Работа психолога с ребенком инвалидом в доу

Работа психолога с семьей ребенка-инвалида

Умственное, психическое развитие таких детей ничем не отличается от развития их сверстников. Более того, эти дети не по возрасту рассудительны, чаще других обладают признаками одаренности. Например, во время приступов астматического удушья пишут отнюдь не детские стихи или, будучи прикованными к инвалидным коляскам, чудесно лепят из глины, делают оригинальные рисунки. Природа как бы компенсирует то, что недодала этим ребятишкам.

Родители, испытывая страх за судьбу малыша, передают его ребенку. Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, дошкольники приобретают черты нервозности, издерганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и о том, насколько она тяжела, напрасны. Действительно, слово «инвалид» ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже.

Под категорию инвалидов детства попадают дошкольники с очень широким спектром врожденных и приобретенных в период раннего развития заболеваний и отклонений. Это могут быть различные уродства и недостатки физического развития, а могут быть внешне неразличимые аномалии, о которых не подозревают сами больные.

Дети, находящиеся в постоянном контакте с инвалидами, быстро привыкают к особенностям их облика и поведения, с ними охотно общаются, проявляют искренний интерес. Поэтому проблема в большей степени заключается в негативных установках родителей и ближайших родственников детей-инвалидов. Мамы и палы этих ребятишек часто испытывают чувство вины перед своими отпрысками за то, что не смогли наградить их полноценным здоровьем. Став затяжным, это чувство может выражаться в особой озабоченности судьбой своего ребенка, гиперопеке или чрезмерном потакании его капризам. Другим выражением этой проблемы является депрессия, которая сопровождает периоды ухудшения состояния больных детей.

Дошкольники даже с неявными признаками инвалидности к трем-четырем годам начинают осознавать свое отличие от окружающих детей и взрослых. Поэтому формирование их внутреннего Я приобретает специфический характер. Процесс освоения ими социальных норм и правил зачастую имеет оттенок сверхкомпенсации. На людях дети-инвалиды демонстрируют чрезмерную покладистость, стараются все делать, как положено, всячески стремятся избегать всевозможных нарушений. Тем самым они пытаются доказать окружающим, что ни в чем им не уступают, что они не хуже их.

В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство,которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами: сотрудничество со средствами массовой информации, районной поликлиникой, с общественными объединениями инвалидов, с родительской общественностью.

Специфика развития детей — инвалидов заключается в негативном влиянии на личность ребёнка психотравмирующей ситуации, связанной с физической беспомощностью, изолированностью, частой госпитализацией и вследствие этого затруднённой социальной адаптацией. Это проявляется у большинства детей в повышенной раздражительности, тревожности, неуверенности в себе, подавленности, наличии страхов. Вышеизложенное, свидетельствует о необходимости психологической поддержки и реабилитации детей – инвалидов и детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).

Планируемые результаты коррекционной работы оцениваются через систему мониторинга, позволяющего выявить динамику достижений ребёнка с нарушениями психического или физического развития и уровень освоения ими образовательного стандарта начального общего образования.

В соответствии со сложившейся практикой ребенок с особенностями в развитии проходит процедуру ПМПК где специалисты разрабатывают для него индивидуальный образовательный маршрут, определяют условия, необходимые для успешной адаптации и развития, в том числе и направления психолого- педагогического сопровождения, которые в соответствии с Законом об образовании лиц с ОВЗ, становятся обязательными к исполнению в ДОУ;

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здровья в изостудии РЦ IMG]/upload/blogs/detsad-178565-1445163700.jpg[/IMG] К Кррекционно-развивающая работа на занятиях в студии изобразительного искусства.

Учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ и инвалидностью, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей : повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по социализации и интеграции детей с ОВЗ и инвалидностью в общество , методическая, психологическая поддержка семей.

По решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 39/16 от 13.07.2011 года в ДОУ предоставляются дополнительные образовательные услуги детям-инвалидам от 3 до 8 лет, не получающим образовательные услуги по специальным образовательным программам. Ежегодно занимаются 10-12 детей инвалидов по данной программе (на основании заключения ПМПК и справки об инвалидности). На основании заявлений с родителями еженедельно по 8 занятий с каждым ребенком проводят логопеды, дефектологи, психолог, воспитатели. В конце учебного года из числа этих детей формируется база для зачисления в детский сад. Всего с 2011 по 2022 год дополнительные образовательные услуги оказаны 59 детям-инвалидам.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

В 2001 году было открыто 3 специализированные группы в помощь родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Количество выпускников ежегодно в среднем 9-22 воспитанников. Всего за 2001-2022 годы выпущено 353 воспитанника. Из них около 20% направлены в общеобразовательные учреждения, 80% — поступили в коррекционные классы.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, логопед, инструктор по физ.культуре и др.,) однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей .

Индивидуальная работа детьми инвалидами доу

В работу с детьми данной категории включаются сотрудники образовательного учреждения, администрация и специалисты ДОУ: заведующий, старший воспитатель, медработник, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, которые способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в ДОУ, для облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их успешной социализации. Осуществляют индивидуальный подход к детям при организации образовательного процесса. Воспитатели и специалисты проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального развития и адаптации детей в обществе, а также оказание помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей.

  • Развитие мелкой моторики в работе с разрезными картинками (из 2-4 частей с вертикальным и горизонтальным разрезами).
  • Складывание пирамидки по подражанию с учетом величины колец, затем самостоятельно.
  • Складывание матрешки из 3-4 частей по подражанию, затем самостоятельно.
  • Усвоение навыков работы с ящиком форм (по типу доски Сегена) с 4-8 прорезями
  • Построение фигур из 3-4 палочек.
  • Работа с палочками Кюизенера.

Далее педагогами и специалистами ДОУ разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ДОУ. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.

Дети включены в различные формы обучения и воспитания: фронтальные и подгрупповые занятия, индивидуальные коррекционные занятия. Основное внимание уделяется индивидуальным занятиям с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом. При организации занятий учитываются зрительные возможности детей. Дидактический материал (пособия, игры, картинки, игрушки) адаптирован к зрительным возможностям детей с нарушением зрения.

Наш Центр оказывает помощь семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, с ограниченными возможностями здоровья: мы проводим благотворительные праздники и мероприятия, организуем времяпрепровождение детей в детском саду, наши специалисты оказывают им помощь в сферах физического, психического, интеллектуального, речевого развития.

Детский сад для детей с ограниченными возможностями представляет собой дошкольное образовательное учреждение, в котором обучение, воспитание, развитие осуществляется с учетом уровня здоровья, физического и психологического развития учащегося, а также на основании применения специализированных методик обучения.

Работать с детьми-инвалидами здесь начали с 1995 года. Данная работа ориентирована на интеграцию детей с последствиями ДЦП и другими патологиями двигательного аппарата в детский коллектив, их физическую реабилитацию и социальную адаптацию, преодоление психологического барьера в общении с детьми без патологии. С детьми-инвалидами ежедневно проводится работа по физической реабилитации, психологической коррекции, логопедическая работа, консультирование родителей и их обучение коррекционным приемам.

В детском саду №150 функционируют группы для детей общеразвивающей и компенсирующей направленности для детей с недостатками в физическом развитии с диагнозом нарушение опорно-двигательного аппарата, а так же для детей инвалидов — детства с диагнозом детский церебральный паралич. ДОУ работает в режиме 12, 10 и 4 часового пребывания детей.

Многие дети с ограниченными возможностями здоровья лишены возможности посещать ДОУ. Но четыре года назад мне предложили работать с детьми – инвалидами индивидуально. Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого – педагогического и социального сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. И чем раньше начата эта реабилитация, тем эффективнее и лучше ее результаты.

Рекомендуем прочесть:  Возражение На Частную Жалобу О Взыскании Судебных Расходов

Добрый день. У меня 3-х летний ребенок инвалид с нарушением костной системы, маленький рост, проблемы с устройством в детский сад общего типа, который принадлежит Министерству Обороны, прошли обследование врачей-противопоказаний абсолютных к посещению ДОУ нет. Берут в сад но с условием: либо я заключаю с ними договор о том что они не несут ответственность если что- то случится во время посещения детского сада ребенком инвалидом по основному заболеванию, либо я за свой счет нанимаю няню. Считаются ли их условия законными? В чем разница муниципального ДОУ от ДОУ МинОбороны? И есть ли воспитателям надбавка к зарплате за ребенка — инвалида?

Поэтому для педагога-психолога школы определяющим фактором в работе с такими детьми должно стать восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений. Ребёнок должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий. Рекомендаций, которые необходимо учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребёнком.

Таким образом, психологическая помощь для таких адресатов носит характерреабилитационной, основанной на принципах системного и личностно-ориентированного подходов. Выстраивая и планируя собственную деятельность, педагог-психолог использует как форму индивидуальногозанятия(непосредственно для консультационной беседы), так и работу в смешанных группах, где наряду с аномальными детьми полноценно участвуют дети обычного развития.

Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении. Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребёнка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности.

Вопрос о психологическом сопровождении детей с имеющимися отклонениями в развитии является одним из основных и главных в истории специального обучения, так как система психологического сопровождения должна быть подчинена основному требованию — коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию личности детей-инвалидов в целом.

Следует отметить, что использование искусства как реабилитационного метода наиболее доступно для социального педагога, поскольку специальных медицинских знаний при этом не требуется. Следовательно, и социальный педагог коррекционной школы также может использовать арттерапию в реабилитационной деятельности.

Формы работы с детьми инвалидами в доу

Ищем няню в семью с 3-мя детьми (девочки 4-х лет, 2,5 лет и 5-ти месяцев). Старшие девочки посещают детский сад. Ожидается, что одновременно надо будет присматривать не более, чем за двумя детьми. Предполагаются следующие обязанности: — отвезти/привести из сада (зависит .

В детский центр раннего развития «Бэби-клуб» требуется Помощник по работе с детьми/ Специалист по работе с детьми (возможен гибкий график) Бэби-клуб — федеральная сеть детских клубов раннего развития (более 200 клубов). Компания работает с 2000 года и имеет филиалы в .

Работа специалистов ведется по комплексной программе «Радуга». Учитель-логопед использует в своей работе программу Т.Б. Филичевой «Коррекция нарушений речи», пособие Г.Е. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи». Педагог-психолог использует в работе с детьми упражнения на снятие коммуникативных барьеров («Сороконожка», «Пингвины», «Необычное знакомство», тренинги («Морское путешествие», «Солнце, дождь, ветер», «Азбука настроения»), развивающие игры («Найди такую же фигуру», «Кому что нужно» и т.д.). Проводит занятия цикла «Психологическое здоровье» («Улыбка делает чудеса», «Учимся выражать эмоции», «Учимся общаться», «Учимся понимать другого», «Поможем себе победить злость»).

Настоящая программа разработана как документ, определяющий настоящие и будущие направления деятельности в решении важнейших задач, направленных на обеспечение устойчивого развития ДОУ и формирование условий для реализации социального, культурного и экономического потенциала детей-инвалидов, семей, имеющих детей- инвалидов.

Приказа Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».

Алгоритм действия с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих ДОУ

Весь коллектив ДОУ способствует созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной образовательной среды. Медработник осуществляет контроль за адаптацией детей с ОВЗ и детей-инвалидов к условиям ДОУ, отслеживает состояние их здоровья, самочувствие в течение дня, своевременность приема лекарственных препаратов, согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания этих детей в ДОУ. Консультирует воспитателей и родителей (законных представителей), дает рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствие с диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в детском саду и дома.

Далее проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПк ДОУ, четко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.).

В конце учебного года подготовительной к школе группы по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ДОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.

В работу с детьми данной категории включаются сотрудники образовательного учреждения, администрация и специалисты ДОУ: заведующий, старший воспитатель, медработник, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, которые способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в ДОУ, для облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их успешной социализации. Осуществляют индивидуальный подход к детям при организации образовательного процесса. Воспитатели и специалисты проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального развития и адаптации детей в обществе, а также оказание помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей.

Следующим этапом осуществляется углубленная психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) всех сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на ПМПк учреждения с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.

Опыт работы с ребенком инвалидом в доу

Ищем няню в семью с 3-мя детьми (девочки 4-х лет, 2,5 лет и 5-ти месяцев). Старшие девочки посещают детский сад. Ожидается, что одновременно надо будет присматривать не более, чем за двумя детьми. Предполагаются следующие обязанности: — отвезти/привести из сада (зависит .

  • оздоровительная гимнастика;
  • витаминизация;
  • закаливание (воздушные ванны, обтирание, полоскание горла);
  • точечный массаж, самомассаж;
  • дыхательная гимнастика;
  • гимнастика после сна;
  • ходьба по ребристой доске;
  • физкультурные праздники и развлечения.

Ищу активного, позитивного человека, для работы с детьми 10 лет мальчику и 5 девочке с 15. 00 до 22. 00 5/2. Обязанности: контроль выполнения домашнего задания, развитие детей по возрасту, сопровождение на кружки и секции, поддркжание порядка в детских вещах, иногда приготовление .

Результатом взаимодействия между родителями и специалистами стало взаимопонимание — исчезли напряжение, недоверие, боязнь за ребенка. Теперь родители сами становятся инициаторами общих мероприятий для детей: отмечают дни рождения детей в детском саду, готовясь к этому заранее, продумывая игры, забавы.

. активности, сопровождение в процессе обучения навыкам самообслуживания, реализация принципов развивающего ухода при работе с детьми-инвалидами. Совместное с детьми участие в Богослужениях в домовом храме при детском доме Обучение и поддержка в проведении утренних гигиенических .

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователем Получить код презентации Скачать Показать еще Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в дошкольных образовательных учреждениях Старооскольского городского округа Нечаева Н.Е., председатель дошкольной ПМПК Основные понятия Лицо с ограниченными возможностями здоровья – лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательной программы без создания специальных условий для получения образования. Недостаток – физическое или психическое отклонение от нормы, ограничивающее социальную деятельность и подтвержденное ПМПК из Модельного закона об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) от 7 декабря 2002 года) Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья регламентировано Нормативно- правовые акты Федерального уровня Регионального уровня Муниципального уровня Закон Российской Федерации от г «Об образовании»; Федеральный закон от 24 ноября 1995 года 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»; СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»; Письмо Министерства образования РФ от 16 января 2002 года N ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 года АФ-150/06 «О создании условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»; Федеральный уровень Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 16 ноября 2009 года 2245 «О реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»; Инструктивно-методическое письмо департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области «Создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»; Региональный уровень Положение о ПМПк образовательного учреждения от года; Положение о коррекционной службе в системе образования Старооскольского городского округа от года; Положение о ПМПК Староооскольского городского округа от года Муниципальный уровень Структура деятельности по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в дошкольных

Рекомендуем прочесть:  В Каком Возрасте Можно Воспользоваться Ветерана Труда

Инклюзивное образование в России. По данным министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой на август 2009 года, численность детей-инвалидов в России составляет 545 тысяч человек, 12,2% из них проживают в настоящее время в учреждениях-интернатах.

Численность детей, впервые признанных инвалидами, — 67 121 человек. 23,6% детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3% — умственными нарушениями и 23,1% детей-инвалидов имеют двигательные нарушения. Инклюзивное (франц. inclusif — включающий в себя, от лат.

Условиями полноценности функционирования группы является его методическое и организационное обеспечение, соответствующее современным требованиям коррекционно-развивающего процесса, а также необходимое техническое оснащение оборудования и пособия, игрового материала для детей. Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, на которых направлена деятельность воспитателя.

Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психофизического развития.5. Тесная взаимосвязь с родителями и окружением ребенка. В связи с этим коррекционная работа с детьми-инвалидами строится в трех направлениях:  коррекционно-развивающие занятия с ребенком; социальная адаптация ребенка в коллективе; работа с родителями.

Весь коллектив ДОУ способствует созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной образовательной среды. Медработник осуществляет контроль за адаптацией детей с ОВЗ и детей-инвалидов к условиям ДОУ, отслеживает состояние их здоровья, самочувствие в течение дня, своевременность приема лекарственных препаратов, согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания этих детей в ДОУ. Консультирует воспитателей и родителей (законных представителей), дает рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствие с диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в детском саду и дома.

Для комплексной оценки физического состояния детей три раза в год проводится диагностика физического развития и физической подготовленности, диагностика по плаванию, сводное диагностирование и выявление коэффициента прироста физических качеств; диагностика по программе М.Лазарева «Здравствуй» и определение уровня зрелости нервных процессов.

Спонсор публикации статьи – интернет-магазин All-Massage-Tables.Ru, предлагающий широкий ассортимент профессионального массажного оборудования. Вы можете приобрести массажный стол в Москве с бесплатной доставкой в пределах 30 км от МКАД. Массажная продукция, представленная в интернет-магазине, способна удовлетворить потребности как медицинских кабинетов, салонов красоты, фитнес-центров, так и частных массажистов, занимающихся выездной практикой – в таком случае в интернет-магазине можно приобрести складной стол для массажа вместо стационарного массажного стола.

Далее проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПк ДОУ, четко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.).

Дошкольное образовательное учреждение № 1790 является учреждением компенсирующего вида для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, и детей-инвалидов. Дети, посещающие это дошкольное учреждение, относятся к «группе риска», так как имеют отклонения со стороны физического и психического здоровья.

Организация работы с детьми инвалидами в доу

Данная работа ориентирована на социальную адаптацию, преодоление психологического барьера в общении с детьми без патологии. С детьми-инвалидами ежедневно проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия, работа психологической коррекции, логопедическая работа, консультирование родителей и их обучение коррекционным приемам.

Далее педагогами и специалистами ДОУ разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ДОУ. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.

Регулярно 2 раза в год проводится диагностическое обследование детей-инвалидов с целью определения уровня развития и усвоения программного материала по всем направлениям. Диагностику проводят все специалисты. Результаты диагностики анализируются и обсуждаются на педсоветах и ПМПК. Дети с проблемами в развитии направляются на районную МПК для определения диагноза и оказания помощи.

Зачастую дети и взрослые в таких семьях очень ранимы, тяжело переживая реальное состояние ребенка с ограниченными возможностями. Поэтому коллектив дошкольного учреждения проводит работу с детьми-инвалидами и их родителями таким образом, чтобы они чувствовали себя полноправными участниками общего дела и были так же успешны, как каждый из их сверстников.

Дети-инвалиды могут воспитываться на дому или посещать детский сад. В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» такие дети могут посещать специальные детские дошкольные учреждения для детей-инвалидов или на общих основаниях посещать обычный детский сад (детское дошкольное учреждение общего типа). Возможность пребывания в детском дошкольном учреждении общего типа определяется в зависимости от состояния здоровья ребенка.
Дошкольное образовательное учреждение обучает детей по общеобразовательным программам дошкольного образования различной направленности. Детям в возрасте до семи лет оно обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление.
Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011г. № 2562 (далее- Типовое положение о до* школьном образовательном учреждении), к дошкольных (образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:
— детский сад;
— детский сад для детей раннего возраста;
— детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста;
— детский сад присмотра и оздоровления;
— детский сад компенсирующего вида;
— детский сад комбинированного вида;
— детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников;
— центр развития ребенка — детский сад. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения регламентируется уставом.
В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).
Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые Условия для организации коррекционной работы.
На основании заявления родителей и экспертноГо заключения ребенок принимается в тот или иной детский сад, где с ребенком будут работать лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию. С детьми, посещающими детский сад ежедневно занимаются воспитатели и специалисты: инструктор лечебной физкультуры, учитель-логопед, педагог-психолог, педагог дополнительного образования (подготовка к обучению в школе), музыкальный руководитель, руководитель театральной студии, воспитатель по изобразительной деятельности и другие.
В крупных городах, в частности в Москве и Санкт- Петербурге, создана целая сеть детских дошкольных учреждений для детей с патологией речи, слуха, зрения, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с недостатками умственного развития, а также для детей с общими заболеваниями.

Рекомендуем прочесть:  Ветеран Труда Алтайского Края Фз Где Оформить Денежную Компенсацию За Проезд В Общественном Транспорте

Рекомендации педагога-психолога по работе с детьми – инвалидами

Поэтому для педагога-психолога школы определяющим фактором в работе с такими детьми, на наш взгляд, должно стать восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений. Ребёнок не должен чувствовать себя объектом деятельности взрослых. Он должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий. Это подразумевает ряд рекомендаций, которые необходимо учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребёнком.

Основными видами арттерапии являются:

  1. Музыкотерапия.

Музыка издавна считается невербальной формой коммуникации, порою более результативной в области чувств и человеческих отношений, чем собственно речевое общение. Опыт многих специалистов нередко содержит примеры использования музыки в качестве средства, помогающего устранить изоляцию и создать контакт ребёнка-инвалида со средой, если у него присутствуют трудности общения со сверстниками, когда он хочет, но не может общаться с другими детьми и находится в постоянном “диссонансе” с социумом. Осваивая игру на простых музыкальных инструментах или просто слушая музыкальные произведения совместно с другими детьми, ребёнок учиться общаться и получать удовольствие от общения.

  1. Куклотерапия, целью которой является помощь в ликвидации болезненных переживаний, укрепление психического здоровья, улучшение социальной адаптации, разрешение конфликтов в условиях коллективной творческой деятельности. Использование игрушек помогает снять агрессию, способствует творческому самовыражению, ослабляет отрицательные эмоции. С помощью куклотерапии решаются такие важные задачи, как преодоление стеснительности, расширение репертуара самовыражения ребёнка-инвалида, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе “родитель – ребёнок”. Поскольку мир ребёнка – это мир действия и деятельности, куклотерапия даёт возможность войти в этот мир.
  2. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого забота о душе и есть терапия). Сказка чрезвычайно многранна, как и сама жизнь. Наблюдая за судьбами героев, воспринимая их язык, ребёнок-инвалид учится решать актуальные для него в данный возрастной период проблемы. С помощью сказки у детей развивается воображение, речевое творчество и воспитываются добрые чувства. В системе методов и средств воспитания добрых чувств сказка играет не последнюю роль по многим причинам: дети любят героев, они становятся им близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания.
  3. Фольклор. Современные исследователи фольклора подчеркивают глубокий социально-педагогический потенциал. С помощью него можно:
  • регулировать индивидуальное поведение, соотносить его с групповым и коллективным поведением;
  • успешно адаптировать ребёнка-инвалида в социокультурном пространстве через принятие нравственно-ценностных норм;
  • снимать социальную напряжённость и противоречия путём моделирования и изживания конфликта в игровых формах;
  • активизировать эмоциональную сферу посредством возбуждения, подражания и заражения;
  • достэть психологического равновесия с помощью ощущения раскрепощённости, способности смеяться над собой, подъёма и внутреннего преображения на общем празднике.

Использование богатого арсенала средств русского фольклора погружает детей в атмосферу русской культуры и творчества. Единение с народными корнями, с истоками своего народа ведёт к эмоциональной активизации личности ребёнка-инвалида, развитию коммуникативных навыков, самореализации творческих способностей. Скрытые возможности народной культуры: сам тип фольклорной коммуникации с его эмоциональными особенностями, формирование установки на определённый способ действия позволили использовать элементы фольклора в реабилитационно-оздоровительной работе с детьми.

Под физкультурным фактором понимается реабилитационное воздействие гимнастических упражнений, выполняемых всадником во время верховой езды. Гимнастические упражнения сами по себе оказывают реабилитационный эффект, присущий лечебной физкультуре, а в сочетании с нетрадиционной ситуацией, которой является верховая езда, этот эффект усиливается и изменяется.

Сущность реабилитационного воздействия фактора управления заключается в самостоятельном управлении лошадью. Верховая езда – это искусство, а управление лошадью – это сложный процесс, в котором задействованы все конечности и туловище всадника одновременно. Этот фактор является ключевым воздействием иппотерапии на всадника с нарушением центральной нервной системы. Необходимость и огромное желание управлять лошадью побуждает всадников с физическими нарушениями преодолевать свои дефекты. Эффективное управление возможно только при правильной передаче команд от всадника к лошади. В случае передачи неправильной команды адекватная реакция лошади на неё невозможна. Таким образом, всадник с особенностями развития должен освоить приёмы управления лошадью, в процессе этого освоения он преодолевает свои психические и физические затруднения, что и составляет в конечном итоге реабилитационный эффект фактора управления.

Под эмоционально-мотивационным фактором понимается формирование позитивного эмоционального фона, возникающего под действием положительных эмоций в процессе занятий. Всадники с различным уровнем психического развития проявляют практически одинаковое желание к общению с лошадью и любят ездить верхом. Детям и взрослым просто нравится кататься на лошади и общаться с ней, им нравится атмосфера, возникающая в процессе занятий. Лошадь является посредником во взаимодействии с внешним миром: верховая езда способствует структурированию личности, приспособлению к реальности, обучает таких людей ориентироваться в пространстве и во времени. Желание управлять таким прекрасным и грациозным животным порой творит чудеса. Радость и положительные эмоции, возникающие во время занятий, сами по себе целебны. А высокий уровень мотивации к достижению поставленных целей способствует преодолению психических, физических ограничений и улучшению психофизического статуса ребёнка-инвалида.

Организация работы с детьми инвалидами в доу

Работать с детьми-инвалидами здесь начали с 1995 года. Данная работа ориентирована на интеграцию детей с последствиями ДЦП и другими патологиями двигательного аппарата в детский коллектив, их физическую реабилитацию и социальную адаптацию, преодоление психологического барьера в общении с детьми без патологии. С детьми-инвалидами ежедневно проводится работа по физической реабилитации, психологической коррекции, логопедическая работа, консультирование родителей и их обучение коррекционным приемам.

Постепенно и дети, и их родители становятся более уверенными в своих возможностях и принимают активное участие во всех доступных видах деятельности. Таким образом, у детей формируются личностные качества, необходимые для дальнейшей успешной социальной адаптации: оптимизм, коммуникативность, уверенность в своих силах.

Анализ данных обследований показывает уровень и динамику развития основных движений и двигательных качеств у детей и помогает определить успешность освоения материала по программе «Истоки». (Например, по итогам диагностики физической подготовленности по сравнению с предыдущим 2002/2003 г. в детском саду число отстающих детей уменьшилось на 1,9% и на 23% увеличилось число детей, опережающих в развитии по всем показателям.) В диагностической работе в детском саду также участвует Врачебно-физкультурный диспансер № 6.

По данным статистики всего лишь 50% таких детей дошкольного и младшего школьного возраста сегодня получают специализированную помощь. Одна из причин этого — нежелание родителей отрывать от себя ребенка и отсутствие у них веры в положительный результат лечения и реабилитации.

Для несовершеннолетних, которые имеют ограничения здоровья, процедура обучения должна разрабатываться на основании индивидуальной программы , которая учитывает состояние здоровья, а также психологическое развитие и индивидуальные возможности конкретного малыша.

Работа психолога с детьми инвалидами

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации».

«Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

Сегодня многие страны признают интегрированное обучение наиболее перспективной организационной формой обучения детей-инвалидов. И настоящие методические рекомендации призваны помочь педагогам-психологам организовать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях.