, называли лиц, которые занимались частной адвокатской практикой. Однако существовал и официальный институт юрисконсультов. Так, согласно Положению о должности юрисконсульта императорских заводов от 7 ноября 1858 г.

В соответствии со ст. 354 Учреждения судебных установлений [12] «присяжными поверенными могли быть лица, имеющие аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук или о выдержании экзамена в сих науках, если они сверх того прослужили не менее пяти лет по судебному ведомству в таких должностях, при исправлении которых могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел, или также не менее пяти лет состояли кандидатами на должности по судебному ведомству, или же занимались судебною практикою под руководством присяжных поверенных в качестве их помощников». В законе указывались и условия, при которых человек не мог стать присяжным поверенным, в частности, таковыми не могли быть следующие лица:

В соответствии с Декретом о суде № 3 были образованы особые коллегии обвинителей при революционных трибуналах. Законодатель не пошел по этому пути в отношении защитников, не предусмотрел образования особых коллегий защитников при ревтрибуналах, что также не могло не отразиться на судьбе коллегий правозаступников, образованных на основании Декрета о суде № 2. Все это и вызвало реорганизацию коллегии правозаступников на указанных основаниях.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и политические события послевоенного времени наложили свой отпечаток на работу адвокатов. С наступлением хрущевской «оттепели» были отменены законы, допускающие исключительный порядок расследования и рассмотрения отдельных категорий дел (например, о террористических актах), и те, которые дискриминировали адвоката как участника уголовного процесса.

Дальше по рангу находились Чины служилые московские. Сюда относились Дворяне московские, Боярские дети и Жильцы (основа царской охраны), но выше их были чины Стольников и Стряпчих. Первые, как понятно из названия, занимались обслуживанием трапезы государя. Цари часто в качестве отдельной милости рассылали еду по домам: послам или тем гостям, кто не смог присутствовать на пиру. В этом случае стольник ехал вместе с подарком и наблюдал за порядком. Был еще, кстати, отдельная должность Чашника, который подавал напитки государю. Руководил Стольниками и Чашниками Кравчий, который сам служил московскому государю за обеденным столом в торжественных случаях.
Слово «стряпчий» происходит от древнерусского «стряпать» — работать, улаживать. Заботы стряпчих при дворе были очень многообразны: они должны были и следить за множеством хозяйственных мелочей, и приносить блюда с кухни ко дверям государевой столовой палаты. Стряпчий с ключом был по сути царским экономом, а стряпчий с платьем следил за нарядами царя и вовремя их подавал для переодевания.

Очень завидными считались также должности: Ловчий, Сокольничий, Ясельничий и Шатерничий, ведь эти люди обеспечивали любимую царскую забаву – охоту. Ловчие организовывали охоту и сопровождали царя во время этого развлечения. Они различались, в зависимости от вида охоты: охотники, псари, бобровники, рыболовы, подледчики (ведали зимней рыбалкой), неводчики. Так как из всех видов благородной забавы соколиная охота была самой любимой, именно на нее в давние времена тратились огромные суммы, поэтому Царские Сокольничьи носили отдельный сан. Ясельничий следил за царскими лошадьми, а Шатерничий, соответственно, сопровождал государя на охоте и в других поездках и заведовал царскими шатрами. Должность была важной и ответственной, так как кроме этого в его обязанности входило и хранение походной казны.

О поверенных и стряпчих

Снова началась дискуссия о профессиональном представительстве. Теперь уже — с учётом внесённого в Государственную думу законопроекта об обязательном наличии юридического диплома у представителя в судебном заседании и разделении всех «полномочных лиц» (не знаю, как ещё назвать этот вновь образуемый институт в российском праве) со стороны истца или ответчика на представителей (у кого есть диплом) и поверенных (у кого диплома нет).

