Закон об оперативно разыскной деятельности

Установлен закрытый перечень оперативно-розыскных мероприятий, который может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Указаны основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Регламентирован порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 2 декабря 2005 г., 24 июля 2007 г., 29 апреля, 22, 25, 26 декабря 2008 г., 28 декабря 2010 г., 21 ноября, 8 декабря 2011 г., 10 июля, 29 ноября 2012 г., 5 апреля, 28 июня, 2 ноября, 21 декабря 2013 г., 29 июня 2015 г., 3, 6 июля 2022 г., 2 августа 2022 г., 30 декабря 2022 г., 1 июля, 30 декабря 2022 г.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам.

Оперативно — розыскная деятельность определена законом как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент, Федеральное Собрание и Правительство. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, осуществляют Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры.

8. О достоверности сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены в результате террористической деятельности, но не ранее установленного факта начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества. (Пункт введен — Федеральный закон от 02.11.2013 № 302-ФЗ)

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при наличии запроса, направленного в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции, в пределах своих полномочий проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях добывания информации, необходимой для принятия решений:

принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее — органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

7) должностей в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

Закон об оперативно разыскной деятельности

Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, полагающее, что в отношении его проводились оперативно-розыскные мероприятия, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о характере полученной в отношении его информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих разглашение государственной тайны. При отказе в предоставлении запрошенных сведений либо получении их не в полном объеме данное лицо вправе обжаловать эти действия в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывания обоснованности такого решения возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.

При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья обязаны принять меры к восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой, гласно и негласно, уполномоченными на то настоящим Законом государственными органами и оперативными подразделениями* в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.

В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью третьей настоящей статьи.

Гражданство, национальность, пол, место жительства, социальное и имущественное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении них оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не оговорено законом.

4. Информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

7) должностей в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Председатель президиума КА «Лапинский и партнеры» Владислав Лапинский отметил, что несколько лет назад в целях борьбы с коррупцией была введена так называемая «антикоррупционная экспертиза законов и нормативных актов». «Напомню, что одним из открытых проявлений коррупции является приобретение коррупционером имущества, на которое он явно не мог заработать честным трудом. Известно, что лица, которые обязаны пресекать коррупцию, очень неохотно проводят проверки коррупционности судей, следователей, работников силовых ведомств, а возбуждение против них уголовных дел почти всегда совершается “под давлением” народа. Сейчас под видом борьбы за безопасность этих лиц вводится запрет на возможность получения народом сведений об имуществе судей и служащих всего силового блока. Такие запреты при возникновении угроз в отношении этих лиц логичны, но поправки содержат почти незаметную оговорку, что эти запреты могут вводиться и в отсутствие реальных угроз и опасений за их здоровье и жизнь, – полагает он. – На мой взгляд, такие поправки не должны были пройти антикоррупционную экспертизу, но эту экспертизу провели те же лица, в интересах которых и внесены изменения», – отметил адвокат.

В то же время, добавил адвокат, пока законодатель не ввел запрет на распространение подобных сведений, все запреты касаются лишь предоставления такой информации. «Поэтому если в редакцию СМИ поступит информация о недостойном поведении следователя или прокурора, для публикации будет иметь значение только ее достоверность. При этом, строго говоря, на собственно адвокатскую деятельность предлагаемые изменения повлияют косвенно, поскольку вводимые запреты не распространяются на ситуации, связанные с производством по уголовному, административному или гражданскому делу. Скорее, напротив, – последняя оговорка вносит большую определенность в данный вопрос и может повлечь прекращение необоснованных отказов в предоставлении информации по адвокатским запросам», – предположил он.

Закон об оперативно-розыскной деятельности дополнен ст. 12.1 о недопустимости разглашения сведений об осуществлении ОРД. В частности, сведения, содержащиеся в запросах, направляемых гражданам и организациям в процессе осуществления ОРД, не подлежат разглашению (за исключением некоторых случаев), о чем указывается в соответствующем запросе. Такие сведения могут быть преданы гласности лишь с разрешения должностного лица органа, осуществляющего ОРД, и только в допустимом объеме, если того требуют служебные интересы.

