До Возбуждения Уголовного Дела Возможно Производить Следственные Действия Упк Рф

УПК РФ Статья 157

4) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

4. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Статья 157 УПК РФ

3) таможенные органы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194 частями третьей и четвертой, 200.1 частью второй, 200.2 частями второй и третьей, 226.1, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных таможенными органами Российской Федерации;

2. По буквальному толкованию ч. 1 ст. 157 содержание данного вида деятельности органа дознания состоит в возбуждении уголовного дела и производстве неотложных следственных действий. Согласно п. 19 ст. 5 к неотложным следственным действиям относятся только те, которые предназначены для незамедлительного обнаружения, закрепления, изъятия и исследования доказательств (следов преступления). Однако содержание указанной деятельности нуждается в расширительном толковании. В неотложной ситуации орган дознания вправе выполнить:

2) органы федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте 2 части второй статьи 151 настоящего Кодекса, а также о преступлениях, указанных в частях второй и третьей статьи 200.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных органами федеральной службы безопасности;

1) органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 настоящего Кодекса, — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 — 6 части второй настоящей статьи, а также уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации;

5. Часть 3 комментируемой статьи в ред. ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ обязывает орган дознания направить уголовное дело руководителю СО, а не прокурору. Однако, учитывая полномочия прокурора о разрешении споров о подследственности (ч. 8 ст. 151), а также возможность производства неотложных следственных действий при производстве дознания (ч. 5 ст. 152), следует признать, что уголовное дело после выполнения неотложных следственных действий может передаваться и прокурору для продолжения расследования в форме дознания. Если в процессе производства неотложных следственных действий будет установлена «дознавательская» подследственность, то при соблюдении требований ст. ст. 150, 151 начальник органа дознания может поручить дознавателю производство дознания в порядке главы 32 УПК (такая возможность вытекает из ред. п. 3 ст. 149 УПК).

Следственные действия, проводимые до рассматриваемой процедуры, должны стать основой для принятия правильного решения с законным обоснованием и правильной мотивацией. В ходе установления фактов принимается решение о возбуждении, об отказе или о передаче по подследственности.

  1. Заявление гражданина о совершенном преступлении.
  2. Личный визит в правоохранительный орган с повинной.
  3. Информация о преступлении (совершенном или приготовлении к нему), полученная из средств массовой информации или иных источников.
  4. Направленные прокурором постановления с информацией, которая может быть основанием вынесения постановления.
  • Осмотр предметов, места совершенного деяния (с составлением протокола) проводится в любое время дня и ночи.
  • Медицинское и иное освидетельствование — назначается и производится при помощи медицинских специалистов.
  • Следственный эксперимент — то есть проецирование ситуации в реальном времени для проверки возможности совершения преступления.
  • Обыск.
  • Выемка.
  • Изъятие записей телефонных переговоров — производится путем направления запроса в телефонные компании.
  • Получение информации о телефонных и иных соединениях — осуществляется путем составления запроса о предоставлении информации на магнитных носителях.
  • Допрос — оформляется протоколом.
  • Опознание.
  • Очная ставка.
  • Производство судебной экспертизы.
  • Проверка показаний.

До вынесения постановления должностное лицо производит ряд действий, которые помогают разобраться в совершенном деянии. Так, в срок, установленный уголовно-процессуальным законодательством, необходимо провести проверку по зарегистрированному противоправному факту и установить, есть ли повод и основания для возбуждения.

  • принимать объяснения и закреплять их в виде опроса в материалах проверки;
  • осматривать места происшествия, а также вещи, предметы, документы;
  • получать различные образцы для сравнительных исследований;
  • изымать предметы, документы и иные вещи, необходимые для установления события;
  • назначать судебную экспертизу (следователь, дознаватель или руководитель отдела тщательно следит за разумными сроками производства экспертиз);
  • требовать проведение документарных проверок, ревизий;
  • привлекать экспертов и специалистов;
  • давать письменные советы органу дознания, который разыскивает лиц, скрывающихся от следствия.

До Возбуждения Уголовного Дела Возможно Производить Следственные Действия Упк Рф

При этом следственными действиями, установленными УПК РФ и предусматривающими возможность изъятия предметов и документов, являются обыск и выемка (осмотр места происшествия, в рамках которого также возможно их изъятие, частью 1 ст. 144 УПК РФ предусмотрен в качестве отдельного следственного действия, допустимого в ходе проверки сообщения о преступлении).

