Право феодальной франции правовые источники

Семья и наследование. Семейные отношения регулировались каноническим правом. Мужчины могли жениться с 14 лет, а женщины выходили замуж по достижении 12 лет. Церковь не разрешала вступать в брак представителям духовенства, некрещеным подданным, запрещались браки близких родственников. Крепостные крестьяне вступали в брак только с согласия господина. Главой семьи считался мужчина. С XIV в. замужняя женщина была объявлена недееспособной. Католическая церковь не допускала развода. До XII в. поместье умершего феодала возвращалось сеньору и из его рук поступало наследникам. Владельцем феода становился старший сын. Движимое имущество наследовали кровные родственники. Жена не признавалась наследницей мужа, но ей полагалась половина общего имущества супругов, либо брачный дар, назначенный мужем при вступлении в брак. В южных областях было широко распространено наследование по завещанию.

Источники права средневековой Франции — обычаи (кутюмы) провинций, районов и городов, королевские указы, распоряжения феодалов. В III в. появляются сборники обычного права (одним из них является труд Бомануара «Кутюмы Бовези»). В XV в. многие сборники обычаев утверждаются королевскими указами. На развитие права Франции заметное влияние оказало каноническое и римское право.

Имущественные отношения. Между сеньорами и вассалами возникали особые имущественные отношения, объектом которых являлась земля. Сеньор, передавший земельный участок (феод) вассалу, сохранял права на этот участок, а вассал не становился полным собственником земли. Вассал обладал правами владения земельным участком и получения с него доходов, пользовался исковой защитой. Вассал был обязан оказывать военную помощь своему ближайшему сеньору, участвовать в сеньоральных судах.

Правовое положение населения. Духовенство освобождалось от военной службы и большинства налогов. Преступления и тяжбы духовных лиц рассматривались в церковных судах. В пользу духовенства был установлен особый налог — десятина. Дворянином признавался владелец феода. Дворянам принадлежало исключительное право занимать воинские и духовные должности, право охоты. Большинство крестьян было прикреплено к земле и отрабатывало барщину или платило оброк. Со временем увеличивается число крестьян, обладающих личной свободой (вилланов).

Правонарушения и ответственность за них. Кутюмы Бовези демонстрируют высокий уровень разработанности уголовного права. Бомануар отходит от казуистики при определении преступлений и составляет абстрактные формулы правонарушений, выделяет формы вины, упоминает о соучастии. Из правила личной ответственности нарушителя существовали изъятия (при посягательстве на личность короля к ответственности привлекались родственники преступника). В кутюмах выделяются 3 разновидности преступлений:

  1. преступления, подлежащие королевской юрисдикции и карающиеся смертной казнью
  2. преступления, карающиеся тюремным заключением и конфискацией имущества
  3. преступления, карающиеся наложением штрафа.

Наказание зависело не только от тяжести преступления, но и оттого, кто его совершил и кому нанесен ущерб. Ответственность наступала при наличии вины нарушителя.

Право феодальной Франции

Важнейшим источником права был обычай. К Х в. во Франции практически перестали действовать Салическая правда и другие варварские обычаи, которые применялись по персональному принципу. На смену им в условиях феодальной раздробленности пришли территориальные правовые обычаи (кутюмы) отдельных регионов, сеньорий и даже общин.

В истории французского права нашли свое наиболее полное отражение типические черты средневекового права Западной Европы. В течение всей эпохи средневековья множественность и партикуляризм источников права, отражавшие разобщенность самого феодального общества, препятствовали образованию во Франции единой национальной правовой системы. Несмотря на политическое объединение страны, религиозно-духовную общность и утверждение абсолютизма, французское право вплоть до революции 1789 года представляло собой конгломерат многочисленных правовых систем, действие которых распространялось или на определенный круг лиц (духовенство, торговцы и т.д.), или на какую-либо конкретную, часто небольшую по размерам территорию.

Наиболее известным и популярным в средневековой Франции стал сборник обычаев — Кутюмы Бовези (около 1283 года), автором которых был королевский бальи Филипп де Бомануар. Хотя этот сборник опирался прежде всего на запись кутюмов одного из судебных округов графства Клермонта (на северо-западе Франции), Филипп де Бомануар дал в своем сочинении более широкий обзор обычного права со ссылками на кутюмы других судебных округов и с добавлением ряда положений канонического и римского права. Сборник, состоявший из пролога и 70 глав, хотя и не давал системного и цельного изложения правового материала, описывал большое количество кутюмов по различным вопросам права:

Обычаи складывались в устной форме (отсюда север Франции носил название «страны неписаного права»); они формировались на основе обыкновений, признававшихся из поколения в поколение на какой-либо определенной территории, местного или регионального масштаба. Сила и авторитет обычного права определялись тем, что оно отражало реальные потребности территориальных коллективов феодального общества, возникало, как правило, из компромисса и не зависело всецело от произвола государственной власти. Поэтому и соблюдение кутюмов в большинстве случаев было добровольным, хотя они и приобретали обязательную силу, подкрепляемую прежде всего судебной властью.

Для признания обычаев в судах было необходимо, чтобы они были известны с «незапамятных времен», т.е. по крайней мере 40 лет. Начиная с XII в. отдельные кутюмы стали записываться, а к середине XIII в. в Нормандии был составлен сравнительно полный сборник обычного права — Большой кутюм Нормандии, который использовался в судебной практике. С этого времени появляется ряд частных записей местного обычного права, сделанных королевскими судьями и легистами.

Источники феодального права Франции

Наибольшую известность приобрели Кутюмы Бовези (1283 г.), созданные королевским бальи Филиппом де Бомануаром. Кутюмы отражают манориальное прабо (регулировало отношения меж­ду зависимыми крестьянами и феодалами) городские обычаи, правила судопроизводства. В Кутюмах содержится описание видов крестьянских держаний и личной крепостной зависимости. Вилланское (крестьянское) держание обусловливалось натуральным оброком (шампар) или денежными выплатами (чинш). Личная крепостная зависимость носила наследственный характер. Раздел о правах городских коммун фиксировал, что город может стать коммуной только на основании королевской хартии. При этом права коммун не должны ущемлять права церкви и дворянства. Ус­танавливалось право контроля сеньора над городским самоуправ­лением. Кутюмы закрепляли суд равных. Формулировалось поло­жение о своеобразной презумпции невиновности: преступник не может быть приговорен к смерти, пока его преступление не дока­зано. Кутюмы определяли роль адвокатов в судебном разбиратель­стве. Они помогали тяжущимся пользоваться правовыми обычая­ми, представляли интересы сторон в суде.

Основным источником феодального права Франции являлись местные правовые обычаи (кутюмы) отдельных общин, сеньорий, территорий. Наибольшее распространение этот источник права получил на севере Франции. Обычаи носили характер неписанного права. Их авторитет основывался на традиции и социальном ком­промиссе, обязательная сила поддерживалась судебными решениями. Соответственно, кутюмы отличались пестротой, запу­танностью. С XII в. кутюмы стали записываться королевскими су­дьями и легистами для практического применения в судах (Кутюмы Тулузы, Древний кутюм Бретани, Большой кутюм Фран­ции). В XV в. Парижский парламент составил единые сборники кутюмов. Они были санкционированы королевской властью.

Важным источником стало каноническое право. Наибольшее распространение оно получает в XII—XIII вв. в практике церков­ных трибуналов. По мере укрепления королевской власти сфера действия канонического права уменьшается: в середине XVI в. из церковной юрисдикции изымаются дела в отношении светских лиц. Нормы канонического права стали применяться в королевс­ких судах только после официального одобрения королем.

На юге Франции важнейшим источником права становится римское право в изложении французских юристов. Это было свя­зано с рецепцией римского права средневековой Европой. Римс­кое право не применялось в судебной практике, но короли часто ссылались на римские формулы, использовали достижения фран­цузских глоссаторов для юридического оформления верховенства королевской власти. В начале XIV в. римское право было призна­но разновидностью «писаного обычая» на юге Франции.

Значимым источником феодального права являлось городское право. Оно регламентировало права-привилегии горожан (право на неприкосновенность личности и жилища, право на имущество, правосудие), торговую и ремесленную деятельность. С XII в. нор­мы торгового, морского права начинают записываться и система­тизироваться (Реестр торговых и морских обыкновений).

Источники права средневековой Франции

В промежуток феодальной раздробленности страны нравы считались основным источником права. Страна до ликвидации феодализма не знала единой правовой системы. В зависимости от источников права все государство делилось на 2 части, ориентировочной границей между которыми была речка Лаура. Земля южнее данной грани называлась «государством писаного права», ибо на ней действовало римское право, адаптированное под воздействием традиций к новым условиям, за ним признавалось значение «совместного обычая». Север Франции числился государством «простого права», ибо главным источником права считались территориальные обычаи (кутюмы).

Во время формирования централизации страны сословно-презентабельной монархии предпринимаются попытки классификации и записи кутюмов. Людовик IX предписал собственным бальи сделать обычаи округов, отредактировать и прислать их в парижский парламент. В 1453 г. Карл VII предписал составить кутюмы, обыкновения, разные формулы, используемые судами, также при помощи знающих людей записать обычаи и весь материал представить в парламент, который обязан его изучить, отредактировать и представить на утверждение короля. В итоге, было записано и возымело мощь закона около 300 местных кутюмов и 60 огромных кутюмов, которые распространяли свое действие на большой территории.

Царский бальи и сенешали Ф. Бомануар составили Кутюмы Бовези, которые охватывали традиции сенешаль Франции. Но сборники кутюмов, которые составляются как по царскому велению, так и в личном порядке, не формировали всеобщего права для всей страны. Право продолжало сохранять личный партикуляристский нрав.

В X–XI вв., когда купля-продажа имущества была еще сравнительно редким явлением и не совмещалась с представлениями о феодальной чести, получил развитие договор дарения. Нередко этот договор маскировал сделку купли-продажи, становился фактически двусторонним и возмездным. Получатель подаренного имущества принимал на себя обязательство передать дарителю в знак благодарности определенное имущество (лошадь, оружие и т. п.). Договор дарения использовался также для обхода предусмотренных во многих кутюмах ограничений на завещания. В свою очередь в обычном праве постепенно устанавливаются ограничения для дарителя, в частности связанные с дарением родовых имуществ. В 1731 году специальный королевский ордонанс о дарениях упорядочил и кодифицировал обычное право, запретив посмертные дарения (замаскированные завещания), если они не были специально предусмотрены брачным договором.

На первых порах развития ремесла и торговли, особенно в условиях феодального произвола, установление четких правовых рамок для производственной и торговой деятельности способствовало ее упорядочению и даже защите. Однако со временем мелочная регламентация производства и торговые монополии стали тормозом на пути развития более передовых капиталистических отношений. Именно поэтому с XVI в. цеховая система во Франции, несмотря на предоставление королевскими актами некоторых дополнительных привилегий отдельным цехам, приходит в упадок, уступая место мануфактурному производству.

Личные отношения супругов (главенство мужа, безусловное подчинение ему жены, совместное проживание и т. п.) также определялись каноническим правом, но положение детей в семье и имущественные отношения супругов были различными в северной и южной частях страны. В стране обычного права родительская власть рассматривались как своеобразная опека и сохранялась в основном до совершеннолетия детей. Здесь также длительное время действовал режим общности имущества супругов, которым распоряжался муж. На юге под влиянием римского права утвердилась сильная отцовская власть над детьми, но существовал раздельный режим имущества мужа и жены.

На Юге Франции постепенно важнейшим источником права становилось римское право, которое имело здесь достаточно глубокие исторические корни. Влияние римского права в Галлии восходило еще к завоевательным походам Юлия Цезаря. Оно сохранило свои позиции и в века, последовавшие за падением римской империи, но трансформировалось в своеобразное галло-римское право, опиравшееся не на византийскую кодификацию Юстиниана, а на упрощенную версию законодательства Феодосия и на варваризированный сборник римского права, составленный вестготским королем Алариком. Французские юристы, комментирующие эти памятники римского права и использующие при этом методы, подобные глоссированию, развернули свою деятельность еще до создания знаменитой итальянской школы глоссаторов. Но настоящий ренессанс римского права во Франции начинается с XIII в. на Юге страны, что было связано прежде всего с активной деятельностью школы глоссаторов, открывших дорогу для юстинианового римского права. Один из видных представителей этой школы — Плацетин — организовал в начале XIII в. преподавание римского права (прежде всего Дигест Юстиниана) в университете Монтпелье. Затем юридические факультеты стали открываться и в других университетах Франции.

Большое значение во Франции в период средневековья имело и городское право, которое рассматривалось как своего рода обычное право. Оно отличалось значительным разнообразием, но ему были присущи и общие черты. Основным источником этого права являлись городские хартии, имевшие нормативный характер и отражавшие компромисс городского населения с королем или отдельными сеньорами. В хартиях и основанных на них внутренних регламентах городов предусматривалось поддержание мира и порядка, признавались важные права и свободы граждан, не защищенные обычным феодальным правом (право на жизнь и имущество горожан, неприкосновенность жилища и т. п.), регламентировалась торгово-ремесленная деятельность.

Право Франции в эпоху феодализма

  • принцип объективного вменения;
  • презумпция невиновности;
  • принцип зависимости ответственности от размера ущерба (тяжести проступка);
  • принцип непреложности правовых обычаев (для государственной власти, местных жителей);
  • широкий круг процессуальных вопросов;
  • понятия покушения на преступление и умысла.

В феодальной Франции широкое распространение получил договор займа. В соответствии с каноническим правом запрещалось взимать проценты. Но церковь разработала способы обойти это правило, так как сама интенсивно занималась ростовщичеством. Прибыль можно было получить или взиманием оговоренной суммы сверх суммы, взятой в долг или путем залога земли. Если кредитору передавались в право владения земля и крестьяне, отрабатывающие отрабатывали долг в течение определенного срока, то залог считался «живой». Если доходы от земли не погашали обязательство, а лишь служили средством выплаты процентов – то «мертвый».

Рекомендуем прочесть:  Как юридическому лицу получить выписку из егрп

Для южных территорий было характерно писанное право, основанное на римском праве. Римское право преподавали в университетах. Общие нормы римского права помогали разрешать сложные юридические вопросы. Орлеанский университет считался центром пропаганды римского права. В конце XI – нач. XII вв. в свет вышло краткое руководство по римскому праву. Для северных районов было характерно обычное право.

В феодальном праве предусматривалось право землевладельцев, а также их родственников выкупать проданное недвижимое имущество. С XIII века не требовалось согласия родственников на продажу родового имущества, однако у них сохранилось право выкупить это имущество в течение года и одного дня. Особые правила были разработаны при продаже феода, имущества, принадлежавшего всем членам семьи.

В кутюмах Бовези обычное право было изложено более широко со ссылками на другие кутюмы иных судебных округов, привнеся некоторые положения римского и канонического права. Сборник содержал 70 глав и пролог, он описывал значительное количество кутюмов по разным вопросам права и правового процесса (правовой статус различных категорий лиц, организация суда и судебный процесс, юридический режим земельных владений и т.д.). Две тысячи статей сборника объединены в тематические главы.

Источники права Феодальной Франции

Источники права. На протяжении всего периода средне­вековья, вплоть до буржуазной революции 1789 – 1794 гг., во Франции отсутствовала единая правовая система. Множествен­ность и партикуляризмфранцузского феодального права про­являлся в двух аспектах:

Королевские указы. По мере укрепления королевской власти, особенно на стадиях сословно-представительной и абсолютной монархии, все большее значение в качестве источников права приобрета­ли нормативные акты, издаваемые королевской властью. Выс­шую юридическую силу среди них имели ордонансы – королев­ские акты, составленные с участием сословно-представительных учреждений. Издаваемые в разное время и по различным поводам, акты королевской власти зачастую страдали деклара­тивностью и не обладали систематизацией, которая позволяла бы судебным органам пользоваться ими как актами прямого действия. По мере накопления их общего количества все более настоятельной становилась необходимость их кодификации с целью установления единообразия и устранения имевшихся в них противоречий. Первые попытки кодификаций имели част­ный характер. Их примером может служить так называемый «Кодекс Генриха III», опубликованный видным юристом Б. Бриссоном в 1587 г. и получивший широкую известность среди юристов-практиков.

В годы правления Людовика XIV кодификационные рабо­ты приобрели широкий размах и принесли существенные ре­зультаты. Они проводились под руководством специального координационного Совета по реформе законодательства, воз­главляемого Ж.-Б. Кольбером и работавшего под патронажем самого короля. К работе Совета были привлечены видные пра­воведы, юристы-практики и администраторы. Было издано шесть так называемых Больших ордонансов, которые являлись, по существу, специализированными кодексами. Именно таким способом произошла, в частности, кодификация гражданско­го судопроизводства (1667 г.), а также кодификация уголовно-процессуального права, завершившаяся изданием Большого уголовного ордонанса (1670 г.). В 1673 г. были издан ордонанс о торговле, известный под наименование «Кодекса Савари» (по имени крупнейшего предпринимателя и экономиста Ж. Сава­ри, одного из идеологов меркантилизма). В 1674 г. был издан ордонанс о водных ресурсах и лесном хозяйстве, которые при­знавались находящимися под верховным покровительством короны. В 1683 г. аналогичным образом было кодифицировано морское право.

В середине XIII в. (около 1255 г.) был составлен Большой кутюм Нормандии, который в силу своей полноты и система­тичности мог быть использован к судебной практике. Во вто­рой половине XIII в. получили распространение частные запи­си кутюмов, также преследовавшие практические цели.

С прекра­щением деятельности варварских правд (это произошло в X в.), в условиях феодальной раздробленности основной формой права стали территориальные правовые обычаи отдельных про­винций, округов, городов — так называемые кутюмы, особен­но широко распространенные в северных областях Франции (вследствие этого север Франции обычно именовался «страной обычного права» или «страной неписаного права» — pays de droit coutumier). Сила и авторитет кутюмов определялись их тра­диционностью, их реальным действием «с незапамятных вре­мен» среди многих поколений местного населения. Начиная с XII в. кутюмы стали записываться, причем первоначально на латинском языке, но с последующим переводом на французс­кий.

Само судебное рассмотрение дела проходило в закрытом заседании, причем решающее значение придавалось материалам, собранным в ходе следствия. Полноценным доказательством вины обвиняемого были, кроме собственного признания, показания двух «заслуживающих доверия» свидетелей, письма самого обвиняемого, протоколы, составленные на месте преступления, и т.д. Хотя ордонанс 1670 года предусмотрел деление доказательств на оправдательные и обвинительные, суд основное внимание уделял именно последним. В случае отсутствия достаточных обвинительных доказательств судья мог распорядиться о повторном проведении пытки.

Другой чисто феодальной чертой права поземельной собственности во Франции была его расщепленность. Как правило, земля не находилась в неограниченной собственности одного лица, а выступала как собственность двух или более феодалов, принадлежавших к разным ступеням сословной лестницы. Четко разделяя правомочия верховного и непосредственного собственника земли, право закрепляло иерархическую структуру феодальной земельной собственности.

Семейное и наследственное право. Брак и семья во Франции регулировались в основном каноническим правом. В XVI—XVII вв. королевская власть, стремясь усилить государственное воздействие на брачно-семейные отношения, серией ордонансов отступила от церковных норм, относящихся к заключению брака. Сам брак, хотя по-прежнему фиксировался лишь в церковных книгах, стал рассматриваться не только как религиозное таинство, но и как акт гражданского состояния. Было пересмотрено старое каноническое правило, согласно которому при вступлении в брак не требовалось согласие родителей. Отныне дети, нарушившие волю родителей, могли быть лишены наследства. Кроме того, в XVII в. родители получили право обращаться в Парижский парламент с жалобой на действия кюре, заключившего брак без их согласия. В связи с нерасторжимостью брака по каноническому праву парламент не мог признать его недействительным, но объявлял заключенным незаконно. В результате брак не порождал юридических последствий.

