Концепция государственной миграционной политики до 2025

введение упрощенного порядка получения иностранными гражданами, въехавшими на территорию Российской Федерации с целью преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работы в образовательных учреждениях и научных организациях, и членами их семей статуса постоянно проживающих в Российской Федерации;

г) расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения государственной миграционной политики Российской Федерации, в том числе уточнение программы статистических и аналитических работ в области внутренней и международной миграции.

9. В настоящее время миграционная привлекательность Российской Федерации по сравнению с другими странами, принимающими мигрантов, невысока и распространяется преимущественно на граждан государств — участников Содружества Независимых Государств. Продолжается эмиграционный отток из страны. Мигранты новых поколений, прибывающие в Российскую Федерацию из государств — участников Содружества Независимых Государств, по сравнению с их предшественниками обладают более низким уровнем образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки.

повышение инвестиционной привлекательности регионов Дальнего Востока, Сибири, приграничных и стратегически важных территорий с целью создания необходимой для переселения социальной и транспортной инфраструктуры, а также снижение транспортной оторванности от регионов Центральной России;

7. Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития.

Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2022–2025 годы»

7. В 2012–2022 годах миграционный приток в Российскую Федерацию компенсировал естественную убыль населения и стал источником дополнительных трудовых ресурсов для национальной экономики. В гражданство Российской Федерации принято более 1 млн. человек, из них 525 тыс. человек – в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Суммарный миграционный прирост за этот период составил 1,6 млн. человек. Среднегодовая численность трудящихся-мигрантов составила около 3 млн. человек (3–4 процента от среднегодовой численности всех трудовых ресурсов). На территории Российской Федерации ежегодно пребывает около 10 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – иностранные граждане), постоянно или временно проживает в Российской Федерации более 1 млн. иностранных граждан.

8. Среди иностранных граждан, привлекаемых российскими работодателями, значительную долю составляют низкоквалифицированные работники, востребованность которых определяется зачастую как меньшими по сравнению с использованием труда граждан Российской Федерации издержками, так и недостаточно высоким в некоторых отраслях экономики уровнем технологического развития и организации труда, сокращением рабочих мест, требующих средней и высокой квалификации труда.

16. Характер и направление миграционных потоков, их влияние на российское общество, а также проблемы, с которыми сталкиваются мигранты в местах пребывания (проживания), во многом определяются качеством жизни в Российской Федерации, в том числе доступностью для граждан социальных, образовательных, медицинских, культурных и иных услуг, состоянием правопорядка, степенью развитости транспортной, энергетической, телекоммуникационной и информационной инфраструктуры, уровнем занятости населения и благоустроенности общественных мест.

концентрация финансовых ресурсов на оказании содействия добровольному переселению соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на территории приоритетного заселения и повышение эффективности расходования финансовых средств на эти цели;

б) достижение более глубокого понимания миграционной ситуации, в том числе за счет увеличения числа оцениваемых параметров, отражающих ее влияние на экономические, социальные, культурные, национальные, этноконфессиональные и иные аспекты жизни российского общества, на индивидуальном, семейном, местном, региональном и федеральном уровнях;

Концепция государственной миграционной политики до 2025

— совершенствование правовых, организационных и иных механизмов, регулирующих и обеспечивающих: добровольное переселение в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, а также иных лиц, которые способны успешно интегрироваться в российское общество; въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории иностранных граждан, желающих развивать экономические, деловые, профессиональные, научные, культурные и иные связи, изучать язык, историю и культуру нашей страны, способных благодаря своей трудовой деятельности, знаниям и компетенциям содействовать экономическому, социальному и культурному развитию России;

— повышение эффективности мер регулирования численности привлекаемых иностранных работников, в том числе исходя из реальной ситуации на российском рынке труда и тенденций ее изменения с учетом потребностей экономики Российской Федерации и интересов ее граждан;

— совершенствование порядка исполнения решений об административном выдворении иностранных граждан за пределы Российской Федерации и их депортации, а также порядка передачи иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии;

— создание условий для адаптации к правовым, социально-экономическим, культурным и иным условиям жизни в Российской Федерации иностранных граждан, испытывающих сложности в адаптации, обусловленные особенностями их культуры и привычного жизненного уклада, а также иными факторами;

Целью миграционной политики является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода.

Важной проблемой, по мнению депутатов, является расширение возможностей для представления в упрощенном порядке российского гражданства носителям русского языка, культурно связанным с Россией и видящих свое будущее и будущее детей в постоянном проживании и осуществлении трудовой деятельности на территории РФ. Сергей Гаврилов считает требование о рождении выходцев из республик бывшего СССР или их родственников по восходящей линии исключительно на территории СССР, которая в настоящее время является территорией Российской Федерации, необоснованным.

Гаврилов
Сергей Анатольевич Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» , «необходимо двигаться по пути максимального снятия барьеров перед нашими соотечественниками, носителями русского языка, желающими навсегда связать свою жизнь и жизнь своих детей с Россией». Парламентарий предлагает пересмотреть систему региональных квот для соотечественников.

В число основных направлений реализации государственной миграционной политики глава Комитета предлагает включить «совершенствование правовых процедур получения права на пребывание в РФ для осуществления трудовой деятельности, в целях создания благоприятных условий для высококвалифицированных иностранных граждан, обладающих компетенциями, на которые имеется повышенный спрос в российской экономике» и «ограничение для въезда с целью трудовой деятельности малоквалифицированных иностранных граждан».

Как отметил депутат, в качестве одного из основных принципов государственной миграционной политики следует считать принцип «защиты рынка труда Российской Федерации и недопустимость необоснованного получения конкурентных преимуществ субъектами хозяйственной деятельности за счет использования труда иностранных граждан путем установления им низкого уровня оплаты (на уровне МРОТа), не соответствующего средним значениям для соответствующей профессии в данном регионе».

«Необходимо рассмотреть иной подход, например, когда соотечественник заранее договаривается о будущей работе, подписывает соответствующий документ с работодателем, который информирует об этом орган МВД по вопросам миграции. И это станет основанием получения РВП и ВЖ без учета квот», — пояснил Сергей Гаврилов.

Попутно заметим, что в отличие от Концепции — 2012, которая разрабатывалась в течение двух лет большой группой экспертов и многократно обсуждалась на разных площадках еще до ее утверждения, Концепция — 2022 не прошла этапа публичного обсуждения. Видимо, этим объясняется отсутствие в последней критического анализа имеющейся миграционной ситуации и просчетов в миграционной политике, которые нужно скорректировать.

Справедливости ради нужно сказать, что на законодательном уровне предпринимались и позитивные шаги, нацеленные на оптимизацию миграционных процессов. В целях стимулирования внутренней миграции и улучшения условий занятости российского населения был принят План мероприятий по повышению мобильности граждан на 2014–2022 гг. В конце 2014 г. была принята специальная глава в Трудовом Кодексе РФ «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства», обозначившая трудовые и социальные права иностранных работников. С 2015 г. создавалась сеть многофункциональных миграционных центров для оказания разного рода миграционных услуг иностранным гражданам. Российские регионы получили право самостоятельно регулировать приток иностранных граждан, в том числе иностранных работников.

Итак, вернемся к Концепции — 2022. Заметим, что в новом документе в разделе «Условия формирования и реализации миграционной политики» дается своя оценка итогам 2012–2022 гг., и она исключительно положительна: «усовершенствованы инструменты правового регулирования в сфере миграции», «оптимизированы правила пребывания обучающихся в Российской Федерации иностранных граждан», «созданы дополнительные условия, способствующие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», «упрощены правила приема в российское гражданство иностранных граждан, являющихся носителями русского языка, инвесторами, предпринимателями или выпускниками российских образовательных организаций» и т.д. В результате «суммарный миграционный прирост за этот период составил 1,6 млн человек», «миграционный приток в Российскую Федерацию компенсировал естественную убыль населения и стал источником дополнительных трудовых ресурсов для национальной экономики», «сократилось число иностранных граждан, незаконно находящихся в Российской Федерации», «интенсивность внутренней миграции увеличилась». Такая исключительно положительная оценка деятельности миграционной службы в последние 5 лет дает четкое понимание того, что писали Концепцию в том ведомстве, которому она в конечном счете и адресована.

Речь идет прежде всего о наметившихся отрицательных тенденциях демографического развития России, которые пришли на смену оптимистичным итогам 2015 и 2022 гг. Естественная убыль населения, определяемая как превышение числа смертей над числом рождений, составила по итогам 2022 г. 136 тыс. (против 2 тыс. в 2022 г.). Миграционный прирост сократился почти на 20% и составил в 2022 году 212 тыс. чел. (в 2022 г. он достигал 262 тыс.). В результате общий прирост населения России сократился практически в 3 раза и составил 76 тыс. чел. против 260 тыс. в 2022 г. Достигший было в 2015 г. значения 1,777, суммарный коэффициент рождаемости снизился в 2022 г. до 1,762, а в 2022 г. и вовсе «рухнул» до 1,527, сделав призрачной поставленную президентом Путиным в Указе от 7 мая 2012 г. [1] цель по этому показателю в 1,753 в 2022 г. В таких условиях становится ясно, что роль миграции как способа компенсировать отрицательный естественный прирост населения возрастает, и для того, чтобы обеспечить мало-мальски заметный прирост численности населения, необходимо предпринять дополнительные усилия по привлечению иммигрантов в Россию.

Рекомендуем прочесть:  Нсли Сын Ворует Иденьги И Вещи А Потом Орет Матом Что Он Не Брал

В Концепции — 2022 неоднократно указывается на «эффективность миграционной политики», необходимость мониторинга реализации Концепции и представлении Президенту РФ ежегодного доклада Правительства о ходе реализации миграционной политики — это позволяет надеяться на то, что ближайшие 7 лет продемонстрируют повышение качества управления миграционными процессами в стране.