У многих организаций по искам о взыскании дебиторки ходят бухгалтеры (про людей с высшим экономическим образованием, кстати, законопроект вообще забыл, хоть их можно включать даже в число арбитражных заседателей), и небо от этого не падает на землю. Понятно, что арбитражный управляющий — тоже не всегда юрист, равно как и налоговый консультант. Про то, кто ведёт дела в дачных товариществах, гаражных кооперативах, советах ветеранов и прочих местах массового скопления исков, лучше вообще не задумываться. Конечно, немного нарушается торжественность процесса, когда судье вместо «прошу стороны представить оригиналы доказательств в обоснование своих требований и возражений!» приходится говорить «накладные принесли?» или «дайте ведомость членских взносов, чтобы понять, что долг перед кооперативом есть», но шиш с ней с этой торжественностью, когда всем и так всё понятно.

Конечно, понятно, что это — хоть какой-то шаг в сторону здравого смысла от адвокатской монополии на всё судебное представительство без исключения (хотя адвокатам, конечно, обидно — такие деньги мимо пролетели). Но авторы инициативы явно забыли о том, что в России ежегодно судами рассматриваются десятки миллионов дел, и вряд ли абсолютное большинство этих дел требует наличия даже среднего образования, не то что высшего.

Вряд ли это, конечно, приведёт к образованию в российском праве института барристеров и солиситоров, ведь для этого нужна серьёзная и веками сложившаяся система социального расслоения, но хоть какое-то моральное удовлетворение все получат. Дескать, я — представитель, а ты — вообще непонятно кто, бумагоподаватель некий. Правда, при этом забыли предложить изменения в ГК, так что теперь понятие «представитель» будет сурово различаться в ГК и ГПК с АПК, но кого это когда интересовало?

В-общем, вековая мечта всех отечественных юристов может наконец-таки сбыться. Теперь-то наконец-то появилась возможность показывать свой диплом хоть кому-нибудь. Правда, форма дипломов к этому особо не приспособлена и напоминает, скорее, акт о вольности дворянской (в Польше, например, это достаточно небольшой документ в бумвиниловой обложке и с фотографией), но, чувствую я, скоро засаленность документа об образовании будет особым шиком у касты отечественных правоведов, как ныне засаленность паспорта.

Вот строки из доклада Комиссии по составлению законов 1820 г.: «В России те, кои носят имя стряпчих, находятся в таком неуважении, какого большая часть из них действительно заслуживает, судя по примерам, как некоторые из них исполняли принятые на себя обязанности, о чем могут засвидетельствовать самые присутственные места. Кто может с благонадежностью вверить им попечение о своих выгодах и положиться на них? Случалось, что они помогали той и другой стороне, затягивали и запутывали дела, и вместо того, чтобы мирить тяжущихся, по невежеству или с умыслом, раздражали их еще более и всегда почти бывали главнейшими виновниками ябед и несправедливых, неясных решений в низших инстанциях, которые потом столь трудно, а иногда и невозможно переделать в высшей инстанции».

Адвокатское сословие в России (как и сам институт адвокатуры) — явление достаточно молодое, ведущее свое начало с Великой Судебной реформы 1864 г. Правовая же практика государства до этой реформы обходилась, как ни странно, без адвокатуры, что свидетельствовало о достаточно низком уровне государственной и судебной культуры России по сравнению с другими европейскими государствами, где этот институт существовал с незапамятных времен и был достаточно хорошо развит.

Екатерина II считала адвокатов главными виновниками революции в Париже и гибели французской монархии и (очевидно, из-за руководства ею некоторыми видными адвокатами того времени — Дантоном, Робеспьером и др.). По этой причине она категорически отрицала в России саму идею адвокатуры западного типа.

Мысли о необходимости адвокатуры признавались многими правителями России вредными и опасными, и российская власть не упускала случая искоренять ее, где бы она с нею ни встречалась. А поэтому в течение всего дореформенного периода нашей истории, как и в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции, правовые представители были аморфной группой без соответствующего профессионального обучения, организации и названия.

