Должна Ли Школа Воспитывать Закон Об Образовании

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны проинформировать обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) об изменениях, внесенных в такие программы в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона).

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 23, ст. 2930; 2015, N 18, ст. 2625; 2022, N 27, ст. 4160, 4238; 2022, N 32, ст. 5110; 2022, N 30, ст. 4134; N 49, ст. 6962) следующие изменения:

2. Воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата и программ специалитета) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в такие образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерные образовательные программы, указанные в части 9 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.

«2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;»;

3. В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие указанные в части 6 статьи 26 настоящего Федерального закона советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии).»;

Сам термин «воспитание» уже есть в действующей редакции нормативного акта, в который вносятся поправки. Но что такое воспитание детей в законе «Об образовании» сейчас? Дано следующее определение – это деятельность, целью которой является всестороннее развитие личности воспитуемого, создание условий для самореализации и самоопределения человека и гражданина на основе ряда ценностей в интересах семьи, государства и общества. И в числе этих ценностей перечислены социокультурные, духовные, правила, принятые в обществе.

Вступает в силу так называемый новый закон о воспитании детей с 1 сентября 2022 года, но у школ, колледжей и высших учебных заведений есть ровно год (до 1 сентября 2022 года), чтобы привести свои образовательные программы в соответствие с законом «Об образовании» в последней редакции.

Термин «воспитание детей» в новом законе «Об образовании» 2022 года расширен. Путин предложил конкретизировать цели воспитания, чтобы уточнить его вектор. Теперь в законе будет закреплено, что воспитание направлено также на формирование у юных граждан России:

В мае 2022 года президент РФ Владимир Путин инициировал изменения в законе об образовании, которые касались усиления воспитательного процесса в стенах учебных заведений. 22 июля были приняты соответствующие поправки в закон об образовании 2022 года. Воспитание школьников в соответствии с задачами современного российского общества – основная их суть.

Закон не ограничился чисто декларативными утверждениями. Депутаты по инициативе глав государства внесли поправки о воспитании детей и предусмотрели механизм их реализации. На преподавателей и учителей возложена обязанность по реализации этих задачи. Воспитательная работа должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса и не только на бумаге.

Не только учить, но и воспитывать…

То есть, включить в программу образования календарный план воспитательной работы и рабочие программы, направленные на развитие детей и молодежи, а также создание условий для социализации/самоопределения учащихся на базе духовно-нравственных ценностей и норм/правил, принятых в российском обществе.

Все просто – раньше учителя занимались воспитанием школьников, так сказать, «по велению души», а сейчас эта функция закреплена законодательно. Есть еще одно «но». Учителя очень сильно переживают, что контролирующим органам могут понадобиться доказательства того, что в школе начали внедрять новые воспитательные программы. А это значит, что им придется писать отчеты, по большей части формальные.

А вот теперь возникает вопрос: неужели раньше в школах не проводились различные мероприятия, а школьников не водили на экскурсии? Ведь все это было! То есть, и раньше школа воспитывала учеников, без всяких законов и поправок к ним. Даже в самые трудные для сферы образования времена, когда страна переживала период застоя и перестройки, школа не прекращала выполнять свои воспитательные функции.

Напомним, в мае 2022 года Президентом РФ были подготовлены поправки к закону «Об образовании», в которых Владимир Путин предлагает сделать воспитание детей неотъемлемой частью образовательного процесса. Уже в июле 2022 эти поправки были приняты в третьем чтении и вступили в силу с 1 сентября 2022 года. Всем образовательным организациям дали ровно год на то, чтобы они могли скорректировать свои образовательные программы в соответствии с новой редакцией закона «Об образовании».

Да и вообще, невозможно себе представить образовательную организацию, будь то садик, школа или колледж, в которой бы преподаватели только читали свои дисциплины и все. Образовательную деятельность в принципе невозможно реализовать без систематической работы в сфере воспитания, поскольку это две неотъемлемые части всестороннего образовательного процесса.