Очень вовремя был скорректирован институт запрета на въезд в России. Особенно в отношении категорий иностранных граждан при возникновении эпидемий в иностранном государстве. Это в ситуации распространения коронавируса позволило нашему государству закрыть страну для въезда представителей разных государств, в этом смысле неблагополучных. Теперь в отношении иностранных граждан, у которых выявлены опасные заболевания, можно вводить меры принудительной изоляции.

Так или иначе, президент во исполнение основной цели миграционной политики (Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2022–2025 годы, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2022 г. № 622) – «формирование отвечающей интересам Российской Федерации миграционной ситуации» – отдал целый ряд поручений.

Основным миграционным статусом станет вид на жительство (постоянное проживание). Основные требования: регистрация в единой государственной информационной системе, отсутствие опасных заболеваний, знание русского языка, соблюдение законов РФ и проживание на её территории.

Нельзя сказать, что власть не замечает проблему. Весь вопрос, насколько принимаемые меры соответствуют размаху миграционных потоков. Способны ли они справиться с преступностью мигрантов? Их сплочённости, коррумпированности с правоохранительными органами, наличию у них лоббистских этнических структур.

Власть пытается улучшить существующую систему контроля миграции. Предполагаемое создание особых «благоприятных условий переселения в Российскую Федерацию и получения, при желании, российского гражданства лицами, владеющими русским языком и близкими нам по ментальности и культуре«, безусловно, положительный момент. Но он может утонуть в коррупционной составляющей сегодняшней системы получения гражданства. Русским людям из Украины, Белоруссии или других стран получить гражданство порой значительно сложнее, чем любому другому мигранту, готовому заплатить несколько сотен тысяч рублей (говорят о 400 тысячах) за российский паспорт.

Основные тезисы Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2022–2025 годы

Отмечается, что “существующие миграционные правила недостаточно ясны и унифицированы”, а также что невысок “уровень применения информационных технологий при предоставлении государственных услуг и осуществлении государственного контроля в сфере миграции”. В связи с этим иностранные граждане, приезжающие в РФ с целью трудоустройства, “часто стремятся обойти существующие сложности в оформлении миграционных статусов уходом «в тень» (нелегальная трудовая миграция) либо путем приобретения статуса временно и постоянно проживающих, а также гражданства Российской Федерации (скрытая временная трудовая миграция)”, “не полностью устранены ситуации, когда люди, способные органично включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноправными членами российского общества, сталкиваются с неоправданными сложностями в получении гражданства Российской Федерации”.

Условия приема в гражданство в рамках общего и упрощенного порядка предполагают знание русского языка и отсутствие социально-конфликтных ситуаций в период определенного периода проживания на территории Российской Федерации (важный признак способности к беспроблемной интеграции в общество).

Упрощенного предоставления гражданства Российской Федерации исключительно по «экономическим» критериям (квалификация, инвестиции и т. п.) не предполагается. Такие лица получат возможность длительного нахождения в Российской Федерации в рамках миграционного статуса «долгосрочное пребывание» или «постоянное проживание». Особо ценные для Российской Федерации иностранные граждане могут быть приняты в российское гражданство в особом порядке.

Упрощенный порядок применяется к лицам, в отношении которых снимаются некоторые требования, предусмотренные для общего порядка, в силу происхождения этих лиц из стран, близких нам в социокультурном отношении, наличия позитивных социальных связей в Российской Федерации, уязвимого положения и др.

  • создание благоприятных условий переселения в РФ и при желании получения российского гражданства лицами, владеющими русским языком и близкими по ментальности и культуре;
  • формирование понятных миграционных правил как для тех, кто прибыл на время с целью учёбы или на работу, так и для тех, кто намеревается переехать в Россию на ПМЖ.

«Одна только Украина, даже если брать только юго-восток, – это потенциальные миллионы наших соотечественников, которые не только говорят на одном с нами языке, принадлежат одной культуре и исторической традиции, но и имеют соответствующие востребованные у нас профессии. Особенно в дальних регионах, в сельской местности они могут быть востребованы», – сказал аналитик в эфире радио Sputnik.

«Ситуация в мире непростая. Увеличиваются напряженность и непредсказуемость. Подрываются основы международного права, рушатся многолетние договоренности между государствами. В ход идут и русофобия, к сожалению, другие формы крайнего, агрессивного национализма. На Украине, что греха таить, в странах Балтии, в ряде других государств переписывается история, ведется борьба с памятниками, с русским языком. Людей запугивают и просто терроризируют. Естественное для каждого человека стремление сохранить свои национальные корни объявляется преступлением, сепаратизмом. Право на свободу слова, на сбережение своих традиций грубо попирается. Для некоторых наших соотечественников по политическим мотивам устанавливаются запреты на профессии», – напомнил Президент РФ.

«Я могу только сожалеть, что традиционно не обращается должного внимания на законопроекты, которые уже внесены в Государственную Думу. Они как кукушкины дети, их все время откладывают, хотя часть проблем они могли бы давно снять и решить», – подчеркнул первый зампред думского комитета.

— концентрацию финансовых ресурсов на оказании содействия добровольному переселению соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на территории приоритетного заселения и повышение эффективности расходования финансовых средств на эти цели;

въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории иностранных граждан, желающих развивать экономические, деловые, профессиональные, научные, культурные и иные связи, изучать язык, историю и культуру нашей страны, способных благодаря своей трудовой деятельности, знаниям и компетенциям содействовать экономическому, социальному и культурному развитию России;

Новая редакция Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года: новые акценты (Мамонтова Э

В середине 1990-х гг. в России начала формироваться достаточно новая для нее сфера правового регулирования: нормативно-правовое регулирование миграционных правоотношений. Если в 1990-е гг. основными мигрантскими потоками в Россию были беженцы и вынужденные переселенцы, то в 2000-е гг. основным мигрантским потоком стали трудовые мигранты (поскольку, несмотря на экономический кризис 1990-х гг., Россия оставалась одной из наиболее экономически стабильных республик бывшего СССР, привлекая миллионы трудовых мигрантов). Преимущественно ограничительный характер миграционной политики и неразвитость миграционной инфраструктуры создали почву для масштабной незаконной миграции, которая стала основным источником рабочей силы для теневого сектора экономики. В стране росли антимигрантские настроения, проблема адаптации и интеграции мигрантов в принимающем обществе стала одной из острых социальных проблем. К сожалению, необходимые решения в сфере регулирования миграционных процессов в тот период часто принимались ситуативно и поспешно, миграционная политика отличалась непоследовательностью. Экономический характер миграции в Россию определил основное содержание миграционной политики государства, ориентировавшейся в первую очередь на привлечение дешевой рабочей силы из бывших союзных республик и на препятствование нелегальному характеру трудовой миграции. Одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации в марте 2003 г. Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации отличалась декларативным характером, регулирование миграционных правоотношений сводилось в основном к усилению иммиграционного контроля и борьбе с незаконной миграцией. Стимулирование возвращения соотечественников не было предусмотрено . Концептуальные положения этого документа не только не отвечали основным социально-экономическими геополитическим задачам страны, но и входили с ними в определенное противоречие.
———————————
Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.03.2003 N 256-р), разд. III // СЗ РФ. 2003. N 10. Ст. 923.

Президент Российской Федерации В. Путин, выступая 31 октября 2022 г. на VI Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, сообщил, что подписал новую редакцию Концепции. Она направлена в том числе на формирование более комфортных условий для переселения в Россию на постоянное место жительства соотечественников из-за рубежа, а также на создание для соотечественников четких правил въезда в Российскую Федерацию и получения права на проживание, работу, на приобретение российского гражданства. Многие проблемы, бюрократические барьеры в этой сфере, о которых справедливо говорили соотечественники, будут сняты .
———————————
Выступление Президента Российской Федерации В. Путина 31 октября 2022 г. на VI Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/59003.

Не стоит приравнивать репатриантов в правовом отношении к обычным трудовым мигрантам. Полагаю, что главная задача государства, принимающего репатриантов, — снять избыточные бюрократические барьеры соотечественникам при предоставлении гражданства или вида на жительство (по возрасту, профессиям и квалификации, по территориям вселения, по количеству и затратности процедур оформления гражданства или вида на жительство). А потом, в соответствии с личными обстоятельствами и с запросами рынка труда, новые граждане сами найдут себе место на Родине без административного давления. Тем более что, по данным МВД России за 2022 г., приезжающие соотечественники и члены их семей в основном трудоспособного возраста — 74,5%, лиц пенсионного возраста среди них всего 4,4%, кроме того, много детей до 18 лет (будущих рабочих и специалистов) — 21,1% .
———————————
МВД России. Мониторинг реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом, на территориях вселения субъектов Российской Федерации в IV квартале 2022 г. URL: https://файлы.мвд.рф/s/3d1/download.

Некоторые эксперты выразили сомнение в том, что была необходимость принятия новой редакции Концепции, тогда как выполнение предыдущей еще не завершено. Поэтому необходимо уточнить следующие моменты.
Во-первых, Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» 2014 г. (ст. 11, 16, 18) требует обновлять документы стратегического планирования в сфере социально-экономического развития и национальной безопасности каждые шесть лет . Концепция государственной миграционной политики относится к документам стратегического планирования, она разрабатывается с учетом стратегий национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации. Логично, что Концепция тоже должна обновляться каждые шесть лет, а со времени принятия предыдущей редакции Концепции как раз прошло шесть лет.
———————————
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2022) «О стратегическом планировании в Российской Федерации», ст. 11, 16, 18 // СЗ РФ. 2014. N 26 (ч. 1). Ст. 3378.

Рекомендуем прочесть:  Сохраняется Ли Социальная Стипендия Если Нет Академической

К сожалению, выполнение задач второго этапа притормозилось. На 1 января 2022 г. население России составило 146,9 млн чел. Прирост населения за 2022 г. составил 76,1 тыс. чел., причем произошел он полностью за счет миграционного прироста (в 2022 г. миграционный прирост составил 98% от общего прироста населения) . Согласно последнему прогнозу Росстата (средний вариант) численность населения России за 2022 — 2035 гг. уменьшится на 1,1 млн чел., а численность трудоспособного населения снизится на 2,4 млн чел. Миграционный прирост прогнозируется около 300 тыс. чел. в год, однако он не сможет перекрыть естественную убыль населения, которая в отдельные годы этого периода будет достигать 420 тыс. чел. в год .
———————————
Росстат. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_107/Main.htm.
Росстат. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2035 г. URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/progn1.xls.

Чтобы стать участником программы, соискатель обязан обратиться в УФМС или российское дипломатическое представительство за рубежом и представить документы, удостоверяющие личность, и подтверждающие наличие оснований для участия. В течение двух-трех недель сотрудники организации проверят все данные и сведения, после чего предоставят соискателю свидетельство. Именно этот документ даст право претендовать на все льготы и бонусы. Стоит отметить, что государство предоставляет существенную финансовую поддержку переселенным соотечественникам, пособия, подъемные и т. д. Привилегии достанутся только при условии, что человек переселится в приоритетный регион. Список субъектов РФ, доступных для расселения, довольно большой, но не включает перенаселенные регионы, такие как Москва и Санкт-Петербург.

Нельзя не упомянуть и о социальной обстановке в стране. Мигранты часто становятся причиной возникновения напряженности, так как не могут социально адаптироваться в новых условиях. Более 76% россиян выступает за введение ограничений на въезд иностранцев в страну, что свидетельствует о неприятии действующей миграционной политики.

Миграционное право Российской Федерации постоянно совершенствуется, т. к. сегодня в указанной сфере власти РФ сталкиваются с различными проблемами и неприятностями. Одной из распространенных сложностей является внутренняя миграция. Жители дальневосточных и северных регионов переезжают в более развитые города с высоким экономическим уровнем и широкими перспективами. Кроме этого, жители сельской местности не видят преимуществ жизни в деревне и устремляются в города. Уровень урбанизации сегодня превышает все допустимые отметки. Новые законы и правила, разработанная концепция и программа переселения соотечественников призваны урегулировать возникшую проблему и оптимизировать показатели внутреннего расселения.

Сегодня каждый желающий, соответствующий некоторым критериям, может приехать в Россию на ПМЖ на выгодных условиях. Соотечественником считается лицо, родившееся в РФ или СССР, а также имеющее родственников или предков-россиян. Если соискатель входит в одну из представленных групп, а также знает русский язык, уважает законы РФ и имеет положительную репутацию, его примут в России и предоставят ряд льгот и привилегий.

Большая часть мигрантов из ближнего зарубежья приезжает на заработки семьями. За последние годы среди иностранцев увеличилось количество женщин – до 20%. Все это приводит к тому, что в среде мигрантов появляются дети, становящиеся гражданами России и оказывающие прямое влияние на демографическую ситуацию.

Путин подписал новую Концепцию государственной миграционной политики до 2025 года

«Многие проблемы, бюрократические барьеры в этой сфере, о которых справедливо говорили соотечественники, сняты. Во всяком случае, я надеюсь, что сделана попытка их снять и разбюрократить эту систему, надо будет посмотреть, как она [концепция] работает на практике», — отметил президент, слова которого приводит «Интерфакс».

Отмечая, что основным источником восполнения населения России и обеспечения экономики трудовыми ресурсами должно оставаться его естественное воспроизводство, обнародованный в среду документ называет миграционную политику вспомогательным средством решения демографических проблем и связанных с ними экономических проблем.

Президент пообещал и дальше облегчать процесс адаптации, упрощать бюрократические процедуры, вместе с региональными и местными властями, предпринимателями, общественными организациями работать «над повышением качества жизни переселенцев, создавать для них новые рабочие места, улучшать условия для ведения бизнеса». В то же время он признал, что пока проблем в этой сфере еще очень много. Глава государства подчеркнул, что власти искренне заинтересованы в том, чтобы переселенцы «были успешны, благополучны и счастливы».

Как пояснил глава государства в среду, выступая на заседании Всемирного конгресса соотечественников, проживающих за рубежом, новая концепция «направлена в том числе на формирование более комфортных условий для переселения в Россию на постоянное место жительства соотечественников из-за рубежа и на создание четких правил въезда и получения право на проживание, работу, на приобретение российского гражданства», передает ТАСС.

В указе говорится, что определять миграционную политику будет президент. Обе палаты парламента законодательно обеспечат ее реализацию, а правительству поручается координировать деятельность федеральных органов власти и ежегодно отчитываться перед главой государства о выполнении поставленных задач.

Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2022 – 2025 годы»

а) проведена корректировка правил осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации, что позволило сократить число иностранных граждан, незаконно находящихся в Российской Федерации, и способствовало увеличению числа иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на законных основаниях;

а) формирование институтов и механизмов социальной и культурной адаптации иностранных граждан с учетом их возрастных, профессиональных, национальных, культурных и иных особенностей, а также региональных и этнокультурных укладов жизни населения Российской Федерации;

д) обеспечение плодотворного участия Российской Федерации во взаимодействии с иностранными государствами, международными организациями и объединениями в формировании позитивной, сбалансированной и объединительной международной повестки дня и в выработке решений по вопросам миграции;

а) учет задач по созданию благоприятных условий для внутренней миграции, снижению диспропорции в размещении населения (включая обеспечение транспортной связанности регионов, формирование рынка доступного жилья) и удовлетворению экономических, социальных, образовательных, профессиональных и культурных потребностей граждан при выработке стратегии развития регионов Российской Федерации, распределении финансовых средств и отборе проектов в сфере создания и модернизации объектов жилищной, медицинской, образовательной, транспортной и иной инфраструктуры;

9. В целом направленные в Российскую Федерацию миграционные потоки подвержены действию факторов, которые определяют основной вектор внутренней миграции. Центрами миграционной привлекательности для иностранных граждан становятся в первую очередь крупные экономически развитые города европейской части России, а также приграничные территории Сибири и Дальнего Востока.

Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2022–2025 годы»

13. Для повышения эффективности административных процедур в сфере миграции, а также для профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации, применения мер административного воздействия в этой сфере все большее значение приобретает использование современных цифровых технологий и информационно-технических средств.

д) разработаны и проходят проверку на практике подходы к социальной и культурной адаптации различных категорий иностранных граждан, в том числе в рамках соответствующих программ и в формате государственно-общественного партнерства, с участием общественных и образовательных организаций, учреждений культуры и спорта;

д) участие институтов гражданского общества в реализации миграционной политики при соблюдении принципа невмешательства в деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

д) дальнейшее развитие механизмов и средств профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и коррупционных нарушений в сфере миграции, включая совершенствование мер ответственности за нарушение названного законодательства и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;

16. Характер и направление миграционных потоков, их влияние на российское общество, а также проблемы, с которыми сталкиваются мигранты в местах пребывания (проживания), во многом определяются качеством жизни в Российской Федерации, в том числе доступностью для граждан социальных, образовательных, медицинских, культурных и иных услуг, состоянием правопорядка, степенью развитости транспортной, энергетической, телекоммуникационной и информационной инфраструктуры, уровнем занятости населения и благоустроенности общественных мест.

«Она направлена в том числе на формирование более комфортных условий для переселения в Россию на постоянное место жительства соотечественников из-за рубежа и на создание чётких правил въезда и получения права на проживание, работу, на приобретение российского гражданства», — сказал президент.

Региональным властям и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться положениями концепции при осуществлении своей деятельности в сфере миграции. В документе прописаны цели, принципы и задачи миграционной политики, её основные направления, аспекты международного сотрудничества в миграции.

Дана оценка вклада миграции в демографическое развитие России, а также ее регионов. Оценка результатов текущей российской миграционной политики. Оценка деятельности институтов, регулирующих миграционные процессы в России и развитости миграционной инфраструктуры. Проведён анализ международного опыта в сфере регулирования миграционных процессов. Определены принципы и направления адаптации и интеграции различных категорий долгосрочных и временных мигрантов. Разработаны предложения по конкретным механизмам и мерам привлечения мигрантов на постоянное место жительства, временных трудовых мигрантов, иностранных студентов в российские вузы. Разработаны предложения по оптимизации контроля и мер ответственности за нарушение миграционного законодательства. Разработаны предложения по организации современной системы статистического наблюдения за миграционными процессами.

Процесс расселения вынужденных мигрантов идет по всем субъектам Российской Федерации. Наибольшее число вынужденных переселенцев и беженцев выбирали новым местом жительства Республику Северная Осетия — Алания (10,7 тыс.человек), 6,5 тыс. — Республику Ингушетия, 2,8 тыс. — Белгородскую область, от 2,0 тыс. до 1,6 тыс. — Самарскую и Оренбургскую области, Краснодарский и Ставропольский края, от 1,3 до 1,1 тыс. — Нижегородскую область, Алтайский край, Кемеровскую, Новосибирскую и Волгоградскую области. Как мы видим, переселение идет в основном в приграничные субъекты РФ.

Центральной Азии первым по популярности является Уральский ФО, особенно наиболее финансово и экономически развитые регионы — Свердловская и Тюменскаяобласти. Вторая по величине группа трудовых мигрантов из стран ЦА (26,2%) находит себе работу в Центральном федеральном округе. Вместе с тем, это лишьчетвертая часть мигрантов ЦА, тогда как в этом округе занята практи чески половина (47,5%) трудовой миграции из других стран. Так, наиболее привлекательной территорией для таджикских мигрантов в Рос сийской Федерации является Московская агломерация (49%). Основными сферами за нятости здесь является строительство, в меньшей степени торговля и сфера услуг. Сибирский ФО — вторая (после Москвы) по значимости территория приема мигрантов из Таджикистана (14%).

