Списание пеней по страховым взносам

1. В соответствии с абзацами 4 — 8 статьи 6 Закона списание пеней организациям, органам исполнительной власти (далее — плательщики) производится при условии осуществления текущих платежей в полном объеме и погашении задолженности по страховым взносам (платежам), образовавшейся по состоянию на 1 января 2000 года, в установленные сроки:

Настоящий Порядок списания пеней плательщикам страховых взносов, платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения (далее — платежей) разработан в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2000 год» от 2 января 2000 года N 14-ФЗ (далее — Закон), Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.98 N 857, Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. N 4543-1, Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018, и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Пени на задолженность, имевшуюся на 1 января 2000 года, выявленную в результате последующих документальных проверок, после вступления в силу Закона, начисляются в размерах, установленных ст. 5 Закона, и подлежат списанию при выполнении условий, определенных Законом.

ПОРЯДОК СПИСАНИЯ ПЕНЕЙ ОРГАНИЗАЦИЯМ, ПОГАСИВШИМ НЕДОИМКУ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ N 56-ФЗ; О БЮДЖЕТЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1999 ГОД

2. В соответствии со статьей 12 Закона списание пеней в установленных размерах производится по состоянию на 1 июля 1999 года (1 октября, 31 декабря 1999 г.), при условии обеспечения организациями своевременного перечисления текущих страховых взносов в полном объеме, в сроки, предусмотренные ст. 12 Закона. Списание производится на основании акта сверки погашения недоимки по страховым взносам, имевшейся на 1 января 1999 г. (далее — акт сверки), по состоянию на 1 июля 1999 г. (1 октября, 31 декабря 1999 г.).

При этом, если документальная проверка проведена после списания пеней, размер подлежащих списанию пеней корректируется с учетом доначисленных страховых взносов и пеней. Не подлежащие списанию пени восстанавливаются в качестве задолженности организации и подлежат уплате в установленном порядке.

В связи с этим в случае, если после списания пеней документальной проверкой организации, проведенной за период с 6 апреля 1999 г., выявлены факты сокрытия сумм текущих страховых взносов за периоды с 6 апреля 1999 г. по 30 июня 1999 г., с 1 июля 1999 г. по 30 сентября 1999 г., с 1 октября 1999 г. по 30 декабря 1999 г., списанные за данные периоды пени подлежат восстановлению в качестве задолженности организации.

Полученный показатель, включающий в себЏ также неуплаченную сумму штрафных санкций, должен быть уменьшен на соответствующую сумму неуплаченных штрафов, которая определяется по распечатке соответствующих реестров актов камеральных и документальных проверок.

3. На недоимку по страховым взносам, имевшуюся на 1 января 1999 г., до даты ее погашения пени начисляются в установленном порядке. При этом списанию в соответствии с нормами и сроками, установленными Законом, подлежит вся сумма пеней, начисленных на эту недоимку.

Принцип расчета взносов одинаков для всех видов страхования. Страхователь ежемесячно определяет базу для расчета взносов по каждому работнику. Базой является общая сумма выплат работнику, с которых начисляются взносы. Она определяется нарастающим итогом с начала года. Далее исчисленную базу нужно умножить на тариф и вычесть из полученной суммы взносы, начисленные ранее за этот год.

/ / В 2022 году в бюджетном учреждении начисление и перечисление штрафов пеней Обоснование вывода:В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса (далее — НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации (расчеты). Согласно ч. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный срок декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в установленном размере.В соответствии с п.

Обоснование вывода:
Нарушение сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, установленных п. 1 ч. 9, ч. 15 ст. 15, ч.ч. 5 и 6 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2022 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ), в соответствии с ч.ч. 1 или 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ, влечет ответственность плательщиков страховых взносов — организаций и индивидуальных предпринимателей. Соответственно, обязательство по оплате штрафа в рассматриваемой ситуации возникает именно у казенного учреждения.
Положениями ст. 238 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) закреплена обязанность работника возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимаются реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
К прямому действительному ущербу могут быть отнесены в том числе и суммы уплаченных штрафов (смотрите, в частности, письмо Роструда от 19.10.2022 N 1746-6-1).
Отметим, что согласно ч. 4 ст. 248 ТК РФ работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. При этом возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю (ч. 6 ст. 248 ТК РФ).
В рассматриваемой ситуации работник признал вину и согласен добровольно возместить работодателю ущерб в размере наложенного на учреждение штрафа.
Поступившие в таком случае от работника суммы могут рассматриваться в качестве компенсации затрат государства (муниципального образования). Применяемая в настоящее время методология бухгалтерского (бюджетного) учета предусматривает, в частности, отражение на счете 209 00 операций по признанию доходов в виде компенсации затрат, понесенных государством (муниципальным образованием) в результате нанесения ущерба, причиненного действиями работника (п.п. 220, 221 «Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета. «, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2022 N 157н, далее — Инструкция N 157н).
В свою очередь, любые доходы казенного учреждения подлежат зачислению в доход бюджета публично-правового образования (смотрите, в частности, ст. 41, п.п. 2, 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ).
В соответствии с положениями Указаний о применение бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2022 N 65н, расходы по уплате штрафов, пеней за несвоевременную уплату страховых взносов отражаются по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ; компенсация затрат государства — с применением статьи 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.
С учетом положений абзацев 9, 10 п. 104, абзаца 7 п. 109, абзацев 19, 21 п. 111 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2022 N 162н, для отражения в бюджетном учете казенного учреждения операций по оплате штрафа, а также получению и перечислению в доход бюджета публично-правового образования сумм, внесенных работником в добровольном порядке в целях возмещения ущерба, причиненного учреждению его действиями или бездействием, могут быть применены следующие корреспонденции счетов:
Отражения расчетов по предъявленным учреждению штрафным санкциям
1. Дебет КРБ 1 401 20 290 Кредит КРБ 1 303 05 730
— отражено обязательство по уплате штрафа за несвоевременное представление расчета по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ;
2. Дебет КРБ 1 303 05 830 Кредит КРБ 1 304 05 290
— отражено перечисление штрафа за нарушение сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Отражение расчетов по доходам, полученным в виде компенсации затрат
1. Дебет КДБ 1 209 30 560 Кредит КДБ 1 401 10 130
— начислен доход в размере причиненного ущерба (суммы уплаченного штрафа);
2. Дебет КДБ 1 304 04 130 Кредит КДБ 1 303 05 730
— учреждением оформлено и направлено в адрес администратора кассовых поступлений Извещение (форма 0504805) с информацией об ожидаемых к поступлению доходах бюджета;
3. Дебет КИФ 1 201 34 510 Кредит КДБ 1 209 30 660
— в кассу учреждения поступили денежные средства в счет компенсации уплаченного учреждением штрафа;
4. Дебет КРБ 1 210 03 560 Кредит КИФ 1 201 34 610
— отражено выбытие наличных из кассы учреждения в целях дальнейшего их внесения на лицевой счет получателя бюджетных средств;
5. Дебет КРБ 1 304 05 290 Кредит КРБ 1 210 03 660
— отражено зачисление денежных средств на лицевой счет получателя бюджетных средств, открытый в финансовом органе;
6. Дебет КДБ 1 303 05 830 Кредит КРБ 1 304 05 290
— в доход бюджета перечислена сумма компенсации затрат, ранее внесенная виновным лицом в кассу учреждения.

Начисление, уплата и списание данных сумм происходит согласно НК РФ и ПБУ 10/99. Отражение всего процесса относительно формирования проводок происходит в два варианта, приоритет отдается каждому из них в зависимости от способа толкования норм бухгалтерского и налогового учетов.

Ранее подстатью для учета таких расходов хотели заменить кодами 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» и 353 КОСГУ для определенного срока использования. Согласно поправкам в Приказ № 209н, эти коды нужно использовать только при принятии к учету прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности.

Основные проводки при уплате пени по страховым взносам

Основанием для уплаты пеней (если они не уплачены добровольно) являются требования, выставленные плательщику органом, курирующим соответствующие взносы (ИФНС или ФСС). Таким образом, пени — это расчетная сумма, которую должен уплатить плательщик, нарушивший сроки уплаты взносов. Их расчет осуществляется в процентах за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за крайним сроком оплаты, который установлен законодательно.

Также подчеркнем, что сумма пеней по взносам не участвует в расчете базы по налогу на прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ), поэтому в отношении них возникают постоянные разницы между бухгалтерским и налоговым учетом (п. 4 ПБУ 18/02). Этим разницам соответствуют постоянные налоговые обязательства, начисляемые проводкой: Дт 99 Кт 68.

Рекомендуем прочесть:  Какие Льготы Положены При Уходе На Пенсмю Работнику Газпрома

Причем обращаем внимание на то, что суммы дополнительно начисленных при проверке налогов и взносов можно относить к прошедшим периодам, а штрафы и пени — к периодам принятия решения по акту проверки (решения суда). Что касается счетов, на которых их следует учитывать, то Минфин России в своих последних разъяснениях (письмо от 28.12.2022 № 07-04-09/78875) рекомендует относить пени, начисленные по платежам, отличающимся от налогов на прибыль и УСН, на счета учета затрат:

В инструкции по применению плана счетов бухучета, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, счет 99 используется для отражения налоговых санкций. Пени к налоговым санкциям не относятся, но в инструкции сказано, что счет 99 может использоваться и для отражения пеней за нарушение сроков оплаты взносов в корреспонденции со счетом 69.

В п. 7 ПБУ 1/2008 говорится о том, что предприятие само имеет возможность выбрать способ отражения расходов в учете, если он прямо не установлен законодательством. В ПБУ 10/99 отражение пеней по налогам и сборам конкретно не прописано, в нем указаны только пени за нарушение условий договоров.

Страховые взносы: списание безнадежных долгов по страховым взносам

Обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы установлена для плательщиков страховых взносов п. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам.

В отношении недоимки, образовавшейся за расчетные периоды 2002 — 2009 гг. и за отчетные (расчетные) периоды с 1 января 2010 г., а также задолженности по пеням и штрафам, начисленным на соответствующую недоимку в отношении одного и того же плательщика страховых взносов, принимаются отдельные решения.

Не забывайте о том, что действие Закона N 212-ФЗ не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые регулируются федеральными законами о соответствующих конкретных видах обязательного социального страхования.

Обращаем ваше внимание на Письмо Минфина России от 20 мая 2010 г. N 03-02-08/32, в котором рассмотрен вопрос применения ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно названной статье недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается по федеральным налогам и сборам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Эти правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

Структурное подразделение отделения ПФР, в компетенцию которого входят функции организации администрирования страховых взносов, ежемесячно до 25 числа формирует ведомость принятых в предыдущем месяце решений о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, задолженности по пеням и штрафам (далее — ведомость). В ведомость включаются решения, принятые комиссиями отделения ПФР и подведомственных им территориальных органов ПФР, в отношении недоимки, образовавшейся за отчетные (расчетные) периоды с 1 января 2010 г., а также задолженности по пеням и штрафам. Ведомость на бумажном носителе и в электронном виде передается в отдел казначейства отделения ПФР. Ведомость передается с приложением одного подлинного экземпляра решения.

При этом, если документальная проверка проведена после списания пеней, размер подлежащих списанию пеней корректируется с учетом доначисленных страховых взносов и пеней. Не подлежащие списанию пени восстанавливаются в качестве задолженности организации и подлежат уплате в установленном порядке.

2. В соответствии со статьей 12 Закона списание пеней в установленных размерах производится по состоянию на 1 июля 1999 года (1 октября, 31 декабря 1999 года), при условии обеспечения организациями своевременного перечисления текущих страховых взносов в полном объеме, в сроки, предусмотренные ст.12 Закона. Списание производится на основании акта сверки погашения недоимки по страховым взносам, имевшейся на 1 января 1999 года (далее — акт сверки), по состоянию на 1 июля 1999 года (1 октября, 31 декабря 1999 года).

9. Учитывая, что бесспорное взыскание сумм недоимки и пеней в период расчетов организации с ПФР не приостанавливается, уплаченные (взысканные, в том числе по исполнительным листам) платежи ежемесячно засчитываются в первую очередь в счет текущих страховых взносов, а оставшаяся часть — в счет погашения недоимки по страховым взносам.

Полученный показатель, включающий в себя также неуплаченную сумму штрафных санкций, должен быть уменьшен на соответствующую сумму неуплаченных штрафов, которая определяется по распечатке соответствующих реестров актов камеральных и документальных проверок.

6. Акт сверки составляется по состоянию на 1 июля 1999 года (1 октября, 31 декабря 1999 года) по прилагаемой форме в соответствии с установленным Порядком (приложение 1) и подписывается управляющим и руководителем соответствующего структурного подразделения отделения, занимающегося проведением процедуры расчетов в соответствии с Законом, а также руководителем и главным бухгалтером организации. Форма акта сверки изменению не подлежит.

