Государственные Гарантии Осуществления Предпринимательской Деятельности

В соответствии с законодательством, учредительными документами, договорными обязательствами, правовыми гарантиями обеспечивается возможность предпринимателей самостоятельно распоряжаться имуществом предприятия, определять объемы производства, порядок и условия сбыта продукции, распределять прибыль, страховать предпринимательские риски, не допускать монопольного положения на рынке отдельных предприятий и их объединений и недобросовестной конкуренции.

Государством обеспечивается равное для всех субъектов предпринимательской деятельности право доступа на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий независимо от собственности и их организационно-правовых форм.

Частноправовые гарантии предпринимательской деятельности:

  1. формальное равенство участников предпринимательских отношений;
  2. свобода договора;
  3. обязательность выполнения участниками экономического оборота принятых на себя обязательств;
  4. неприкосновенность собственностипредпринимателя;
  5. недопустимость произвольного вмешательства в частные дела предпринимателя со стороны других лиц и государства;
  6. необходимость обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты.

Гарантии предпринимательства образуются комплексом организационных мер государства по реализации субъективных прав предпринимателей, которые включают:

  1. контроль со стороны органов государства над соблюдением законодательства о предпринимательской деятельности;
  2. применение мер принуждения к правонарушителям;
  3. предоставление предпринимателям возможности защиты своих прав и интересов в суде;
  4. обновление и совершенствование нормативной базы предпринимательства;
  5. создание необходимой инфраструктуры рынка и необходимых условий;
  6. устранение административных и иных препятствий для развития предпринимательства;
  7. обеспечение стабильности в деятельности рынков;
  8. недопущение недобросовестной конкуренции;
  9. экономическую, научно-техническую, правовую поддержку предпринимательской деятельности и др.

ГАРАНТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система правовых гарантий, кроме общих принципов права и экономических свобод, устанавливает, также субъективные права субъектов предпринимательства, которые являются выражением экономических свобод и защищают конкретные интересы предпринимателей.

Государством обеспечивается равное для всех субъектов предпринимательской деятельности право доступа на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий независимо от собственности и их организационно-правовых форм.

предпринимателей самостоятельно распоряжаться имуществом предприятия, определять объемы производства, порядок и условия сбыта продукции, распределять прибыль, страховать предпринимательские риски, не допускать монопольного положения на рынке отдельных предприятий и их объединений и недобросовестной конкуренции.

Предприниматель может обратиться с заявлением о пересмотре присвоенной ему категории (ст. 8.1-6 ФЗ). Правительственное Постановление №806 от 17-08-16 г. утверждает виды контроля, которым может подвергаться фирма или ИП: земельный, пожарный надзор, жилищный, строительный, в области защиты прав потребителей и др. Всего видов контроля 39. Проверки органами, не включенными в список, противозаконны.

Проверки юридических лиц и ИП полностью бесплатны для них и финансируются из бюджета. Функции и права контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, строго разграничены в соответствии с законом. Согласно ФЗ №294 применяются указанные ниже виды проверок.

Закон устанавливает правила, по которым проводятся проверки фирм государственными органами, характер этих проверок, сроки, виды и методы проведения. Любое нарушение указанного в законе регламента может рассматриваться как нарушение прав предпринимателя и способно послужить основанием для отмены результатов проверки.

На заметку! Потребителю в случае нарушений его прав следует в первую очередь обращаться по месту нарушения. Дальнейшее рассмотрение жалоб контролирующими органами возможно лишь в случае, если вопрос не был решен на месте (ст. 10 ФЗ, ч. 2 п. 2-в).

  • уведомительный характер начала работы для предпринимателя;
  • запрет требовать от предпринимателя для начала его деятельности получения документов и разрешений, не предусмотренных законом;
  • признание объектов контроля изначально добросовестными исполнителями законодательных норм;
  • открытость законодательной информации и ее доступность;
  • проверки только в рамках полномочий того или иного органа или его представителя;
  • запрет на проверки различными органами контроля исполнения одних и тех же законодательных норм;
  • ответственность перед законом контрольных органов за нарушения при осуществлении своих функций.

В статье 12 ФЗ №99 представлен список лицензируемых видов деятельности. В нем перечислено 57 пунктов, три из которых утратили свою силу на текущий момент. При переменах в законодательстве бизнесмену предстоит настроиться на то, что придется заменять лицензию или полностью прекращать тот вид деятельности, который будет упразднен. Но и гарантировать, что та сфера бизнеса, которой ИП занимается в данный момент, не станет со временем лицензированной, также никто не сможет.

Местные и государственные надзорные органы контролируют деятельность малого и среднего бизнеса. Проверки проводятся с законодательно разрешенной периодичностью. Для бизнесменов и компаний разработан ФЗ №294 «О защите прав юридических лиц и ИП», чтобы контролирующие службы не выходили за рамки своих полномочий в ходе проверок. Знание общих аспектов закона поможет ориентироваться в собственных правах и обязанностях, и понимать разрешенные правила проверок.

Бизнесмены, которые работают без создания юридического лица, в России приравнены в правах и обязанностях к юридическим компаниям. Главное отличие этих экономических агентов — в гражданско-правовом статусе. Например, предприниматель с образованием юрлица, на которого возложены обязанности учредителя, вправе не отвечать по долгам при получении отрицательных результатов хоздеятельности.

