Организатором совместных конкурса или аукциона

Статья 25

1. При осуществлении закупки одних и тех же товаров, работ, услуг допускается проведение совместного конкурса или аукциона на основании заключенного в соответствии с настоящей статьей соглашения о проведении совместного конкурса или аукциона (далее в настоящей статье — соглашение). При проведении совместного конкурса или аукциона применяются положения настоящего Федерального закона о проведении конкурсов, аукционов с учетом следующих особенностей:

1) проведение совместного конкурса или аукциона осуществляется его организатором, являющимся одним из заказчиков, одним из уполномоченных органов или уполномоченных учреждений, которому другие заказчики, уполномоченные органы или уполномоченные учреждения передали полномочия по проведению такого конкурса или аукциона на основании соглашения. Информация о таком организаторе подлежит включению такими заказчиками, уполномоченными органами или уполномоченными учреждениями в планы-графики после заключения соглашения и до начала осуществления закупки;

3) участник закупки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для подачи предложения о цене контракта, подает предложение о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса или аукциона, предусматривающее снижение определенной в соответствии с пунктом 2 настоящей части суммы начальных (максимальных) цен всех таких контрактов. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, участник закупки подает предложение о сумме цен единиц товара, работы, услуги;

2) извещение об осуществлении закупки, приглашение должны содержать начальную (максимальную) цену каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса или аукциона, и сумму таких начальных (максимальных) цен, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, — начальную цену единицы товара, работы, услуги, а также начальную сумму цен указанных единиц и максимальное значение цены каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса или аукциона;

3. К деятельности организатора совместного конкурса или аукциона в пределах полномочий, переданных в соответствии с соглашением, применяются положения настоящего Федерального закона, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок. Организатор совместного конкурса или аукциона:

Что такое совместные закупки в рамках госзаказа

  • в качестве способа определения поставщика можно использовать только конкурс либо аукцион;
  • победитель заключает с каждым из заказчиков отдельный контракт;
  • между заказчиками, проводящими совместную закупку, заключается соглашение (более подробно о нем расскажем чуть позже).

На следующем этапе организатор торгов формирует закупочную комиссию. В нее должны войти представители каждого заказчика. Количество членов комиссии от каждого из них должно быть пропорционально доле этого заказчика в общей цене контракта. По тому же принципу происходит и распределение общих расходов, которые участники совместной закупки несут в связи с ее проведением.

Под совместными закупками в контексте государственных нужд понимается объединение двух или более заказчиков для проведения конкурса или аукциона в целях приобретения одинаковых товаров. В этом материале пойдет речь об особенностях такой процедуры по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Несвязанные между собой заказчики редко прибегают к такой форме торгов, но все-таки иногда это происходит. В таком случае организовывать всю процедуру берется основной заказчик, который испытывает наибольшую потребность в закупаемом товаре. А все прочие, чьи потребности скромнее, присоединяются к нему.

  • о заказчиках и организаторе совместной закупки;
  • об объекте, который закупается;
  • о том, какая часть полномочий заказчиков передается организатору торгов;
  • об условиях поставки объекта закупки каждому из заказчиков, включая сведения о месте, времени, объеме товара и так далее;
  • о размерах НМЦК, рассчитанных каждым из заказчиков, и ее обосновании;
  • о закупочной документации;
  • о создании и действии комиссии по закупке;
  • о сроках, включая срок разработки документации;
  • о том, как будут оплачиваться общие расходы;
  • о том, каковы объемы прав, обязанностей и ответственности каждого из заказчиков;
  • о сроке действия соглашения и порядке разрешения возникающих в связи с ним споров.

Совместные закупки по 44-ФЗ

Также совместные закупки по 44-ФЗ становятся решением проблемы, когда ряду компаний в одном городе требуется специфический продукт или услуга. При этом единственный поставщик/исполнитель находится в другом субъекте РФ, не готов ехать ради одного клиента, так как это ему невыгодно. В данной ситуации от проведения совместной закупки выигрывают и заказчики, и исполнители. Дело в том, что одинаковые сроки предоставления ТРУ снижают расходы на логистику, а заказчики тратят меньший объем средств из бюджета.

Покупатели выбирают данный формат торгов для закупки ТРУ, чтобы обеспечить снижение затрат из бюджета и сократить свои расходы. Такие аукционы используются, когда потребности покупателей в ТРУ совпадают. Так, ряд медицинских учреждений может объединиться, чтобы приобрести медикаменты, дошкольные образовательные учреждения могут совместно закупать продукты питания. Отметим, что в сфере здравоохранения данный формат торгов наиболее распространен.

Иногда совместная закупка по 44-ФЗ может не состояться из-за отсутствия участников либо из-за того, что заявку подал только один потенциальный исполнитель. Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г № 1088 фиксирует, что каждый покупатель самостоятельно выбирает, как поступить в подобной ситуации. При этом необходимо отталкиваться от правил, установленных 44-ФЗ. Так, данный закон допускает заключение договора с одним исполнителем.

Если говорить о минусах совместных закупок по 44-ФЗ, то основным из них является тот факт, что не все заказчики хотят заниматься организацией процедуры, проводимой в совместном формате. Дело в том, что такая работа непроста и связана с серьезной ответственностью. При недостаточном количестве знаний покупатель не сможет справиться со своими обязанностями по организации тендера. Подобная задача будет под силу только компании, имеющей неплохой опыт в сфере торгов.

Совместные торги прекрасно подходят, когда нужно закупить небольшой объем ТРУ. Тогда как проведение обычных торгов в подобной ситуации является нерациональным, поскольку требует слишком больших расходов. Данный подход решает и другую проблему – не всем поставщикам интересна работа с маленькими объемами, так как подобные заказы невыгодны. А значит, организатор торгов может вовсе не получить заявок на участие. За счет совместного формата процедуры удается повысить НМЦК. Таким образом, закупка становится более интересной для продавцов, а покупателям удается снизить расходы на ее проведение.

Совместные закупки — что это такое и по каким правилам они проводятся

При закупке двумя либо несколькими заказчиками одной и той же продукции они имеют право на проведение совместных электронных аукционов или конкурсов. Почему заказчики объединяются? Это экономически выгодно, поскольку крупная закупка будет более интересна потенциальным поставщикам, нежели контракт на незначительную сумму. Если же в процедуре будет участвовать значительное число участников, то они могут существенно снизить цену. В статье расскажем, как поставщикам принять в них участие и с какими особенностями придется столкнуться.

Также необходимо отметить мнение Курганского УФАС, которое считает, что реализация права на проведение государственными заказчиками совместных закупок не может быть ограничена их территориальной принадлежностью при условии, что правила проведения закупки «одних и тех же товаров» были соблюдены. То есть, совместные закупки на поставку товаров (услуг, работ) заказчиками, которые расположены в районах, не имеющих общих границ, не является нарушением требований Закона о контрактной системе в области закупок товаров (услуг, работ) для обеспечения муниципальных и государственных нужд.

Арбитражный суд Северо-Западного округа принял следующее решение: поскольку победитель заключает государственные контракты со всеми госзаказчиками на общую сумму закупки, то в данном случае ее запрещено проводить у субъектов малого предпринимательства. При осуществлении совместной закупки под НМЦК следует понимать сумму НМЦК всех заказчиков. Раньше аналогичной позиции придерживались в Министерстве экономического развития РФ.

В соответствии со ст. 25 Закона № 44, разрешено проводить совместные электронные аукционы и конкурсы. Правительственным постановлением № 1088 от 28 ноября 2013 г. были утверждены Правила, которые четко регламентируют проведение совместных аукционов и конкурсов (далее – Правила).

При оспаривании решения антимонопольной службы заказчиками было указано, что указанные товары объединены в один лот, поскольку они имеют общее назначение и взаимосвязаны между собой технологически. Кроме того, в силу своих потребительских свойств и функциональных характеристик эти товары предназначаются для достижения общей цели – формирования заказчиками комплекса компьютерного и интерактивного оборудования, которое используется в учебном процессе.

Инструкция по проведению совместного конкурса или аукциона по 44-ФЗ

В ст. 25 44-ФЗ указано, что совместный аукцион — это конкурентная процедура по отбору поставщика (подрядчика, исполнителя) двумя и более заказчиками для поставки одних и тех же товаров, работ, услуг. Когда проводят такие госзакупки, опираются вместе со ст. 25 44-ФЗ на правила проведения совместного аукциона (конкурса) — устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1088.

  • реквизиты участников;
  • ИКЗ;
  • сведения о предмете и о предполагаемом объеме закупки, место, условия и сроки (периоды) исполнения контракта для каждого заказчика;
  • Н(М)ЦК и обоснование этих цен;
  • права, обязательства и ответственность сторон;
  • данные организатора, в т. ч. список полномочий, которые ему переданы;
  • как и в какие сроки создают закупочную комиссию, алгоритм ее работы;
  • как и в какие сроки готовят извещение, приглашение, закупочной документации и порядок и сроки утверждения этих документов;
  • ориентировочные сроки для закупки;
  • как оплачиваются издержки, которые связаны с организацией и проведением;
  • срок действия;
  • как рассматривают споры и разногласия;
  • другую информацию, которая регулирует взаимодействие сторон.
  • формирует пакет документов для госзакупки и публикует ее в ЕИС (в подготовку документации совместной закупки входит предварительное согласование ее со всеми госзаказчиками);
  • предоставляет документацию заинтересованным лицам;
  • разъясняет положения документации;
  • изменяет пакет документов (если это требуется);
  • размещает в ЕИС сведения и протоколы;
  • отправляет копии протоколов, которые составлены в процессе, каждой стороне соглашения не позднее дня, следующего за датой подписания;
  • исполняет другие полномочия, которые переданы ему соглашением.
  • стороны оплачивают издержки пропорционально доле Н(М)ЦК каждого заказчика в общей сумме Н(М)ЦК;
  • в комиссию по закупкам включатся представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, которые проводятся каждым заказчиком, в суммарном объеме закупок (если иное не прописано в соглашении);
  • величина обеспечение заявки рассчитывается от Н(М)ЦК, которая указана в извещении;
  • величина обеспечения выполнения обязательства госконтракта рассчитывается от Н(М)ЦК каждого заказчика;
  • госконтракт с победителем совместного конкурса заключается каждым госзаказчиком индивидуально;
  • если признают, что закупка не состоялась, заказчики самостоятельно решают вопрос о заключении контракта с единственным поставщиком и согласовывают это решение, при необходимости.
Рекомендуем прочесть:  План работы старшей медсестры на 2022 год стационара

44‑ФЗ простым языком

Заказчик проводит закупки у единственного поставщика или конкурентными способами: открытыми или закрытыми. Извещения об открытых закупках заказчик публикует в ЕИС, участвовать в них могут любые поставщики. Закрытые закупки заказчик согласовывает с ФАС и после этого отправляет приглашения ограниченному числу участников, которые способны выполнить контракт.

Закон не обязывает документально подтверждать соответствие единым требованиям. Участник декларирует это, ставя галочку на ЭТП. Но комиссия по закупкам может проверить данные. Если поставщик им не соответствует или предоставил недостоверную информацию, заказчик отклонит его заявку.

Закон предусматривает возможность централизовать любые закупки госзаказчиков на федеральном или муниципальном уровне. В этом случае один уполномоченный специализированный орган будет планировать закупки, проводить их, оценивать заявки, принимать товар. При этом он не сможет обосновывать закупки, определять условия контракта, в том числе НМЦ, и подписывать контракт. Контракты подписывают заказчики, для которых выбраны поставщики.

Принять участие в закрытой закупке может ограниченный круг поставщиков, которые соотвествуют требованиям и которых заказчик приглашает сам. Если закупка не составляет гостайну, извещение публикуют в ЕИС. В этом случае заинтересованные поставщики подтверждают документами, что соответствуют требованиям, и подают заказчику запрос на предоставление конкурсной документации.

Самый популярный вид закупок по 44-ФЗ (62% всех закупок в 2022). Проходит в электронной форме на одной из 8 ЭТП. Для участия нужна электронная подпись и аккредитация на ЭТП (с 1 января 2022 регистрация в ЕИС). Заявка состоит из двух частей, которые нужно подать одновременно. До аукциона заказчик рассматривает первую, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения. Участники снижают НМЦ «на шаг» от 0,5 до 5% НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

Не будем умалчивать и о минусах совместных закупок по 44-ФЗ. В любых деловых взаимоотношениях присутствует человеческий фактор. Сторонам процедуры не всегда получается прийти к общему знаменателю в некоторых вопросах. Попросту говоря, они не могут договориться о ходе процесса, условиях. Да и не каждый соглашается брать на себя роль организатора из-за нежелания брать на себя огромную ответственность.

  • конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
  • аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Начальная максимальная цена для каждого контракта – своя. Ее назначает и обосновывает каждый заказчик сам. Цены отражаются в соглашении сторон. Участники могут ознакомиться с ними в извещении, либо приглашении на участие. Сумма НМЦК, предложенная каждым заказчиком, является итоговой.

Если в совместных торгах принял участие только один участник, то решение о заключении контракта принимает каждый заказчик, опираясь на нормы 44-ФЗ, и может заключить контракт с участником, как с единственным поставщиком (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1088).

В разных источниках встречаются разные названия этого понятия: «совместные закупки», «совместные торги», «коллективные закупки», «коллективные торги». Но термин «совместные закупки» закреплен в Федеральном законе от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Организатором совместных конкурса или аукциона

Иными словами, из содержания понятия уполномоченного органа (уполномоченного учреждения) напрямую не следует, что такой орган (учреждение) сам по себе также является заказчиком. При этом из части 2 статьи 25 Закона N 44-ФЗ следует, что организатор «получает» полномочия от других заказчиков, то есть указанное положение также не говорит о том, что уполномоченный орган (уполномоченное учреждение), будучи таким организатором, «получает» или обладает полномочиями заказчика для осуществления закупок для собственных нужд.

В связи с поступающими вопросами о проведении уполномоченными органами (уполномоченными учреждениями) совместных конкурсов и аукционов в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) Минфин России сообщает следующее.

Таким образом, вопрос о возможности выбора заказчиком, полномочия на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) которого возложены на уполномоченный орган (уполномоченное учреждение), любого заказчика (помимо такого уполномоченного органа (уполномоченного учреждения)) в качестве организатора совместного конкурса или аукциона следует рассматривать с учетом:

В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона N 44-ФЗ организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона N 44-ФЗ либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения о проведении совместного конкурса или аукциона (далее — организатор, соглашение) часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона.

На основании изложенного в отношении закупок, полномочия заказчиков по которым переданы уполномоченному органу (уполномоченному учреждению), заказчики при проведении совместных конкурса или аукциона не обладают полномочиями, которые бы позволили им самостоятельно выбрать иное лицо (помимо уполномоченного органа (уполномоченного учреждения)), которое станет для них определять поставщика (подрядчика, исполнителя) в качестве организатора.

Организатором совместных конкурса или аукциона

Комментируемая статья посвящена совместным закупкам товаров, работ и услуг для публичных нужд, являющимся «наследником» совместных торгов на закупку одноименных товаров, работ и услуг в порядке ч. 6 ст. 10 Закона о размещении заказов от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ.
Некоторые исследователи характеризуют совместные закупки как специальную форму организации закупок, используя которую, заказчики получают возможность оптимизировать затраты на осуществление закупочной деятельности . Экономическая целесообразность проведения совместных закупочных процедур обусловлена повышением привлекательности крупных лотов для непосредственных производителей или крупных оптовых поставщиков товаров, имеющих возможность осуществлять поставки по ценам ниже предлагаемых мелкооптовыми и розничными продавцами, а также снижением затрат организационного характера и документооборота при объединении заказов в единый лот .
———————————
См.: Комментарий к Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный) / Н.А. Агешкина, Ю.Н. Вахрушева, А.П. Великанов и др.; Под ред. Р.Ю. Закирова // «». 2015.
Федоров А.А. Проблемы правового регулирования совместных торгов в государственных и муниципальных закупках // Право и экономика. 2011. N 10. С. 7 — 12.

В то же время на уполномоченный орган (уполномоченное учреждение) возлагается выполнение организационных функций проведения совместных конкурсов и аукционов в случае наделения их полномочиями в порядке централизации публичных закупок. В ином случае организатором торгов выступает один из заказчиков, получивший соответствующие полномочия от других заказчиков на основании соглашения. Такой организатор торгов, по существу, выполняет все основные функции по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), кроме определения перечня и объема потребностей заказчиков и заключения контрактов.
Правовой основой проведения совместных конкурсов и аукционов прежде всего выступает соглашение о проведении совместного конкурса или аукциона, заключаемое, с одной стороны, государственными (муниципальными) заказчиками, желающими удовлетворить соответствующие нужды, и организатором совместного конкурса (аукциона). Такое соглашение должно быть заключено до утверждения конкурсной документации или документации об аукционе. При этом уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, на которые возложены полномочия только на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), могут выступать стороной соглашения только в качестве организатора совместного конкурса или аукциона (п. 3 Правил проведения совместных конкурсов и аукционов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1088).
Содержание соглашения о проведении совместного конкурса или аукциона регламентируется ч. 2 ст. 25 Закона о контрактной системе. Так, оно должно содержать:
1) сведения об объекте закупки: идентификационный код закупки, предполагаемый объем закупки, в отношении которой проводятся совместные конкурсы или аукционы, место, условия и сроки (периоды) поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в отношении каждого заказчика; начальные (максимальные) цены контрактов каждого заказчика и обоснование таких цен;
2) сведения о сторонах соглашения: права, обязанности и ответственность сторон соглашения, перечень полномочий, передаваемых заказчиками организатору совместного конкурса (аукциона), порядок оплаты расходов организатора;
3) информация, касающаяся непосредственно организации совместного конкурса (аукциона): сроки проведения совместного конкурса (аукциона), порядок и срок формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент работы такой комиссии, порядок и сроки разработки извещения об осуществлении закупки (приглашения принять участие в закрытой процедуре), документации о закупке и ее утверждения;
4) прочая информация, в том числе: срок действия соглашения, порядок рассмотрения споров, в том числе порядок взаимодействия сторон при возникновении споров и обжаловании совместных торгов третьими лицами и т.д.
Комментируемая норма содержит небезынтересный пассаж относительно соответствия такого соглашения не только нормам Закона о контрактной системе, но и положениям Гражданского кодекса РФ. Полагаем, что по своей правовой природе соглашение о проведении совместного конкурса или аукциона наиболее близко классическому договору оказания услуг. Вместе с тем ввиду особого доверительного характера отношений между заказчиками и организатором совместных торгов данное соглашение должно квалифицироваться как договор агентирования. В рассматриваемом случае организатор совместного конкурса (аукциона) осуществляет свои полномочия от имени публичного заказчика, при этом права и обязанности возникают у последнего. Так, Президиум ВАС РФ указал, что государственный (муниципальный) заказчик вправе делегировать осуществление отдельных функций лицам, выступающим при реализации данных полномочий в качестве агента (ст. 1005 ГК РФ). Таким образом, в зависимости от того, от чьего имени и за чей счет действует агент (уполномоченный орган, специализированная организация), подлежат применению наряду с нормами закупочного законодательства положения главы 49 либо главы 51 ГК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 17 января 2012 г. N 10939/11).
В качестве дополнительного аргумента в пользу «агентского» характера отношений между указанными субъектами можно привести необходимость совершения организатором торгов не только юридических действий, но и фактических (организационно-технических), что является отличительным признаком именно агентского договора . Так, в силу п. 6 Правил проведения совместных конкурсов и аукционов организатор, в частности, осуществляет утверждение состава комиссии по осуществлению закупок, разрабатывает и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке, а также иные необходимые документы и информацию, дает разъяснения положений документации.
———————————
См.: Пак М.З. Агентский договор в гражданском праве Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2006. С. 7.

Рекомендуем прочесть:  Заявление Для Предоставления Путевки В Санаторий От Соцзащиты

Отметим, что в литературе также высказывались мнения о целесообразности использования в качестве третьего лица в структуре договорных связей специального субъекта, связанного с заказчиком договором агентирования и выполняющего организационно-распорядительные функции в процессе государственных и муниципальных закупок для координации закупочной деятельности государственных и муниципальных заказчиков как участников контрактной системы .
———————————
См.: Курц Н.А. Заключение договоров о государственных и муниципальных закупках: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2013. С. 9.

Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом ВС РФ 28 июня 2022 г., отметил, что данная норма обеспечивает баланс между эффективным и рациональным использованием средств при проведении конкурсов и аукционов, в том числе сокращением издержек на их проведение, и воспрепятствованием необоснованному ограничению числа участников закупок (п. 4).
Следует отметить, что в силу изложенных выше причин проведение совместных торгов и централизация государственных и муниципальных закупок объявлялась приоритетными направлениями развития отраслевого законодательства еще до вступления в силу Закона о контрактной системе.
Вместе с тем в области практической реализации совместных торгов сложилось немало особенностей, а также препятствий, осложняющих полноценное использование данного способа закупок.
Так, прежде всего, законодательством предусмотрена возможность проведения лишь совместных конкурсов и аукционов, т.е. наиболее популярные у заказчиков процедуры запроса котировок, а также запрос предложений и закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), невозможно проводить совместно.
Наибольшее количество споров и разногласий среди участников контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок вызвала формулировка «осуществление закупок одних и тех же товаров, работ, услуг». Заметим, что в ранее действовавшем Законе о размещении заказов предусматривалась возможность проведения совместных закупок одноименных товаров, работ и услуг, которые определялись посредством Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 1 декабря 2010 г. N 601.
В настоящее время значение указанной Номенклатуры фактически сведено к нулю, поскольку Закон о контрактной системе в принципе не использует термин «одноименные товары, работы, услуги», на смену которому пришла формулировка «одни и те же товары, работы, услуги». В самом Законе толкование указанному термину не дается, данная формулировка также не используется в других статьях Закона. Не разъясняется он и в Правилах проведения совместных конкурсов и аукционов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1088.
Таким образом, отсутствие аутентичного толкования данного термина следует компенсировать его легальным толкованием, даваемым как административными, так и судебными органами. Так, Минэкономразвития России разъяснил, что из нормы ч. 1 ст. 25 Закона о контрактной системе следует, что объект закупки для каждого заказчика при проведении совместного конкурса или аукциона должен быть один и тот же. При этом исходя из положений ст. 33 Закона объектом закупки является не только определенный вид работ, но также объект, на котором выполняются работы (письмо Минэкономразвития России от 20 марта 2022 г. N Д28и-1382).
Однако наиболее выверенным и полезным в настоящее время является разъяснение Верховного Суда Российской Федерации, изложенное в п. 4 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом ВС РФ 28 июня 2022 г., в соответствии с которым для целей проведения двумя и более заказчиками совместных торгов под одними и теми же товарами понимаются товары, которые имеют единые родовые признаки, например, классные доски, в том числе меловые, маркерные), или составляющие комплект таких товаров (например, «ученический стул-парта»). При этом наличие у заказчиков единой цели не является достаточным основанием для проведения ими совместного конкурса либо аукциона.
Означенный подход наблюдается и в контрольной деятельности ФАС России и ее территориальных управлений.
Таким образом, как административная, так и судебная практика исходит из буквального значения термина «одни и те же товары, работы, услуги», допуская его незначительное расширительное толкование. Отметим, что подобный подход хоть и соответствует букве закона, но фактически дезавуирует возможность проведения совместных закупок работ и услуг, поскольку, в отличие от товаров, удовлетворение данных нужд находится в жесткой зависимости от первоначальных условий их нуждаемости. Таким образом, при закупке работ и услуг учету подлежат не только их наименование и количество, но и особенности производства конкретных видов работ (услуг) применительно к особенностям конкретного объекта, на котором они подлежат выполнению, а также необходимость выполнения сопутствующих работ или услуг, например по техническому обслуживанию. Кроме того, при производстве работ нередко от подрядчика требуется предоставление каких-либо материалов и комплектующих, которые при проведении совместных конкурсов и аукционов также должны быть одними и теми же у всех заказчиков.
В судебной практике имеются случаи выявления нарушений положений ч. 1 ст. 25 Закона о контрактной системе при объединении в совместную закупку, в частности, работ по устройству кровель и иных работ по ремонту помещений ввиду многочисленных различий работ по ремонту кровли как по способу осуществления работ, так и по форме и видам материалов, используемых при ремонте (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 2 февраля 2015 г. по делу N А79-5144/2014).
Следующим важным моментом в контексте комментируемой статьи является установление права проводить совместные конкурсы и аукционы лишь для непосредственно заказчиков, но не иных участников контрактной системы, в частности, уполномоченных органов. Законом о размещении заказов N 94-ФЗ предусматривалось право проводить совместные торги как заказчиками, так и уполномоченными органами, что вызывало многочисленные споры в юридической литературе, связанные с обоснованными сомнениями в существовании у уполномоченных органов государственных (муниципальных) нужд, для удовлетворения которых проводились совместные торги .
———————————
См.: Федоров А.А. Проблемы правового регулирования совместных торгов в государственных и муниципальных закупках // Право и экономика. 2011. N 10. С. 7 — 12.

В отечественной закупочной практике встречаются случаи как заключения нескольких отдельных соглашений о проведении совместных конкурсов (аукционов) между организатором торгов и каждым заказчиком, так и составления единого документа, подписываемого всеми заинтересованными сторонами. Правомерность последнего варианта подтверждена, в том числе, судебной практикой (Постановление ФАС Поволжского округа от 22 июля 2008 г. по делу N А12-18363/2007).
В соответствии с п. 4 Правил проведения совместных конкурсов и аукционов после подписания соглашения заказчики вносят в план-график сведения о наименовании организатора совместного конкурса или аукциона. При этом условия исполнения контракта, в том числе поставки товара, определяются непосредственно заказчиками до размещения извещения о закупке и не подлежат изменению в ходе исполнения такого контракта (письмо Минэкономразвития России от 6 мая 2022 г. N ОГ-Д28-6335).
Особо отметим, что описание объекта закупки, определение объема закупки и иных условий закупки, а также определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта производится каждым заказчиком самостоятельно до заключения соглашения о проведении совместного конкурса или аукциона.
Особенности описания объекта закупки предусмотрены в ст. 33 Закона о контрактной системе, особенности определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта установлены ст. 22 Закона о контрактной системе. При этом не допускается возлагать на уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, и, как следствие, — на определение НМЦК, поскольку это будет противоречить принципу ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективности осуществления закупок (письмо Минэкономразвития России от 10 апреля 2022 г. N ОГ-Д28-4243).
Таким образом, особенностями проведения совместных конкурсов и аукционов являются:
1) существование у нескольких заказчиков потребности в одних и тех же товарах, работах, услугах;
2) проведение совместных торгов на основании соглашения, заключаемого несколькими заказчиками, предусматривающего их права, обязанности и ответственность при проведении торгов;
3) возложение организационных функций на уполномоченный орган, уполномоченное учреждение либо на одного из заказчиков;
4) заключение по итогам совместных торгов нескольких государственных (муниципальных) контрактов с каждым заказчиком самостоятельно. При признании совместного конкурса или аукциона несостоявшимся принятие решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и согласование такого решения осуществляется каждым заказчиком самостоятельно в соответствии с нормами комментируемого Закона.
Исходя из системного толкования положений Закона о контрактной системе по результатам совместного конкурса или аукциона заказчики заключают контракт с победителем по цене пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводился совместный конкурс или аукцион.
Вместе с тем в практике сложилось несколько подходов к решению вопроса о допустимости заключения нескольких контрактов в рамках единого лота при проведении совместных торгов. Так, несмотря на предусмотренную законом возможность заключения нескольких контрактов по результатам совместных торгов по единому лоту, в административной и судебной практике имеют место случаи признания нарушением законодательства о государственных (муниципальных) закупках заключения нескольких контрактов в отношении одного лота (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13 июля 2010 г. по делу N А82-15406/2009). В то же время в практике встречается и другая точка зрения — исходя из системного толкования законодательных норм, вытекает возможность заключения нескольких контрактов по одному лоту в рамках совместных торгов, поскольку законодатель допускает объединение товаров (работ, услуг) в интересах нескольких заказчиков, в том числе в один лот, что предопределяет возможность заключения нескольких контрактов (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 мая 2010 г. по делу N А33-3929/2009).
Полагаем, последний подход является в рассматриваемом случае предпочтительным, поскольку именно он соответствует телеологическому толкованию норм Закона о контрактной системе: отвечает целям проведения совместных торгов, поскольку именно благодаря объединению потребностей нескольких заказчиков в один крупный лот достигается повышение экономии бюджетных средств за счет снижения цены единицы продукции при крупных оптовых закупках, а также обеспечивается снижение трудозатрат и сокращение документооборота.
Частями 3 и 4 комментируемой статьи регламентируются вопросы формирования комиссии по осуществлению закупок, а также несения расходов на проведение совместных конкурса или аукциона: в порядке, предусмотренном соглашением о проведении совместного конкурса (аукциона), либо в зависимости от объема закупок, осуществляемых каждым заказчиком (пропорционально от общей суммы закупки).
В части, не регламентированной положениями ч. 3 комментируемой статьи, следует руководствоваться нормами ст. 39 Закона о контрактной системе.

Рекомендуем прочесть:  Какие льготы есть для молодой семьи

Совместные конкурсы и аукционы

Организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их соответствующими полномочиями либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона.

Организатор совместного конкурса или аукциона утверждает состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением.

СОВМЕСТНЫЕ КОНКУРСЫ И АУКЦИОНЫ

Конкурс с ограниченным участием. Этот конкурс проводится среди неограниченного числа участников, к которым применяются единые и одинаковые критерии, однако перед непосредственным участием в конкурсе участники должны пройти квалификационный отбор.

Согласно целям Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее –Закон № 44-ФЗ), заказчику надо приобретать качественную продукцию по разумной цене при минимальных собственных затратах времени и ресурсов. Но проведение любой закупочной процедуры предполагает финансовые затраты со стороны заказчика (рабочее время сотрудников, услуги спецорганизации и т. д.). При этом задача проведения эффективной закупки должна выполняться квалифицированными специалистами контрактных служб и закупочных комиссий.

Закрытые аукционы чаще всего используются для снижения рисков заказчика, в первую очередь связанных с возможным сговором участников. Однако если в закрытых конкурсах правила точно такие же, как и в открытых, но к участию допускается ограниченный круг поставщиков, то в закрытых аукционах таких ограничений нет. Отличие закрытых аукционов состоит лишь в том, что аукционеры не знают заявок других участников, так как они подаются в запечатанных конвертах, тогда как в открытых аукционах каждая заявка становится известной всем участникам.

Организатор совместных конкурса или аукциона утверждает состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением.

Поэтому не является новостью тот факт, что для большого числа заказчиков, имеющих относительно небольшие объемы закупок, выполнение данных требований весьма затруднительно. Из ограниченного числа работников необходимо назначить контрактного управляющего (или создать контрактную службу), сформировать комиссию. Небольшой объем закупаемой продукции может привести также к отсутствию интереса к заключению контракта со стороны участников закупки, что в свою очередь приведет и к снижению эффективности закупки. Все эти проблемы и явились причинами появления законодательных норм по оптимизации организационных схем и процессов.

Кроме того Порядком установлено, что согласование решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случае признания совместного конкурса или совместного аукциона несостоявшимся в соответствии с частями 1, 7 статьи 55, частями 1-3 статьи 71 Закона № 44-ФЗ осуществляется заказчиками самостоятельно.

В связи с тем, что 25 статья закона о закупках дает возможность правительству регулировать порядок организации таких торгов, 28.11.2013 года было принято Постановление Правительство, которое и установила общие и обязательные для всех Правила проведения совместных закупок. Этими правилами также предусмотрена обязанность участников еще до выхода на торги составить и подписать соглашение, предусматривающее их взаимные обязательства. Соглашение в обязательном порядке должно содержать информацию, предусмотренную 25 статьей закона.

8. Стороны соглашения несут расходы на проведение совместного конкурса или совместного аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводится совместный конкурс или совместный аукцион.

Организатор совместных конкурса или аукциона утверждает состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением.

2) разработать и утвердить до начала проведения закупки конкурсную документацию или документацию об электронном аукционе для проведения совместного конкурса или совместного аукциона, содержащую обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а в случае необходимости, и документацию для проведения повторного конкурса, в соответствии с порядком и условиями, установленными соглашением. В конкурсной документации или документации об электронном аукционе, составленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, для каждой стороны соглашения указываются наименование заказчика, количество товара, объем работы, услуги, место, условия и сроки (периоды) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

Из статьи вы узнаете:
Что делают заказчики;
Что делает организатор совместной закупки;
Как составить соглашение о совместной закупке;
Кого включить в комиссию по совместным закупкам;
Как рассчитать НМЦК совместной закупки;
Как определить цену контракта для каждого заказчика.

  • выведение начальной (максимальной) цены контракта, расчет количества и объемов товаров, работ или услуг, составление необходимых для тендера технических характеристик и конкурсной документации, обоснование объекта закупки производится каждой организацией-заказчиком самостоятельно и до момента подписания многостороннего соглашения;
  • расходы на проведение распределяются с учетом пропорциональных долевых соотношений НМЦК каждого участника в совокупной начальной (максимальной) цене контракта;
  • каждый участник заключает контракт самостоятельно по факту выявления победителя (или победителей) конкурентных процедур.

Чтобы сэкономить бюджетные средства и минимизировать расходы, заказчики, которые закупают одинаковые товары, работы или услуги, осуществляют закупки совместно в формате конкурса или аукциона. Обязательное условие состоит в том, что объединяющиеся организации заключают двустороннее или же, в зависимости от количества участников, многостороннее соглашение, которое опирается на правила ФЗ-44 и ГК РФ. Форму такого соглашения можно скачать в конце статьи.

Что делать, если совместная закупка не состоялась? Например, был только один участник. Как сказано в постановлении Правительства РФ от № 1088, в таком случае каждый из заказчиков сам решает насчет дальнейший действий, руководствуясь нормами 44-ФЗ. Среди них может быть контракт с единственным поставщиком.

Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается Правительством и действующим законодательством, а именно 44-ФЗ в части статьи 25, а также Постановлением Правительства РФ от № 1088, и представляет собой последовательность конкретных действий.

Организатору необходимо подвести все описания к общему знаменателю, что усложняет процесс подготовки документации к торгам. Другим минусом может считаться ситуация, при которой победитель торгов от оформления контракта с кем-либо из заказчиков. В такой ситуации ему не возвращают обеспечения заявки в полном размере.

Из статьи вы узнаете:☆ Что делают заказчики;☆ Что делает организатор совместной закупки;☆ Как составить соглашение о совместной закупке;☆ Кого включить в комиссию по совместным закупкам;☆ Как рассчитать НМЦК совместной закупки;☆ Как определить цену контракта для каждого заказчика.

Предоставить обеспечение потребуется в адрес каждого заказчика, участвующего в совместной закупке, и по каждому контракту (независимо от его суммы). Оформить заявку на получение соответствующих финансовых продуктов вы всегда можете прямо через личный кабинет на электронной площадке РТС-тендер, при этом для совместных закупок действует специальный тариф.

В современной международной торговле применяются открытые и закрытые торги. Одной из наиболее сложных проблем при участии в торгах является определение оптимального уровня цены предложения, которая для получения заказа должна быть относительно ниже цен конкурентов, но в интересах повышения эффективности экспорта такой разрыв должен быть минимальным. В некоторых странах установлен «барьер цен» при проведении торгов, равный 6%.

2 ст. 25 44-ФЗ: информация обо всех сторонах соглашения и идентификационный код; данные об объекте и объеме совместной закупки, а также условия по выполнению контракта; НМЦК каждого заказчика с ее обоснованием; права и обязанности каждой из сторон соглашения; информация об организаторе торгов и переданные ему полномочия;

Организатором совместных конкурса или аукциона

— информацию о единых условиях проведения совместной закупки, необходимых для формирования Организатором в региональной информационной системе в сфере закупок для нужд Оренбургской области (далее — РИС) позиции проекта соглашения о проведении совместной закупки в структурированном виде (далее — позиция проекта соглашения), извещения и документации о закупке;

4.4. По результатам рассмотрения позиций плана-графика Организатор вправе указать заказчику на несоответствие указанной в них информации требованиям законодательства о контрактной системе и на необходимость в целях участия в совместной закупке принятия им решения в отношении выявленных замечаний.

при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, начало срока поставки (выполнения, оказания) которых не определено конкретной календарной датой или определенным событием и которые могут быть поставлены в любое время в течение срока исполнения контракта — не позднее 1 числа месяца, предшествующего планируемому месяцу размещения извещения о проведении совместной закупки, указанного Координатором в предложении о проведении совместной закупки;

2.3. В случае если по результатам проведения сбора и анализа потребностей Координатором были выявлены потребности в одном и том же товаре, работе, услуге у двух и более заказчиков — подведомственных учреждений или у одного заказчика — подведомственного учреждения и наличия собственной потребности в таком товаре, работе, услуге (далее — идентичные потребности заказчиков), Координатор в целях проведения совместной закупки формирует в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона единое описание объекта закупки с указанием общих качественных, технических и эксплуатационных характеристик товара, работы, услуги, соответствующих потребностям каждого заказчика, и подготавливает предложение о проведении совместной закупки по форме, прилагаемой к настоящему Положению. Предложение о проведении совместной закупки направляется Организатору в порядке, предусмотренном разделом 3 настоящего Положения, после его согласования с заказчиками, планирующими принять участие в совместной закупке.

1.3. В случае наличия у главного распорядителя бюджетных средств потребности в товарах, работах, услугах, закупку которых планируется провести в форме совместного конкурса или аукциона, на него распространяются обязанности заказчиков, предусмотренные настоящим Положением.