Условия объявления в международный розыск

Условия и основания объявления в международный розыск обвиняемых и осужденных

119. Осужденные, уклоняющиеся от отбывания наказания в виде лишения свободы или совершившие побег из мест лишения свободы, объявляются в международный розыск при условии, что они осуждены к наказанию в виде лишения свободы на срок не менее четырех месяцев.

Если судьей будет принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства об избрании обвиняемому, в отношении которого вынесено постановление об объявлении в международный розыск, меры пресечения в виде заключения под стражу, то это постановление аннулируется и в дальнейшем возможно лишь проведение проверки по учетам Генерального секретариата и национальным учетам иностранных государств — членов Интерпола в порядке, установленном главой III настоящей Инструкции.

Один экземпляр постановления об объявлении лица в международный розыск должен быть вручен следователю или прокурору для обращения в суд в порядке ч. 5 ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации с целью получения судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого.

123. Решение оформляется постановлением об объявлении лица в международный розыск, которое выносится сотрудником розыскного подразделения, утверждается начальником или заместителем начальника этого подразделения, согласовывается с начальником соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и заверяется печатью.

124. Одновременно с вынесением постановления об объявлении обвиняемого, осужденного в международный розыск органом, вынесшим соответствующее постановление, в Департамент пограничного контроля Федеральной службы безопасности Российской Федерации в установленном порядке направляется запрос о постановке разыскиваемых лиц на контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Основанием для объявления международного розыска является достоверная информация о выезде разыскиваемого (намерении выехать) за пределы России, о наличии связей за пределами РФ. Условиями для объявления и осуществления международного розыска являются следующие: разыскиваемое лицо имеет статус обвиняемого (ст. 47 УПК РФ); обвиняемый объявлен (или одновременно объявляется) в федеральный розыск; разыскиваемый обвиняется в совершении одного или нескольких преступлений средней тяжести, тяжких либо особо тяжких, которые не носят политический, военный, религиозный или расовый характер.

При установлении на территории зарубежных стран лиц, разыскиваемых российскими правоохранительными органами, эффективность экстрадиционных запросов о выдаче этих лиц, напрямую зависит от качества работы органов, инициирующих розыскную работу, т.е на стадии объявления лица в международный розыск.

На сегодняшний день международно-правовое сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства является важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры. Это отдельный институт взаимной помощи, предметом которого является скорейшее расследование преступлений, а главным назначением — обеспечение неотвратимости наказания, борьба с преступностью.

Международный розыск объявляется постановлением органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность на основании уголовно-процессуального решения о розыске. Принимаются меры для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Один экземпляр постановления об объявлении в международный розыск направляется следователю или прокурору для обращения в суд в порядке ч. 5 ст. 108 УПК РФ с целью получения судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствии обвиняемого.

— Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 18.11.2014 № 636 «О порядке реализации отдельных положений Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденной приказом МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России и ФТС России от 06.10.2006 786/310/470/454/333/971».

После получения запроса из Секретариата или НЦБ иностранного государства, представителей правоохранительных структур, аккредитованных при диппредставительствах и консульствах на территории РФ, об организации розыскных мероприятий, Национальное бюро обязано изучить его. В ходе исследования проверяются:

  • Местонахождение разыскиваемого гражданина установлено на территории РФ или зарубежного государства.
  • Обнаружен труп лица или получены документальные подтверждения о его смерти.
  • Прекращено уголовное производство.
  • Произведена выдача субъекта правоохранительным органам, инициировавшим розыск.
  • Гражданин задержан на территории России.
  • Изменена мера пресечения.
  • Издан акт об амнистии.
  • Суверенного равенства стран.
  • Невмешательства в дела других государств.
  • Добросовестного исполнения взятых обязательств.
  • Уважения свобод и прав человека.
  • Неотвратимости наказания за совершенные противоправные действия.

Генеральный секретариат координирует мероприятия в международном масштабе, обеспечивает обновление базы данных преступников , которые находятся в розыске. Этот орган также уполномочен отменить действия по поиску лиц в связи с нарушением Устава Интерпола или недостаточностью сведений.

В качестве ответственных за организацию розыска выступают НЦБ, подразделения МВД и иных уполномоченных органов. В порядке, установленном Министерством внутренних дел, Национальное бюро направляет в единую информсистему сведения об осужденных, обвиняемых, подсудимых и гражданах, безвестно пропавших, для ведения учета.

21. В случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения, места рождения (далее — установочные данные) разыскиваемого лица и (или) реквизита «Мера пресечения» инициатор розыска переобъявляет межгосударственный розыск путем вынесения нового постановления в соответствии с пунктами 18, 19 и 20 настоящего Регламента.

31. При установлении личности человека, не способного сообщить о себе установочные данные, или по неопознанному трупу компетентный орган Стороны, осуществивший данные действия, информирует компетентный орган Стороны, являющийся инициатором розыска, и согласовывает с ним последующие действия.

27. При установлении разыскиваемого лица, содержащегося под стражей в следственном изоляторе, отбывающего уголовное наказание в исправительном учреждении, уведомляются инициатор розыска и компетентный орган своего государства, на который возложен розыск лиц этой категории.

В шифротелеграмме для объявления в межгосударственный розыск в обязательном порядке должны быть указаны установочные данные лица в именительном падеже, категория розыска, статья обвинения, мера пресечения, номер и дата заведения дела по розыску лица, инициатор розыска. При наличии указываются номер и дата уголовного дела, вид и реквизиты документов, удостоверяющих личность.

22. В отдельных случаях через центральные информационные подразделения возможно направление информации об объявлении (переобъявлении) лица в межгосударственный розыск шифротелеграммой с обязательным последующим направлением в пятидневный срок указанных сведений в порядке, предусмотренном пунктами 19 и 20 настоящего Регламента.

Интерпол, экстрадиции, розыск активов и другие тренды в работе международного адвоката

Бытует распространенное мнение, что граждан ЕС, США или Израиля не выдают их страны. Хочу разочаровать. Речь идет об определенных ограничениях, однако они достаточно общие и установлены Европейской конвенцией об экстрадиции (выдаче). Действительно некоторые страны могут запросить дополнительные гарантии у запрашиваемого государства относительно условий содержания под стражей; не может быть применена мера наказания более строгая, нежели предусмотренная в стране, где лицо было задержано и т.п. Однако, есть и ряд минусов, так, например, лицо с паспортом гражданина ЕС не может попросить политическое убежище, т.к. возникает закономерный вопрос, почему это лицо не защищается в своей стране, которая уже состоит в ЕС.

Для чиновников сейчас также появляются новые вызовы. Например, они не смогут получить в ближайшие пять лет после завершения госслужбы такое популярное гражданство Кипра. Еще один аспект, который никогда не скажут продавцы гражданства и недвижимости на Кипре, —согласно требованиям Закона Республики Кипр «О гражданстве» у государства существует возможность отзыва гражданства, если в течение семи лет с момента его выдачи гражданин Кипра где-либо в мире был привлечён к уголовной ответственности. Сегодня Кипр возглавляет список стран, предоставляющих гражданство ЕС, при этом среди новоиспеченных граждан лидерами являются россияне и украинцы. Такие же механизмы существуют и в Карибских паспортных программах.

В эпоху открытого обмена данными можно получить доступ к результатам многочисленных исследований по каждой конкретной стране в мире. Кроме этого, проводится анализ прессы, а также высказываний правоохранителей, которые достаточно часто называют преступниками лиц, в отношении которых нет приговора суда. При этом домыслы, предположения и догадки стороны обвинения всегда будут трактоваться против них.

Инспектируя информацию, направленную в Секретариат организации полицейского сотрудничества или направленную путем рассылки, мы постоянно находим составы преступлений, по которым уже произошла переквалификация, изменен размер ущерба или, того хуже, дело было закрыто или состав преступления декриминализован законодателем.

В юрисдикциях английского права в распоряжении истца имеется широкий спектр различных обеспечительных мер, которые можно эффективно применить к мошенникам. Это и всемирное замораживание активов, позволяющее запретить распоряжаться активами, где бы они не находились; распоряжение о сдаче паспортов; распоряжение о предоставлении информации об активах; распоряжение о предоставление информации; поиск имущества и другие. Это дает возможность без ведома ответчика получить всю необходимую информацию и атаковать его, подкрепившись более серьезными аргументами и доказательствами.

В каком случае объявляют в международный розыск

Я сказал что не могу явиться к вам на встречу,он сразу говорит,тогда я подам в розыск.. Скажите, в розыск международный подают в таком случае? Я гражданин россии ,россия выдает граждан россии? Я не могу ехать на допрос, вообще не связываю жизнь с эстонией.. Спасибо за ответ.

Если говорить про российское законодательство, то основания объявления в международный розыск в соответствии с Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной таможенной службы от 6 октября 2006 г. N 786/310/470/454/333/971 «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола»,

Всем добрый вечер, такой вопрос, я гражданин россии, имею постоянное вид на жительство в эстонии, сам нахожусь в рус по работн,в эстонию не езжу или езжу то редко. Сегодня позвонил опер,говорит хочет меня видет на допросе по мтарым делам моего друга,хотя друг уже осужден и получил срок.. Но они зотят открыть второе дело по нему.

117. Международный розыск лиц, обвиняемых в совершении
преступлений, носящих политический, военный, религиозный или
расовый характер не осуществляется. При несоблюдении этого условия государством — инициатором
объявления международного розыска обвиняемого, осужденного
Генеральным секретариатом Интерпола может быть в одностороннем
порядке принято решение об отказе в международном розыске и
исключении сведений о розыске лица из учетов Интерпола. 118. Обвиняемые, скрывшиеся от органов дознания, следствия или
суда, объявляются в международный розыск при условии, что они
обвиняются в совершении преступлений средней тяжести, тяжких и
особо тяжких. 119. Осужденные, уклоняющиеся от отбывания наказания в виде
лишения свободы или совершившие побег из мест лишения свободы,
объявляются в международный розыск при условии, что они осуждены к
наказанию в виде лишения свободы на срок не менее четырех месяцев. 120. В организации международного розыска может быть отказано
в том случае, если в соответствии с национальным законодательством
того государства, на территории которого требуется проведение
разыскных мероприятий, общественно опасное деяние, в совершении
которого обвиняется разыскиваемый или за совершение которого
разыскиваемый был осужден, не влечет уголовной ответственности. 121. Обязательным условием объявления в международный розыск
обвиняемых и осужденных при наличии сведений, указывающих на то,
что это лицо скрывается от уголовного преследования или наказания
за пределами Российской Федерации, является постановление органа,
осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, об объявлении
лица в международный розыск (приложение N 23), вынесенное на
основании: 121.1. Постановления о розыске обвиняемого либо постановления
о приостановлении предварительного следствия (дознания),
содержащего поручение о розыске, предусмотренных ч. 1 ст. 210
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. (В редакции
Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации
от 22.09.2009 г. N 727/302/480/570/425/1739) 121.2. Указания прокурора, данного по поручению судьи в
случае, предусмотренном ч. 2 ст. 238 Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации. 122. Решение об объявлении лица в международный розыск по
основаниям, предусмотренным пп. 121.1 и 121.2 настоящей Инструкции,
принимается органом, осуществляющим оперативно-разыскную
деятельность, которому поступило на исполнение постановление о
розыске обвиняемого или указание прокурора, соответственно. 123. Решение оформляется постановлением об объявлении лица в
международный розыск, которое выносится сотрудником разыскного
подразделения, утверждается начальником или заместителем начальника
этого подразделения, согласовывается с начальником соответствующего
органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, и
заверяется печатью. Один экземпляр постановления об объявлении лица в
международный розыск должен быть вручен следователю или прокурору
для обращения в суд в порядке ч. 5 ст. 108 Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации с целью получения судебного решения об
избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие
обвиняемого. Если судьей будет принято решение об отказе в удовлетворении
ходатайства об избрании обвиняемому, в отношении которого вынесено
постановление об объявлении в международный розыск, меры пресечения
в виде заключения под стражу, то это постановление аннулируется и в
дальнейшем возможно лишь проведение проверки по учетам Генерального
секретариата и национальным учетам иностранных государств — членов
Интерпола в порядке, установленном главой III настоящей Инструкции. 124. Одновременно с вынесением постановления об объявлении
обвиняемого, осужденного в международный розыск органом, вынесшим
соответствующее постановление, в Департамент пограничного контроля
Федеральной службы безопасности Российской Федерации в
установленном порядке направляется запрос о постановке
разыскиваемых лиц на контроль в пунктах пропуска через
государственную границу Российской Федерации. На протяжении всего периода международного розыска
обвиняемого, осужденного запросы о постановке разыскиваемых лиц на
контроль в пунктах пропуска через государственную границу
Российской Федерации обновляются по мере истечения срока контроля. 125. Постановление об объявлении обвиняемого, осужденного в
международный розыск, и другие материалы, необходимые для
объявления розыска обвиняемого, осужденного, направляются в НЦБ
Интерпола через филиалы либо через подразделения, указанные в
пунктах 108.4, 111, 112 настоящей Инструкции, которыми
осуществляется проверка на предмет обоснованности объявления
международного розыска, достаточности сведений и правильности
оформления документов. Копия постановления об объявлении обвиняемого, осужденного в
международный розыск, приобщается к материалам разыскного дела.

Рекомендуем прочесть:  Дают Ипотеку Наличными

Наставление предусматривает следующий порядок объявления федерального (межгосударственного) розыска: инициатор розыска заполняет и направляет через территориальный ИЦ в ГИЦ МВД России постановление об объявлении федерального (межгосударственного) розыска (при необходимости срочного объявления розыска сведения о лицах незамедлительно передаются в ИЦ и ГИЦ по каналам шифрованной связи с последующим направлением постановления об объявлении федерального (межгосударственного) розыска. В ГИЦ федеральный учет разыскиваемых лиц осуществляется на базе АИС «ФР-Оповещение». Поступающие в ГИЦ постановления об объявлении федерального (межгосударственного) розыска контролируются и корректируются, подбираются в циркуляры на объявление розыска преступников и вводятся в базу данных АИС «ФР-Оповещение». Данная система осуществляет автоматизированную подготовку розыскных циркуляров для передачи их по каналам связи. Циркуляры в виде файлов в централизованном порядке из ГИЦ рассылаются в ИЦ правоохранительных органов государств — участников СНГ для осуществления межгосударственного розыска.

При обнаружении разыскиваемого лица ОВД запрашиваемой стороны принимает меры к его задержанию. Вопросы задержания, заключения под стражу и выдачи решаются в соответствии с международными договорами и законодательством государства, на территории которого осуществлено задержание.

Разыскиваемое лицо может быть задержано и без ходатайства, если имеются предусмотренные законодательством основания подозревать, что оно совершило на территории другой страны СНГ преступление, влекущее выдачу. Таким основанием может стать информация о межгосударственном розыске обвиняемого или подсудимого, сводки — ориентировки, информационные бюллетени и Другие документы. С утверждением на Заседании Совета министров внутренних дел (СМВД) государств — участников СНГ Временной инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц (г. Баку, 12 сентября 1997 г.) этот вид розыска получил особую регламентацию и нормативное определение. В 2002 г. решением СМВД была утверждена новая Инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц, заменившая Временную инструкцию. Инструкция определяет единый порядок взаимодействия МВД государств — участников СНГ и иных уполномоченных государственных органов, выполняющих правоохранительные функции при осуществлении межгосударственного розыска обвиняемых, подсудимых и осужденных, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; лиц, уклоняющихся от исполнения уголовных наказаний и решений судов по искам; пропавших без вести граждан; при установлении личности граждан по неопознанным трупам.

Инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска выделяет категории лиц, в отношении которых розыск объявляется незамедлительно — в течение суток. Это обвиняемые и лица, пропавшие без вести, при наличии достоверной информации об их пребывании или намерении выехать в другие государства СНГ. Сведения о лицах, объявленных в межгосударственный розыск, информационными центрами МВД передаются в созданный в соответствии с Соглашением о взаимодействии МВД в сфере обмена информацией (Чолпон-Ата, 1992 г.) МИБ шифротелеграммами с последующим направлением в пятидневный срок необходимых документов. Информацию на разыскиваемых лиц МИБ, держателем которого является МВД России, передает в ИЦ всех МВД для последующего размещения в оперативно-справочных картотеках ИЦ и адресных бюро.

Порядок осуществления межгосударственного розыска При получении запроса от правоохранительных органов страны- инициатора о розыске и задержании преступника, правоохранительные органы запрашиваемого государства — участника СНГ осуществляют следующие мероприятия: рассматривают запрос на предмет достаточности информации; проводят соответствующую проверку по имеющимся в ОВД учетам и по базе данных ИЦ МВД; направляют информацию о розыске в ОВД, находящиеся на их территории; запрашивают в случае необходимости у инициатора розыска дополнительные сведения.

П. п. 135, 135.1, 135.2 Инструкции устанавливают, что в случае несоблюдения инициатором розыска требований Инструкции НЦБ Интерпола может принять решение об отказе в объявлении обвиняемого в международный розыск или о запросе у инициатора розыска дополнительной информации и материалов, о чем направляет соответствующее уведомление инициатору розыска.

Первоначально каким-нибудь оперативным сотрудником уголовного розыска, а затем следователем, в производстве которого находится уголовное дело, выносятся некие постановления об объявлении обвиняемого в международный розыск, которые, мало того, что не содержат необходимых печатей соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, но и не подтверждаются направлением НЦБ Интерпола МВД РФ соответствующего запроса в Генеральную прокуратуру РФ. Указанные постановления фактически носят характер «филькиной» грамоты и не могут быть подтверждением объявления обвиняемого в международный розыск.

Порядок объявления лица в международный розыск регламентирован Инструкцией по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола (далее – Инструкцией), утвержденной приказами МВД РФ № 786, Минюста РФ № 310, ФСБ РФ № 470, ФСО РФ № 454, ФСКН № 333, ФТС № 971, зарегистрированной в Минюсте РФ 03.11.2006 г. № 8437.

В соответствии с п. 123 Инструкции решение оформляется постановлением об объявлении лица в международный розыск, которое выносится сотрудником розыскного подразделения, утверждается начальником или заместителем начальника этого подразделения, согласовывается с начальником соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и заверяется печатью.

Из п. 137 Инструкции следует, что в случае соответствия запроса об объявлении обвиняемого в международный розыск требованиям Инструкции НЦБ Интерпола направляет в Генеральную прокуратуру Российской Федерации запрос о намерении запрашивать арест и выдачу скрывшегося обвиняемого. О передаче запроса в Генеральную прокуратуру Российской Федерации НЦБ Интерпола информирует инициатора розыска.

Процедура объявления в международный розыск

В соответствии с Уголовно‑процессуальным кодексом, для объявления лица в международный розыск необходима санкция суда на арест, последующую экстрадицию и постановление о предъявлении обвинения. Процедура объявления в международный розыск предполагает, что национальное следствие располагает неопровержимыми доказательствами вины того, кого оно хочет найти за границей.

Международный розыск лиц осуществляется через посредничество национального Центрального Бюро (НЦБ) Интерпола и проводится на территории каждого из участвующих в розыске государств в соответствии с нормами международного права, а также в соответствии с национальными нормативными правовыми актами. При этом правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации и правоохранительными органами иностранных государств проводится комплекс оперативно‑розыскных и информационно‑справочных мероприятий, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц.

Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (как правовой институт) ‑ это акт международного сотрудничества в сфере уголовного процесса, осуществляемый в соответствии с национальным законодательством и международными договорами.

Обязательным условием объявления и осуществления международного розыска лица является его объявление в федеральный розыск на территории России. Международный розыск лица объявляется после, либо одновременно с объявлением федерального розыска. Международный розыск лиц объявляется лишь в том случае, если в результате проведенных следственных действий и оперативно‑розыскных мероприятий: получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы Российской Федерации; достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого лица родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации; получена достоверная информация об имевшемся у разыскиваемого лица намерении выехать из Российской Федерации с деловой или иной целью.

Международный розыск лиц, обвиняемых в совершении преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер, Интерполом не осуществляется. Если государство‑инициатор объявления международного розыска обвиняемого не соблюдает этот пункт, Генеральным секретариатом Интерпола может быть в одностороннем порядке принято решение об отказе в международном розыске и исключении сведений о розыске лица из учетов Интерпола.

Международный розыск – общая информация, процедура проведения

Одним из важнейших принципов сотрудничества разных стран в борьбе с преступностью считается международный розыск. Он проводится в соответствии с соблюдением международно-правовых норм, международных соглашений и договоров, а также национальных нормативных правовых актов.

Понятие «международный розыск» включает в себя ряд информационно-справочных и других мероприятий, проводимых уполномоченными органами страны-заявителя и запрашиваемых зарубежных государств, направленные на розыск, задержание и выдачу (экстрадицию) стране-инициатору разыскиваемых граждан.

Организация поиска обвиняемого, подсудимого, осужденного через НЦБ проводится на основании постановления, принятого правоохранительными органами. При этом, вместе с объявлением в розыск направляют запрос в подразделения ФСБ страны на постановку и осуществление контроля в отношении граждан, состоящих в розыске.

граждан с целью последующего ареста и выдачи, Генеральная прокуратура готовит поручение для обращения в соответствующие органы иностранных государств по линии Интерпола с запросом об аресте разыскиваемого лица до получения документального ходатайства на его выдачу. В поручении должно быть подтверждение того, что при обнаружении разыскиваемого гражданина на территории другого государства-участника Интерпола экстрадиция будет запрошена дополнительно в соответствии с установленным порядком.

Объявив разыскиваемое лицо в международный розыск, НЦБ направляет запрос в иностранные государства-члены Интерпола и, а также готовит и передает в Генеральный секретариат МОУП ходатайства (BLUE, YELLOW либо RED NOTICE) компетентных органов своей страны, так как НЦБ Интерпола не уполномочено обращаться с просьбой об аресте разыскиваемого, от своего лица.

Условия объявления в международный розыск

К числу функций, возлагаемых на органы внутренних дел законами Российской Федерации, относится и розыск пропавших или скрывающихся лиц. Различают розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; уклоняющихся от уголовного наказания; розыск пропавших без вести; а также розыск гражданина-должника и розыск ребенка.

Рекомендуем прочесть:  Должностные Обязанности Юрисконсульта Огкцсон

Розыскная работа является самостоятельным направлением деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел и включает в себя не только обнаружение разыскиваемых лиц, но и установление личности неизвестных граждан, а также предупреждение уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязанностей и правил, безвестного исчезновения.

Чтобы заявить о факте безвестного исчезновения лица, можно обратиться в дежурную часть любого органа внутренних дел, независимо от срока отсутствия пропавшего. Однако, для более результативного начала розыска и скорейшего заведения розыскного дела, целесообразнее обратиться с первоначальным заявлением о пропаже в ближайшее к месту пропажи отделение полиции.

После получения сообщения о безвестном исчезновении человека, сотрудники полиции обязаны провести осмотр последнего местонахождения лица. По результатам осмотра составляется протокол. Если в ходе первоначальной проверки будет получена информация о том, что пропавший жив и здоров, но не желает по каким-либо причинам поддерживать связь с заявителем, в проведении дальнейших розыскных мероприятий будет отказано.

Розыск обвиняемого, подозреваемого производится при неизвестности места нахождения обвиняемого. Для осуществления розыска обвиняемого не имеет значения, умышленно ли он скрылся от органов внутренних дел либо его нахождения неизвестно по иным причинам. Розыск лица начинается с момента, когда следователь убедился, что обвиняемый скрылся или не представляется установить место его нахождения по иным причинам. Прежде чем объявить обвиняемого в розыск, следователь должен собрать доказательства, подтверждающие, что лицо скрывается или его местонахождение не известно, для чего необходимо проверить факт возможной смерти лица, его нахождения в лечебном учреждении, содержание под стражей и т.д.

Особенности межгосударственного розыска лиц

Объем правовой помощи, оказываемой государствами, подписавшими Минскую конвенцию, предусматривает, в том числе, розыск и выдачу лиц, совершивших преступления (ст. 6). Однако раздел IV « Правовая помощь по уголовным делам» Конвенции регулирует в основном вопросы, относящиеся собственно к выдаче, не затрагивая напрямую вопросов объявления и проведения розыска лиц, предшествующего выдаче.

В целях исключения утраты розыскной информации ИЦ, направившие в ГИЦ постановление об объявлении или прекращении федерального (межгосударственного) розыска, проводятся постоянное отслеживание проходящих изменений после получения соответствующих циркуляров. Информация о состоявших в федеральном (межгосударственном) розыске лицах удаляется из базы данных АИС «ФР-Оповещение» по истечении пяти лет после прекращения розыска.

Разыскиваемое лицо может быть задержано и без ходатайства, если имеются предусмотренные законодательством основания подозревать, что оно совершило на территории другой страны СНГ преступление, влекущее выдачу. Таким основанием может стать информация о межгосударственном розыске обвиняемого или подсудимого, сводки — ориентировки, информационные бюллетени и Другие документы. С утверждением на Заседании Совета министров внутренних дел (СМВД) государств — участников СНГ Временной инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц (г. Баку, 12 сентября 1997 г.) этот вид розыска получил особую регламентацию и нормативное определение. В 2002 г. решением СМВД была утверждена новая Инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц, заменившая Временную инструкцию. Инструкция определяет единый порядок взаимодействия МВД государств — участников СНГ и иных уполномоченных государственных органов, выполняющих правоохранительные функции при осуществлении межгосударственного розыска обвиняемых, подсудимых и осужденных, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; лиц, уклоняющихся от исполнения уголовных наказаний и решений судов по искам; пропавших без вести граждан; при установлении личности граждан по неопознанным трупам.

Инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска выделяет категории лиц, в отношении которых розыск объявляется незамедлительно — в течение суток. Это обвиняемые и лица, пропавшие без вести, при наличии достоверной информации об их пребывании или намерении выехать в другие государства СНГ. Сведения о лицах, объявленных в межгосударственный розыск, информационными центрами МВД передаются в созданный в соответствии с Соглашением о взаимодействии МВД в сфере обмена информацией (Чолпон-Ата, 1992 г.) МИБ шифротелеграммами с последующим направлением в пятидневный срок необходимых документов. Информацию на разыскиваемых лиц МИБ, держателем которого является МВД России, передает в ИЦ всех МВД для последующего размещения в оперативно-справочных картотеках ИЦ и адресных бюро.

Понятие и правовая основа осуществления межгосударственного розыска В соответствии с действующим законодательством межгосударственный розыск лиц представляет собой комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных мероприятий, направленных на обнаружение в целях последующего ареста и выдачи (экстрадиции) разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства — инициатора розыска, но в пределах территорий государств — участников СНГ. При межгосударственном розыске лиц используется сигнальная система всех оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро МВД государств — участников СНГ.

Международный розыск

— международный розыск лица объявляется после либо одновременно с объявлением федерального розыска. (При наличии подтвержденных сведений о выезде разыскиваемого лица из Российской Федерации международный розыск объявляется незамедлительно, одновременно с объявлением федерального розыска).

Розыск объявляется на основании постановления органа, осуществляющего ОРД (которому поступило на исполнение постановление о розыске обвиняемого) вынесенное на основании постановления о розыске обвиняемого либо постановления о приостановлении предварительного следствия (дознания), содержащего поручение о розыске, предусмотренных ч. 1 ст. 210УПК РФ. Постановление утверждается начальником или заместителем начальника этого подразделения, согласовывается с начальником соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и заверяется печатью.

При несоблюдении этого условия государством — инициатором объявления международного розыска обвиняемого, осужденного Генеральным секретариатом Интерпола может быть в одностороннем порядке принято решение об отказе в международном розыске и исключении сведений о розыске лица из учетов Интерпола.

— в организации международного розыска может быть отказано в том случае, если в соответствии с национальным законодательством того государства, на территории которого требуется проведение розыскных мероприятий, общественно опасное деяние, в совершении которого обвиняется разыскиваемый или за совершение которого разыскиваемый был осужден, не влечет уголовной ответственности.

Один экземпляр постановления об объявлении лица в международный розыск должен быть вручен следователю для обращения в суд в порядке ч. 5 ст. 108УПК РФ с целью получения судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого.

Для процесса подачи человека в международный розыск Интерполом необходимо, чтобы имелась санкция на арест от судебных органов того государства, где человек совершил преступление. При этом для подачи человека в розыск необходимы неопровержимые доказательства вины такого человека. Кроме того, для объявления в розыск Интерполом нужно, чтобы такой человек был объявлен в розыск в стране, которая подает заявление на его розыск.

Осуществление международного розыска Интерполом осуществляется посредством центрального бюро этой организации в каждом государстве, входящим в Интерпол и сам розыск также осуществляется на территории всех этих государств. Розыск начинается согласно международным нормам права, согласно нормам права каждой страны – участницы Интерпола.

— имеются точные данные, что преступник покинул пределы государства, заявившего его в розыск;
— есть сведения, что у такого преступника имеются родные либо друзья за границей;
— и, конечно же, человек должен разыскиваться за совершение в стране, заявившей в розыск.

Особенности международного розыска по линии Интерпола

1. Уголовная регистрация лиц в целях раскрытия международных уголовных преступлений, розыска и задержания международных преступников. Она организуется Генеральным секретариатом по специальной методике для идентификации преступников. Идентификационными признаками являются: демографические данные, внешние признаки объекта, способ совершения преступления, особые приметы человека, его привычки, походка, манера поведения и др.

Уголовная регистрация подразделяется на два основных вида: общую и специальную. Объектом общей регистрации становятся сведения о международных преступниках и преступлениях уголовного характера, имеющих международный характер. Специальная регистрация фиксирует отпечатки пальцев и фотоснимки преступников.

2. Международный розыск преступников, подозреваемых в совершении международных преступлений, лиц, пропавших без вести, похищенных ценностей и других объектов преступного посягательства. Он включает в себя оперативно-розыскные действия, проводимые за пределами территории государства, где было совершено преступление.

В соответствующие филиалы НЦБ Интерпола в рамках взаимодействия направляют документы следующие органы: а) прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры; б) ОВД; в) территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы (региональные пограничные управления, пограничные управления, территориальные отделы, пограничные отряды, отдельные отряды пограничного контроля, отдельные контрольно-пропускные пункты); г) оперативное управление ФСО России; д) территориальные органы ФСКН России; е) региональные таможенные управления и таможни; ж) территориальные органы ФСИН России; з) главные судебные приставы субъектов РФ, их заместители.

При этом государства, участвующие в данном сотрудничестве, взяли на себя обязательства содействовать розыску и возвращению незаконно вывезенных произведений искусства, выявлять факты их купли-продажи, а при пересечении таможенных границ требовать специальные разрешения на их вывоз в другие страны.

НЦБ Интерпола не наделено правом от своего имени обращаться с просьбой о взятии под стражу лица, подлежащего выдаче. Оно только пересылает в страны — члены Интерпола и Генеральный секретариат Интерпола просьбу компетентных органов своего государства. Решение же вопроса о том, будет ли запрашиваться экстрадиция разыскиваемого преступника из-за рубежа, относится исключительно к компетенции Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

О зарубежных коммерческих структурах (фирмах, совместных предприятиях и т. д.) можно получить следующие данные: их юридический адрес, номер и дату регистрации; фамилии и имена руководителей; сведения об основных направлениях деятельности, о размере уставного капитала, факты о прекращении деятельности; факты криминального характера относительно их деятельности.

В то же время указанные международно-правовые акты содержат ряд оснований, по которым в выдаче разыскиваемого лица может быть отказано: 1) преступление, в совершении которого оно обвиняется, носит политический характер; 2) есть основания полагать, что просьба о выдаче направлена с целью преследования или наказания лица по признаку расы, религии, национальности или его политических взглядов; 3) выдача лица запрашивается для привлечения к ответственности в связи с военным законодательством, за совершение военного преступления; 4) лицо, выдача которого запрашивается, не может быть подвергнуто уголовному преследованию или наказанию в связи с истечением срока давности; 5) запрашивается выдача лица, являющегося гражданином запрашиваемого государства.

Рекомендуем прочесть:  Регулярные платежи за пользование недрами 2022 КБК

Постановление об объявлении международного розыска и запрос, оформленный в соответствии с определенными требованиями, направляются в НЦБ Интерпола в России. Однако до передачи в НЦБ Интерпола постановления и запроса об объявлении международного розыска органы внутренних дел России должны провести следующие мероприятия: 1) установить, выдавался ли разыскиваемому заграничный паспорт; 2) выяснить, подавал ли разыскиваемый ходатайство о выезде на постоянное место жительства в зарубежное государство; 3) проверить через ЗАГС по месту рождения разыскиваемого, не поступал ли запрос о выдаче копии свидетельства о рождении; 4) принять меры к сбору идентификационных материалов на разыскиваемое лицо (подробный словесный портрет, сведения об особых приметах, пригодных для идентификации, фотографии, отпечатки пальцев, дактилокарты и т. д.); 5) собрать другие сведения, которые должны содержаться в запросе об организации международного розыска.

Международный розыск может быть объявлен лишь при условии, что в результате оперативно-розыскных мероприятий получена информация о выезде разыскиваемого за пределы России либо об имевшемся у него намерении выехать за границу, а также о наличии у него деловых, родственных и иных связей за рубежом. По каналам Интерпола может быть объявлен розыск только на территории стран, являющихся членами этой организации.

Розыск объявляется на основании постановления органа, осуществляющего ОРД (которому поступило на исполнение постановление о розыске обвиняемого) вынесенное на основании постановления о розыске обвиняемого либо постановления о приостановлении предварительного следствия (дознания), содержащего поручение о розыске, предусмотренных ч. 1 ст. 210 УПК РФ. Постановление утверждается начальником или заместителем начальника этого подразделения, согласовывается с начальником соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и заверяется печатью.

— международный розыск лица объявляется после либо одновременно с объявлением федерального розыска. (При наличии подтвержденных сведений о выезде разыскиваемого лица из Российской Федерации международный розыск объявляется незамедлительно, одновременно с объявлением федерального розыска).

Предметы и документы могут быть представлены следователю гражданами, которые нашли их в районе места происшествия. Аналогичные предметы и документы могут быть представлены сотрудниками, участвующими в производстве таких розыскных действий, как прочесывание местности, поквартирный обход, засада. В подобных ситуациях представление предметов и документов, имеющих доказательственное значение, и их приобщение охватывается рамками ст. 86 УПК РФ. Целесообразно в этих случаях составлять протокол, в котором будут отражены ход и результаты розыскного действия. В данном протоколе следует отразить сам факт и обстоятельства обнаружения предметов и документов. Кроме того, об обстоятельствах обнаружения следует опросить лиц, причастных к обнаружению предметов. Полученные сведения могут служить основанием для возобновления предварительного следствия, в рамках которого происходит дальнейшее закрепление полученной информации (допрос лица обнаружившего и представившего предмет, осмотр представленных предметов и документов, опознание, признание вещественным доказательством).

— в организации международного розыска может быть отказано в том случае, если в соответствии с национальным законодательством того государства, на территории которого требуется проведение розыскных мероприятий, общественно опасное деяние, в совершении которого обвиняется разыскиваемый или за совершение которого разыскиваемый был осужден, не влечет уголовной ответственности.

Один экземпляр постановления об объявлении лица в международный розыск должен быть вручен следователю для обращения в суд в порядке ч. 5 ст. 108 УПК РФ с целью получения судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого.

Федеральный и межгосударственный розыск

В редакции Договора государств – участников СНГ о межгосударственном розыске лиц (ст. 1 п. б) приведено более дифференцированное его определение, под которым понимается комплекс
оперативно-розыскных, поисковых, информационно-аналитических и иных мероприятий, направленных на: обнаружение, задержание и заключение под стражу в целях выдачи или осуществления уголовного преследования лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда и уклоняющихся от отбывания уголовного наказания; установление места нахождения лиц, уклоняющихся от исполнения решения судов по искам; установление места нахождения лиц, пропавших без вести или утративших связь с родственниками; установление личности человека, не способного сообщить о себе установочные данные; установление личности человека по неопознанному трупу, а также предоставление информации обо всех категориях разыскиваемых и устанавливаемых лиц, находящихся за пределами государства – инициатора розыска, но на территориях государств – участников СНГ.

Лицо объявляется в международный розыск после либо одновременно с объявлением федерального розыска. При наличии подтвержденных сведений о выезде разыскиваемого лица из Российской Федерации международный розыск объявляется незамедлительно, одновременно с объявлением лица в федеральный розыск.

– установление местонахождения разыскиваемого на территории иностранного государства, если принято решение о подготовке и направлении в установленном порядке ходатайства об оказании компетентными органами иностранного государства правовой помощи по уголовному делу и со следователем согласовано постановление о прекращении международного розыска;

Работа по розыску опасного преступника организуется в соответствии с планом работы органов внутренних дел по сигналу «Сирена». Для проведения поисковых мероприятий и проверки объектов обслуживания привлекаются в пределах компетенции силы и средства органов внутренних дел, ФСИН России, ФСКН России, ФТС России и ПС ФСБ России.

Незамедлительно объявляются в межгосударственный розыск обвиняемые, подсудимые, осужденные и лица, без вести пропавшие, при наличии достоверной информации об их пребывании или намерении выехать в другие государства СНГ. Сведения о лицах, объявленных в межгосударственный розыск, информационными центрами министерств внутренних дел (или иными уполномоченными органами, выполняющими данные функции в соответствии с национальным законодательством) передаются в ГИАЦ МВД России шифротелеграммами с последующим направлением в пятидневный срок постановлений на объявление межгосударственного розыска обвиняемых, подсудимых, осужденных и лиц, без вести пропавших.

Международный розыск

Международный розыск лиц осуществляется через посредничество национального Центрального Бюро (НЦБ) Интерпола и проводится на территории каждого из участвующих в розыске государств в соответствии с нормами международного права, а также в соответствии с национальными нормативными правовыми актами. При этом правоохранительными и иными государственными органами государств проводится комплекс оперативно‑розыскных и информационно‑справочных мероприятий, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц. [2]

В соответствии с Уголовно‑процессуальным кодексом России, для объявления лица в международный розыск необходима санкция суда на арест, последующую экстрадицию и постановление о предъявлении обвинения. Процедура объявления в международный розыск предполагает, что национальное следствие располагает весомыми доказательствами вины того, кого оно хочет найти за границей. [3]

Международный розыск лиц, обвиняемых в совершении преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер, Интерполом не осуществляется. Если государство‑инициатор объявления международного розыска обвиняемого не соблюдает этот пункт, Генеральным секретариатом Интерпола может быть в одностороннем порядке принято решение об отказе в международном розыске и исключении сведений о розыске лица из учетов Интерпола. [8]

В организации международного розыска может быть отказано и в том случае, если в соответствии с национальным законодательством того государства, на территории которого требуется проведение розыскных мероприятий, общественно опасное деяние, в совершении которого обвиняется разыскиваемый или за совершение которого разыскиваемый был осужден, не влечёт уголовной ответственности. [9]

Обязательным условием объявления и осуществления международного розыска лица является его объявление в федеральный розыск на территории России. Международный розыск лица объявляется после, либо одновременно с объявлением федерального розыска. Международный розыск лиц объявляется лишь в том случае, если в результате проведенных следственных действий и оперативно‑розыскных мероприятий: получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы России; достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого лица родственные, дружеские и иные связи за пределами России; получена достоверная информация об имевшемся у разыскиваемого лица намерении выехать из России с деловой или иной целью. [4]

Условия объявления в международный розыск

Следует отметить, что Интерпол всегда указывал на необходимость заключения двусторонних (многосторонних) договоров о правовой помощи, принятия законов о выдаче, в которых предусматривалась бы процедура экстрадиции, в том числе и странам, с которыми не заключен подобный договор. Например, Великобритания и США подписали в 1842, 1889 и 1900 гг. три договора, которые перечисляют преступления, при совершении которых лица могут быть выданы. Российская Федерация также обладает обширной двусторонней договорной базой, регулирующей вопросы выдачи преступников.

Оба извещения содержат фотографию лица, отпечатки пальцев, мотивацию розыска, личные данные, и просьбу при обнаружении задержать («красное» извещение) либо взять под наблюдение и сообщать обо всех фактах подозрительного поведения («синее» извещение). «Красное» извещение содержит также заверение о том, что при задержании немедленно будут посланы необходимые для выдачи лица документы.

Интерпол также призвал страны мира заключить международное соглашение (конвенцию) о выдаче преступников. В своих обращениях Генеральная Ассамблея просила ООН ускорить принятие подобного соглашения. Но, к сожалению, страны пошли по иному пути, заключив региональные соглашения (например, Европейскую конвенцию о выдаче уголовных преступников 1957 г., Панамериканскую конвенцию по экстрадиции 1981 г., Конвенцию по экстрадиции Экономического Сообщества Западно-Африканских государств 1994 г.; в рамках Содружества Независимых Государств — Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 в 2002 гг.).

При получении формализованного запроса в Службе международных извещений Генерального секретариата проверяют его. Если есть необходимость, то они имеют право запросить дополнительную информацию. Затем составляется специальное извещение. Говоря о международном розыске преступников, выделяют «красное» и «синее» извещения. Такие названия даны в зависимости от цвета фона, на котором в верхнем правом углу извещений изображена эмблема Организации. Первый из них применяется при розыске лица в странах, где на основании ордера, выданного полицией другой страны, возможен арест преступника (как правило, наличествует международное соглашение), а второй — для стран, где такая возможность отсутствует. В последнем случае лицо разыскивается с целью установления его местонахождения и наблюдения за его поведением, и если его находят, то уведомляют Генеральный секретариат и Национальное центральное бюро Интерпола страны-инициатора о передвижениях лица, а также о его отъезде из страны.

В просьбе содержится описание преступника (биографические данные, специальные приметы и другие данные, способствующие последующему задержанию лица), ссылка на документ, на основании которого производится розыск лица, а также заверение в том, что при обнаружении лица тут же будет Направлено требование о его выдаче. Затем Национальное центральное бюро Интерпола проводит первичную юридическую экспертизу просьбы, в том числе и на предмет её соответствия ст. 3 Устава Организации (а если имеются основания полагать, что лицо находится в определенном государстве, — влечет ли уголовную ответственность на его территории совершенное деяние), и направляет формализованный запрос на «красное» извещение «Разыскиваемый международный преступник (Арест с целью экстрадиции)» в Генеральный секретариат Интерпола.