Внеплановая проверка трудовой инспекции в 2022 году

  • Нарушение ТК РФ: 1 000-5 000 рублей для ЮЛ.
  • Повторное правонарушение: 50 000-100 000 для ЮЛ, 5 000-10 000 рублей для ИП.
  • Допуск к работе трудящегося без санитарной книжки: 10 000-20 000 рублей.
  • Отсутствие трудового договора или его неверное заполнение: 50 000-100 000 рублей для ЮЛ и 5 000-10 000 рублей для ИП.
  • Повторное уклонение от оформления ТД: 30 000-40 000 рублей для ИП и 100 000-200 000 рублей для ЮЛ. Для должностных лиц это грозит закрытием компании сроком до 3 лет.
  • Нарушение норм охраны труда: 2 000-5 000 рублей для ИП и 50 000-80 000 рублей для ЮЛ.
  • Повторное подобное правонарушение: 30 000-40 000 рублей или закрытие до 3 лет для ИП и 100 000-200 000 рублей или закрытие на срок до 3 месяцев для ЮЛ.
  • Истек срок исполнения предписания об устранении правонарушения, выданного ранее.
  • В трудовую инспекцию поступили жалобы на работодателя от сотрудников.
  • Есть сведения о том, что работодатель нарушает нормы ТК РФ.
  • В трудовую инспекцию поступил запрос от трудящегося на предмет проверки условий труда в компании.
  • Выдан соответствующий приказ руководителя инспекции, изданный на основании запросов прокурора, поручения Правительства.
  • Трудовые договоры.
  • Документы о трудовом распорядке.
  • Штатное расписание.
  • Внутренние акты.
  • Трудовые книжки и их содержимое.
  • Приказы об увольнении, приеме на должность и переводе на другое место, а также подписи сотрудников на них.
  • Учет трудовых книжек.
  • Приказы о сверхурочной работе, письменные согласия сотрудников.
  • Бумаги, связанные с трудоустройством инвалидов, лиц, не достигших 18-ти лет.
  • Выполнение норм охраны труда.
  • Положение о персональных данных трудящихся.
  • Документы, связанные с трудоустройством иностранцев.
  • Протоколы анализа товара, изготавливаемого на предприятии.
  • Итоги осуществленных экспертиз.
  • Предписание, в котором изложено требование о ликвидации правонарушений.
  • Объяснения трудящихся.
  • Прочие документы, которые важны в рамках проведенной проверки.

ВАЖНО! В рамках мероприятия проверяются не только документы. Также представители трудовой инспекции следят за своевременностью прохождения аттестаций, безопасностью трудящихся. Если того требует работа, нужно позаботиться о наличии защитных масок, перчаток и прочих защитных аксессуаров.

Плановые проверки трудовой инспекции в 2022 году

Все проверки со стороны трудовой инспекции строго регламентируются нормами трудового и федерального законодательства. В каждом региональном субъекте могут разрабатываться собственные нормативные акты, предусматривающие проверки территориальной инспекции по труду.

  • Письменное обращение или запрос работника;
  • Заявление о нарушении трудового законодательства, которое может повлечь вред жизни работника;
  • Срок для выполнения требований по ранее вынесенным предписаниям подошел к концу;
  • Запрос о внеплановой проверке поступил со стороны государственных органов.
  • Все действия инспекции регулируются строго в соответствии с нормами закона. Превышать возложенные на нее полномочия инспекция не вправе.

Статья 356 ТК РФ. Основные полномочия федеральной инспекции труда. В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях; направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды; проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию; анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно; принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников; запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав; осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан; готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации; проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей; направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда; направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда; направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

«Статья 361 ТК РФ. Обжалование решений государственных инспекторов труда Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.»

Найти информацию о предстоящих проверках и скачать график проверок трудовой инспекции на 2022 год можно на сайте Государственной инспекции по труду. По плану, в текущем году проверке будут подвержены 20 044 субъекта хозяйственной деятельности РФ. В графике представлены сведения по всем округам федерального типа. Посмотреть информацию можно путем выбора соответствующей вкладки.

Какие документы проверяет трудовая инспекция

  • прошло три года со дня государственной регистрации работодателя;
  • вышел трехлетний срок с момента завершения последней плановой проверки;
  • работодатель фактически осуществляет свою предпринимательскую деятельность в течение трех лет (с момента подачи особого извещения в уполномоченный орган).
  • требования, связанные с обучением и инструктированием работников;
  • меры безопасности при проведении работ;
  • обеспечении работников средствами защиты;
  • организация и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (сейчас СОУТ), а также использования результатов АРМ (СОУТ) для предоставления льгот и компенсаций работникам, проведения периодических медицинских осмотров и др.

Инспекторы непременно обратят внимание на то, как выдается заработная плата (по закону необходимо выплачивать ее два раза в месяц). В Правилах внутреннего распорядка, коллективном и трудовом договорах должна быть отражена информация о времени и месте выдачи зарплаты.

По установленному законодательством правилу, проверки, проводимые государственными трудовыми инспекторами в организациях, могут быть плановыми и внеплановыми (которые, в свою очередь, подразделяются на документарные и выездные). Порядок осуществления ревизий определен законодательно. Для начала проверочных действий и в первом, и во втором варианте нужны основания (причины, случаи).

В первую очередь, при подготовке к визиту инспекции, следует проверить состав документов. Инспекцию труда заинтересуют материалы, связанные с трудовыми отношениями и с охраной труда. Необходимо удостоверится в том, что данные документы находятся в полном порядке.

Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника

ВАЖНО! Проведение сразу выездной проверки допустимо. Но если у ГИТ была возможность дать оценку деятельности работодателя по документам, есть шанс на успешное обжалование результатов такой проверки в суде (см. решение Ленинского райсуда Перми от 02.11.2011 по делу № 2-3664/2011).

Также отметим, что нужно различать сроки привлечения к административной ответственности и сроки выдачи предписаний ГИТ. Инспекция имеет право выдать предписание и по истечении сроков давности административных правонарушений, так как его цель — не привлечь к ответственности, а пресечь нарушение.

Порядок проведения этой формы контроля урегулирован ст. 11 закона 294-ФЗ. Работодателю направляется запрос, ответить на который необходимо в течение 10 рабочих дней с момента получения. К запросу должна быть приложена заверенная копия приказа о проведении проверки. Но если ее нет, обжаловать результаты контроля по этому основанию не удастся, так как ст. 20 закона 294-ФЗ относит к грубым нарушениям только отсутствие приказа в принципе (см. решение Ленинского райсуда Перми от 28.05.2012 по делу № 2-671/12).

  • трудовые и коллективные договоры;
  • бухгалтерские документы по зарплате (расчетные листки, зарплатные ведомости);
  • кадровые документы (приказы по личному составу, график отпусков, трудовые книжки, штатное расписание);
  • локальные нормативные акты, относящиеся к трудовым отношениям (об оплате труда, о командировках, об охране труда);
  • журналы инструктажей по технике безопасности и т. д.
  • находиться на предприятии в любое время суток и неограниченное количество времени в рамках общего срока проверки;
  • требовать относящиеся к предмету контроля документы, объяснения, иную информацию;
  • изымать образцы веществ и материалов, обрабатываемых или используемых на предприятии;
  • на месте выдавать предписания об устранении нарушений;
  • расследовать несчастные случаи на производстве.
Рекомендуем прочесть:  Застрахованы ли деньги ип на расчетном счете

Инспекционный визит — новый тренд контроля в 2022 году

Такое же правило контрольно-надзорные органы прописывают в своих Положениях о видах контроля (см., например, абз. 3 п. 40 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства, утв. Постановлением Правительства от 21.07.2022 № 1230).

Из этого правила есть исключение — инспекторы обязаны уведомить компанию или ИП об инспекционном визите, если принято решение о замене инспекционным визитом плановой выездной проверки (п. 3 Постановления Правительства «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок. » от 30.11.2022 № 1969).

После проведения инспекционного визита контролер обязан оформить акт. Не просто какую-то бумагу произвольного вида и содержания, а официальный документ типовой формы из Приложения № 11 к Приказу Минэкономразвития «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом» от 31.03.2022 № 151.

К примеру, при проведении инспекционного визита в коллекторских компаниях контролерами «могут применяться оборудование, информационные системы и программные средства, обязательные к использованию контролируемым лицом для аудиозаписи всех случаев непосредственного взаимодействия с должниками и иными лицами, направленных на возврат просроченной задолженности, а также для записи всех текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых при осуществлении взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи» (п. 56 Положения, утв. Постановлением Правительства от 25.06.2022 № 1004).

  • об ознакомлении или об отказе в ознакомлении контролируемых лиц или их представителей с актом инспекционного визита (дата и время ознакомления);
  • о направлении акта в электронном виде (адрес электронной почты), в том числе через личный кабинет на специализированном электронном портале.

Внеплановые проверки трудовой инспекции на 2022 год

Для этого в произвольной форме пишется запрос, который направляется в госинспекцию. Вам обязательно придет письменный ответ в течение 15 рабочих дней.

