Штрафы за невыполнение квоты по инвалидам в 2022 году

  • Центр занятости и/или Центр квотирования должен предоставлять работодателям любую необходимую информацию, касающуюся льготных категорий;
  • требование к соответствию занимаемой должности распространяется и на работников по квоте – недостаточно квалифицированный или не справляющийся с обязанностями «льготник» может быть не принят или уволен так же, как и обычный сотрудник (причины отказа нужно аргументировать).

В 2008 году в центры занятости обратились 256 190 людей с инвалидностью, из них получили работу 87 299 человек, или 34%. А через десять лет обратились 159 174 человека, а работу получили 90 936 человек, или 57%. Можно заметить, что с каждым годом в центры занятости обращается всё меньше людей. И хотя процент тех, кто находит работу, растет, в абсолютных числах ситуация почти не меняется.

    Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.

Квотируемые рабочие места – это определенная доля трудовых вакансий, предназначенная специально для особых категорий наемного персонала, который в обычных условиях может испытывать трудности при трудоустройстве. Кто входит в эти категории, определяется на законодательном уровне муниципального, регионального или федерального уровня.

Квота для приема на работу инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в установленном ТК РФ порядке трудовых отношений с инвалидами в рамках исполнения обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой.

Штраф за невыполнение квоты по инвалидам 2022

Основным нормативным актом по этому вопросу выступает статья 21 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ» (последняя редакция произошла по ФЗ 11 в 2013 г.), действующая по всей территории страны. Регионы также наделяются полномочиями по введению дополнительных территориальных законов. Так в Москве действует закон о квотировании под № 90, работающий совместно с указанным выше документом.

При постоянно открытой вакантной позиции и готовности принять на нее самостоятельно обратившегося или присланного от центра занятости претендента, работодатель исполняет букву закона. Частота информирования определяется федеральными и территориальными властными органами. Это ежемесячная передача сведений в центр занятости и поквартальная в департамент труда.

Работодатели имеют возможность не только прочитать о своих обязательствах в законе, но требовать информационного сопровождения по вопросу квотирования и организации рабочих мест от действующих в регионе госучреждений. Законный регламент достигается совместными усилиями.

Понятие о квотировании следует рассматривать с разных точек зрения. Здесь подразумевается формирование вакансии и непосредственное адаптирование рабочего места. Поскольку работодатель обязан действовать, отталкиваясь от конкретных реабилитационных рекомендаций таких граждан, то изначальное оборудование подобных мест в полной мере невозможно.

В частности, в Москве такая плата вносится ежемесячно в бюджет города в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в РФ на день внесения платы (п.4 ст.2 Закона г. Москвы от 12.11.1997 N 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве»). Срок внесения платы — до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата (п.2.8 Приложения 1 к Положению о квотировании рабочих мест в городе Москве, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 04.03.2003 N 125-ПП, далее — Московское положение о квотировании).

Невыполнение работодателем установленной настоящим Законом обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях (статья в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4 .

1. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента — для трудоустройства инвалидов и 2 процента — для трудоустройства категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона (часть в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4 .

3. В случае если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 процентов от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона, уменьшается на соответствующую величину (часть в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4 .

  • несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечительства в возрасте до 23 лет;
  • выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и выпускники вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.

5.Размер квоты. Как рассчитать количество квотируемых рабочих мест для инвалидов и молодежи?

Работодатели в месячный срок после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальное подразделение Отдела квотирования рабочих мест ГКУ ЦЗН в соответствии со своим юридическим адресом.
При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку по Форме К-1 «Сведения о регистрации работодателя» (карточка должна быть подписана руководителем организации и главным бухгалтером, заверена печатью организации) и предъявляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:

НК не регламентирует данный вопрос и не содержит каких-либо указаний на этот счет. Однако есть разъяснения Управления Министерства по сборам и налогам в Москве в ответ на запрос от одного из предпринимателей. По мнению органа, выплата за каждого нетрудоустроенного гражданина-инвалида выступает в качестве санкции, которая накладывается на компанию за неисполнение ею условий квотирования рабочих мест для лиц, особенно нуждающихся в соцзащите. В связи с этим данные расходы не учитываются при исчислении налоговой базы по п. 2 ст. 270 НК.