Рекомендуем прочесть:  Можно Ли Работать Водителем Дальнобойщиком При 3 Категории Инвалидности

В последние годы темпы внутрироссийской миграции начали падать: если в 1990-е годы европейская принимающая зона вбирала в себя по 160 тысяч мигрантов ежегодно, то теперь — по 100 тысяч и меньше. «Перевалочные» Урал и Западная Сибирь еще продолжают отдавать людей, но этот процесс уже не компенсируется притоком с востока и севера. Но как бы ни хотелось объяснить это постепенным движением к выравниванию

В то же время такие регионы как Белгородская, Ярославская области отличаются положительным миграционным сальдо, как по международной миграции, так и по межрегиональной. Эти субъекты наряду с Калужской, Липецкой и Тверской областями входят в группу наиболее приближенных регионов к Москве и Московской области по размеру средней номинальной начисленной заработной платы в центральном федеральном округе, что еще разподтверждает значимость экономического фактора при миграции.

Отдельно стоит рассмотреть ситуацию, сложившуюся в регионах Центральной России. По итогам 2007 — 2010 г. как и прежде в большинстве субъектов центрального федерального округа наблюдается миграционный прирост, который частично сглаживает естественную убыль населения, характерную абсолютно для всех субъектов ЦФО. Миграционная убыль по данным на конец 2010 года имела место только в Брянской и Костромской областях. Однако практически во всех регионах, где наблюдается положительное сальдо миграционных потоков, межрегиональная миграция характеризуется превышением числа выбывших над числом прибывших. Такое положение дел в Брянской, Владимирской, Ивановской, Орловской, Рязанской и других областях. Понятно, что для большинства внутренних мигрантов ЦФО центром притяжения является Москва и Московская область. В Тверской области ситуация более сложная, что связано с межстоличным положением региона, и фактически он становится донором трудовых ресурсов и для Москвы, и для Санкт-Петербурга. Таким образом, общий миграционный прирост большей части субъектов ЦФО обеспечивается внешними иммигрантами, абсолютное большинство которых выходцы из стран СНГ и Балтии.

Пути реализации утвержденной Концепции ГМП обсуждались сегодня на встрече Путина с директором ФМС Константином Ромодановским, сообщает пресс-служба Кремля. Президент отметил, что все новации в сфере миграционного законодательства, «должны, безусловно, приниматься после очень тщательного обсуждения общественными организациями, общественностью вообще». «Поэтому я Вас попрошу ускорить, во-первых, подготовку этих предложений, и потом все, что будет обсуждаться, должно быть выложено в Сети и самым тщательным и активным образом обсуждено с общественностью — не только в Общественной палате, не только с депутатами, а именно с общественными организациями, в том числе и с национальными диаспорами», — дал поручение чиновнику президент.

Реализация государственной миграционной политики (ГМП) поделена на три этапа. Первый этап (2012-2015 годы) предусматривает: разработку и принятие нормативных правовых актов РФ, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений ГМП; разработку и апробацию программ в рамках реализации основных направлений ГМП; создание центров содействия иммиграции в РФ и медицинского освидетельствования иммигрантов, в том числе за рубежом; создание инфраструктуры для проживания трудовых мигрантов на основе государственно-частного партнерства; создание инфраструктуры для интеграции и адаптации трудовых мигрантов, включая центры информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры РФ; проведение выборочных исследований, включающих вопросы внутренней и международной миграции.

Основными механизмами реализации ГМП, согласно концепции, станут: дальнейшее совершенствование законодательства РФ в сфере миграции с учетом норм международного права; развитие международного сотрудничества РФ в сфере миграции, гармонизация миграционного законодательства РФ и унификация статистического учета в этой сфере в рамках межгосударственных объединений; включение задач и мероприятий по реализации ГМП в государственные, федеральные и региональные программы; учет задач ГМП при формировании федерального и региональных бюджетов, концентрация финансовых и материальных ресурсов на реализации приоритетных направлений и задач ГМП; формирование приоритетных направлений ГМП для различных типов регионов с учетом складывающейся миграционной ситуации; совершенствование системы взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества в сфере миграции; постоянный мониторинг и анализ происходящих на территории РФ миграционных процессов и их влияния на социально-экономические, демографические и иные аспекты развития страны, а также последующая корректировка конкретных мер ГМП; развитие научных исследований в сфере миграции.

Второй этап (2022-2022 годы) включает в себя: принятие программ в рамках реализации основных направлений ГМП; реализацию и мониторинг принятых программ в рамках осуществления основных направлений ГМП; обобщение и анализ правоприменительной практики принятых нормативных правовых актов РФ, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений ГМП; расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения ГМП, в том числе уточнение программы статистических и аналитических работ в области внутренней и международной миграции. Когда этот этап будет выполнен к 2022 году предполагается приостановить миграционный отток населения из районов Сибири и Дальнего Востока.

