Право на политическое убежище в рф

В таком виде это право закреплено во Всеобщей декларации прав человека и большинстве конституций мира. Такой защитой пользуется человек, которого на его родине преследуют за политические, религиозные и иные убеждения, если эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права.

Политическое убежище – это право въезда и пребывания, предоставляемое государством иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые обратились с соответствующей просьбой к данному государству. предоставляется в соответствии с указом президента РФ №746 от 21 июля 1997 года, в котором утверждено Положение. В данном Положении сказано, что политическое убежище в России предоставляется лицам, ищущим убежище и защиту от реальной угрозы или преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, не противоречащими демократическим принципам, признанным мировым сообществом, а также нормам международного права.

1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации; 2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом «О беженцах», но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Под правом убежища понимается юридически закреплен­ная возможность получения лицом разрешения на проживание в предоставляющем убежище государстве. Обычно использова­ние такой возможности вызвано преследованием лица по поли­тическим, религиозным и иным мотивам в государстве, граж­данином которого это лицо является или на территории кото­рого постоянно проживает.

Например, право на убежище не признается за теми, кто совершает неполитические преступления или деяния, противоречащие целям и принципам ООН (военные преступле- ния, преступления против мира и человечества), не могут претендовать на убежище также лица, совершившие уголовное преступление (убийство, террористические акты, выступления в защиту расизма, подрыв общественного порядка и т.д.)

Право убежища

Политическое убежище предоставляется лицам, которые ищут защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права, при этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

Предоставление политического убежища – суверенное право государства. Своим внутренним актом оно определяет мотивы предоставления убежища, статус лиц, которым оно предоставлено, порядок предоставления и случаи утраты права на убежище. Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ст. 63 Конституции РФ).

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ и правами, и свободами и несет обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ. Предоставление РФ политического убежища и лишение политического убежища производятся указами Президента РФ. Политическое убежище в РФ не предоставляется, если лицо:

  1. преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН;
  2. привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговорсуда на территории РФ;
  3. лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;
  4. прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты правчеловека;
  5. прибыло из страны, с которой Россия имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для данного лица на убежище в соответствии с Федеральным законом «О беженцах»;
  6. представило заведомо ложные сведения;
  7. имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на убежище в случаях:

  1. возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного места жительства;
  2. выезда на жительство в третью страну;
  3. добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;
  4. приобретения российского гражданства или гражданства другой страны.

Лишение лица предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища может иметь место по соображениям государственной безопасности, а также, если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН, либо совершило преступление и в отношении него вынесен вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Право политического убежища в РФ

Предоставление политического убежища на территории России производится Указом Президента Российской Федерации и регулируется Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746, Административным регламентом ФМС России по исполнению федеральной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного приказом ФМС России от 05 декабря 2007 года № 451.

Порядок предоставления Россией П.у. предусмотрен Указом Президента РФ от 2 июля 1997 г. № 746, которым утверждено соответствующее Положение.Положение устанавливает, что РФ предоставляет П.у. лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Федеральную миграционную службу.

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

  • лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
  • лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;
  • лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;
  • лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;
  • лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации «О беженцах»;
  • лицо представило заведомо ложные сведения;
  • лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;
  • лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Выдача (экстрадиция) граждан РФ не допускается, как и в других странах. Не допускается выдача лиц, преследуемых за политические убеждения или за действия, не признаваемые в России преступлениями. Экстрадиция других лиц, обвиняемых в совершении преступлений в других странах, и передача осужденных для отбывания наказания в других странах возможна на основании федерального закона или международного договора РФ (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ).

Политическое убежище в России предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. При этом предоставление убежища тем или иным лицам не должно рассматриваться как недружественный акт по отношению к другим государствам. Политическое убежище предоставляется лицам, преследуемым (если есть реальная угроза преследования) в стране их гражданской принадлежности или обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые соответствуют общедемократическим принципам, признанным мировым сообществом, и нормам международного права. Оно не предоставляется, если действия, совершенные лицами, просящими убежища, признаются в России преступлением, противоречат целям и принципам ООН, а также если это лицо представило заведомо ложные сведения, имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется, прибыло из страны с устоявшимися демократическими традициями в области защиты прав человека или с которой Россия имеет соглашение о безвизовом пересечении границ.

Рекомендуем прочесть:  Как получить региональный материнский капитал в Краснодарском крае?

Ходатайство о предоставлении политического убежища подается на имя Президента РФ. Предоставление политического убежища осуществляется указом Президента РФ. Лицу, получивщему убежище, выдается свидетельство и оформляется вид на жительство. Такое лицо пользуется правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ с учетом ограничений, установленных законами или международными договорами РФ.

Конституция РФ устанавливает не только принципы федеративного устройства России, но и более конкретно закрепляет важнейшие черты статуса как Федерации, так и ее субъектов, разграничение компетенции между ними. Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется рядом важнейших признаков, которые в совокупности обеспечивают суверенитет, территориальную целостность, защиту прав и свобод человека и гражданина. Рассмотрим эти признаки.

Право политического убежища в РФ

Согласно статье 2 Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденного Указом Президента РФ от 21 июля 1997 года, Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

На оборотной стороне справки в реквизите «С ним находятся» перечисляются члены семьи заявителя, пребывающие с ним в Российской Федерации [фамилия, имя (имена), отчество; дата рождения; степень родства; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность члена семьи (его реквизиты)].

Как правило, срок действия справки определяется из расчета предполагаемого времени рассмотрения ходатайства заявителя о предоставлении политического убежища. При необходимости срок действия справки может быть продлен, о чем делается соответствующая запись, которая заверяется подписью руководителя территориального органа ФМС России и печатью территориального органа ФМС России. После принятия решения по ходатайству справка изымается органом, ее выдавшим.

Так, в конституциях Азербайджана, Албании, Болгарии, Венгрии, Германии, Грузии, Испании, Италии, Македонии, Молдовы, Польши, Португалии, Румынии, Словакии, Словении, Украины, Франции, Хорватии, Чехии это право четко закреплено. В частности, согласно Конституции Венгрии «. в Венгерской Республике — в соответствии с условиями, определенными в законе, — обеспечивается право убежища тем иностранным гражданам, равно как и лицам без гражданства, которые в стране их пребывания преследуются по расовым, религиозным, национальным, языковым или политическим причинам или их опасения относительно преследований являются обоснованными — если ни страна их происхождения, ни какая-либо иная страна не обеспечивают их защиту» (абз. 1 § 65).

Говоря же о Российской Федерации нельзя не упомянуть об информации, данной в 2008 году РИА «Новости» со ссылкой на доклад Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. В контексте ее видно, что в соблюдении прав и свобод человека и гражданина в нашей стране пока еще существуют значительные резервы для совершенствования, что обуславливает рост числа фактов поиска политического убежища нашими соотечественниками в иных государствах.

Как получить политическое убежище в России в 2022 году

  • заявитель не хочет возвращаться в страну своей принадлежности по каким-либо причинам, не связанным с политическими гонениями;
  • у иностранца оформлено гражданство третьей страны, куда он мог бы уехать;
  • иностранное лицо в попытке заполучить статус предоставил о себе ложные сведения;
  • иностранец приехал в Россию из страны, с которой у РФ заключено соглашение о безвизовом въезде;
  • заявитель прибыл из страны, с которой у России различные демократические институты;
  • не имеется никакой реальной угрозы в стране принадлежности;
  • лицо привлекалось (или расследование ведется в настоящий момент) к уголовной ответственности в России;
  • заявитель претерпевает гонения из-за поступков, которые в России рассматриваются как преступления (или если деяния противоречат принципам ООН).

Помимо статуса временного убежища, беженства и вынужденного переселения, в России действует такой гуманитарный статус как политическое убежище. Лицо, оформившее данный статус, как и в прочих случаях, может находиться на территории страны легально. Из данной статьи вы узнаете, что такое политическое убежище, кто может на него претендовать, кто не имеет на него права, какими правами обладает получатель статуса политического убежища, как получить политическое убежище в России, куда обращаться, какие понадобятся документы и процедуры, как долго действует статус.

Ответ: Лицо, получившее в России политическое убежище, наделено теми же правами, что и граждане страны. Исключением являются лишь права, которыми невозможно наделить иностранцев и апатридов в силу их правового положения – им нельзя выдвигать себя на руководящие должности в государственных учреждениях, голосовать на выборах, производить некоторые процедуры, связанные с владением земельными участками.

