Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта

Как не попасть в РНП при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта

— при нарушении конечного срока выполнения работы/оказания услуги, а также иных установленных договором сроков (начальный и промежуточные сроки), если вследствие допущенной подрядчиком/исполнителем просрочки результат работы/услуги (исполнение) утратил интерес для заказчика (п.3 ст.708 ГК РФ);

По мнению автора, последняя точка зрения является более обоснованной. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта при отсутствии вины подрядчика/исполнителя создает обширное поле для злоупотреблений заказчиком своими правами. Например, он может использовать предоставленное ему ст.717 или п.1 ст.782 ГК РФ право одностороннего отказа от исполнения контракта по до тех пор, пока контракт не будет заключен с нужным заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Очевидно, что подобные действия вступают в явное противоречие с целями принятия Закона №44-ФЗ – повышения эффективности и результативности осуществления закупок, предотвращения коррупции и иных злоупотреблений в данной сфере (ч.1 ст.1 Закона №44-ФЗ).

При этом отмечу, что Закон №44-ФЗ не упоминает о возможности принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта при отсутствии вины поставщика (подрядчика, исполнителя) в нарушении контракта. Из этого следует вывод о невозможности отказа заказчика от исполнения контракта на основании ст.717 или п.1 ст.782 ГК РФ.

1.1. Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта должна быть прямо предусмотрена в контракте. В противном случае решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является незаконным. Однако это не лишает заказчика права на обращение с иском в арбитражный суд о расторжении контракта на основании ст.450 ГК РФ.

Согласно ч.9 ст. 95 Закона №44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ (в дальнейшем – ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

— 1) если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя); (в ред. Федерального закона от 03.07.2022 N 365-ФЗ)

— 2) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, такой специальный инвестиционный контракт расторгнут.(ч.15 ст.95)

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы. Данное правило не применяетсяв случае повторного нарушения поставщиком условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Если контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в форме запроса предложений.

Внимание!Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Выше шла речь о возможности (о праве) заказчика отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта. Однако закон устанавливает случаи, когда заказчик обязан отказаться от исполнения контракта. Так, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика.

Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта по 44-ФЗ

При этом нарушение должно быть существенным – таким, в результате которого заказчик лишается всего или значительной части того, на что рассчитывал, подписывая контракт. Это может быть существенный срыв сроков исполнения, низкое качество товаров или услуг, или нарушение конкретных пунктов договора. Для подтверждения качества товара или услуги заказчик имеет право провести экспертизу, и затем опираться на ее результаты.

Гражданский кодекс предусматривает различные варианты расторжения договора: по согласию сторон, через суд, а также в одностороннем порядке, причем инициатором может быть как заказчик, так и исполнитель. Однако без явно указанной причины расторгнуть контракт невозможно. В случае госконтракта, заключенного согласно 44-ФЗ, существует всего одна достаточная причина для такого решения – серьезное нарушение исполнителем условий договора.

Как уже упоминалось выше, поставщик товаров или услуг имеет 10 дней с момента получения уведомления о расторжении контракта на то, чтобы исправить все выявленные нарушения. Если характер недоработок позволяет их устранить в такие сроки, и исполнитель согласен с предъявленными претензиями, он может оперативно внести коррективы и уведомить заказчика о том, что нарушения контракта устранены. Если приемка это подтвердит, расторжение контракта отменяется.

В этом случае после получения извещения о расторжении госконтракта по инициативе заказчика исполнителю не нужно предпринимать никаких действий, и через 10 дней контракт буде расторгнут. Следует отметить, что если договор содержал пункт о компенсации убытков по вине стороны, нарушившей его условия, заказчик может потребовать компенсировать нанесенный действиями или бездействием исполнителя ущерб.

получив извещение о расторжении контракта, исполнитель должен написать возражение, привести доказательства того, что условия договора на самом деле им соблюдены, и направить документ заказчику, тем самым инициировав переговоры. Если вторая сторона контракта согласится улаживать конфликт в мирном русле, можно договориться об условиях расторжения договора или продолжения работ по нему;

Основания и процедура одностороннего отказа от исполнения контракта

  • поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок или неоднократное нарушение сроков поставки товаров; неоднократное нарушение заказчиком сроков оплаты товаров или неоднократная не выборка им товаров (п. 2 ст. 523).