Статья 28

10.1) поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;

1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

2) создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

4. Образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческую деятельность, а также вправе создавать условия для подготовки научными и педагогическими работниками диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в докторантуре. Иные образовательные организации вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.

Должны ли учителя воспитывать детей, и что они могут по закону

  • Создание подходящих условий для полноценного образования ребенка.
  • Контроль посещаемости.
  • Ознакомление с успеваемостью, школьной жизнью.
  • Сотрудничество со школой в вопросах обучения и воспитания.
  • Предупреждение асоциального поведения ребенка.
  • Уважительное отношение.
  1. Ответственными за поступки отпрысков, в действиях которых отражается характер воспитания.
  2. Внимательными к их здоровью (не только физическому, но и духовно-нравственному и даже психическому) и развитию.
  3. Защищающими интересов детей.
  4. Обеспечивающими их безопасность и материальное благополучие.

Обязательства за воспитание ребенка есть не только у родителей. Статья 47 закона «Об образовании в РФ» (2022 г) посвящена правовому статусу педагогических работников. Она предполагает наличие у педагога в рабочее время не только учебной, но и воспитательной деятельности, предусмотренной должностными его обязанностями и индивидуальным планом.

  • Ребенка нельзя выгонять с урока, потому что нарушается его право на образование.
  • Нельзя отбирать личные вещи (телефоны, планшеты), можно только вежливо попросить убрать их, что не всегда эффективно (если же забрать, то налицо грабеж).
  • Если отнять записку, то могут обвинить в нарушении частной жизни.
  • Нельзя привлекать к трудовому воспитанию (субботник, уборка в классе), если нет разрешения от законного представителя.
  • Любое сказанное слово может обернуться против педагога, ведь «ребенок не соврет…»
Рекомендуем прочесть:  Куда Звонить Если Плохо Работает Антенна В Северном Тушино

Успешное сотрудничество педагога с родителями ценно для обеих сторон, потому что эффективность воспитательного процесса от этого только возрастет. По отдельности педагог и родитель, действуя каждый своими методами, порой даже не взаимосвязанными, могут добиться лишь появлению внутреннего конфликта у ребенка. В объединении родительский авторитет и учительский оказывают постоянное, «круглосуточное» воспитательное воздействие.

Должна ли школа воспитывать или только учить

— Закон подразумевает, что школьная жизнь должна быть наполнена не только стремлением сдать ЕГЭ на 100 баллов, но и, чтобы она стала более комфортной, принимающей и человечной. Ведь образование – это обучение и воспитание. Здесь нужно единство школы и семьи, чтобы мы достигли главного результата – счастья ребенка, чтобы он рос гармоничной личностью, — сказала она.

Удивительно, но в законе «Об образовании» этого вопроса касались лишь косвенно! Получалось, что школа должна была просто давать знания по математике, русскому языку, истории и т.д., а за чувство уважения к старшим, любви к Родине, воспитание нравственных качеств отвечали родители.

— Фактически закон возвращает воспитательную функцию в школы, нормативно закрепляет ее не только за семьей, но и за системой образования. Это не дополнительная бюрократическая нагрузка, это систематизация той работы, которая уже ведется образовательными организациями, – отметил и министр просвещения России Сергей Кравцов .

— Воспитательная деятельность в образовательных организациях не ограничивается формированием у детей необходимых навыков социализации в обществе. Это действенный инструмент для развития потенциала ребенка, выявления имеющихся проблем и потребностей, профилактики деструктивного поведения. Это возможность слушать и слышать ребенка! – подчеркнула Ирина Ауль .

– В школах Хакасии методическими советами были разработаны и внедрены специальные программы. Они нацелены на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России , осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, – комментирует специалист, – Актуальность обусловлена необходимостью консолидации усилий руководителей, педагогических работников, семьи и общественных институтов, направленных на решение проблем воспитания.

Термин «воспитание детей» в новом законе «Об образовании» 2022 года расширен. Путин предложил конкретизировать цели воспитания, чтобы уточнить его вектор. Теперь в законе будет закреплено, что воспитание направлено также на формирование у юных граждан России:

В мае 2022 года президент РФ Владимир Путин инициировал изменения в законе об образовании, которые касались усиления воспитательного процесса в стенах учебных заведений. 22 июля были приняты соответствующие поправки в закон об образовании 2022 года. Воспитание школьников в соответствии с задачами современного российского общества – основная их суть.

Вступает в силу так называемый новый закон о воспитании детей с 1 сентября 2022 года, но у школ, колледжей и высших учебных заведений есть ровно год (до 1 сентября 2022 года), чтобы привести свои образовательные программы в соответствие с законом «Об образовании» в последней редакции.

Сам термин «воспитание» уже есть в действующей редакции нормативного акта, в который вносятся поправки. Но что такое воспитание детей в законе «Об образовании» сейчас? Дано следующее определение – это деятельность, целью которой является всестороннее развитие личности воспитуемого, создание условий для самореализации и самоопределения человека и гражданина на основе ряда ценностей в интересах семьи, государства и общества. И в числе этих ценностей перечислены социокультурные, духовные, правила, принятые в обществе.

Закон не ограничился чисто декларативными утверждениями. Депутаты по инициативе глав государства внесли поправки о воспитании детей и предусмотрели механизм их реализации. На преподавателей и учителей возложена обязанность по реализации этих задачи. Воспитательная работа должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса и не только на бумаге.

  • на участие в управлении школой в порядке, определенном Уставом школы;
  • избирать и быть избранным в представительные органы;
  • на внесение предложений по всем направлениям деятельности школы с целью совершенствования школьной жизни, ее развития;
  • на участие в разрешении конфликтных ситуаций с их ребенком;
  • на обращение в любые органы (педсовет школы, районное управление образования и др.) в целях защиты прав и интересов своего ребенка;
  • на создание дополнительных источников финансирования и материальных средств (для осуществления уставной деятельности школы).

1.1.Злостное невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей влечет предупреждение или наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих, в размере до одной третьей минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ на момент совершения правонарушения, но не ниже 50 рублей (ч. 1 ст.164 КоАП).

1.2. в случае, когда несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителями, если они не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 1074.2 ГК).

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

— появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими спиртных напитков, что влечёт наложением штрафа на родителей или лиц их заменяющих в размере от одной третьей (но не менее рублей) до одной второй минимального размера оплаты труда установленного законодательством Российской Федерации на момент совершения правонарушения (ч. 4 ст. 162 КоАП);

Локальные нормативные акты. Периодические кратковременные дежурства, которые при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени.

Новшеством является то, что к педагогической деятельности могут быть допущены лица (при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), имевшие судимость за совершение преступлений небольшой и средней тяжести и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям.

Привлекаться к дежурству учителя могут не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия. Присутствие учителя не требуется в те дни, когда образовательная организация открыта, но сам педагог не имеет занятия по расписанию и дополнительные работы. При составлении расписаний, планов и графиков рекомендуется предусматривать для учителей свободный день с целью использования его для самообразования и подготовки к занятиям.

Трудовой договор и дополнительное соглашение к трудовому договору. Выполнение видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях прибавке к оплате. Речь идет о классном руководстве, проверке письменных работ, заведовании учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими и учебно-опытными участками, о руководстве методическими объединениями и т.д. В трудовом договоре указываются содержание работы, сроки выполнения и размер оплаты.

Право на разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания. (Учитель может составить образовательную программу по своему предмету, соответствующую требованиям ФГОС, утвердить ее в установленном в образовательном учреждении порядке и работать по этой программе).

Обязанности родителей по воспитанию и образованию детей закреплены в статье 44 вышеуказанного закона, согласно которой родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка, а также обеспечить получение детьми общего образования. Органы власти и образовательные организации призваны помогать родителям.

В Конституции право на образование признано естественным и неотъемлемым в числе других прав и свобод человека. Конституция отмечает, что получение основного общего образования обязательно. В обязанности родителей по воспитанию и образованию детей входит это обеспечить.

Также согласно этой статье, родители обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, и требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся. В обязанности родителей также входит уважение чести и достоинства работников образовательного учреждения и других обучающихся.

Как видно из Семейного кодекса, права и обязанности родителей в сфере образования подразумевают свободу выбора: они могут самостоятельно решать, как и где будут учиться их дети. В этом же документе описана и ответственность родителей за воспитание и обучение детей.

Федеральные государственные образовательные стандарты, которые упоминаются в п. 5 ст. 43 Конституции, представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до высших учебных заведений. По ним пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ.

Самые важные вопросы о среднем и высшем образовании

Бесплатно учебники, учебные пособия, учебно-методические материалы предоставляются в пользование «на время получения образования лишь в пределах федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных стандартов (ст. 35 Закона «Об образовании»)». Все материалы сверх этих стандартов (факультативные, дополнительные) – это добровольный выбор родителей и обучающихся, за свой счет либо за счет школы, если будет такое решение школы.

Она положена родителям, усыновителям, опекунам, попечителям детей от шести до 18 лет, если ребенку исполнилось шесть лет до 1 сентября 2022 года (включительно), а также людям с инвалидностью от 18 до 23 лет, если они обучаются в школах или интернатах по основным общеобразовательным программам. Выплату смогут оформить либо они сами, либо их родители или другие законные представители.

Например, можно бесплатно сходить в государственные и муниципальные музеи — они должны не реже раза в месяц давать студентам такую возможность. В остальные дни в кассах можно купить льготный билет. Кроме того, по инициативе Президента с 1 сентября в России стартует новая культурная программа «Пушкинская карта», подробнее — тут.

Нет. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» обязательства по ремонту или закупке пособий целиком несут муниципалитеты и госорганы. Руководство школ или учителя не вправе требовать или даже просить родителей учеников оказывать какую‑либо финансовую поддержку на содержание школ и обеспечение образовательного процесса.

Дети, обучающиеся в младших классах в государственных или муниципальных школах должны быть не менее одного раза в день обеспечены бесплатным горячим блюдом и горячим напитком. Это закреплено в законе о праве школьников на здоровое питание, которое обеспечивается за счет бюджета.

Права родителей в школе

Если ваши дети учатся в школе, отправьте этот плакат в родительский чат: вместе отстаивать свои интересы гораздо проще. А если вы работаете в школе, распечатайте этот плакат и повесьте в коридоре или классе. Родители узнают о своих правах и поймут, что школе не все равно.

Главное в этом праве родителей — возможность самим выбирать школу. Но есть сложность: если вы хотите, чтобы в обучении был упор на языки или математику, это не значит, что можно прийти в любую школу и потребовать углубленного изучения нужных вам предметов. Все права по выбору дисциплин, формы обучения и языка можно реализовать, только если в школе вообще есть выбор. Родители выбирают не что им захочется, а из того, что может предложить конкретная школа.

Если в школе есть платные занятия, это законно. Но родители не обязаны отдавать на них ребенка и платить в обязательном порядке. На такие занятия можно не ходить, тогда и деньги не нужны. Только вы сами решаете, сдавать ли деньги на нужды школы или класса. Заставить никто не может.

Как реализовать. По закону у каждой школы есть официальный сайт. Там обязательно будет раздел «Сведения об образовательной организации» с информацией об учебных программах, языках, основных предметах, свободных местах для приема и даже полный список учителей с их образованием и стажем. Изучите сайты тех школ, которые вам интересны и подходят по отзывам, расположению и программе. Подайте заявление в ту школу, куда хотите отдать ребенка.

В России школы бесплатные, но это не значит, что дети и родители в них бесправные. Когда ребенок идет в школу, у родителей начинаются заботы и поборы: сдавать деньги на подарки, покупать школьную форму в одном стиле, участвовать в ремонте, отпускать детей на субботники. Не все из этих обязанностей нужно выполнять по закону. У родителей есть права, которые они могут защищать и отстаивать.

  • на участие в управлении школой в порядке, определенном Уставом школы;
  • избирать и быть избранным в представительные органы;
  • на внесение предложений по всем направлениям деятельности школы с целью совершенствования школьной жизни, ее развития;
  • на участие в разрешении конфликтных ситуаций с их ребенком;
  • на обращение в любые органы (педсовет школы, районное управление образования и др.) в целях защиты прав и интересов своего ребенка;
  • на создание дополнительных источников финансирования и материальных средств (для осуществления уставной деятельности школы).

1.2. в случае, когда несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителями, если они не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 1074.2 ГК).

  • по всем вопросам, связанным с пребыванием ребенка в школе, ознакомление с Уставом школы, правилами приема учащихся, перевода и отчисления их из шко-лы, расписанием занятий и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся;
  • о квалификации педагога;
  • присутствие с согласия учителя и администрации школы на уроках и других занятиях с целью наблюдения за деятельностью своего ребенка и корректировки оптимальных условий для учебной работы дома.

наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

3.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового (ст. 156 УК).

«Это крайне необходимые вещи, подчёркивающие отношение нашей страны и государственной политики к духовно-нравственному воспитанию. Важно, что изменения усиливают воспитательную составляющую образовательного процесса, ведь образование – это воспитание и обучение, где воспитание находится на первом месте», – прокомментировал Министр просвещения Сергей Кравцов.

«Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению», – говорится в законе.

21 мая Президент России Владимир Путин предложил внести поправки в закон об образовании в части организации воспитательной системы. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что воспитание учащихся будет составной частью образовательных программ, а принятие закона будет способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию обучающихся.

В то же время результаты вступительных испытаний при отборе в профильные классы не могут служить основанием для отчисления учащихся. Порядок такого отбора определяет региональный законодатель. В Омской области такими полномочиями обладают органы исполнительной власти, которые осуществляют госуправление в сфере образования.

В то же время этот закон, как и Федеральный стандарт среднего общего образования, не запрещает формировать только профильные 10 и 11 классы и допускает, что учащиеся не смогут продолжить обучение в той же образовательной организации без углублённого изучения предметов.

КС указал, что право устанавливать индивидуальный отбор, закрепленное ч. 5 ст. 67 закона «Об образовании», не может быть основанием для лишения возможности продолжить обучение в конкретной организации без гарантий получения среднего общего образования в другом образовательном учреждении (с учётом его транспортной доступности).

Пикулин считает, что п. 1 ч. 1 ст. 61 и ч. 5 ст. 65 закона «Об образовании» дают общеобразовательному учреждению возможность отчислить учащегося без согласования с его родителями после получения основного общего образования и лишить школьника права на получение среднего общего образования в той же организации. По мнению Пикулина, это нарушает конституционные права на образование и свободное развитие человека.

Образовательные организации имеют право вводить профильные курсы, выбирать образовательные и учебно-методические технологии, но обязаны при этом выполнять требования законодательства об образовании и в полном объёме реализовывать право учащихся на образование.

5.1. Работать честно и добросовестно, выполнять обязанности, определенные должностными инструкциями, трудовым договором, коллективным договором, уставом школы, правилами внутреннего распорядка, соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности.

4.11.Конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, в том числе при необходимости защиты интересов обучающихся; знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, и предоставление по ним объяснений.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителе», п. 65; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65)

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п.п.35, 65; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65).

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 69, Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР, утв. приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 1 октября 1990 г. № 639, п. 1.12)

Права и обязанности ребенка в школе

По закону (ст. 35 закона «Об образовании в Российской Федерации») школа обязана обеспечить учеников всей необходимой литературой: книгами, рабочими тетрадями, брошюрами, иными материалами, если их предусматривает программа. Однако литературу для факультативов родители покупают за собственные деньги. И если ребенок нанес ущерб имуществу школы (испортил книгу, например), его стоимость придется компенсировать.

Как мы уже говорили, выбрать школу родители и ребенок могут самостоятельно. Но, выбрав, они должны следовать школьной программе и внутреннему уставу. Кстати, родители имеют право ознакомиться с уставом школы и другими документами, которые определяют ее жизнь.

Это право закреплено в Конституции (ст. 43). Ребенок вправе посещать занятия в выбранном общеобразовательном учреждении, получать знания, необходимые для сдачи единого общегосударственного экзамена. При этом администрация не имеет права требовать от родителей дополнительных затрат – «скидываться» на ремонт, обновление оборудования и подарки учителям.

Если в школе предписывается носить форму, родители имеют право выбора, где именно купить одежду, которая подойдет под требования (или сшить в ателье). Если школа принуждает родителей централизованно закупать одежду, канцелярские товары в определенных магазинах, это нарушение закона!

Если образование бесплатно, то за эти занятия с родителей уже будут брать деньги. Естественно, учителя заинтересованы в том, чтобы ученики посещали такие занятия. К сожалению, проблема в данном случае зачастую лежит вне законодательной плоскости: администрация оказывает давление на родителей, угрожая, что в случае отказа ребенку будут занижены оценки, а отношение к нему ухудшится. В данном случае следует апеллировать к закону и не уступать, потому что в противном случае подобная практика продолжится.

Пять главных изменений в Законе об образовании

В начале декабря приняли поправки в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Новшества касаются сайта образовательной организации, федерального перечня учебников, практики и сетевой формы реализации программ, порядка зачета результатов учащихся. Большинство изменений вступят в силу 01.07.2022.

  • о представительствах и филиалах – ранее надо было указать только их место нахождения, теперь пишите полное наименование обособленных подразделений, если они есть;
  • количестве учеников и воспитанников с иностранным гражданством;
  • всех местах, по которым ведете образовательную деятельность, даже если они не вписаны в лицензию.

«3.3. Заключение договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов с научными организациями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в целях использования такого имущества для проведения научных исследований и разработок или практической подготовки обучающихся.».

1. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 23, ст. 2878; 2014, № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 30, ст. 4257; 2015, № 1, ст.53; № 18, ст. 2625; № 27, ст. 3989; № 29, ст. 4364; 2022, № 27, ст. 4160, 4238, 4246; 2022, № 32, ст. 5110; № 53, ст. 8423; 2022, № 10, ст. 887; № 25, ст. 3160; № 30, ст. 4134) следующие изменения:

Согласно Конституции Российской Федерации, любой ребенок вправе развивать свои физические и интеллектуальные умения, находясь в общеобразовательном учреждении. А любое посягательство на ограничение или прекращение этих прав со стороны школьных учителей или других школьников всегда наказуемо согласно Кодексу об административных правонарушениях.

  1. Абсолютно каждый школьный учитель вправе управлять школой в соответствии с Уставом.
  2. Преподаватель имеет право на уважение личности, личностных и профессиональных качеств.
  3. Педагог вправе получить защиту со стороны администрации школы в случае вмешательства родителей по вопросам, входящих в спектр его обязанностей.
  4. Учитель вправе на свое усмотрение выбирать учебные программы и учебники, соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту.
  5. Преподаватель вправе получить любую информацию, непосредственно касающуюся учебного процесса, со стороны школьной администрации.
  6. Учитель может выразить свою позицию по любому вопросу, касающемуся профессиональной деятельности.
  7. Педагог вправе принимать участие в школьных организациях, профессиональных конкурсах и так далее.
  8. Школьный учитель может совершенно бесплатно получать повышение квалификации раз в три года.
  9. Преподаватель вправе работать в нормальной обстановке: чистое рабочее место, хорошее освещение, необходимая температура воздуха в помещении и так далее.
  10. Педагог вправе рассчитывать на стопроцентную безопасность, находясь в стенах школы.
  1. Право на получение основного образования, о чем говорится и в статье № 43 Конституции Российской Федерации.
  2. Каждый ученик имеет право принимать участие в управлении школой.
  3. Школьник — это полноценная личность, которая заслуживает уважения как со стороны преподавательского коллектива, так и других сотрудников учреждения.
  4. Обучающийся имеет право знать свою отметку за письменные работы и устные ответы.
  5. Ученик может принимать участие в любых школьных и внешкольных мероприятиях, которые организовываются образовательным учреждением и которые соответствуют его возрастной категории.
  6. Школьник может добровольно участвовать в любой трудовой деятельности.
  7. Ученик имеет право попросить у учителя бесплатной помощи в получении знаний по любой теме, включенной в образовательную программу.
  8. Абсолютно каждый обучающийся вправе организовывать объединения, которые не противоречат школьному Уставу.
  9. Школьник вправе иметь свободное время между уроками и в каникулярный период.
  10. Каждый обучающийся имеет право на то, чтобы его выслушала администрация школы, педагоги и другие ученики.
  11. И в учебное время, и во внеклассной работе абсолютно каждый обучающийся вправе отстаивать свои принципы, взгляды, мировоззрение, понятия в тех случаях, когда возникает спорная или конфликтная ситуация.
  12. Обучающийся в любое время, независимо от обстоятельств, имеет возможность перейти в другое образовательное учреждение.
  13. Школьник вправе обучаться на дому, экстерном, а также досрочно сдать ОГЭ и ЕГЭ.
  14. Ученик имеет право высказывать свое мнение на уроке.
  15. Ребенок имеет право появится на уроке позже, предварительно предупредив учителя. Кроме того, при необходимости он имеет право покинуть учебную аудиторию во время урока, спросив разрешения у педагога.
  16. Школьник вправе исправить учителя, если второй оговорился, допустил неточность, касающуюся темы урока.
  17. По истечении урока школьник вправе покинуть учебную аудиторию.
  18. Ученик вправе обучаться в хорошо освещенных помещениях, где также должны соблюдаться чистота и порядок.
  19. Школьник имеет право рассчитывать на стопроцентную безопасность, находясь в стенах школы.
  1. Приносить с собой в общеобразовательное учреждение опасные предметы: оружие, колющие предметы и так далее.
  2. Становиться зачинщиком ситуаций, которые могут привести к дракам, а также участвовать в разборках других обучающихся.
  3. Пропускать уроки без уважительной причины.
  4. Приносить с собой спиртосодержащую продукцию и употреблять ее в стенах и на территории школы, а также являться на занятия в состоянии алкогольного опьянения.
  5. Курить на территории школы.
  6. Играть в азартные игры.
  7. Красть или брать без разрешения чужие вещи.
  8. Неуважительно и грубо общаться с учителями и администрацией школы.
  9. Игнорировать замечания преподавателей, администрации или сотрудников школы.
  1. Уважать не только своих преподавателей, но и других сотрудников учебного заведения.
  2. С уважением относиться к результатам чужих трудов.
  3. Добросовестно относиться к учебе.
  4. Соблюдать школьный режим: своевременно посещать уроки (исключение составляет отсутствие на уроках по уважительным причинам), уходить с уроков в строго отведенное время.
  5. После пропуска учебного дня или определенного урока приходить в школу с объяснительным документом, например, со справкой от врача по поводу болезни (с печатями медицинского учреждения) либо запиской от родителей или родственников.
  6. Приходить в школу чистым и опрятным.
  7. Соблюдать правила техники безопасности на уроках. Особенно это касается уроков химии, физики, биологии, физической культуры и технологии.
  8. Подавать учителю дневник по первому требованию.
  9. Внимательно слушать и выполнять задания, которые дает учитель, для получения качественных знаний.