Как правильно писать пункт часть статья

У статьи части или пункты

Представьте, что вы составляете обращение в орган власти. Неважно, в каком качестве вы выступаете – как физическое лицо, как ИП или как директор ООО. Вы составляете документ, в котором ссылаетесь на статью закона, но статья огромная, а нужна только часть. Или пункт?

Статья подразделяется на части.
Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.
Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.
Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

Статья 1. Порядок рассмотрения требований кредиторов
1. При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований. (Это часть 1)
…..
3. К решению об обращении к собранию кредиторов прилагаются: (Это абзац первый части 3)
план финансового оздоровления; (Это абзац второй части 3)
график погашения задолженности; (Это абзац третий части 3)
.

Статья 1. Порядок рассмотрения требований кредиторов
1. При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований. (Это часть 1)
…..
3. Федеральный арбитражный суд действует в составе:
1) президиума; (Это пункт 1 части 3)
2) судебной коллегии; (Это пункт 2 части 3)
.

По общему правилу статьи делятся сначала на части, а только потом на пункты и даже подпункты. Для большинства законодательных актов это правило работает.
Но иногда в тексте самого документа (как в случае с Гражданским кодексом РФ) есть иное деление. Делая ссылку на этот документ, желательно это дублировать.
Как понять, а не используется ли в документе «иное деление»? Просто посмотрите соседние статьи.

(абзац 5) При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. Раздельный учет сумм налога налогоплательщиками, перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, осуществляется аналогично порядку, предусмотренному абзацем первым пункта 4.1 настоящей статьи.

7) утверждает порядок определения объема возмещения затрат, понесенных в целях создания (строительства), модернизации и (или) реконструкции обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, а также затрат на уплату процентов по кредитам и займам, купонных платежей по облигационным займам, привлеченным на указанные цели, предусматривающий в том числе: — абзац первый пункта 7 части 1 статьи 4

(абзац 7) Налогоплательщик вправе не применять положения абзаца четвертого настоящего пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом указанные в абзаце четвертом настоящего пункта суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 настоящего Кодекса.

1) банк — кредитная организация, имеющая разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, выдаваемое Банком России банкам в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (далее — Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»); — Пункт

2) вклад — денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые вкладчиками или в их пользу в банке на территории Российской Федерации на основании договора банковского вклада или договора банковского счета, включая капитализированные (причисленные) проценты на сумму вклада; — Пункт

Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований

18. В соответствии со статьей 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Дата официального опубликования (обнародования) имеет важное значение для действия акта: от нее ведется отсчет срока, установленного для вступления решения в силу. Решение не может вступить в силу раньше, чем оно опубликовано (обнародовано) и граждане и другие лица получили возможность ознакомиться с его содержанием. Это значит, что решение не может вступать в силу со дня его подписания. Исключением могут быть лишь такие решения, которые не затрагивают прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. В тексте решения может быть установлен и более длительный срок вступления его в силу. Это необходимо для того, чтобы и правоприменители, и правопользователи могли изучить новое решение и приспособить свою деятельность и свое поведение к его требованиям.

42. При одновременном внесении в решение изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного решения положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одной статье (одном пункте, если основной структурной единицей решения является пункт). При этом вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно (постатейно).

Принятие проекта решения за основу оформляется самостоятельным решением. Такое решение не будет являться нормативным актом и подписывается председателем представительного органа муниципального образования. При этом в таком решении указывается, что за основу принимается проект решения. В целом же принимается решение.

Обнародование подразумевает объявление для всеобщего сведения, предание гласности, в том числе путем официального опубликования. Официальное опубликование решения – это напечатание его текста в установленном официальном периодическом издании, в котором воспроизводится полный текст акта.

Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов

  • источник официального опубликования законодательного акта;
  • источник официального опубликования законодательного акта в новой редакции (если она была);
  • источник официального опубликования части в новой редакции (если она была);
  • источник официального опубликования раздела в новой редакции (если она была);
  • источники официального опубликования всех последующих изменений, внесенных в раздел;

5) при признании утратившей силу структурной единицы законодательного акта, вступившего в силу до утверждения настоящих Методических рекомендаций, если данная структурная единица была перенумерована, в перечне источников официального опубликования законодательного акта в обязательном порядке указываются:

Статья 1. Порядок рассмотрения требований кредиторов 1. При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований. (часть 1) 2. Требования кредиторов рассматриваются в заседании арбитражного суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредитора. (часть 2) 3. К решению об обращении к собранию кредиторов прилагаются: (абзац первый части 3) план финансового оздоровления; (абзац второй части 3) график погашения задолженности; (абзац третий части 3) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом документы. (абзац четвертый части 3)

69. При дополнении статьи законодательного акта частями, пунктами или подпунктами, которые необходимо расположить соответственно в конце статьи, пункта или подпункта, в обязательном порядке указываются порядковые номера дополняемых частей, пунктов или подпунктов.

О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «. » и в Федеральный закон «. » Статья 1 Внести в статью 5 Закона Российской Федерации от . № : «. » (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № :, ст. :.; Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № :, ст. :.) следующие изменения: 1) . ; 2) . . Статья 2 Внести в Федеральный закон от . № : «. » (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № :, ст. :.) следующие изменения: 1) . ; 2) . ; 3) . ; 4) . .