Адвокат напомнил, что ст. 29 Конституции РФ гарантирует каждому право свободно собирать и распространять информацию, а ст. 55 устанавливает, что права и свободы гражданина могут быть ограничены только в целях защиты общественно значимых интересов, в том числе прав и законных интересов других лиц. «Прежняя редакция Закона о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, устанавливающая, что меры защиты вводятся лишь при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество защищаемых лиц, даже с учетом расширения круга конфиденциальных сведений не противоречила этим конституционным положениям. Однако вводимое изменение, в соответствии с которым обеспечение конфиденциальности сведений в отношении охраняемых лиц и их близких может осуществляться также при отсутствии угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество, в том числе одновременно с их вступлением в должность, явно противоречит ч. 3 ст. 55 Конституции», – считает он.

Рекомендуем прочесть:  Ижс Продление Разрешения На Строительство 2022

Сергей Колосовский добавил, что тем самым фактически закладывается очередная предпосылка к формированию закрытого «кастового» механизма – выводу из-под общественного публичного контроля сотрудников ряда правоохранительных ведомств просто в связи с фактом принятия их на службу. «И это происходит в то время, когда во всем мире задается противоположный тренд – на публичность подобной информации», – подчеркнул адвокат.

8. При получении санкции на проведение специальных оперативно-розыскных мероприятий прокурору представляются материалы — основания для их проведения, в форме и по содержанию исключающие возможность расшифровки сведений о личности конфиденциальных помощников и штатных негласных сотрудников.

3. Не подлежат разглашению сведения об организации оперативно-розыскной деятельности, о конкретных оперативно-розыскных мероприятиях, источниках и способах получения информации, составляющей государственную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, а также сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство человека и гражданина.

6. В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их письменного согласия разрешается прослушивание и запись разговоров, переговоров, производящихся по их телефонам или другим переговорным устройствам, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента вынесения постановления.

9) поиск и отождествление личности по приметам — совокупность организационных и предметно-практических действий, направленных на обнаружение и идентификацию искомого лица по индивидуализирующим его статическим, динамическим и геномным признакам, а равно при помощи словесного портрета и других способов, позволяющих с достаточной степенью вероятности опознать человека;

3. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты о сотрудничестве с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, социального, должностного и имущественного положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, политических и религиозных убеждений. Форма контракта, условия и сроки его действия определяются ведомственными нормативными актами .

Срок действия вынесенного судьей судебного решения исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом судебном решении. При необходимости продления срока действия судебного решения судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов.

7) содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

Сбор образцов для сравнительного исследования — обнаружение и изъятие материальных носителей информации, сохранивших следы преступления или лица, совершившего преступление, служивших объектами преступных посягательств и иных предметов, могущих служить средством обнаружения общественно-опасного противоправного деяния и лиц, к нему причастных.

Основанием для решения вопроса о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающего конституционные права граждан, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Перечень категорий таких руководителей устанавливается актами соответствующих уполномоченных государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

5) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

В то же время, добавил адвокат, пока законодатель не ввел запрет на распространение подобных сведений, все запреты касаются лишь предоставления такой информации. «Поэтому если в редакцию СМИ поступит информация о недостойном поведении следователя или прокурора, для публикации будет иметь значение только ее достоверность. При этом, строго говоря, на собственно адвокатскую деятельность предлагаемые изменения повлияют косвенно, поскольку вводимые запреты не распространяются на ситуации, связанные с производством по уголовному, административному или гражданскому делу. Скорее, напротив, – последняя оговорка вносит большую определенность в данный вопрос и может повлечь прекращение необоснованных отказов в предоставлении информации по адвокатским запросам», – предположил он.

