Царю небесный утешителю текст на русском

Молитва «Царю небесный»

Очень часто у верующих людей возникают сложности в понимании образа Бога в трех ипостасях, но при этом Нераздельного и Единосущного. Именно на этой догме основывается православное христианское вероучение. Для того чтобы наглядно объяснить, священнослужители используют земное сравнение — образ женщины.

О Святом Духе в молитве говорится, что он присутствует везде. Именно такое определение также применимо к Богу. Далее следует подтверждение того, что Дух Святой все может исполнить. Под этим подразумеваются не только все желания и просьбы искренне верующего человека. Такая фраза указывает то, что Святой Дух заполняет весь мир вокруг нас и оживотворяет его. Каждое мгновение он поддерживает существования мира в целом, в противном случае все будет разрушено. То есть в этой молитве акцентируется внимание на том, что бог — это Создатель и Творец.

Еще в детстве Святой Дух начинает сообщать о том, что был совершен. И делает он это посредством использования такой внутренней характеристики человека как совесть. Именно через нее Высшая сила обращается к человеку и принимает участие в формировании его характера. Если случается так, что человек продолжает поступать не по совести, и не обращает внимания на знаки, которые даются свыше, то Святой Дух покидает его.

Святой Дух, вселяясь в человека, сближает его с Богом и в итоге приводит к нему. Это значит, что человек получает надежную защиту от Господа Бога, ведь Всевышний любит каждого из нас, поэтому даже грешников он не бросает в трудную минуту, пытаясь научить жить по заповедям Божьим и наставить на путь истинный. Причем приводит господь нас к этой истине через Святого Духа.

Вообще, в христианской религии Святой Дух — это определенная самостоятельная сущность. Он представляет бесплотное создание, которое способно пронизывать мир мертвых и живых. Святой Дух не имеет характера, лица и эмоций. Но он способен наполнять человека Божественной силой и даровать благословение. Именно посредством Святого Духа осуществляется Крещение. Примечательно, что в силу бестелесности и невидимости Святой Дух не может действовать самостоятельно, но при этом он может принимать различные формы. Самым популярным изображением Святого Духа является голубь.

Царю небесный утешителю текст на русском

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Молитва «Царю Небесный»

  • владыкой всего Небесного, то есть Царем,
  • Утешителем, то есть тем, кто посоветует, наставит на истинный путь, утешит в скорбях и избавит от уныния,
  • а также даем имя Дух истины – именно так называл его и Иисус Христос. Это имя значит, что он научит нас только истинному, тому, что полезно и нужно нашей душе.

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша. Перевод: Царь Небесный, Утешитель (Советник, Наставник), Дух истины, везде сущий (находящийся) и все наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель жизни, прииди и поселись в нас (среди нас), очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.

Чтобы понять все значение молитвы «Царю Небесный», нужно изучить ее текст на русском языке. В молитвословах даны ударения, которые непременно нужно ставить правильно, ведь ударение не в нужном месте может исказить смысл молитв. Толкование имен Святого Духа уже дано во введении статьи, нужно продолжить читать молитву дальше.

  • «Иже везде сый» — означает, что Святой дух находится везде, всё наполняет собой,
  • «И вся исполняй» — дает все, что нужно в его понимании, что не нанесет вреда душе,
  • «сокровища благих» — источник всех благодеяний и добра на Земле,
  • «жизни подателю» — христианская жизнь начинается с Крещения, то есть принятия Святого духа, а также через него православные получают вечную жизнь своей бессмертной души,
  • «приди и вселися в ны» — то есть наша душа будет вместилищем, местом обитания Святого Духа,
  • «и очисти ны от всякия скверны» — это главная мечта любого верующего – очиститься окончательно от греха, чтобы никакая «грязь» не прилипала к нашей душе,
  • «и спаси, Блаже, души наши»!

Царю Небесный

Назы­ва­ем Его Духом исти­ны (так назвал Его Сам Спа­си­тель — Ин.15:26 ), пото­му что Он, как Дух Свя­той, науча­ет всех толь­ко одной истине, прав­де, толь­ко тому, что для нас полез­но и слу­жит к наше­му спа­се­нию. Он Бог, и Он вез­де нахо­дит­ся и все Собою напол­ня­ет: Иже вез­де сый и вся испол­ня­яй.

Мы про­сим Его, что­бы Он при­шел и все­лил­ся «в нас». Послед­нее мож­но пони­мать дво­я­ко (и одно пони­ма­ние отнюдь не исклю­ча­ет дру­го­го): или мы хотим, что­бы каж­дый из нас стал оби­те­лью Духа, хра­мом Бога; либо (ср. Ин.1:14 ) – что­бы Свя­той Дух оби­тал сре­ди нас, меж­ду нами, объ­еди­няя хри­сти­ан в еди­ное Тело Хри­сто­во – Цер­ковь.

