Меры предпринимаемые государством для экологической безопасности страны

— разрабатывать и реализовать федеральные, региональные, корпоративные, отраслевые и иные программы по переработке (обезвреживанию, утилизации) отходов производства и потребления; разрабатывать и внедрять общедоступные базы данных, содержащие сведения о технологиях переработки (обезвреживания, утилизации) отходов производства и потребления для использования в конкретных видах работ;

— разработать программы адаптации к изменению климата отраслей экономики, природных объектов, отдельных территорий на федеральном, региональном и муниципальных уровнях, а также на уровне корпораций, производственных структур и объединений, предусмотрев для их реализации средства бюджетов всех уровней, а также средства бизнес-структур, производственных объединений и предприятий.

— разрабатывать и внедрять на предприятиях различных отраслей экономики энергоэффективные (энергосберегающие) и ресурсосберегающие технологии, исключающие или минимизирующие негативное воздействие на окружающую среду по всем звеньям технологических цепочек;

— увеличить финансирование научно-исследовательских и внедренческих центров и комплексов, разрабатывающих технологии и оборудование по переработке (обезвреживанию) отходов, очистке сточных вод и газообразных выбросов, ликвидации объектов прошлого (накопленного) экологического ущерба, расширив тем самым возможности для привлечения в природоохранную индустрию наиболее квалифицированных российских и зарубежных специалистов;

— совершенствовать транспортные схемы городских агломераций, осуществлять замену бензина и дизельного топлива в двигателях внутреннего сгорания на газ, переводить коммунальный и технологический транспорт на электрическую тягу, выводить из городских агломераций предприятия, которые не могут обеспечить допустимый уровень воздействия на окружающую среду;

Экологическая безопасность страны и государственное регулирование природопользования в Российской Федерации: органы и способы проведения

Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду проявляется прежде всего в процессе реализации соответствующих правовых предписаний. Управление выступает здесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.

Государственное регулирование экологопользования и охраны окружающей среды осуществляется через регулирование экономической и экологической систем РФ. Если регулирование экономической системы страны выражается в управленческих воздействиях государства преимущественно на воспроизводство новых систем экономических отношений, то регулирование экологической системы представляет собой совокупность необходимых мер для поддержания экологических систем и создания нормальных условий для их эффективного функционирования.

Принцип плановости государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды заключается в следующем: важнейшие мероприятия по регулированию экологопользования закрепляются в планах, которые после их утверждения обретают обязательную силу, а за результатами реализации в жизнь разработанных планов и программ должен осуществляться постоянный контроль.

Принцип комплексного (всестороннего) подхода в процессе государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды обусловлен объективным законом единства природы, всеобщей взаимосвязью происходящих в природе явлений. Он проявляется в том, что в рамках данного вида управления реализуются все вытекающие из законодательства функции, в сфере государственного управления оказываются все природопользователи, призванные выполнять экологические требования, при принятии административных решений принимаются во внимание все виды вредных воздействий на состояние природы, ведется их учет.

Принцип приоритета охраны окружающей природной среды предполагает также наличие двух основных сторон: требований охраны экологических систем решение должно приниматься, исходя из интересов сохранности экологических систем и использование одних природных объектов должно осуществляться не во вред другим природным объектам и окружающей среде в целом.

Экологическая безопасность и экологическое равновесие

Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков, и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администрации отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.

Если изменения выходят за рамки обычных для окружающей среды нормативов, возникает нарушение экологического равновесия. Его результат – резкое сокращение одних видов и размножение других. Пример экологической катастрофы: история с истреблением воробьев в Китае или размножением кроликов в Австралии. Неграмотное вмешательство человека в этих случаях привело к гибели рек, исчезновению многих видов животных.

Экологическая безопасность касается промышленности, сельского и коммунального хозяйства, сферы услуг, области международных отношений. Иными словами, экологическая безопасность прочно входит в нашу жизнь, и ее важность и актуальность возрастает год от года.

Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляются на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (объединенная Европа, союз африканских государств).

Человек все больше земель занимает под свою деятельность, вытесняя живые организмы с их привычных мест обитания.Развитие промышленности способствует истощению природных ресурсов, рост городов загрязняет атмосферу, природные водоемы.Нарушение экологического равновесия в местах проживания, считают некоторые ученые, может стать настоящим «концом света». Их пример: Аральское море, которое в результате человеческой деятельности из четвертого по величине водоема в мире превратилось в зловонный коллектор сточных вод.

Экологическая безопасность государства: современное состояние и перспективы укрепления

Одними из ключевых общественно значимых благ, которые образуют материальную базу долгосрочного социально-экономического развития общества, являются природные ресурсы. Поэтому логичным видится предъявление требований по их рациональному использованию и воспроизводству, по обеспечению охраны окружающей среды. Все эти в комплексе образуют вопрос по обеспечению экологической безопасности государства, решение которого является для него одной из своих главных социальных, правовых функций.

  • совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды;
  • совершенствование институциональной системы обеспечения экологической безопасности государства;
  • развитие экологически чистых производств, содействие разработке (проведению соответствующих научных исследований) и внедрению экологически чистых технологий;
  • повышение эффективности осуществления контроля за соблюдением физическими и юридическими лицами законодательства в области охраны окружающей среды;
  • строительство и модернизация очистных сооружений;
  • создание отрасли промышленности по сбору и вторичной обработке твердых коммунальных отходов;
  • реализация комплекса мер по реабилитации территорий и акваторий, загрязнённых в результате хозяйственной или иной деятельности человека;
  • повышение у населения уровня экологической грамотности;
  • развитие сотрудничества с иностранными государствами и международными организациями в области охраны окружающей среды.

В устойчивую тенденцию превратился процесс ухудшения состояния земель и почв. Этому способствуют эрозия (ветровая и водная), подтопление и заболачивание земель, отсутствие практики их рекультвации, осолнцевание, засоление и переувлажнение почв. Кроме того, ежегодно образуются миллиарды тонн отходов производства и потребления, большая часть которых не вовлекается во вторичный хозяйственный оборот, а размещается на свалках и полигонах.

Главными источниками значительного негативного воздействия на городскую окружающую среду являются объекты промышленности, капитального строительства, транспорта, энергетики. В первую очередь, существенному загрязнению подвергается атмосферный воздух. Также неблагоприятной остается ситуация с качеством воды в водных объектах, поскольку в них ежедневно сбрасывают огромные объемы бытовых и промышленных сточных вод.

Эти органы необходимо выстроить в определенную систему, во главе которой должен стоять Президент (как глава государство), а также Правительство (как высший исполнительный орган). У них в подчинении должны находиться специализированные государственные органы (министерства, управления, агентства, службы и т.п.). Перечисленные субъекты в своей совокупности образуют систему, которая разрабатывает и реализует государственную экологическую политику. Одним из ее главных направлений является обеспечение экологической безопасности государства.

Меры уголовно-правового воздействия в системе обеспечения экологической безопасности страны*

С таких позиций, человек, находящийся в центре природы («венец творения», «царь природы»), обожествляющий собственную социальную организацию, может вести себя как угодно по отношению к природной среде. Естественным ограничителем остается только доброе пожелание «не плевать в колодец», да и то лишь потому, что может в последующем «пригодиться воды напиться».

Установление уголовной ответственности за загрязнение вод знаменует более высокий этап развития уголовно-правовой защиты экологических отношений, когда под охрану государства берутся не отдельные объекты-предметы природного мира и не отдельные территории, а элементы гидросферы планеты.

Рекомендуем прочесть:  Действует Ли Социальная Карта Москвича В Домодедово

Право призвано утверждать порядок при естественном (нормальном) течении общественной жизни. В случае нарушения этого течения необходимо вмешательство власти. Уголовное право (и уголовная репрессия) – только один, далеко не важнейший, из инструментов в руках властей. Устранение (а в идеале – предотвращение) возникших вредных последствий требует проведения множества разных мероприятий, среди которых наказание правонарушителей занимает далеко не самое важное место.

Разграничение ценностей общественного порядка и безопасности — непростая задача даже для законодателя, а тем более для общественного сознания. Поэтому и современное правовое (юридическое) понятие безопасности в отечественном законодательстве сформировалось сравнительно недавно (см. Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992г.) 1 В традиционном обществе поведение людей в тех и других кризисных ситуациях вполне регулировалось обычаями и приказами органов власти (должностных лиц). Конфликт и связанные с ним необходимые вмешательства органов власти в таком обществе – явления исключительные и редкие.

В индустриальную эпоху, когда конфликт становится естественным состоянием функционирования всех социальных институтов, на первое место выступают правовые механизмы упорядочения поведения субъектов и законодательное закрепление этих механизмов. Одновременно государство становится важнейшим и исключительным (суверенитет государственной власти) субъектом защиты ценностей цивилизованного общежития.

Какие меры предпринимают государства для соблюдения экологического

Безусловно, чтобы решить экологические проблемы и гарантировать гражданам право на благоприятную окружающую среду независимо от места проживания, не хватить дня, недели и даже года. Но шаг за шагом, поэтапно предпринимая соответствующие меры, можно повернуть ситуацию в нужное русло.

Граждан волнует проблема загрязнения воздуха или возникновения угрозы такого загрязнения. К сожалению, промышленные предприятия порой игнорируют требования санитарно-эпидемиологического законодательства, а контрольно-надзорные органы не проявляют принципиальности в данных вопросах.

  1. Уменьшение бытовых и производственных отходов. Особенно это остро касается пластиковой посуды. Ее постепенно заменяют на бумажную. Проводятся исследования по выведению бактерий, которые питаются пластиком.
  2. Очистка сточных вод. Для обеспечения различных отраслей деятельности человека ежегодно расходуются миллиарды кубических метров воды. Современные очистные сооружения позволяют очищать ее до природного состояния.
  3. Переход к чистым источникам энергии. Это означает постепенный отказ от атомной энергии, двигателей и печей, работающих на угле и нефтепродуктах. Использование природного газа, ветровой, солнечной энергии и гидроэлектростанций обеспечивает чистоту атмосферы. Использование биотоплива позволяет значительно снизить концентрацию вредных веществ в выхлопных газах.
  4. Охрана и восстановление земель и лесов. Проводится высаживание новых лесов в местах вырубок. Осуществляются мероприятия по осушению земель, защите их от эрозии.

И тут надо помнить, что наши легкие не растения, а фитопланктон(по расчётам 8/10 наших вдохов благодаря ему) благодаря ему, появилась жизнь на земле, кислород и атмосфера и как следствие биосфера, и по последним исследованием , из-за нарушение щелочно-кислотного баланса, вымерло около половины фитопланктона.

Экстренная посадка самолета компании «Урал», которая только благодаря мастерству пилотов не закончилась катастрофой, произошла именно по вине чаек, но это следствие, а какова причина? Несанкционированные свалки, полигоны твердых бытовых отходов, ненадлежащий сбор и вывоз мусора и прочее, добавьте к этому митинги граждан, пострадавших от работы полигонов («Ядрово», «Алексинский карьер», «Лесная» и «Съяново-1») и вывод напрашивается сам собой — свалки — прямой риск жизни и здоровью людей.

Третье направление — экологический бизнес — создание эффективного экологического сектора экономики. Этот сектор может включить в себя конкурентоспособный бизнес в области общего и специализированного машиностроения, экологического консалтинга. Роль государства состоит в формировании правил осуществления экологического аудита, требований к разработке технологий, создании условий для широкого внедрения экологического менеджмента, повышения информационной открытости промышленных предприятий в части их воздействия на окружающую среду и предпринимаемых мер по снижению негативного воздействия, организации мониторинга динамики экологических показателей экономики.

Цель экологической политики — значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств. Успешная реализация Россией программы экологического развития является важнейшим вкладом России в сохранение глобального биосферного потенциала и поддержание глобального экологического равновесия.

В целом уровень экологической нагрузки на российскую экономику пока значительно ниже, чем в развитых странах. Россия обладает колоссальными пространствами девственных территорий, запасами ресурсов пресной воды и леса. Вместе с тем на протяжении многих десятилетий в России формируются полюса экологического неблагополучия (и не только в европейской части), что негативно отражается на качестве жизни людей, их здоровье и продолжительности жизни.

Около 15 процентов территории России по экологическим показателям находятся в критическом или околокритическом состоянии. Отмечаются тенденции сокращения видового биологического разнообразия и изменения состояния окружающей среды на фоне потепления климата. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха проживает 56 процентов городского населения. Ситуация с качеством питьевой воды продолжает оставаться крайне неблагоприятной в первую очередь вследствие сбросов сточных вод в поверхностные водные объекты (более 40 процентов населения страны сталкивается с проблемой качества воды). Экономический подъем при сохранении современного уровня негативного воздействия и непринятии мер по сокращению накопленного экологического ущерба может привести к дальнейшему обострению экологических проблем.

Основу действий в этом направлении будут составлять новые методы территориального планирования, землепользования и застройки, учитывающие экологические ограничения. Следует создать такую систему особо охраняемых природных территорий, которая бы обеспечивала сохранение естественных экосистем во всех природно-климатических регионах страны, делая их центрами сохранения генетического фонда, инкубаторами восстановления исходного биоразнообразия.

Для широкого распространения рационального природопользования человечество активно начинает предпринимать коллективные меры, выражающиеся в сотрудничестве стран в области охраны окружающей среды. Во многих странах приобрели вес партии «зеленых» (Германия, Бельгия, Франция и др.). Созданы международные организации и учреждения, занимающиеся этой проблемой. Прежде всего, это ООН, в рамках которой координируются работы по различным экологическим программам. Наиболее важной стала программа ЮНЕП. Многие программы осуществляет организация ЮНЕСКО («Гидрологическое десятилетие», «Аридные зоны», «Международная биологическая программа», «Человек и биосфера»). Крупнейшей организацией по охране природы является Международный союз охраны природы (он объединяет более 60 стран и осуществляет проекты более чем в 120 странах).

Наряду с истощением ресурсов, загрязнение окружающей среды является частью экологической проблемы человечества. Экологическая проблема возникает при нерациональном природопользовании, когда нарушен «обмен веществ» между человеком и природой. Причем все возрастающее «давление» общества на природу усугубляет эту проблему, уничтожая способность природы к самовосстановлению. Экологические проблемы возникают и могут решаться как на локальном или региональном уровнях (загрязнение промышленных районов, городских агломераций, природных объектов), так и на глобальном уровне («парниковый эффект», разрушение озонового слоя, выпадение кислотных осадков).

б) участие и учёт законных интересов заинтересованных сторон в процедуре оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, включая стратегическую экологическую оценку, при разработке и утверждении проектов и программ, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду и здоровье населения;

а) формирование эффективной, конкурентоспособной и экологически ориентированной модели развития экономики, обеспечивающей наибольший эффект при сохранении природной среды, её рациональном использовании и минимизации негативного воздействия на окружающую среду;

а) предупреждение и сокращение образования отходов, их вовлечение в повторный хозяйственный оборот посредством максимально полного использования исходного сырья и материалов, предотвращения образования отходов в источнике их образования, сокращения объёмов образования и снижения уровня опасности отходов, использования образовавшихся отходов путём переработки, регенерации, рекуперации, рециклинга;

г) использование результатов экологического мониторинга при осуществлении мероприятий по охране окружающей среды, принятии решений о реализации намечаемой экономической и иной деятельности, осуществлении государственного экологического надзора, а также при составлении прогнозов социально- экономического развития.

Рекомендуем прочесть:  Какой Вред От Паров Битума

Предполагается принимать, в частности, следующие меры. Поэтапно исключить установление временных сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ. Обязательно проводить экологическую экспертизу по проектной документации опасных объектов. Усилить ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды. Увеличить объем строительства зданий и сооружений, сертифицированных в системе добровольной экологической сертификации.

Развитие нашего общества, научно-технический прогресс создают новые экологические проблемы, связанные с охраной окружающей природной среды и рациональным использованием природных ресурсов. Меняется техника, технология, условия жизни человека, требующие новых законов по охране природы. Поэтому развитие эколого-правовых норм — процесс непрерывный и неизбежный.

Такие природные объекты, как вода и воздух, находились в ведении нескольких ведомств одновременно. При этом, как правило, функции контроля за состоянием природной среды совмещались с функциями эксплуатации и использования природных объектов. Получалось, что министерство или ведомство от имени государства контролировало само себя. Общий координационный орган, который бы объединял природоохранную деятельность, отсутствовал. Понятно, что такая система управления и контроля порождала преступное отношение к природе, прежде всего, со стороны самих министерств и ведомств, а также подчиненных им крупных предприятий, которые являлись основными загрязнителями и разрушителями природной среды.

Реализации перечисленных направлений должно способствовать формирование эффективной системе органов государственного управления в области экологии и природопользования. Они должны рассматриваться в тесной взаимосвязи и объединяться механизмом управления в единую систему.

Однако, в рамках одного и того территориального пространства могут находиться ресурсы разного значения: республиканского, краевого, областного, муниципального ведения или же представляющие исключительную федеральную собственность. Это определяет объем представленных полномочий. Например, выдача разрешений на природопользование практически принадлежит всем органам управленческого уровня. Однако, каждый раз оно распространяется на те природные ресурсы, которые находятся соответственно в ведении Федерации, субъектов Федерации и местных органов.

Указанные в перечне вопросы и задачи призваны решать все управленческие структуры. Разграничение сферы деятельности их идет по двум направлениям: пространственному и ресурсовому. Согласно первому, представительные и исполнительные органы Федерации осуществляют указанные полномочия в масштабе всей территории России. Органы субъектов Федерации реализуют свои полномочия в границах, представляемых ими административно-территориальных образований (области, краев и т.д.). Так, утверждение основных направлений экологической политики, экологических программ различного уровня, оценка, мониторинг, контроль, охрана заповедных объектов, экологическое воспитание и образование являются предметом деятельности государственных органов и их уровней.

Понятие и содержание экологической безопасности

Россия — страна с наибольшей в мире территорией, богатым культурным наследием и огромным природным потенциалом. Вопреки сложностям во внутренней и внешней политике она остаётся важным игроком мировой экономики и международной политики. Концепция национальной безопасности направлена на сотрудничество страны с различными объединениями, финансовыми институтами и организациями, защищающими интересы человечества. Она предполагает участие РФ в решении многочисленных глобальных проблем, включая искоренение терроризма, сокращение арсеналов оружия, а также улучшения экологической обстановки.

Для этого ведётся работа над совершенствованием правовой базы, создаются новые стандарты в области строительства, производства и переработки отходов, а также выполняются научные изыскания. Государство также проводит экспертизы и аудиты объектов, несущих в себе угрозы экологической безопасности. Разрабатываются мероприятия по защите окружающей среды, создаются кадастры природных ресурсов, лесов, водоёмов, земель сельскохозяйственного назначения и других ценностей, а также отходов, складов опасных веществ и мест захоронения. Ведётся работа по пропаганде бережного отношения к окружающей среде, поддерживаются местные инициативе по сохранению и оздоровлению экологических систем. Ответственность за выполнение упомянутых задач возлагается как на представителей субъектов РФ, так и на органы местного самоуправления.

Кроме того, государство предлагает целевые программы, направленные на улучшение текущей обстановки и минимизацию возможного вреда. Они реализуются на федеральном, региональном, окружном или местном уровне. Документы, регламентирующие выполнение программных действий, содержат информацию о целях, этапах достижения и текущих задачах, а также о сроках и источниках финансирования. В настоящее время программы реализуются со следующими целями:

Субъектами экологической безопасности можно назвать все без исключения органы власти и управления — от местных советов и законодательных собраний до Президента и Правительства РФ. Кроме того, участие в сохранении природных богатств должны принимать отдельные граждане, сформированные ими общественные организации и предприятия независимо от их собственников. Иностранные граждане, пребывающие на территории страны, также обязаны соблюдать законодательство России в области экологической безопасности.

Главными субъектами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия можно назвать органы власти и управления в Российской Федерации — от местных советов и исполнительных комитетов до Правительства и Президента. К их полномочиям в этой сфере относятся:

Внутренние угрозы экологической безопасности современной России и меры по их нейтрализации

Люди в загрязнённых регионах ждут, что условия их работы будут соответствовать экологическим нормам, хотя бы постепенно приближаться к ним, а жизнь городов и поселков – развиваться в чистой среде. Однако руководство предприятий весьма спокойно идёт на нарушение экологического законодательства, что подтверждается ростом подобных нарушений, которые ежегодно выявляются прокуратурой: их число выросло с 2000 по 2006 год в 3,5 раза. Да и бояться таким руководителям, впрочем, нечего, ведь штраф за экологические нарушения зачастую в десятки, а то и в сотни раз меньше стоимости так называемых платежей за согласование экологических требований, а эти платежи сами превратились в способ кормления довольно значительной части федерального и регионального чиновничества. «Считаю, отметил В.А. Медведев, что нужно серьёзно пересмотреть отношение государства к таким «грязным производствам» – они не только затратны и ресурсоёмки, но и крайне опасны для людей. А в перспективе, имею в виду экономические последствия, они ещё и абсолютно неконкурентоспособны».

К тому же инновационные технологии в области экологии — это не дополнительные затраты, но еще и самостоятельный и очень перспективный рынок. И России, подчеркнул на заседании Совета Безопасности 30 января 2008 года Д.А. Медведев, неплохо бы на нем закрепиться. «Экологические новации — это один из высокоприбыльных и бурно растущих секторов мировой экономики, который к тому же позволяет экономить значительные средства», — заметил он. В мире это уже давно поняли и охотно вкладывают в отрасль значительные средства. Так, в 2006 году только в технологии возобновляемой энергии было инвестировано более 50 миллиардов долларов. А по итогам 2007 года ожидается 70 миллиардов.

В настоящее время в реализацию крупных инвестиционных проектов вовлечены большие по протяжённости территории России, ранее относящиеся к так называемой дикой природе. В их числе строительство газопровода «Северный поток», нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», такие программы, как освоение шельфовой зоны Баренцева, Карского, Охотского морей, развитие Приполярного Урала. В.В. Путин на заседании Совета Безопасности 30 января 2008 года потребовал, чтобы в этих районах негативные последствия интенсивной хозяйственной деятельности были минимизированы. При этом надо восстанавливать окружающую среду, загрязнённую в результате прошлой хозяйственной деятельности и аварий. Её последствия ещё отмечаются в Красноярском крае, в Брянской, Челябинской, Свердловской, целом ряде других областей.

По данным опроса общественного мнения, проведенного ВЦИОМ в конце 2006 года, 57% наших сограждан считают экологическую обстановку в месте своего проживания неблагополучной, при этом 38% считают, что в ближайшие годы экологическая ситуация только ухудшится. Самую большую опасность для окружающей среды представляют промышленные предприятия (на эту угрозу указывает 41% респондентов); транспортировка и захоронение радиоактивных отходов (36%); атомные электростанции (31%); бытовые отходы, мусор, свалки (31%); вырубка лесов (30%); транспорт (28%).
Некоторые экологи-эксперты считают угрозой низкую эффективность предпринимаемых в настоящее и предполагаемых в ближайшее время природоохранных мер, неспособность соответствующих структур изменить глобальные тенденции экологического кризиса. Это касается не только Российской Федерации, но и других стран. Рост числа стихийных бедствий и техногенных катастроф как угроза экологической безопасности составляет ежегодно 5–7 процентов, а ущерб 5–10 процентов, число жертв увеличивается ежегодно на 6–12 процентов. Это, вообще-то, угрожающая тенденция.

Рекомендуем прочесть:  Программа Господдержки Лпх

Прежде всего, внутренней угрозой является крайняя изношенность технологического оборудования большинства промышленных предприятий, которая составляет 70–80 процентов. Именно по этой причине наблюдается резкий рост аварийных ситуаций на промышленных предприятиях, а в дальнейшем это приводит к загрязнению окружающей среды, травмам, гибели населения.

В некоторых субъектах РФ (Республика Адыгея) уже приняты законы об экологической безопасности. Данные законодательные акты содержат понятия экологической безопасности; угрозы экологической безопасности; экологического риска, под которым понимается вероятность реализации экологической опасности или отношение величины возможного ущерба от воздействия вредного экологического фактора за определенный интервал времени к нормированной величине интенсивности этого фактора. Установлена мера безопасности: для человека – средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни; для окружающей природной среды – степень близости экосистем к границе их динамической устойчивости.

Понятие «экологической безопасности» употребляется в ряде законодательных актов. Так, хотя УК РФ прямо не называет экологическую безопасность (угрозу экологической безопасности) в числе признаков состава преступления, в нем используются многочисленные показатели (критерии), ее характеризующие, например существенное изменение радиационного фона, отравление земли, распространение эпидемий, заражение окружающей среды, отравление атмосферного воздуха. Статья 358 УК РФ предусматривает ответственность за экоцид – совершение действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

Экологическая безопасность – это состояние защищенности окружающей среды, населения, территорий, хозяйственных и иных объектов от различных угроз, возникающих вследствие негативных изменений компонентов окружающей среды в результате антропогенной деятельности, природных явлений и противоправных деяний.

Экологическая безопасность обеспечивается комплексом правовых, организационных, финансовых, материальных и информационных мер, предназначенных для прогнозирования, предотвращения, ликвидации реальных и потенциальных угроз безопасности, смягчения их последствий.

Угроза экологической безопасности выражает повышенную вероятность гибели отдельных природных объектов, существенного загрязнения, отравления или заражения окружающей среды, масштабы которых определяются исходя из размеров поражения окружающей среды, его устойчивости, возможности устранения, воздействия на жизнь и здоровье населения.

Преобладание в секторе экономики экологически «грязных» производств, концентрация промышленных объектов в крупных городах и промышленных центрах, растущее количество автотранспортных средств, низкий уровень технической оснащённости предприятий, постоянное увеличение площадей для размещения отходов производства и потребления создают условия для эскалации негативного воздействия на окружающую среду и, как следствие, снижения продолжительности жизни, ухудшения здоровья населения.

Введение_______________________________________________________3
1. Угрозы экологической безопасности в системе экологической безопасности:________________________________________________4
1.1. Внутренние угрозы экологической безопасности._______________6
1.2. Внешние угрозы экологической безопасности._________________11
2. Меры по защите национальных интересов России от внешних угроз в экологической сфере_______________________________________14
Заключение___________________________________________________19
Список использованных источников_____________________________20

Данная тема достаточно хорошо изучена в юридической литературе, но вследствие ряда факторов, поставленные перед экологической безопасностью задачи не приводят к должным результатам, в результате чего вопросы данного института интересуют исследователей и сегодня.

Россия занимает особое место в глобальных экологических процессах и является главной стабилизирующей силой в охране и восстановлении окружающей природной среды на планете. Больше половины ее территорий, еще не тронутых хозяйственной деятельностью (Арктика, Восточная Сибирь, север Дальнего Востока и высокогорья страны), представляет собой чрезвычайную ценность не только для России, но и для всего человечества. Животный и растительный мир этих территорий является одним из особо значимых оставшихся на Земле природных ресурсов, поддерживающих существование развитых стран Европы, Азии и Америки. Неосвоенные территории России с ее природными богатствами – сдерживающий фактор глобального экологического кризиса. Поэтому стратегически важно сохранение этих регионов, обеспечивающих благоприятные условия жизнедеятельности современным и будущим поколениям людей. Потеря этих ресурсов означает для России неуклонное возрастание угрозы ее национальным интересам и безопасности граждан. Другие 40% территории России (центр и юг Европейской части Российской Федерации, средний и южный Урал, западная Сибирь, Поволжье), где проживает более шестидесяти процентов ее населения, фактически являют собой картину экологического бедствия. Экологический кризис в России как оборотная сторона научно-технического прогресса является результатом более чем полувековой интенсивной хозяйственной деятельности и характеризуется сейчас ростом заболеваемости населения, снижением рождаемости, обвалом социально-экономических проблем 1 .

Следующей угрозой является инертность внедрения передовых природоохранных технологий и безотходных производств. Для того чтобы быстро внедрить безотходные производства и природоохранные технологии нужны дополнительные затраты. Многие предприятия и компании, которые занимаются производством, выделяют недостаточно средств на природоохранные технологии и безотходные производства. Правда, есть отдельные компании, которые можно привести в пример. Так, нефтяная компания «Лукойл» достаточно большой процент от прибыли отчисляет именно на природоохранные мероприятия и вопросы обеспечения экологической безопасности. Но, к сожалению, таких компаний и организаций очень мало. Хотя у нас есть очень мощный механизм – экологическая экспертиза, которая требует внедрения новых технологий и безотходных производств 6 .

Экологическая безопасность РФ

Процесс деградации окружающей природной среды, все углубляющегося экологического кризиса принял необратимый характер в мире. В России он проявляется более болезненно — ростом заболеваемости, сокращением продолжительности жизни, снижением численности населения за счёт экологического фактора.

Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды. Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды.

  • по добыче нефти — «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Татнефть»;
  • в нефтеперерабатывающей промышленности — «Ангарскнефтеоргсинтез»;
  • при добыче газа — предприятия, расположенные в Астраханской области;
  • по добыче угла — Кузнецкого, Канско-Ачинского, Подмосковного, Южно-Якутского угольных бассейнов;
  • в химической и нефтехимической промышленности – предприятия, расположенные в Татарстане, Башкортостане, Омской, Ярославской, Пермской, Кемеровской, Самарской и Иркутской областях;
  • в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности — Котласский ЦБК, Братский ЛПК, Архангельский ЦБК, Усть-Илимский ЛПК и Байкальский ЦБК.
  • 40% территории России (центр, юг европейской части, Средний и Южный Урал, Западная Сибирь, Поволжье), где проживает более 60% населения страны, на треть являют собой картину экологического бедствия;
  • более 100 млн россиян проживают в экологически неблагоприятных условиях;
  • только 15% городских жителей России живут на территориях, где уровень загрязнения воздуха соответствует нормативам;
  • 40% городских жителей живут в условиях периодического превышения в атмосфере предельно допустимых концентраций вредных веществ в 5-10 раз;
  • 2/3 водных источников России непригодны для питья, многие реки превращены в сточные канавы;
  • доля загрязнения от автотранспорта составляет 46% общего выброса вредных веществ и доходит до 70-80% в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург, а также в Красноярском и Приморском краях, Белгородской, Пензенской, Свердловской, Мурманской и Челябинской областях;
  • на каждого жителя приходится до 400 кг промышленных выбросов предприятий в воздух.

Кризисное состояние окружающей природы на территории России, особенно наиболее заселённой ее части, казалось бы, должно встревожить общественность, природоохранные органы, властные структуры. Недооценка важности экологических проблем может обернуться их непреодолимостью. Возрастает риск для жизни, здоровья и продолжительности жизни людей.