Можно работать учителем без педагогического образования

Кроме того, установлено, что предусмотренные законом требования к уровню образования не распространяются на тех педагогов, которые были приняты на работу еще до вступления в силу Закона об образовании, если их соответствие занимаемой должности было подтверждено аттестационной комиссией.

Внесены поправки в Закон об образовании в части требований к педагогическим работникам. По общему правилу, установленному ст. 46 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Однако теперь Закон содержит несколько исключений из этого правила (Федеральный закон от 8 июня 2022 г. № 165-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ).

Предусмотрено, что лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам. А к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем. Порядок допуска указанных лиц к педагогической деятельности надлежит подготовить Минпросвещения России по согласованию с Минобрнауки России и Минтрудом России.

Отметим, что нынешний Закон об образовании вступил в силу с 1 сентября 2013 года. В действовавшем до этого момента законодательстве единых требований к уровню образования педагогов закреплено не было. Такие требования определялись в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. В ноябре 2022 года Конституционный Суд РФ указал на недопустимость увольнения педагогических работников, принятых на работу до вступления в силу действующего Закона об образовании, из-за отсутствия у них необходимого образования, если они успешно осуществляют профессиональную педагогическую деятельность и признаны аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.

Можно ли стать учителем без педагогического образования

Некоторые учреждения, предлагающие профпереподготовку, организуют стажировки: договариваются с местным отделом образования, чтобы студенту подобрали рабочее место. Могут и порекомендовать конкретного студента работодателям. Некоторые после окончания курсов сразу устраиваются в школы. Поначалу, правда, новичку могут не доверить вести предмет – поручат организовывать факультативы или дополнительные занятия.

У многих возникает вопрос, как дело обстоит с юридической точки зрения? Можно ли претендовать на место школьного учителя без педагогического образования? По закону ограничений вроде бы нет. Профессиональная переподготовка по педагогике обязательно нужна только для работы с дошкольниками.

Руководитель может отстранить от работы педагога, если по сообщениям правоохранительных органов он подозревается в совершении уголовного преступления в соответствии со статьей 331 ТК РФ. В этой же статье указаны и другие основания для запрета ведения педагогической деятельности.

Помимо программ основного образования (базовый уровень), для желающих доступны дополнительные и сетевые программы (позволяют общаться с преподавателями онлайн). Для тех, кто уже работает в сфере образования и имеет педагогический стаж, есть сокращенные варианты программ.

Еще недавно профессия учителя считалась не слишком престижной. Однако в последнее время все больше людей хотят работать в этой сфере, даже не имея соответствующего образования. В частности, сказывается то, что на рынке труда не хватает педагогов, так что трудоустроиться сравнительно несложно. И довольно часто всплывает вопрос: «Как мне устроиться на работу учителем, если у меня нет педагогического образования?» Давайте разбираться.

КС разъяснил, когда отсутствие высшего образования не помеха работе

Ирина Серегина с 2006 года работала воспитателем в одном из детских садов города Камышин, что в Волгоградской области. За эти годы она прошла несколько аттестаций, повышала свою квалификацию, ее награждали грамотами и дипломами, а руководство учреждения выписывало ей благодарности. Все изменилось летом 2022 года, когда воспитателя уволили со ссылкой на закон об образовании, который устанавливает требование к педагогам: наличие высшего или среднего профессионального образования. У Серегиной же было только неполное высшее образование – то есть диплома у нее не было и она не отвечала формальным требованиям закона.

Оспорить увольнение женщине не удалось. Суды не приняли во внимание доводы о том, что после вступления в силу в 2013 году закона об образовании, она продолжала работать, а работодатель не предъявлял к ней никаких претензий, хотя при приеме на работу знал о наличии у нее лишь незаконченного высшего педагогического образования. Женщина обратилась в Конституционный суд. Она настаивала: норма, которая позволила уволить ее с работы, противоречит положениям основного закона, поскольку позволяет увольнять лиц, не имеющих необходимого образования, без учета предыдущей педагогической работы и обстоятельств, характеризующих их личность. По мнению заявительницы, законодатель оставил без внимания ее права как педагогического работника на сохранение официально признанного статуса воспитателя 1-й категории.

Воспитатель детского сада, равно как и другие педагогические работники, подлежит периодической аттестации, напомнил Конституционный суд. «Если работник, уже состоящий в трудовых отношениях с учреждением, успешно выполнял свои обязанности и прошел аттестацию, то одно только отсутствие у него должного образования не может служить причиной его увольнения», – указали судьи по итогам рассмотрения жалобы.

КС признал неконституционной правоприменительную практику, которая позволяет использовать отсутствие высшего образования в качестве единственного повода для прекращения трудового договора с воспитателями дошкольных образовательных организаций, принятых на работу до вступления в силу оспариваемого закона и успешно работавших на своем месте.