Неясным остается вопрос, включать ли в среднесписочную численность сотрудников, работающих в структурных подразделениях за пределами региона, где зарегистрирована головная организация. С одной стороны, авторы статей по вопросам квотирования цитируют определение ВАС РФ от 03.09.2012 № ВАС-11 395/12, в соответствии с которым расчет квоты производится без учета филиалов и представительств организации, расположенных в другой местности (за пределами муниципальных образований 8). М.А. Кокурина указывает, что квоту должны устанавливать компании, численность персонала которых с учетом всех подразделений, даже расположенных в других регионах, составляет более 100 человек 9 . При этом количество квотируемых мест надо определять исходя из среднесписочной численности работников в каждом подразделении. В данном случае автор статьи не согласен с мнением М. А. Кокуриной, поскольку в Законе г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» указано: работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Таким образом, имеет значение место расположения обособленных подразделений: если они находятся на территории столицы, то их численность включается в среднесписочную, если же за ее пределами – не включается.

Согласно подп. 1 п. 2 статьи 24 Закона о соцзащите инвалидов, в обязанности нанимателя включено создание либо выделение соответствующих квоте рабочих мест. Однако осуществлять самостоятельный поиск нуждающихся граждан предприятие не должно. В связи с этим вполне вероятна такая ситуация, что руководитель готов принять на работу инвалидов, но заявок на трудоустройство ни от них самих, ни от исполнительных органов, ни от общественных организаций в течение установленного срока не поступило. В данном случае наниматель не виноват в том, что его предприятие не исполнило предписания законодательства. Тем не менее квота не будет выполнена. Соответственно, появляются основания для возникновения обязательной выплаты в бюджет. Из этого следует, что назначение «пошлины» не будет зависеть от причин, по которым граждане с ограниченными возможностями не трудоустроены на квотированные места. Вместе с этим наниматель не может отказать обратившемуся к нему лицу под предлогом, что вместо зачисления его в штат будет выплачена установленная сумма в бюджет. В этом случае руководитель будет привлечен к ответственности по ст. 5.42 КоАП.

Рекомендуем прочесть:  Когда Увольнять Инввалида По П5 Ч1 Ст83 Тк Рф Ч

В соответствии с Указом президента от 07.05.2012 государство должно было обеспечить формирование до 14.2 тыс. квотируемых мест ежегодно с 2013 по 2015. Расходы, которые несет руководитель, могут компенсироваться службой занятости в ходе проектов по уменьшению напряженности на рынке. В 2011 году выплата нанимателям из федерального фонда на оснащение необходимым оборудованием рабочего места для конкретного гражданина составляла 50 тыс. руб.

Неурегулированным остался вопрос, включаются ли в среднесписочное количество рабочих мест места с вредными и (или) опасными условиями труда. Как указано в официальном разъяснении Федеральной службы по труду и занятости от 15.03.2013 (см. приложение), квота для приема на работу инвалидов устанавливается организациям различных форм собственности, в том числе организациям с вредными и тяжелыми условиями труда, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественных объединений инвалидов. Со ссылками на ст. 23 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», а также ст. 224 ТК РФ разъясняется, что организации не вправе при расчете квоты для приема на работу инвалидов исключать из среднесписочной численности работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Следует ли устанавливать квоты обособленным подразделениям организаций, численность которых превышает 100 человек? Решение этого вопроса зависит, прежде всего, от того, какие полномочия предоставлены руководителю данного структурного подразделения. Если он наделен правом приема и увольнения сотрудников, то обособленное подразделение обладает функциями работодателя и обязано самостоятельно резервировать рабочие места для инвалидов. Подтверждением этому служит следующий пример из судебной практики.

Квотирование рабочих мест для инвалидов определяет минимальное количество рабочих мест, зарезервированных для граждан, которым сложно трудоустроиться без использования возможностей программы социальной защиты. Величина квоты рассчитывается в процентном отношении к общему числу работников, определяемому по утверждённому штатному расписанию. Согласно Трудовому Кодексу, предприятие обязано принять на работу инвалида, направленного уполномоченными органами для трудоустройства, при условии несоблюдения компанией требований квот, обусловленных неукомплектованностью штатами, в необходимом соотношении работников.

  1. Рабочее время. Продолжительность рабочей недели сокращена:
  • Для инвалидов 1 и 2 группы она составляет не более 35 часов;
  • Прием на работу инвалида 3 группы происходит с учетом, что он будет работать не более 40 часов (установленная норма).
  • Время отдыха. Рассматриваемая категория граждан имеет следующие гарантии:
    • Привлечение к сверхурочным работам только с их письменного согласия при наличии разрешения в медицинском заключении;
    • Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составляет не 28, а 30 календарных дней;
    • ТК РФ устанавливается возможность оформления дополнительного неоплачиваемого отпуска – его продолжительность не должна превышать 60 суток ежегодно.
  • Возможность работы по совместительству. В этом случае на инвалида распространяются нормы гл. 44 ТК РФ – его рабочее время не уменьшается, а льготы он сможет получить по месту основной работы.

    Различные виды отчетов предоставляются — ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. В Москве часть отчетности можно подавать по электронной почте. Конкретный перечень обязанностей по отчетности необходимо отслеживать в территориальном подразделении центра занятости населения.

    Согласно статистике, в Китае трудоустроено 80% инвалидов, в Британии – 40%, в США около 30%, а в России всего лишь 10%. При этом правительство Китая или США не считает необходимостью квотирование рабочих мест для инвалидов, но вкладывает приличные средства на адаптацию и трудоустройство людей с ограниченными возможностями. По их подсчетам это выходит дешевле, чем содержать инвалидов за счет государственных пособий.

    Ответственность за невыполнение квот по инвалидам

    При этом инвалиды — это отдельная категория граждан, права которых закреплены не только Трудовым кодексом РФ, но и Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите в Российской Федерации», который более полно описывает права инвалидов в разных сферах, в том числе и в трудовой. — установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; — резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства; — стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; — создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов; — создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; — организации обучения новым профессиям.

    Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью .

    Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью .

    ). До 8 марта прошлого года эта норма предусматривала ответственность только за отказ в приеме на работу в пределах установленной квоты, который карался штрафом в размере от 2000 до 3000 руб. Этот законопроект, кстати, был также разработан на уровне субъекта — Законодательным собранием Оренбургской области, но, видимо, даже эти меры на деле оказались недостаточно эффективными.

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    1. Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты —

    Штрафы за невыполнение квоты по инвалидам

    Если у работодателя заняты от 35 до 100 человек, то квота не превысит 3% среднесписочной численности работников. Такое условие например, Законом края от 11.06.2009 № 284 и постановлением Правительства области от 21.10.2013 № 456-п. Для компании, в которой трудится более 100 человек, квота составит не менее 2%, но не более 4% среднесписочной численности работников. Максимальный размер квоты предусмотрен, в частности, законами края от 11.03.2004 № 14-кз и области от 27.04.2009 № 41-ЗО.

    Возникают ситуации, когда работодатели выделяют в качестве рабочих мест неполную ставку, с минимальной, «нерыночной» оплатой труда либо выдвигают слишком высокие, заведомо невыполнимые требования к квалификации кандидатов на квотируемое рабочее место. Спорными моментами остается и применение квот по отношению к индивидуальным предпринимателям, внешним совместителям, не предоставление отчетности в случае отсутствия вакансий по квотируемым местам.

    Действующим законодательством не предусмотрена замена обязательств по созданию рабочих мест для инвалидов финансовыми обязательствами по организации таких мест у других работодателей либо в общественных объединениях. Такая практика существовала, однако, 10 августа 2005 г. по делу N 5-Г05-45 Верховный Суд Российской Федерации признал подобные положения законов противоречащими законодательству — по своим характеристикам такой платеж обладает признаками налога, не предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации.

    Рекомендуем прочесть:  Гарантийный Срок 1 Год Ремонт Был 45 Дней Можно Возвратить Товар Так Как Я Не Пользовался Более 39 Дней

    На региональном уровне прописываются и другие нюансы квотирования — рекомендованные сроки сдачи отчетности, особенности процедуры обустройства рабочих мест для инвалидов и т.д. Работодатели, попадающие под действе квот, обязаны ежемесячно информировать органы службы занятости о наличии свободных рабочих мест, выделенных для трудоустройства инвалидов, локальных актах, содержащих сведения о таких рабочих местах, и выполнении квоты (п.3 ст.25 Закона РФ №1032-1).

    Размещение на предприятиях общественных объединений инвалидов . Этот вариант также предусматривает фактическую занятость работников-инвалидов. В Орловской области работодатели могут выполнить квоту, используя этот прием на основании ст. 3 Закона от 06.12.2007 № 726-ОЗ.

    • Ссылки на Федеральный закон №181-ФЗ.
    • Ссылки на Приказ Минтруда №685н от 19.11.2013 года.
    • Ссылки на региональные законы. Например, города Москвы, Ивановской области, Санкт-Петербурга. Это будет зависеть от места нахождения и функционирования организации.
    • Распоряжения установить квоту на соответствующий закону процент от среднесписочной численности сотрудников.
    • Распоряжения о выделении специальных рабочих мест с соответствующими уровню здоровья условиям труда.
    • Таблицы с перечислением должностей и особенностей оборудования рабочего места.
    • Распоряжения о передаче отчета по трудоустройству инвалидов по квоте в центр занятости. Туда же предоставляются данные о вакантных должностях.
    • На кого возлагается ответственность за выполнение приказа.

    В статье 20 Закона о защите инвалидов среди мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда и обеспечению гарантий их трудовой занятости, отдельно говорится об установлении квот для приема на работу инвалидов, отдельно — о создании специальных рабочих мест для таких работников.

    Такая возможность есть у работодателей, например, на территории Амурской, Тюменской, Тульской и Это предусмотрено ст. 8 Закона Амурской области от 07.07.2004 № 343-ОЗ, п. 3 Порядка квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в (утв. постановлением Администрации Тюменской области от 28.10.2003 № 356), ст. 6 Закона от 11.01.2006 № 679-ЗТО, ст. 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 726-ОЗ.

    Важнейшей составляющей государственной политики в области содействия занятости населения согласно ст. 5 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) является осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. К таким гражданам относятся, в частности, инвалиды.

    Согласно ст. 22 Закона о защите инвалидов минимальное количество специальных рабочих мест для их трудоустройства устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

    Ответственность работодателя за несоблюдение квоты по инвалидам

    1. создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
    2. на стимулирование работодателей за превышение квот, установленных для приема на работу инвалидов;
    3. создание и оборудование рабочих мест для инвалидов;
    4. организацию обучения (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;
    5. иные стимулирующие меры.

    30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 названного Кодекса, выноситься решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу.

    Однако не будем забегать вперед и расскажем обо всем по порядку. Для решения задачи по интеграции инвалидов в общественную жизнь законодательство предусматривает специальные нормы, целью которых является помощь в трудоустройстве лицам с ограниченными возможностями (подробнее об этом см. «»). Одной из законодательных норм, направленных на увеличение рабочих мест для инвалидов, является квотирование (п.

    Предполагается, что налоговые органы будут предоставлять в органы исполнительной власти субъектов РФ сведения о работодателях, которые в истекшем году уплатили компенсационные выплаты в фонд содействия трудоустройству инвалидов за невыполнение установленной квоты За неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалида в соответствии с квотой, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.

    1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, абз. 6 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 19.04.1991 № 1032-1). Так, организации, среднесписочная численность которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые законодательством для приема на работу инвалидов (ст.

    Законодательное собрание Санкт-Петербурга внесло на рассмот­рение в Госдуму законопроект, предполагающий повышение размеров административных штрафов для работодателей в целях предотвращения нарушений законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов и законодательства о занятости населения. По мнению питерских депутатов, дейст­вующие санкции не мотивируют компании соблюдать закон.

    Заметим, что норму ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ полтора года назад уже ужесточали, расширив ее диспозицию и повысив санкции (ст. 2 Федерального закона от 23.02.2013 № 11-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов»). До 8 марта прошлого года эта норма предусматривала ответственность только за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, который карался штрафом в размере от 2000 до 3000 руб. Этот законопроект, кстати, был также разработан на уровне субъекта — Законодательным собранием Оренбургской области, но, видимо, даже эти меры на деле оказались недостаточно эффективными.

    Во-первых, увеличить размер штрафа за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ). Сейчас он установлен для должностных лиц и составляет от 5000 до 10 000 руб., законопроектом предлагается повысить эту «вилку» до 10 000—30 000 руб.

    Во-вторых, авторы законопроекта № 567265-6 предлагают внести в КоАП РФ новый квалифицированный состав правонарушения, предусмотренного сейчас ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)». Новая ст. 19.7.10 должна преду­сматривать ответственность за непредставление или несвое­временное представление сведений (информации) в органы службы занятости о созданных или выделенных рабочих мес­тах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, а равно предоставление таких сведений (информации) в неполном объе­ме или в искаженном виде. Наказывать нарушителей предлагают штрафом в размере от 5000 до 7000 руб. для должностных лиц и от 10 000 до 30 000 руб. для организаций. Составлять протоколы по делам об административных правонарушениях по ст. 19.7.10 должны будут органы службы занятости, а принимать постановления — суд.

    Штрафы за невыполнение квоты по инвалидам

    В Санкт-Петербурге и Карелии — таким органом является Служба занятости населения. В Москве — деятельность работодателей города в части квотирования рабочих мест координирует Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, совместно с Государственным казенным учреждением Центр занятости населения города Москвы. Работодатели подают информацию в территориальные отделы квотирования ГКУ ЦЗН «Квотирование».

    Обязанность работодателя в создании или выделении рабочих мест для инвалидов регламентирована положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а так же Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 90 «О квотировании рабочих мест». Согласно этим нормативным актам, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны создавать или выделять рабочие места для людей с ограниченными возможностями.

    • наличия вакантных рабочих мест (должностей);
    • созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
    • информации о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;
    • выполнения квоты для приема на работу инвалидов.
    1. Конституция РФ. Закрепляет право инвалидов на труд и социальную защиту.
    2. ФЗ №181 от 1995 года (в редакции от 2014 года) . Устанавливает основы социальной защиты инвалидов в России.
    3. Приказ Министерства труда №664н от 2014 года. Регламентирует порядок проведения медико-социальной экспертизы.
    4. Отдельные статьи ТК РФ. Предусматривают порядок приема инвалидов на работу, льготы и гарантии.
    Рекомендуем прочесть:  Скидка Для Учащихся На Карте Тройка

    Учитывая возможности федерального бюджета, практически каждый регион составляет списки людей , которые нуждаются в социальной помощи по трудоустройству. Списки обновляются каждый год за счет данных статистики, которые получают с отделов кадров предприятий.

    Для российских граждан, которые относятся к малозащищенной категории населения, применяются программы социальной политики, направленной не только на защиту их прав, но и на улучшение качества жизни. Правительством было рассмотрено и утверждено ряд нормативных актов, определяющих порядок трудоустройства инвалидов на предприятиях, реализованный за счёт квотированного регулирования их соотношения по отношению к общему числу работников.

    Так, как по закону определяется не сам размер квоты, а только лишь определенный предел, в диапазоне которого имеют право действовать предприятия, организации или учреждения, то определить конкретику в величие самой квоты предоставляется непосредственно работодателям.

    Для определения таковых рабочих мест, не подлежащих включению в расчет квот для инвалидов, существуют критерии на предприятии – это специальные условия труда, регулярные аттестации таких профессий и особые отметки, оценки инспекцией Роструда, которые выступают для предприятия как норматив.

    Кроме того, схожее определение квоты содержалось в утративших силу Рекомендациях по квотированию рабочих мест, утв. постановлением Минтруда России от 06.02.1995 № 9. Квотой называли минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

    • инвалиды;
    • лица, освобождённые из учреждений, исполняющих наказание;
    • лица предпенсионного возраста (к ним отнесены те, кому до трудовой пенсии по старости осталось 2 года);
    • несовершеннолетние (лица в возрасте от 14 до 18 лет);
    • вынужденные переселенцы и беженцы;
    • многодетные и одинокие родители, которые воспитывают несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
    • лица, уволенные с военной службы;
    • граждане от 18 до 20 лет со средним профобразованием, ищущие работу в первый раз;
    • лица, пострадавшие вследствие радиационных аварий (Чернобыльской и других катастроф).

    То есть работодатель не выполнял требования о квотировании, поскольку в законодательстве под выполнением квоты понимается фактическое трудоустройство инвалидов на созданные или выделенные рабочие места. Спорная ситуация была разрешена Верховным судом РФ в постановлении от 27.08.2012 № 46-АД12-17 .

    КоАП РФ. Значит, в первую очередь необходимо принять локальный нормативный акт о выделении (создании) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты. Данная квота установлена Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ, согласно которому работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников; работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

    О наличии данного приказа было сообщено прокурору при проведении им проверки. Ею были предприняты меры по изысканию инвалида для замещения должности, в частности, ежемесячно направлялись в Центр занятости населения сведения о потребности в работнике в соответствии с квотой, размещены объявления в сети Интернет.

    По его мнению, введение обязательного квотирования рабочих мест для среднего и малого бизнеса приведет к увеличению финансовой нагрузки на некрупные предприятия и затруднит их деятельность. Такое опасение выглядит вполне оправданно. Ведь инвалидам в определенных случаях нужно обеспечить особые условия труда. Например, расставить мебель или оборудование таким образом, чтобы работник, который пользуется коляской, мог при необходимости свободно передвигаться в помещении. Если у сотрудника повреждено зрение либо человек слепой, то его рабочее место нужно снабдить тактильными ориентирами и радиофицировать. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов закреплены в СП 2.2.9.2510-09 (утв.
    Суд указал, что работодатель не обязан заниматься поиском инвалидов для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для их трудоустройства. Если в организацию не обращаются лица с ограниченными физическими возможностями с целью заключить трудовой договор, то работодатель не может быть привлечен к ответственности за невыполнение квоты. Подобная позиция также подтверждена определением Верховного суда РФ от 22.05.2013 № 50-АПГ13-5. Суд отметил, что подбор кадров на квотируемые рабочие места не входит в задачи работодателя. Что чреват отказ создать рабочее место для инвалида За нарушение законодательства о квотировании рабочих мест предусмотрены разные виды ответственности. Административная ответственность.

    Позиция судов, что рабочие места считаются созданными (выделенными), только в том случае, если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства. Таким образом, чтобы исключить претензии со стороны инспекционных органов по данному вопросу, а так же аргументировано оспорить законность привлечения к административной ответственности за невыполнение обязанности по созданию и выделению квотируемых рабочих мест, организациям необходимо предпринять все меры по соблюдеению квоты для приема на работу инвалидов установленные действующим законодательством. В том числе – выполнять требования пункта 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В совокупности, все эти действия, при их документальном подтверждении, помогут отстоять свою правоту.

    Таким образом, чтобы исключить претензии со стороны инспекционных органов по данному вопросу, а так же аргументировано оспорить законность привлечения к административной ответственности за невыполнение обязанности по созданию и выделению квотируемых рабочих мест, организациям необходимо предпринять все меры по соблюдеению квоты для приема на работу инвалидов установленные действующим законодательством. В том числе – выполнять требования пункта 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В совокупности, все эти действия, при их документальном подтверждении, помогут отстоять свою правоту.

    Работодатель должен принять подходящего по квалификации инвалида сразу, то есть без испытательного срока. По завершении собеседования соискатель предоставляет в отдел кадров пакет документов и снимается с учета в ЦЗН. Организация направляет отчет о принятии гражданина на работу.

    Стоит отметить, что прием на работу инвалидов является обязательным требованием не только для отдельных офисов либо производств, но и для филиалов компании, расположенных в разных уголках страны. На них будут распространятся нормы тех регионов, где они ведут свою деятельность.

    После вводной части идет основная. Ее содержание будет зависеть от района регистрации компании, так как в разных частях России приняты разные локальные акты о том, какой именно процент инвалидов должен работать в организации со штатом более 100 человек. В прикрепленном бланке и образце предусмотрено расположение в документе:

    То, что инвалиды испытывают особые трудности в процессе поиска работы ясно всем. Государство стремиться помочь преодолеть препятствие, устанавливая квоты, обязывая организации трудоустраивать лиц с ограниченными возможностями.