Поправки в Закон об ОРД Владислав Лапинский назвал логичными и последовательными. «Секретный характер оперативной деятельности предполагает сокрытие не только сведений, полученных оперативниками, но обязывает делать тайной и сам интерес сотрудников к тем или иным лицам, объектам, информации. Хорошо известно, что изучение интереса спецслужб к определенным сведениям составляет большую часть работы аналитических отделов всех разведок и контрразведок мира, а результаты этого анализа служат задачам планирования действий по обеспечению безопасности внедренных агентов. Общеизвестно, что преступный мир охотно повторяет эти приемы. Вместе с тем если тайные сведения стали общедоступными в результате действий самих сотрудников, режим тайны с них снимается, и указание на это в законе можно только приветствовать», – убежден он.

Как указано в пояснительной записке, расширяется практика несанкционированного опубликования в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о фактах, событиях и об обстоятельствах частной жизни сотрудников правоохранительных, контролирующих органов и военнослужащих, что негативно влияет на осуществление ими своих полномочий, препятствует отправлению правосудия, а также борьбе с преступлениями и другими правонарушениями.

Председатель президиума КА «Лапинский и партнеры» Владислав Лапинский отметил, что несколько лет назад в целях борьбы с коррупцией была введена так называемая «антикоррупционная экспертиза законов и нормативных актов». «Напомню, что одним из открытых проявлений коррупции является приобретение коррупционером имущества, на которое он явно не мог заработать честным трудом. Известно, что лица, которые обязаны пресекать коррупцию, очень неохотно проводят проверки коррупционности судей, следователей, работников силовых ведомств, а возбуждение против них уголовных дел почти всегда совершается “под давлением” народа. Сейчас под видом борьбы за безопасность этих лиц вводится запрет на возможность получения народом сведений об имуществе судей и служащих всего силового блока. Такие запреты при возникновении угроз в отношении этих лиц логичны, но поправки содержат почти незаметную оговорку, что эти запреты могут вводиться и в отсутствие реальных угроз и опасений за их здоровье и жизнь, – полагает он. – На мой взгляд, такие поправки не должны были пройти антикоррупционную экспертизу, но эту экспертизу провели те же лица, в интересах которых и внесены изменения», – отметил адвокат.

Адвокат напомнил, что ст. 29 Конституции РФ гарантирует каждому право свободно собирать и распространять информацию, а ст. 55 устанавливает, что права и свободы гражданина могут быть ограничены только в целях защиты общественно значимых интересов, в том числе прав и законных интересов других лиц. «Прежняя редакция Закона о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, устанавливающая, что меры защиты вводятся лишь при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество защищаемых лиц, даже с учетом расширения круга конфиденциальных сведений не противоречила этим конституционным положениям. Однако вводимое изменение, в соответствии с которым обеспечение конфиденциальности сведений в отношении охраняемых лиц и их близких может осуществляться также при отсутствии угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество, в том числе одновременно с их вступлением в должность, явно противоречит ч. 3 ст. 55 Конституции», – считает он.

Об оперативно-розыскной деятельности

Порядок и сроки хранения и уничтожения результатов оперативно-розыскных мероприятий, полученных в процессе разведывательной деятельности, а также в сфере противодействия экстремизму и терроризму, устанавливаются ведомственными нормативными правовыми актами.

Сноска. Статья 1 в редакции Закона РК от 17.07.2009 N 187-IV ; с изменениями, внесенными законами РК от 07.12.2009 № 221-IV (порядок введения в действие см. ст.2 ); от 04.07.2014 № 233-V (вводится в действие с 01.01.2015); от 28.12.2022 № 36-VІ (вводится в действие по истечении двух месяцев после дня его первого официального опубликования); от 18.04.2022 № 58-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 21.12.2022 № 118-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Сноска. Статья 6 в редакции Закона РК от 18.01.2012 № 547-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными законами РК от 04.07.2014 № 233-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 07.11.2014 № 248-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Сноска. Слова «Кабинетом Министров» заменены «Правительством» — Закон Республики Казахстан от 15 июля 1996 года N 31 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан». Внесены изменения — Законом РК от 22 декабря 1998 г. N 327 (вводится в действие с 1 января 1999 года); от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

Организация и тактика проведения специальных оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом, определяются нормативными правовыми актами первых руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по согласованию с Генеральным Прокурором Республики Казахстан.

Рекомендуем прочесть:  Оплата За Капремонт В Многоквартирных Домах Как Оформляется Договор

Правовые основы и принципы оперативно-разыскной деятельности

В настоящее время законодательное регулирование негласной работы с подзаконного уровня перешло на уровень законодательной регламентации, и принятие 13 марта 1992 г. Верховным Советом РФ первого Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» стало исключительным событием в ряду практических мер, направленных на совершенствование в России правовой базы ОРД. Это событие продемонстрировало, что общеисторической закономерностью построения правового государства является тенденция к открытости процессов принятия государственных решений и функционирования государственного механизма в правоохранительной сфере. С введением данного Закона в действие удалось решить две основные задачи: во-первых, создать правовую основу ОРД; во-вторых, придать ей легитимный статус как государственно-правовой форме борьбы с преступностью.

Принцип оперативности выработан оперативно-разыскной практикой и вытекает из содержания норм законодательства в области ОРД (например, ст. 1, ч. 2 ст. 2, п. 1 ст. 14 ФЗ «Об ОРД»). В данном принципе находит выражение защитная функция ОРД, ее разведывательно-поисковый и профилактико-предупредительный характер. Принцип оперативности включает:

Вместе с тем, соблюдение правил конспирации при решении задач разыскной деятельности закон вменил в обязанность оперативным органам (п. 5 ст.14 ФЗ «Об ОРД»). В то же время этим органам предоставлено право «использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а также личности граждан, сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе» (п. 5 ст. 15 ФЗ «Об ОРД»).

По своей сути природа ОРД такова, что неизбежно затрагивает права и свободы личности, вовлекаемой в сферу ее осуществления. В ряде случаев оперативно-разыскные мероприятия касаются значительного числа лиц, не причастных к преступлениям, а также действиям, создающим угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, но зачастую, вопреки своей воле или случайно, соприкасающихся (в силу, совместного проживания, товарищеских отношений и т. п.) с лицами, совершившими противоправные деяния и действия, создающие вышеуказанные угрозы. Все это требует наличия системы защиты, охраны и восстановления нарушенных прав и законных интересов субъектов общественных отношений, возникающих в сфере ОРД и дальнейшего совершенствования самой деятельности.

В третью группу нормативных актов входят иные федеральные законы, которые регулируют группы общественных отношений, возникающих в оперативно-разыскной деятельности, и определяют стратегию уголовной политики, основные задачи, компетенцию оперативно-разыскных органов в борьбе с преступностью, направления, формы и методы борьбы с криминальными проявлениями и т. п. К их числу следует отнести кодифицированные законы:

Закон об оперативно разыскной деятельности

Оперативное внедрение — совокупность взаимосвязанных действий по проникновению в окружение объекта оперативного интереса оперативного работника или конфидента либо создание конспиративной организации (юридического лица) для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности.

Негласное прослушивание и запись разговоров — конспиративный контроль видео- и речевой информации проверяемого лица, подозреваемого, обвиняемого с использованием видео-, аудиотехники и (или) специальных технических средств и фиксация ее содержания на материальном носителе.

Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телефонных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении оперативно-розыскных мероприятий осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Указанные материалы рассматриваются судьей единолично и незамедлительно. Судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.

По запросу уполномоченного прокурора в связи с поступившими в прокуратуру материалами, информацией и обращениями граждан о нарушении законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также при проверке установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законности принимаемых при этом решений руководители органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, представляют указанному прокурору оперативно-служебные документы, послужившие основанием для проведения этих мероприятий.

17) применение технических средств для получения сведений, не затрагивающих охраняемые законом неприкосновенность частной жизни, жилища, личной и семейной тайны, а также тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

2. Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных законами.

4. Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

5. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в налоговые органы для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве.

Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Глава Луганской Народной Республики, Народный Совет Луганской Народной Республики, Совет Министров Луганской Народной Республики в пределах полномочий, определяемых Конституцией Луганской Народной Республики и другими законами.

5. В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю.

Адвокат Кудряшов Константин

Организация и тактика проведения органами внутренних дел Российской Федерации, таможенными органами Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний оперативно-розыскных мероприятий (кроме наблюдения, проводимого на открытой местности, в транспортных средствах и общественных местах) с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, определяются ведомственными нормативными правовыми актами, согласованными с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, и в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.

При одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат в случаях, установленных настоящей статьей, выплаты осуществляются по одному основанию по выбору получателя.

При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Лица, содействующие органам, осуществляющим ОРД, находятся под защитой государства. Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту органам, осуществляющим ОРД, выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей.

При наличии обоснованных опасений относительно возможности рассекречивания оперативно-розыскных мероприятий, планируемых в отношении судьи, указанного в абзаце третьем пункта 7 статьи 16 Закона РФ от 26 июня 1992 года N 3132-1 «О статусе судей в РФ», материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий на основании решения Председателя Верховного Суда РФ или его заместителя, принятого по результатам рассмотрения ходатайства органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, могут быть переданы для рассмотрения в иной равнозначный суд.

Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его ОРМ и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего ОРД, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий ОРД.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, допускается проведение ОРМ, предусмотренных ч.2 ст.8 , с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения ОРМ орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого ОРМ либо прекратить его проведение.

Рекомендуем прочесть:  Возврат Товаров В Уе

Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим ОРД, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством.

Оперативно-розыскная деятельность

1. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ 1 «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД) определяет содержание оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД), осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Закон об ОРД действует на всей территории Российской Федерации в целях обеспечения мира, социального благополучия и спокойствия как в обычных условиях жизнедеятельности, так и в состоянии повышенной опасности для жизни, здоровья и имущества граждан независимо от изменений состояния и условий жизнедеятельности населения.

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Оперативно-розыскная деятельность». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

В настоящее время происходит исследование и дальнейшее совершенствование законодательных актов по ОРД и розыскной (сыскной) работе. Развиваются соответствующие организационно-управленческие институты исполнительной власти в государстве, направленные на эффективную борьбу с преступностью, розыск и установление различных категорий граждан. Все это направлено на дальнейшее совершенствование механизма защиты и безопасности россиян.

СТАТЬЯ 11. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению,

§ 1. Сущность и понятие оперативно-розыскной деятельности, ее основные задачи Значительная часть преступлений совершается в условиях латентности, и поэтому их раскрытие и расследование — дело достаточно сложное и трудоемкое, требующее умелого сочетания процессуальных

Статья 19. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности Обеспечение оперативно-розыскной деятельности, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность в соответствии с настоящим

Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных

1. ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРД – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни,

Федеральный закон «Об оперативно — розыскной деятельности»

Кроме того, оперативно — розыскные мероприятия (ОРМ) проводятся и тогда, когда в органы поступило сообщение о лицах, скрывающихся от органов предварительного расследования, о готовящихся преступлениях либо о событиях, которые представляют угрозу безопасности РФ.

  • органы внутренних дел,
  • таможенные органы РФ,
  • Федеральная служба безопасности,
  • Служба внешней разведки,
  • Федеральная служба исполнения наказаний,
  • Федеральная служба охраны,
  • органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту «Действия при утрате паспорта», где подробно рассказано что делать если паспорт был украден Или ТУТ вы узнаете чем грозит нарушение тишины и покоя граждан А в этой СТАТЬЕ объясняется в какие сроки необходимо произвести временную регистрацию по месту пребывания

Так, например, Федеральная служба безопасности осуществляет оперативно — розыскную деятельность в рамках борьбы с терроризмом, в рамках расследования незаконного пересечения границы РФ, в рамках контрразведывательной деятельности.

12 августа 1995 года вступил в силу Федеральный закон «Об оперативно — розыскной деятельности», (далее закон «Об ОРД»), который закрепляет задачи данной деятельности, гарантии соблюдения закона при ее проведении, а также ее принципы и отдельные мероприятия.

Правовые основы и принципы оперативно-разыскной деятельности

Перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД, их полномочия, структуру и организацию работы, согласно правилам ч. 3 ст. 13 ФЗ «Об ОРД», определяют руководители оперативно-разыскных органов (ОРО). Важным положением ФЗ «Об ОРД» является то, что такой перечень устанавливается руководителями конкретного ОРО, а не на законодательном уровне. На практике это позволяет своевременно реагировать на изменения в оперативной обстановке, реализовать принцип наступательности (оперативности) в противодействии преступности. Однако следует помнить, что изменения этого перечня возможны только для субъектов, непосредственно указанных в ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об ОРД». Наряду с этим, законодатель предусмотрел, что руководители ОРО могут устанавливать только: а) круг оперативных подразделений; б) их полномочия (полномочия любого оперативного подразделения могут быть детализированы в пределах, указанных в ФЗ «Об ОРД», но не определены новые, дополнительные); в) структуру; г) организацию работы. Остальные вопросы функционирования оперативных подразделений соответствующие руководители сами решать не вправе.

  • Конституцией РФ в отношении Президента РФ (ст. 91), депутатов палат Федерального собрания РФ и парламентариев (ст. 22–25 и 98);
  • Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», предусматривающим неприкосновенность уполномоченного по правам человека в течение всего срока его полномочий (ст. 12);
  • Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» определяющим, что личностьсудьи неприкосновенна (ст. 16) и др.

8. ФЗ «Об ОРД» смягчил многие ранее действующие формулировки о преимущественно негласном использовании оперативно-разыскных мер борьбы с преступностью, так как в противном случае теоретическая концепция вступала в острое противоречие с законом и практикой многих демократических государств.

В текст оперативно-разыскного закона включены нормы, регулирующие различные правоотношения: уголовные (ч. 4 ст. 18); административные (ч. 2 ст. 7); гражданские (п. 3 ст. 15 и др.); финансовые (ст. 19); трудовые (ст. 17 и др.). При этом ряд норм носит бланкетный (отсылочный) характер, предполагающий обращение пользователя к иным нормативно-правовым актам, в том числе подзаконным и ведомственным (ст. 4; п. 5 ч. 1 ст. 7; ст. 19, ст. 20; ч. 1 ст. 21 и др.). Отдельные нормативные положения носят декларативный характер (абз. 3 ст. 2, п. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 15).

  • в обжалуемом деле нарушены права и свободы человека;
  • дело прошло все инстанции национального судопроизводства, и заявитель не согласен с принятым решением;
  • обращение направлено не позднее 6 месяцев с момента рассмотрения дела высшей и последней инстанцией национального судопроизводства.

Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной, установленный соответствующей палатой Федерального Собрания РФ, срок. Ответ должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен парламентский запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности. Письменный ответ на парламентский запрос оглашается председательствующим на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ. Копии письменного ответа направляются всем членам палаты Федерального Собрания РФ, от имени которой был направлен парламентский запрос;

С целью обеспечения руководства МВД России, подразделений системы МВД России, органов государственной власти РФ, правоохранительных органов иных государств статистической информацией о состоянии преступности и результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел РФ, а также оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, архивной, научно-технической и иной имеющейся информацией в РФ существует Главный информационно-аналитический центр МВД России (ГИАЦ), Положение о котором утверждено приказом МВД России.

Гарантии социальной защиты. Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, специальных заданий в организованных преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников указанных органов подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в порядке, определяемом Правительством РФ. Порядок исчисления пенсии определяется Правительством РФ для каждого органа отдельно. В основном такие акты являются закрытыми.

Организацию деятельности по розыску лиц, без вести пропавших, регламентируют совместное указание Генпрокуратуры России и МВД России «О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести» и Инструкция об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел, утвержденная приказом МВД России.

Оперативный эксперимент проводится на основании постановления, утвержденного соответствующим руководителем органа, осуществляющего ОРД. Составляется и утверждается план проведения мероприятия, в котором указываются основания для его проведения, расписывается его содержание в хронологическом порядке, определяются место проведения, используемые силы, средства и т. д.

Оперативно — розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее — органы , осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.