При признании утратившим силу нормативного правового акта органа государственной власти, в настоящее время не существующего (например, постановления ВЦИК и СНК), признание его утратившим силу осуществляется тем органом государственной власти, к компетенции которого на день возникновения такой необходимости относится решение вопросов, урегулированных в признаваемом утратившим силу нормативном правовом акте.

Если в законопроекте одновременно со статьями о внесении изменений в законодательные акты содержится статья с признанием утратившим силу законодательного акта (с признанием утратившими силу его структурных единиц) или перечнем законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, то наличие такой статьи обязательно должно быть отражено в наименовании законопроекта.

При опубликовании текста законодательного акта, имеющего большой объем, в нескольких номерах «Российской газеты» или «Парламентской газеты» в качестве источника официального опубликования указываются даты всех номеров газет, в которых был опубликован текст законодательного акта:

В статье 10 Федерального закона от……. № …. «О. ……….» (Собрание законодательства Российской Федерации, . № . ст. . ) слова «(слова указываются в именительном падеже единственного или мно­жественного числа)» в соответствующем падеже заменить словами «(слова указываются в именительном падеже единственного или мно­жественного числа)» в соответствующем падеже.

Если в наименовании и тексте законодательного акта слово «РСФСР» было заменено словами «Российская Федерация», то в обязательном порядке (дополнительно к указанным в пунктах 37 — 42 настоящих Методических рекомендаций источникам) указывается источник официального опубликования того законодательного акта, которым была произведена такая замена.

Как правильно писать пункт часть статья

Подготовка и внесение законопроекта, предусматривающего новое правовое регулирование, и законопроекта о внесении соответствующих изменений в законодательные акты Российской Федерации осуществляются либо одновременно (так называемое пакетное внесение), либо (при необходимости внесения значительных изменений) с минимальным перерывом во времени. Несвоевременное приведение законодательных актов в соответствие с установленным новым правовым регулированием, то есть существенный перерыв во времени между установлением нового правового регулирования и внесением в связи с этим необходимых изменений в законодательные акты Российской Федерации, приводит к тому, что при наличии нескольких взаимоисключающих норм правоприменитель вынужден определять, какую из данных норм следует использовать, иными словами, возможно толкование законодательства в пользу конкретного правоприменителя.

Несмотря на то что в соответствии с правилами пункта 9 настоящих Методических рекомендаций арабская цифра с точкой должна обозначать часть статьи, а арабская цифра с закрывающей круглой скобкой — пункт части статьи, при внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» или при признании утратившими силу структурных единиц данного законодательного акта необходимо использовать те обозначения, которые уже существуют в данном законодательном акте. Аналогичным образом следует поступать и с внесением изменений в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а также при признании утратившими силу его структурных единиц. Хотя арабская цифра с точкой обозначает в данном Федеральном законе часть статьи, номер части статьи при ссылке на нее прописывается словом («в соответствии с частью первой»). Если не следовать указанному правилу, путаница, от которой необходимо уйти, будет только усугубляться.

При признании утратившей силу статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» необходимо будет признать утратившими силу статью 40 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ, статью 1 Федерального закона от 30 июня 2008 года № 108-ФЗ и статью 1 Федерального закона от 2 июля 2010 года № 152-ФЗ.

Если приложение не может быть признано утратившим силу полностью, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только отдельные структурные единицы приложения. Пока не возникнет необходимость признать приложение полностью утратившим силу, признавать утратившей силу структурную единицу, которая утверждала приложение, нельзя.

При признании утратившим силу Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» необходимо будет признать утратившими силу статью 40 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ, статью 1 Федерального закона от 30 июня 2008 года № 108-ФЗ, статью 51 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 145-ФЗ, статью 8 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 164-ФЗ и статью 1 Федерального закона от 2 июля 2010 года № 152-ФЗ.

Почему же при ссылке на нормы ГК РФ традиционно применяются другие правила, чем при ссылке на АПК и ГПК РФ? И какие правила все-таки являются верными, когда статья делится на пункты или на части? Мы знаем, что в ГК РФ пункты, а в АПК и ГПК РФ части, но как понять как сделать правильную отсылку на иные законы? Каждый раз смотреть, как делают ссылки судьи в судебных актах или законодатель, внося в закон изменения, слишком долго и неудобно.

При этом надо сказать, в судебных решениях ссылки на ГК РФ тоже делаются по разному. Например, в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022 по делу N А43-24096/2010 сделана ссылка на пункт 3 части 1 статьи 387 ГК РФ. Ссылка сделана верна с точки зрения указанных выше рекомендаций, но в соответствии с устоявшимися традициями правильно отсылка будет звучать подпункт 3 пункта 1 статьи 387 ГК РФ.

Есть Методические рекомендации Госдумы. В них сказано, что статьи закона должны делится на части, номер части пишется через точку, а части делятся на пункты с номером и скобкой. Но для «старых» законов даже при изменениях используется структура, которая имеется в таком законе.

Кроме того, есть еще законы, где составные части статьи не нумеруются. Например, так построен Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности». Технически это очень не удобно, т.к. чтобы дать ссылку на составную часть статьи приходится отсчитывать абзацы, а например, в ст. 11 указанного закона их целых 17.

P.S. Кстати, в спс Консультант плюс тоже путаница. Напротив статей там есть синие квадратики со значком i. Если наводишь мышкой к этому квадратику, то появляется надпись, например: «Дополнительная информация к «Пункт 1». Так вот, в УК почему-то используется «пункт», хотя там на самом деле части. В других законах тоже ошибки встречал.

Как правильно писать пункт часть статья

Сб. по вопросам уголовного процесса — Сборник постановлений Пленума и определений коллегий Верховного Суда СССР по вопросам уголовного процесса. 1946 — 1962. М., 1Сб. пост. и опред. ВС РСФСР. 1964 — Сборник постановлений Пленума, Президиума и определений Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР. 1961 — 1963. М., 1Сб. пост. и опред.

Согласно документу, который называется «Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов» (направлены письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18.11.2003 N вн2-18/490) правильной является система, которая применяется в ГПК и АПК РФ. Однако указанный документ не является правовым актом и имеет лишь силу рекомендаций.

Иногда кажется, что такого рода «нюансы» могут выступать своеобразным маркером (правда, более тонким, чем, например, способ обращения к судье в процессе) знатока — подобно тому, как знание исключений из языковых правил надежно маркирует грамотного человека от что-то знающего о языке. Нужно ли такое маркирование — отдельный вопрос.

Судебная практика к УПК — Судебная практика к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева и В.М. Божьева.
Одна из трудностей, возникающая при заполнении трудовой книжки, — правильность формулирования причины увольнения работника.

Или вопрос был о том, как принято сокращать «подпункт»: «подп.» или «пп.»? Оба варианта используются. Моя проверка в базе данных нормативных актов показала, что из них более популярен второй вариант, но ещё чаще (в текстах законов — практически везде) законодатель вообще не сокращает это слово.

РАЗДЕЛЫ, ПОДРАЗДЕЛЫ, ПУНКТЫ, ПОДПУНКТЫ

4) СТО ЮУрГУ 21-2008 Стандарт организации. Система управления качеством образовательных процессов. Курсовая и выпускная квалификационная работа. Требования к содержанию и оформлению / составители: Т.И. Парубочая, Н.В. Сырейщикова, А.Е. Шевелев, Е.В. Шевелева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. – 55 с.

Таблицы, за исключением помещенных в приложениях, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией или в пределах раздела. В последнем случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например, «Таблица 1.1». Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией в пределах одного приложения с указанием его обозначения. Например, первая таблица приложения Г будет иметь номер «Таблица П.Г.1».

Параметры оформления текста печатной работы: междустрочный интервал – полуторный без увеличивающего или уменьшающего коэфффициента; выравнивание текста – по ширине страницы; абзацный отступ – 0,7 см. Не допускается создание дополнительных междустрочных интервалов в тексте работы, не предусмотренных настоящими требованиями к оформлению.

В пределах одной работы для однотипных перечислений можно использовать только один из этих способов (например, только цифру со скобкой). Для сложных перечислений рекомендуется использовать комбинацию с указанным выше приоритетом: сначала цифры, затем буквы, затем тире.

Слово «Рисунок» с номером иллюстрации, например, «Рисунок 1.1», и, через среднее тире – его наименование, набирают шрифтом Times New Roman размером 14 пт с полуторным межстрочным интервалом и располагают под ри­сунком с выравниванием по цен­тру. В качестве примера иллюстрации на рисунке 6.1 приведена круговая диаграмма структуры поступления денежных средств по текущим операциям по данным таблицы 5.3.

Как правильно пункт или часть статьи закона

Вопрос на первый взгляд банальный, но вызвал сомнения. Как известно, в основном всегда при ссылках на нормы закона используется указание: пункт, часть, статья — в такой последовательности. Недавно столкнулись с тем, что при проверке контролирующими органами приказа по форме т-8, формулировка была исправлена ими на последовательность в другом порядке, т.е. сначала указывалась статья, по которой уволен работник, потом часть, и затем пункт. Как правильно в приказе Т-8 указывать п.ч.ст. или ст. ч.п.?

В таком же порядке в силу пункта 2 статьи 32 Федерального закона N 173-ФЗ определяется ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости лицам, указанным в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 данного Федерального закона. Начиная с 1 января 2013 года этот период ежегодно (с 1 января соответствующего года) увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного статьей 7 Федерального закона N173-ФЗ (для мужчин и женщин соответственно) (абзац третий пункта 5 статьи 30, пункт 2 статьи 32 Федерального закона N 173-ФЗ);

б) расчетный пенсионный капитал, т.е. учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу указанного Федерального закона, является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии (абзац четвертый статьи 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

5. Конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 и подпунктах 7-13 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

В таком же порядке (т.е. относительно исчисления расчетного пенсионного капитала) в силу пункта 2 статьи 32 Федерального закона N 173-ФЗ определяется ожидаемый период выплаты, (который определяет его (ПК) величину– от себя). Но пункт 2 статьи 32 Федерального закона гласит совсем другое:

Во-первых, названные Методические рекомендации (к которым в 2013 г. Аппаратом ГД ФС РФ разработаны комментарии) применяются к законопроектам лишь с конца 2003 г. До этого момента единообразных рекомендаций не существовало, поэтому мы можем наблюдать такую путаницу, когда работаем с текстами кодексов, некоторые из которых принимались до 2003 г.

Н есмотря на кажущуюся простоту, данный вопрос порой вызывает неоднозначные ответы со стороны студентов юридических факультетов и тех, кто в свое время обошел его стороной. Для устранения данного пробела предлагаем детальнее разобрать «Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов» (направлены письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18.11.2003 г. № вн2-18/490).

Сперва постараемся объяснить, откуда же взялась данная путаница. Если мы откроем Конституцию Российской Федерации, то выяснится, что в данном нормативном правовом акте статьи делятся на части, а в Гражданском кодексе РФ статьи делятся на пункты, а те – на подпункты, в Уголовном кодексе РФ – на части и пункты, а в Семейном кодексе РФ – на пункты и части. Почему так?

Во-вторых, иногда высказывается точка зрения о том, что ГК РФ и НК РФ не являются нормативными актами в собственном смысле слова, поскольку представляют из себя несколько таковых актов, именуемых частями. Поскольку часть как структурная единица закона уже была задействована, то законодатель во избежание повторений использовать структурные единицы с другими названиями.

Всех правил не сформулируешь, все тексты не прочтешь, всю правку не внесешь

В юридической практике, по моим наблюдениям, встречается два подхода к конструированию ссылок:
1) «согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 6 закона. » (восхождение от нижнего уровня к верхнему);
2) «согласно ст. 6, п. 2, подп. 1 закона. » (спуск от верхнего уровня к нижнему, обычно в этом случае пишут только с сокращениями).

Оба они применяются. Второй, конечно, более логичен и удобен при поиске нужного места в законе во время работы с документом, но зато первый, на мой взгляд, легче читается и воспринимается на слух. Впрочем, как мне кажется, подавляющее большинство юристов о таких мелочах даже не задумываются. Законодатель преимущественно использует первый подход.

Или вопрос был о том, как принято сокращать «подпункт»: «подп.» или «пп.»? Оба варианта используются. Моя проверка в базе данных нормативных актов показала, что из них более популярен второй вариант, но ещё чаще (в текстах законов — практически везде) законодатель вообще не сокращает это слово.

Добрый день! Есть такое предложение: Нормы этого подпункт а распространяются также на первую продажу дачных или садовых домов, а также любых других объектов собственности, зарегистрированных согласно законодательству как жилье (жилой фонд). Подскажите, пожалуйста, с точки зрения грамматики: относится ли причастный оборот «зарегистрированных согласно законодательству как жилье (жилой фонд)» только к любым другим объектам собственности или и к садовым домам тоже?

Спасибо! Грамматика – эта вся система способов словообразования, морфологических категорий и синтаксических конструкций языка. А Вас, вероятно, интересует, сколько всего существует правил правописания (иными словами, грамматика – это то, как слово изменяется, правописание – это то, как слово пишется). Точное число назвать затруднительно, потому что непонятно, как считать: где проходит граница между правилами и подпункт ами правил? Но какие-то цифры можно назвать. Полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации», подготовленный Орфографической комиссией РАН, содержит 219 параграфов в части «Орфография» и 167 параграфов в части «Пунктуация». Ориентируясь на эти цифры, можно сказать, что в русском языке около 400 правил правописания, причем некоторые из них содержат исключения, некоторые не содержат.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, в каком месте необходимо поставить точку, если документ строится так: 1. Дополнить пункт 1.2 подпункт ом 1.2.3 в следующей редакции: «Здесь текст из нескольких предложений официально-делового стиля (здесь точка) » (или здесь) Точка ставится перед кавычками или после них, если в положение нам надо внести этот пункт точно так, как он представлен в приказе?

Повтор в сокращении слов статьи и подпункт ы не нужен (ст. 285, 286, 290, 291; подп. 2, 4), слово пункты сокращается с удвоением: пп. 1, 2, 3. Процитируем «Справочник издателя и автора» А. Мильчина и Л. Чельцовой. «Меняют форму во мн. ч.: 1. Часть однобуквенных графических сокращений: они удваиваются, благодаря чему читатель не испытывает затруднений при чтении. Напр.: в 1976–1980 гг. (читателю не нужно думать, мн. или ед. ч. слова год здесь употреблено – сразу видно, что множественное), XIX–XX вв., пп. 1, 5 и 6. Примечание. Следует отметить тенденцию к уменьшению числа однобуквенных сокращений, меняющих форму во мн. ч. Особенно это характерно для текстов, не рассчитанных на чтение вслух или мысленное проговаривание, т. е. читаемых только глазами, напр.: для библиогр. описания, где когда-то тома и листы писались в форме тт., лл., а теперь принята форма т. и л. независимо от числа».

Вопросы: После каждого пункта (после указания времени) есть ли точка? Допустимо ли ее отсутствие?
в данном случае подпункт ы с тире (или другим символом — стрелка, нарисованная точка и т.д.) нужна ли точка с запятой или точка (если это смешанное перечисление, в некоторых пунктах — законченное предложение, в некоторых — словосочетание), возможно ли оформление без них?

3. Методы испытаний ( третий раздел )
3.1. Аппараты, материалы и реактивы ( первый подраздел третьего раздела )
3.1.1. (пункт первого подраздела третьего раздела документа )
3.2. Подготовка к испытанию ( второй подраздел третьего раздела )
3.2.1. (пункты второго подраздела третьего раздела документа)
3.2.2. .
3.2.2.1. (подпункты второго подраздела третьего раздела документа )
3.2.2.2. .
3.2.3. (пункты второго подраздела третьего раздела документа )

Точку в конце заголовка, вынесенного в отдельную строку, не ставят . После заголовка в подбор с текстом точка необходима. Остальные знаки препинания (многоточие, восклицательный, вопросительный знаки) сохраняются. В заголовке из двух самостоятельных, синтаксически не связанных предложений между ними ставят точку, а в конце, по общему правилу, точку опускают.

Текст документа при его значительном объёме требует деления на более мелкие логически связанные структурные элементы. Для научных и технических текстов, текстов документов такими элементами могут быть: разделы, подразделы, пункты, подпункты, части, главы, параграфы и пр. Рубрикация – это система заголовков документа и возглавляемых ими подразделов (рубрик), выражающая логическую или иную связь и соподчиненность обозначаемых ими частей текста (разделов, глав, параграфов и т. п.).

Если текст документа подразделяется только на пункты, они нумеруются порядковыми номерами в пределах документа. Пункты при необходимости могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 4.2.1.1, 4.2.1.2, 4.2.1.3 и т. д.

Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки (требование ГОСТ 2.105-95) и записанные с абзацевого отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится (см. Примечание )

Приведенный перечень включает практически все используемые в настоящее время структурные элементы. Однако он все же не является исчерпывающим. Использование некоторых структурных элементов, например, сносок к заголовкам или тексту правового акта следует считать нежелательным.
Такой структурный элемент, как примечание к статье (пункту), может употребляться только в строго ограниченных случаях (например, в статьях уголовных кодексов).
Наиболее употребительными элементами правового акта являются статья (пункт) и глава.
Иерархия (соотношение) структурных элементов правового акта должна быть следующей.
Статьи (пункты) правового акта могут объединяться в главы. Главы в необходимых случаях могут включать параграфы, состоящие из статей (пунктов). Главы могут объединяться в разделы. Разделы в необходимых случаях могут включать подразделы, состоящие из глав. Разделы кодекса, иного значительного по объему кодифицированного правового акта могут объединяться в части. Части, разделы, подразделы, главы, параграфы правового акта должны включать в себя, как правило, не менее двух структурных элементов текста следующего за ними уровня.
Структурные элементы содержательной части правового акта, за исключением части статьи (пункта), а также абзаца, имеют заголовочную часть, состоящую в общем случае из обозначения вида структурного элемента (раздел, глава, статья и т.п.), порядкового номера структурного элемента и заголовка структурного элемента.
В отдельных случаях заголовочная часть состоит только из обозначения вида структурного элемента и его порядкового номера либо только из порядкового номера (как, например, в случае с пунктом или подпунктом).
Крайне нежелательно использование в качестве заголовочной части структурного элемента только заголовка (без обозначения вида структурного элемента и его порядкового номера). Такие структурные элементы не имеют четко выраженного места в иерархии структурных элементов, и на них сложно ссылаться.
Преамбула правового актасодержит разъяснение мотивов и целей его издания, а в необходимых случаях юридическое обоснование издания акта с указанием соответствующих правовых актов. Включение в преамбулу нормативных положений не допускается. Преамбула не имеет заголовка и обозначения в виде слова «Преамбула». Преамбула может состоять из абзацев.
В указах, постановлениях, иных подобных первичных правовых актах преамбула, как правило, завершается постановляющей фразой или же целиком состоит из постановляющей фразы, например: «Правительство Нижегородской области постановляет: . ». М.В.Зеленов называет такие фразы формулярами или формулами. 1 В постановляющей фразе слово «постановляет» следует выделять разрядкой и завершать двоеточием. Выделение слова «постановляет» путем его подчеркивания, написания прописными буквами, жирным шрифтом или с абзацного отступа нежелательно.
Часть правового акта— наиболее крупный структурный элемент, использующийся только в больших по объему систематизированных нормативных правовых актах типа кодекса. Как правило, кодексы имеют две части (общую и особенную), а иногда и третью (заключительную). Части подразделяются на разделы.
В случае принятия кодекса по частям частью называется весь принимаемый единовременно крупный фрагмент кодекса, составляющий весь текст соответствующего закона. При этом часть такого рода может и не подразделяться на разделы.

Раздел правового актачаще всего подразделяется на главы. Однако в необходимых случаях раздел может включать подразделы, состоящие из глав. Разделы используются в крупных по размеру правовых актах.
Заголовочная часть раздела состоит из обозначения вида структурного элемента без сокращения, порядкового номера раздела и его заголовка, например: «Раздел 1. Общие положения».
Подраздел правового актав качестве структурного элемента используется довольно редко.
Необходимость в подразделе возникает в случаях, когда в крупном разделе нормативный материал тематически распределяется на два или более достаточно больших фрагмента, которые в свою очередь тематически делятся на относительно большие элементы. В таких случаях раздел делится на подразделы, а последние — на главы.
Заголовочная часть подраздела состоит из обозначения вида структурного элемента без сокращения, порядкового номера подраздела и его заголовка, например: «Подраздел 1. Основные положения».
Глава правового актаотносится к числу самых распространенных структурных элементов. Большинство более или менее крупных законов состоят из глав. Главы, как правило, делятся на статьи. В некоторых случаях главы состоят из параграфов, подразделенных на статьи.
Заголовочная часть главы состоит из обозначения вида структурного элемента без сокращения, порядкового номера главы и ее заголовка, например: «Глава 7. Заключительные положения».
Параграф правового актав отличие от главы в качестве структурного элемента нормативного правового акта используется редко (хотя, пожалуй, именно параграф является символом юридического текста).
Заголовочная часть параграфа состоит из обозначения вида структурного элемента словом без сокращения или символом «§», порядкового номера параграфа и его заголовка, например: «Параграф 1. Принятие законов референдумом» или «§ 1. Принятие законов референдумом».
Статья (пункт) правового актаявляется основным первичным структурным элементом правового акта, из которого формируются более крупные структурные элементы. С наименованием «статья» рассматриваемый структурный элемент используется в законах, а с наименованием «пункт» — в других правовых актах за редким исключением.
К последним относится, например, Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, который, не являясь законом, имеет статьи, а не пункты.
Статья (пункт) правового акта содержит как минимум одно нормативное (или ненормативное) положение (предписание). Статья может включать пункты. Статья правового акта, не разделенная на пункты, может состоять из одного абзаца текста или из частей и подпунктов.
Заголовочная часть статьи состоит из обозначения вида структурного элемента без сокращения порядкового номера статьи и ее заголовка. В отдельных случаях заголовок статьи отсутствует. Заголовочная часть пункта, как правило, состоит из его порядкового номера (без указания вида структурного элемента и заголовка).
Пункт статьи правового актаявляется сравнительно новым структурным элементом нормативного правового акта. Деление статей законов на пункты вошло в законодательную практику СССР и РСФСР примерно с начала девяностых годов XX века.
Пункты статьи образуются не менее чем одним начинающимся с абзацного отступа предложением и нумеруются в пределах данной статьи арабскими цифрами с точкой (без включения в порядковый номер пункта статьи порядкового номера данной статьи). Пункты статьи не имеют заголовков и обозначений вида структурного элемента.
К сожалению, рассматриваемые структурные элементы не имеют однозначного устойчивого наименования. В Конституции Российской Федерации, в некоторых других законах они именуются частями. Однако в подавляющем большинстве федеральных и региональных законов эти структурные элементы обозначаются все же как пункты. Именно это наименование и следует считать предпочтительным (тем более что имеется и другой структурный элемент статьи, именуемый частью).
Делить статьи на пункты желательно, особенно в тех случаях, когда статья включает значительное количество нормативных положений. Пункты статьи могут состоять из частей и подпунктов. В таких случаях пункт статьи текстуально состоит из двух и более абзацев.
Часть статьи (пункта) правового акта, часть пункта статьи правового актаобразуются одним абзацем или несколькими абзацами одного предложения и не имеют порядковых номеров.
Часть статьи (пункта), часть пункта статьи правового акта могут состоять из одного абзаца или нескольких абзацев текста, а также из подпунктов.
Подпункты статьи или пункта, (а также пункта статьи, части статьи или пункта, части пункта статьи) правового актаобразуются абзацами одного предложения, отделяемыми друг от друга точкой с запятой и пронумерованными в пределах этого предложения арабскими цифрами со скобкой справа без точки. Нумерация подпунктов буквами (например, а), б), в) и т.д.) нежелательна.
Абзац текста правового акта —любой фрагмент текста правового акта, заключенный между абзацным отступом (красной строкой) и окончанием предложения либо другим абзацным отступом.
Чаще всего абзацами образуются ранее рассмотренные структурные элементы, имеющие специальные наименования: статья (пункт), пункт статьи, часть статьи, подпункт. Однако в ряде случаев отдельно взятый абзац может не иметь специального наименования, например, в случае, когда статья образована несколькими непронумерованными абзацами одного предложения, отделяемыми друг от друга точкой с запятой (такую форму имеют перечни и перечисления). Именно в этих случаях абзац выступает в качестве структурного элемента и ссылку на такой «безымянный» абзац в нормативных правовых актах следует обозначать словом «абзац» (без сокращения).
Разделы, подразделы, главы, параграфы, статьи (пункты) правового акта должны, а части правового акта могут иметь порядковые номера.
Порядковые номера структурных элементов текста правового акта проставляются арабскими цифрами. Использование для нумерации структурных элементов римских цифр и букв в принципе возможно, но нецелесообразно, так как римские цифры более сложны для восприятия и воспроизведения в печатном виде, а буквы неудобны для нумерации пунктов (подпунктов), количество которых превышает число букв, а также при ссылках на пункты и подпункты, так как требуют заключения в кавычки. Статьи (пункты) правового акта должны иметь сквозную нумерацию в пределах всего правового акта.
Новым статьям (пунктам) правового акта, которыми дополняется ранее принятый правовой акт, целесообразно присваивать номера, состоящие из номера статьи (пункта), после которой располагаются новые статьи (пункты), и присоединенных через дефис дополнительных порядковых номеров начиная с первого.
Такой способ более удобен, чем широко практиковавшийся ранее способ, при котором к старой статье добавлялся значок « 1 » (прим) и т.д.
По вполне понятным причинам совершенно недопустимым стоит считать своеобразный способ внесения изменений в правовые акты, используемый в технико-юридической практике органов власти Нижегородской области, когда, например, совместным постановлением Правительства Нижегородской области и ОБЛСОВПРОФа от 18 июня 2002 года № 133/01/235-А-208 раздел 2 Соглашения между вышеуказанными организациями дополняется пунктом 2.7, в то время как пункты 2.7 — 2.18 предлагается считать соответственно пунктами 2.8 -2.19.
Такой подход к изменению правовых актов мог быть уместен сто или двести лет назад.
Приведем здесь высказывание известного в свое время юриста С.Е.Десницкого, который в 1768 году (!) отмечал: «. в Британии и других европейских государствах [. ] ежегодно вновь законы делают, старые дополняют, поправляют и уничтожают [. ] от чего все в законах сделалось столько обширно и неудобно для общего всех знания, что ныне нарочитые искусные люди на то везде в правлениях требуются.» 1
Вернемся, впрочем, в нынешние времена. Новым статьям (пунктам), включаемым в правовой акт после его последней статьи (пункта), присваиваются номера, следующие за номером последней статьи. Аналогичным способом присваиваются номера другим новым структурным элементам текста правового акта.
Структурные элементы текста правового акта, как правило, должны иметь заголовки, если иное не следует из устойчивых традиций и особенностей правового акта. Так, структурные элементы текста статьи (пункта) правового акта традиционно не имеют заголовков.
Могут, в частности, не иметь заголовков:

Как правильно писать пункт часть статья

В методических указаниях представлены основные требования, предъявляемые к оформлению всех видов печатных студенческих работ, включая реферат по учебной дисциплине, расчётно-графическую работу, курсовую работу, курсовой проект, выпускную квалификационную работу бакалавра и магистра, отчёты НИР и по всем видам практик и др.

Иногда кажется, что такого рода «нюансы» могут выступать своеобразным маркером (правда, более тонким, чем, например, способ обращения к судье в процессе) знатока — подобно тому, как знание исключений из языковых правил надежно маркирует грамотного человека от что-то знающего о языке. Нужно ли такое маркирование — отдельный вопрос.

Согласно документу, который называется «Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов» (направлены письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18.11.2003 N вн2-18/490) правильной является система, которая применяется в ГПК и АПК РФ. Однако указанный документ не является правовым актом и имеет лишь силу рекомендаций.

Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов на подразделы, глав на параграфы.
Абзац нормативного правового акта — часть текста, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. Абзацы, как правило, заканчиваются точкой с запятой, кроме первого абзаца соответствующего структурного элемента, который заканчивается двоеточием, и последнего абзаца, который заканчивается точкой.

Или вопрос был о том, как принято сокращать «подпункт»: «подп.» или «пп.»? Оба варианта используются. Моя проверка в базе данных нормативных актов показала, что из них более популярен второй вариант, но ещё чаще (в текстах законов — практически везде) законодатель вообще не сокращает это слово.

РАЗДЕЛЫ, ПОДРАЗДЕЛЫ, ПУНКТЫ, ПОДПУНКТЫ

4) СТО ЮУрГУ 21-2008 Стандарт организации. Система управления качеством образовательных процессов. Курсовая и выпускная квалификационная работа. Требования к содержанию и оформлению / составители: Т.И. Парубочая, Н.В. Сырейщикова, А.Е. Шевелев, Е.В. Шевелева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. – 55 с.

Перечислению должна предшествовать ссылка на него, по окончании которой ставится двоеточие. Соответственно, текст каждого пункта перечисления следует начинасть со строчной буквы. После каждого пункта перечисления, кроме последнего, ставится точка с запятой.

Если название таблицы не помещается в одну строку, то его продолжение на следующей строке должно быть расположено под началом названия таблицы. Перенос слов в заголовках таблиц не допускается, предлоги и союзы в многострочном заголовке нельзя оставлять в предыдущей строке. Текст заголовка таблицы выполняется через полуторный междустрочный интервал шрифтом Times New Roman размером 14 пт. Текст содержания таблицы выполняется через одинарный междустрочный интервал шрифтом Times New Roman размером 12 пт без абзацного отступа.

Печатная работа студента должна быть выполнена с использованием принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4(21×29,7 см). Параметры страницы: левое поле – 2,5 см, правое поле – 1 см, верхнее поле – 2 см, нижнее поле – 2,6 см, расстояние от края листа до нижнего колонтитула, т. е. до номера страницы – 2 см. Ориентация листа – книжная. Отдельные листы с таблицами и рисунками могут быть альбомной ориентации.

Печатная работа студента является промежуточным (реферат) или заключительным (расчетно-графическая работа, курсовая работа, курсовой проект, отчет по НИР) этапом освоения отдельной учебной дисциплины или всего процесса обучения студента в высшем учебном заведении (выпускная квалификационная работа, диссертация).

P.S. Кстати, в спс Консультант плюс тоже путаница. Напротив статей там есть синие квадратики со значком i. Если наводишь мышкой к этому квадратику, то появляется надпись, например: «Дополнительная информация к «Пункт 1». Так вот, в УК почему-то используется «пункт», хотя там на самом деле части. В других законах тоже ошибки встречал.

Кроме того, есть еще законы, где составные части статьи не нумеруются. Например, так построен Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности». Технически это очень не удобно, т.к. чтобы дать ссылку на составную часть статьи приходится отсчитывать абзацы, а например, в ст. 11 указанного закона их целых 17.

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах — статья

Почему же при ссылке на нормы РФ традиционно применяются другие правила, чем при ссылке на АПК и ГПК РФ? И какие правила все-таки являются верными, когда статья делится на пункты или на части? Мы знаем, что в РФ пункты, а в АПК и ГПК РФ части, но как понять как сделать правильную отсылку на иные законы? Каждый раз смотреть, как делают ссылки судьи в судебных актах или законодатель, внося в закон изменения, слишком долго и неудобно.

При написании контрольной, курсовой или дипломной работы по праву необходимо сделать правильное библиографическое описание кодексов, присутствующих в списке литературы. Кодексы в списке литературы присутствуют в абсолютном большинстве юридических работ. Кодексы в списке литературы оформляются по ГОСТу, либо в соответствии с требованиями методических рекомендаций, предоставляемых в учебном заведении.

  • Каждой статье присваивается уникальный код УДК. Его можно получить самостоятельно на официальном сайте Информационно-интеллектуального центра Научной библиотеки.
  • Заголовок пишется на русском и английском языках, без сокращений и аббревиатур.
  • Аннотация составляется на русском и английском. Рекомендуемый объем 150-300 слов.
  • Ключевые слова пишутся на 2-х языках (русском, английском).
  • В библиографию нельзя включать источники без авторства. Ссылки на такие материалы размещаются в тексте статьи.
  • Некоторые издания требуют приложить к работе рецензии (научного руководителя, компетентного специалиста по теме исследования). В рецензии обязательно указывать ФИО рецензента, место работы, должность, научную степень и звание.
  1. УДК (система кодировки, позволяющая легко найти публикацию в любой базе, библиотеке)
  2. Заголовок.
  3. Информация об авторе (на русском и английском языках).
  4. Аннотация.
  5. Ключевые слова.
  6. Основная часть (введение, описание исследования, заключение).
  7. Список литературы.
  8. Приложения.
  • Каждый материал готовится на отдельной странице.
  • Нумерация страниц приложений продолжает нумерацию остальной работы.
  • Каждое приложение имеет номер. Нумерация разрешается: арабскими цифрами, буквами латинского алфавита (кроме I,O), кириллицы (кроме Й, Ы, Ю, Ъ, Ь).
  • Над таблицей указывается номер, название.
  • В номере используются только арабские цифры.
  • Название кратко отображает содержание.
  • Размер и структура зависят от представленных в ней данных.
  • Ссылка на таблицу размещается в тексте перед ней.

Студенты, аспиранты, соискатели и научные работники время от времени сталкиваются с необходимостью публикации научной статьи в печатных и электронных изданиях ВАК, РИНЦ. Обязательным условием публикации является соблюдение ГОСТов и требований журналов, предъявляемых к научным текстам. Неправильно оформленную статью редакция обязательно отправит на доработку или отклонит, независимо от ее научной ценности.

Сперва постараемся объяснить, откуда же взялась данная путаница. Если мы откроем Конституцию Российской Федерации, то выяснится, что в данном нормативном правовом акте статьи делятся на части, а в Гражданском кодексе РФ статьи делятся на пункты, а те – на подпункты, в Уголовном кодексе РФ – на части и пункты, а в Семейном кодексе РФ – на пункты и части. Почему так?

Во-первых, названные Методические рекомендации (к которым в 2013 г. Аппаратом ГД ФС РФ разработаны комментарии) применяются к законопроектам лишь с конца 2003 г. До этого момента единообразных рекомендаций не существовало, поэтому мы можем наблюдать такую путаницу, когда работаем с текстами кодексов, некоторые из которых принимались до 2003 г.

Н есмотря на кажущуюся простоту, данный вопрос порой вызывает неоднозначные ответы со стороны студентов юридических факультетов и тех, кто в свое время обошел его стороной. Для устранения данного пробела предлагаем детальнее разобрать «Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов» (направлены письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18.11.2003 г. № вн2-18/490).

Во-вторых, иногда высказывается точка зрения о том, что ГК РФ и НК РФ не являются нормативными актами в собственном смысле слова, поскольку представляют из себя несколько таковых актов, именуемых частями. Поскольку часть как структурная единица закона уже была задействована, то законодатель во избежание повторений использовать структурные единицы с другими названиями.

Рекомендуем прочесть:  Заявление На Страховую Выплату Согаз Смерть