На наш взгляд, сторонниками первой точки зрения не учитывается, что после принятия закона от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ часть 1 статьи 144 УПК РФ позволила следователю при проверке сообщения о преступлении помимо прочего истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ.

В частности, Верховным судом Российской Федерации отмечено, что эти доводы кассационной жалобы несостоятельны, поскольку следственное действие (выемка) произведено после поступления заявления о привлечении лица к уголовной ответственности в соответствии с требованиями ч. 1ст. 144 (регламентирующими перечень допустимых в ходе проверки сообщения о преступлении следственных и иных процессуальных действий), ст. 182 и ст. 183 УПК РФ.

Справедливости ради надо отметить, что Липецкий областной суд отменил приведенное решение Правобережного районного суда г. Липецка, однако к моменту рассмотрения судом апелляционной инстанции представления прокурора уголовное дело по обстоятельствам, требовавшим проведения выемки, было уже возбуждено.

Так, следственное действие было проведено в соответствии с требованиями ст. 164, 170, 176 и 177 УПК РФ следователем с участием специалиста, обвиняемого Махаматханова и его адвоката, с применением видеозаписи. Протокол следственного действия составлен в соответствии со ст. 166 и 180 УПК РФ, действия и пояснения всех участников в протоколе надлежащим образом отражены, протокол подписан, замечаний, дополнений и уточнений ни от кого из участвующих лиц не поступало.

Кроме этого, по смыслу ряда положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 157, 164, 165, 182 и 183), требование о незамедлительном обеспечении права на помощь адвоката (защитника) не может быть распространено на случаи проведения следственных действий, которые не связаны с дачей лицом показаний, подготавливаются и проводятся без предварительного уведомления лица об их проведении ввиду угрозы уничтожения (утраты) доказательств (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года N 415-О, от 23 апреля 2015 года N 998-О и от 21 мая 2015 года N 1176-О). К числу таких следственных действий относится и обыск, производство которого не исключает участия явившегося адвоката (защитника), однако и не приостанавливается для обеспечения его явки.

По смыслу же ряда положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 157, 164, 165, 182 и 183), требование о незамедлительном обеспечении права на помощь адвоката (защитника) не может быть распространено на случаи проведения следственных действий, которые не связаны с дачей лицом показаний, подготавливаются и проводятся без предварительного уведомления лица об их проведении ввиду угрозы уничтожения (утраты) доказательств (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года N 415-О, от 23 апреля 2015 года N 998-О, от 21 мая 2015 года N 1176-О и от 26 апреля 2022 года N 920-О).

статью 164 «Общие правила производства следственных действий» во взаимосвязи со статьей 172, которые, по мнению заявителя, позволяют органам предварительного расследования совмещать предъявление лицу обвинения с проведением ряда следственных и иных процессуальных действий, что лишило его возможности эффективно осуществить свое право на защиту от предъявляемого обвинения;

Проверка показаний Малышева Е.П. на месте преступления проведена следователем с соблюдением процедуры, установленной ст. 194 УПК РФ, общих правил производства следственных действий, предусмотренных ст. 164 УПК РФ, с составлением соответствующего протокола, отвечающего требованиям ст. 166 УПК РФ.

В чем же проблема, которую мы обнаружили в объективных данных? Пятикратное различие в регистрируемой преступности в России и Германии говорит, что правоохранители не очень успешны в своей фильтрации, вынося крайне много ложноотрицательных решений (отказ в возбуждении уголовного дела, хотя было совершено преступление). В этом случае не работает советская процессуальная идея дублирования следствия («на судебном следствии исправят ошибки досудебного»), ведь преступления не добираются до суда из-за фильтрации очевидных дел на доследственной стадии.

Институт проблем правоприменения при Европейском университете ведет при поддержке Российского научного фонда (грант 17-18-01618) работу по анализу около 16 млн сообщений о происшествиях, собранных в ГАС ПС в 2013 г. – первом полугодии 2022 г. и предоставленных Генеральной прокуратурой. Эти данные ценны тем, что позволяют приподнять вуаль неизвестности над стадией доследственной проверки. Если основные решения действительно принимаются на данном этапе, это должно отражаться в сведениях, собранных до возбуждения уголовных дел.