Все нормативные акты, которые издают и принимают законодатели, должны основываться на главном документе страны — Конституции России. Если определенный нюанс не регламентирован каким-то положением или законодательным актом, то предприниматели вправе обратиться к Конституции и руководствоваться ею.

Срок выездных проверок ИП контролирующим органами не может быть дольше, чем 20 рабочих дней. Такое ограничение прописано в статье 13 ФЗ №294, и об этом обязан знать бизнесмен, чтобы не были нарушены его права. Для субъектов малого бизнеса ограничения проверок в часах на год такие:

Госзаказчики обязаны закупать у представителей МСП товары и услуги в объеме не менее 15% от годового объема закупок, а с 1 января 2022 года — в объеме не менее 25%. С этой же даты сокращены предельные сроки оплаты по госконтрактам с 15 до 7 дней и с 30 до 15 рабочих дней по другим договорам.

Рассчитывать на льготное кредитование могут не все, а только те сферы деятельности, которые государство считает более приоритетными:

  • розничная торговля;
  • сельское хозяйство и фермерство;
  • агентства внутреннего туризма;
  • наука и техника;
  • здравоохранение;
  • образование;
  • бытовые услуги;
  • обрабатывающая промышленность;
  • сфера общепита.

Увеличение объема закупок отражено в Постановлении Правительства РФ № 1128 от 07.07.2022 г., а сокращение предельных сроков оплат — в Постановлении Правительства РФ № 1034 от 28.06.2022 г. Сферу закупок регулирует 44-ФЗ. Информацию о госзакупках размещена на сайте zakupki.gov.ru, а очную консультацию можно получить в региональных центрах «Мой бизнес».

Образовательную поддержку. После создания ИП многие владельцы бизнеса сталкиваются с недостаточной квалификацией сотрудников. На этот случай в рамках господдержки малого бизнеса предпринимателям на льготных условиях предоставляется возможность:

В чем суть нововведения: заемные средства теперь могут получить те предприниматели, которым ранее кредиты были недоступны (например, из-за отсутствия залога). Также данная мера позволит уменьшить процентные ставки по привлеченному финансированию.

  • налоговых проверок;
  • получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
  • проверок данных учета и отчетности;
  • осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  • иных форм, предусмотренных Кодексом.

При наличии у должника имущества, превышающего об­щую сумму кредиторской задолженности, имеется реальная воз­можность восстановить его платежеспособность, применить к должнику процедуры внешнего управления, а не ликвидации. К неплатежеспособным предприятиям (организациям) в зависи­мости от размера и состояния имущества могут применяться раз­личные процедуры — как ликвидационные, так и реабилитацион­ные (направленные на восстановление платежеспособности).

В целях расширения прав субъектов РФ, повышения их от­ветственности порядок лицензирования отдельных видов дея­тельности на территориях краев, областей, автономных образова­ний, городов федерального значения устанавливается соответст­вующими органами исполнительной власти. Лицензии выдаются органами территориально-отраслевого управления и их админи­страциями.

В учредительных документах юридического лица опреде­ляются его наименование, место нахождения, порядок управле­ния деятельностью юридического лица и другие сведения. В уч­редительных документах некоммерческих организаций и унитар­ных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и дру­гих коммерческих организаций определяются предмет и цели деятельности юридического лица.

Организации обязаны составлять на основе данных синте­тического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность о своем имущественном и финансовом положении и о результатах хозяйственной деятельности. Годовая бухгалтерская отчетность представляется учредителям организации, собственникам ее имущества, территориальным органам государственной стати­стики по месту регистрации в установленном порядке, публику­ется в газетах, журналах и других изданиях.

Государственные Гарантии Осуществления Предпринимательской Деятельности

Государством обеспечивается равное для всех субъектов предпринимательской деятельности право доступа на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий независимо от собственности и их организационно-правовых форм.

В соответствии с законодательством, учредительными документами, договорными обязательствами, правовыми гарантиями обеспечивается возможность предпринимателей самостоятельно распоряжаться имуществом предприятия, определять объемы производства, порядок и условия сбыта продукции, распределять прибыль, страховать предпринимательские риски, не допускать монопольного положения на рынке отдельных предприятий и их объединений и недобросовестной конкуренции.

Раздел 2

  • определение форм видов деятельности, подлежащих регистрации;
  • создание и установление правового статуса органов государства, осуществляющих государственную регистрацию указанной деятельности;
  • разработка процедуры и правил регистрации предпринимательства, образец документов, установление прав и обязанностей в этой сфере;
  • установление ответственности и правил ее реализации в сфере регистрации предпринимательства.

Инвестиционный и конверсионный счет – это счет по учету средств федерального бюджета, предоставляемых на возвратной и платной основе на финансирование конверсионных и инвестиционных программ. Эти счета именуются текущими, но по существу являются расчетными.

Так, собственник государственного муниципального предприятия, определяя цели его деятельности, не вмешивается в дальнейшем в оперативную деятельность. В товариществе на вере управление осуществляется полными товарищами, вкладчики же не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищами, выступать от его имени иначе, как по доверенности.

Кроме того, на специальный учет ставятся организации и индивидуальные предприниматели, использующие изделия из драгоценных металлов и их сплавов в составе оборудования (стеклоплавильные устройства, тигли, катализаторные сетки, термопары, лабораторную посуду для проведения анализов и прочую оснастку лабораторного и производственного оборудования).

  1. Определение статуса самого субъекта и сообщение об этом органам государства.
  2. Установление имущественных отношений как по поводу создания базы для предпринимательской деятельности, так и в отношении распределения ее результатов.
  3. Распределение ответственности внутри избранной формы и во вне, перед контрагентами и потребителями.

Предпринимательское право

В курсе подробно рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и признаков предпринимательской деятельности, правового положения субъектов предпринимательской деятельности, правового режима имущества, государственного регулирования предпринимательской деятельности, а также особенностей осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Для лучшего усвоения материала каждая тема курса завершается практикумом, который включает вопросы и задания для самоконтроля, практико-ориентированные задания, список рекомендуемой литературы. Соответствует актуальным требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Курс предназначен для использования в учебном процессе по направлению подготовки «Юриспруденция» (уровень бакалавриата) в образовательных организациях высшего образования.

Возможность вести во время проверки фотосъёмку, аудио- и видеозапись — ещё один пример ситуации, не урегулированной законодательством. Да, в законе нет однозначного запрета, но окончательное решение остаётся за проверяющим инспектором. В таком случае нельзя говорить о полноценной защите прав контролируемых лиц.

Закон ориентирован на новые технологии и вводит порядок электронного взаимодействия между субъектами. Это делает процесс контроля более прозрачным, укрепляет позиции предпринимателей и снижает риск столкнуться с произволом и коррупцией. Закон даже допускает возможность проведения проверок при помощи аудио- или видеосвязи (ст. 56 закона).

Нет критериев, обосновывающих внеплановую проверку. Опротестовать её проведение будет сложно. К тому же у предпринимателей нет права знакомиться с материалами жалоб, послужившими основанием для проверки. Это не позволяет аргументированно защитить свою позицию.

На первое место поставлены профилактические меры. Целью работы контролёров должно стать предупреждение нарушений. В ст. 45 закона есть список профилактических мероприятий. К ним относятся: обобщение правоприменительной практики, информирование, профилактическое сопровождение и другие меры.

Рекомендуем прочесть:  Рабочие Часы Для Инвалидов 3 Группы

Недостаток существующей системы контроля предпринимателей — отсутствие чёткой правовой базы и внятных гарантий для бизнеса. Новый закон содержит ряд нововведений, позволяющих контролируемым лицам защитить права. Он официально ставит во главу угла соблюдение и защиту прав проверяемых субъектов как принцип государственного контроля (ст. 29 закона).

Гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов в России

При неблагоприятном изменении российского законодательства (вступление в силу новых федеральных законов или иных нормативных правовых актов РФ, изменяющих размеры федеральных налогов, или влекущих увеличение налоговой нагрузки) гарантируется стабильность условий реализации инвестиционных проектов в отношении:

  • доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов;
  • денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории Российской Федерации, по договорам и иным сделкам;
  • денежных сумм, полученных иностранным инвестором в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
  • компенсаций при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Между Обществом и Правительством субъекта РФ был заключен в 1999г. договор об осуществлении инвестиционной деятельности, согласно которому Общество осуществляло инвестиционный проект, а правительство субъекта РФ предоставляло определенные налоговые льготы, в т.ч. освобождение от уплаты налога на прибыль в размере 100% в течение всего периода фактической окупаемости инвестиций и в размере 50% в течение двух лет после завершения периода фактической окупаемости инвестиций.

Иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обязан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским законодательством РФ, установленным главой 24 ГК РФ (за исключением промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности, осуществляемой резидентами особой экономической зоны).

7. Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены в Российскую Федерацию в качестве иностранной инвестиции