И задача стряпчего, формальное участие которого сводилось к рукоприкладству (составлению собственной рукой различных бумаг), могла заключаться только в стремлении запутать дело, затемнить его или в воздействии закулисными средствами на всемогущую канцелярию, конкретных судей, вплоть до подкупа. Только для этого к стряпчему и обращались, и только с такой точки зрения оценивались его способности и знания.

По Декрету о суде N 1 впредь до преобразования всего порядка судопроизводства к выполнению функций защиты в уголовных делах и представительства в гражданских делах допускались «все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами» (ст. 3).

Тенденция к «огосударствлению» адвокатуры проявилась буквально с первых месяцев советской власти. Еще II Всероссийский съезд областных и губернских комиссаров юстиции постановил, что коллегии правозаступников должны создаваться при Советах, которые избирают и отзывают членов данной коллегии*(37).

Как правило, присяжным поверенным дозволялось ведение дел только в своем округе, однако, если дело передавалось в высшую инстанцию за пределы округа, адвокат имел право вести его и там, но обязан был это время подчиняться тому совету адвокатуры, где рассматривалось дело (ст. 383-385).

Государственная канцелярия одновременно с выработкой проекта судоустройства составила и временные правила о присяжных поверенных. Правила эти состояли из четырех статей и заключались в следующем. Лица, окончившие высшее учебное заведение, даже не по юридическому факультету, но прослужившие по судебному ведомству не менее 3 лет на таких должностях, на которых могли приобрести практические сведения о производстве и решении судебных дел, принимаются в число присяжных поверенных в течение первых 6 лет. Точно так же могли быть приняты лица, окончившие высшее учебное заведение по юридическому факультету. Третью группу составляли те, которые, хотя и не окончили высшего учебного заведения, но занимали по ведомству Министерства юстиции должности не ниже 7-го класса, а также секретари Сената. Наконец, в четвертую группу входили присяжные стряпчие при коммерческих судах.

На наш взгляд, руководители Наркомюста РСФСР слегка лукавили. Вероятно, в периоды гражданской войны и иностранной военной интервенции, когда решался вопрос, выживет ли Советская власть или нет, не было организации адвокатуры. К тому же орган внесудебной расправы — ВЧК — вполне обходился без защитников.

Контрольная по Адвокатуре

1. Ходатаи по чужим делам в разные исторические эпохи и в разных государствах именовались советниками, барристерами, солиситорами, ябедниками, законниками, ходатаями, заступниками (предстателями), стряпчими, присяжными и частными поверенными, защитниками, представителями, правозаступниками, адвокатами и др.

3. Гражданину Иванову сосед порекомендовал обратиться за юридической помощью по интересующему его вопросу к знакомому юристу. Полученная Ивановым юридическая консультация у этого юриста, как выяснилось впоследствии, оказалась неквалифицированной, в результате чего Иванов пропустил срок давности для обращения в суд. После этого в связи с истечением срока Иванов обратился в адвокатское бюро “Ваш адвокат”. Какие действия по оказанию квалифицированной юридической помощи гражданину должен осуществить адвокат? Как должен действовать адвокат в связи с предложением Иванова получить “задним числом” листок о нетрудоспособности для обоснования причины пропуска срока и подачи ходатайства о восстановлении (продлении) срока для обращения в суд?

2. Закона об адвокатской деятельности формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. Следовательно, названный Закон дает закрытый перечень форм адвокатских образований. Это означает, что создание и осуществление адвокатской деятельности в иных формах не допускается.