Списание пени по страховым взносам проводки

  • Начислены взносы в размере 15 тыс. руб.: дебет 20, кредит 69;
  • Уплачено 10 тыс. руб.: дебет 69, кредит 51;
  • Начислена пеня за просрочку на сумму 366, 67 руб.: дебет 91, кредит 69;
  • Переведена задолженность по взносам в размере 5 тыс.руб.: дебет 69 кредит 51;
  • Уплачена пеня: дебет 69, кредит 51.

Пени представляют собой расчетную сумму, обязательную к уплате. Исчисляют их в процентах к сумме просроченного платежа в размере 1/300 ставки рефинансирования (СР), приравненной с 2022 года к ключевой ставке ЦБ, за каждый просроченный день. Это общая формула, однако, законодатели внесли некоторые изменения в расчет, и с 01.10.2022 (исключительно для юридических лиц!) пени компаниям рассчитывают так:

Отказ от перечисления средств чреват наказанием — пенями и штрафами, установленными контролирующими органами. Суммы рассчитываются исходя из длительности периода неуплаты. Пеня начисляется за каждый просроченный день, начиная с конечной даты разрешённого периода.

  1. , которым утверждено форму расчета по взносам в фонды и описаны правила ее заполнения.
  2. (основной документ).
  3. , где отражены изменения по тарифам.
  4. – персонифицированный учет по пенсионному страхованию.
  5. – страхование от несчастного случая и профессиональной болезни.
  6. – основы социального страхования.
  7. – пенсионное страхование.
  8. – пособия по временной нетрудоспособности для будущих матерей и т. д.

Неустойки как доходы отражаются в учете в том отчетном периоде, в котором появились правоустанавливающие документы, на основании которых сформировалась неустойка. Таким документом может быть, например, решение суда или двусторонний акт участников договора (п. 16 ПБУ 9/99). Неустойка как доход или расход должна быть отражена в бухгалтерском балансе до фактических расчетов сторон (п. 76 положения по приказу Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

Если в установленные сроки суммы налоговой задолженности и начисленной пени не были уплачены самостоятельно, то возникает право на взыскание. Уплата налогового долга и начисленной пени может происходить как добровольно, так и через суд. В случае пренебрежения добровольной уплаты используются следующие методы взыскания:

За несвоевременную подачу отчетов или представление учетной информации, например при открытии текущего счета, уплату налогов позже установленного срока предусмотрено наложение штрафных санкций, размер которых регламентируется соответствующими статьями Налогового кодекса.

  • В банк плательщика направляется инкассовое поручение;
  • По решению суда судебные приставы могут взыскать необходимую сумму долга за счет имущественных активов должника;
  • Если должником является физ.лицо, то взыскание задолженности может происходить за счет конфискации активов плательщика.

При уплате налогов, страховых взносов, формировании отчетности могут возникнуть риски, которые приводят к наложению штрафных санкций и начислению пени. Как отразить данные операции в учете и сформировать бухгалтерские проводки по начислению пеней по налогам на прибыль, НДС, НДФЛ и страховым взносам рассмотрим далее.

Для отображения начисленной пени рекомендуется использовать счет 99, что позволяет избежать постоянного налогового обязательства, поскольку при формировании декларации по налогу на прибыль, начисленная пеня по страховым взносам не входит в расчете базы налогообложения. Использование счета 99 рекомендуется закрепить в учетной политике предприятия.

У нас на сайте каждый может бесплатно скачать образец интересующего договора или образца документа, база договоров пополняется регулярно. В нашей базе более 5000 договоров и документов различного характера. Если вами замечена неточность в любом договоре, либо невозможность функции “скачать” какого-либо договора, обратитесь по контактным данным. Приятного времяпровождения!

Сегодня и навсегда — загрузите документ в удобном формате! Уникальная возможность скачать любой документ в DOC и PDF абсолютно бесплатно. Многие документы в таких форматах есть только у нас. После скачивания файла нажмите «Спасибо», это помогает нам формировать рейтинг всех документов в базе.