Ходатайство о предоставлении политического убежища должно быть составлено по унифицированной форме (см. Приложение №1 к Административному регламенту). В частности, в документе в обязательном порядке должны быть сообщены личные данные о заявителе, сведения о гражданской принадлежности, номера документов, информация о членах семьи и наличии их согласия на проживание в России.

  1. Он должен являться иностранным гражданином или апатридом.
  2. Он должен находиться в поисках убежища вне территории страны постоянного пребывания или своей принадлежности из-за реальной угрозы или преследований.
  3. Ему должна угрожать опасность в силу того, что он занимается определенной политической деятельностью или обладает нетрадиционными политическими убеждениями.
  4. Его деятельность и убеждения не идут вразрез с демократическими принципами.
  5. Преследование ведется в отношении только его самого или его и семьи, но не имеет массового характера.

Жизненная ситуация вынужденных мигрантов сложная. Много проблем: материальных, социальных, личностных. Вместе с местом жительства они меняют специальность, социальный статус, материально-бытовые условия, круг общения, теряют имущество. Остро встают бытовые вопросы: жилье и прописка, трудоустройство, материальное и финансовое обеспечение, устройство детей. Одним словом, меняется стиль жизни. Меняется внутрисемейная ситуация, происходит изменение ролей: полная социальная изоляция женщин, отсутствие для них возможностей профессиональной самореализации, налаживание новых социальных связей. Многие приезжают жить к родственникам, возникает дискомфорт и напряженность.

Каждый из указанных видов убежища в настоящее время предоставляется отдельными государствами. В России предусмотрено предоставление трех видов убежища: признание лица беженцем, политического убежища и временного убежища. В Республике Беларусь также существует возможность предоставления защиты путем предоставления статуса беженца, дополнительной или временной защиты. Аналогичные виды убежища предусмотрены и в законодательстве Украины.

Нужно сказать, что предоставление убежища в помещениях дипломатических и консульских представительств было распространено в практике государств в XVI–XVII вв. Современное международное право не признает дипломатического убежища, хотя оно все еще встречается у некоторых латиноамериканских государств. На наш взгляд, дипломатическое убежище не стоит относить к самостоятельной форме убежища, его предлагается рассматривать как разновидность убежища территориального.

Таким образом, политическое убежище не может быть предоставлено лицу, если он обвиняется в совершении общеуголовного преступления на территории другого государства; сроки давности привлечения к уголовной ответственности не истекли; на территории Российской Федерации лицо не привлекалось к уголовной ответственности за это преступление; имеются соответствующие международные договоры.

Конституционно-правовым основанием для предоставления убежища на территории РФ является ст. 63 Конституции. Ее нормы одновременно регламентируют предоставление политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства (ч. 1) и запрещают выдачу другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением (ч. 2). Необходимо отметить, что российская правовая концепция убежища строится на сочетании принципа государственного суверенитета и соблюдения международно-правовых норм в области прав человека. Следует выделить, что определение понятия «беженец» в российском законодательстве намного шире, чем понятие лица, преследуемого за политические убеждения. Реализация права на политическое убежище в РФ регламентируется соответствующим Положением о порядке его предоставления, утвержденным Указом Президента от 21 июля 1997 г. № 746 24 . Данное Положение действует вместе с Административным регламентом Федеральной миграционной службы по исполнению законодательства РФ по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, который утвержден Приказом ФМС от 5 декабря 2007 г. № 451 25 .

Рекомендуем прочесть:  Возможна Продажа Квартиры Двум Покупателям

63 Конституции, которая допускает его предоставление в России по общепринятым международным нормам и исключает возможность экстрадиции лиц, которые его получили. Конкретный порядок предоставления статуса урегулирован Положением, утвержденным указом Президента РФ № 746 от 21.07.1997.

Наряду с иными гуманитарными статусами, которые могут получить иностранцы на территории РФ, в силу ограниченного круга причин им также может быть предоставлено политическое убежище. Как и в других случаях, оно предоставляется по результатам обращения субъекта и является основанием для законного пребывания на территории России. Вместе с этим порядок получения политического убежища, в контексте ограниченного перечня оснований, сложен.

Происходит максимальное уравнивание правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства с правовым статусом граждан РФ. Иностранными гражданами считаются лица, обладающие гражданством иностранного государства и не имеющие гражданства Российской Федерации.