«Гидравлическая» теория дискреции говорит, что если «выдавить» дискрецию из одной стадии уголовного процесса, то она обязательно появится на другой стадии, подобно жидкости в закрытой гидравлической системе. Избыточная формализация досудебного следствия и власть показателей по доведенным до суда делам при оценке работы следователей привели к тому, что реальное решение и дискреция правоохранителей были «выдавлены» на стадию доследственной проверки. Репертуар решений о прекращении дел на стадии досудебного следствия, доступный следователям и прокуратуре по УПК РФ, не используется. Органы стараются отфильтровать очевидные дела еще до включения машинерии уголовной репрессии.

Сторона защиты может посчитать это наблюдение трюизмом, а сторона обвинения – отвергнуть, сославшись на высокую раскрываемость особо тяжких преступлений – больше 90% убийств в стране раскрывается. Приглашаю оппонентов подумать, почему в России количество зарегистрированных преступлений в пять раз меньше на душу населения, чем в Германии. Конечно, отчасти различие объясняется разницей в принципах криминализации деяний. Так, вождение в нетрезвом виде в Германии – уголовное преступление. Но даже если учесть это, Россия остается страной с поразительно малым числом зарегистрированных преступлений.

Когда реальное решение по выявленному преступлению принимается в «серой зоне» доследственной проверки, критичным становится надзор за работой правоохранительных органов на этой стадии. Прокурор может пролистать книгу учета сообщений о происшествиях (КУСП) в отделе полиции и увидеть отдельные нарушения, но сложно представить, что человек способен каждый раз выявлять все проблемы с регистрацией сообщений. Поэтому с 2013 г. Генеральная прокуратура внедряет государственную автоматизированную систему правовой статистики. КУСПы ведутся в электронном виде уже почти в 30 регионах страны с переменным успехом. Помимо сообщений о происшествиях, в системе учитываются решения по ним: возбуждение уголовного дела, постановление об административном правонарушении, отказной материал или списание в архив (которые для краткости на рисунке ниже обозначим как «ничего»).

Рекомендуем прочесть:  Налог На Имущество С Продажи Квартира До 1 Млн

Случай не тянет на уголовное дело. Возбуждать его просто нет причин. Могут пообещать разобраться в самые короткие сроки, принять заявление и прислать отказ. Отсюда рождается недоверие к сотрудникам данного ведомства, а также отсутствие веры граждан в то, что можно добиться справедливости.

Те, кто сталкивался с правоохранительными органами, знают, что процесс общения с ними не очень приятен. Сотрудники МВД не спешат возбуждать уголовное дело по заявлению пострадавшей стороны. Поэтому часто пострадавший машет рукой и не пытается добиться справедливости: «Все равно ничего не докажешь!» Но давайте разберемся, как происходит процесс возбуждения уголовного дела.

Когда вы придете в полицию, вас направят к дежурному сотруднику. Он может вас перенаправить в нужный отдел либо примет показания лично. В любом случае, после беседы с полицейским у вас на руках должно быть подтверждение того, что заявление принято. Это может быть заверенная копия данного документа либо талон-уведомление о получении.

Наивен тот, кто думает, что при подаче заявления в МВД его там встретят с распростертыми объятиями и будут сочувствовать. И неважно, что с вами приключилось: кража кошелька, мошенничество или оскорбление. Система построена так, что сотрудники правоохранительных органов всеми силами стараются избежать лишних уголовных дел. Для них это дополнительная работа, за которую никто не доплатит.

После того как ваше заявление зарегистрировали, его обязаны рассмотреть. Закон дает на это 3 дня. Иногда процесс требует дополнительного времени, если нужно собрать доказательства. Тогда срок принятия решения о возбуждении уголовного дела может быть продлен до 30 дней.

Статья 157 УПК РФ

1. Перечень следственных действий, которые правомочен производить орган дознания по подведомственным ему делам, по которым предварительное следствие обязательно, законодателем не определен. Соответственно, по определенным коммент. ст. преступлениям дознаватель вправе произвести все и любое следственные действия, когда они являются неотложными. Если, к примеру, допрос свидетеля, выемка или другое следственное действие не потеряет своего значения и после прошествия определенного (более 10 дней) времени, значит, оно не неотложное, и, таким образом, орган дознания не вправе его производить по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

5. После передачи дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по письменному поручению следователя, которое оформлено со ссылкой на ст. 38 УПК. По поручению следователя, в производстве которого находится уголовное дело, орган дознания вправе по делам, подследственным следователям, самостоятельно производить любое следственное действие.