Дело было в том, что подрядчик нарушал сроки сдачи этапов работ — заказчик не оставлял без внимания, и каждый раз направлял ему претензию о несоблюдении сроков, то есть, своевременно документировал все просрочки. 15 октября выходил крайний срок выполнения всех работ — в этот день не были сданы и 16 октября заказчик направил подрядчику уведомление об одностороннем отказе.

  1. если в ходе исполнения контракта выяснилось, что поставщик (подрядчик, исполнитель) или поставляемый товар не соответствуют требованиям документации о закупке;
  2. если расторгнут специальный инвестиционный или государственный контракт по регулируемым ценам, в соответствии с которым производство товара создано, модернизировано или освоено на территории РФ.
  • несогласие заказчика с превышением цены контракта при необходимости проведения дополнительных работ (п. 5 ст. 709);
  • отказ заказчика от увеличения установленной цены при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора (п. 6 ст. 709);
  • подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (п. 2 ст. 715);
  • неисполнение подрядчиком в назначенный срок недостатков, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом (п. 3 ст. 715);
  • отказ заказчика в любое время до сдачи ему результата работы при условии уплаты подрядчику части цены пропорционально выполненной части работы, и убытков, причиненных прекращением договора, в пределах разницы между ценой за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную (ст. 717);
  • нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, что препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (ст. 719);
  • отступление подрядчика, исполнителя в работе, услуге от условий договора или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми (п. 3 ст. 723).
Рекомендуем прочесть:  Сотрудник Фнс Социальная Гарантия

Например, 13 июля стороны заключили госконтракт на организацию работ по подготовке проектной документации по капремонту дороги до конца года. 11 января подрядчик получил решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта со ссылкой на непредставление проектной документации по состоянию на 31 декабря и о расторжении контракта через 10 дней с даты уведомления подрядчика.

Когда допускается односторонний отказ от исполнения контракта по 44-ФЗ? Порядок расторжения контракта заказчиком и исполнителем

  1. Заказчик предоставил некачественные отделочные материалы и вовремя их не заменил (по п. 3 ст. 716 ГК РФ).
  2. Заказчик после уведомления поставщика не изменил способ работ, который повлек неблагоприятные последствия (на основании п.3 ст. 716 ГК РФ).
  3. Заказчик не выполняет свои обязательства: не предоставляет необходимые материалы и оборудование, техническую документацию либо препятствует исполнению контракта (ст. 719 ГК РФ).
  4. Заказчик предоставил стройматериалы, которые нельзя использовать для работы и отказывается их заменить (п. 3 ст. 745 ГК РФ).

На основании ч. 12 ст. 95 44-ФЗ можно сделать вывод, что заказчик считается исполнившим свою обязанность о расторжении контракта, если он одновременно исполнил три действия: опубликовал уведомление в ЕИС, отправил заказное письмо поставщику и использовал еще один способ отправки решения по своему усмотрению. Арбитражная практика указывает, что уведомление участника только посредством заказного письма является нарушением, например, по Постановлению Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2022 года №Ф01-814/17 по делу А29-396/2022.

Для доказательства факта некачественно выполненной работы заказчик может сослаться на экспертное заключение. При этом экспертиза должна быть проведена с учетом требований законодательства. Эксперты обязаны уведомить поставщика о выполнении таких работ, иначе контролирующие инстанции не примут экспертный договор в качестве доказательства позиции заказчика.

При устранении поставщиком допущенных нарушений, которые стали основанием для расторжения договора, заказчик должен отменить вынесенное им решение. Для отмены решения о расторжении договора должно одновременно соблюдаться два условия: поставщик устранил недостатки и компенсировал заказчику расходы на проведение экспертизы. Несоблюдение одного из этих условий позволяет заказчику отказаться от отмены решения.

Решение об отмене одностороннего отказа заказчику следует отменить в ЕИС уже на следующий день после устранения поставщиком всех допущенных нарушений. Для этого в ЕИС закупке присваивается статус «недействительная» через личный кабинет заказчика. Для отмены решения нужно выбрать опцию «Дополнительная информация о закупке, контракте», перейти во вкладку «Документы» и нажать на гиперссылку «Отметить дополнительную информацию, как недействительную».

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращение по вопросу о разъяснении отдельных положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) в части взаимозачета по контракту, рассрочке оплаты и расторжения, сообщает следующее

Некоторые эксперты считают односторонний отказ от исполнения контракта наиболее простым способом расторжения контракта, в сравнении с двумя другими предусмотренными законодательством о контрактной системе. Два других способа это по решению суда и по соглашению сторон. Некоторые заказчики используют его с большим удовольствием. С нашей точки зрения этот способ таит немало подводных камней и трудностей. Малейшее несоблюдение процедуры, может принести заказчику множество неприятностей, судебных издержек и других трудностей.

  • Экспертиза. Пункт 10 статьи 95 говорит о том, что заказчик вправе провести экспертизу оказанной услуги, выполненной работы, или поставленного товара. Так как с большой долей вероятности поставщик будет оспаривать решение об одностороннем расторжении контракта, в связи с риском попадания в РНП и финансовыми издержками имеет смысл привлечь сторонних, независимых экспертов, экспертные организации с хорошей репутацией. После получения экспертного заключения, оформленного надлежащим образом, со всеми печатями, подшитыми лицензиями, сертификатами, квалификационными удостоверениями и подписями может быть принять решение о одностороннем расторжении контракта, при условии, что в заключении, подтверждаются существенные нарушения условий контракта. Эти существенные основания и будут является основанием для расторжения.

Исполнитель (подрядчик, поставщик), не позднее трёх рабочих дней с даты принятия решения, уведомляет заказчика о принятом решении, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному заказчиком в контракте или телеграммой, или по адресу электронной почты, либо другими средствами доставки, обеспечивающими получения исполнителем, подтверждения о его вручении адресату.

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке, сообщает следующее.

4.2. Еще одно последствие, с которым столкнется поставщик, если сведения о нем будет включены в реестр недобросовестных поставщиков – полное или частичное ограничение доступа к рынку финансовых услуг. Мне известны случаи, когда: 1. лизингодатель отказался заключать договор финансовой аренды с юридическим лицом, сведения о котором были включены в реестр недобросовестны поставщиков за несколько дней до намеченной даты сделки, хотя до этого сделка согласовывалась месяц; 2. банк отозвал финансирование: расторг кредитный договор, закрыл кредитную линию и потребовал возврата денежных средств по кредитному договору, который был заключен задолго до того, как сведения об организации были внесены сведения в реестр недобросовестных поставщиков; 3. кредитная организация прекратила выдачу банковских гарантий для обеспечения исполнения обязательств, даже тех, которые вытекают не из контрактов.

5. При исполнении контракта внимательно знакомиться со всеми подписываемыми документами и всегда фактически совершать действия, совершение которых фиксирует документ. Примером может служить подписание акта приемки объекта для осуществления работ без его фактического осмотра: после подписания документа и фактического выхода бригады на объект выяснилось, что работы осуществить невозможно из-за незавершенного Заказчиком монтажа старой конструкции; в итоге, чтобы выполнить работы в срок юридическое лицо было вынуждено произвести демонтаж за свой счет.

Хочу отметить, что с точки зрения правовой возможности защиты своих прав поставщик находится в более слабом положении, чем заказчик: после одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, именно поставщику придется доказывать незаконность отказа: что он действовал добросовестно, нарушений условий контракта не допускал, а если и допускал, то это обусловлено действием и/или бездействием заказчика.

1. Иметь юриста, который специализируется на законодательстве в сфере госзаказа. Юриспруденция – штука здоровенная. Я часто провожу аналогию с врачами: ваш штатный юрист – это терапевт; а для решения более специфических вопросов вам нужен «доктор» узкой специализации: налоговый, уголовный, по земельным и семейным спорам. Не обязательно этот специалист должен быть в штате: в большинстве случаев вполне достаточно время от времени получать необходимую консультацию от стороннего специалиста; но вы должны знать, к кому в случае чего обратиться.