11. ГПК РФ, срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи надзорной жалобы в установленный срок (тяжелая болезнь лица, подающего надзорную жалобу, его беспомощное состояние и другое

Не вдаваясь в подробности и нюансы, следует лишь отметить, что по заключению комиссионной экспертизы, сделанной вызванными из Москвы экспертами Центральной судебно-медицинской лаборатории Минобороны СССР, был получен вывод, что удар не имеет никакого отношения к смерти потерпевшего. Смерть потерпевшего наступила бы и без оказавшегося не очень сильным удара сержанта Р. Причиной смерти явилась не асфиксия, а сердечная недостаточность, вызванная неудачным приземлением погибшего при совершении парашютного прыжка и сильным ударом головой и спиной о землю. Потерпевший, как показывали все, кто совершал в этот момент прыжки, после приземления десять минут пролежал на земле. Затем по приказу подошедшего сержанта Р. он встал, нецензурно оскорбив последнего за то, что тот не понимает, как он сильно ударился, что и вызвало ответную реакцию сержанта в виде удара. И упал после этого удара потерпевший не на землю, а на помогавшего ему собирать парашют товарища.

Судебная реформа Александра II породила целое созвездие блистательных адвокатов. История знает и помнит имена многих корифеев адвокатуры, на примерах жизни и творчества которых учились целые поколения юристов: Урусов, Плевако, Карабчевский, Александров, Андреевский, Спасович, Лохвицкий, Алексеев, Арсеньев, Гейнце, Дурново, Маклаков, Жуковский, Герард, Доброхотов, Потехин, Пржевальский (В.М.), Языков, Сахаров и многие другие.

О высочайшем профессионализме российской пореформенной адвокатуры, ее полной независимости ни от суда, ни от прокурора, ни даже от самого императора говорит, например, одно из проведенных дел тех лет. Адвокатом П.А. Александровым обеспечена поистине классическая защита В.И. Засулич, обвиненной в политическом преступлении — покушении на убийство с тяжелым ранением санкт-петербургского градоначальника генерала Ф.Ф. Трепова.

Большое негодование у людей вызывал российский дореформенный суд. «При одном воспоминании о нем, — писал в 1884 г. И.С. Аксаков, — волосы встают дыбом, мороз дерет по коже. Мы имеем право так говорить. Пишущий эти строки посвятил служебной деятельности в старом суде первые лучшие годы своей молодости. Он изведал вдоль и поперек все тогдашнее правосудие, в провинции и столице, в канцеляриях и в составе суда. Это было воистину мерзость запустения на месте святом. Со всем пылом юношеского негодования ринулся он, вместе со своими товарищами по воспитанию, в неравную борьбу с судейской неправдой, и точно так же, как иногда и теперь, встревоженный этим натиском, наш кривосуд поднимал дикий вопль: «вольнодумцы, бунтовщики, революционеры!».

После набора Комитетом определенного числа адвокатов, которые были утверждены министром юстиции, предполагалось проведение собрания и создание Совета присяжных поверенных. В соответствии со ст. 358 Учреждения судебных установлений присяжные поверенные округа судебной палаты, если их не менее двадцати, входили в палату с просьбой о разрешении избрать Совет. Палата назначала одного из своих членов для председательствования в общем собрании присяжных поверенных при выборе членов Совета. А уже после избрания Совета желающий поступить в число присяжных поверенных подавал прошение об этом в сам Совет. При этом в прошении в соответствии со ст. 379 вышеназванного Учреждения судебных установлений должно было указываться, в каком именно городе избирает он себе место жительства, а также что для поступления его в звание присяжного нет ни одного из препятствий, предусмотренных ст. 355 сего Учреждения с тем, что ежели впоследствии откроется противное, то он подлежит не только исключению из числа присяжных поверенных, но и преданию суду. К прошению предусматривалось приложение необходимых документов.

3 сессия ВЦИК IX созыва от 26 мая 1922 г. утвердила Положение об адвокатуре, которое предусматривало образование при губернских отделах юстиции коллегий защитников по уголовным и гражданским делам. Членов этих коллегий первого состава утверждал президиум губисполкома, а в дальнейшем их принимали президиумы этих коллегий, которые избирались общими собраниями членов коллегии. Президиумы осуществляли надзор и контроль за деятельностью защитников, вознаграждение за защиту определялось соглашением защитника и обращающейся к нему стороны. Надзор за деятельностью коллегий осуществлялся губернскими отделами юстиции. Постановление не устанавливало образовательного ценза для вступления в коллегии адвокатов.