План таких проверок составляется ежегодно, так как он является основанием для планового визита трудовой инспекции. Чтобы узнать, включена ли ваша компания в этот план, зайдите на сайт Роструда или сайт Генпрокуратуры РФ. Кроме того план проверок можно посмотреть на официальном сайте конкретного ведомства, но и это не все. Существует специальная база под названием «Единый реестр», который опубликован на сайте Генпрокуратуры РФ.

Однако внеплановая проверка не означает, что о ней не оповестят руководство организации. Инспектор в любом случае сначала предупреждает о своем визите. Формат оповещения может быть любым, на это отводится 24 часа. Но вместе с тем, в данном случае существуют и исключения, позволяющие провести проверку без уведомления, в частности, если:

  1. В госорганы было направлено сообщение, в котором указаны подтвержденные факты причинения вреда здоровью работников;
  2. Имеет место ЧС техногенного или природного характера;
  3. Если работникам ГИТ необходимо проверить, как работодатель исполняет направленные ему предписания и какие меры были приняты в целях устранения нарушений, выявленных ранее;
  4. В отношении организации поступили жалобы или иные обращения, на основании которых проверку назначил Президент РФ, Правительство РФ или прокурор.

Третий способ – сервис «Электронный инспектор» на сайте https://онлайнинспекция.рф/. Здесь можно самостоятельно пройти проверку на соблюдение требований закона. При успешных результатах вы можете получить высокую оценку, которую в форме декларации можно направить в Роструд на регистрацию. Данный документ действует в течение года. Однако если за этот год организация допустит нарушения, декларация будет аннулирована.

  • Протоколы анализа товара, изготавливаемого на предприятии.
  • Итоги осуществленных экспертиз.
  • Предписание, в котором изложено требование о ликвидации правонарушений.
  • Объяснения трудящихся.
  • Прочие документы, которые важны в рамках проведенной проверки.
  • Нарушение ТК РФ: 1 000-5 000 рублей для ЮЛ.
  • Повторное правонарушение: 50 000-100 000 для ЮЛ, 5 000-10 000 рублей для ИП.
  • Допуск к работе трудящегося без санитарной книжки: 10 000-20 000 рублей.
  • Отсутствие трудового договора или его неверное заполнение: 50 000-100 000 рублей для ЮЛ и 5 000-10 000 рублей для ИП.
  • Повторное уклонение от оформления ТД: 30 000-40 000 рублей для ИП и 100 000-200 000 рублей для ЮЛ. Для должностных лиц это грозит закрытием компании сроком до 3 лет.
  • Нарушение норм охраны труда: 2 000-5 000 рублей для ИП и 50 000-80 000 рублей для ЮЛ.
  • Повторное подобное правонарушение: 30 000-40 000 рублей или закрытие до 3 лет для ИП и 100 000-200 000 рублей или закрытие на срок до 3 месяцев для ЮЛ.
  • Трудовые договоры.
  • Документы о трудовом распорядке.
  • Штатное расписание.
  • Внутренние акты.
  • Трудовые книжки и их содержимое.
  • Приказы об увольнении, приеме на должность и переводе на другое место, а также подписи сотрудников на них.
  • Учет трудовых книжек.
  • Приказы о сверхурочной работе, письменные согласия сотрудников.
  • Бумаги, связанные с трудоустройством инвалидов, лиц, не достигших 18-ти лет.
  • Выполнение норм охраны труда.
  • Положение о персональных данных трудящихся.
  • Документы, связанные с трудоустройством иностранцев.

Что будет, если трудовая инспекция найдет правонарушения? Сначала выдается предписание. Если работодатель не устраняет нарушения в течение положенного времени, выписывается штраф или деятельность компании временно останавливается. Кто обязан его выплачивать? Все зависит от внутренних правил компании. Это может быть ИП, директор, главный бухгалтер.

На первом этапе работодателю выдается только предписание. То есть ЮЛ или ИП предоставляется шанс на исправление. Настоящие проблемы появляются после повторного правонарушения. В этом случае придется выплачивать большой штраф. Компанию могут и вовсе закрыть.

