Бутовецкий А И Об Организационно-Правовых Формах Некоммерческих Организаций, Создаваемых Гражданами Для Ведения Садоводства, Огородничества И Дачного Хозяйства

1. Собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.

2. Собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе создать лишь одно садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество для управления имуществом общего пользования, расположенным в границах данной территории садоводства или огородничества.

Статья 41. Порядок ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения 1. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение может быть ликвидировано на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом

Статья 42. Имущество ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения 1. Земельный участок и недвижимое имущество, находящиеся в собственности садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и оставшиеся

Статья 6. Правовое положение садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения 1. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность,

Статья 22. Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения 1. Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является коллегиальным исполнительным органом и подотчетно общему собранию членов

Статья 5. Наименование и место нахождения садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения 1. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение имеет наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму и

2. Настоящий Федеральный закон определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства или огородничества и гражданско-правовое положение членов этих организаций, а также регулирует отношения, связанные с их участием в этих организациях и с управлением ими (корпоративные отношения), и другие отношения, возникающие в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией этих организаций.

6) имущество общего пользования – расположенные в границах территории ведения садоводства или огородничества объекты капитального строительства и земельные участки общего пользования, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, охрана, организация отдыха, сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, создания благоприятных условий для ведения садоводства или огородничества и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности товарищества;

6) имущество общего пользования – расположенные в границах территории ведения садоводства или огородничества объекты капитального строительства и земельные участки общего пользования, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, охрана, организация отдыха, сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, создания благоприятных условий для ведения садоводства или огородничества и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности товарищества;

3) хозяйственные постройки – сооружения или строения, предназначенные для хранения хозяйственного инвентаря, сельскохозяйственной продукции, а также сараи, бани, дворовые уборные, теплицы, навесы, погреба, колодцы, помойные и компостные ямы, мусоросборники, другие постройки (в том числе временные);

к проекту федерального закона № 1160742-6 «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенному Правительством Российской Федерации, и принятому Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 15 марта 2022 г.

Статья 4

Подробнее об этом см.: Бутовецкий А.И. Об организационно-правовых формах некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства // Хозяйство и право. 2022. N 3. С. 93 — 109; Бутовецкий А.И. Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества как товарищества собственников недвижимости (новеллы Гражданского кодекса Российской Федерации) // Право. Журнал высшей школы экономики. 2014. N 4. С. 90 — 100; Воронина Н.П., Наумова Г.И. К вопросу об организационно-правовой форме коллективного садоводства, огородничества и дачного строительства // Актуальные проблемы экономики и права. 2022. N 1. С. 124 — 132.

Напомним, что Закон N 66-ФЗ предусматривал возможность создания объединений садоводов, огородников и дачников не только в организационно-правовой форме некоммерческого товарищества, но также и в форме потребительских кооперативов и некоммерческих партнерств. Отдельные субъекты права законодательной инициативы предлагали сохранить ранее существовавшие организационно-правовые формы и при подготовке Закона N 217-ФЗ .

1) имеют в своем составе членов, не являющихся собственниками земельных участков и объектов недвижимости — к примеру, тех, кому садовые, огородные или дачные земельные участки предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды при отсутствии на них объектов капитального строительства, право собственности на которые зарегистрировано за гражданами;

Фактически новый Закон в вопросе об организационно-правовых формах объединений садоводов и огородников оказался «заложником» положений ГК РФ, однозначно указывающих на возможность создания товариществ собственников недвижимости исключительно собственниками недвижимости и никем иным, что, в частности, отмечалось и на стадии рассмотрения Закона — в стадии законопроекта в первом чтении .

1) достижение соглашения о том, каким образом данный земельный участок будет использоваться участниками общей долевой собственности (ст. 247 ГК РФ), после чего может быть решен вопрос о порядке реализации права участия (членства) в садоводческом или огородническом товариществе;

Бутовецкий А И Об Организационно-Правовых Формах Некоммерческих Организаций, Создаваемых Гражданами Для Ведения Садоводства, Огородничества И Дачного Хозяйства

В такой обстановке виделось далеко не случайным и обращение на данную проблематику внимания Верховного Суда Российской Федерации (далее — ВС РФ). В частности, в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 — 2013 гг., утвержденном Президиумом ВС РФ 2 июля 2014 г. (далее — Обзор судебной практики ВС РФ), ВС РФ были высказаны правовые позиции по наиболее чувствительным вопросам по спорам в данной сфере. При этом необходимо отметить, что к теме спорных правоотношений в данной сфере даже в советский период бурного развития садоводства высшие судебные инстанции обращались нечасто .
———————————
См., например: Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 2 августа 1972 г. N 3 «О применении судами РСФСР законодательства при разрешении споров, связанных с деятельностью садоводческих товариществ» // Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1972. N 11; Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 5 «О применении законодательства при рассмотрении судами споров, связанных с деятельностью садоводческих товариществ» // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. N 3.