11. Подведомственность командиров воинских частей и соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов и т.п. ограничена содержащими признаки преступления происшествиями, совершенными подчиненными им военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона и т.п.

1) органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 настоящего Кодекса, — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 — 6 части второй настоящей статьи, а также уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации;

15. Исходя из содержания п. 1 ч. 2 коммент. ст., компетенция на производство неотложных следственных действий таких органов дознания, как органы внутренних дел и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ограничена лишь компетенцией специализированных органов дознания, о которых упоминается в п. п. 2 — 6 ч. 2 ст. 157 УПК. И то не в полной мере. Они не вправе производить неотложные следственные действия лишь по тем подведомственным другим органам дознания преступлениям, о которых говорится в п. п. 2 — 6 ч. 2 ст. 157 УПК.

Руководитель следственного органа, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают уголовное дело о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей статьи 20 настоящего Кодекса, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя в случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 20 настоящего Кодекса

  • вынесение постановления — делает это уполномоченное лицо (орган), копия постановления направляется прокурору,
  • получение согласия прокурора — если прокурор признает постановление незаконным или необоснованным, он вправе отменить его, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело;
  • уведомление о принятом решении заявителя и подозреваемого.

Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении. Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию.

При наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 настоящего Кодекса, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

Статья 145 УПК РФ

1. Органы уголовного преследования принимают решения в пределах своей компетенции (ч. 1 ст. 144), определяемой правилами подследственности (см. коммент. к ст. ст. 150, 151). Однако нарушение правил подследственности при вынесении решения не является существенным нарушением уголовно-процессуального закона. Возбужденное уголовное дело может быть направлено прокурору для определения подследственности (ч. 3 ст. 146). Например, следователь ОВД возбуждает уголовное дело по ст. 105 УК (относящееся к подследственности следователя Следственного комитета при прокуратуре РФ) и направляет его руководителю СО для передачи следователю Следственного комитета при прокуратуре. Такая практика признавалась правомерной и при применении аналогичных норм УПК РСФСР (БВС РФ. 1998. N 5. С. 10; БВС РФ. 1998. N 11).

3. Решение о возбуждении дела может быть обжаловано прокурору и вышестоящему прокурору, руководителю СО и руководителю вышестоящего СО в порядке ст. 124 УПК. Важно отметить, что прокурор вправе отменить постановление о возбуждении дела любого органа предварительного расследования (ч. 4 ст. 146).

2. Передача сообщения по подследственности производится тогда, когда после приема и проверки повода к возбуждению дела выяснится, что расследование данного преступления относится к компетенции другого органа. О подследственности см. коммент. к ст. ст. 150, 151, 152. Однако в неотложной ситуации орган дознания обязан возбудить уголовное дело, произвести неотложные следственные действия и затем направить уголовное дело руководителю следственного органа или прокурору для передачи дела соответствующему следователю или органу дознания (п. 3 ст. 149; ст. 157 УПК). О неотложной ситуации см. коммент. к ст. 157, ч. 5 ст. 165 УПК. Буквальное содержание п. 3 ч. 1 коммент. статьи не предусматривает возможности передачи сообщения по территориальной подследственности (так как отсутствует ссылка на ст. 152), однако такое ограничение не имеет под собой веских оснований. Поэтому на практике возможна передача сообщений как по предметной, так и по территориальной подследственности . Если подследственность до возбуждения уголовного дела не удается точно установить (например, место окончания преступных действий, точную квалификацию), то следователь или дознаватель возбуждает уголовное дело, ориентировочно квалифицировав деяние по своей предметной подследственности, проводит неотложные следственные действия и устанавливает «чужую» подследственность уголовного дела, после чего следователь передает уголовное дело руководителю СО, а дознаватель — прокурору для направления по подследственности (ч. 5 ст. 152 УПК).

2. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования. Копия постановления, вынесенного в соответствии с пунктом 3 части первой настоящей статьи, в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору.