Постепенное развитие внутренней, а особенно международной торговли выявило и очевидные недостатки городского права, носившего местный партикулярный характер. Поэтому с XII в. в отношениях между купцами начинают использоваться нормы международного морского и торгового права, позаимствованные из сборников морских обычаев и торговых обыкновений, записанных в итальянских и испанских городах (Пизе, Барселоне и др.). Со временем такие сборники стали составляться и во Франции. Наибольшую известность из них получил Реестр торговых и морских обыкновений, составленный в XIII в. в Олероне и применявшийся во многих портовых городах Франции и Англии.

Большое значение во Франции в период средневековья имело и городское право, которое рассматривалось как своего рода обычное право. Оно отличалось значительным разнообразием, но ему были присущи и общие черты. Основным источником этого права являлись городские хартии, имевшие нормативный характер и отражавшие компромисс городского населения с королем или отдельными сеньорами. В хартиях и основанных на них внутренних регламентах городов предусматривалось поддержание мира и порядка, признавались важные права и свободы граждан, не защищенные обычным феодальным правом (право на жизнь и имущество горожан, неприкосновенность жилища и т.п.), регламентировалась торгово-ремесленная деятельность.

Вопрос 36/49

В XII—XIII вв.большое распространение получило каноническое право.Однако с 1539г. королевский ордонансограничил влияние норм церковного права на жизнь граждан. Лишь с одобрения монарха издавались новые канонические акты. Среди источников городского права выделяют ряд городских хартий,регламентирующих устав города, основные нормы поведения, поддержания пра­вопорядка, ведения торговли и ремесла. Торговые правоот­ношения регулировались Реестром торговых и морских Обыкновений, созданным в XIII в.и применявшимся во Франции и Англии. К XVIII в. французские ученые провели систематизацию еще одного важнейшего источника законов короля для устранения неразберихи и во избежание не­верной трактовки правовых норм.

Характерной особенностью развития феодального права во Франции стал факт, что представители правящих сословий всячески пытались остановить рост влияния верхушки промышленной буржуазии. В связи с этим законодательство французского государства ставило производство и торговлю в жесткие рамки. Четкому регламенту подвергались не толь­ко формы организации тех или иных видов деятельности, но сам процесс производства вплоть до выбора сырья. Налоги прямые и косвенные отнимали прибыль, которую можно было бы вложить в развитие производства. Все это значительно тормозило прогресс во Франции.

К XI в. наиболее характерной формой земельной собственностиво Франции становится феод. Право феодальной собственности на землю сочеталось с элементами общинного землепользования. Свободная крестьянская собственность на землю полностью исчезла. Феодальная собственность на землю была неразрывно связана с владельческими правами крестьян — для феодала земля представляла ценность не сама по себе, а в соединении с работником, ее возделывающим. Эти права были ограниченными, но постоянными. Крестьянин не мог отчуждать свой земельный надел без согласия сеньора, но и последний не мог произвольно сгонять с земли крестьянина. С XIII в. форма крестьянского землепользования меняется – серваж вытесняется цензивой. Крестьянин-цензитарий освобождался от личных повинностей и получил большую свободу распоряжения землей. С согласия феодального собственника и с уплатой особой пошлины он имел право продавать, дарить, закладывать и иным путем переуступать свою цензиву при условии, что ценз исправно выплачивается.

Применение юристами южной части Франции норм римского права становится предпосылкой для формирования нового правового источника в стране. Благодаря школе глоссаторов факультеты римского права органи­зуются во многих университетах государства- К XVI в. школа римского права, пропагандируя идеи Возрождения, стала школой гуманистов, перерабатывающих Законы XII таблиц, законодательство Юстиниана и иные источники римского права применительно к французскому общественному укла­ду. Сначала его применение в судах не одобрялось королем, рассматривалось исключительно как право ученых, но выми­рания обычного неписаного права избежать было практически невозможно.

Важнейшими источниками права средневековой 1 Ш Франции являлись кутюмы— территориальные пра­вовые обычаи, пришедшие на смену родовым. Их было огромное количество по различным правовым вопро­сам. В стране «неписаного права» для признания обычаев было необходимо доказать, что они действуют с древнейших времен, минимальным сроком 40 лет. К XIII в. появилась необходимость фиксировать обычаи. Так появился первый пи­саный кутюм Нормандии, а следом наиболее применяемый сборник— Кутюмы Бовези, создатель которых королев­ский бальи Филипп де Бомануар определил, что обычаи долж­ны соблюдаться как гражданами, тан и королем. В 1389 г. создается Большой кутюм Франции. В XVI в. по приказу ко­роля были собраны и отредактированы кутюмы всего госу­дарства. Несмотря на появившиеся новые качества, кутюмы не приобрели статуса законов. В XVI! в. на основании со­бранного материала французские юристы предпринимают попытку унифицировать кутюмы и судебные решения по различным отраслям, сформировав, таким образом, француз­ское право.

Развитие феодального права во Франции

Источники права. Для французского права характерны типичные черты средневекового права в Западной Европе. К X веку во Франции практически перестала действовать Салическая правда. К обычным правам, которые носили название кутюмов, переходит решающая роль.
Особенно кутюмы были распространены в северной Франции, Обычные права отражали реальные потребности территориальных коллективов, отличались необычайной пестротой. Первоначально они носили устный характер, а начиная с XIII века кутюмы стали записываться. Так, в XIII веке в Нормандии был составлен сборник обычного права — Большой кутюм Нормандии.
На юге Франции, входившей ранее в состав Римской империи, продолжало действовать римское право, которое выступало в качестве объединяющего фактора. Но и там действовали кутюмы. С XIII века на юге Франции начинается ренессанс римского права, который связан с деятельностью школы глоссаторов. Отношение французских королей к возрождению римского права было двойственным. С одной стороны они признавали его доктринальное значение, поскольку ссылались на нормы этого права, но ограничили его практическое применение. К источникам права Франции следует отнести: нормы канонического права, городское право, законодательные акты короля (ордонансы, эдикты, приказы, декларации) и судебную практику парламентов, особенно Парижского парламента. Во Франции уже в XII—XIII вв. римское право изучалось в университетах. Влияние его было настолько велико, что по настоянию церковников его преподавание в Парижском университете в 1219 г. было запрещено папской буллой. Теперь оно возрождалось вновь. Особая активизация в изучении римского права во Франции приходится на XVI в., когда появилась так называемая историческая школа, пытавшаяся с исторических позиций объяснять отдельные институты римского права на основе тех общих данных истории, которыми она располагала.

Возросший авторитет римского права не устранил, однако, деления Франции на области обычного и писаного права. На юге Франции Кодекс Юстиниана продолжал рассматриваться как письменное изложение общего обычая. На севере страны римское право считалось не заменяющим, а только дополняющим кутюмы в качестве «писаного разума». Таким образом, нельзя говорить о полной рецепции римского права во Франции.

Рекомендуем прочесть:  Льготы Для Воспитателей Детских Садов Иваново

Право собственности на землю. Феодальное право Франции закрепило исключительные привилегии дворянства и духовенства на землю. Ко II веку свободная крестьянская собственность на землю исчезает. Для права поземельной собственности характерна его расщепленность, то есть земля не находилась в неограниченной собственности одного лица, была в собственности нескольких феодалов, стоявших на разных ступенях сословной иерархии. Право феодальной собственности неразделимо было связано с владельческими правами крестьян. При этом права крестьян были ограничены, но постоянны. Основной формой крестьянского держания становится цензива, при которой сеньор не мог согнать с земли крестьянина. До революции 1789 года элементы общинного крестьянского землепользования сочетались с правом феодальной собственности на землю.
Обязательственное право. Характерной особенностью договорного права было то, что оно даже в эпоху позднего средневековья носило печать феодализма. Например, договор купли-продажи совершался в торжественной обстановке. Кроме купли-продажи можно отметить следующие виды договоров: договор найма (аренды) земли, дарения, заем. Особое значение приобрели ростовщические операции, и по договорам займа стали использовать ипотеку земли.
Государственная регламентация производства и торговли. Во Франции в тот период существовала тщательная регламентация на торговую деятельность цехов, купцов, внутреннюю организацию производства и его технологию. На первых порах это носило прогрессивный характер, но затем стало тормозом на пути развития. Налоговая политика абсолютизма выразилась в увеличении косвенных налогов (акцизов) на соль, вино и др.
Семейное и наследственное право. Первоначально брак и семья во Франции регулировались каноническим правом. С XVI века королевская власть пересмотрела старое каноническое право в этой области брак стал рассматриваться как акт гражданского состояния. Дети, вступившие в брак без согласия родителей, могли быть лишены наследства. По каноническому праву брак считался нерасторжимым- В стране обычного права (на юге Франции) действовал режим общности имущества супругов, которым распоряжался муж. На юге утвердилась сильная отцовская власть и существовал раздельный режим имущества супругов. Для наследственного права Франции характерен майорат, то есть передача по наследству земли умершего старшему сыну, что давало возможность избежать дробления хозяйств.
Уголовное право. В IX—XI вв. наказания сводились, в основном, к компенсации за вред, причиненный частным лицам Но с XII века получает свое развитие уголовная ответственность без вины, неопределенность составов преступлений и жестокость наказаний. Уголовное право приобретает все более репрессивный характер. С 1357 г. король запретил замену наказания денежной компенсацией. До революции 1789 г. уголовная ответственность лица была связана с его сословным положением. Тяжкими преступлениями считались преступления против короля и заговор против государства. Наказания за преступления не были четко определены, но следует отметить смертную казнь в разнообразных формах, многочисленные членовредительские и телесные наказания, тюремное заключение, конфискацию имущества.
Судебный процесс. До XII века во Франции сохранился обвинительный процесс. Часто применялся судебный поединок, который регламентировался обычным правом. Наряду с традиционными доказательствами стали применяться пытки. С утверждением абсолютизма закрепляется розыскной процесс, состоящий из дознания (сбора предварительной и тайной информации) и закрытого судебного процесса. Признание подсудимого являлось «царицей доказательств». Полноценным доказательством вины, например, были показания двух «заслуживающих доверия» свидетелей.

Наиболее известным и популярным в средневековой Франции стал сборник обычаев — Кутюмы Бовези (около 1283 года), автором которых был королевский бальи Филипп де Бомануар.
Кутюмы, как источник права преобладал в северной части Франции, которую называли страной обычного права, тогда как на юге Франции преобладали потомки местного галло-римского нас-я, и поэтому сохранили свое действие нормы Римского права. Соответственно юг Франции называли страной «писанного права». Во Франции после возникновения университетов начался принцип рецензии римского права.

Принцип согласованности проявлялся в том, что монопольное право на занятие торговли имели члены купеческих объединений (гильдии). Нормы, регулирующие их деят-ть, и привели к возникновению в рамках городского права особого торгового права. Это право определило порядок организации купеческих гильдий, порядок и условия банкротства.

Для эпохи средних веков характерны исключительные привилегии дворянства и духовенства на землю. Свободная крестьянская собственность исчезла к XI в. Феод стал основной и практически единственной формой поземельной собственности. Повсюду во Франции действовал принцип «нет земли без сеньора».

По мере укрепления королевской власти большое значение в качестве источника права приобретают законодательные акты королей: ордонансы, эдикты, приказы, декларации и др. К середине XVI в. их становится так много, что Генеральные штаты поставили вопрос о кодификации.

Во второй половине XVII — XVIII в. была издана целая серия королевских законов (большие ордонансы), которые, по сути, кодифицировали правовые нормы в области уголовного права и процесса, торгового и морского права и т. д. Однако эти ордонансы затронули лишь часть норм права и не могли внести в него системность.

Во время формирования централизации страны сословно-презентабельной монархии предпринимаются попытки классификации и записи кутюмов. Людовик IX предписал собственным бальи сделать обычаи округов, отредактировать и прислать их в парижский парламент. В 1453 г. Карл VII предписал составить кутюмы, обыкновения, разные формулы, используемые судами, также при помощи знающих людей записать обычаи и весь материал представить в парламент, который обязан его изучить, отредактировать и представить на утверждение короля. В итоге, было записано и возымело мощь закона около 300 местных кутюмов и 60 огромных кутюмов, которые распространяли свое действие на большой территории.

В промежуток феодальной раздробленности страны нравы считались основным источником права. Страна до ликвидации феодализма не знала единой правовой системы. В зависимости от источников права все государство делилось на 2 части, ориентировочной границей между которыми была речка Лаура. Земля южнее данной грани называлась «государством писаного права», ибо на ней действовало римское право, адаптированное под воздействием традиций к новым условиям, за ним признавалось значение «совместного обычая». Север Франции числился государством «простого права», ибо главным источником права считались территориальные обычаи (кутюмы).

Царский бальи и сенешали Ф. Бомануар составили Кутюмы Бовези, которые охватывали традиции сенешаль Франции. Но сборники кутюмов, которые составляются как по царскому велению, так и в личном порядке, не формировали всеобщего права для всей страны. Право продолжало сохранять личный партикуляристский нрав.

Существовало определенное разделение функций отдельных органов управления: общеадминистративных, надзорно-контрольных, судебных и военно-командных. Во главе системы государственного управления в Танской империи стоял император, при котором существовал Государственный совет из наиболее видных сановников, среди которых было значительное число его родственников. Все бразды правления были в руках двух высших чинов, канцлеров — левого (старшего) и правого (младшего), каждый из которых ведал тремя из шести ведомств (министерств): чинов (назначений), обрядов, налогов (доходов), военного, судебного (наказаний) и общественных работ.

Центральное управление и в Делийском султанате, и в Могольской Индии осуществляли специальные правительственные ведомства — диваны, призванные, в частности, вести особые книги, содержащие различные сведения, статистические данные общегосударственного значения.

В наследственном праве Франции наиболее характерным институтом был майорат, т.е. передача по наследству земельного имущества умершего старшему сыну. Такой порядок позволял избегать дробления феодальных сеньорий и крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать своим несовершеннолетним братьям, выдавать замуж сестер. На юге Франции под влиянием римского права широкое распространение получили завещания.

Дарение. В X-XI вв., когда купля-продажа имущества была еще сравнительно редким явлением и не совмещалась с представлениями о феодальной чести, получил развитие договор дарения. Нередко этот договор маскировал сделку купли-продажи, становился фактически двусторонним и возмездным. Получатель подаренного имущества принимал на себя обязательство передать дарителю в знак благодарности определенное имущество (лошадь, оружие и т.п.). Договор дарения использовался также для обхода предусмотренных во многих кутюмах ограничений на завещания. В свою очередь в обычном праве постепенно устанавливаются ограничения для дарителя, в частности связанные с дарением родовых имуществ. В 1731 году специальный королевский ордонанс о дарениях упорядочил и кодифицировал обычное право, запретив посмертные дарения (замаскированные завещания), если они не были специально предусмотрены брачным договором.

Центральные органы управления в соответствии со своими главными задачами и в это время делились на ведомства: чинов (назначений), доходов (налогов), обрядов, военное, судебное (наказаний) и общественных работ. Ведомство чинов отвечало за назначение, перемещение, смещение всех гражданских чиновников и служащих управленческого аппарата. Ведомство доходов вело учет населения и сельскохозяйственных земель. Оно определяло размеры налоговых поступлений, отвечало за сбор налогов. Каждый отдел этого ведомства осуществлял свою деятельность в пределах одной из 13 провинций.

Источники права феодальной Франции

Источником права было также рецепиированное римское частное право. Интерес к римскому праву объяснялся прежде всего потребностями средневекового города в нормах права, которые регулировали бы торговлю, морские перевозки, кредит, денежные отношения, охраняли бы собственность горожан. В университетах с XI в. появляются глоссаторы — комментаторы и толкователи римского права. Римское право нашло поддержку и у королевской власти, которая широко использовала универсальный принцип постклассического римского права: «То, что угодно государю, имеет силу закона». Кушнир И.В. История государства и права зарубежных стран, конспект лекций

Территориальное разделение Франции способствовало появлению особого правового комплекса, который основывался на обычаях каждой определенной местности. В зависимости от условий жизни, определенных социальных норм и устоев вырабатывались соответствующие законы. Это в свою очередь усложняло судебное делопроизводство, поскольку для доказательств необходимы были дополнительные расследования. Да и по сути то, что считалось законным на севере Франции, могло быть расценено на юге как преступление и, соответственно, влекло за собой наказание.

Начиная с XII в. отдельные кутюмы стали записываться, а к середине XIII в. в Нормандии был составлен сравнительно полный сборник обычного права — Большой кутюм Нормандии, который использовался в судебной практике. С этого времени появляется ряд частных записей местного обычного права, сделанных королевскими судьями и легистами. Одной из таких ранних записей стал «Совет другу» (1253 год), принадлежавший перу Пьера де Фонтена. Но наиболее известным и популярным в средневековой Франции стал сборник обычаев — Кутюмы Бовези (около 1283 года), автором которых был королевский бальи Филипп де Бомануар. Хотя этот сборник опирался прежде всего на запись кутюмов одного из судебных округов графства Клермонта (на северо-западе Франции), Филипп де Бомануар дал в своем сочинении более широкий обзор обычного права со ссылками на кутюмы других судебных округов и с добавлением ряда положений канонического и римского права. Сборник, состоявший из пролога и 70 глав, хотя и не давал системного и цельного изложения правового материала, описывал большое количество кутюмов по различным вопросам права (организация суда и процесс, правовой статус разных категорий лиц, юридический режим земельных владений и т.д.). Кутюмы Бовези подтверждали принцип непреложности правовых обычаев не только для местных жителей, но и для государственной власти: «Король должен сам соблюдать обычаи и заставлять других соблюдать эти обычаи». История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О.А.- М.- Издательство НОРМА, 1996. — 480 с.

В XVI в. парламенты расследовали основную массу преступлений по стране. Они далеко не были чистым орудием централизованной репрессии: обвинительные приговоры составляли всего до 22% выдвинутых обвинений. Правда, значительное число обвиненных отпускалось «оставленными в подозрении». Самыми массовыми видами преступлений в парламентской практике были кражи (до 28% приговоров) и убийства (до 32%). В Париже уровень убийств был выше других городов Франции. Самыми типичными наказаниями были смертная казнь (до 30% приговоров) и битье кнутом (47%). К середине XVI в. жестокость репрессии несколько сократилась, и на более видное место вышли осуждение на каторжные работы (галеры), штрафы. Наказания древнего права (протыкание богохульникам языка раскаленным шилом или казнь проституток путем зашивания в мешок, который затем бросали в воду) почти вышли из применения, хотя единичные примеры в практике остались.12

Особенно большого размаха церковная юрисдикция достигла в XII—XIII вв. после периода так называемого «авиньонского пленения пап» (1309—1378 гг.), в ходе которого королевская власть одержала победу над папством, сфера действия церковных судов стала постепенно сужаться. Королевский ордонанс 1539 г. окончательно запретил церковным судам рассматривать дела, касающиеся мирян; отныне юрисдикция данных судов распространялась только на клириков. Нормы старого канонического права, по распоряжению папы систематизированные в виде единого собрания, состоявшего из шести книг и изданного в 1582 г. под наименованием «Свода канонического права» (Corpus iuris canonici), считались признанными королевской властью. Новые же нормы, принимаемые церковью уже после . го времени, могли действовать в пределах Франции только после того, как они получали специальную королевскую санкцию в виде грамоты, прошедшей регистрацию в Парижском парламенте. Вследствие такой усложненной процедуры открывалась возможность вводить в действие новые церковные установления не в полном объеме, а с определенными изъятиями, если это отвечало интересам укрепления королевской власти. Кучма В.В. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. — Волгоград, 2007.

Рекомендуем прочесть:  Если Оформить Ип То Пособие Матери Одиночки Отменят

в Византии, как уже указывалось, в середине VI в. под руководством выдающегося юриста Трибониана была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права, итогом которой явился Свод законов Юстиниана. Эта кодификация вплоть до XI в. оставалась не только важнейшим источником действующего права Византии, но и была тем фундаментом, на котором окончательно сформировалась ее правовая система.

В 1873-1875 годах была проведена вторая судебная реформа, в результате которой суды общего права и суды справедливости превратились в ссуды которые могли применять и нормы общего права и права справедлиости, в случае противоречия право справедливости являлось главенствующим.

Потерпевший (или другой истец) мог предъявить уголовный иск, а обвиняемый — оспорить и доказать его несостоятельность. Сторонам давалось право представлять документы и свидетельские показания, пользоваться услугами юристов. Если обвинение не подтверждалось, истец должен был «возместить ущерб, бесчестье и оплатить судебные издержки».

В ряде своих списков Эклога дополнялась Земледельческим, Морским и Военным законами. Наибольшее значение из них имел Земледельческий закон, который по своему содержанию напоминал западноевропейские «варварские правды». Он восполнял существенный пробел Эклоги: регулировал отношения, складывавшиеся в сельских общинах, которые к VIII в. стали играть важную роль в жизни византийского общества

Поворотным временем в становлении нового Германского государство стал XVII век. Абсолютизм в Германии развивался не как общегосударственный, а как княжеский и областной. На этот факт повлияли крестьянская война 1525 г. (самое крупное антифеодальное движение средних веков) и Тридцатилетняя война 1618-1648 гг. (результатом которой стало заключение Вестфальского мира и устранение императора от решений внутренних дел княжеств).

Право феодальной франции правовые источники

В Париже началось восстание. После этого король бежал в пригород Парижа, начал собирать армию для разгрома восстания. На помощь парижанам восставшим в 1358г. пошли крестьяне- началось Крестьянское восстание, вошедшее в историю под названием «Жакерия». Однако верхушка парижан испугалась крестьян. Этим использовался король Карл, который разгромил восстание крестьян, а затем и горожан. По прежнему главные нити управления находились у короля. При короле был создан большой совет, куда входили наиболее состоятельные феодалы, а также легисты. В 14-15 столетиях остается прежняя должность канцлеров, который стал вторым лицом после короля. Но уже в это время начинают формироваться новые должности: секретари, клерки, нотариусы и др. в последствии секретари стали выполнять функции министров, а первый секретарь- функции премьер-министра.

Едиными руководящими единицами являются губернаторы, которые выполняли важнейшие функции. В 14 столетии создается королевское казначейство, которое занимается финансовыми вопросами. В это же время создается ещё одна палата, которая является консультацией у короля по финансовым вопросам.

В домене короля имелись административные единицы, которые назывались преводством во главе был Прево. Их помещиками в деревнях были сержанты, а в городах- майоры. Позже преводство были объединены в бальяжи. Во главе бальяжей находились бальи, но во главе завоеванных территорий становился сенешал.

  1. Генеральные штаты имеют право созываться без согласия короля 2 раза в год;
  2. Королевские чиновники могут назначаться только с соглашения Генеральных штатов;
  3. Размер налогов и сборов не может быть решен королем без согласия Генеральных штатов.

В 843г. Карл Великий разделил раннее феодальное государство на три части. Западная часть получила название Франция, вторая часть получила название Германия, а третья часть получила название Срединное государство. Срединная часть государства- современная Италия. После Версальского договора начало формироваться новое государство. Королевская власть после разделения стала особой, вначале короли избирались феодалами, но соблюдался династический принцип. С 12 века власть королевская предавалась по наследству.

Вопрос № 27 Источники и основные черты феодального права во Франции

Каноническое право. Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологией Средневековья. Христианская религия, была тесно переплетена с феодальными отношениями. Поэтому вся культура феодализма подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона.

Существенные изменения по сравнению с Салической правдой произошли в сфере уголовного права. Изменена сама трактовка преступления. Если раньше это был ущерб, нанесенный конкретному лицу или корпорации, то в классическом феодальном праве представление стало пониматься, как «нарушение королевского мира», т.е. как правонарушение против государства, даже в том случае, если непосредственно потерпевшим выступает частное лицо. Соответственно изменилась система преступлений. Условно все преступления стали делиться на 3 группы по их тяжести и объекту посягательства:

Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также значительную часть внецерковных, главным образом гражданско-правовых и даже уголовных правоотношений. К ведению церковных судов относились дела, связанные с «грехом». Сюда относились такие преступления, как ересь, вероотступничество, колдовство, святотатство, нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоежёнство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество.

Длительное время кутюмы не были записаны и судьи выделяли их содержание, опрашивали наиболее уважаемых представителей местного населения. При этом право носило партикулярный характер, т.е. в каждом регионе и даже небольшой местности существовали свои обычаи. В XV в. по указанию короля обычаи были записаны, изданы 60 сборников «больших кутюмов» и приблизительно 30 сборников «малых кутюмов». Эти сборники сохранили свое действие вплоть до конца ХVIII в. Кутюмы, как источник права преобладал в северной части Франции, которую называли страной обычного права, тогда как на юге Франции преобладали потомки местного галло-римского нас-я, и поэтому сохранили свое действие нормы Римского права. Соответственно юг Франции называли страной «писанного права». Во Франции после возникновения университетов начался принцип рецензии римского права.

Источником права, вносившим единообразие, было римское право. Если на «Юге» оно выступало в качестве основного источника права, то на «Севере» оно восполняло пробелы обычного права. На всей территории Франции римское право воспринималось как источник «писаного разума».

Лекции и задания УрГЮА / История(ИГПЗС и ИОГП) / Заруба краткий курс / 30

Основные обязанности вассала: военная служба (40 дней в году), существовали определённые платежи вассала при выкупе сеньора из плена (вассал должен был помочь выкупить его из плена), существовали платежи при посвящении в рыцари, существовали платежи при выдаче замуж старшей дочери, при переходе феода по наследству… Служба считалась благородной, благородные платежи.

Обязательственное (договорное) право было очень неразвито в первый период существования феодального государства, т.к. господствовало натуральное хозяйство. По мере роста городов, по мере развития торговли, товарно-денежных отношений, развивается договорное право. Появляются и получают распространение, кроме традиционной купли-продажи, договор найма, договор займа, договор поручения и т. д. И договорные отношения всё чаще начинают регулироваться нормами римского права.

Брачно-семейное право регулировалось правом каноническим. Брак рассматривался как религиозный акт. Брак заключался в церкви, иного заключения быть не могло. Развод церковью запрещался. Брачный возраст, как и в римском праве, 12 лет для женского пола, 14 – для мужского.

До XIII века феод можно было продать/подарить только с согласия сеньора. Сеньор мог это запретить. В XIII веке за вассалом стало признаваться право передавать феод другому лицу без согласия сеньора, но при этом устанавливалось, что всякий новый приобретатель должен был выполнять все те обязанности, которые падали на его предшественника. Это во-первых. Во-вторых, приобретатель должен был уплатить сеньору довольно высокую пошлину. И, в-третьих, сеньор мог принудительно выкупить у приобретателя проданною ему землю, правда, заплатив соответствующую цену (это называлось «право ретракта», право принудительно выкупить приобретённую покупателем землю).

В ранний период действовал принцип частного обвинения, т.е. процесс был обвинительный (но ещё состязательный) – вызов в суд по инициативе пострадавшего, предоставление им самим свидетелей и т.д. С укреплением королевской власти королевские судьи берут судопроизводство в свои руки: сами возбуждают дело, сами расследуют дело. В период абсолютизма действует исключительно розыскной процесс. Он ещё называется «инквизиционный процесс» (под влиянием церкви).

Основные черты права феодальной Франции

Важным источником права, действовавшим по всей территории Франции, было каноническое право. Городское право рассматривалось как разновидность обычного права и отличалось большим разнообразием. С XII в. в отношениях между купцами начинают применяться нормы международного морского и торгового права, которые извлекаются из сборников морских обычаев и торговых обыкновений, записанных в итальянских и испанских городах. Со временем такие же сборники появляются и во Франции.

Уголовная ответственность связывалась с сословным положением. Особая система существовала для духовенства. Для дворян чаще практиковались штрафы и конфискации. Допускалось объективное вменение, то есть уголовная ответственность без вины, особенно за политические преступления. Уголовному преследованию подвергались даже трупы преступников, а также животные и предметы, явившиеся причиной смерти человека.

К XI-XII в. преступление перестает быть частным делом, а выступает как «нарушение мира», то есть утвердившегося феодального правопорядка. Происходит развитие таких качеств уголовного процесса, как уголовная ответственность без вины, жестокость наказаний, неопределенность составов преступлений. Между феодалами действовал суд равных, а сеньор по отношению к крестьянам выступал в уголовных делах и как законодатель, и как судья. При этом он мог применять уголовную репрессию против крестьян даже за невыполнение сеньориальных повинностей.

Согласно Ордонансу 1670 года процесс начинался со стадии предварительного расследования, которая включала общее и специальное расследование. Общее расследование заключалось в установлении факта совершения преступления и розыске лица, совершившего его. Предварительное расследование начиналось не только по жалобе потерпевшего, но и по доносу, и по инициативе прокурора или судебных органов. Во время общего расследования производился сбор доказательств, уличающих преступника. Этим занимался специальный следственный судья, облекавший все свои следственные действия в форму письменных протоколов.

Важнейший источник права — обычай. Вначале действовали варварские обычаи, которые применялись по персональному принципу, а после Х в. на смену им пришли территориальные правовые обычаи (кутюмы) отдельных регионов, сеньорий и даже общин. Особенно кутюмы были распространены в Северной Франции, которую называли «страной обычного права» или «страной неписаного права», так как обычаи существовали в устной форме. Для их признания в судах было необходимо, чтобы они были известны с «незапамятных времен», то есть, по крайней мере, 40 лет. С XII в. начинается запись обычаев, и появляются сборники кутюмов (Большой кутюм Нормандии, Древний кутюм Бретани и т. п.), которые применяются в судебной практике. Особым авторитетом пользовался Большой кутюм Франции, составленный в 1389 г. Обычно в отношении кутюмов применялась следующая процедура: если кутюм вызывал сомнение у судьи, то проводилось специальное расследование с допросом 10 местных знатоков обычного права, которые должны были дать единогласный ответ о существовании кутюма и его содержании. Споры по поводу этой процедуры заставили Карла VII в 1454 г. издать специальный ордонанс: свести кутюмы в сборники и для обобщения в передать в Парижский парламент. Благодаря этому к XVI в. появилось 60 сборников «больших» кутюмов и около 200 «малых». Следствием этого оказалась консервация права, но, тем не менее, создавалось большее удобство, и появилась возможность доктринального изложения.

Отношения между феодалами в Европе строились на основе зависимости одних феодалов от других. Одни феодалы выступали в качестве сеньоров, другие — в качестве вассалов. Сеньоры давали своим вассалам земли и гарантировали им свою защиту, вассалы были обязаны по отношению к сеньорам военной службой и некоторыми другими повинностями. Отношения сюзеренитета-вассалитета создавали специфическую политическую иерархию внутри феодального государства.

Большое значение во Франции в течение всего средневекового периода имело и городское право, которое рассматривалось как своего рода разновидность обычного права и отличалось большим разнообразием. Основным источником этого права являлись городские хартии, имевшие нормативный характер и отражавшие компромисс городского населения с королем или отдельными сеньорами.

Само судебное рассмотрение дела проходило в закрытом заседании, причем решающее значение придавалось материалам, собранным в ходе следствия. Полноценными доказательствами вины обвиняемого были, кроме собственного признания, показания двух “заслуживающих доверия” свидетелей, письма самого обвиняемого, протоколы, составленные на месте преступления, и т. д. Хотя ордонанс 1670 г. предусматривал деление доказательств на оправдательные и обвинительные, суд основное внимание уделял именно последним. В случае отсутствия достаточных обвинительных доказательств судья мог распорядиться о повторном проведении пытки.

В период абсолютизма законодательство особо детализирует составы преступлений, направленных против короля, французского государства и католической церкви. В связи с этим значительно расширяется круг действий, которые подпадают под понятие “оскорбление величества”. Наиболее тяжкими считались покушения на короля или членов его семьи и заговор против государства. В XVII в. при Ришелье была создана “вторая ступень” преступлений, рассматривавшихся как “оскорбление величества”. Это заговор против министров короля, командующих королевскими войсками, губернаторов провинций и других высших королевских чиновников, измена на войне, дезертирство, шпионаж и т. п.

Вассально-сеньориальная монархия (Х-Х вв.) — в этот период наблюдается расцвет феодального способа производства и господство натурального хозяйства, что повлекло за собой феодальную раздробленность, сопровождающуюся переходом власти от короля к отдельным феодалам и организацию государственной власти на основе вассальных связей.