Упомянем и об институте частных поверенных, который был учрежден законом от 25 мая 1874 г., — это Правила о лицах, имеющих право быть поверенным по судебным делам. Для того чтобы стать частным поверенным, необходимо было получить особое свидетельство, которое выдавалось судами в том округе, где частный поверенный осуществлял свои ходатайства по делам. Этими же судами на них налагались и дисциплинарные взыскания. Требования, предъявляемые к частным поверенным, были заниженными (им мог стать всякий, например, грамотный, совершеннолетний, не исключенный со службы, не учащийся и т.д.). Контроль за их деятельностью был недостаточен, поэтому качество работы частных поверенных значительно уступало профессиональным присяжным поверенным, что в те времена вызывало острую и зачастую справедливую критику. Некоторые исследователи полагают, что адвокатура на практике не отличалась принципиальностью, господствовали принципы саморекламы и актерства [14] .

20 июня 1928 г. решением народного комиссариата юстиции РСФСР губернским и окружным судам было дано право устанавливать предельное число членов коллегий защитников. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 20 июля 1934 г. определяло руководство со стороны органов юстиции краев, областей коллегиями защитников.

Образованные по Декрету о суде № 2 коллегии правозаступников просуществовали до принятия Положения о народном суде РСФСР, то есть до 30 ноября 1918 года. Данное Положение предусматривало иную форму организации защиты в суде: по уголовным делам, рассматриваемым с участием 6-ти народных заседателей, участие в деле защитника обязательно, если об этом просит обвиняемый или если это признает необходимым суд. Участие защитника по всем делам обязательно, если в деле участвует обвинитель (ст. 40-49).

Совет присяжных поверенных образовывался в каждом округе судебной палаты для «правильного и успешного надзора» за всеми присяжными поверенными, совмещал обязанности административного и судебного характера. Совет присяжных осуществлял наблюдение за точным исполнением присяжными поверенными своих обязанностей, исполнением ими законов, установленных правил и всего прочего в интересах доверителей.

У многих организаций по искам о взыскании дебиторки ходят бухгалтеры (про людей с высшим экономическим образованием, кстати, законопроект вообще забыл, хоть их можно включать даже в число арбитражных заседателей), и небо от этого не падает на землю. Понятно, что арбитражный управляющий — тоже не всегда юрист, равно как и налоговый консультант. Про то, кто ведёт дела в дачных товариществах, гаражных кооперативах, советах ветеранов и прочих местах массового скопления исков, лучше вообще не задумываться. Конечно, немного нарушается торжественность процесса, когда судье вместо «прошу стороны представить оригиналы доказательств в обоснование своих требований и возражений!» приходится говорить «накладные принесли?» или «дайте ведомость членских взносов, чтобы понять, что долг перед кооперативом есть», но шиш с ней с этой торжественностью, когда всем и так всё понятно.

А для судебных разбирательств (собственно, судебных) оставить действительно что-то серьёзное, где уже понядобится специально отобранный и уважаемый судья, представители, поверенные, стряпчие и иные виды членов «рабочей группы суда», которые бы понадобились с учётом сложности дела? Там будут вестись изящные разговоры и теоретические споры. Или не будут? Или тот же самый Мосгорштамп, что с представителями что без?

В-общем, вековая мечта всех отечественных юристов может наконец-таки сбыться. Теперь-то наконец-то появилась возможность показывать свой диплом хоть кому-нибудь. Правда, форма дипломов к этому особо не приспособлена и напоминает, скорее, акт о вольности дворянской (в Польше, например, это достаточно небольшой документ в бумвиниловой обложке и с фотографией), но, чувствую я, скоро засаленность документа об образовании будет особым шиком у касты отечественных правоведов, как ныне засаленность паспорта.

Вряд ли это, конечно, приведёт к образованию в российском праве института барристеров и солиситоров, ведь для этого нужна серьёзная и веками сложившаяся система социального расслоения, но хоть какое-то моральное удовлетворение все получат. Дескать, я — представитель, а ты — вообще непонятно кто, бумагоподаватель некий. Правда, при этом забыли предложить изменения в ГК, так что теперь понятие «представитель» будет сурово различаться в ГК и ГПК с АПК, но кого это когда интересовало?

Хотя, «поверенный», это как-то не по-русски наименование. Всё-же, дореволюционный статус у поверенного был даже несколько выше сегодняшнего «представителя», так что впору было бы их именовать «стряпчими», тем более, что как раз они представительствовали по коммерческим делам, но и тут недобор: впору таких людей обязать надевать жёлтые штаны и говорить три раза «ку», завидев их благородие представителя. С юридическим дипломом, как-никак человек (пусть это и дистанционный бакалавриат экстерном), читать-писать умеет.

Глава 2

Что касается адвокатуры при коммерческих судах, то она была организована 14 мая 1832 г. и практически сохранилась до октябрьской революции 1917 г. Заниматься практикой в коммерческих судах могли только лица, которые были внесены в список присяжных стряпчих. В него включались кандидаты, которые должны были представить суду «аттестаты, послужные списки и прочие свидетельства о звании их и поведении, какие сами признают нужными». Стряпчий, внесенный в список, мог быть исключен из него по усмотрению суда без дальнейших объяснений, причина исключения регистрировалась исключительно в протоколе. После внесения в список стряпчий принимал присягу и получал право ходатайства по делам. Возможно, здесь и находятся истоки института частных поверенных в России, который развивался после судебной реформы 1864 г. Число стряпчих точно не было определено, но суду вменялось в обязанность иметь «. печение, чтобы оно было достаточным и чтобы тяжущиеся стороны не затруднялись в их выборе»*(8).

Было высказано соображение о недопущении в число присяжных поверенных отставных чиновников, не получивших высшего юридического образования, прежних ходатаев по делам и др. В поверенные не должны были приниматься преподаватели и профессора высших юридических заведений как не имеющие практических навыков судебной работы. Было также признано целесообразным ввести должность помощников присяжных поверенных, которые под руководством последних должны получить необходимую практику*(19).

В соответствии с законами Российской империи к делам, в которых обвиняемые были духовного или воинского звания, купцами, т.е. лицами, принадлежащими к какой-либо сословной или профессиональной организации, в качестве лиц, их представляющих, могли допускаться так называемые депутаты от этого ведомства. Например, помещик мог быть депутатом своих крестьян.

Трудно согласиться с мнением, укоренившемся в историко-правовой литературе, что дореформенные институты защитников ничего общего с адвокатурой не имеют. Действительно, известные русские адвокаты того времени пытались «откреститься» от старых одиозных институтов, подчеркивая отсутствие исторической преемственности. «Мы, — утверждает П.А. Потехин, — народились не из них (т.е. дореформенных адвокатов), мы даже произошли не из пепла их, мы совсем новые люди, ни исторического родства, ни последовательной связи с ними не имеем, чем и можем гордиться»*(12).

Тенденция к «огосударствлению» адвокатуры проявилась буквально с первых месяцев советской власти. Еще II Всероссийский съезд областных и губернских комиссаров юстиции постановил, что коллегии правозаступников должны создаваться при Советах, которые избирают и отзывают членов данной коллегии*(37).

Помимо общих неблагоприятных условий, от которых, как выражался Спасович, адвокатура страдала как часть целого, она подвергалась еще специальным давлениям, действовавшим различным образом и свидетельствовавшим о несоответствии новых судебных уставов не только государственному строю, но и общему низкому культурному уровню в массе своей безграмотного населения страны. Большим недостатком пореформенного установления нового порядка было и то, что в глубинке России продолжали существовать старые обычаи и традиции и даже прежняя автократическая тенденция в судопроизводстве, которое, казалось бы, полностью должно было перейти на либеральный путь развития. Хотя сословные суды и были ликвидированы, однако принцип сословности еще долго применялся в судопроизводстве многих губерний.

30 сентября 1862 г. Основные Положения были опубликованы в печати (Дополнения к № 78 «Сенатских Ведомостей»). После этого по всей стране началось активное обсуждение предложенных властью законопроектов, рассмотрение в Государственном Совете поправок и внесенных замечаний, урегулирование разногласий и т. д. К ноябрю 1864 г. обсуждение реформы было закончено, и 20 ноября 1864 г. Императором Александром II утверждены Судебные Уставы, направленные на места для исполнения со знаменитым манифестом. Эту дату принято считать и датой начала юридического бытия российской адвокатуры[31].

Сразу же после опубликования в 1862 г. Основных положений судебной реформы в среде молодых людей, занимающихся или предполагающих заняться судебными делами, начались активные приготовления. При этом подготовка осуществлялась и к деятельности судебной, и к прокурорской, и к адвокатской. Конечно же, наиболее привлекательной казалась деятельность в роли адвоката, ибо с ней у прогрессивно (либерально) настроенной части населения ассоциировалось окончание бесправного российского «кривосудия», феодального беспредела и произвола чиновников.

Объективность названного автора-очевидца подкрепляется не только высокими нравственными качествами этого человека, его выдающимися организаторскими и литературными способностями, но и воспоминаниями другого корифея права и адвокатуры тех лет – В.Д. Спасовича[33].

После этого процесса прокурор возбудил против Карабчевского и Демьянова дисциплинарное дело перед Советом присяжных поверенных по обвинению в «неправильных действиях» на процессе, а именно в том, что они объявили преступными действия не крестьян, а властей. Совет присяжных признал действия своих адвокатов правильными. Однако суд встал на сторону властей и приговорил всех подсудимых к аресту до двух недель[38].

Из истории русской адвокатуры

Затем в обществе в качестве защиты появляется «родственное представительство». Непосредственно за ними зародились и «наемные поверенные». Функции их могли осуществлять все дееспособные лица. Поверенных называли «ходатаями по делам, стряпчими». Только в ХIХ в. из обычного правового института судебное представительство превращается в юридический институт присяжных стряпчих, которые вносились в особые списки, существовавшие при судах .

Последующее развитие советского общества, Великая Отечественная война, восстановление народного хозяйства страны, годы послевоенных пятилеток — все это оказывало непосредственное влияние на деятельность государства в целом и определяло дальнейшие задачи и развитие адвокатуры.

Государство также препятствовало нормальному функционированию объединений присяжных поверенных. Полиция иногда не допускала созыва общих собраний, использовались также и другие способы, чтобы помешать присяжным поверенным контактировать друг с другом. В Санкт-Петербурге в 1913 г. местный прокурор издал распоряжение о том, что на общих собраниях присяжных поверенных можно только обсуждать годовой отчет совета и выбирать его новый состав. В качестве примера вмешательства государства в дела адвокатуры можно привести действия властей в Иркутске, где все члены совета были арестованы, а его функции были возложены на окружной суд .

Русская адвокатура постреформенного периода решительно отрекается от всякого смешения с дореформенными ходатаями и стряпчими. «Мы, — утверждает П.А. Потехин, — народились не из них (то есть дореформенных адвокатов), мы даже произошли не из пепла их, мы совсем новые люди, ни исторического родства, ни последовательской связи с ними не имеем, чем и можем гордиться» .

7 марта 1918 г. был принят Декрет о суде, согласно которому была образована новая форма организации защиты: «При Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов учреждается коллегия лиц, посвятивших себя правозаступничеству, как в форме общественного обвинения, так и в форме общественной защиты. В эти коллегии поступают лица, направленные Советами рабочих, крестьянских депутатов. Только эти лица имеют право выступать в суде за плату» .

Рекомендуем прочесть:  Договор С Бухгалтером-Кассиром О Полной Материальной Ответственности