Если уголовное дело возбуждено по факту, то обжалованию в суд оно не подлежит (см. Постановление КС РФ от 23 марта 1999 г. N 5-П). Если уголовное дело возбуждено в отношении определенного лица, то оно может быть обжаловано в суд (Определение СК по УД ВС РФ N 48-Дп02-14 по делу Довжика; Определение СК N 18-кпо03-11 по делу Рудика ). Конституционный Суд в своем Определении от 27 декабря 2002 г. N 300-О «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 116, 211, 218, 219 и 220 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с запросом Президиума ВС Российской Федерации и жалобами ряда граждан» пояснил, что решение о возбуждении дела в отношении конкретного лица придает ему статус подозреваемого. В связи с этим может быть причинен ущерб его конституционным правам и свободам. Судебный контроль на последующих стадиях судопроизводства не является достаточным и эффективным средством восстановления основных прав и свобод, нарушенных при возбуждении уголовного дела. Поэтому подозреваемый должен иметь право обжаловать в суд решение о возбуждении дела. Суд, рассматривая такую жалобу, не должен предрешать вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по существу уголовного дела. Следовательно, при проверке законности постановления о возбуждении уголовного дела суд управомочен выяснять прежде всего, соблюден ли порядок вынесения данного решения, имеются ли поводы к возбуждению уголовного дела, отсутствуют ли обстоятельства, исключающие производство по делу. При этом принесение в суд жалобы на постановление о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица не приостанавливает совершения следственных и иных процессуальных действий. Данная позиция подтверждена и применительно к УПК РФ в Определении КС РФ от 21 февраля 2008 г. N 134-О-О.

9. После получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1, 199.3, 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Рекомендуем прочесть:  Матпомощь Пенсионерам Мвд Приказ

Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, — в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь — физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье — страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.

8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:
1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;
2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или страхователя проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу;
3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

До Возбуждения Уголовного Дела Возможно Производить Следственные Действия Упк Рф

— органы исполнительной власти, наделенные правом осуществления оперативно-розыскной деятельности. К таким органам в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности Российской Федерации» относятся оперативные подразделения органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, Федеральных органов государственной охраны, таможенных органов РФ, Службы внешней разведки, Федеральной службы исполнения наказаний;

Начальником органа дознания в зависимости от сложности и объема уголовного дела может быть принято решение о производстве дознания группой дознавателей с привлечением в случае необходимости лиц, уполномоченных на проведение оперативно-розыскных мероприятий, о чем выносится постановление с указанием фамилий и с назначением из их числа руководителя группы, который с этого момента принимает значимые процессуальные решения по движению уголовного дела (ст. 223.2 УПК РФ).

Если обвиняемый, его защитник или потерпевший не успели в течение 3 суток ознакомиться с материалами уголовного дела и обвинительным постановлением, производство дознания продолжается в общем порядке (ч. 5 ст. 226.7 УПК РФ). При этом стороны также вправе в процессе ознакомления с делом заявить ходатайства, перечисленные в ч. 6 ст. 226.7 УПК РФ, — о признании доказательства недопустимым, о производстве дополнительных действий, на исполнение которых в случае их удовлетворения дознавателю частью 8 ст. 226.7 УПК РФ отведено 2 суток со дня окончания ознакомления.

По делам, находящимся в производстве органа дознания, в отношении подозреваемого также может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу с соблюдением общего порядка, установленного ст. 108 УПК РФ, только в этом случае обвинительный акт должен быть составлен в течение 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу. В противном случае подозреваемый приобретает статус обвиняемого с необходимостью предъявления ему обвинения в порядке гл. 23 УПК РФ или избранная в отношении его мера пресечения подлежит отмене. Максимальный срок нахождения лица под стражей ограничен 6 месяцами (ст. 109 УПК РФ). Это и есть главные особенности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу по делам рассматриваемой категории, которые законодатель сосредоточил в ст. 224 УПК РФ.

Как следует из п. 7 ст. 5 УПК РФ, дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания по поручению начальника органа дознания, не проводившее по данному уголовному делу оперативно-розыскных мероприятий.

Проверка сообщения о преступлении без защитника

Учитывая назначение уголовного судопроизводства, защита прав и законных интересов лиц и организаций потерпевших от преступлений в той же мере, что и защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК РФ). Проверка каждого сообщения о преступлении должна быть эффективной и объективной.

Об этом Конституционный суд указал: : «оспариваемые заявителем положения частей первой и первой1 статьи 144 УПК Российской Федерации, определяющие права и обязанности дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа при рассмотрении сообщения о преступлении, в том числе обязанность разъяснить лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, их права и обязанности, предусмотренные данным Кодексом, и обеспечить возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, не закрепляют специальный правовой статус информации, содержащейся как в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела, так и в постановлении о его отмене, и не устанавливают запрет на ознакомление с такими процессуальными решениями лиц, чьи права и законные интересы ими затрагиваются». — Определение по жалобе Голенко А. П. № 1239-О от 23 июня 2022 года. Об этом тут.

Возникновение статуса (вне процессуального) у лица в отношении которого производится проверка сообщения о преступлении, тесно связно с производством процессуальных действий в отношении конкретного лица, в связи с подозрением в преступлении. Отсюда в уголовно-процессуальном кодексе право на участие адвоката, которое возникает с момента производства процессуальных действий в стадии проверки сообщения о преступлении.

Когда как, с таким подтекстом нельзя согласиться по мнению автора, адвокат может представлять интересы не только лица, которого заподозрили в совершении преступления, но и других лиц с участием которых производятся действия направленные на установление обстоятельств преступления, а принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Во-первых, механизм появления защитника в стадии проверки сообщения о преступлении вызывает трудности, поскольку должностные лица, проводящие проверку сообщения о преступлении не заинтересованы в участии защитника на стороне лица, которого они изобличают в совершении преступления.

Следственные действия

Следить за выполнением этих требований или нет, решать вам. Если следователь нарушит правила, суд может не признать изъятые предметы и документы доказательствами по делу. Если же вы хотите, чтобы все изъятое вам вернули в целости и сохранности, проконтролируйте, чтобы каждый предмет и документ были подробно описаны в протоколе.

  • штраф до 40 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до трех месяцев;
  • либо обязательные работы на срок до 360 часов;
  • либо исправительные работы на срок до одного года;
  • либо арест на срок до трех месяцев.

Обычно следователь допрашивает в своем служебном кабинете: это дает ему психологическое преимущество. Но в случае необходимости он может провести допрос прямо у вас в офисе во время осмотра, обыска или выемки. Прежде чем отвечать на вопросы, поинтересуйтесь, что это будет – опрос (а проще говоря, беседа без протокола) или допрос.

Чтобы назначить экспертизу, следователь составляет постановление. В нем он указывает причину, по которой нужно провести то или иное исследование, и ставит перед экспертами вопросы, на которые они должны ответить. Следователь также указывает, какое экспертное учреждение будет проводить экспертизу.

Закон требует, чтобы в осмотре помещений фирмы участвовал кто-нибудь из ее администрации (руководитель, его заместитель, главный бухгалтер). Если присутствие представителя фирмы невозможно, об этом делают запись в протоколе. Так сказано в пункте 6 статьи 177 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Рекомендуем прочесть:  Продажа Менее 1000000 Менее 5лет

Какие следственные действия следователь может проводить до возбуждения дела

Опираясь на общие правила проведения процессуальных манипуляций, производство по ним осуществляется на национальном языке. В случае когда один из основных участников мероприятия не владеет в допустимой степени русским языком. Это обстоятельство становится известным уже в момент обозначения круга прав и обязанностей. Если знаний языка недостаточно, то сотрудник приостанавливает запись в протокол, пока не будет обеспечено наличие переводчика.

Осмотр на первоначальном этапе следствия или в процессе дознания является весьма нейтральным действием следователя, поскольку отвечает правилам наблюдения за окружающими объектами. Такое наблюдение возможно для открытых объектов с неограниченным доступом.

  • В случае когда производился без привлечения собственника помещения, то его в дальнейшем могут признать незаконным.
  • Понятым должно быть продемонстрированы в режиме реального времени все обнаружены следы.
  • Осмотр подлежит протоколированию.
  • представители управляющего звена компании – собственницы посещения, в котором проводится обыск или выемка;
  • статисты привлекаются, когда проводится такое мероприятие, как опознание;
  • адвокаты прочих лиц, задействованных в совершении следственных мероприятий, например, свидетелей.

Освидетельствование производится в отношении всех лиц из первой группы участников производства. Так, первоначальное освидетельствование преступника может помочь установить его состояние в момент совершения уголовно наказуемого деяния, а манипуляции с потерпевшим – степень нанесённых увечий или его эмоциональное состояние.

Проведение следственных действий до возбуждения уголовного дела

2. Производятся следственные действия по инициативе следователя, дознавателя. Вместе с тем они могут производиться по письменному указанию прокурора, начальника следственного подразделения или по ходатайству таких участников процесса, как обвиняемый, его защитник, законный представитель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители.

Так же производство следственных действий — это уголовно-процессуальные нормы, регламентирующие каждое следственное действие (ст. 164 УПК). При этом необходимо иметь в виду, что в судебных стадиях уголовного процесса действуют несколько иные правила проведения следственных действий, характерные для состязательной модели регулирования (ст. 240-260 УПК).

Таким образом, система следственных действий — это совокупность регламентированных процессуальным законом самостоятельных действий дознавателя, следователя, предназначенных для непосредственного обнаружения, проверки, оценки и закрепления в установленном порядке доказательств по уголовному делу.

Когда это специально предусмотрено законом, следственное действие должно быть выполнено в установленные сроки. Так, подозреваемый, задержанный по основаниям, указанным в ст. 91 УПК, должен быть допущен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания. В соответствии с ч. 1 ст. 173 УПК следователь обязан допросить обвиняемого немедленно после предъявления ему обвинения.

В УПК нет самостоятельной (отдельно) нормы, в которой указывалось бы на то, какие процессуальные действия относятся к числу следственных. Однако в гл. 24–27 УПК дано не только наименование следственных действий, но и осуществлена нормативная регламентация оснований и порядка их производства. Очевидно, что все процессуальные действия, перечисленные в указанных главах, относятся к числу следственных, поскольку они являются основными средствами доказательств по уголовным делам.

Какие проводятся следственные действия до возбуждения уголовного дела

Получение показаний на месте необходимо, чтобы установить факта совершения события преступления в действительности (определение участников, выяснение причиненного вреда). В ходе объяснений сотрудники выясняют информацию, для последующей розыскной деятельности (описания внешности подозреваемых, неявные способы покинуть место преступления).

Первичная информация о преступлении собирается на месте его совершения. Здесь сотрудники находят следы преступления, устанавливают события происшествия. Одна из основных задач на месте – установить участников и других лиц, которые могут владеть информацией о происшедшем.

Сотрудники отдела дознания проводят осмотр трупа вместе с врачом или судмедэкспертом. Во время осмотра обязательно должны присутствовать понятые. Оперативное обследование тела покойного может дать необходимую информацию для прояснения картины совершённого преступления.

В участии любого мероприятия, организованного следователем, привлекается криминалист, который имеет право использовать определённый набор способов выявления таких следов, которые могут являться существенными при определении состава преступления. Эта манипуляция обязательно протоколируется, а присутствующие лица осведомляются обо всех действиях.

  1. Получение образцов для сравнительного исследования – процедура, которая служит основой для других следственных действий. Может приобрести форму доказательства на последующих стадиях.
  2. Осмотр места происшествия, трупов;
  3. Изъятие и осмотр документов и предметов;
  4. Назначение и производство судебной экспертизы;

Осмотр места преступления проводится в присутствии свидетелей, им показывают найденные следы преступления. Процесс протоколируется. Если место совершения деяния совпадает с жилым помещением, обязательно присутствие собственника жилища. При несоблюдении указанного порядка, осмотр может быть признан незаконным.

Первичная информация о преступлении собирается на месте его совершения. Здесь сотрудники находят следы преступления, устанавливают события происшествия. Одна из основных задач на месте – установить участников и других лиц, которые могут владеть информацией о происшедшем.

Получение показаний на месте необходимо, чтобы установить факта совершения события преступления в действительности (определение участников, выяснение причиненного вреда). В ходе объяснений сотрудники выясняют информацию, для последующей розыскной деятельности (описания внешности подозреваемых, неявные способы покинуть место преступления).

После прибытия на место происшествия сотрудники полиции обязаны установить характер содеянного, попытаться остановить преступление (если оно продолжается), принять меры по задержанию подозреваемых, оказать помощь пострадавшим. Затем они должны выставить охрану места происшествия. Только после этого уполномоченные лица могут приступить к проведению следственных и иных процессуальных действий.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ не содержит определения понятия «следственные действия». Однако на практике потребовалось разграничить этот термин с другим – «иные процессуальные действия». Необходимость была вызвана большими отличиями в регулировании тех и других. Доктрина определила «следственные действия» следующим образом:

Проблема выполнения следственных действий до возбуждения уголовного дела

В частности, выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения (ч. 3 ст. 183 УПК РФ).

О выемке предметов, документов, имеющих значение для уголовного дела и содержащихся в почтово-телеграфных отправлениях (бандероли, посылки и др.), речь идет в другом следственном действии — наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка (ст. 185 УПК РФ).