Это было лет пять-семь назад, ещё до первого теракта в московском метро. Я ехал в метро по синей ветке от моей мамы домой со Щёлковской до Арбатской. Дело было в конце лета, или в начале осени. Время было к вечеру, около пяти. Я почти всегда в метро что-нибудь сочиняю, рифмы вертятся в голове в ритме с колёсами вагонов. Я сидел напротив входной двери с автоматическим карандашом в руке и записной книжкой, рассеянно смотрел на дверь, конкретно не видя входящих, хотя пассажиров было не много, и были свободные сидячие места. Напротив меня у входной двери сидел мужчина славянского вида, лет сорока, в светлой летней сорочке с коротким рукавом и аккуратной стрижкой, типа «молодёжная» или «канадка», читал книгу.
На остановке «Бауманская» дверь вагона открылась, кто-то вышел, но не помню, зашёл ли кто. Пора было закрываться двери, о чём объявил в репродуктор, но вошёл высокий, пожилой мужчина, в каком-то сером старом длинном плаще, похожем на офицерский, в серой, пёстрой кепке, блином на голове. Лицо у него было длинноватое, с небольшими морщинами, но не ровное, как бы после угрей. Глаза не были пьяными, но ничего не выражали, и, кажется, были бесцветными. Точнее, он не вошёл, а шагнул в вагон одной ногой, бросил на середину вагона целлофановый, беловатый пакет – «маечка». Он с глухим стуком упал, как бы там было кусков пять хозяйственного мыла. Мужчина повернулся и пошёл назад, тот, который читал книжку, не вставая, взял пакет и швырнул его пожилому прямо на пятки. Тот растерянно остановился, посмотрел на пакет, но дверь закрылась и мы поехали.
Мы, пассажиры, осмысливая происшедшее, стали переглядываться, кто-то покачал головой, а мужчина у входной двери, продолжал читать книжку, не поднимая головы. Следующая остановка была на Курском вокзале, и мужчина с книжкой резко встал и вышел. В вагон зашли пассажиры и все места заняли.
Потом я много раз анализировал этот случай и понял, что это была не шутка. Меня спасли ангелы – хранители, а точнее, тот ангел-хранитель с книжкой в руке. Он был видимо хранителем и для других, сидящих в этом вагоне.
Наверное, я должен был пойти в полицию и рассказать об этом, но мы тогда были ещё не «пуганными воронами», да и полиция тоже… Меня бы послали, куда подальше, а я был очень занят, так как ещё работал, находясь на пенсии.
Остаётся благодарить Бога и того мужчину, который нам стал Ангелом-Хранителем. Побольше бы таких нам в Столице и в России!
ПОСТСКРИПТУМ:
Надо в карусели «бытовухи»,
Дорогой читатель, брат и друг,
Невзначай кого-то не обидеть!
Ангелы-Хранители вокруг!

Слава Ёзефу Шульцу – герою!
И другим, жизнь отдавшим свою!
Кто сознательно и добровольно
Шёл на верную смерть не в бою!
ПОСТСКРИПТУМ:
А вы проживёте на свете
Как черви земные живут.
Ни сказок о вас не расскажут!
Ни песен о вас не споют!
(Из песни А. Вертинского)

Мы просим Его, чтобы Он пришел и вселился «в нас». Последнее можно понимать двояко (и одно понимание отнюдь не исключает другого): или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, храмом Бога; либо (ср. Ин.1:14) – чтобы Святой Дух обитал среди нас, между нами, объединяя христиан в единое Тело Христово – Церковь.

Называем Его Духом истины (так назвал Его Сам Спаситель — Ин.15:26), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению. Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: Иже везде сый и вся исполняяй.

Я и жена (74 и 70 лет) приняли вакцину Спутник-Ви 8-го января, второй раз будем принимать 29-го.Прошло без особых ощущений. У жены скакало давление, но это было и раньше. У меня была температура 36,2.Внук (26 лет) провакцинировался полностью.Его два дня «ломало», плохо засыпал, температура была 37,5, на третий день поехал к друзьям.Меня после укола предупредили, что спиртное нельзя принимать три дня. Через три дня я отметил мой 74-й День рождения.Удачи Вам в вакцинации, коллеги и читатели!С Богом!Сегодня 16.01.21 г.
29-го мы с женой сделали вторую «вакцину». У жены была температура до 38 гр и скакало давление. У меня давление поднималось до 135, других симптомов не было.Через 14 дней должны открыть бесплатный проезд на наших соцкартах.
12-го вечером я и жена получили СМС о том, что завтра нам откроют бесплатный проезд по соцкартам. Утром 13-го мы уже поехали по соцкартам. Удачи Вам, коллеги и читатели в вакцинации! Л.К.

Рекомендуем прочесть:  Документы Необходимые Для Конкурса По Управлению Многоквартирного Дома И Характеристики Многоквартирного Дома Не Соответствуют Действительности

Царю Небесный: молитва, текст, толкование

Молитва Царю Небесный — это обращение к Святому Духу, являющееся частью церковного богослужения. Святой дух — третье Лицо Святой Троицы, Господу Животворящему. Название молитвы происходит от первых двух слов из ее текста. От Пасхи до Вознесения эта молитва не читается, ее место занимает тропарь Пасхи «Христос воскресе…». от Вознесения до Дня Святой Троицы молитву не произносят.

Святой Дух упоминается в Ветхом Завете три раза: дважды в книге пророка Исаии и один раз в 50 псалмах. А вот в Новом Завете Святой Дух появляется уже гораздо чаще. В виде голубя он спускался во время Крещения Господа нашего Иисуса Христа. О нем не раз говорили евангельские персонажи. Он приходил к Апостолам, когда те шли на проповедь. Поэтому при произношении молитвы Царю Небесный нет привычного припева «возрадуйся» или «радуйся», но зато есть слово «приди», которое призывает третье лицо Святой Троицы.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Объяснение: Душе – дух. Иже – который. Сый – сущий, пребывающий. Вся исполняяй – всё наполняющий. Сокровище – хранилище, источник. Благих – добрых. Вселися в ны – вселись в нас. Скверна – грех. На русском: Царь Небесный, Утешитель (Советник, Наставник), Дух Истины, везде сущий (находящийся) и всё наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель Жизни, прийди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.

Молитва Царю Небесный — стихира шестого гласа на стиховне на великой вечерни Пятидесятницы. Ее относят к VIII—IX векам. Авторство молитвы остается неизвестным. Точную дату обозначить нельзя, но известно, что ее не было при Константинопольском уставе IX века. Читать молитву Царю Небесный можно и келейно, в домашней молитве.

В молитве говорится о вездесущности Господа, о том, что ничто и никто не укроется от Него. Дух пребывает везде, и мы просим его защитить нас от власти смерти и греха, которым человек был поражен. Мы говорим о Святом Духе «Утешитель», потому что Он утешает нас в скорбях, называем Его Духом Истины, потому что Истина есть только в Боге. Мы говорим, что Он — жизни Податель, потому что для человека источник жизни в Боге и Его милости. Поселившись в нас и, очистив нас от скверны грехов, Дух Святой дарует нам вечную жизнь и спасение через жертву Господа нашего Иисуса Христа.

«Жизни подателю». Дух Господень несёт с Собой жизнь, Он сотворил эту жизнь. Тайна жизни никогда не будет разгадана сухим и чёрствым, а особенно неверующим умом. И воздавая Господу благодарность за дар жизни, мы должны понимать, что истинная жизнь есть общение с Богом, союз с Ним, истинная жизнь даётся нам, когда мы входим в Божественную область, когда Дух Святой прикасается к нашей душе, её священным и таинственным образом очищает, её украшает, её исполняет. И соответственно, дыханием жизни является только молитва, устремление к Богу всей нашей природы – тела, души и духа, мыслей и чувств. И об этом говорит Господь: «Жаждущий да приидет ко Мне и черпает, пьёт воду жизни даром».

«Иже везде сый и вся исполняяй». Если бы у нас открылись сердечные очи, мы бы увидели, что вся вселенная – и небо, и земля, и всякое творение Божие, и животный, и растительный мир, и небесные тела, и люди, все они движутся и существуют благодаря пребыванию в них Духа Святого. Тот есть воистину Царь, Который, пребывая вне этого мира, Своей энергией пронизывает все видимое и невидимое. И созерцая красоту Божьего мира, расцветающую природу, взирая на людей, нам должно воспоминать зиждительного творческого Духа и, так сказать, черпать вдохновение от внимательного рассматривания чистым оком всего, что открывается нашему взору. Но не прилепляться ни к чему земному, потому что главный предмет нашего вожделения, алкания есть невидимый Господь.

«И спаси, Блаже, души наша». Общение со Христом и Духом Святым и Отцом есть самое спасение. И тот, кто позаботится, причастившись Святых Христовых Таин, пребывать в благодарении, в смирении, в любви, в молитве, не потерпит умаления Божественной благодати и по выходе из храма, потому что по Божьему предназначению сам человек есть одушевленный храм, в котором таинственно пребывает Божественная благодать.

Бог единый и одновременно существует в трех ипостасях. Каждый образ имеет свои прерогативы. Через Духа поддерживается связь Отца и Сына, общение любви и жизни. Иисус начал великий труд по примирению Бога с человеком. Именно через святого духа осуществляется эта связь.

Господь Дух Святой есть Царь, в отношении Которого мы, Его верноподданные, должны быть всегда верными нашему призванию, трепетными, богобоязненными. Ничто высокое не помышлять о самих себе, но со страхом и трепетом содевать наше спасение2, то есть привлекать смирением, чистотой и любовью благодать Святого Духа.

Молиться мы должны ко Господу Богу, Единому во Святой Троице. Только Отец наш Небесный может дать нам то, что будет полезно нашей душе. А к Пресвятой Богородице, всем святым угодникам Божьим и к Ангельским Небесным Силам мы обращаемся с просьбой их заступничества перед Господом. Не остаётся неуслышанной ни одна идущая от сердца, от всей души молитва, Царица Небесная и святые всё слышат и в нужный момент подают необходимую помощь. Молитвы святым и Пречистой Владычице можно найти в православных молитвословах. Приобретать подобные книги необходимо в православных храмах или монастырях. На книгах, содержащих молитвы, должно быть благословение русского Святейшего Патриарха либо правящего Архиерея либо Издательского Совета Русской Православной Церкви.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. ПЕРЕВОД:
Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Источник благ и Податель жизни, приди и вселись в нас и очисти нас от всякого греха и спаси, Благой, души наши.

Смысл: Дух истины вездесущ — пребывает всюду и всё наполняет присутствием Своим. Дух истины — такое название дано Господом Иисусом Христом. Он учит всех исключительно правдивым знаниям, которые полезны для нас и могут послужить спасению наших душ.

Если человек делает первые шаги ко храму и пытается укрепиться в вере, не следует читать молитвы из светских газет и приобретать духовную литературу в книжных магазинах. Можно, по ошибке купить оккультную литературу, которая показалась внешне христианской. Хорошо обратиться за советом к священнику. Ещё лучше, если есть духовник, постоянно следящий за состоянием души и уровнем духовной жизни своего чада.

Христиане дали название Духу Святому – «жизни Податель» неслучайно. То, что живёт на этом свете — развивается Духом Святым. Именно от Него получили мы возможность жить. От Него же исходит предоставление христианским душам прекрасной и бесконечной загробной жизни. Лишь через Него нам дана возможность очиститься от наших грехов.