Может ли школа или детский сад принять на работу в качестве педагога студента педагогического института? Будет ли это решение руководителя образовательной организации нарушением лицензионных требований и условий ведения образовательной деятельности

В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 08.06.2022 № 165-ФЗ) (далее – Федеральный закон об образовании в РФ) право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В то же время, порядок допуска лиц, указанных в частях 3 и 4 вышеуказанного федерального закона, к занятию педагогической деятельностью устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

При этом в соответствии с ч.3 и ч.4 ст. 46 Федерального закона об образовании в РФ лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам.

К занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем.

Исходя из изложенного, решение руководителя образовательной организации о приеме на работу в качестве педагогических работников студентов высших учебных заведений не будет являться нарушением лицензионных требований и условий ведения образовательной деятельности при полном и неукоснительном соблюдении вышеуказанных норм действующего законодательства.

После окончания гуманитарного факультета устроиться на работу в школу тоже нетрудно. Нужно только понять, какой предмет вы хотели бы вести. Например, выпускникам факультета журналистики проще переобучиться на учителя обществознания. В таком случае подойдёт дистанционное обучение в РУДН (необходимый «минимум» в размере 500 часов с октября по май) стоит 27 тысяч рублей.

Ещё недавно поступать в педагогические вузы считалось непрестижным. Но ситуация меняется и последнее время появляется всё большей людей, которые хотят стать учителями. Правда, иногда они осознают это, уже получив высшее образование. «Мел» и «Спасибо от Сбербанка» рассказывают, как осуществить свою мечту и начать работать в школе.

Во многих школах, особенно в регионах, педагогов остро не хватает. Если вы хорошо знаете предмет, работали в частной школе, репетитором и у вас есть рекомендации, велик шанс, что вам будут рады. Для начала пойдите в августе на заочную педагогическую переподготовку, а затем принесите в школу справку о начале учёбы. Таким образом, уже в сентябре вы можете начать работать.

Выпускники Политехнического университета могут стать учителями математики, пройдя специальную переподготовку, которая занимает около 500 часов. Как правило, раз в неделю нужно посещать занятия и периодически ездить на конференции и открытые уроки в школах.

Например, если у вас есть высшее медицинское образование, вы можете преподавать биологию или химию. Иногда для этого достаточно поступить на заочную дистанционную переподготовку. В Алтайском педагогическом университете такое обучение стоит 10 тысяч рублей. В Москве аналогичный курс обойдётся в восемь раз дороже.

Вы одно место сравниваете в дверной ручкой) Я в школе секретарем работаю, у нас, например, учитель химии и учитель информатики без высшего педагогического, так же прошли проф.переподготовку. Это прекрасные учителя, их ученики сплошь призеры — участники различных конкурсов и олимпиад, я как то случайно попала на урок химии (школу давно закончила), так даже я кое что поняла) Хирургу, понятное дело, курсами не обойтись, так и не даром в мед.институтах нет заочного отделения и даже после окончания института, ты еще и врачом то не считаешься, необходимо пройти интернатуру) А для педагога самое главное любить детей, хорошо знать свой предмет и уметь передать эти знания)

автор вы откуда? если из Москвы, то в школу вы не устроитесь, если из региона где нехватка учителей может быть, но учтите что с курсами вы будете учитель без категории, и зар плата будет мизер, т.***** вы открываете hh и видите там зар плату в 50-80 тысяч (для Москвы) это деньги для человека с во, опытом лет 5 и высшей категорией, и 1, 5 ставками, при 1 ставке без категории вы будете получать 20 — 22 и это в Москве, в регионах соответственно все еще печальнее

Гость
Вот ужас. Какие-то курсы закончила и уже учитель. Вот и в школе, где мой ребенок учится,такие вот «учителя» все засунутся пытаются. А родители против. Категорически против!Люди годами учатся, их обучают специальным предметам. А тут курсы какие-то. Ну, ну.
Вы о чем?человек желает работать в школе!есть хорошее высшее образование и хочет учиться дальше.хочет детям передать знания!заинтересован в работе и эмоционально не выгорел!да блин перед такими красную дорожку стелить надо. идут работать за копейки по зову сердца!
Автор,дерзайте.удачи вам!

автор вы откуда? если из Москвы, то в школу вы не устроитесь, если из региона где нехватка учителей может быть, но учтите что с курсами вы будете учитель без категории, и зар плата будет мизер, т.***** вы открываете hh и видите там зар плату в 50-80 тысяч (для Москвы) это деньги для человека с во, опытом лет 5 и высшей категорией, и 1, 5 ставками, при 1 ставке без категории вы будете получать 20 — 22 и это в Москве, в регионах соответственно все еще печальнее

Вы о чем?человек желает работать в школе!есть хорошее высшее образование и хочет учиться дальше.хочет детям передать знания!заинтересован в работе и эмоционально не выгорел!да блин перед такими красную дорожку стелить надо. идут работать за копейки по зову сердца!
Автор,дерзайте.удачи вам!

Рекомендуем прочесть:  2022м 2022м Годам Сколько Будет Пеньсия Участника Ветерана Боевых Действий В Чечни Когда Повысить Пеньсия Это Смешная Пеньсия

ЧТО ГОВОРЯТ ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ?
Известно, что на работу педагогом могут принять, если человек уже устроился на учебу на заочное отделение педагогического вуза или педучилища. Однако не у всех есть такая возможность, ведь в наше время второе высшее образование предоставляется только на коммерческой основе.
Общее правило, что школьным учителем берут только при наличии диплома педвуза, известно давно. Но ранее было много исключений. С 2010 года эти правила ужесточились. Идет ли речь о полном запрете?
Как ни странно, согласно приказам РФ, учитель с образованием по другой специальности может работать в школе и проходить аттестацию. Но есть важные «но».
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. №761н. был утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. В разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» установлены требования к учителю: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Также в вышеупомянутом приказе есть раздел «Общие положения». В пункте 9 написано, что лица, не имеющие специальной подготовки, но обладающие достаточным опытом и компетентностью, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности.
Понятно, что одного решения директора учреждения теперь недостаточно. Для приема сотрудника без образования учителя нужна аттестационная комиссия. Ее созывают в том же учреждении, что принимает сотрудника на работу. Комиссия оценивает квалификацию соискателя и опыт его работы.

С 2010 года из школ начались массовые увольнения педагогов без педагогического образования. И не только из школ. Из домов и дворцов детского юношеского творчества, из центров детского краеведения и туризма увольняли педагогов без соответствующего диплома.

Чтобы понять, как сложно специалисту без педагогического образования быть допущенным к работе с детьми, достаточно узнать обстановку в учреждениях дополнительного образования для школьников. Если даже там не берут на работу и давно выгнали прежних педагогов без диплома, что же говорить о школьных «физруках» подобных учителю из известного телесериала… В реальности, если бы персонаж Нагиева не смог предъявить настоящего диплома педвуза, повода для съемок новых сезонов «Физрука» уже давно не было бы.
Как обстоят дела в Республиканском детско-юношеском центре туризма и краеведения, рассказал директор РЦДЮТиК Даши Кырмыгенов. За время его руководства – а он в должности директора работает уже больше года, — в Центре краеведения на должности педагога-организатора работала одна девушка. Но ее пришлось уволить, так как по образованию она выпускница ВСГТУ, а второе образование — «Муниципальное управление».
Раньше в Центре была должность тренер-педагог, — рассказал далее директор Кырмыгенов. — А сейчас, если педагог, то он работает в Центре краеведения. Если же тренер, то имеет право идти на работу лишь в учреждение Минспорта. В БГУ получают, допустим, специальность по борьбе. Но выпускники должны получить и вторую – бакалавра по педагогике. Как подчеркнул Кырмыгенов, в Центр приходят специалисты туризму, но их они уже не имеют права брать, хотя знают они больше, чем обычный педагог по туризму.
Заместитель директора этого же Центра А. Е. Кузнецов, рассказал, что раньше у них работало много методистов со степенями – кандидаты наук. Их специально принимали, чтобы увеличить значимость учреждения. Но с 2010 года действительно пришлось увольнять всех этих профессоров, если они были без педобразования.

«ФИЗРУКАМ» В УТЕШЕНИЕ
Уроки вести непросто, нужно владеть методикой преподавания, и вообще работать в школе трудно и малооплачиваемо. Начинающий учитель сталкивается с двумя мало совместимыми условиями: при небольшой ставке — меньше 10 тысяч рублей в месяц, нагрузка предельная — каждый день по нескольку уроков, плюс проверка тетрадей и контрольных работ и написание отчетов.
Желающие работать учителем считают, что знаний у них достаточно. Спору нет, специалист может быть высококлассный. Тот же геолог знает географию не хуже школьной «географички». Тем более он практик. Но нужно донести эти знания до детей. Тут и пригодится профессиональная педагогика, методики обучения детей.
К тому же сегодня система образования ориентирована не на качество, а на скорость образования. Так что даже квалифицированным педагогам трудно донести свои знания.
Проверить способности будущего учителя и предназначена аттестационная комиссия, как прописано в приказе 2010 года. Итак, директор школы теперь не всевластен в судьбе бывшего геолога или химика – нужна рекомендация комиссии.

По мнению ректора Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова Игоря Петрищева, появление студентов даст позитивный опыт и самим школам: «Важно, что этим наша система образования открывает двери для молодых людей, которые лучше понимают современных подростков, находятся с ними на одной «цифровой» волне. Уверен, что и педагогическим вузам придётся учитывать новые возможности при реализации своих образовательных программ. Эти программы, с одной стороны, должны носить практико-ориентированный характер, а с другой – учитывать индивидуальные запросы студента, работающего в конкретной школе».