Закон N 217-ФЗ фактически завершил не так давно начавшуюся реформу законодательства, существенным образом затронувшую правоотношения в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Напомним, что с 1 сентября 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон N 99-ФЗ), установивший в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ) новую систему юридических лиц, что коснулось всех без исключения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан . Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу с 1 марта 2015 г.) был полностью пересмотрен порядок предоставления земельных участков садоводам, огородникам и дачникам, а также созданным ими организациям .
———————————
Подробнее об этом см.: Бутовецкий А.И. Об организационно-правовых формах некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства // Хозяйство и право. 2022. N 3. С. 93 — 109.
Подробнее об этом см.: Бутовецкий А.И. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства в свете земельной реформы // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. N 10. С. 80 — 96.

Решение на законодательном уровне задачи по совершенствованию законодательства о садоводстве и огородничестве таким образом, чтобы это устроило всех без исключения участников правоотношений в данной сфере, является чрезвычайно сложным, а может быть, даже и невозможным в принципе. Это объясняется тем, что данная сфера правоотношений, в том числе ввиду широкого распространения садоводства, огородничества и дачного хозяйства в нашей стране, характеризуется не только своей многоаспектностью, но и достаточно широким набором противостояний правового и социального характера.
В первую очередь сюда можно отнести сложные отношения садоводов с органами государственной власти и органами местного самоуправления, которые, с одной стороны, рассматривают садоводческое движение нашей страны как крупного налогоплательщика и субъекта, на которого возлагается ответственность за содержание значительных по площади территорий, с другой стороны, в подавляющем большинстве случаев только декларируют садоводам государственную и муниципальную поддержку, предпочитая игнорировать исполнение государственных полномочий и полномочий по решению вопросов местного значения применительно к территориям коллективных садов, огородов и дачных поселков. Во-вторых, нельзя оставить без внимания особенности взаимоотношений садоводов с организациями коммунального комплекса, в том числе сетевыми энергетическими компаниями и организациями, осуществляющими деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами. Наконец, третьим важнейшим моментом является то, что внутри самих садоводческих, огороднических и дачных коллективов существуют случаи достаточно серьезных противоречий между самими садоводами (в том числе ведущими хозяйство в индивидуальном порядке) и органами управления товариществами, а также между отдельными группами внутри товариществ.
Не будем забывать, что правоотношения в сфере садоводства и огородничества далеко не ограничиваются тем спектром вопросов, которые урегулированы законодательно. Согласимся с А.П. Анисимовым, Ю.В. Васильчук и А.Ю. Чикильдиной, которые называют садоводческое движение социокультурным феноменом , что лишний раз указывает на то, что в данной сфере далеко не все лежит в области права, а во многом измеряется такими неправовыми понятиями, как образ жизни, исторические традиции, совместный труд и работа на земле.
———————————
Анисимов А.П., Васильчук Ю.В., Чикильдина А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2008. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

Рекомендуем прочесть:  Со Скольки Лет Платное Метро Для Детей

Настоящий Комментарий выходит в свет в период подготовки граждан нашей страны к тому, чтобы с 1 января 2022 г. начать вести садоводство и огородничество по новым правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 2022 г. N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также — Закон N 217-ФЗ). Он был подготовлен в соответствии с указанием Президента Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. N Пр-840, согласно которому Правительству Российской Федерации было поручено подготовить изменения в законодательство Российской Федерации, на комплексной и системной основе регулирующие все отношения, касающиеся юридических лиц и граждан в области садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Результаты его обсуждения в федеральных органах исполнительной власти, Государственной Думе, Совете Федерации, Общественной палате Российской Федерации и на других площадках показали, что равнодушных к этой теме практически нет. Кроме того, процесс подготовки и принятия Закона лишний раз подчеркнул многоаспектность такого явления, как садоводство и огородничество, а также огромную социальную и экономическую роль этого явления в жизни населения России.
Новый Закон приходит на смену Федеральному закону от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Закон N 66-ФЗ), который действовал более 20 лет и зачастую подвергался серьезной критике . Негативное мнение относительно Закона N 66-ФЗ было высказано в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, подготовленной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Концепция развития гражданского законодательства), где было отмечено, что данный Закон отличается низким юридико-техническим уровнем и неэффективен в своем практическом применении.
———————————
См., например: Палладина М.И. О юридических категориях и терминах в аграрном праве // Государство и право. 2000. N 7. С. 42 — 48; Воронина Н.П., Наумова Г.И. К вопросу об организационно-правовой форме коллективного садоводства, огородничества и дачного строительства // Актуальные проблемы экономики и права. 2022. N 1. С. 124 — 132; Бутовецкий А.И., Ковалева Е.Л. Комментарий к Закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (постатейный). М.: Проспект, 2022.

Действительно, с одной стороны, Закон N 66-ФЗ не решал значительную часть особо значимых для садоводов, огородников и дачников вопросов. Сюда можно отнести проблемы, возникающие при приведении уставов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан в соответствие с новыми положениями ГК РФ , внутрикорпоративные конфликты, земельные споры, сложные взаимоотношения между объединениями и лицами, ведущими садоводство, огородничество и дачное хозяйство в индивидуальном порядке , отсутствие прозрачного порядка установления размеров взносов, недостаток государственной и муниципальной поддержки , не решенный на законодательном уровне вопрос о регистрации граждан по месту жительства в жилых строениях, расположенных на садовых земельных участках , постоянно увеличивающуюся налоговую нагрузку в связи с ростом имущественных налогов для садоводов, огородников и дачников .
———————————
Подробнее об этом см.: Бутовецкий А.И. Об организационно-правовых формах некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства // Хозяйство и право. 2022. N 3. С. 93 — 109.
См., например: Шуплецова Ю.И. Некоторые вопросы разрешения земельных споров с участием садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан // Законодательство и экономика. 2015. N 2. С. 53 — 55.
См., например: Молчанов А.В. Могут ли садоводы и дачники участвовать в местном самоуправлении // Жилищное право. 2007. N 5. С. 38 — 43.
Подробнее об этом см.: Бутовецкий А.И. «Прописка» для садоводов: пути реализации постановлений Конституционного Суда Российской Федерации // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. N 2. С. 77 — 91.
Подробнее об этом см.: Бутовецкий А.И. Земельный налог для садоводов (о соблюдении принципов налогообложения) // Хозяйство и право. 2022. N 6. С. 38 — 57.

они не воспользовались правом на предоставление в собственность садовых, огородных или дачных земельных участков по правилам, предусмотренным п. 4 ст. 28 Федерального закона № 66-ФЗ, а используют земельные участки на основании факта членства в объединении и распределении этого земельного участка на основании проекта организации и застройки территории либо иного документа, в соответствии с которым осуществлено распределение земельного участка этому гражданину;

В соответствии с п. 6 ч. 8 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ к созданным до дня вступления в силу данного федерального закона садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам применяются нормы о товариществах собственников недвижимости. Однако представляется, что далеко не все садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества смогут стать товариществами собственников недвижимости, поскольку Федеральный закон № 99-ФЗ не в полной мере учитывает исторические направления формирования земельных отношений, связанных с созданием таких товариществ, а также существующее правовое регулирование в данной сфере.

Российское право: состояние, перспективы, комментарии постановлением Совета Министров РСФСР от 24 сентября 1958 г. № 1125 «О жилищностроительных и дачно-строительных кооперативах». Дачно-строительный кооператив осуществлял эксплуатацию построенных дач на праве кооперативной собственности и на началах самоокупаемости, без государственной дотации на земельном участке, предоставленном в бессрочное пользование. Землепользование пайщиков дачно-строительных кооперативов имело вторичный характер и являлось производным от права землепользования всего дачно-строительного кооператива в целом и от членства в дачно-строительных кооперативах. В ст. 1 циркуляра Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 22 декабря 1953 г. «О порядке пользования земельными участками в дачах ДСК» указывалось, что право пайщика на пользование как строением, так и обслуживающим его земельным участком основано на членстве в кооперативе.