Молитвы вечерние на сон грядущим

Что Ти принесу, или что Ти воздам, великодаровитый Безсмертный Царю, щедре и человеколюбче Господи, яко ленящася мене на Твое угождение, и ничтоже благо сотворша, привел еси на конец мимошедшаго дне сего, обращение и спасение души моей строя? Милостив ми буди грешному и обнаженному всякаго дела блага, возстави падшую мою душу, осквернившуюся в безмерных согрешениих, и отыми от мене весь помысл лукавый видимаго сего жития. Прости моя согрешения, едине Безгрешне, яже Ти согреших в сей день, ведением и неведением, словом, и делом, и помышлением, и всеми моими чувствы. Ты Сам, покрывая, сохрани мя от всякаго сопротивнаго обстояния Божественною Твоею властию, и неизреченным человеколюбием, и силою. Очисти, Боже, очисти множество грехов моих. Благоволи, Господи, избавити мя от сети лукаваго, и спаси страстную мою душу, и осени мя светом лица Твоего, егда приидеши во славе, и неосужденна ныне сном уснути сотвори, и без мечтания, и несмущен помысл раба Твоего соблюди, и всю сатанину детель отжени от мене, и просвети ми разумныя очи сердечныя, да не усну в смерть. И посли ми Ангела мирна, хранителя и наставника души и телу моему, да избавит мя от враг моих; да востав со одра моего, принесу Ти благодарственныя мольбы. Ей, Господи, услыши мя грешнаго и убогаго раба Твоего, изволением и совестию; даруй ми воставшу словесем Твоим поучитися, и уныние бесовское далече от мене отгнано быти сотвори Твоими Ангелы; да благословлю имя Твое святое, и прославлю, и славлю Пречистую Богородицу Марию, Юже дал еси нам грешным заступление, и приими Сию молящуюся за ны; вем бо, яко подражает Твое человеколюбие, и молящися не престает. Тоя заступлением, и Честнаго Креста знамением, и всех святых Твоих ради, убогую душу мою соблюди, Иисусе Христе Боже наш, яко Свят еси, и препрославлен во веки. Аминь.

Господи Боже наш, в Негоже веровахом, и Егоже имя паче всякаго имене призываем, даждь нам, ко сну отходящим, ослабу души и телу, и соблюди нас от всякаго мечтания, и темныя сласти кроме; устави стремление страстей, угаси разжжения востания телеснаго. Даждь нам целомудренно пожити делы и словесы; да добродетельное жительство восприемлюще, обетованных не отпадем благих Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь.

Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благосотвори. Братиям и сродником нашим даруй яже ко спасению прошения и жизнь вечную. В немощех сущия посети и исцеление даруй. Иже на мори управи. Путешествующим спутешествуй. Служащим и милующим нас грехов оставление даруй. Заповедавших нам недостойным молитися о них помилуй по велицей Твоей милости. Помяни, Господи, прежде усопших отец и братий наших и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего. Помяни, Господи, братий наших плененных и избави я от всякаго обстояния. Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную. Помяни, Господи, и нас, смиренных и грешных и недостойных раб Твоих, и просвети наш ум светом разума Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых: яко благословен еси во веки веков. Аминь.

И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да востав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги плотския и безплотныя. И избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых. Яко Твое есть царство, и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, не лиши мене небесных Твоих благ.
Господи, избави мя вечных мук.
Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя.
Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия.
Господи, избави мя от всякаго искушения.
Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение.
Господи, аз яко человек согреших, Ты же яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея.
Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое.
Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней и даруй ми конец благий.
Господи, Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое.
Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея.
Господи небесе и земли, помяни мя грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь.

Царю небесный

Две трети этой молитвы составляют обращения к Святому Духу, и только в конце заключено прошение. Первое обращение к Святому Духу — Утешитель. Так Христос называл Его в беседе с учениками: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет».

Это простая короткая молитва, мы не знаем ни её автора, ни времени написания. Исследователи считают, что молитва ко Святому Духу появилась в конце первого тысячелетия. Она является стихирой, то есть кратким песнопением праздника Пятидесятницы или Святой Троицы. Но «Царю Небесный» так полюбилась людям, что со временем именно с неё стали начинать богослужения и домашнюю молитву. Кроме того, есть обычай читать «Царю Небесный» перед любым важным делом, чтобы призвать помощь Святого Духа.

Рекомендуем прочесть:  Договор Оказания Возмездных Услуг В Устной Форме

В молитве говорится, что Святой Дух всё наполняет — это значит, что Он не только присутствует везде, но и вдыхает жизнь в мир, он — жизни Податель. Так и в Символе веры мы называем Святой Дух Животворящим, потому что он — единственный источник всего благого и доброго.

В период от Пасхи до Пятидесятницы молитву «Царю Небесный» не читают. До Вознесения её заменяют троекратным праздничным пасхальным песнопением «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», а потом десять дней специально пропускают. Так Церковь вспоминает напряжённое ожидание, в котором пребывали апостолы до ниспослания Святого Духа. В день Святой Троицы «Царю Небесный» зазвучит с новой силой.

Молитва «Царю Небесный»

Упоминание о нем в Евангелие уже более часто. Христиане знают, что он пришел к Господу в момент Его крещения. Еще он появлялся перед апостолами тогда, когда те шли на исповедь. Именно поэтому в молитвах можно услышать слово «приди», которое призывает третье лицо Троицы.

Проследить действия Утешителя во время служения апостола Павла можно, исследуя его послание «Деяния апостолов». Некогда гонитель христиан, Павел, ученик Христа, Которого он видел только в Ярком Свете, во всех своих посланиях подчеркивает, что все чудеса, сотворенный через него, совершал Дух Святой, посылаемый Иисусом, творящим милость и суд людям по воле Отца.

Духом Святым, явленным в облаке, еврейский народ был выведен из Египта, им же через архангела Гавриила было передано послание Деве Марии.Апостол Павел передает слова Иисуса о том, что тело каждого христианина является храмом Божьим, если в нем живет Дух Святой.Третья Божья Ипостась не один раз проявила Себя в Новом Завете, явившись впервые в виде голубя, севшего на плечо Иисуса во время водного Крещения в Иордане.

Дорогие братья и сестры! Предлагаем вам посетить уникальный ресурс https://www.slovo-pomoshi.ru/. С его помощью вы можете передать ваши чаяния в Петербургские храмы, часовни, монастыри, также обратиться к праведникам на месте их захоронения. Мы сами напишем записку, отнесем её в храм и отправим вам на почту фотоотчёт. Обращение к Богу с помощью треб помогло многим людям пережить горе, вернуть здоровье и радость мирской жизни.

В Евангелие о Царе Небесном упоминается уже чаще. Наверное, каждый христианин знает, что Дух пришел к спасителю во время великого Крещения. Также он приходил к апостолам, когда они шли на проповедь. Именно поэтому в текстах молитв Царю Небесному слушать приходится не привычный припев «возрадуйся» или «радуйся», а слово «приди», которое призывает третье лицо Святой Троицы.

Помяни, Господи, Царя Давида и всю кротость его. Помяни, Господи, Царя Соломона и всю премудрость его. Помяни, Господи, убиенную Царскую Семью и молитвами их святыми помилую нас, грешных. Народ Твой заблудший, страстьми обуреваемый, Враждою и зависью снедаемый, соблазном многим самохотне предавшийся, Тебе изменивший и от веры Твоея святыя отвергшийся, Ты, о Премилосердый Господи, прости и помилуй. Милостию Твоею посети, изнеможение духа его уврачуй, прельщение обманов разжени, належащие соблазны ослаби. И вся ны благодатною силою Твоею защити и сохрани и сердцу нашему чуяти истину даруй.

Существует такое понятие, как Крещение Святым Духом. Что это значит? Это Крещение предоставляется не для облегчения эмоционального состояния. Главной причиной является легкое и чистое построения духовной жизни, что дается далеко не каждому. И как раз таки Крещение такого рода, будет способствовать духовному росту и улучшению качества жизни.

Православная молитва «Царю небесный» (текст на русском языке вы найдете ниже) — является одной из основных, во время церковной службы читается далеко не один раз и кроме того её относят к числу «домашних молитв». Читать её можно после пробуждения и перед сном. Во время службы в Церкви она читается одна из первых.

В первую очередь он помогает каждому понять Божью истину: в Библии можно найти обещания, что он поможет нам в этом. Если человек имеет искреннее желание стать христианином, то он должен знать Библию, в которой всё подробно сказано. Каждый должен найти время на изучение Святой книги и попросить Царя Небесного в молитве помочь нам в этом.

Святой Дух помогает устоять от искушений. Люди не должны бояться всех этих искушений, Господь Бог и Святой дух обязательно помогут нам не поддаться им. Святой Дух всячески покажет человеку путь Божий, по которому можно будет выйти из ситуации, если каким-то образом человек всё равно в неё попал.

Произносят их и когда подступают к душе нечистые страсти, намереваясь погубить ее гневом, унынием, разного рода соблазнами и мечтаниями. В таких случаях внимательные люди также незамедлительно призывают на помощь Святой Дух, поскольку, как наставляет проповедник Д. Белоусов: «Святой Дух, входя в нас, изгоняет из нас другие духи».

Произнося молитву, верующие просят Святого Духа о приходе и вселении в них подобно тому, как в день Пятидесятницы Он снизошел на учеников Спасителя, наделяя их удивительными способностями и чрезвычайной силой. Незримо и тихо входит Дух в людские сердца. Узнать же Его благодатное присутствие можно по плодам. Апостол Павел так говорит об этом в Послании галатам: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22,23). Главное, чтобы эти дары не остались незамеченными из-за невнимания, ибо, как заповедовал учитель Церкви IX века Симеон Богослов: «Кто однажды уничижит дар, данный ему от Бога, тот никогда уже более не удостоится его».

А православный лектор из г. Сочи Дмитрий Белоусов поясняет: «Человеческая душа, созданная по образу и подобию Божию, является «сосудом» для Святого Духа. И если этот «сосуд» в нас не наполнен Святым Духом, то мы «мертвы». А если в нас этот Дух есть, то мы становимся богам по благодати».

Однако, начиная со Страстной Седмицы, до Троицы ее не произносят, поскольку в этот период Церковь мысленно следует за евангельскими событиями, согласно которым Дух Святой снизойдет на учеников Христа только лишь через 50 дней после Воскресения Искупителя. Тогда-то слова этого текста и начнут читать вновь.

Произнося слова прошения о вселении в сердце Духа Божия, необходимо быть особенно внимательными, поскольку Дух этот — самый Дорой Гость, к приходу Которого нужно чисто убрать и благолепно украсить «горницу своей души». И мало Его просто принять, нужно еще постоянно прикладывать усилия, неустанно пребывая в подвижничестве, чтобы удержать Его.

Молитва “Царю Небесный”; мольба к Святому Духу

«Кто до точности вникает в глубины таинства, тот, хотя объемлет некоторое скромное по непостижимости понятие боговедения, не может однако уяснить словом этой неизреченной глубины таинства: как одно и то же числимо и избегает счисления, и разделенно зримо и заключается в единице, и различаемо в ипостаси и не делимо в подлежащем» (святитель Григорий Нисский, 335-394).

«Святой Григорий Богослов, которого часто называют «певцом Пресвятой Троицы», говорит в своих богословских поэмах:«С тех пор, как, отрешившись от житейского, предал я душу светлым небесным помыслам, и высокий ум, восхитив меня отсюда, поставил меня далеко от плоти, скрыл меня в таинницах небесной скинии, осиял мои взоры светом Троицы, светозарнее Которой ничего не представляла мне мысль, Троицы, Которая с превознесенного престола изливает на всех общее и неизреченное сияние, Которая есть начало всего, что отделяется от превыспреннего временем, с тех пор я умер для мира, а мир умер для меня».Под конец своей жизни он выражает желание быть «там, где моя Троица в полном блеске Ее сияния… Троица, даже неясная тень Которой наполняет меня волнением» («Очерк мистического богословия Восточной Церкви», профессор Владимир Николаевич Лосский, 1903-1958).

«Бог, хотя Сам преимущественно на небесах, но Животворящим Духом Своим, как бы лучами Своими, сообщается всей разумной твари — Ангелам и человекам, проникая их духовное существо, освящая, оживляя, укрепляя и возращая, подобно солнечным лучам, проникающим органические и растительные тела, оживляющим и возращающим их. Как солнце, само будучи на небе, освещает всю землю, сообщая свет всякой и самой ничтожной твари и вещи, так и Господь ипостасным светом Своим просвещает всех людей, ибо Он есть Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущаго в мир (Евангелие от Иоанна, 1:9)» (праведный Иоанн Кронштадтский, 1829-1908).

Слова этого молитвословия являются стихирой — коротким песнопением в честь праздника. Ее читают на вечерней службе в праздник Пятидесятницы. Точные сведения об авторе, времени и месте написания этой молитвы отсутствуют. Ее появление можно отнести к 8-9 веку.

Именование в молитве Святого Духа Богом — это не отделение Святого Духа от остальных личностей Пресвятой Троицы. Здесь важно правильное понимание догматов Церкви о единстве Бога. При помощи молитвы православные разговаривают, беседуют с Богом. Так верующие христиане возносят хвалу и благодарение Господу. Они просят у Него различные блага для души и тела.

Молитва царю небесный текст на русском

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Душе – дух. Иже – который. Сый – сущий, пребывающий. Вся исполняяй – всё наполняющий. Сокровище – хранилище, источник. Благих – добрых. Вселися в ны – вселись в нас, среди нас. Скверна – грех.
Перевод: Царь Небесный, Утешитель (Советник, Наставник), Дух истины, везде сущий (находящийся) и все наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель жизни, прииди и поселись в нас (среди нас), очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.

  • В молитвенном воззвании подчеркивается вездесущность Творца, никто, и ничто не может скрыться от Его Лица.
  • Вездесущий Бог приходит по молитвам святым, чтобы спасти от смерти и греховного падения.
  • Утешитель способен утереть слезы и наполнить души покоем в период беды и скорби.
  • Дух Истины направляет христиан по их молитве «Царю Небесный» на путь праведный, будучи Источником жизни и милосердного помилования.
  • Живущий в нас Дух Святой очищает от скверных, греховных мыслей и помыслов, даруя спасение через святую Кровь Спасителя Иисуса Христа, пославшего нам Утешителя.
  • Обращение «Царю Небесный» — объединяющее воззвание, подчеркивающее триединство Творца, равенство каждой из Ипостасей.
  • Именно Дух Святой называется сокровищем жизни, ибо без Него не может совершаться ни одно христианское Таинство.
  • Податель жизнь — Тот, Кто дарит истинную жизнь, ибо, живя в грехах и зависимостях, человек мертв, Он проведет через все жизненные неурядицы и беды и выведет на дорогу правды и истины.

Затем мы просим, чтобы Дух, поселившись в нас, очистил нас от всякой скверны – т. е. от страстей, от греха – и чтобы Он, Благой (т. е. добрый) спас наши души, т. е. избавил бы нас от власти мира, диавола и, опять-таки, наших собственных страстей, и чтобы Он даровал нам Царство Небесное – т. е. Его собственное Царство (см. начало молитвы).

Кроме того, есть обычай читать «Царю Небесный», чтобы призвать Святого Духа перед началом какого-либо дела. Несмомненно, одно из таких дел – молитва, церковное богослужение. И этим, надо полагать, объясняется включение молитвы «Царю Небесный» в состав обычного начала.
Наконец, эта молитва является одной из стихир службы Пятидесятницы – и именно это обстоятельство стало поводом для сегодняшней нашей заметки. Однако рассмотрим сначала сам текст молитвы.

«Царю Небесный» – пожалуй, одна из наиболее известных молитв, наряду с «Отче наш» (молитвой Господней) и 90-м псалмом царя Давида. Она входит в состав так называемого «обычного начала», т. е той последовательности молитв, которая звучит в начале многих служб и последований, в том числе в начале привычных нам утренних и вечерних молитв: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш».

Помяни, Господи, Царя Давида и всю кротость его. Помяни, Господи, Царя Соломона и всю премудрость его. Помяни, Господи, убиенную Царскую Семью и молитвами их святыми помилую нас, грешных. Народ Твой заблудший, страстьми обуреваемый, Враждою и зависью снедаемый, соблазном многим самохотне предавшийся, Тебе изменивший и от веры Твоея святыя отвергшийся, Ты, о Премилосердый Господи, прости и помилуй. Милостию Твоею посети, изнеможение духа его уврачуй, прельщение обманов разжени, належащие соблазны ослаби. И вся ны благодатною силою Твоею защити и сохрани и сердцу нашему чуяти истину даруй.

Святой Дух помогает устоять от искушений. Люди не должны бояться всех этих искушений, Господь Бог и Святой дух обязательно помогут нам не поддаться им. Святой Дух всячески покажет человеку путь Божий, по которому можно будет выйти из ситуации, если каким-то образом человек всё равно в неё попал.

В первую очередь он помогает каждому понять Божью истину: в Библии можно найти обещания, что он поможет нам в этом. Если человек имеет искреннее желание стать христианином, то он должен знать Библию, в которой всё подробно сказано. Каждый должен найти время на изучение Святой книги и попросить Царя Небесного в молитве помочь нам в этом.

Рекомендуем прочесть:  Можно Ли Поступать В Мвд Если Раньше Была Астма Но Сняли

Православная молитва «Царю небесный» (текст на русском языке вы найдете ниже) — является одной из основных, во время церковной службы читается далеко не один раз и кроме того её относят к числу «домашних молитв». Читать её можно после пробуждения и перед сном. Во время службы в Церкви она читается одна из первых.

Существует такое понятие, как Крещение Святым Духом. Что это значит? Это Крещение предоставляется не для облегчения эмоционального состояния. Главной причиной является легкое и чистое построения духовной жизни, что дается далеко не каждому. И как раз таки Крещение такого рода, будет способствовать духовному росту и улучшению качества жизни.

Затем мы просим, чтобы Дух, поселившись в нас, очистил нас от всякой скверны – т. е. от страстей, от греха – и чтобы Он, Благой (т. е. добрый) спас наши души, т. е. избавил бы нас от власти мира, диавола и, опять-таки, наших собственных страстей, и чтобы Он даровал нам Царство Небесное – т. е. Его собственное Царство (см. начало молитвы).

«Царю Небесный» – пожалуй, одна из наиболее известных молитв, наряду с «Отче наш» (молитвой Господней) и 90-м псалмом царя Давида. Она входит в состав так называемого «обычного начала», т. е той последовательности молитв, которая звучит в начале многих служб и последований, в том числе в начале привычных нам утренних и вечерних молитв: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш».

О чем мы просим Бога Духа Святого? Мы просим Его, чтобы Он пришел и вселился «в нас». Последнее можно понимать двояко (и одно понимание отнюдь не исключает другого): или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, храмом Бога; либо (ср. Ин 1:14) – чтобы Святой Дух обитал среди нас, между нами, объединяя нас в единое Тело Христово.

О Святом Духе, как и Боге «вообще», мы говорим как о вездесущем: «Иже везде сый». Церковнославянское выражение, идущее следом – «вся исполняяй» – вероятно, многих сбивает с толку. Как видно из приведенного выше русского перевода, в данном случае речь идет не об исполнении наших молитв и желаний, а все о том же – о вездесущии Божества: «вся исполняяй» означает «все наполняющий Собой». Однако здесь можно усмотреть и нечто большее: Святой Дух не просто «механически» наполняет Собой вселенную, но Он оживотворяет ее, ежесекундно поддерживает ее существование – иначе бы все распалось и рассыпалось, поскольку видимый нами мир не имеет иной причины собственного возникновения и длящегося существования помимо Бога.

Кроме того, есть обычай читать «Царю Небесный», чтобы призвать Святого Духа перед началом какого-либо дела. Несмомненно, одно из таких дел – молитва, церковное богослужение. И этим, надо полагать, объясняется включение молитвы «Царю Небесный» в состав обычного начала.

Молитва «Царю Небесный» на русском и церковнославянском языках

Название «Святый Дух» на различных языках произносится по-разному. При этом при переводе с латыни оказывается, что эта ипостась мужского рода, с греческого – среднего, а с семитского – женского. На самом деле ни одно из произношений не передает полную суть. В действительности Святый Дух не имеет определенного рода.

Перед началом угодного Всевышнему дела рекомендуется призвать Святого Духа и попросить его о помощи. В этом случае читается святейшая молитва, начинающаяся со слов «Царю Небесный». Божество просят прийти и вселиться в человека, очистить душу от греха и спасти от грехопадения. Эта молитва помогает, заручившись поддержкой Высших Сил, смело начать любое дело.

Когда человека одолевает страх, беспокойство и ничем не объяснимая тревога, он может призвать на помощь Божьего Духа. В молитве верующие просят, чтобы Божество пришло и вселилось в них, очистило их души от греховной скверны. С помощью молитвенной просьбы можно покаяться и жить, совершая благие и угодные Богу деяния.

Троица, Триединство, Троичность – разные определения и описания Господа. Он представляет собой воплощение Отца Небесного, Владыки всего сущего. На Земле Бог явился в лице Сына своего Иисуса Христа, при этом действе участвовал Святой Дух. Ипостаси (личности) не отделены друг от друга, а едины. Господь Бог, объединивший в себе их, живой, вездесущий, вечный. Он не содержит ничего мирского, поэтому увидеть Отца всеблагого нельзя. Господь является источником всего. Так и Бог-Сын родился от Отца, а Святый Дух исходит от Всевышнего, является бесплотным.

«Сам священный текст появился после IX века. Авторство неизвестно. Однако одно можно сказать точно – богослов (кем бы он ни был) не относится к видевшим Иисуса живым и воскресшим, величавшим его лично. По этой причине отсутствует сильное стороннее влияние на содержание молитвы. К ней обращаются в ряде случаев:

Молитвенные тексты в большинстве своем создавались на древних языках, существовавших на земле во время рождения Христа. Затем люди стали говорить по-другому. Образовались новые государства, национальности, молитвенные тексты перевели на современные наречия. В храмах по-прежнему службы и литургии читаются на языке написания, оригинала. Для читающего молитву главное понимать смысл каждого слова. Поэтому лучше читать текст на родном языке. Бог слышит и понимает всех, кто искренне обращается к нему.

Святой Дух укрепляет веру, защищает от греховных мыслей и соблазнов. Поэтому верующие просят его поселиться внутри человека, в его душе. Это означает, что христианин избавляется от греховных помыслов и поступков, ведет праведную жизнь. После завершения земной жизни его душа займет место в раю.

На самом деле Святой Дух не только равен им. Он представляет одну из трех ипостасей Всевышнего, их духовная часть, через которую они общаются между собой и христианами. Царь Небесный постоянно присутствует среди нас. Он первый приходит на помощь к человеку, попавшему в беду, потерявшему силу веры.

Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

  • Ещё с момента, когда человек совсем ребёнок, Святой Дух начинает сообщать о грехе. Он ко всем обращается, исключительно, через человеческую совесть. В момент, когда человек любым способом старается не обращать внимание на голос совести, он постепенно подводит себя к тому, что перестает слышать Святого Духа, а это значит, что в момент когда Тот попытается обличать его, он не заметит этого.
  • Святой Дух помогает сблизиться с Богом и приводит нас к нему. Господь Бог любит каждого из нас, даже грешников он пытается наставить на путь истинный. Святой Дух помогает привести нас к этой истине.
  • К каждому, кто принимает решение следовать за Всевышним, приходит Святой Дух и живет внутри такого человека. Таким образом он помогает духовному росту, и в момент когда христианин начинает каяться, он чувствует внутри некую новую жизнь. Эта жизнь и есть Святой Дух.

О молитве «Царю Небесный»

Следующие слова – «Ду́ше истины», дух истинный. Это также заимствовано из Евангелия: Дух истины, Иже от Опта исходит (Ин 15, 26). И мы видим здесь двоякое содержание, двоякий смысл. Прежде всего, кто и что есть истина? Разуверившееся в древности человечество выразило это в скептическом вопросе Пилата. Когда Господь ему сказал, что Он пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине, Пилат пренебрежительно заметил: Что есть истина? (Ин 18,38); дескать, нет истины на свете. Но еще царь Давид говорил: нет добра ни в ком (Пс 13, 3) и всяк человек ложь (Пс 115, 2) признавая, однако, свою опрометчивость. И Господь Иисус Христос, спустившись к нам на грешную землю, приняв облик человеческий, сказал: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин 14, 6). Таким образом, когда мы обращаемся «Дух истины», прежде всего должны помнить, что это Дух Христов. Сравним со словами апостола Павла: Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов (1 Кор 2,15-16). Апостол Иоанн Богослов говорит: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они. Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога (1 Ин 4,1-3). И Христос предупреждает: придут лжеучители, лжепророки, будут говорить: «Вот здесь Христос» или «Там Христос» – не верьте им (см.: Мф 24, 23; Мк 13, 21-22).

Преподобный Симеон Новый Богослов, глубокий аскет и подвижник XI века, живший в Константинополе и бывший настоятелем монастыря святого мученика Маманта, оставил нам глубокие творения о христианской жизни и о духовной жизни. Есть у него такие слова: «Кто однажды уничижит дар, данный ему от Бога, тот никогда уже более не удостоится его». Это страшные слова, и подвижники это знают. Вот почему, однажды получив умиротворение души как всплеск, как прилив любви ко всем людям, надо с великим тщанием беречь это состояние – плод благодати Святого Духа. Когда мы молимся Духу Святому: «Прииди и вселися в нас», – мы должны быть особенно внимательны, ибо ждем самого дорогого гостя, к приходу которого надо все тщательно вымести, убрать и украсить дом – горницу нашей души, встретить его с полной готовностью, приветливо и радостно.

Святой апостол Павел далее говорит в своих посланиях, что Сам Дух Святой ходатайствует за нас из сердца воздыханиями неизреченными (Рим 8, 26). Даже тогда, когда человек погружен в бездну греха, когда у него нет нужных слов, чтобы выразить свое греховное состояние, сама совесть из глубины его духа, из глубины сердца обращается тогда к грешнику как внутренний голос, призывая к покаянию и очищению. Совесть тогда взывает и к Богу – о помиловании грешника. Так вот, Дух Святой прежде всего пробуждает нашу совесть и служит для нас Утешителем, как бы ни было глубоко наше греховное поражение. Ведь как бы низко ни пал человек, совесть в нем остается, и она обличает. Вспомните скрягу Барона в пьесе «Скупой рыцарь» Пушкина. Казалось бы, совершенно погрязший в скупости и жестокости человек, промышляющий ростовщичеством! Но он говорит: «Грызет меня палач неумолимый – совесть». Парадоксально, но это и служит нам утешением. Ибо совесть пробуждается Духом Святым, Он – наш Утешитель, в Нем наша надежда и наше утешение, от Него голос, который взывает из глубины нашего сердца.

Я провел в прошлой нашей беседе параллель с молитвой «Отче наш», которую Господь даровал Своим ученикам, где каждое прошение имеет свое предельно конкретное, определенное содержание. Так вот, продолжим и сейчас. Коротко напомню, что обращение «Утешителю» стоит в звательном падеже (ныне утраченном в русском языке). Слово «Уте́шитель» заимствовано святым составителем этой молитвы из Евангелия, ибо Господь сказал: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин 15, 26). На греческом языке слово «Уте́шитель» (греч. Пара́клитос) означает «защитник» – адвокат на суде, защищающий чье-то дело. Когда святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий создавали славянскую письменность, они из различных значений этого слова избрали именно это. Почему? Да потому что по смыслу самого действия адвоката на суде это значение более всего подходит и к Духу Святому. Адвокат на суде является единственной надеждой, единственным утешением подсудимого, которого обвиняют; и неизвестно, в чью сторону склонится правосудие – к истине или, может быть, даже к ложному обвинению. И только адвокат может взять под свою защиту и утешить эту мятущуюся душу, смятенного в мыслях своих человека.

И вот последнее, на чем я хочу остановиться, – на обращении «Бла́же». Это древняя форма слова «благой». Вспомните слова Господа Иисуса Христа, которые Он сказал законнику в ответ на его вопрос: Учитель благи́й, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? И Христос строго ему ответил: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф 19,16-17). В контексте Священного Писания слова «благо» и «благой» идентичны, они равнозначны слову «совершенный».