«Это отличная возможность, она открывает дорогу студентам к практическим занятиям, помогает им войти в профессию в наиболее комфортном режиме и в конечном счёте позволит привлекать всё больше и больше талантливой молодёжи в педагогическую среду. Я сам был педагогом и скажу, что, когда вы выходите из стен университета и сразу включаетесь в работу с детским коллективом с полноценным ежедневным расписанием, это требует очень серьёзной подготовки, в том числе и психологической. И такая возможность влиться в этот процесс постепенно, начиная с нескольких определённых занятий по своему предметному направлению под чутким руководством и наставничеством учителей с богатым педагогическим опытом, – это действительно помогает, – отметил Министр просвещения Сергей Кравцов. – Прежде всего, здесь возможно использовать потенциал талантливых студентов педагогических университетов».

«Безусловно, такие решения будут способствовать усилению практической подготовки студентов. Надо сказать, что в целом нынешнее содержание образования – это как раз и есть попытка соединить фундаментальную подготовку и практико-ориентированную направленность всего образовательного процесса. Поэтому, если студенты на втором или третьем курсе выбирают возможность работать в школе, это надо только приветствовать. И правовые решения, которые принимает сегодня государство, будут только способствовать углублению их профессиональной подготовки. Мы делаем всё и посредством наших стандартов, и посредством нашей внеучебной работы, чтобы студенты были подготовлены к работе в школе, с детьми, и были теми профессионалами, которые сегодня нужны стране», – рассказал ректор МПГУ Алексей Лубков.

«Это правильные и давно ожидаемые поправки. Во-первых, работа студента в образовательном учреждении повышает качество подготовки будущих специалистов. Выпускники, обладающие практическим опытом, у работодателей в приоритете. Во-вторых, право преподавать позволяет старшекурсникам иметь дополнительный доход, который в том числе может быть направлен и на оплату обучения. Кроме того, для нас важно, чтобы студенты работали по своей будущей специальности, а не занимались деятельностью, не имеющей ничего общего со школой. В-третьих, безусловно, очень важно дать возможность студентам легально работать с точки зрения решения кадровых проблем в отрасли образования. Очень часто в образовательных организациях небольшая нагрузка, которая не устраивает опытного педагога, а для студента такое трудоустройство, наоборот, важно, потому что ему приходится отдавать львиную долю времени учёбе. Приход студентов на подработку в организации образования, конечно, позволит смягчить кадровые проблемы отрасли. Но главное – привнесёт в школы энергию молодых специалистов, которые только недавно окунулись в новые технологии образовательного процесса и постоянно общаются, консультируются с преподавателями в высшей школе. Такое взаимодействие позволит построить мостик оперативной трансляции актуальной профессиональной информации из стен вузов в образовательные организации страны», – отметил ректор Новосибирского государственного педагогического университета Алексей Герасев.

8 июня 2022 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал федеральный закон, который даёт возможность студентам старших курсов, учащимся по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки», преподавать в школах, если они успешно прошли промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения. Соответствующие поправки внесены в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Дополнительная работа для учителя: право или обязанность

Так, в письме Роструда (Федеральная служба по труду и занятости) от 24.11.2008 № 6234-ТЗ указано, что «если в трудовом договоре, как правило, указывается только трудовая функция работника (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации), то в должностной инструкции в разделе „Должностные обязанности“ трудовая функция детально регламентируется, предусматриваются круг обязанностей работника, объем работы, участки, за которые отвечает работник, и т.д.».

Согласно Ст. 67 ТК РФ «трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя».

Понятие трудового договора определено Трудовым кодексом Российской Федерации: «Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя» (ТК РФ Статья 56. Понятие трудового договора. Стороны трудового договора). Статья 61 определяет дату вступления трудового договора в силу: «Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу».

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Итак, изучив, согласившись и подписав необходимые бумаги, работник осознает, что входит в круг его обязанностей. Согласно Ст. 60 ТК РФ «запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами». Важно понимать, что локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить Трудовому кодексу РФ. Как бы директор школы ни желал требовать дополнительной (а еще лучше неоплачиваемой) работы от своих преподавателей, никаких отдельных законов, действующих только на территории школы и идущих «вразрез» с Трудовым кодексом, издавать он не вправе.

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию. Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения. Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Рекомендуем прочесть:  Сложившаяся Практика Организации Делопроизводства В Адвокатских Образованиях

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2022 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению. Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.2022 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена». В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2022 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2022) и приказ Минтруда от 26.12.2022 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2022). Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

Далее появились курсы переподготовки, которые позволяли учителю сменить профильный предмет. Так, преподаватель химии мог переквалифицироваться на учителя биологии, физик на математика и так далее. Однако требование оставалось прежним — для переподготовки необходимо было базовое педагогическое образование.