На решение данной задачи направлен Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 99-ФЗ), который вступил в силу с 1 сентября 2014 г. (за исключением отдельных положений). В указанном законе реализованы положения Концепции, которыми предусматривалась необходимость исчерпывающим образом урегулировать в ГК РФ гражданско-правовые конструкции форм некоммерческих организаций (порядок создания, структуру и полномочия органов, права и обязанности их членов или участников). Так, согласно новой редакции п. 3 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут создаваться только в организационноправовых формах, предусмотренных данной нормой. Перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций является закрытым.

Таким образом, очевидно, что на современном этапе нельзя говорить о том, что все без исключения члены садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ стали собственниками своих участков. Это не позволяет создать таким гражданам новое юридическое лицо — товарищество собственников недвижимости либо считать товариществом собственников недвижимости созданное ими ранее садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество.

Информация Минэкономразвития России от 1 апреля 2022 г; Ведение гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2022 г

Таким образом, Закон N 217-ФЗ не ограничивает граждан по-прежнему реализовывать возможность проведения общего собрания членов товарищества в форме «собрания уполномоченных» или иными словами общего собрания, на котором один член товарищества может представлять интересы другого члена (или нескольких членов) этого товарищества. Для этого необходимо каждому такому «уполномоченному» на собрании иметь доверенности от лиц, которых он представляет.

Рекомендуем прочесть:  Почетная Грамота Министра Транспорта Российской Федерации

Также Законом N 217-ФЗ решены проблемы, связанные с регистрацией граждан по месту жительства в домах, расположенных на садовых земельных участках. Возможность строительства жилого дома на садовом участке, установленная Законом N 217-ФЗ, с учетом норм жилищного законодательства и Закона от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» позволяет гражданам воспользоваться правом осуществить регистрацию по месту жительства в жилых домах на садовых земельных участках.

Кроме того, в целях упрощения положения садоводов Закон N 217-ФЗ без необходимости каких-либо подтверждений со стороны органов власти признает все здания, имеющие в соответствии с данными ЕГРН назначение «жилое», «жилое строение» и расположенные на садовых земельных участках, жилыми домами, а здания с назначением «нежилое», сезонного или вспомогательного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами — садовыми домами (части 9, 11 статьи 54 Закона N 217-ФЗ).

При этом принятие решения об избрании председателя относится к исключительной компетенции общего собрания и оно принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа присутствующих на общем собрании членов товарищества при наличии кворума. Кроме того, члены товарищества вправе обжаловать принятые решения в установленном порядке, в том числе касающиеся избрания председателя товарищества.

Обращаем внимание, что установление различного размера взносов для разных членов товарищества, в том числе использование сразу двух критериев (площадь участка и площадь объектов) или каждого в отдельности, или установление одинакового размера взносов для всех членов товарищества относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества.

дачное некоммерческое объединение — граждан некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально хозяйственных задач ведения дачного хозяйства. может создаваться в форме дачного некоммерческого товарищества,… … Большой юридический словарь

САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ГРАЖДАН — некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих задач ведения садоводства. Может создаваться в форме садоводческого некоммерческого товарищества, потребительского кооператива или … Юридический словарь

садоводческое некоммерческое объединение граждан — некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих задач ведения садоводства. Может создаваться в форме садоводческого некоммерческого товарищества, потребительского кооператива или … Большой юридический словарь

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан — (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) некоммерческая организация,… … Официальная терминология

ДАЧНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ГРАЖДАН — некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально хозяйственных задач ведения дачного хозяйства. Может создаваться в форме дачного некоммерческого товарищества,… … Юридический словарь

Ранее проведенный анализ основных целей создания изучаемых объединений позволил автору сделать вывод о том, что в создании систем инженерной, дорожной и прочей инфраструктуры, а также в обеспечении комфортного отдыха граждан заинтересованы сами объединения, поскольку для этого они и созданы. Осуществление этих мероприятий и наполняет смыслом термин «содействие своим членам в решении общих хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства», в противном случае определить, в какой же форме реализуется деятельность таких юридических лиц, не представляется возможным.

2. Бутовецкий А.И. Правовые проблемы формирования земельных участков для садоводства, огородничества и дачного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности // Нотариальный вестникъ. 2009. — №1. 0,3 п.л.

Автор присоединяется к мнениям специалистов, утверждающих, что процесс образования и деятельности юридического лица немыслим вне проявления воли определенной группы людей или даже одного человека, равно как он невозможен вне проявления в какой-либо форме государственной воли.