  • индивидуальная трудовые соглашения с сотрудниками и дополнительные соглашения;
  • личные трудовые книжки подчиненных;
  • личные карточки сотрудников;
  • приказы руководства по основной деятельности;
  • приказы начальства по личному составу;
  • внутрикорпоративные нормативные акты, в т.ч. акт об оплате труда и правила внутреннего распорядка;
  • штатное расписание;
  • графики ежегодных отпусков;
  • табели учета рабочего времени;
  • книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к книжкам;
  • приходно-расходная книга по учета бланков трудовых книжек и вкладышей к книжкам.
  • запросы сотрудников предприятий о проведении проверки охраны труда и условий работы на производстве;
  • заявления и обращения в Роструд граждан (в т.ч. ИП и ООО);
  • сведения, полученные из СМИ;
  • информацию, поступившую от органов гос. власти.
  1. Ознакомиться со служебными удостоверениями инспекторов.
  2. Потребовать копию приказа или распоряжения о проведении проверки (заверенную печатью) и обратить внимание на:
    • обоснование (документальное) проведения проверки;
    • перечень участников бригады, осуществляющей проверку;
    • сроки проверки;
    • анализируемые в ходе проверки бумаги.
  3. Лично контролировать ход проведения проверки.
  4. Узнавать результаты проверки, соглашаться или не соглашаться с мнением инспектора.
  5. В случае выявления нарушений со стороны ГИТ — обжаловать действия инспекторов в судебном или административном порядке.
  6. Обращаться за защитой прав и принятием участия в проверке к Уполномоченному по защите прав предпринимателей (в субъекте РФ или при Президенте РФ).

Каждое предприятие, будь то организация или фирма индивидуального предпринимателя, время от времени проверяется надзорными органами. Одним из методов контроля деятельности компании является проверка Государственной инспекции труда РФ (далее — ГИТ). Работодателю необходимо знать о своих правах и порядке проведения проверки, потому что оба аспекта регулируются законом. Из данной статьи вы узнаете, что представляет собой проверка ГИТ. Что проверяет, как проходит плановая и внеплановая проверка, можно ли уйти от надзора, какими правами обладают инспекторы, как действовать во время проверки — на эти вопросы вы также найдете ответ.

  • в соответствии с поручением Президента или Правительства РФ был издан приказ руководителя (или распоряжение зам. начальства) Федеральной инспекции труда о необходимости проведения выездной внеплановой проверки;
  • было получено требование Прокурора об организации проверки предприятия на предмет соблюдения требований закона, основанное на обращениях, зарегистрированных в органах прокуратуры.

Профилактический визит непременно нанесут компаниям и предпринимателям, отнесенным к категориям высокого и значительного риска. А также организациям и ИП, которые собираются заняться деятельностью с высоким уровнем производственного травматизма. Для остальных работодателей визит не является обязательным.

С 23 июля 2022 года Положение № 875 отменено. Вместо него с указанной даты действует новое положение (утв. постановлением Правительства от 21.07.21 № 1230). В этом документе учтены нормы Федерального закона от 31.07.20 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон № 248-ФЗ). Плановые проверки, которые начнутся после 23 июля, должны проводиться с учетом новых правил.

В конце июля 2022 года вступило в силу новое положение о государственном контроле за соблюдением трудового законодательства. Этим документом должны руководствоваться госинспекторы по труду, когда приходят с проверкой. Среди новшеств — более короткие сроки ревизии, регламент профилактических мероприятий, правила для обжалования решений. О том, что ждет работодателей, читайте в нашей статье.

В общем случае жалоба подается в электронном виде через единый и (или) региональный портал государственных и муниципальных услуг. У гражданина есть выбор — подписать ее простой или усиленной квалификационной электронной подписью. Для организаций предусмотрен только один вариант — усиленная квалифицированная электронная подпись.

В комментируемом положении говорится, что работодатель может подать в трудовую инспекцию заявление о пересмотре категории. Чиновники должны принять решение в течение 5 рабочих дней со дня получения сведений о соответствии объекта контроля (то есть организации или ИП) иной категории риска (п. 14 Положения № 1230).

Отмена проверок малого бизнеса в 2022 году

Мораторий представляет собой запрет на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в ежегодные планы проверок, публикуемые на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Проверить, не попала ли ваша организация (возможно, случайно) в план проверок, есть возможность на указанном сайте. Информация представлена в следующем виде:

  • компании и ИП, которые используют объекты чрезвычайно высокого или высокого риска;
  • лиц, которых привлекли к ответственности по КоАП РФ за грубое нарушение, приостановили деятельность или лицензию по результатам контрольного (надзорного) мероприятия. При этом с даты окончания мероприятия прошло менее 3 лет;
  • лицензиатов в части контроля (надзора) за соблюдением лицензионных требований.

В Налоговом кодексе в качестве поводов для внеплановой налоговой проверки в 2022 году упоминается только реорганизация и ликвидация предприятия. В этом случае инспекторы обрадуют своим визитом независимо от того, когда и по какой причине проводились предыдущие проверочные мероприятия, но проверяется период длительностью не более 3-х лет (п. 11 ст. 89 НК РФ).