Списание задолженности по страховым взносам в 2022 году

Федеральный закон № 436-ФЗ, принятый по поручению Президента РФ, позволит списать налоговые задолженности почти 3 млн. индивидуальных предпринимателей, что в сумме составит около 16 млрд. рублей. Помимо этого, будут списаны долги 700 тыс. предпринимателей по страховым взносам на общую сумму 127 млрд. рублей. Списание затронет налоги, пени и штрафы, накопленные ИП, а долги по предпринимательским страхвзносам будут списаны.

Применяется данная налоговая амнистия для ИП, как действующих, так и тех, кто на дату списания с него задолженностей уже утратил статус индивидуального предпринимателя. Предприниматели, которые не вели деятельность, но оставались в статусе ИП, тоже попадают под действие амнистии.

Закон о налоговой амнистии для ИП предписывает органам ФНС по месту учета ИП принимать решение о списании указанных долгов без участия самого предпринимателя. Решение выносится налоговиками в произвольной форме с указанием Ф.И.О. и ИНН должника, а также подлежащих списанию сумм недоимки, штрафов и пеней (п. 3 и 4 ст. 12 закона № 436-ФЗ).

Рекомендуем прочесть:  График проведения ремонтных работ в жилых домах

Неуплаченные страховые взносы индивидуальным предпринимателям тоже «простят», причем за иной период, нежели по налогам: безнадежной к взысканию признается недоимка. Но касается это далеко не всех страховых взносов, уплачиваемых предпринимателями. Разберемся, о каких же взносах идет речь в законе.

Постановление Правления ПФ РФ от N 68; О Порядке списания пеней организациям, погасившим недоимку по страховым взносам в соответствии с Законом Российской Федерации от N 56-ФЗ; О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год

2. В соответствии со статьей 12 Закона списание пеней в установленных размерах производится по состоянию на 1 июля 1999 года (1 октября, 31 декабря 1999 г.), при условии обеспечения организациями своевременного перечисления текущих страховых взносов в полном объеме, в сроки, предусмотренные ст. 12 Закона. Списание производится на основании акта сверки погашения недоимки по страховым взносам, имевшейся на 1 января 1999 г. (далее — акт сверки), по состоянию на 1 июля 1999 г. (1 октября, 31 декабря 1999 г.).

3. На недоимку по страховым взносам, имевшуюся на 1 января 1999 г., до даты ее погашения пени начисляются в установленном порядке. При этом списанию в соответствии с нормами и сроками, установленными Законом, подлежит вся сумма пеней, начисленных на эту недоимку.

Полученный показатель, включающий в себя также неуплаченную сумму штрафных санкций, должен быть уменьшен на соответствующую сумму неуплаченных штрафов, которая определяется по распечатке соответствующих реестров актов камеральных и документальных проверок.

1. Произвести списание пеней по состоянию на 1 октября 1998 года организациям, погасившим в срок до 1 апреля 1999 года (полностью или частично) недоимку по страховым взносам, имевшуюся на 1 октября 1998 года, в соответствии с нормами, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 28.12.98 N 1647 «О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации».

В связи с этим в случае, если после списания пеней документальной проверкой организации, проведенной за период с 6 апреля 1999 г., выявлены факты сокрытия сумм текущих страховых взносов за периоды с 6 апреля 1999 г. по 30 июня 1999 г., с 1 июля 1999 г. по 30 сентября 1999 г., с 1 октября 1999 г. по 30 декабря 1999 г., списанные за данные периоды пени подлежат восстановлению в качестве задолженности организации.

Директор центра занятости отменяет предыдущее решение о списании безнадежной задолженности и восстановления задолженности на соответствующем учете в случае отмены решения хозяйственного суда относительно страхователя о прекращении юрлица или предпринимательской деятельности ФЛП.

Урегулирован механизм, условия и основания списания учреждениями государственной службы занятости задолженности по уплате страховых взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и сумм штрафных санкций, начисленных и (или) не уплаченных в период до 1 января 2011 года.

Указанная норма предусматривает возможность признания безнадежной к взысканию и списания недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2022 года, в случае утраты налоговыми органами возможности их взыскания. Речь идет о недоимках и задолженностях, переданных налоговикам органами ПФР и ФСС России, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных фондами и подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2022 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января прошлого года до даты подписания акта приема-передачи.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Налоговая амнистия предусматривает списание недоимки по страховым взносам, исчисленным ПФР исходя из восьмикратного минимального размера оплаты труда, образовавшейся у ИП за периоды, истекшие до 01.01.2022. Также предусматривается списание задолженности по пеням и штрафам в отношении этой недоимки.
Кроме того, предусматривается списание недоимки по страховым взносам и задолженностей по пеням и штрафам, образовавшихся до 01.01.2022, если сроки принудительного взыскания, установленные НК РФ, в отношении указанных сумм истекли в период с 01.01.2022 до даты подписания акта приема-передачи сальдо между фондами и налоговыми органами.
В рамках налоговой амнистии также предусмотрено списание недоимки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, задолженности по штрафам, образовавшихся за ИП на 01.01.2015.

Согласно ч. 1 ст. 11 Закона N 436-ФЗ признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2022, в размере, определяемом в соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ), задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями (ИП), адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус ИП или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.
Как разъясняет финансовое ведомство в письме Минфина России от 26.01.2022 N 03-11-11/4394, установленная для списания задолженность возникла не вследствие уклонения от обложения страховыми взносами, а из-за особенностей законодательства о страховых взносах, которое предусматривало, что в случае непредставления налоговой отчетности ИП (то есть даже если он не вел никакой деятельности и не получал никаких доходов) сумма страховых взносов рассчитывалась в повышенном размере — как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов. После передачи функций по администрированию страховых взносов налоговым органам и активизации работы по взысканию задолженности многие предприниматели, которые уже давно не вели никакой деятельности, обнаружили за собой долги по взносам в сотни тысяч рублей.
В целях списания, в том числе, упомянутой задолженности, рассчитанной из восьмикратного минимального размера оплаты труда, был принят Закон N 436-ФЗ.
Решение о признании вышеуказанных недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов ПФР, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности (ч. 2 ст. 11 Закона N 436-ФЗ) (смотрите также письма Минфина России от 08.02.2022 N 03-15-05/7506, от 07.02.2022 N 03-15-05/7145, от 06.02.2022 N 03-15-05/6891).
По нашему мнению, из прямого прочтения положений ч. 1 ст. 11 Закона N 436-ФЗ и представленных разъяснений Минфина России следует, что безнадежной может быть признана только недоимка по страховым взносам, исчисленным ПФР в соответствии с ч. 11 ст. 14 Закона N 212-ФЗ.
В отношении же недоимки по страховым взносам, исчисленным самим предпринимателем в общеустановленном Законом N 212-ФЗ порядке (взносы которые ИП начислял на заработную плату своих сотрудников или фиксированные взносы (за себя), рассчитанные исходя из однократного размера МРОТ или 1% от 300 000 рублей и т.д.), но по каким-то причинам не уплаченным в бюджет (частично неуплаченным) до 2022, положения ч. 1 ст. 11 Закона N 436-ФЗ не применяются.
Данный вывод подтверждается и тем, что решение о признании недоимки безнадежной принимается, в том числе, на основании сведений из ПФР, подтверждающих основание возникновения недоимки и задолженности.
Фраза «В целях списания, в том числе упомянутой задолженности, рассчитанной из восьмикратного минимального размера оплаты труда…», приведенная в разъяснении финансового ведомства, на наш взгляд, означает, что Законом N 436-ФЗ установлен еще ряд оснований для списания задолженностей по налогам и взносам.
В связи с этим, по нашему мнению, ИП может рассчитывать на списание по основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 11 Закона N 436-ФЗ, только недоимки по взносам, исчисленным ПФР исходя из восьмикратного минимального размера оплаты труда, образовавшейся у ИП за периоды, истекшие до 01.01.2022. Также подлежит списанию задолженность по пеням и штрафам в отношении этой недоимки.
Подтверждается наше мнение и информацией, размещенной сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn33/news/tax_doc_news/7207606/).
Решение о списании недоимки и задолженности, указанных в ч. 1 ст. 11 Закона N 436-ФЗ, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика плательщика страховых взносов физического лица (ИП) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам, подлежащих списанию (ч. 3 ст. 11 Закона N 436-ФЗ).
Иными словами, решение о списании недоимки и задолженностей принимает налоговый орган без участия плательщика страховых взносов. Каких-либо заявлений предпринимателю для этого подавать не требуется. Однако сроки принятия решений о признании рассматриваемых недоимок и задолженностей безнадежными и сроки их списания нормы Закона N 436-ФЗ не устанавливают.
Отметим также, что, статья 4 Федерального закона от 03.07.2022 N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее — Закон N 243-ФЗ) с 29.01.2022 дополнена частью 3.1 (п. 2 ст. 6, ч. 2 ст. 14 Закона N 436-ФЗ) следующего содержания: «В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами ПФР и органами ФСС РФ недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2022, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР, органами ФСС РФ, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2022, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 01.01.2022 до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета ИП) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов».
Из прямого прочтения нормы ч. 3.1 ст. 4 Закона N 243-ФЗ, на наш взгляд, следует, что недоимки по взносам и задолженности по пеням и штрафам, образовавшиеся до 01.01.2022 и переданные фондами налоговикам, будут признаны безнадежными и списаны только в том случае, если установленные ст.ст. 46, 47 НК РФ сроки принудительного взыскания указанных сумм истекли в период с 01.01.2022 до даты подписания акта приема-передачи сальдо между фондами и налоговыми органами (ч. 2 ст. 4 Закона N 243-ФЗ), так как в этом случае налоговый орган утрачивает право взыскать недоимки, пени и штрафы (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Как следует из проекта Приказа ФНС России «Об утверждении Порядка списания налоговыми органами недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2022 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2022 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2022 года до даты подписания акта приема-передачи» (подготовлен ФНС России 16.03.2022), решение о признании недоимки и задолженностей, указанных в ч. 3.1 ст. 4 Закона N 243-ФЗ, будет принимать налоговый орган по месту учета ИП, на основании протокола комиссии налогового органа об установлении факта утраты налоговым органом возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам и справки налогового органа по месту учета ИП о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам, подлежащих списанию.
Положения ч. 3.1 ст. 4 Закона N 243-ФЗ, по нашему мнению, приняты в связи тем, что налоговый орган должен был уже с 01.01.2022 предпринимать попытки взыскать недоимки и задолженности по пеням и штрафам в принудительном порядке, но не мог этого сделать ввиду отсутствия у налогового органа соответствующей информации до подписания акта приема-передачи сальдо.
Что же касается иных сумм недоимок по страховым взносам и задолженностей по пеням и штрафам (не указанным в ч. 1 ст. 11 Закона N 436-ФЗ и ч. 3.1 ст. 4 Закона N 243-ФЗ), в том числе образовавшихся до 01.01.2022, то безнадежными они могут быть признаны только по основаниям, предусмотренным ст. 59 НК РФ, даже если налоговым органом утрачено право на принудительное взыскание этих недоимок (ч. 3 ст. 4 Закона N 243-ФЗ, постановление Девятого ААС от 16.03.2022 N 09АП-5268/18, п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Обратите внимание, что сроков исковой давности для уплаты налогов и взносов НК РФ не установлено.
Одним из оснований для списания задолженностей по взносам и налогам является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ).
Инициировать судебное разбирательство, по итогам которого может быть принят необходимый судебный акт, вправе не только налоговый орган, обращающийся в арбитражный суд в порядке, установленном главой 26 АПК РФ, с исковым заявлением о взыскании обязательных налоговых платежей, но и налогоплательщик (плательщик страховых взносов), в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление плательщика страховых взносов подлежит рассмотрению судом по общим правилам искового производства (постановления Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 10534/12, Пятнадцатого ААС от 04.09.2015 N 15АП-13462/15, Третьего ААС от 27.08.2015 N 03АП-4178/15, Десятого ААС от 04.09.2013 N 10АП-7188/13 (оставлено без изменения постановлением ФАС Московского округа от 11.11.2013 N Ф05-14349/13 по делу N А41-6350/2013), ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.06.2012 N Ф02-2259/12 по делу N А78-8254/2011, ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2012 N Ф07-1486/11 по делу N А21-3041/2011, решение АС Свердловской области от 10.03.2011 N А60-43724/2010).
После вступления в силу решения суда налоговый орган должен немедленно исключить суммы задолженности из лицевого счета плательщика страховых взносов (абзац 4 п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Рекомендуем прочесть:  Цессия в 2022 какой НДС 18 или 20

Пени по страховым взносам: пример, проводки, расчет

Отказ от перечисления средств чреват наказанием — пенями и штрафами, установленными контролирующими органами. Суммы рассчитываются исходя из длительности периода неуплаты. Пеня начисляется за каждый просроченный день, начиная с конечной даты разрешённого периода.

  • Начислены взносы в размере 15 тыс. руб.: дебет 20, кредит 69;
  • Уплачено 10 тыс. руб.: дебет 69, кредит 51;
  • Начислена пеня за просрочку на сумму 366, 67 руб.: дебет 91, кредит 69;
  • Переведена задолженность по взносам в размере 5 тыс.руб.: дебет 69 кредит 51;
  • Уплачена пеня: дебет 69, кредит 51.

То есть, если организация перечисляет деньги за март 2022 года 18 апреля, бухгалтерской службе следует отправить во внебюджетные фонды сумму, равную обязательным взносам, увеличенным на размер пени. При этом размер санкций будет рассчитан с учётом 2 дней просрочки — 16 и 17 апреля.

  1. Необходимо определить все неизвестные показатели формулы:
    • Ставка рефинансирования с 1 января 2022 года равна 11%;
    • Период неуплаты составляет 3 дня: 16, 17 и 18 апреля.
  2. Вычисление по формуле: П = С*Д*СР*1/300 = 10000*3*11*1/300 = 1100 руб.
  3. Составление проводок:
    • Начислены взносы на сумму 10 тыс. руб.: дебет 20, кредит 69;
    • Начислена пеня в размере 1100 руб. за просрочку: дебет 91, кредит 69;
    • Перечислена задолженность по взносам: дебет 69, кредит 51;
    • Погашена пеня: дебет 69, кредит 51.
  • направить банку, обслуживающему фирму, инкассовое поручение;
  • постановить судебным приставам взыскать необходимую сумму за счёт имущества компании-должника;
  • подать в суд иск о взыскании пени и страховых взносов путём конфискации активов плательщика, если он является физическим лицом.

Комментарий к статье 23 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»: Списание безнадежных долгов по страховым взносам

Согласно ч. 1 ст. 23 Закона N 212-ФЗ недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам» (далее — Постановление N 100), в соответствии с п. 1 которого признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам (далее — задолженность) в случае:
а) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» — в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
в) смерти или объявления судом умершим физического лица — по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов — в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.
В соответствии с п. 4 Постановления N 100 решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается при наличии следующих документов:
а) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц о ликвидации юридического лица;
б) копия определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства (в случае признания должника банкротом), заверенная гербовой печатью соответствующего арбитражного суда;
в) копия свидетельства о смерти физического лица или копия судебного решения об объявлении физического лица умершим;
г) документ, подтверждающий переход наследственного имущества физического лица, умершего или объявленного судом умершим, к государству;
д) иные документы, определяемые Министерством финансов Российской Федерации и государственными социальными внебюджетными фондами.
Правила, предусмотренные ч. 1 данной статьи, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам. Об этом говорится в ч. 2 ст. 23 Закона N 212-ФЗ.
Суммы страховых взносов, пеней и штрафов, списанные со счетов плательщиков страховых взносов в банках, но не перечисленные в бюджеты государственных внебюджетных фондов, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с частью 1 данной статьи в случае, если на день принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и об их списании указанные банки ликвидированы (ч. 3 ст. 23 Закона N 212-ФЗ).

Поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление страховых взносов должно содержать указание на те счета плательщика, с которых должно быть произведено перечисление страховых взносов, и сумму, подлежащую перечислению (ч. 8 ст. 19 Закона N 212-ФЗ). Поручение, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством, банк исполняет в следующие сроки (ч. 12 ст. 19 Закона N 212-ФЗ):

До принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, а также задолженности по пеням и штрафам за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика, орган контроля направляет должнику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со ст. 22 Закона N 212-ФЗ. Об этом говорится в ч. 3 ст. 19 Закона N 212-ФЗ.

Примечание. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, составленное по результатам проверки, орган контроля направляет плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

Примечание. Методические рекомендации по организации работы территориальных органов ПФР по привлечению плательщиков страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах утверждены Распоряжением Правления ПФР от 05.05.2010 N 120р.

Судебный пристав исполняет требования, содержащиеся в постановлении, в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления (ч. 7 ст. 20 Закона N 212-ФЗ). При этом взыскание страховых взносов (пеней и штрафов) производится последовательно в отношении: