Чем отличается народность от нации

Чем отличается народность от нации

В советское время термин «этнос» был очень популярен. В самом общем виде этнос – это группа людей, которых объединяют общее происхождение, язык, культурные и хозяйственные практики. Однако «чистых» этнических групп не бывает, какие-то признаки всегда различаются.

Этнографы спорят, считать ли русских нацией или этносом. Эти термины имеют между собой много общего. Иногда в научный обиход входит еще и понятие «этос». В отношении русских им обозначают ту самую «русскую душу» — мировоззрение, которое отличает русского человека от западного.

Но для стройности картины термин «этнос» иногда объявляется тождественным понятию «народ». Так, выделяют этнолингвистические группы, а в них – обособленные части-народы. Например, в славянскую группу входят русские, украинцы, поляки и другие народы с родственными славянскими языками.

«Нацией» называют социально-экономическое и культурно-политическое единство людей. Нацию могут создавать разные этносы или один. У людей, проживающих в одной стране, могут быть различные языки, уклад жизни, внешность, религия, но их объединяют культура, идеология, политика.

Нация – это рациональный и искусственно созданный механизм, неразрывно связанный с государственностью. Понятие это возникло достаточно поздно, когда потребовалось найти «цементирующие» термины для укрепления позиций существовавших государств и для основания новых.

Чем нация отличается от племени и народности

Под национальным самосознанием понимается отражение сознания нации в индивидуальном сознании ее членов, выражающее усвоение последними представлений о месте и роли своего народа в мире, о его историческом опыте. В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции. Одна проявляется в экономическом, культурном и даже политическом сближении наций, разрушении национальных перегородок, ведет, в конечном счете, к интеграции в рамках наднациональных структур (например, Европейское сообщество). С другой стороны, сохраняется и даже растет стремление ряда народов обрести национальную самостоятельность, противостоять экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав. Почти во всех государствах прочны позиции националистических партий и движений, немало сторонников даже у идей национальной исключительности.

В отличие от иных видов социальных норм нормы права носят общеобязательный характер, формально определены, устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой. Нормы права становятся общеобязательными и формально определенными только в результате деятельности государства, которое формулирует и издает законы, отражающие общественные представления о дозволенном и запрещенном. Государство гарантирует также реализацию права, охраняет его от нарушений. В свою очередь, нормы права определяют систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности. Законы устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства и граждан, исключая произвол. Право характеризуется следующими признаками:

а) нормативностью; б) общеобязательностью; в) формальной определенностью — правовые нормы выражены в словесно-письменной форме и закреплены в текстах различных источников права, благодаря чему отличаются большой степенью определенности и ясности; г) системностью — все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, вытекают друг из друга, образуя целостную систему законодательства; д) гарантированностью государством; е) многократностью применения.

Наряду другими социальными группами социальную структуру общества составляют и исторически сложившиеся общности, называемые этническими. Этносы — это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы. Среди этнических общностей выделяют племена, народности и нации. Главную роль в образовании племени играют кровнородственные связи, а народность характеризуется общностью территории. В современном мире насчитывается от 2500 до 5000 этносов, но лишь несколько сотен из них являются нациями. В составе современной Российской Федерации более 100 этносов, в том числе около 30 наций. Нация — это исторически высшая форма этносоциальной общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, этнического самосознания. Под единством территории следует понимать компактность проживания нации. Представители нации говорят и пишут на одном языке, понятном (несмотря на диалекты) всем членам нации. У каждой нации свои фольклор, обычаи, традиции, менталитет (особые стереотипы установки мышления), национальный быт и т.д., т.е. своя культура. Сплочению нации способствует и общность исторического пути, пройденного каждым народом.

Национализм — идеология и политика, основанная на трактовке нации как высшей ценности. В 19-20 вв. национализм выступал как мощная объединяющая сила в борьбе за национальное освобождение в Европе, а затем в Африке, Азии и Латинской Америке, сопровождаемый идеей национального превосходства и национальной исключительности; нередко принимает крайние формы (шовинизм), сближается с расизмом и ведет к острым внутренним или межгосударственным конфликтам.

Разница между народом и нацией

Между понятиями «народ» и «нация» нередко ставят знак равенства. Многие словари считают их синонимами. Но народ и нация – совсем не одно и то же: это явления, относящиеся к различным социальным сферам. Чем же они отличаются? Попробуем разобраться в этом запутанном вопросе.

Понятие «народ» появилось в России намного раньше понятия «нация» и употреблялось в основном применительно к жителям нашей страны. Слово «нация» было заимствовано предположительно из Польши в петровскую эпоху и служило для обсуждения отношений с зарубежными державами. Явный оттенок чужеродности, «иностранности» был присущ ему вплоть до конца XIX столетия. Нация в то время обозначала дворянское сословие, затем – суверенное государство, державу, империю.

Народ – это совокупность людей, общность которых зиждется на едином, кровном происхождении, особых традициях и обычаях, жизненном укладе. Нация основана на общих рыночных, экономических связях, следует одним гражданским законам. Общий язык, общая культура – достояние народа, а общая территория и единство экономической жизни ближе к понятию нация. Нация проявляется через систему общественных институтов, в частности через государство.

Сущность понятия народ кроется в стихийных этнических процессах, которые не всегда зависят от сознания и воли людей. Нация же тесно связана с национальными движениями, имеющими определенную программу, с деятельностью группы индивидуумов, направленной к достижению неких целей (чаще всего политических). Нация в этом случае выступает как общественная (политическая) сила, с которой необходимо считаться.

Получается, что народ создает государство, а затем государство, укрепившись и расширившись, искусственным образом формирует нацию (аналог народа). В основе нации – принцип гражданства. Народ – органическое целое, нация – выстроенный искусственно рационалистический механизм. Нация сводит на нет все изначальное, этническое, традиционное. Народ, строящий государство и являющийся ядром нации, утрачивает свою этничность, потому что живые процессы языковой эволюции, традиций, обычаев в государстве приобретают одну фиксированную форму. В составе нации могут находиться далеко не все представители того самого народа, который послужил основой для создания национального государства. Частая плата за образование нации – раскол и противостояние внутри народа.

Нация — 1. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, а также на основе специфической только для данного этноса, добровольно и естественно принимаемой всеми национальной культуры и формируемого на ее основе национального интереса.
2. Государство, страна.

У народности отсутствует национальный менталитет, его заменяет ментальность – менее структурированный и взаимосвязанный конструкт. Отличительной чертой народности является отсутствие территориально-социального образования (государства или автономии) . Поэтому многие народы Крайнего Севера, американские индейцы — народности, а русские, немцы – нации.
Народность — тип этнической общности, где кровнородственные связи заменяются территориальными, но степень развития этнического образования еще не позволяет создать устойчивое территориально-социальное образование (государства или автономии) .

И, конечно же, когда речь идёт о нациях, не стоит забывать их основное право – право нации на самоопределение. Этот международный термин, с которым считаются представители всех государств, даёт нации возможность выйти из состава того или иного государства и образовать своё собственное.

Нация – политическая составляющая государства. То есть, нация — это народ, сумевший создать своё государство. Без него нации не существует. Например, русские, которые живут за границей, относятся к числу русского народа, но не к русской нации. Они отождествляются с нацией того государства, где проживают.

Вторая точка зрения говорит, что нация – это единство людей, которые характеризуются общим происхождением, языком, землёй, экономикой, восприятием мира и культурой. Их взаимосвязь проявляется в этническом сознании.
Первая точка зрения утверждает, что нация — это демократическое согражданство.
Во втором случае утверждается, что нация — это этнос. Вот эта точка зрения и бытует в общечеловеческом сознании.
Рассмотрим и эти понятия.

Надо отметить, что Конституция РФ начинается словами, которые отражают суть жизненных принципов россиян: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…». А в 1 главе «Основ конституционного строя» 3 статья разъясняет, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ».

Рекомендуем прочесть:  В Течение Какого Времени Можно Восстановиться На Работе После Увольнения Беремено

Рассмотрим понятия «нация» и «народ» конкретнее. Единого понимания термина «нация» на сегодняшний день не существует.
Но в науках, которые занимаются вопросами развития человеческого общества, приняты две основные формулировки слова «нация».
Первая гласит, что это сообщество людей, которое сложилось исторически на основе единства земли, экономики, политики, языка, культуры и менталитета. Всё это в совокупности выражается в едином гражданском самосознании.

Этимология
Происходит от существительного род, далее от праслав. *rodъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. родъ (греч. γένος, γενεά, ἔθνος), русск. род, укр. рід (род. п. роду), белор. род, болг. род, сербохорв. ро̑д (род. п. ро̏да), словенск. rọ̑d (род. п. rôdа, rоdа̑), чешск., словацк. rod, польск. ród (род. п. rodu), в.-луж. ród, н.-луж. rod. Связано чередованием гласных с церк.-слав. редъ (βρῶσις), словенск. redíti, redím, «кормить, растить». Родственно лит. rasmė̃ «урожай», латышск. rads «родственник, род», rasma «процветание, плодородие, урожай», rаžа (*radi̯ā) «обильный урожай, многочисленная семья», др.-инд. vrā́dhant- «поднимающийся», várdhati, várdhatē, vr̥dháti «растет, умножается, набирается сил», várdhas м. «споспешествование», vardháyati «растит, множит», vr̥ddhás «выросший, большой, старый», авест. vǝrǝđaiti «растет», varđaitē — то же, греч. ὀρθός, дор. βορθός «прямой, правильный, истинный», др.-инд. ūrdhvás «поднятый», возм., алб. rit «расту, увеличиваю». Трубачев считает, что слово восходит к праслав. *оrdъ, которое не связано с индоиранск, греч. и др. формами на v-. 3

История термина
Применяли изначально для определения близкородственных групп, которые называли также «племенами», в библейской литературе «родами», которые делились на «колена» и т.п. В дальнейшем, особенно, с появлением государственных образований, слово стало приобретать более размытое значение.

Основное значение
Существительное народ, у восточных и части южных славян однокоренное со словами род, родственники и другими, обозначающими «кровное» родство. Производное от старого глагола «народиться», сохраненное в белорусском и украинском языках как «нарадзіўся» и «народивсь(ся)». В современном русском языке «на» утрачено, и полная форма используется как архаизм, например «как на свет народился» и подобных.

Этнография
Народ — термин науки этнографии (греч. народоописание) и под ним понимают этнос, то есть группу людей, общую по происхождению (кровное родство). Позже, как признак стали использовать ряд вторичных признаков — языка, культуры, территории, религии, исторического прошлого и т.д. 2

В «народной этнологии» слово «народ» является центральным понятием, трактуемым на основе оппозиции «свой—чужой»: в фольклорных легендах и верованиях со своим народом связывается представление о норме, в то время как «чужие» народы рассматриваются как аномальные в физическом, социальном или моральном отношении. См. Инородец, Свой—Чужой, Сосед.

На следующем этапе эволюции, которой подвергся этнос (племя, народность, нация), появились государства. Это было связано с тем, что численность членов племени росла, кроме того, обустройство этого вида этноса с годами все совершенствовалось. Ближе к периоду рабовладельческого строя появилось такое понятие, как народность.

Примечательно, что, согласно идеологии фашизма, существовала избранная нация, призванная со временем уничтожить все остальные. Вот только, как показала практика на протяжении всей истории, любой этнос без взаимодействия с другими вырождался. Поэтому если бы остались одни чистокровные арийцы, то через несколько поколений большинство представителей этой нации страдало бы от многочисленных наследственных заболеваний.

Все они существовали в определенный исторический период, однако позже изменились под воздействием внешних и внутренних факторов. При этом такие виды, как род, клан и племя в цивилизованном обществе давно исчезли или остались в качестве традиции. В некоторых местах на планете они до сих пор существуют.

На основе родов начали формироваться кланы. Как правило, они носили название либо известного предка-основателя, либо тотемного животного, почитаемого в качестве покровителя и защитника. Кланам, как правило, принадлежала земля, передаваемая по наследству. Сегодня клановая система сохранилась в качестве традиции еще в Японии, Шотландии и у некоторых племен индейцев в Южной и Северной Америке.

Нация — это не просто группирование людей по общей территории проживания, языку общения и культуре, но и по схожим психологическим особенностям (национальное самосознание), а также исторической памяти. Нация отличается он народности тем, что ее представители смогли создать общество с развитой экономикой, системой торговых отношений, частной собственностью, правом, национальной культурой.

Чем отличается нация от национальности

Идеология национализма в одном из своих аспектов заключается в обособлении отдельной нации из общего числа народностей, проживавших до возникновения нации на определённой территории. Это происходит в период развала государств населенных несколькими этническими группами людей. Здесь происходит процесс обратный государственному образованию.

Разбираясь в истории национальностей надо сказать, что все противоречия этнического характера надуманы и искусно используются фанатично настроенными людьми. В академической науке нет конкретно обозначенных терминов нация или этнос, – это размытые понятия взаимопроникающих друг в друга. Они и исследуются разными науками, – социологией, культурологией, политологией, когда ученые политологи могут спорить с учеными социологами, говоря об одном и том же понятии.

Русские, вроде бы везде и нигде их нет территориально, как это получилось, стоит разобраться. В конституции РФ указано, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. И в соответствии прав и свобод человека и гражданина никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Тем не менее, большинство населения осознано причисляет себя к какой – либо определенной национальности.

Впервые это проявилось в ходе Великой Французской революции, когда потребовалось сформировать новую общность взамен «подданства французской короны». До конца XVIII века этого термина вообще не существовало, он появился недавно, например, английское (nationality) в официальных документах обозначает гражданство или, государственную принадлежность, — подданство.

Эти народы сохраняют свои этнические отличия, но, тем не менее, они все Французы или Англичане, как в первом случае. Это говорит о том, что физико-географические (политические) характеристики национальных образований преобладают над этнологическими категориями и не совпадают во многих случаях. Адаптация в условиях географического аспекта часто происходит без взаимной ассимиляции, когда сегодняшняя дружба этих народов сменила давнюю вражду.

Нация, народ, народность: краткое пояснение понятий

Иначе говоря, опираясь на приведенное выше определение, мы сможем также сказать, что обрусевшие, коренные и не коренные народы России, сблизившиеся с Русским народом по духу, а многие и по крови, внесшие свой посильный для них искренний вклад в строительство русского государства и издревле живущие с державным Русским народом в дружбе и согласии, пусть даже и не перешедшие в Православную веру, но относящиеся к ней не только с уважением, но и разделяющие ее нравственные христианские принципы — могут быть причислены к Русской нации(11). Не следует забывать, что такой подход, верный исторически, нравственно и духовно, серьезно ограничит возможности интерпретировать понятие «нация» с сепаратистскими и глобалистскими целями. Такой подход позволит выделить в этом понятии присущие коренным народам России качества единства и духовной близости, стремление малороссов, белоросов и малых народов России объединиться под эгидой державного Русского народа (великороссами), а не разбежаться по национально-карликовым гособразованиям туземного образца, демонстрируя свою мнимую народность, но будучи на самом деле слабосильными и малокультурными. Не говоря уже о том, что абсолютно незащищенными с военной точки зрения. «Право народности существует истинно для тех только народов, которые, пользуясь опытом, имеют возможность оное сохранить, и что право благоустройства принимается в соображение для утверждения безопасности, а не для какого-либо тщеславного распространения пределов государства. Таким образом, племена, подвластные большому государству, не могущие по своей слабости пользоваться самостоятельною политическою независимостью и долженствующие, следовательно, непременно состоять под властью или покровительством кого-либо из больших соседствующих государств, не могут ограждаться правом народности, ибо оно есть для них мнимое и не существующее. К тому же, маленькие народы, между большими находящиеся, служат всегдашним поприщем военным действиям, разорениям и гибельным воздействиям всякого рода. А посему полезнее для них самих, когда они соединятся духом и обществом с большим государством и совершенно сольют свою народность с народностью господствующего народа, составляя с ним только один народ и переставая беспечно мечтать о деле невозможном и несбыточном,» — так, вполне понятно разъяснял эту проблему проф. П. И. Ковалевский(12). Аналогичное мнение спустя столетие мы находим и у Председателя Союза Русского Народа Л. Г. Ивашова, указывавшего в своем докладе на II съезде СРН в 2006 г., что даже на уровне своего региона компактного проживания при всех благих пожеланиях национальных элит последние оказываются не способными сохранить единство территории их проживания, хозяйственную самостоятельность и культурную независимость своих народов. Следует осознать, что многие малочисленные народы, как правило, в силу особенностей национального характера, духовной немощи и интеллектуальной неподготовленности, включая элементарную неспособность к цивилизованному труду, тем более не могут и не готовы нести на себе груз ответственности за судьбу громадной России наравне с русскими.

Рекомендуем прочесть:  Выплаты Ветеранам Труда В Удмуртии В 2022 Году

Как видно из приведенного выше определения нации, здесь выделяются три основных признака нации в отличие от народа, который их не имеет или имеет не в полном объеме. Это — объединение народа в государство; наличие главного народа; создание государствообразующим народом и «сплотившимися вокруг него народами и племенами» культуры. При этом в определение нации помещаются два, на первый взгляд, несущественных уточнения, а важнейший элемент, без которого нация вообще представляет собой непонятно откуда взявшееся хаотичное людское сборище, просто убирается. «Нация, народ, — пишет автор — объединенный в государство с общей верой или идеологией (курсив наш. — С.Б.). Из этого «или» вытекает, что вера народа при формировании нации не является обязательным для этого условием, а длительный исторический путь, который она проходит, передавая из поколения в поколение веру своих отцов до того как нацией стать, вроде бы ей ни к чему. То есть для становления нации традиционное и исторически присущее народу вероисповедание не обязательно? Достаточно вооружить народ идеологией и нация будет изготовлена. Пока, правда, в жизни такого еще никто не сделал. Нация из идеологии на земном шаре еще не выросла. Но, судя по распространившимся в последние годы разнородным теориям для русских, очень бы этого хотелось. Тогда бы было неважно, лежит в основе формирования нации православная религия, мусульманские вероисповедные догматы, культ вуду, талмуд, русофобский «проект Россия» или такой же «Соборный проект Государства единой нации» вкупе с «Русской доктриной». Тогда в само понятие нации можно свободно вкладывать быстро меняющийся элемент идеологии (например, меняя монархическую идеологию на марксистско-ленинскую или либеральную) и тем самым менять идейный вектор самого понятия в зависимости от политической конъюнктуры. Тогда тысячелетняя традиция русской монархической державности, составляющая важнейшую основу русского государственного самосознания, может быть быстро заменена, например, на либерально-демократическую идею всеобщей глобальной идейной уравниловки, а понятия Русская нация и Русский народ лишаются своих присущих только им исторических, культурных и иных свойств. Подобным образом определял понятия народ декабрист П.И. Пестель. «Народ, — по его мнению, есть совокупность всех тех людей, которые принадлежат к одному и тому же государству, составляют гражданское общество, имевшее целью своего существования благоденствие всех и каждого»(25). Также видят «нацию» в отрыве от ее неотъемлемого для становления нации исторического прошлого составители словаря-справочника «Нации и этносы в современном мире» (вып. 2007 г.). «Нация, — пишет автор статьи д.ф.н. Росенко М.Н., — тип этнической общности на уровне индустриальной цивилизации (капиталистическая и социалистическая социально-экономическая формация)»(26). Даже при титанической работе советских органов пропаганды и демократических СМИ уничтожение понятия народ и нация как категории исторической, пока не произошло.

Завершая краткий анализ остается добавить, что, даже расширяя источниковедческую базу и увеличивая объем обзора интересующего нас предмета, ничего принципиально нового мы не найдем. Остается только сожалеть, что появившиеся на свет в последние годы источники, даже позиционирующие себя как научные, русские и патриотические и, более того, заявленные как энциклопедические по своей сути не отличаются от определений, которые мы имели в период господства марксистско-ленинской идеологии. Разве только слова обновили.

В целом такой подход, по своей сути устремленный к укреплению единства нации, связан с возможностью и необходимостью рождения, а в нашем случае — возрождения самодержавного государственного устройства России. Показывая неразрывную связь между монархическим государством, нацией и национальной политикой, которая во всей своей полноте реализуется именно при монархическом строе, Л.А.Тихомиров в своей работе «Рабочий вопрос и русские идеалы» писал: «. В идее Монархии лежит именно непосредственная связь с нацией. Отсюда сама «Монархия, — продолжал развивать свою мысль ученый, — возможна лишь в нации (которую Тихомиров, как мы уже отмечали, не отделял от понятия народ, достигшего «социально органического» уровня развития. — С.Б.), т.е. в обществе с устоявшейся логикой развития, с известной преемственной традицией, с тем, что и составляет «дух народа». Монархия возможна лишь в обществе, уже приобретшем внутреннюю логику развития. Ее политика поэтому только и может быть основана на осуществлении целей этого преемственно развивающегося целого, то есть необходимо должна стать национальной, и если не будет такой, то монархия становится ненужной данному обществу и даже невозможна для него»(15). Отделяя монархию от демократии и показывая существенную разницу между монархией на основе нации как общества, сложившегося в результате естественной исторической преемственности многих поколений и демократией, он, приводя конкретные примеры, добавлял: «Всякий случайный сброд людей может образовывать государство на демократических началах»(16). Остается только задаться вопросом: зачем Русскому народу и России, имеющей за своей спиной многовековую традицию самодержавной государственности уподобляться «всякому сброду», отвергая свое богатейшее историческое наследие? Кому это все нужно?

Отбрасывать или отодвигать на задний план исторический аспект в становлении и развитии нации, как это мы видим в упомянутой Энциклопедии, — значит видеть ее вне ее истории и денационализировать, несправедливо уподобив, таким образом, Русскую нацию «всякому случайному сброду», который не может образовать высшей, Богом установленной формы государственного устройства — монархии, но только демократию, о которой святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Демократия — в аду».

Этнос, народ, нация, национальность

Народ также является базовым этносоциологическим понятием. В ходе исторического процесса этносы вступают во взаимодействие между собой, утрачивают статическое состояние, и постепенно вместе формируют народы. Возможен и другой вариант, когда уже сформировавшийся активный народ, поглощает, в том числе и военным путем, проживающие поблизости этносы.

Язык является чрезвычайно важным фактором в жизни этноса. Как говорил немецкий философ Мартин Хайдеггер, язык – это дом бытия. Именно язык объединяет местность, на которой проживает этнос. Например, русскими могут считаться все думающие и говорящие по-русски, в каком бы государстве они ни проживали.

Наглядным примером возникновения народа из этноса на пути к нации можно считать еврейский народ: «Евреи существовали как этнос, вступили в историю в состоянии рассеяния, которое длилось более двух тысяч лет, и при этом они сохранились, став народом, а затем, создали своё национальное государство-нацию Израиль». Так же, понятие народ присуще русским, которые сложились из множества этносов.

Также, можно отметить, что этнос является неделимой, базовой социологической единицей. Любая попытка вторгаться в культуру этноса, расчленить его, нарушить естественный ход его существования, уничтожает этнос. В этносе нет строгой стратификации, для него характерны отношения, подобные семейным, то есть авторитетом, как правило, пользуются старшие члены сообщества. Этнос – статическая, консервативная единица, способная в течение длительного времени существовать практически в неизменном состоянии, сохранять язык и культуру.

В большинстве случаев, в истоках происхождения этноса лежит вера в общего предка. Поскольку наличие общего предка очень сложно доказать или, наоборот, опровергнуть, то в этнос исторически мог вступить любой человек, который верил в миф о своем общем происхождение с членами этноса.

Под понятием народ понимается исторически сплоченная устойчивая единство людей, связанных общностью происхождения, исторической судьбы, языка, территории, некоторых особенностей характера и культуры, осознанием своей отмены от других человеческих объединений. На разных этапах своего развития человечество имело свои особые организационные формы существования — род, группы родов, племя, союз племен, которые впоследствии перерастали в народность. Таким образом появляется и сам термин «народ» (по-гречески этнос).

Характерные черты народности — относительно устойчивое территориальное связь; собственный язык, который заметно отличается от языка других народностей, отделились от определенного массива даже близких, связанных общим происхождением племен; специфическая, отличная от родственных, материальная и духовная культура, близкие или единые религиозные верования (на начальной стадии формирования, как правило единственные); осознание принадлежности к данной этнической группы (а не родовой или племенной группы) и другие отличия от других.

Рекомендуем прочесть:  Налог На Недвижимость До 1 Млн Руб

Этнические общности

Исторически формирование этнических общностей можно отсчитывать от момента распада первобытного человеческого стада. Первоначально возникает род — группа людей, объединенных кровным родством. Члены рода осознавали свое родство и носили общее родовое имя. Род включал в себя несколько или много семей.

Нация — высшая форма социально-этнической общности.И это неудивительно, т.к. именно объединение людей по национальному признаку создает наилучшие предпосылки для проживания людей, организации производственно-экономической, социально-политической и культурной жизни. Общность экономической жизни, единый язык, общая территория, некоторые особенности психического склада людей, проявляющиеся в специфических чертах культуры, — это основные черты нации.

Такие общности складываются на определенной территории в ходе совместной хозяйственной деятельности. Члены их обладают общими чертами психологического склада, а также четко осознают свое единство и отличие от других подобных общностей. Для признания какой-либо группы этнической общностью требуется выполнение по меньшей мере одного из следующих условий:

Народности начинают складываться из племен после появления первых государств. Для народности характерны территориальная общность, объединенная хозяйственной и культурной деятельностью, а также единый язык. Принадлежность к народности определяется уже не только кровно-родственными связями.

Появление племени объясняется необходимостью прежде всего сохранения и защиты среды обитания (территории проживания, мест охоты и рыболовства) от посягательств со стороны других человеческих объединений. Более многочисленный состав населения намного облегчал задачу переселения и устройства жизни на новых территориях. Немаловажное значение имело также предохранение от вырождения рода, которое грозило ему из-за сексуальных отношений между кровнородственными Homosapiens.

Фундаментальные различия между народом и нацией

Представьте мир, где письменность не существует. Если нет письменности, то нет и стран, которые опираются на письменность. А если нет таких стран, то нет и наций. Нация может существовать только в условиях, если существует страна, основанная на письменности (и с этим — паспорты и другие документы определяющие национальность человека). Зато народность не только существует в условиях отсутствия письменности, но именно в таких условиях и возрождается. Ведь потребность установления принадлежности личности к той или другой группе всегда есть. И народность установляется на внешние признаки — язык, внешний вид, принадлежность к той или иной семье итд.

Можно показатся, что в современных обстоятельствах, когда письменность доминирует, роль народности уменьшается. Но это далеко не так. Есть многие примеры, когда страны прекращают существовать, и с этом — нации. Например, больше нет такой нации как югославцы. Или нет такой нации как чехословаки. В Советском Союзе латыши, эстонцы и литовцы прекратили быть нациями, они стали как прежде — народности. Это в Прибалтике чувствуется до сих пор. Латыши или эстонец — это именно народность, а не нация. Это большое отличие от Финляндии, где финны не являются строго народом, но есть и нация, обозначающая также шведско-говорящих местных людей итд.

Есть больше пример того, что народности вовсе не то же самое что нация. Например, в США американцы являются нацией, а белые англосаксонские протестанты (WASP) (это лидирующая этническая группа в США), афроамериканцы итд. являются народностями. Вот именно так — они народы, они воспринимаются народами в Америке, они имеют разные культуры, речь итд. В Китае живут много разных народов — тибетцы, монголы, мяо итд. Ну и так далее.

В развернутом виде “теория” неравенства рас впервые была изложена в середине 19 века во Франции идеологом федеральной аристократии графом Артуром де Гобино (1816-1882). Граф в своем сочинении “Неравенство человеческих рас” выводил историю человечества из борьбы между высшими и низшими расами и народами, “провозглашая подлинно высшей и современно-совершенной расой “северную, арийскую”, а самыми “чистыми арийцами” Гобино считал франков — будущих французов.

Общность языка. Казалось бы, что может быть более естественным и необоримым признаком нации? Но ведь давно известно, что в Швейцарии четыре языка, четыре этнических общности — германо-швейцарцы (65% всего населения), франко-швейцары (18,4%), итало-швейцарцы (9,8%), реторманцы (0,8%) — но есть единая швейцарская нация.

Согласно релятивистскому подходу, нация возникает и формируется, прежде всего, как продукт самосознания и воли к единству, а черты культурной общности и специфичности создаются в процессе налаживания национального сотрудничества и взаимодействия. Поэтому культурные характеристики могут возникать или утрачиваться, усиливаться или ослабляться в зависимости от степени налаживания внутренних связей и от ситуации взаимодействия нации с внешним миром. Воля к утверждению национального единства направлена не только на изживание внутренних конфликтов и локальных ограничений, но прежде всего на укрепление могущества нации перед лицом ее соседей и мировых соперников. Поэтому естественным спутником национализма является война

Расизм был важной частью идеологических построений и у фашистов других стран. Например, в идеологии японского фашизма ключевым был расистский миф о “японском духе”, который утверждал несравненное превосходство японской нации, внушал веру в якобы свое призвание в качестве “великой нации”, “нации колонизатора”.

Таким образом, стремление к общечеловеческой культуре должно быть отвергнуто. Наоборот, стремление каждого народа создать свою особую национальную культуру находит себе полное моральное оправдание. Всякий культурный космополитизм или интернационализм заслуживает решительного осуждения. Однако отнюдь не всякий национализм логически и морально оправдан. Есть разные виды национализма, из которых одни ложны, другие истинны, и только истинный национализм является безусловным положительным принципом поведения народа.

Как мы видим, в этой статье словом «национальность» назван этнос. Давайте разберём пример, приведённый в статье («чеченец ограбил русского»). Чеченцы имеют российское гражданство, следовательно, они относятся к российской нации и к чеченскому этносу. Так же и с остальными этносами, входящими в состав российской нации.

Во всём мире употребление понятий «нация» и «этнос» упорядоченно, как в научном, так и в юридическом смыслах. Каждый из нас, заполняя иностранную эмиграционную карту видит, что «nationality» переводится как «гражданство». То есть «нация», в научном смысле слова, означает принадлежность к некому государству. Вместе с тем мы знаем, что американец или француз по гражданству, могут быть этническим арабом, мексиканцем или даже китайцем. Таким образом, «этнос» — это слово, обозначающее происхождения человека «по крови», а «нация» — понятие политическое. Нация может включать в себя много этносов, не смешивая их. В нашей стране применение общепринятых понятий «нации» и «этноса» в юридических документах и в научном обороте затруднено наличием языкового нового образования «национальность».
Понятие «национальность» было принято в Советском Союзе для обозначения народов, объединившихся в «единый советский народ», но не ставших нациями. Во всём делопроизводстве советского времени слово «национальность» использовалось то со смыслом «этнос», то со смыслом «нация». Это многолетняя практика привела к серьёзной путанице в документообороте, в научной и юридической литературе. Например, вошедшее во множество документов слово «межнациональный» корректно может быть применимо только к отношениям между государствами. Отношения между этносами внутри одного государства могут быть только «межэтническими». К сожалению путаница в терминологии вкралась в огромное количество законов, нормативных актов и книг. И даже в СМИ путаница между «нацией», «национальностью» и «этносом» крайне распространена до сих пор. Нам кажется. что постепенный отказ от не совсем точного термина советских времён «национальность» в пользу общепринятых «нации» и «этноса» будет полезен, как для русского языка, так и для русской науки.

Часть вторая
«Российская газета» — Федеральный выпуск №5856(183)
«В Госдуме готов к рассмотрению законопроект, запрещающий средствам массовой информации акцентировать национальность правонарушителей. Автор документа — депутат от «Единой России», бывший министр по внешним связям, нацполитике, печати и информации Чеченской Республики Шамсаил Саралиев. По его мнению, такая мера послужит профилактике конфликтов на национальной почве. «Если в практике российских СМИ нет такого понятия, как «русский ограбил русского», — говорит депутат, — то зачем писать, что «чеченец ограбил русского»? Это провоцирует межнациональные конфликты и внедряет в сознание людей ложные, заведомо неправильные стереотипы».»

Часть третья
Наиболее распространённые ответы:
Определение нации:
1.принадлежность группы людей к определенной национальности
2.большая группа людей, объединенная по этническим признакам
3.люди,говорящие на одном языке, схожие по внешности, культуре, вере
Определение этноса:
1.группа людей, которых объединяют общие признаки
2.совокупность этнических признаков
3.группа людей и их общие признаки
4.группа людей с общими признаками
Определение национальности:
1.принадлежность человека к определенной национальности
2.принадлежность человека к определенной нации
3.люди с одной верой и культурой
4.группа людей, присущая к определенной стране