В период самоизоляции и по причине нехватки учителей, было принято решение о смягчении требований. 28 марта 2022 года Минпросвещения опубликовало на сайте ОНФ документ , который позволил специалистам работать без педагогического образования — при наличии диплома в сфере, соответствующей преподаваемой дисциплине. Например:

Однако снижение заинтересованности в профессии стало причиной отсутствия кандидатов на рынке труда. Все меньше людей желают работать учителями, поэтому в школах заметна нехватка педагогов. По этой причине было принято решении об изменении требований, которые позволяют специалистам работать в школе.

До снижения заинтересованности в профессии специалисты проходили обучение в вузе длительностью 4–5 лет. Затем, получив диплом, устраивались на работу по профилю образования — учителем конкретной дисциплины. Без документа об образовании устроиться в школу было нельзя, поэтому специалисты из других областей не могли работать учителями.

Из-за пандемии COVID-19 и новых образовательных регламентов у людей все чаще возникает вопрос: «Можно ли работать учителем без педагогического образования?» Еще в начале 2022 года требования профстандартов и ФГОС запрещали устроиться преподавателем в школу, если у специалиста отсутствовал диплом о высшем или среднем педагогическом образовании.

Учитель без ования

Вы о чем?человек желает работать в школе!есть хорошее высшее образование и хочет учиться дальше.хочет детям передать знания!заинтересован в работе и эмоционально не выгорел!да блин перед такими красную дорожку стелить надо. идут работать за копейки по зову сердца!
Автор,дерзайте.удачи вам!

автор вы откуда? если из Москвы, то в школу вы не устроитесь, если из региона где нехватка учителей может быть, но учтите что с курсами вы будете учитель без категории, и зар плата будет мизер, т.***** вы открываете hh и видите там зар плату в 50-80 тысяч (для Москвы) это деньги для человека с во, опытом лет 5 и высшей категорией, и 1, 5 ставками, при 1 ставке без категории вы будете получать 20 — 22 и это в Москве, в регионах соответственно все еще печальнее

Вам надо не курсы пройти, а обучение по профессиональной переподготовке. У меня похожая ситуация. Имею высшее юридическое образование, но по специальности не работала. Не нравится. Люблю детей, хочу работать с дошкольниками. Сейчас прохожу дистанционное заочное обучение по специальности воспитатель дошкольного учреждения. 11 мес длится обучение и мне диплом о присвоении квалификации воспитателя выдадут. Попробуйте что-то такого типа подобрать. Сейчас просто действуют проф стандарты и подтверждение что у Вас есть педагогическое образование просто необходимо.

Гость
Вот ужас. Какие-то курсы закончила и уже учитель. Вот и в школе, где мой ребенок учится,такие вот «учителя» все засунутся пытаются. А родители против. Категорически против!Люди годами учатся, их обучают специальным предметам. А тут курсы какие-то. Ну, ну.
Вы о чем?человек желает работать в школе!есть хорошее высшее образование и хочет учиться дальше.хочет детям передать знания!заинтересован в работе и эмоционально не выгорел!да блин перед такими красную дорожку стелить надо. идут работать за копейки по зову сердца!
Автор,дерзайте.удачи вам!

Гость
Вы о чем?человек желает работать в школе!есть хорошее высшее образование и хочет учиться дальше.хочет детям передать знания!заинтересован в работе и эмоционально не выгорел!да блин перед такими красную дорожку стелить надо. идут работать за копейки по зову сердца!
Автор,дерзайте.удачи вам!
Ситуация: приходит к вам хирург лишь с курсами, а по образованию инженер. И говорит о том, что он эмоционально не выгорел и будет вас оперировать.Ваша реакция? Сомневаюсь, что вы к нему под нож ляжете. Так вот и на детях наших экспериментировать не надо. Никто не против энтузиазма автора. Пусть получит ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ и вперёд!

Если вы планируете подрабатывать репетиторством или сделать его своей основной работой, учитывайте, насколько востребована ваша специализация. Чаще всего репетиторов ищут по тем предметам, которые сдают на ЕГЭ и ОГЭ, то есть по русскому языку, математике, иностранному языку, обществознанию, биологии, химии, физике, истории, литературе.

Актуальная версия профессионального стандарта «Педагог» не выделяет высшее или среднее профессиональное образование по педагогическому профилю как единственное и обязательное условие для работы учителем. Вы также можете устроиться в школу, если у вас есть:

  • Диплом вуза или ссуза по специальности, совпадающей с предметом, который вы хотите преподавать. Например, если вы учились на историка, вы можете вести уроки истории, а если на переводчика – уроки иностранного языка. Но все же вам потребуется пройти курсы профпереподготовки научителя, ведь вам нужно будет не только разбираться в своей дисциплине, но и понимать, как знакомить с ней детей – знать основы педагогики и возрастной психологии, методики воспитания и обучения, ФГОСы, актуальные образовательные программы и т. д.
  • Диплом любого вуза и ссуза и документ о профессиональной переподготовке на педагога. Например, если вы выучились на инженера, а хотите преподавать географию, вы проходите курсы для учителей географии.

Также важно учитывать, насколько просто будет набрать часы для ставки с выбранным для преподавания предметом. Учителю математики, русского языка или литературы нужные 18 часов в неделю поставят даже в небольшой школе. Преподавателю музыки или ОБЖ добиться этого будет труднее, ведь на эти предметы в расписании большинства классов отводится 1-2 часа в неделю. Но у нас есть программы переподготовки, на которых можно получить сразу несколько квалификаций и вести не один, а два или три предмета и за счет этого набирать нужные часы. К тому же, некоторые учителя совмещают должности в нескольких учебных заведениях, ведут секции и кружки, занимаются методической работой.

Стать учителем в детстве и юности хотят многие, но далеко не все поступают в педагогические вузы. Кто-то останавливает выбор на профессии менеджера, инженера или врача и находит в ней свое призвание, а кто-то продолжает мечтать о работе в школе. Можно ли воплотить эту мечту в жизнь и как это сделать? Давайте разберемся.

Как работать учителем без педагогического образования? Рассказывает выпускница магистратуры

Когда поступила в магистратуру, поначалу продолжила репетиторство. Но потом поняла, что расстояния здесь намного больше, и постоянные разъезды меня очень утомляют. Поэтому я решила устроиться учителем в какой-нибудь онлайн-сервис и попала в Skyeng. Там я начала преподавать математику.

Кроме того, моё отношение к преподаванию математики тоже немного изменилось. Я поняла, что не все ученики обязаны знать и любить мой предмет. Изначально у меня было стремление непременно всем привить эту любовь. Но потом мне захотелось развивать в детях другие не менее полезные качества — например, умение общаться друг с другом.

Отбор на программу проходит в несколько этапов, на первом нужно заполнить анкету. Её у меня приняли не с первого раза — мне нужно было не стесняться и ярче писать о себе. Вторым этапом было скайп-собеседование: нужно рассказать о себе и решить несколько кейсов. Третий этап проходил очно: нужно подготовить мини-урок и защитить его перед организаторами. При этом организаторы разыгрывают роли учеников и показывают стрессовые ситуации, которые могут произойти в школе. Это помогает им оценить реакцию кандидата. После третьего этапа я очень переживала, потому что действительно хотела попасть на программу.

Занятия в магистратуре проходили вечером, так что с утра можно было поработать. С индивидуальным подходом у меня на тот момент не было проблем, а вот структурировать материал я научилась именно там. Я выписывала основные моменты и делала памятки для учеников.

Я могу сказать, что мне очень сильно повезло с коллективом. Коллеги и завучи мне всё объясняют. В бумажной работе я тоже не тону, сейчас всё в онлайн-формате. А вот ожидания от себя как участницы у меня немного не совпали с возможностями. Когда я шла на программу, то думала, что всех детей воспитаю и всё будет прекрасно… Но в реальности меня на все дела не хватает: нагрузка по часам — большая, и при этом мне нужно участвовать в конкурсах и писать отчёты.

Преподаватель без педагогического образования – «за» и «против»

Речь, конечно, не идет о государственных образовательных учреждениях. Туда вас не смогут принять на работу без профильного диплома или же курсов повышения квалификации (например, на базе диплома филфака). Однако, как мы видим, в бюджетные ОУ не больно то и стремятся педагоги. Многие хотят свободы, отсутствия отчетности и гибкого графика.

Раньше для всех, кто мечтал быть учителем, профильное образование было, что называется, must have. Но ситуация изменилась, и с развитием онлайна, те, кто хорошо знает язык, ринулись преподавать. Кто-то разместил предложение о своих услугах на различных сайтах и начал набирать учеников, кто-то раскрутил Instagram, а кто-то использовал таргетированную рекламу, с помощью которой и нашел своих первых студентов. Возникает вопрос – а нужно ли вообще выделять целых 5 лет своей жизни для получения заветной корочки? Или же можно, сэкономив время (а порой, и деньги), начать работать и освоить все тонкости профессии в процессе?

Рекомендуем прочесть:  Какие льготы дает

Если вы получили диплом еще до кардинальных изменений в системе ВУЗовского образования, можете считать, что вам повезло. Скорее всего, в дипломе ваша специальность звучит вроде «Филолог, преподаватель английского языка и литературы». Но в онлайне работает очень много молодых преподавателей. Однако, несмотря на то, что «педагогика» на этих дисциплинах перестала читаться в связи с переходом на бакалавриат (обучение длится четыре года вместо заявленных пяти), выпускники позиционируют себя как специалистов с классическим гуманитарным образованием, которые могут качественно преподавать. Многие потенциальные ученики в принципе не видят разницы между специальностями в дипломе, и если там фигурирует словосочетание «английский язык», думают, что это то, что нужно. Да и работодатели на популярном сервисе hh.ru, зачастую в требованиях указывают «Педагогическое ИЛИ лингвистическое образование»;

У преподавательницы Диляры Кашаповой, которая поделилась с нами своей историей, есть диплом, и даже красный. Но совсем «не в тему» преподавания, ведь по специальности она — журналист. Но подобное гуманитарное образование в профессии педагога ей не мешает – напротив, умение коммуницировать с разными людьми, находить к ним подход и грамотно формулировать свои мысли помогает ей работать максимально эффективно.

Однако в процессе обучения, делится Диляра, присутствовал момент, который ее беспокоил — ее английский стоял на месте. Группы с уровнем выше Intermediate на ее потоке не было, и пришлось выбрать немецкий язык, и изучать его с нуля. Поэтому на втором курсе Диляра решила получить дополнительную специальность «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Как результат, у нее также имеется приложение к диплому.

Возможно ли стать педагогом без педагогического образования

Здравствуйте, уважаемая Елена!
При Вашем соответствии планируемому преподаваемому предмету, согласно указанному ниже нормативному обоснованию, Вы вполне можете стать учителем в школе, запрета на это нет, поскольку на основании Письма Министерства образования и науки РФ от 10 августа 2015 г. № 08-1240 «О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования», лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.
Таким образом, согласно указанным выше нормативным правовым актам и разъяснениям к ним следует считать, что лица, имеющие, например, высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» (квалификации — «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы», «Историк. Преподаватель истории» и т.д.) и (или) в области, соответствующей преподаваемому предмету (специальности — «Русский язык и литература», «История» и т.д.), отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым соответственно к учителям русского языка и литературы, учителям истории и обществознания и т.д.
Департамент также обращает внимание на то, что пункт 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования позволяет по рекомендации аттестационной комиссии назначать на соответствующие должности лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.
К этой категории могут относиться, в частности, воспитатели из числа слушателей педагогических классов, которым была присвоена квалификация «Воспитатель детского сада», учителя технологии, имеющие квалификацию «Инженер-технолог» (независимо от специальности), и т.д. Критериями соответствия данных педагогических работников занимаемым ими должностям, прежде всего, являются не только квалификации, указанные в документах о профессиональном образовании, но и результаты их профессиональной деятельности, практический опыт, компетентность, а также выполнение качественно и в полном объеме возложенных на них должностных обязанностей.
И нормативное обоснование: ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2022) «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2022) «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“ (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550).

Как стать учителем без педобразования

То, где ребенок родился, — в городе или в маленьком селе, и какой социальный капитал у него есть — это во многом определяет сам шанс на развитие и самореализацию, — говорит сооснователь программы Алена Маркович. — От этого зависит вся дальнейшая жизнь. Часто только школа и учителя могут стать началом важных перемен.

Программа «Учитель для России» впервые выходит в регион на территории Сибири, где нехватка кадров и сложный социальный контекст чувствуется острее, — говорит сооснователь программы Алена Маркович. — Если вы хотите найти работу со смыслом, делиться с детьми своими знаниями и опытом, хотите стать частью сообщества единомышленников, подавайте заявку в программу и станьте частью изменений в школьном образовании.

Цель общественного проекта — обеспечить равенство образовательных возможностей для детей из разных регионов России. Учителя, которые прошли обучение в рамках программы, работают в массовых региональных школах, которые испытывают недостаток в педагогах и не могут похвастаться высокими образовательными результатами. С помощью этого проекта организаторы и участники стремятся преодолеть проблему образовательного неравенства, которая особенно ощутима в России.

«Учитель для России» предоставляет всем участникам финансовую поддержку. Тренинги и консультации бесплатны. На второй год программы участник разрабатывает собственный социальный проект и может получить грант на его развитие. Также программа предполагает стипендию в размере 20 тысяч рублей, которая прибавляется к зарплате молодого учителя, и 15 тысяч ежемесячно — на аренду жилья в случае переезда.

Создатели программы уверены, что каждый профессионал своего дела может стать учителем и по-новому раскрыть свой предмет для детей. Помимо стандартных школьных предметов, в «Учителе для России» открыты вакансии педагога-организатора, психолога, тьютора и учителя начальных классов.

Работа в школе без педагогического образования

Меня зовут Сатеник, и я работаю музыкальным руководителем в детском саду. У меня среднее образование, и музыкальная школа. В детском саду работала 13,5 лет, а в школе 2,5 года. В данном д/с работаю с 16.01.2008 года. До сегодняшнего дня мое образование всех устраивало, но сегодня наш руководитель вызвала меня к себе, и сказала, что у меня нет педагогического образования, и что я больше не смогу работать на этой должности. Предложила или менять должность (з/п в 3 раза меньше), или написать заявление по собственному желанию, а то уволит, потому что не имею право работать без пед. оброзованя. Скажите, пожалуйста, правомерны ли действия руководителя, и что я смогу сделать, чтобы не терять работу? Я многодетная мать, и сейчас очень трудно найти работу.

У меня гражданство Казахстана, оформляю гражданство РФ. Прожила без выезда за пределы РФ 1 год и 5 месяцев. Работаю заместителем директора по воспитательной работе в МБОУ Средняя общеобразовательная школа. Работаю в этой должности + 2 часа в неделю кружковой работы. Педагогического образования нет (диплом колледжа культуры, специальность: педагог-организатор досуга). меня приняли на работу в сельскую школу с 13 января, заявление на увольнение по собственному желанию написала с 1-го июня. С 10 апреля по 22 мая была на больничном. Положена ли мне компенсация за неиспользованный рабочий отпуск? Если да, то в каком размере?

Проработал в школе 25 лет учителем технологии, прошел аттестацию на соответствие занимаемой должности, в этом году был отмечен министерской грамотой, но при этом не имею педагогического образования. Школа, в которой работаю, в этом году проходит аккредитацию и директор увольняет меня, объясняя тем. что человек без педагогического образования не может работать в школе. Правомочно ли это? Если нет, но на какие документы могу сослаться.

Я работаю учителем в данной школе 16 лет. Преподаю технологию и изо с 5-11 классы. Но у меня нет высшего педагогического образования, по диплому я воспитатель в дошкольных учреждениях. Имеет ли право директор школы перевести меня на ГКП без моего согласия?

Могули преподавать в школе географию если учусь на 3 курсе университета зоочно, имею средне специальное образование мастер художник, поеподавптель, стаж работы в школе 16 лет преподавала ИЗО игеографию сейчас переехала в другой район, но меня в школу не берут, постоянно откпзывают. А вот воспитателя без стажа почему-то взяли. Как мне ответили у меня нет педагогического образования.

Обучаться можно очно, заочно и даже дистанционно – способ обучения на итоговый диплом не влияет: главное, чтобы у выбранного учреждения была лицензия на оказание образовательных услуг. Продолжительность обучения зависит от выбранной формы посещения занятий, а также от наличия базового образования – получить второе образование на базе первого можно быстрее, чем базовое образование, которое получают сразу после окончания школы.

  1. Заниматься педагогической деятельностью по программам общего образования могут студенты педагогических ВУЗов, успешно окончившие не менее 3 курсов обучения.
  2. Обучать детей по программам дополнительного образования могут лица, которые получают высшее образование в сфере, соответствующей профилю обучения, при условии, что они успешно закончили не менее 2 курсов обучения.

Законодатель выделяет отдельные категории соискателей, которым в трудоустройстве на должность учителя будет отказано даже в том случае, если у них есть профильное педагогическое или иное образование, позволяющее преподавать детям определенный предмет. В соответствии с положениями ст. 331 ТК РФ , а также с требованиями профстандарта, утв. Приказом № 544н , к педагогической деятельности не допускаются лица:

Далеко не каждый человек находит свое профессиональное призвание сразу после школы, и идет учиться той специальности, по которой впоследствии будет работать всю свою жизнь. Иногда обстоятельства складываются таким образом, что работу приходится менять – причем зачастую весьма радикально. И если работа на некоторых должностях не требует от работника особых знаний и специализированного образования, то в некоторых областях наличие высшего образования по специальности является обязательным условием для трудоустройства. В новой статье ответим на вопрос о том, можно ли устроиться в школу без педагогического образования, и какова вероятность того, что в приеме на работу такому соискателю просто откажут.

Например, учителем английского языка может работать человек, у которого есть высшее образование по специальности «Перевод и переводоведение», а учителем физкультуры – человек, получивший образование по специальности «Физическая культура и спорт». Человек, который закончил медфак, может преподавать школьникам химию или биологию. При этом специалист может работать учителем в Москве, Санкт-Петербурге или любом другом городе – никаких территориальных ограничений на этот счет законодательство не содержит.

Кто имеет право работать учителем в школе

Для того, чтобы заниматься педагогической деятельностью, нужно иметь среднее профессиональное или высшее образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. Либо высшее/среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Работодатель имеет право снижать планку требований к образованию и принимать решение о допуске к работе на основании решения аттестационной комиссии на основании оценки фактической профессиональной деятельности. Комиссию администрация школы формирует самостоятельно.

Законодательство дает работодателю право при разработке должностных инструкций устанавливать дополнительные требования к необходимой специальной подготовке работников. Также работодатель обязан обеспечить регулярное прохождение повышения квалификации работников.

Получение диплома бакалавра по любому из указанных направлений дает право преподавать в школе любой предмет. Специалист без педагогического образования — может работать учителем только по профилю, в том числе по профилю полученного дополнительного профессионального образования.

Те, у кого нет специального педагогического образования или профильного образования по преподаваемому предмету, смогут работать в школе учителем по определенному предмету, если продут программу профессиональной переподготовки, необходимую для преподавания этого предмета в объеме не менее 250 часов.