Административная ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность установлена в главе 14 КоАП, которая указывает на то, какие деяния в предпринимательской деятельности с точки зрения законодателя противоправны.
Базовые составы содержатся в ст. 14.1 КоАП, к ним относятся:
1) предпринимательская деятельности без государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
2) предпринимательская деятельность без наличия специального разрешения или лицензии в том случае, если они обязательны;
3) осуществление предпринимательской деятельности с нарушением, в т.ч. и грубым, требований и условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией.
При этом для недопустимости различных толкований понятий «нарушение» или «грубое нарушение», определение данных понятий устанавливается Правительством РФ в отношении каждого конкретного лицензируемого вида деятельности, дополнительные объяснения по вопросу трактовки данного понятия давались и Верховным Судом РФ. В частности, в п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, является осуществление лицом определенного вида предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) без выполнения лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
Одним из конкретных примеров нарушения таких требований или условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, является, в частности, несоблюдение требований законодательства при организации перевозок пассажиров. Так, в Постановлении от 20.07.2022 N 303-АД16-6572 по делу N А73-11871/2015 Верховный Суд РФ рассмотрел заявление управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. Данным органом была проведена проверка по итогам ДТП, в котором погибли и пострадали пассажиры транспортного средства, принадлежащего предпринимателю, по результатам проверки выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий, в частности:
— несоблюдение установленного законодательством РФ режима труда и отдыха водителей;
— нарушение требований проведения норм технического обслуживания и ремонта автобусов, направляемых на междугородние маршруты;
— непрохождение водителями обязательных предварительных медицинских осмотров при приеме на работу.
Верховный Суд РФ указал на то, что суды нижестоящих инстанций верно установили нарушение требований ст. 20 ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», повлекшее последствия, указанные в ч. 11 ст. 19 ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», следовательно, предприниматель подлежит административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
В зависимости от тяжести совершенного проступка, субъектного состава, а также состава правонарушения варьируется и размер санкций: от административного штрафа в размере пятисот рублей до административного штрафа в размере двухсот тысяч рублей и административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» субъектами административного правонарушения могут быть граждане, должностные и юридические лица, индивидуальные предприниматели.
При этом, как гласит п. 13 данного Постановления, при привлечении лица к административной ответственности необходимо проверять, образуют ли действия того или иного лица состав административного правонарушения и содержатся ли в них признаки предпринимательской деятельности, указанные в п. 1 ст. 2 ГК РФ, т.е. эта деятельность должна носить постоянный характер, осуществляться на свой страх и риск, быть направлена на систематическое получение прибыли. Отдельные же случаи продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг при условии, что они не направлялись на систематическое получение прибыли, состава административного правонарушения не образуют.
При доказывании факта занятия деятельностью, направленной на получение прибыли, в качестве доказательств могут использоваться показания лиц, расписки в получении денежных средств, выписки с банковских счетов привлекаемого к административной ответственности лица, акты выполнения работ и оказания услуг, рекламные материалы, заключенные договоры аренды помещений, где выполнялись работы и оказывались услуги и т.д.
Также стоит обратить внимание и на тот факт, что в отношении ряда видов предпринимательской деятельности лицензирование заменено на иной вид контроля — на членство в СРО (саморегулируемой организации), которое является обязательным и не допускает выполнение работ или оказание услуг в отсутствие данного членства. В данном случае обязательность членства в СРО является законной и соответствует Конституции РФ, на что указал Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 19.12.2005 N 12-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева».
В целом ст. 14.1 КоАП устанавливает лишь общие нормы, позволяющие привлечь правонарушителя к административной ответственности. Глава 14 предусматривает также и специальные нормы привлечения к административной ответственности, которые имеют приоритет перед общими. Так, например, если лицо занимается предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами в отсутствие лицензии, то его деяние надлежит квалифицировать по ст. 14.1.3 КоАП (осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии), а не ч. 2 ст. 14.1 КоАП (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)).
Именно такой позиции придерживается и ВС РФ. В частности, в п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» ВС РФ поясняет, что в том случае, если административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий установлена, помимо общих норм в ч. 2 или ч. 3 ст. 14.1 КоАП, и другими статьями КоАП РФ, то действия лица квалифицируются по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ. В качестве примера ВС РФ приводит ситуацию, при которой занятие лицом частной медицинской практикой без наличия специального разрешения (лицензии) на данный вид деятельности, квалифицируется по ч. 1 ст. 6.2 КоАП (занятие народной медициной без получения разрешения, установленного законом), а не по ч. 2 ст. 14.1 КоАП (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)).

Для определения понятия незаконной предпринимательской деятельности обратимся, прежде всего, к понятию предпринимательской деятельности, закрепленной в российском законодательстве.
Под предпринимательской деятельностью отечественный законодатель понимает в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Одним из важнейших признаков предпринимательской деятельности в данном определении выступает государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, носящая в отличие от иных существенных признаков (рисковый характер деятельности, систематическое получение прибыли и т.д.) формальный характер.
Таким образом, под незаконной предпринимательской деятельностью будет пониматься деятельность, осуществляемая в отсутствие или с нарушением правил государственной регистрации. Именно формальный признак, т.е. факт государственной регистрации, будет играть ключевую роль при определении статуса законности предпринимательской деятельности, что находит свое отражение в уголовном и административном праве.
Следовательно, для того, чтобы заняться законной предпринимательской деятельностью, необходимо в установленном порядке зарегистрировать юридическое лицо или приобрести статус индивидуального предпринимателя, а также, в случае необходимости, получить лицензию на осуществление лицензируемых видов деятельности.
Необходимо указать на то, что регистрация является не правом, а обязанностью лица, занимающегося предпринимательской деятельностью. На это указывают и п. 1 ст. 23 ГК РФ, который гласит, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, и п. 1 ст. 51 ГК РФ, указывающий на то, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» моментом государственной регистрации является внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Что касается необходимости получить лицензию, то перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, установлен в ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Исходя из такого понимания законности предпринимательской деятельности такие виды деятельности, как наркоторговля, организация публичных домов, создание подпольных казино, работорговля и т.д., не являются предпринимательской деятельностью, хотя они и направлены на систематическое получение прибыли на свой страх и риск, поскольку тот или иной вид предпринимательской деятельности должен быть изначально разрешен правовой системой и, следовательно, подлежать регистрации или лицензированию. Работорговля же, например, законом запрещена и, соответственно, не подлежит ни регистрации, ни лицензированию.
В случае ведения незаконной предпринимательской деятельности, т.е. ведения деятельности в отсутствие государственной регистрации или лицензии, за нее установлена как административная, так и уголовная ответственность.

Уголовная ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность установлена в ст. 171 УК РФ, в которой указано, что уголовной ответственности подлежит осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии либо без аккредитации в национальной системе аккредитации или аккредитации в сфере технического осмотра транспортных средств в случаях, когда такие лицензия, аккредитация в национальной системе аккредитации или аккредитация в сфере технического осмотра транспортных средств обязательны, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.
Таким образом, уголовная ответственность вместо административной наступает в том случае, если совершенное деяние по своему характеру носит большую общественную опасность, чем формальный проступок со стороны субъекта предпринимательской деятельности: т.е. в том случае, если в нарушение установленных законом требований извлекается доход в крупном размере или причиняется ущерб гражданам, организациям или государству. В соответствии с примечанием к ст. 170.2 УК РФ крупным доходом и крупным ущербом признаются ущерб, доход или ущерб в сумме, превышающей два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей. Пункт 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве» указывает на то, что под таким доходом надлежит понимать выручку за весь период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.
Данное преступление квалифицируется по ч. 1 ст. 171 УК РФ и влечет за собой 3 возможных вида ответственности: штраф в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или дохода осужденного за период до двух лет; обязательные работы на срок до 480 часов; арест на срок до 6 месяцев.
Часть 2 ст. 171 УК РФ содержит квалифицирующие признаки данного состава преступления: совершение организованной группой и извлечение дохода в особо крупном размере. В соответствии с примечанием к ст. 170.2 УК РФ доходом в особо крупном размере является доход, превышающий девять миллионов рублей. При совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 171 УК РФ, законодатель устанавливает следующие виды ответственности: штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет; принудительные работы на срок до пяти лет; лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Верховный Суд РФ в п. 13 Постановления от 18.11.2004 N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве» указал, что при исчислении размера дохода, полученного организованной группой лиц при осуществлении незаконной предпринимательской деятельности, судам следует исходить из общей суммы дохода, извлеченного всеми ее участниками.
В соответствии со ст. 19 УК РФ уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее необходимого в соответствии с УК РФ возраста. В случае со ст. 171 УК РФ это 16 лет согласно положениям ст. 20 УК РФ. Таким образом, субъектом преступления исходя из положений ст. ст. 19 — 20 УК РФ в соответствии с диспозицией ст. 171 УК РФ могут быть:
1) лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя;
2) лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
3) лицо, на которое были возложены обязанности по руководству организацией, или лицо, фактически выполняющее обязанности или функции руководителя организации, — в случае осуществления незаконной предпринимательской деятельности юридическим лицом.
Подобная позиция в отношении субъектного состава преступления, в частности, руководителя или фактического руководителя организации отражена в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве».
Исходя из смысла ст. 171 УК РФ незаконная предпринимательская деятельность может быть выражена в четырех формах:
1) предпринимательская деятельность, ведущаяся без государственной регистрации;
2) предпринимательская деятельность, ведущаяся с нарушением правил государственной регистрации;
3) предпринимательская деятельность, ведущаяся в отсутствие специального разрешения (лицензии, аккредитации);
4) предпринимательская деятельность, ведущаяся с нарушением условий лицензирования или аккредитации.
Рассмотрим эти формы подробнее.
В первом случае в соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве» осуществление предпринимательской деятельности без регистрации имеет место в следующих случаях:
а) в ЕГРЮЛ или ЕГРИП нет записи о создании такого юридического лица или нет записи о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя;
б) в ЕГРЮЛ или ЕГРИП содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Во втором случае предпринимательская деятельность осуществляется субъектом, который заведомо знал о том, что при регистрации были допущены нарушения, являющиеся основаниями для признания данной регистрации недействительной. Например, не в полном объеме были представлены сведения, необходимые для регистрации, или в компетентный орган были представлены документы, содержащие заведомо ложную или искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта (абз. 2 п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве»).
В третьем случае — отсутствие лицензии или аккредитации в национальной системе аккредитации или аккредитации в сфере технического осмотра транспортных средств, т.е., как ее определяет п. 2 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании), специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности. При этом наличие лицензии подтверждается записью в реестре лицензий. В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона о лицензировании лицензия действует бессрочно, однако ст. 20 Закона о лицензировании указывает на то, что действие лицензии может быть приостановлено, лицензия может быть аннулирована, а также что действие лицензии может быть прекращено в связи с прекращением вида деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия. Таким образом, при изначальном отсутствии лицензии или в случае отсутствия у уже выданной лицензии юридической силы осуществление предпринимательской деятельности будет являться незаконным.
В то же самое время в соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве» в том случае, если федеральным законодательством из перечня видов деятельности, осуществление которых разрешено только на основании специального разрешения (лицензии), исключен соответствующий вид деятельности, состав преступления в действиях лица, которое занималось таким видом предпринимательской деятельности, отсутствует.
Особенности и порядок осуществления аккредитации регламентируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее — Закон об аккредитации).
Под аккредитацией в национальной системе аккредитации понимается подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации (п. 1 ст. 4 Закона об аккредитации).
В четвертом случае складывается ситуация, когда лицензия или аккредитация имеется, но нарушаются условия ее предоставления: не соблюдаются условия, предъявляемые к выпускаемой продукции, не соблюдаются технические требования в отношении осуществления той или иной деятельности и т.д.
Учитывая тот факт, что предпринимательство является движущей силой рыночной экономики, законодатель идет на ряд уступок в плане привлечения граждан к соответствующим видам наказаний в рамках уголовной или административной ответственности.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 76.1 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 171 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно возместило ущерб, причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления, и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере двукратной суммы причиненного ущерба, либо перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере двукратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления, либо перечислило в федеральный бюджет денежную сумму, эквивалентную размеру убытков, которых удалось избежать в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере двукратной суммы убытков, которых удалось избежать в результате совершения преступления, либо перечислило в федеральный бюджет денежную сумму, эквивалентную размеру совершенного деяния, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, и денежное возмещение в двукратном размере этой суммы.
При этом в соответствии с п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2013 N 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности» для прекращения уголовного преследования возмещение ущерба и перечисление в федеральный бюджет дохода и денежных возмещений должны быть произведены в полном объеме до момента удаления суда в совещательную комнату. Сам размер ущерба, подлежащего возмещению, определяется на основании первичных учетных документов, гражданско-правовых договоров, выписок (справок) по расчетным счетам, информации по сделкам с использованием электронных средств платежа и т.д.
В отношении лица или группы лиц, впервые совершивших преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 171 УК РФ, освобождение от уголовной ответственности на основании ч. 2 ст. 76.1 УК РФ не предусмотрено.
Также наметились и некоторые смягчения в отношении лиц, занимающихся той или иной деятельностью, оказываемой на индивидуальной основе, по найму и направленной на получение дохода, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Так, в проекте Минфина России «Основные направления налоговой политики на 2022 год и плановый период 2022 и 2022 годов» было предложено ввести в отношении таких лиц статус самозанятых граждан. Ввести добровольное уведомление об осуществляемой ими деятельности, освободить получаемые от такой деятельности доходы от налога на доходы физических лиц и от уплаты обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды, а также освободить их от ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности на срок до 31.12.2022. Федеральная налоговая служба начала вести учет таких граждан, оказывающих услуги физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подсобных лиц на основе подающихся ими форм уведомлений, утвержденных Приказом ФНС РФ и зарегистрированных в Минюсте РФ. Виды деятельности, не подлежащие налогообложению, указаны в п. 70 ст. 217 НК РФ. Предполагается, что причина данного смягчения лежит в политической плоскости и направлена на снижение неформальной занятости экономически активного населения в условиях жесткого правового регулирования со стороны государства (https://www.minfin.ru).
В целом представляется, что в отношении к незаконной предпринимательской деятельности должен соблюдаться определенный баланс интересов. С одной стороны, незаконное предпринимательство должно преследоваться со стороны правоохранительных органов, поскольку оно может быть потенциально опасно для общества, но, с другой стороны, правовое регулирование вопросов регистрации, лицензирования, а также налогообложения не должно быть чрезмерным и обременительным.

Рекомендуем прочесть:  Правила Пользования Льготная Транспортная Карта Инвалида

Шпаргалка по предпринимательскому праву (4 стр

3. Всегда сопровождается применением санкций имущественного характера в виде возложения на предпринимателя дополнительной обязанности и лишения принадлежащего ему права, штрафа, неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ), возмещения вреда и т. п.

Для осуществления предпринимательской деятельности предприниматель должен обладать определенным имуществом. Получение прибыли от пользования имуществом является одной из форм ведения предпринимательской деятельности (ст. 2 ГК РФ). Имущество является средством для осуществления предпринимательской деятельности.

Цели установления и применения мер ответственности: 1) стимулирование к соблюдению установленных процедур, правил, нормативов, стандартов, иных требований и запретов, в рамках которых должна осуществляться деятельность; 2) наказание за несоблюдение обязанностей; 3) обеспечение восстановления нарушенных прав и интересов других лиц и общества в целом; 4) предотвращение нарушения установленных требований в будущем.

Ответственность наступает при наличии совокупности юридических фактов состава правонарушения: 1) противоправность поведения; 2) нарушение публичных интересов в форме требований законодательства или законных прав и интересов частных лиц; 3) причинная связь между двумя первыми элементами; 4) вина правонарушителя.

Частноправовые гарантии заключаются в признании формального равенства участников предпринимательских отношений, свободы договора, обязательности выполнения участниками экономического оборота принятых на себя обязательств, неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела со стороны других лиц и государства, защиты имущества от незаконного изъятия; обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты (ст. 1 ГК РФ).

Хозяйственное право

Однако свобода предпринимательства может быть ограничена законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции (ст.55, 74 Конституции РФ, ст.1 ГК РФ). К числу таких ограничений относятся, в частности, предварительные условия для начала предпринимательской деятельности: наличие у гражданина или коммерческой организации гражданской правосубъектности, государственная регистрация субъектов предпринимательства и получение специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности или отдельных действий в рамках предпринимательства.

Рекомендуем прочесть:  Сколько Теперь Будет Стоить Ветеран Труда Проездной На Маршрутку

Право на занятие предпринимательством, обусловленное экономической свободой, включает в себя несколько элементов, охватывающих свободу выбора сферы, вида и формы предпринимательской деятельности. Среди сфер деятельности различаются производство, коммерция (торговля) или предоставление услуг. Гражданин может специализироваться по любому виду деятельности. Гражданин свободен самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность как в индивидуальном порядке без образования юридического лица (в качестве индивидуального предпринимателя), так и путем участия в хозяйственном обществе, товариществе или кооперативе.

При создании коммерческой организации государственная регистрация осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа коммерческой организации на основании решения о создании (в форме единоличного решения, протокола учредительного собрания и/или договора о создании), учредительных документов и заявления о регистрации. Индивидуальные предприниматели регистрируются по месту жительства. Документы, требуемые для регистрации: заявление, копия паспорта. Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 дней с момента представления указанных документов и уплаты государственной пошлины.

Право на занятие предпринимательской деятельностью является составляющей частью правоспособности гражданина (ст.18 ГК РФ). Правоспособность — это возможность иметь гражданские права и нести обязанности. Гражданское право содержит также категорию дееспособности, означающую, что способностью своими действиями осуществлять гражданские права и исполнять обязанности обладает только дееспособный гражданин. Следовательно, только дееспособный гражданин может самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность.

Требование государственной регистрации распространяется как на коммерческую организацию, так и на гражданина (ст.23 и 51 ГК РФ). Государственная регистрация необходима для ведения учета предпринимателей, контроля за их деятельностью и обеспечения интересов их кредиторов. Законодательство о государственной регистрации коммерческих организаций состоит из ГК РФ, Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных актов (например, форма заявления о регистрации, утверждаемая Правительством РФ).

  • Государство осуществляет контроль за состоянием и развитием экономики с помощью различных способов: фискальных, а также путем прямого вмешательства.
  • Фискальная политика — это управление экономикой посредством налогов и государственных вложений.
  • Налоги — это обязательные безвозмездные платежи (взносы), установленные законодательством и осуществляемые в определенном размере и в определенный срок.

Галов напротив считают, что саморегулирование в любом случае подразумевает элемент регулирования, исходящий от государства в лице его органов [8]. С. Н. Шишкин определяет саморегулирование как усеченное государственное регулирование экономики, делегированное саморегулируемым организациям, деятельность которых, в свою очередь, находится под контролем государства [9, с. 108].

Все виды государственного воздействия имеют правовую форму акта, т.е. облеченного в установленную форму действия органа власти или управления, с которым связываются правовые последствия. Эти акты имеют свои наименование, назначение, содержание. Вне такой правовой формы государственного воздействия не существует.

  1. В настоящее время в отечественной юридической науке отсутствует не только общепризнанное определение понятия «саморегулирования», но и единство взглядов по вопросу о соотношении саморегулирования и государственного регулирования предпринимательских отношений.
  2. Сложившиеся в науке точки зрения по вопросу о месте саморегулирования в системе государственного регулирования можно разделить на две группы:
  3. 1) Саморегулирование противопоставляется государственному регулированию.
  4. 2) Саморегулирование рассматривается в качестве части государственного регулирования.

Принципы предпринимательского права — это правила общего характера, определяющие основу построения и развития предпринимательских правоотношений. Они сформулированы на основе познания объективных законов (закономерностей) развития и функционирования предпринимательства как вида социальной деятельности.

Частноправовые гарантии заключаются в признании формального равенства участников предпринимательских отношений, свободы договора, обязательности выполнения участниками экономического оборота принятых на себя обязательств, неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела со стороны других лиц и государства, защиты имущества от незаконного изъятия; обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты (ст. 1 ГК РФ).

Граждане, непосредственно осуществляющие предпринимательские функции (члены органов управления коммерческих организаций), осуществляют использование экономических ресурсов в целях получения прибыли. Их права и обязанности в рамках предпринимательских отношений также регулируются правом.

Государство устанавливает права и обязанности каждого субъекта предпринимательской деятельности. Совокупность прав и обязанностей образует правовой статус предпринимателя. Права и обязанности предпринимателей составляют содержание предпринимательских отношений.

К субъектам предпринимательства относят лиц, являющихся частью инфраструктуры рынка и участвующих в создании условий функционирования экономики. Ими являются товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, саморегулируемые организации, органы власти и др.

Юридическая защита права на занятие предпринимательской деятельностью и свободы предпринимательства обеспечивается общими принципами права и специальными конституционными принципами, которые в целом представляют собой систему гарантий предпринимательской деятельности.

Государственные Гарантии Осуществления Предпринимательской Деятельности

Конституция РФ исходит из принципа независимости прав и свобод человека, сформулированных в ее главе 2, от произвола государства . Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, делает человека самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Российское государство, зафиксировав права человека и гражданина в Конституции РФ, обязуется через деятельность органов законодательной и исполнительной власти, судов, прокуратуры, охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту .

К сожалению, в современной России суд относится к тем институтам, которым граждане доверяют меньше всего. Показательны результаты социологического исследования (Левада-центр, ноябрь 2004 г.). На вопрос «Если вы станете жертвой произвола милиции, защитят ли вас другие правоохранительные органы — прокуратура, суд?» положительно ответили лишь 4% опрошенных. Согласно исследованию фонда «Общественное мнение», 46% опрошенных отрицательно оценивают деятельность судов и лишь 26% — положительно. Многие (44% опрошенных) избегают обращения в суд, считая это хлопотным, затратным, а зачастую безрезультатным . При этом, по официальным данным, ежегодно суды общей юрисдикции рассматривают более 5 миллионов гражданских дел, арбитражные суды — 1 миллион дел по экономическим спорам . Можно предположить, что такое количество споров свидетельствует о серьезных трудностях в сфере гражданских правоотношений и предпринимательской деятельности.

Здесь автор не ставит задачу акцентировать внимание на недостатках гражданского законодательства, которые, безусловно, имеются и не остаются незамеченными опытными юристами — учеными и практиками. На некоторые из таких недостатков мы обратим внимание читателя в настоящей работе.

Представляется, что в значительной степени такую законотворческую практику можно объяснить и тем, что большинство законопроектов сегодня становится законами без всестороннего, вдумчивого обсуждения и доработки с учетом мнения разных политических сил, представляющих различные группы населения: в нынешнем составе Государственной Думы результаты голосования оппозиционных фракций фактически не влияют на принятие решений парламентским большинством, которое составляют депутаты » Единой России».

Особенность основ конституционного строя, сформулированных в главе 1 Конституции РФ, состоит в том, что они составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Это означает, что другие главы Конституции РФ содержат нормы, направленные на дальнейшее развитие, конкретизацию основ конституционного строя.

Право оперативного управления – право учреждения или казенного предприятия владеть и пользоваться имуществом собственника в соответствии с целями деятельность и если иное не установлено законом распоряжаться этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

  • Внешнеторговая деятельность – деятельность в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью;
  • Международное экономическое сотрудничество –содействие в области внедрения передовых технологий, содействующих экономическому развитию;
  • Научно-техническое сотрудничество – обмен достижениями науки и техники, совместное осуществление научно-технических работ, содействующих экономическому развитию.
  • Учетная – определяется сущностью цены, то есть залучается в том, что цена является выражением стоимости;
  • Распределительная – состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между различными отраслями экономики;
  • Функция сбалансирования спроса и предложения – проявляется в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, спросом и предложением;
    и др.
  • Рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы. Рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям ФЗ «О рекламе»;
  • Рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
  • Рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
  • Потребителирекламы – лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;
  • Государственные органы, осуществляющие регулирование рекламной деятельности (антимонопольный орган).

[reklama]

Предпринимательское право как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные отношения, в том числе некоммерческие и отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности.

В судах общей юрисдикции рассматриваются также споры с участием иностранных организаций и организаций с иностранными инвестициями. В то же время данные споры могут быть переданы также на рассмотрение арбитражного суда при наличии межгосударственного соглашения или соглашения сторон.

Главная цель раскрывается через такие цели, как выравнивание экономического цикла, обеспечение стабильного развития экономики, денежного обращения, создание конкурентной среды, обеспечение нормальной занятости населения, стабильности цен, создание условий для социального партнерства и др. Функции государства в сфере экономики выполняются путем решения конкретных задач, возникающих в результате достижения поставленных целей.

Требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора: высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, а также наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.

Одна из важнейших функций – фискальная, суть которой заключается в формировании государственных денежных фондов, финансовых ресурсов государства. Другая важнейшая функция – регулирующая, включающая подфункцию стимулирования и дестиму-лирования.

В настоящее время Положение о претензионном порядке урегулирования споров, утвержденное постановлением Верховного Совета рФ от 24 июня 1992 г., признано утратившим силу, а претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен лишь для отдельных категорий споров.

Государственные Гарантии Осуществления Предпринимательской Деятельности

Юридическая защита права на занятие предпринимательской деятельностью и свободы предпринимательства обеспечивается общими принципами права и специальными конституционными принципами, которые в целом представляют собой систему гарантий предпринимательской деятельности.

К специальным конституционным принципам относятся единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовыхсредств, поддержка свободной конкуренции, признание частной собственности, юридическое равенство всех форм собственности. Содержание правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность, должно соответствовать указанным принципам.

Частноправовые гарантии заключаются в признании формального равенства участников предпринимательских отношений, свободы договора, обязательности выполнения участниками экономического оборота принятых на себя обязательств, неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела со стороны других лиц и государства, защиты имущества от незаконного изъятия; обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты (ст. 1 ГК РФ).

Общеправовые принципы призваны обеспечить правомерность вмешательства государства в экономику. К ним относятся принцип правового государства, принцип уважения основных прав и фундаментальных свобод человека, принцип формального равенства, принцип справедливости, принцип соразмерности, принцип законных ожиданий и др.

Государство должно обеспечивать равное право доступа всех субъектов предпринимательской деятельности на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий независимо от вида собственности и их организационно-правовых форм.