4.1. Естественно, самым болезненным для предпринимателя, осуществляющего свою деятельность полностью или в большей степени на рынке госзаказа, является невозможность участия в закупочных процедурах в течение всего срока нахождения в РНП. Несмотря на то, что установление требования об отсутствии участника в РНП является не обязанностью, а правом Заказчика (ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе), в реальности все заказчики устанавливают такое требование к участникам закупки. Некоторым заказчикам это предписано порядком, установленным вышестоящей/контролирующей организацией, некоторые действуют так потому что привыкли, а большинство используют свое право осознанно, считая, что таким образом ограждают себя от недобросовестных поставщиков.

Однако, как указано в ч. 22 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, контрагент обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

Рекомендуем прочесть:  Пособие По Рождению Ребенка В 2022 Году Как Выплачивается

Следует учитывать, что нормы Гражданского кодекса РФ предусматривают возможность одностороннего отказа как на основании ненадлежащего исполнения другой стороной своих обязательств по договору (см., например, п. 4 ст. 486 ГК РФ), так и без какого-либо обоснования (см., например, п. 2 ст. 782 ГК РФ). Однако из ч. 22 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, а также с учетом того, что право на отказ контрагента от контракта является «зеркальным» по отношению к аналогичному праву заказчика, можно сделать однозначный вывод о том, что в ч. 19 ст. 95 Закона N 44-ФЗ речь идет об одностороннем отказе именно вследствие нарушения заказчиком своих обязательств по контракту.

Таким образом, право контрагента на односторонний отказ от исполнения контракта возникает, если контрактом предусмотрено такое право для заказчика, даже если условие о наличии этого права у контрагента в контракте отсутствует. Однако если контракт не предусматривает названного выше права заказчика, то отказ от исполнения контракта в одностороннем порядке невозможен и для контрагента.

В силу ч. 26 ст. 95 Закона N 44-ФЗ информация о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение 1 рабочего дня, следующего за датой расторжения контракта. Кроме того, информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения должна быть внесена заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком (п. 11 ч. 2, ч.ч. 3 и 7 ст. 103 Закона N 44-ФЗ), в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта*(1).

Согласно ч. 19 ст. 95 Закона N 44-ФЗ поставщик, подрядчик, исполнитель (далее также контрагент) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта.

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по 44-ФЗ: как отказаться от исполнения контракта в 2022 году

Опыт судов показывает, что если поставщик не был проинформирован положенным образом о единоличном отказе от договора заказчиком, вследствие чего он не смог в 10-дневный срок исправить недостатки, то этот факт может служить основанием для отмены внесения сведения о поставщике в РНП (Постановление АС Московского округа по делу №А40-144936/2014 от 07.07.2015 года, поддержанное Определением ВС РФ от 30.10.2015 года). В этом деле заказчик не известил исполнителя о своем решении в надлежащем порядке, а информацию о своем намерении поместил в ЕИС только после расторжения. ФАС отменила включение сведений об исполнителе в РНП.

  • с момента принятия решения об одностороннем отказе заказчик должен в 3-дневный срок разместить соответствующую информацию в ЕИС;
  • с момента принятия данного решения заказчик должен в 3-дневный срок известить поставщика о своем намерении любым способом, гарантирующим получение поставщиком уведомления о получении (заказное письмо) либо фиксацию получения (электронная почта, телеграмма, факс).

Требования о назначении неустойки удовлетворены не полностью, так как исполнителем были не соблюдены сроки поставки, однако взыскиваемая неустойка снижена на основании ст.333 ГК РФ, так как частично товар был представлен в установленный период. Суд признал одностороннее расторжение контракта неправомерным, поддержав, тем самым, позицию исполнителя.

После того как заказчик примет решение о необходимости отменить контракт, у него есть 3 дня, в течение которых нужно успеть опубликовать данное решение на Портале госзакупок – zakupki.gov.ru (ЕИС). После этого он должен проинформировать о своем решении поставщика в установленном порядке с обязательным уведомлением о вручении. Известить поставщика можно разными способами: по email, телеграммой, по факсу, заказным письмом и т.д. Главное, чтобы на руках у поставщика осталось официальное уведомление, а у заказчика – подтверждение о том, что его решение донесено до поставщика (ч.12 ст.95 44-ФЗ).

По условиям договора исполнителю надлежало поставить в бюджетную организацию комплектующие запчасти для офисного оборудования по перечню, установленному в спецификации, включая оформление документальных этапов (счет, счет-фактура, товарная накладная ТОРГ-12, акт приема-передачи товара).

Односторонний отказ от госконтракта: причины и процедура

Закон № 44-ФЗ ссылается на гражданское законодательство, но не указывает, какие именно нормы Гражданского кодекса являются основанием для одностороннего отказа от исполнения госконтракта. В связи с этим Минэкономразвития и Антимонопольная служба рекомендуют заказчикам включить в госконтракты несколько таких оснований (письмо Минэкономразвития РФ № 324-ЕЕ/Д28И, ФАС РФ № АЦ/9777/16 от 18.02.2022). Перечень из письма не является закрытым — контролирующие органы лишь привели наиболее распространенные из них. Их наличие или отсутствие в тексте контракта никак не повлияет на возможность его расторжения. Эти основания рекомендуется включить в документ лишь для удобства сторон, чтобы они имели представление о возможных причинах для одностороннего расторжения госконтракта.

  • если подрядчик своевременно не приступил к исполнению своих обязательств по договору либо скорость его работы говорит о том, что закончить в установленный срок он явно не успеет (пункт 5 статьи 709 ГК РФ);
  • если подрядчик в назначенный срок не устранит недостатки, которые свидетельствуют о том, что работа будет выполнена ненадлежащим образом (пункт 2 статьи 715 ГК РФ);
  • если подрядчик отступил от условий договора или допустил при исполнении работы недостатки и не устранил их в разумный срок или же эти недостатки являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ);
  • если заказчик просто решил расторгнуть договор подряда до тех пор, пока ему не сданы результаты работы (статья 717 ГК РФ). При этом он должен уплатить подрядчику стоимость выполненной работы и возместить убытки, которые повлечет расторжение договора, в пределе разницы между ценой контракта и суммой, выплаченной за исполненную работу.
  1. Продавец отказывается передать покупателю товар или его принадлежности (пункт 1 статьи 463 и абзац 2 статьи 464 ГК РФ).
  2. Товар содержит неустранимые недостатки либо недостатки, которые нельзя устранить без больших затрат (финансовых или временных), либо недостатки, выявленные неоднократно, в том числе после их устранения, а также иные недостатки подобного рода. Наличие таких недостатков является существенным нарушением поставщиком требований к качеству товара (пункт 2 статьи 475 ГК РФ).
  3. Продавец отказывается в разумный срок доукомплектовать поставленный товар (пункт 1 статьи 480 ГК РФ).

Самым беспроблемным вариантом с точки зрения контролирующих органов является расторжение контракта из-за нарушения срока исполнения обязательств. Если исполнитель опоздал с поставкой партии товара, заказчику целесообразно это задокументировать — в адрес поставщика направляется соответствующая претензия. При повторении ситуации у заказчика будет основание расторгнуть контракт. То же самое справедливо и при затягивании подрядчиком срока начала работы и/или выполнении отдельных ее этапов с опозданием (постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.10.2022 № Ф05-4174/2022).

Расторгая контракт, заказчик должен быть уверен, что его вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении поставщиком обязательств нет. Ведь иначе решение об одностороннем расторжении будет признано недействительным, как в определении Верховного Суда РФ от 15.03.2022 № 301-ЭС17-1010.

В соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса РФ расторжение договора возможно по соглашению сторон, по решению суда или в одностороннем порядке, если это предусмотрено законом или договором. Содержащееся в договоре условие о его расторжении в одностороннем порядке выполняется в случаях, когда иное не вытекает из закона или существа обязательства.

В обоснование своей позиции заказчик ссылается на положения п. 3 ст. 715 и п. 3 ст. 723, согласно которым, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разум­ный срок для устранения недостатков, а при неисполнении подрядчиком этого требования в назначенный срок – отказаться от договора подряда. Кроме того, если отступления от условий договора подряда или иные недостатки работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков. Следует отметить, что позиция истца в данном случае небезупречна. Гражданский кодекс РФ связывает возможность расторжения договора в одностороннем порядке с назначением заказчиком разумного срока для устранения недостатков. Информации о назначении такого срока в данном случае в суд представлено не было.

Рекомендуем прочесть:  Полис На Меньшую Сумму Внести Досрочное

В ст. 523 Гражданского кодекса ус­тановлены специальные правила одностороннего отказа от исполнения договора, призванные обеспечить четкие основания для изменения и расторжения договора, поскольку предусматривают неоднократность нарушения договора одной из сторон как условие одностороннего отказа.

На практике иногда возникают сложности в определении последствий одностороннего отказа от исполнения договора, а именно в решении вопроса о том, влечет отказ за собой растор­жение договора или здесь имеется в виду право на отказ от исполнения обязательства в отношении конкретной партии товаров, при поставке которой было допущено нарушение.

Однако правоприменительная практика сложилась иначе: суды неоднократно признавали право одной из сторон расторгнуть государственный контракт в одностороннем порядке, обосновывая такое решение ссылкой на нормы Гражданского кодекса. В частности, Высший Арбитражный Суд РФ в определении от 18 декабря 2007 г. № 16057/07 выразил такое понимание п. 8 ст. 9 закона о размещении заказов. Отказывая истцу, обжалующему односторонний отказ государственного учреждения от исполнения обязательств по договору страхования, Высший Арбитражный Суд сослался на неполное воспроизведение истцом положений ст. 9 закона № 94-ФЗ, допускающее их искаженное толкование. Однако истец приводит в жалобе следующий текст статьи: «расторжение государственного контракта допускается только по соглашению сторон или по решению суда». По мнению Высшего Арбитражного Суда, формулировка «по решению суда» искажает оригинальный текст нормы закона «по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством». То есть положение закона предусматривает расторжение государственного контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, без решения суда.

Инструкция по одностороннему отказу от исполнения госконтракта: с изменениями в 2022 году

  1. Выявляем основания для расторжения.
  2. Решаем расторгнуть.
  3. Уведомляем нарушителя.
  4. Проверяем, что он надлежащим образом уведомлен.
  5. Отменяем решение, если исправил недостатки.
  6. Расторгаем госконтракт.
  7. Заключаем новую сделку со вторым участником.

С 01.01.2022 по 01.07.2022 в рамках переходного периода прописан особый порядок уведомления поставщика. Заказчикам в этот период придется направлять решение об одностороннем отказе контрагенту по почте заказным письмом с уведомлением по адресу, который прописан в контракте. Выполнение этих требований — надлежащее уведомление.

В ч. 13 ст. 95 44-ФЗ указано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым, вступает в силу спустя 10 дней после даты надлежащего уведомления, если это решение не отменили. Действия заказчика при одностороннем расторжении договора:

Заказчик вправе провести отказ от исполнения контракта в одностороннем порядке, если есть такие основания, закрепленные в Гражданском кодексе и госконтракте. Это указано в ч. 9 ст. 95 44-ФЗ. Существует мнение, что в госконтракте указывается конкретный перечень оснований. Его подкрепляют ссылкой на письмо Минэкономразвития России № 324-ЕЕ/Д28 и ФАС России № АЦ/9777/16 от 18.02.2022. В этом документе указывают на целесообразность, а не на обязательность таких мер.

По контрактному законодательству процедура одностороннего отказа от исполнения контракта возможна для заказчика и поставщика. Если в контракте есть условие о праве заказчика отказаться от исполнения в одностороннем порядке, то это автоматически разрешает расторгнуть контракт контрагенту. Это указано в ч. 19 ст. 95 44-ФЗ. Инструкция, как расторгнуть госконтракт без последствий для поставщика и по его инициативе, аналогична порядку, который установлен Законом о контрактной системе для заказчика.

Нередки случаи, когда Заказчик принимает решение об одностороннем отказе на том основании, что Исполнитель, или его товар перестали отвечать требованиям документации о закупке уже в процессе исполнения контракта. В таком случае у Исполнителя есть все шансы оспорить решение Заказчика. Разъяснения на эту тему давались Федеральной антимонопольной службой.

Стоит отметить, что Подрядчикам удается в судебном порядке доказать неправомерность одностороннего отказа Заказчика, ссылаясь на отсутствие экспертизы:
Решение по делу № А24-3035/2015 Арбитражного суда Камчатского края.
Суд признал односторонний отказ от исполнения контракта как одностороннюю сделку, недействительным, поскольку ответчик не доказал факт нарушения Подрядчиком условий контракта.

Заказчики довольно часто пользуется возможностью одностороннего отказа от исполнения контракта в рамках ФЗ № 44. Такое решение Заказчика несет неблагоприятные последствия для второй стороны контракта. Дополнительной проблемой Исполнителя становится включение в реестр недобросовестных поставщиков. В результате одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта страдает деловая репутация Подрядчика, он лишается возможности принимать участие в закупках на два года после занесения сведений в реестр, кроме того, ему грозят штрафные санкции.

Так, в пункте 1 Письма ФАС России от 06.08.2015 N АЦ/40483/15 разъясняется: Если в момент заключения государственного (муниципального) контракта Исполнитель перестал соответствовать требованиям, установленным документацией о закупке, положения части 15 статьи 95 ФЗ № 44 не могут применяться, при условии, что на момент подачи заявки участник предоставил достоверную информацию о своем соответствии требованиям документации о закупке.

Например, если Заказчик принял решение об одностороннем отказе по причине ненадлежащего качества поставленного товара, а Поставщик уверен в надлежащем качестве товара, отстоять свою позицию поставщику поможет экспертиза. Если Заказчик не проводил экспертное исследование, поставщик может запросить его проведение. Если экспертиза проводилась, но не подтвердила нарушение условий контракта, Поставщик сможет сослаться в суде на результаты исследования. В соответствии с частью 11 статьи 95 ФЗ № 44, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа.

Односторонний отказ от исполнения контракта по 44-ФЗ

Таким образом, расторгнуть контракт без существенной причины заказчик не имеет права. Если наступают обстоятельства, при которых заказчик обязан расторгнуть договор, но он этого не сделал, то на него накладывается административная ответственность. Штраф за такое нарушение составляет 20 тысяч рублей.

  1. Поставщик направляет заказчику уведомление о принятом решении расторгнуть договор. В документе обязательно прописываются реквизиты сторон и причина расторжения контракта. Решение направляется в течение трех дней с момента его принятия.
  2. Заказчику предоставляется 10 дней на устранение нарушений.
  3. Контракт автоматически расторгается по истечении 10 дней, если заказчик не устранил нарушение.
  1. Если выяснится, что поставщик предоставил в своей заявке ложные сведения о себе или он не соответствует требованиям законодательства. В этом случае на заказчика возлагается обязанность по расторжению контракта. Это прописано в части 15 статьи 95 44-ФЗ. Если изначально поставщик предоставил правильные сведения и прекратил отвечать требованиям только после оформления контракта, то расторгать такой договор заказчик права не имеет.
  2. Заказчик может прекратить договорные обязательства, если поставщик значительно нарушает условия договора. При этом вначале заказчик просит поставщика устранить все нарушения. Только при бездействии поставщика контракт расторгается.

Если поставщик предоставил о себе ложные сведения, то контракт расторгается в течение 3 дней после вынесения такого решения заказчиком. Если поставщик не исполняет возложенных на него обязательств, то для расторжения контракта в одностороннем порядке заказчик обязан соблюсти следующую процедуру:

  1. Заказчик должен оформить решение в письменном виде. Составленный документ подписывается уполномоченным лицом. В нем прописываются сведения о контракте, полные реквизиты контрагента и причины расторжения. Для того чтобы доказать обоснованность принятого решения заказчик может провести независимую экспертизу.
  2. Заказчик публикует в ЕИС решение о прекращении договорных обязательств. Это нужно сделать в течение трех дней с момента формирования документа.
  3. На заказчика возложены обязательства сообщить поставщику о вынесенном решении. На это отводится срок – три дня. Соответствующее уведомление может быть отправлено по почте заказным письмом с уведомлением, телеграммой, по электронной почте или иным доступным для обеих сторон способом. Выбранный способ должен позволять фиксировать факт получения поставщиком письма. Если документ потерялся на почте или поставщик не соглашается его получать, то он считается извещенным спустя 30 дней после размещения документа в ЕИС. Контракт признается расторгнутым по истечении 10 дней с момента получения поставщиком уведомления.
  4. Сведения о расторжении контракта размещаются в ЕИС (однако это правило не распространяется на контракты, которые содержат государственную тайну).
  5. Данные поставщика направляются в реестр недобросовестных поставщиков. Это делается в течение трех дней с момента расторжения договора.