Право на вступление в члены объединения автор рассматривает исключительно в качестве права гражданина (физического лица), обосновывая невозможность приобретения данного статуса со стороны организации (юридического лица) и подчеркивает неразрывную юридическую связь между членством в соответствующем садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении и приобретением имущественных прав на садовые, огородные или дачные земельные участки, не соглашаясь тем самым со специалистами, отрицающими указанные положения.

В третьем параграфе первой главы «Правовое регулирование деятельности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан на современном этапе» исследуются положения основных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность изучаемых объединений.

28. В случае, если отсутствует утвержденная документация по планировке территории, определяющая границы территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд определяется:

14. Имущество общего пользования организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, признается имуществом общего пользования садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, за исключением случаев, указанных в частях 4, 12 и 13 настоящей статьи. Образованные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, являются земельными участками общего назначения.

27. Вступление в силу настоящего Федерального закона не является основанием для принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решений, предусматривающих отмену мер государственной или муниципальной поддержки, введенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона огородническим некоммерческим партнерствам до приведения их уставов в соответствие со статьями 1 — 28 настоящего Федерального закона применяются положения настоящего Федерального закона об огороднических некоммерческих товариществах.

12. Некоммерческая организация, созданная гражданами до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства или дачного хозяйства, вправе внести изменения в свой устав, указав в нем организационно-правовую форму «товарищество собственников недвижимости» и вид «товарищество собственников жилья» в случае соответствия нормам жилищного законодательства Российской Федерации, регулирующего создание товарищества собственников жилья, и одновременного соответствия следующим условиям:

В садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. Имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда, является собственностью такого товарищества как юридического лица. Специальный фонд образуется и по решению общего собрания товарищества за счет вступительных и членских взносов членов такого товарищества, доходов от его хозяйственной деятельности, прочих поступлений. Средства этого фонда расходуются на цели, предусмотренные уставом.

Членами садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива посредством объединения паевых взносов создается имущество общего пользования, находящееся в собственности такого кооператива как юридического лица. Часть указанного имущества может выделяться в неделимый фонд.

Все они, являясь некоммерческими организациями, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы. Как юридические лица садоводческие, огороднические и дачные объединения имеют в собственности обособленное имущество, считаются созданными с момента государственной регистрации; они вправе создавать свои ассоциации и союзы.

Члены такого кооператива обязаны ежегодно покрывать образовавшиеся убытки посредством внесения дополнительных взносов, а также нести субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в пределах внесенной части дополнительного взноса каждого из членов такого кооператива.

Бутовецкий А И Об Организационно-Правовых Формах Некоммерческих Организаций, Создаваемых Гражданами Для Ведения Садоводства, Огородничества И Дачного Хозяйства

Во-вторых, данные нормы не обеспечивают защиту членов товарищества от имущественных рисков, поскольку, несмотря на возникновение права общей совместной собственности на общее имущество, созданное или приобретенное за счет целевых взносов, права на земельный участок общего пользования, на котором расположено это имущество, будут принадлежать товариществу как юридическому лицу.

Таким образом, все без исключения садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества должны в результате приведения своих учредительных документов и наименований в соответствие с ГК РФ стать организациями, прямо поименованными в нем. До этого момента следует руководствоваться п. 6 ч. 8 ст. 3 Закона N 99-ФЗ, согласно которому к созданным до дня вступления в силу данного Федерального закона садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам применяются нормы о товариществах собственников недвижимости.

Рекомендуем прочесть:  Зп Приемным Родителям В Московской Области

Липски С.А. О перспективах законодательства, регулирующего деятельность садоводческих объединений // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2015. N 12 (131). С. 22 — 27.
3. Существование такой организационно-правовой формы объединений садоводов, огородников и дачников, как потребительский кооператив, лишено вышеуказанных недостатков, поскольку имущество общего пользования, в том числе земельные участки кооператива, принадлежат ему как юридическому лицу на праве собственности. Кроме того, Закон N 99-ФЗ, за определенными исключениями, фактически не затронул потребительские кооперативы.

ОГОРОДНИЧЕСТВА И ДАЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
Статья 4. Формы садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Комментарий к статье 4
1. Перед тем как перейти к освещению норм, содержащихся в комментируемой статье, обратим внимание на ее наименование, согласно которому законодатель определил предметом регулирования данной статьи «формы садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений». В этой связи следует отметить, что ГК РФ оперирует понятием «организационно-правовая форма юридического лица», а не «форма юридического лица».

Подробнее об этом см.: Бутовецкий А. Об организационно-правовых формах некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства // Хозяйство и право. 2022. N 3. С. 93 — 109.
Первый признак, по которому выделяются различные организационно-правовые формы рассматриваемых объединений, — это форма собственности на имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет целевых взносов. В некоммерческом товариществе такое имущество является совместной собственностью членов данного товарищества.

Учредители объединения считаются принятыми в члены с мо­мента его регистрации, другие лица принимаются в члены на об­щем основании. Каждому члену в течение трех месяцев со дня его приема в члены правление объединения выдает членскую книжку или другой заменяющий документ.

Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью объ­единения, его правления и председателя осуществляет ревизион­ная комиссия (ревизор), избранная из числа членов объединения общим собранием его членов в составе одного или не менее трех человек на срок два года. В состав комиссии (ревизором) не могут быть избраны председатель и члены правления, а также их супруги, родители, дети, внуки, братья и сестры (их супруги).

Так, садовый земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им, предназначен для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых, картофеля или иных сельскохозяй­ственных культур, а также для отдыха (с правом возведения жи­лого строения без права регистрации’ проживания в нем и хозяй­ственных строений и сооружений).

Выделение в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнитель­ным органом государственной власти или органом местного само­управления на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени объединения или уполномоченным общим собранием на подачу указанного заявле­ния, в соответствии с решением общего собрания членов объеди­нения о приобретении такого земельного участка в собственность объединения.

Кроме того, в связи с еще существующими на практике титу­лами постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного (на­следуемого) владения садовыми, огородными и дачными участками Закон устанавливает правила их трансформации в право собствен­ности, поскольку Земельный кодекс РФ эти отношения подробно не регулирует, а Федеральный закон «Об обороте земель сельско­хозяйственного назначения» на земли садоводческих, огородных и дачных некоммерческих объединений не распространяется.

Федеральный закон от N 217-ФЗ; О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Соответствующие изменения внесены также в ряд Федеральных законов, в том числе «Об особо охраняемых природных территориях», «О сельскохозяйственной кооперации», «О некоммерческих организациях», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «О кадастровой деятельности», в Закон РФ «О недрах», в Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ.

Учредительные документы, а также наименования некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего Федерального закона при первом изменении учредительных документов указанных организаций. Изменение наименований не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие их прежние наименования. Внесение таких изменений может осуществляться по желанию заинтересованных лиц.

Расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением «жилое», «жилое строение», признаются жилыми домами. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра недвижимости в части наименований указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей.

устанавливаются порядок создания товариществ, права и обязанности его членов, основания и порядок принятия в члены товарищества и прекращения членства, порядок внесения и использования членских взносов, порядок контроля за органами товарищества (председателем и правлением), в том числе при расходовании ими денежных средств товарищества;

Расположенные на садовых земельных участках здания, сооружения, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением «нежилое», сезонного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, признаются садовыми домами. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра недвижимости в части наименований указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей.

Ие и признаки организации садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица, в том числе некоммерческие, должны иметь самостоятельный баланс или смету. Различают два вида юридических лиц: преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Земельный участок — это не любая часть поверхности земли, а лишь та, в отношении которой проведены необходимые юридические процедуры, включая землеустройство, составление плана земельного участка, включение сведений о нем в государственный кадастр недвижимости с присвоением участку индивидуального кадастрового номера, проведение государственной регистрации права собственности либо иных прав на земельный участок. Только в этом случае участок становится объектом правоотношений.

По критерию участия в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь, по общему правилу, обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), а также садоводческие, дачные, огороднические некоммерческие товарищества и партнерства. Более подробно различия между указанными видами некоммерческих объединений будут рассмотрены в комментарии к ст. 4.

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество; садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив; садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство. Указанные виды юридических лиц относятся к категории некоммерческих юридических лиц, учреждаются гражданами на добровольных началах для содействия их членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

В садоводческом, огородническом, дачном некоммерческом объединении любого типа имеются земли общего пользования, принадлежащие непосредственно объединению (после осуществления предусмотренных законом процедур по их приватизации), и остальные участки, принадлежащие на праве собственности или ином вещном праве гражданам — членам некоммерческого объединения, а также лицам, ведущим хозяйство индивидуально. Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования этого некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного товарищества, партнерства, кооператива.