Третий этап (2022-2025 годы) состоит из оценки эффективности принятых программ в рамках реализации основных направлений ГМП, уточнения основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений реализации ГМП и корректировки соответствующих программ. По итогам реализации третьего этапа предполагается к 2026 году обеспечить миграционный приток населения в районы Сибири и Дальнего Востока.

Путин обсудил с ним первоочередные задачи. Речь, в частности, зашла о необходимости принятия жёстких мер в миграционной сфере: таких, например, как введение уголовной ответственности за грубые нарушения правил регистрации. Президент поручил главе ведомства подготовить предложения и вынести их на общественное обсуждение.

Реализация этого плана должна обеспечить, как сказано в документе, максимальную защищённость, комфортность и благополучие населения страны, рост его численности, а также содействие развитию экономики. О подписании Концепции Президент сообщил на встрече с главой Федеральной миграционной службы Константином Ромодановским.

«Мы должны слушать и слышать всех людей и все точки зрения знать для того, чтобы принять окончательные, взвешенные решения. Ведь речь идёт о социальном самочувствии очень больших категорий наших граждан, большого количества людей, живущих в крупных городах, с одной стороны, и, с другой стороны, мы никого не должны ущемлять из тех людей, которые никаких наших внутренних правил и законов не нарушают и имеют право на свободу передвижения и проживания там, где они захотят, будучи гражданами Российской Федерации, — сказал Президент. — Вот это непростая задача – отрегулировать эту сферу деятельности. Но оставить всё, как есть на сегодняшний день, неправильно, потому что совершенно очевидно, что имеющийся у нас в наличии инструментарий, нормы – они действуют неэффективно».

Концепция государственной миграционной политики до 2025

1.1. Общий – сейчас этот порядок предусмотрен в части первой статьи 13 действующего ФЗ «О гражданстве РФ». Предлагается сохранить требование знания русского языка, соблюдения законодательства и Конституции, необходимый срок постоянного проживания в России.

Создание и запуск единой информационной платформы (предусмотрено пунктом 50 плана мероприятий по реализации в 2022 – 2022 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2022 – 2025 годы (Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2022 г. № 265-р.), доступной всем заинтересованным ведомствам.

2.2. Комиссия по гражданству при Президенте РФ наделяется правом на принятие к рассмотрению заявлений на гражданство от лиц, которые пропустили срок подачи заявлений, не имеют доказательств права на гражданство, но до изъятия паспорта длительно проживают в РФ, утрачена связь с иностранным государством, семейные отношения в РФ).

О закреплении в Законе или подзаконных актах признания гражданства по рождению (в Положении о порядке рассмотрении вопросов гражданства РФ), если гражданин, признанный частью второй статьи 13 Закона РФ № 148-1 от 28.11.1991 гражданином РФ по рождению, не отказывался от своего российского гражданства.

1.2. Упрощенный – сейчас – это статья 14 действующего ФЗ «О гражданстве». Данный порядок будет распространяться на лиц, имеющих родственную ментальность, положительные социальные связи с Россией, уязвимого положения в стране проживания, имеющегося гражданства.

Важно, чтобы концепция не осталась на бумаге»… О Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года

В констатирующей части концепции проводится блиц-анализ современного состояния миграционной политики России. В ней, в частности, отмечается, что переселение мигрантов на постоянное место жительства в Россию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития.

Тогда проект Концепции стал результатом компромиссного решения между специалистами Общероссийской организацией малого и среднего бизнеса «ОПОРА России» с участием научно-исследовательских организаций, представившим проект «Концепции миграционной политики России на период до 2025года» ещё в октябре 2010года, и проектом Федеральной миграционной службы России. Необходимо подчеркнуть, что последний вариант Концепции сохраняет преемственность с первым. Нужно отдать должное — Концепция варианта 2011 года лаконичнее, чем ее предшественница, очищена от повторов и избыточных деталей.

Документ был вывешен на сайте ФМС. « Провисел» там полтора года и из предложенного специалистами варианта исчезли предложения по отмене института разрешения на временное проживание, отмене квотирования привлечения иностранной рабочей силы, как инструмента регулирования трудовой иммиграции и ряду других положений. Но Концепция получила положительное заключение Международной организации по труду, Международной организации по миграции, Всемирного банка.

Согласно Концепции, в последние 20 лет миграционный прирост в РФ компенсировал более половины естественной убыли населения. Без притока граждан бывшего СССР численность населения РФ к 2011 году была бы на 7 млн. меньше. Согласно расчету Росстата о перспективной численности населения до 2030 года, учитывающему результаты Всероссийской переписи населения и динамику демографических процессов последних лет, численность населения страны на начало 2025 года составит 142,8-145,6 млн человек. По прогнозу без мигрантов численность населения РФ в трудоспособном возрасте уменьшится к 2025 г более чем на 10 млн человек.

Тем более что, Концепция соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, а также обязательствам Российской Федерации, вытекающим из международных договоров в сфере миграции, учитывает отечественный и международный опыт в сфере управления миграционными процессами.