Рекомендуем прочесть:  Какким Числом Уволить По Инвалидности

Но даже если ваша компания или ИП не числятся среди объектов проверок на 2022 год, то это означает только, что плановой ревизии не будет при условии, если не попадает под критерии, которые гарантирует визит Роспотребнадзора, МЧС, трудовой инспекции и других инстанций.

Для проведения внеплановой проверки прокуратуры в 2022 году достаточно «сигнала» о нарушениях, допущенных в данных сферах: исполнения законов РФ, соблюдения прав и свобод российских граждан, выполнения законодательства судебными приставами, дознавательными, следственными и оперативно-розыскными органами, органами исполнения наказания и принудительного содержания под стражей (п. 2 ст. 1 закона № 2202-1).

Еще одна новая для ГИТ форма контроля – рейдовый осмотр, под которым понимается краткосрочная проверка всех работодателей, расположенных на определенной территории. Например, в пределах района муниципального образования или областного центра. В ходе рейда инспекторы вправе проводить осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, а также назначать экспертизу (п. 42 Положения).

Под инспекционным визитом понимается краткосрочная (не более 1 дня) проверка на территории работодателя, в ходе которой инспекторы могут проводить осмотр производств и помещений, опрос работников и администрации, получение письменных объяснений и истребование документов.

В рамках осуществления проверок (как плановых, так и внеплановых) инспекторы ГИТ по-прежнему смогут проводить такие контрольные мероприятия, как документарные и выездные проверки. В этом отношении в сфере государственного контроля за соблюдением трудового законодательства ничего не поменялось. Изменились (были сокращены) только сроки проведения документарных и выездных проверок.

Одновременно вдвое (с 20 до 10 рабочих дней) были сокращены предельные сроки проведения выездных проверок работодателей. При этом новые правила отдельно оговаривают, что в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

Проведение внеплановой проверки требует согласования с прокуратурой и уведомления работодателя. О проведении такой проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении проверки не позднее, чем за 24 часа до ее начала (п. 49 Положения).

При приеме на работу новых сотрудников в компании используется типовой трудовой договор. При проведении проверки трудовая инспекция обнаружила, что в документе отсутствует пункт о компенсациях, предусмотренных для работников. Это является нарушением статьи 57 ТК РФ, поскольку именно она определяет, какие сведения должен содержать договор. Изменения в документ нужно будет внести в любом случае, а вот штрафа избежать, скорее всего, не удастся.

Приведем пример из жизни. Гражданка Смирнова работает швеей. Работодатель нередко задерживает заработную плату и выплачивает ее не в установленный срок. Швея пыталась решить этот вопрос путем переговоров с работодателем, а потом обратилась с жалобой в трудовую инспекцию. В этом случае инспекторы будут проверять информацию, касающуюся заработной платы исключительно швеи Смирновой. А вот запрашивать данные о соблюдении норм охраны труда в рамках данной проверки они не будут.

  • Договоры, заключенные с работником
  • Форма Т-2 по сотрудникам и их личные дела в целом
  • Трудовые книжки, вкладыши, журналы
  • Табели
  • Графики ухода сотрудников в отпуск
  • Документы, касающиеся начисления и выдачи зарплаты
  • Листы ознакомления с кадровыми документами компании
  • Внутренние кадровые акты организации

Когда проверка, наконец, закончена, специалисты трудовой инспекции составляют акт о проведенном контрольном мероприятии. Если никаких нареканий в адрес работодателя не поступило, то составлением акта проверка заканчивается. Один его экземпляр передается работодателю, второй остается в распоряжении трудовой инспекции.

Работник имеет право инициировать проверку своего работодателя и при этом не раскрывать свою фамилию. Тем не менее, в заявлении понадобиться указать все данные, но попросить инспекторов не раскрывать информацию о заявителе. В этом случае тайна будет соблюдена и работодатель не узнает, кто подал жалобу. Анонимные заявления трудовая инспекция не принимает и не рассматривает.

Основания для внеплановой проверки трудовой инспекции

Еще одним регулирующим документом является Положение о госнадзоре за соблюдением трудового законодательства, утв. Постановлением Правительства № 875 от 01.09.2012. В частности, в п. 4 Положения, перечислено, что может стать предметом проверки трудовыми инспекторами, а в п.13 указаны правомочия контролеров во время проведения надзорных мероприятий.

Работникам надзорного органа следует четко знать, когда проводится внеплановая проверка трудовой инспекции, в каких случаях она назначается. Так, если для проведения выездной проверки не имелось вышеперечисленных оснований, это является грубым нарушением со стороны инспекторов (ст. 20 закона № 294-ФЗ). Результаты, документально зафиксированные в ходе таких выездных мероприятий, признаются недействительными и подлежат отмене по заявлению проверяемого работодателя — они не служат доказательством выявленных нарушений трудового законодательства.

Административный регламент исполнения Рострудом надзорной функции за соблюдением трудового законодательства, утв. Приказом Минтруда РФ № 354н от 30.10.2012 – в разделе III описаны процедуры проведения и организации плановых и внеплановых проверок, а также меры, обеспечивающие устранение выявленных нарушений.

ГИТ должен уведомить работодателя о предстоящей внеплановой проверке не менее чем за сутки, за исключением случаев, когда основанием внезапных выездных мероприятий является обращение работника по поводу нарушения его трудовых прав, заявления о нарушениях, влекущих угрозу причинения вреда жизни, здоровью работников, приведших к невыплате в срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее МРОТ (ст. 360 ТК РФ).

поступление сведений о допущенных нарушениях из различных источников, например, от чиновников других ведомств или из средств массовой информации (в сфере невыплаты зарплаты, уклонения от заключения трудового договора, несоблюдения требований по охране труда и т.д.);

Есть один нюанс при проведении внеплановой проверки. Зачастую работник, который подает жалобу, хочет анонимности. Такое право обеспечивается статьей 358 ТК РФ. При этом обычно запрашивается информация по нескольким работникам, чтобы сохранить условие анонимности заявителя.

Приведем пример из жизни. Гражданка Смирнова работает швеей. Работодатель нередко задерживает заработную плату и выплачивает ее не в установленный срок. Швея пыталась решить этот вопрос путем переговоров с работодателем, а потом обратилась с жалобой в трудовую инспекцию. В этом случае инспекторы будут проверять информацию, касающуюся заработной платы исключительно швеи Смирновой. А вот запрашивать данные о соблюдении норм охраны труда в рамках данной проверки они не будут.

Работник имеет право инициировать проверку своего работодателя и при этом не раскрывать свою фамилию. Тем не менее, в заявлении понадобиться указать все данные, но попросить инспекторов не раскрывать информацию о заявителе. В этом случае тайна будет соблюдена и работодатель не узнает, кто подал жалобу. Анонимные заявления трудовая инспекция не принимает и не рассматривает.

Когда проверка, наконец, закончена, специалисты трудовой инспекции составляют акт о проведенном контрольном мероприятии. Если никаких нареканий в адрес работодателя не поступило, то составлением акта проверка заканчивается. Один его экземпляр передается работодателю, второй остается в распоряжении трудовой инспекции.

  1. Некорректное составление трудовых договоров, работа без трудоустройства
  2. Ошибки при оформлении и ведении трудовых книжек
  3. Ошибки при выплате зарплаты, задержка зарплаты
  4. Нехватка внутренних документов компании, которые регулируют кадровые вопросы
  5. Нарушения в сфере охраны труда
  6. Нарушения при работе с льготниками и иностранцами

О проведении выездной внеплановой проверки ГИТ уведомляет работодателя путём направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до её начала, за исключением случаев, указанных в ч. 12 ст. 66 Закона № 248-ФЗ. Также внеплановая выездная проверка проводится только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев её проведения в соответствии с п. 3 ‒ 6 ч. 1 ст. 57 и ч. 12 ст. 66 Закона № 248-ФЗ.

Летом 2022 года в сфере надзорной деятельности произошли важные изменения. Вступил в силу Федеральный закон № 248-ФЗ, на базе которого утверждено Положение № 1230, являющееся одним из основополагающих нормативных актов в сфере трудового надзора. Подробнее о том, что изменилось в надзорной деятельности ГИТ, рассказал наш эксперт Виктор Бочеев.

Сведения о работодателях с присвоенной им категорией риска размещаются на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости (в отношении высокой категории риска) и официальных сайтах её территориальных органов в лице ГИТ (в отношении категорий значительного, среднего и умеренного риска). Если же работодатель не отнесён к определённой категории риска, он считается отнесённым к категории низкого риска.

Под инспекционным визитом понимается мероприятие, проводимое путём взаимодействия ГИТ с конкретным работодателем по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

  • высокий риск ‒ проверка проводится один раз в 2 года;
  • значительный риск ‒ проверка проводится один раз в 3 года;
  • средний риск ‒ проверка проводится один раз в 5 лет;
  • умеренный риск ‒ проверка проводится один раз в 6 лет;
  • в отношении работодателей, которым присвоена низкая категория риска, плановые трудовые проверки не проводятся.

Предостережение сделают в том случае, если инспекторы получат информацию о возможных и (или) готовящихся нарушениях. Но доказательств у них не будет. Работодатель, в свою очередь, вправе направить возражение. На это ему отводится 10 дней с момента, когда поступило предостережение. Инспекторы рассмотрят возражение и в течении 20 рабочих дней ответят на него.

  • у них сведений имеются сведения о причинении вреда или достижении критериев риска нарушения обязательных требований;
  • имеется поручение Президента или Правительства о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
  • требует прокурор после обращения к нему с жалобой;
  • истечение срока исполнения предписания (п.1, 3 — 6 ч.1 ст.57 Закона о госконтроле, ч.1 ст.66 Федерального закона от 31.07.2022 № 248-ФЗ).
  1. С 2022 года контролирующие органы получили право явиться для проверки повторно через 3 месяца в случае, если проверка не удалась по причине отсутствия представителя компании, причем без предупреждения (ч. 7 ст. 12 Закона 294-ФЗ).
  2. Обеспечить присутствие своего представителя при выездной проверке — обязанность проверяемого (ст. 25 Закона 294-ФЗ).
  3. Ссылаясь на отсутствие представителя, нужно заручиться документальным подтверждением: приказом на отпуск, на командировку и т. д.
  4. Регулярное отсутствие представителя организации по прибытии проверяющих может быть расценено как уклонение от проверки, а это влечет ответственность по ст. 19.4.1 КоАП РФ.
Рекомендуем прочесть:  Нормативные Документы Защищающие Права Детей В Рф

Современные технологии позволяют проводить проверки без непосредственного присутствия инспекторов в проверяемой компании. В ходе инспекционного визита закон позволяет контролерам использовать дистанционные технологии: взаимодействовать с проверяемым лицом посредством аудио- или видеосвязи.

В настоящее время индикаторы риска нарушения обязательных требований федеральными органами исполнительной власти не разработаны, следовательно, положения об использовании органами государственного контроля (надзора) для определения необходимости проведения внеплановых проверок и иных мероприятий по контролю индикаторов риска нарушения обязательных требований не могут быть применены (п.14 письма Росприроднадзора от 11.01.2022 № АС-09-01-36/143).

  1. Документарными — инспектор запрашивает заверенные копии интересующих его документов, которые должны быть ему предоставлены в течение 10 рабочих дней после запроса, и изучает их на своём рабочем месте.
  2. Выездными — инспектор выезжает по месту расположения организации и там знакомится с относящимися к предмету инспекции документами. Он обязан предъявить своё удостоверение и приказ о проведении проверки. Срок предоставления документов не регламентирован, но инспектор вправе потребовать к ним незамедлительный доступ. В случае большого объёма затребованных документов необходимо письменно уведомить об этом инспектора и запросить дополнительное время на их сбор.

С 01.01.2022 сроком на 3 года были введены «надзорные каникулы» — мораторий на проведение плановых неналоговых надзорных мероприятий субъектов малого бизнеса. Законом №480-ФЗ от 25.12.2022 они были продлены на 2022 и 2022 годы. Организациям, отнесённым статьёй 4 закона №209-ФЗ от 24.07.2007 года к субъектам малого предпринимательства, плановая проверка трудовой инспекции в 2022 году не грозит. Исключения: этот мораторий не действует в отношении компаний, род работы которых связан с социальным обслуживанием, здравоохранением, образованием, теплоснабжением, электроэнергетикой (ст. №21.5 закона №294-ФЗ), и со сферами деятельности, в которых введён риск-ориентированный подход. Полный перечень таких исключений приводится в ст. 1 закона №480-ФЗ.

  1. Истечение срока исполнения предписания по результатам предыдущего визита.
  2. Распоряжение прокуратуры, правительства.
  3. Обращения в ГИТ по фактам нарушения в организации норм трудового законодательства (задержки с выплатами зарплаты, начисление зарплаты ниже МРОТ, несоблюдение правил техники безопасности, других законных прав работников).
  4. Направленная в ГИТ жалоба действующего или уже уволенного работника организации по поводу нарушения его прав.

Инспектор ГИТ обязан уведомить организацию не позднее чем за 24 часа до начала внеплановой проверки. Однако, если она проводится на основании жалобы работника организации о нарушении работодателем его трудовых прав или требований трудового законодательства, что привело к появлению угрозы жизни и здоровью работников, то согласно ч.9 ст. 360 ТК РФ уведомление работодателя о планируемом посещении инспекторами не допускается. Изложенные в заявлении факты — это то, что проверяет трудовая инспекция по жалобе работника — и более ничего, что выходит за данные рамки.