К числу действий, которые не относятся к следственным, мы можем причислить следующие: право получать объяснения, истребовать документы и предметы, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Различные точки зрения на проблемы, связанные со стадией возбуждения уголовного дела, представлены в следующих публикациях: Халиков А. Собирание доказательств в ходе проверки сообщения о преступлении // Законность. 2013. N 12. С. 54 — 57; Петров А. Достаточные данные — необходимое условие для возбуждения уголовного дела // Законность. 2011. N 2. С. 57 — 59; Скобликов П.А. Мотивы необоснованных и незаконных отказов в возбуждении уголовных дел // Уголовный процесс. 2013. N 4. С. 68 — 74; Козлов А.М. Участие адвоката на этапе проверки сообщения о преступлении // Уголовный процесс. 2013. N 6. С. 14 — 20; Калиновский К.Б. «Доследственный» обыск — незаконное ноу-хау // Уголовный процесс. 2015. N 1. С. 9; Каретников А., Коретников С. Следственные действия как способы проверки сообщений о преступлении // Законность. 2014. N 7. С. 37 — 42; Петров А. Значение и необходимость стадии возбуждения уголовного дела // Законность. 2014. N 5. С. 44 — 48; Исаенко В. Проблемы назначения и производства судебно-психиатрической экспертизы при проверке сообщения о преступлении // Законность. 2014. N 2. С. 46 — 50; Шишков С. Возможно ли производство судебно-психиатрической экспертизы в стадии возбуждения уголовного дела? // Законность. 2013. N 10. С. 37 — 42; Аширбекова М. Поводы к возбуждению уголовного дела // Законность. 2012. N 10. С. 16 — 19; Муженская Н., Костылева Г. Заявитель — участник уголовного судопроизводства // Законность. 2012. N 7. С. 52 — 56; Бажанов С. Проведение процессуальных проверок о налоговых преступлениях следователями Следственного комитета // Законность. 2012. N 6. С. 41 — 45; Андрейкин А. Прием заявлений о преступлениях // Законность. 2012. N 3. С. 44 — 46; Мешков М., Гончар В. Новые нормы института возбуждения уголовного дела // Законность. 2012. N 5. С. 45 — 48; Петров А. Пределы проверки сообщения о преступлении и процессуальные способы ее осуществления // Законность. 2012. N 5. С. 49 — 54; Каретников А., Коретников С. Нужна ли стадия возбуждения уголовного дела? // Законность. 2015. N 1. С. 41 — 46; Шадрин В. Судьба стадии возбуждения уголовного дела // Законность. 2015. N 1. С. 47 — 51; Аширбекова М. Новый порядок возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям // Законность. 2015. N 1. С. 25 — 28 и др.

Согласно ч. 10 ст. 182 УПК РФ изъятые предметы, документы и ценности предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при обыске, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска, что удостоверяется подписями указанных лиц.

Поскольку при производстве следственных действий могут применяться технические средства, о применении которых следователь перед началом следственного действия должен предупредить лиц, участвующих в следственном действии, в протоколе должны быть указано наименование технических средств, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, а также полученные результаты.

Вместе с тем, в исключительных случаях осмотр жилища, обыск, выемка в жилище, личный обыск, а также выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи могут быть проведены без предварительного получения судебного решения. Это касается ситуаций, когда промедление в их производстве исключает смысл их производства в связи с возможной утратой доказательств.

В протоколе следователь (дознаватель) либо иное лицо, производящее следственные действия, должен отразить все процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, а также все выявленные обстоятельства, имеющие существенное значение для уголовного дела Если от участников следственного действия поступили заявления или другие замечания по поводу проведенного следственного действия, они также заносятся протокол.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ не раскрывает понятие «следственные действия». Однако в теории и на практике под следственными действиями понимаются лишь процессуальные действия, которые направлены на собирание (обнаружение, фиксацию и изъятие) доказательств по уголовному делу и их проверку.

  • потерпевший, подозреваемый и обвиняемый;
  • их представители и защитники;
  • специалист
  • переводчик
  • понятые (их обязательное присутствие должно быть обеспечено при обыске в жилище, при личном обыске, при копировании изымаемых электронных, при предъявлен идя опознания, носителей информации
  • должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность
  • педагога или психолог (в случае допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего 16-летнего возраста либо достигшего этого возраста, но отстающего в психическом развитии или страдающего психическим расстройством)
  • законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).