В день подачи бумаг в миграционную службу каждый иностранец или лицо без гражданства обязаны пройти дактилоскопическую экспертизу, собеседование и опрос. Данные процедуры оговорены в специальном регламенте, который применяется для ищущих убежище в России.

Обратите внимание, что для предоставления заявителю политического убежища порой мало свидетельств ущемления его прав со стороны отдельных местных органов власти. Заинтересованное лицо должно иметь доказательства того, что он преследуется властью или общественностью в целом и не может избежать притеснений и опасностей на территории родного государства.

Основные юридические нормы, регламентирующие право политического убежища в Российской Федерации и порядок его реализации Основными законодательными актами, регламентирующими порядок реализации иностранцами и лицами без гражданства права на получение политического убежище в Российской Федерации, являются: · Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года); · Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746

Эти случаи: возврат в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства, выезд на жительство в третью страну, добровольный отказ от политического убежища на территории Российской Федерации, приобретение российского гражданства или гражданства другой страны.

Отдельные нормы, затрагивающие реализацию права на политическое убежище содержатся в: · Уголовном кодексе Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ; · Законе Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»; · Федеральном законе от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». На основе этого можно также сказать, что правовой механизм предоставления политического убежища в Российской Федерации опирается на такие международные правовые акты, как: · Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.); · Женевская конвенция о беженцах (принята 28 июня 1951 г.

Лица, получившие такой статус, имеют гарантию, что их не передадут без их согласия на территорию их родного государства. При получении временного убежища такое лицо не имеет права на получение единовременного пособия (в отличие от беженцев). В каждом конкретном случае вопрос о предоставлении убежища решается индивидуально.

Политическое убежище в Российской Федерации не предоставляется, если: лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций, лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории РФ, лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование, лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека, если лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации “О беженцах”, лицо представило заведомо ложные сведения, лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется. Указом устанавливаются также случаи, когда лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на убежище.

Жертвы преследования: политическое убежище в России

Как получить политическое убежище в России? Если обстоятельства вынуждают человека искать защиты, он должен лично явиться в местное подразделение ГУВМ МВД (бывшая ФМС) и подать письменное ходатайство. Эти действия следует предпринять в семидневный срок, который отсчитывается с момента:

Убежище можно получить только в исключительных случаях и лишь на время, необходимое для обеспечения защиты просителя. Кому не предоставляется право политического убежища, определено п. 5 Положения; в перечне основными причинами можно назвать то, что мигрант:

  1. Принять документы.
  2. Сделать их ксерокопию.
  3. Убедиться в подлинности документов.
  4. Провести собеседование с заявителем, внося данные в графы опросного листа.
  5. Сформировать пакет документов в личное дело.
  6. Провести дактилоскопическую регистрацию заявителя.
  7. Установить наличие/отсутствие оснований, по которым ходатайство не принимается;
  8. Мотивировать заключение перед главой территориального органа.

Российская Федерация предусматривает для обездоленных три вида убежища: политическое, временное и статус беженца. Если последние два понятия знакомы нашим соотечественникам, то убежище политическое вызывает лишь смутные представления. К кому применяется эта процедура?

Порядок предоставления политического убежища в РФ утверждается Положением, подписанным президентом России 21.07.1997 № 746. Власти РФ готовы предоставить убежище и защиту тем, кто лично стал жертвой или кому грозит преследование в стране гражданской принадлежности или места жительства за свои убеждения и общественно политическую инициативу. Важное условие: действия ходатая не должны идти вразрез с предписаниями международного права и принципы демократии, принятые мировым сообществом.

Наряду со статусом беженца, временным убежищем иностранные граждане и лица без гражданства, приезжающие в Российскую Федерацию, могут получить. Москва, 13 апреля 2022, 19:58 — REGNUM Законопроект, расширяющий возможности для получения политического убежища в РФ, внес в Госдуму депутат Константин Затулин («Единая Россия»), передает корреспондент ИА REGNUM 13 апреля.

При этом следует иметь в виду, что помещения представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с функциями представительства (п. 3 ст. 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях). Одна из главных составляющих процедуры в любой стране мира — предоставление государству убедительных свидетельств того, что на родине заявителю и его семье действительно угрожала реальная опасность. Обычно именно от этих документов зависит решение миграционных служб о принятии или отклонении заявления заинтересованного лица.

Фото и видео, подтверждающие вашу принадлежность к каким-либо политическим организациям или общественным движениям, участие в митингах и многое другое. Сюда же можно отнести фотографии, на которых запечатлены телесные повреждения, нанесённые вам, порча имущества, угрозы.

Что имеется в виду под преследованием? Согласно параграфу 3а, чтобы мигрант получил политубежище в Германии, преследование должно быть настолько серьезным по своей природе, чтобы повлечь нарушение основных прав человека. Или должно состоять из различного рода мер, настолько серьезных, что их можно сравнивать с нарушением основных прав человека по Конвенции о защите прав человека.

Рекомендуем прочесть:  Проблему Между Альфа Банком И Судебными Приставами

При подаче ходатайства заявитель вправе представлять любые документы в обоснование своего ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища. После заполнения ходатайства сотрудником территориального органа ФМС России, ответственным за прием ходатайства, проводится опрос заявителя с заполнением анкеты, которая является составной частью ходатайства.

Право политического убежища

Право на политическое убежище предоставляется обычно лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, за антивоенную пропаганду, за критику властей, т.е. за действия, не квалифицируемые в международном праве и национальном праве демократических государств как правонарушения.

Согласно этому Положению, политическое убежище предоставляется Указом Президента Российской Федерации. Лицо, которому предоставлено убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства законом или международным договором. Предоставление политического убежища распространяется на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Инстанция, в которую предоставляется ходатайство, является Федеральная миграционная служба МВД России, а инстанцией, направляющей свои предложения Президенту, — Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Лицу, которому предоставлено политическое убежище в Российской Федерации, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.

Значительное число государств признают правило, запрещающее предоставлять дипломатические убежища, которое продолжает действовать в странах Латинской Америки. В международном праве растет число договорных обычных норм, обязывающих государства не предоставлять политическое убежище определенным категориям лиц. К ним относятся в частности, лица, обвиняемые в совершении преступлений против человечества, уголовных преступлений, включенных в перечень о выдаче в соответствии с международными договорами (например, террористы).

Порядок предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации и их статус определяются Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. «Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации».

“Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций” (часть вторая статьи 14 Всеобщей декларации прав человека). Иначе говоря, политическое убежище не должно предоставляться лицам, совершившим террористические акты, выступления расистского характера, действия, подрывающие общественный порядок, несущие угрозу здоровью или нравственности населения и т.д.

Политическое убежище в РФ

Россия предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ.

Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства с учетом государственных интересов РФ на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией РФ и вышеуказанным Положением.

Лицо, желающее получить политическое убежище на территории РФ, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в министерство внутренних дел, главное управление, управление внутренних дел субъекта Федерации по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Министерство внутренних дел Российской Федерации.

МВД РФ рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения МИД РФ и ФСБ РФ, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией.

Ходатайство при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Федеральную миграционную службу. Федеральная миграционная служба рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения Министерства иностранных дел РФ, Министерства внутренних дел РФ и Федеральной службы безопасности РФ, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту РФ для принятия им решения.

Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях: возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства; выезда на жительство в третью страну; добровольного отказа от политического убежища на территории РФ; приобретения гражданства РФ или гражданства другой страны.

Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента РФ. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ.

Лицо, желающее получить политическое убежище на территории РФ, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания с письменным ходатайством. В ходатайстве на имя Президента РФ о предоставлении политического убежища на территории РФ должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о мотивах, позволяющих обратиться к России с просьбой о политическом убежище, а также необходимые автобиографические сведения.

— лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека. Для определения этих стран Министерство иностранных дел РФ ежегодно составляет список стран с развитыми и устоявшимися демократическими институтами [61] [62] в области защиты прав человека и представляет его в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ и Федеральную миграционную службу;

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ.

Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ по представлению Федеральной миграционной службы на основании заключений Министерства иностранных дел РФ и Федеральной службы безопасности РФ. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.

В соответствии с п.1 Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища политическое убежище предоставляется РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее именуются — лица) с учетом государственных интересов РФ на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией РФ и рассматриваемым Положением. 1

РФ предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

Лицо может быть лишено предоставленного ему РФ политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.