  • изъятия оригиналов документов;
  • нотариального заверения затребованных документов;
  • документов, не относящихся к предмету контроля;
  • при внеплановой проверке по жалобе сотрудника — документов, не имеющих отношения к этому работнику. Однако полномочия трудовой инспекции при проверке по жалобе такого рода позволяют запрашивать документы за всё время работы организации, а не как в других случаях — только за последние 3 года.

16. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

18. В случае проведения внеплановой выездной проверки членов саморегулируемой организации орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны уведомить саморегулируемую организацию о проведении внеплановой выездной проверки в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении внеплановой выездной проверки.

5. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а», «б» и «г» пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

3. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 2 части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

Проверка трудовой инспекции: что; это и; как; проходит

  1. Жалоба сотрудника или группы сотрудников.
  2. Истек срок предписания на устранение нарушений. Это значит, что трудовая инспекция ранее приходила с проверкой, выявила нарушения и потребовала их устранить в положенный срок, чего работодатель не сделал.

Работодателя уведомляют о проверке. Проверку проводят на основании распоряжения или приказа. Приказ издает руководитель инспекции или другое должностное лицо, например заместитель руководителя. В приказе указывают конкретных сотрудников, которые будут проводить проверку. Люди, которые не указаны в приказе, не могут приходить с проверкой в компанию и смотреть документы.

  • задерживает зарплату;
  • не оформляет трудовой договор;
  • оформляет работника не по Трудовому кодексу, например берет на полную занятость с 9 до 18, а по документам оформляет как совместителя;
  • устанавливает оклад меньше МРОТ по региону;
  • платит «в конверте» — то есть в трудовом договоре написана минимальная сумма, а по факту сотрудник получает больше. Работодатели так поступают, чтобы сэкономить на НДФЛ и страховых взносах. Работники таких махинаций получают меньше отпускных, больничных и других пособий, а в итоге еще и пенсию получают значительно меньше;
  • не оплачивает переработки;
  • предоставляет плохие условия труда, например в офисе холодно, долгое время нет воды или не предусмотрен туалет;
  • не соблюдает технику безопасности на производстве. Например, не выдает сотрудникам на вредных производствах спецодежду и средства индивидуальной защиты;
  • не полностью рассчитывает при увольнении;
  • нарушает трудовые права беременных сотрудниц или других категорий защищенных работников;
  • не дает уйти в отпуск;
  • заставляет уволиться по собственному желанию против воли работника.
  • наименование трудовой инспекции, от которой приедут проверяющие;
  • ФИО и должности инспекторов, которые приедут, и приглашенных экспертов, если они будут;
  • цель проверки и срок ее проведения;
  • основания для проведения проверки;
  • список документов, которые должен представить работодатель;
  • дата начала и дата окончания проверки.
  • дата, время и место, где его составили;
  • наименование трудовой инспекции;
  • дата и номер приказа, которым назначили проверку;
  • ФИО и должности проверяющих, в том числе приглашенных экспертов;
  • ФИО ИП или название компании, а также ФИО сотрудника компании, который участвовал в проверке;
  • дата, время, место и продолжительность проверки;
  • результаты проверки: нарушения и информация о тех, кто совершил эти нарушения;
  • сведения о том, что работодатель ознакомлен с результатами проверки и согласен или не согласен с результатами;
  • подписи всех проверяющих инспекторов и приглашенных экспертов.

Проведение внеплановой проверки требует согласования с прокуратурой и уведомления работодателя. О проведении такой проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении проверки не позднее, чем за 24 часа до ее начала (п. 49 Положения).

Летом 2022 года в сфере надзорной деятельности произошли важные изменения. Вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2022 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». На базе Закона № 248-ФЗ было утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.07.2022 № 1230 «Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Данное Положение № 1230 является одним из основополагающих нормативных актов в сфере трудового надзора.

  • у них сведений имеются сведения о причинении вреда или достижении критериев риска нарушения обязательных требований;
  • имеется поручение Президента или Правительства о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
  • требует прокурор после обращения к нему с жалобой;
  • истечение срока исполнения предписания (п.1, 3 — 6 ч.1 ст.57 Закона о госконтроле, ч.1 ст.66 Федерального закона от 31.07.2022 № 248-ФЗ).

К ней относятся коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о защите персональных данных, положение о коммерческой тайне. Перечисленные документы должны соответствовать закону, не должны противоречить друг другу и не ухудшать положение сотрудников предприятия в сравнении с правилами закона.

Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок ГИТ установлен в соответствии с пп. 1, 3−6 ч. 1 и ч. 3 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2022 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». К таким основаниям относятся: